Научная статья на тему 'Гастрономический туризм как перспективное направление экономического развития Крыма'

Гастрономический туризм как перспективное направление экономического развития Крыма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3800
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гастрономический туризм / SWOT-анализ / диаграмма Исикавы / потенциал развития / заинтересованная сторона / стратегия / региональная экономика / Culinary tourism / SWOT analysis / Ishikawa diagram / capacity development / stakeholder / strategy / regional Economics

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сивошапка Юлия Владимировна

В статье обоснована значимость гастрономического туризма для регионального развития. С использованием метода «Диаграмма Исикава» установлены причинно-следственные связи неэффективного развития гастрономического туризма в Республике Крым. На основании мониторинга слабых сторон и предполагаемых угроз внешней среды, а также выявления потенциальных возможностей и конкурентных преимуществ туристской отрасли региона с помощью метода SWOTанализ обоснованы ключевые ориентиры для продвижения гастрономического туризма в Крыму. Аргументировано, что разработка научных концепций, описывающих механизм стимулирования развития гастрономического туризма и направленных на упорядочивание этапов его функционирования с учетом процессов максимального использования возможностей и минимизации угроз, позволит вывести гастрономический туризм на качественно новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gastronomic tourism as a perspective direction of economic development of Crimea

The article proves the importance of gastronomic tourism for regional development. Using the “Ishikawa Diagram” established the causal relationship of ineffective development of gastronomic tourism in the Republic of Crimea. On the basis of monitoring weaknesses and perceived threats in the external environment and identifying potential opportunities and competitive advantages of tourism industry in the region with the help of the SWOT – analysis the key benchmarks for the promotion of gastronomic tourism in the Crimea. It argues that the development of scientifi c concepts that describe the mechanism of stimulation of development of gastronomic tourism and aimed at the ordering of the stages of its functioning taking into account the processes of maximizing the opportunities and minimizing threats will bring culinary tourism to a new level.

Текст научной работы на тему «Гастрономический туризм как перспективное направление экономического развития Крыма»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Ю.В. Сивошапка

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРЫМА

На сегодняшний день туризм превратился в глобальное явление - это один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.

Для привлекательных территорий, коей является Республика Крым, развитие туризма и формирование системообразующего комплекса услуг, может являться динамичным фактором экономического развития, а для наиболее маргинальных дестинаций региона, дополнительной деятельностью, способной стимулировать развитие смежных отраслей экономики региона.

Очевидно, что грамотная политика региональных властей, направленная на развитие туристской индустрии, может способствовать решению наиболее острых проблем в экономике Республики, а именно:

• обеспечить рост ВРП;

• повысить конкурентоспособность региона;

• создать рабочие места;

• стимулировать инвестиционную и инновационную активность предприятий (организаций);

• стимулировать развитие смежных отраслей экономики;

• улучшить качество жизни и уровень благосостояния населения;

• повысить узнаваемость туристского бренда Республики Крым во внутренней и международной среде.

Мы считаем, что одним из инструментов, способствующих устойчивому развитию и продвижению туристского продукта Республики, повышению эффективности туристского сектора, может стать развитие гастрономического туризма.

Исследованиями теоретических и практических аспектов развития гастрономического туризма в мире занимались такие зарубежные ученые как: Hall C.M., Gilmore J.1, Pine B., Mitchell R.2, Henderson J.C., Lin Y.-C.3, Pearson T.E., Cai L.A.4 Особенностям и специфике развития гастрономического туризма в России посвящены научные труды ряда российских ученых: Нехаевой Н.Е., Тереховой Ю.С.5, Юрьевой В.А., Рыгиной Е.А.6, Кущевой Н.Б., Бедяевой Т.В.7 Фрагментарно проблематика развития гастрономического туризма в регионах Российской Федерации поднималась в трудах, Карабаевой А.З., Лукьянченко А.Д.8, Абрамкиной Т.Ф, Матвеевой Л.Ф.9 и других.

86

Однако на сегодняшний день нерешенными остаются вопросы, раскрывающие принципы формирования и механизмы функционирования гастрономического туризма в Республике Крым; не выявлен потенциал и не обозначены приоритеты развития гастрономического туризма в регионе. Данное обстоятельство предопределяет цель исследования, его задачи и структуру.

Цель статьи - на основе оценки ресурсного потенциала Республики Крым сформулировать перспективные направления развития гастрономического туризма, как инструмента интенсификации темпов роста региональной экономики.

Задачами исследования явились:

1. Мониторинг слабых сторон и предполагаемых угроз внешней среды.

2. Выявление потенциальных возможностей и конкурентных преимуществ туристской отрасли региона.

3. Обоснование ключевых ориентиров для продвижения гастрономического туризма.

Гастрономия - магнит для огромного потока туристов, аккумулирующий многообразие культурных, социальных, этнических, идентификационных и религиозных черт региона. В эпоху глобализации и космополитизации мира использование гастрономии, как инструмента создания нового туристского продукта, способно пробудить любопытство и интерес к новым ощущениям у туристов, стремящихся познать историю, традиции, культуру и образ жизни общин, населяющих Республику Крым.

Вместе с тем, гастрономический туризм может прямо или косвенно:

- диверсифицировать экономику сельских районов региона, препятствуя тем самым стагнации;

- увеличить въездной турпоток и рост ввоза капитала в Республику Крым;

- продлить туристический сезон;

- способствовать рациональному использованию имеющегося курортно-рекреационного потенциала;

- стимулировать развитие инфраструктуры;

- стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства;

- поддерживать культурное наследие;

- укрепить местную самобытность.

Следует отметить, что идентификация сторон, заинтересованных в становлении нового туристского продукта, исследование с применением метода триангуляции потенциала развития гастрономического туризма в Республике Крым с точки зрения мнений стейкхолдеров отрасли и иных источников информации, позволило нам структурировать сильные и слабые стороны, а также оценить перспективы экономического развития нового туристского продукта. Сам ресурсный потенциал Крыма нами был

87

проанализирован с использованием метода стратегического планирования - SWOT-анализа.

С методологической точки зрения, использование SWOT-анализа способствует пониманию отношения и степени заинтересованности в развитии гастрономического туризма стейкхолдеров отрасли на региональном уровне, кроме того результаты анализа предоставляют информацию о синхронистических внутренних и внешних факторах, характеризующих конкурентный статус гастрономического туризма.

SWOT-анализ использовался в качестве диагностического инструмента, позволяющего выявить эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на исследуемый туристский продукт и оценить в первом приближении туристский потенциал региона. Полученные результаты SWOT-анализа, по нашему мнению, могут обеспечить основу для формирования стратегии развития гастрономического туризма и обосновать принятие управленческих решений и определение новых руководящих принципов, необходимых для развития консолидированной системы: гастрономический туризм - туристская отрасль региона.

Диагностика проводилась в два этапа: на первом этапе фокус направлен на выявление внутренних факторов, способствующих или препятствующих развитию гастрономического туризма в Крыму, второй этап посвящен определению предполагаемых внешних аспектов, которые прямо или косвенно могут влиять на развитие нового туристского продукта.

Применение методики SWOT-анализа позволило оценить симультанное влияние внутренних и внешних факторов на цели и интересы заинтересованных сторон.

На рис. 1 представлена SWOT-матрица, консолидирующая в себе, как результаты анализа корреляции между возможностями и ресурсами региона с условиями и факторами внешней среды, так и эмпирические данные опроса заинтересованных сторон.

Центральная ось матрицы олицетворяет заинтересованные стороны и степень их участия в развитии нового туристского продукта. Нижняя часть этой оси представляет собой предмет исследования. На основании проведенных ранее интервью заинтересованных сторон, получены данные, подтверждающие гипотезу «единства интересов заинтересованных сторон» в отношении развития гастрономического туризма, данное свойство графически отражено на рисунке - центральная ось фигуры объединяет все заинтересованные стороны и демонстрирует необходимость создания прочных внутри- и межгрупповых связей между всеми стейкхолдерами на основе принципа государственно-частного партнерства. Именно консолидированные действия между заинтересованными сторонами с четкой и осознанной координацией должны являться пусковым механизмом, направленным на развитие и укрепление нового туристского продукта.

88

Рис. 1. SWOT-анализ перспектив развития гастрономического туризма в Республике Крым

89

Сформированная SWOT-матрица наглядно демонстрирует ряд слабых сторон, свойственных туристской отрасли региона, препятствующих либо сдерживающих развитие гастрономического туризма в Республике Крым. Показательным фактом является то, что количество слабых сторон, с одной стороны, превалирует над сильными, но с другой стороны - количество возможностей много больше количества внешних угроз.

С целью идентификации причин возникновения слабых сторон и системного изучения механизмов развития и функционирования гастрономического туризма, была построена причинно-следственная диаграмма -диаграмма Исикавы, представленная на рис. 210.

Вышеупомянутый инструмент позволил визуализировать и ранжировать ключевые системные причины первого и второго порядка, прямо или косвенно влияющие на развитие гастрономического туризма, а также установить причинно-следственные связи между ними.

Декомпозиция поставленной проблемы детерминирует шесть категорий факторов, влияющих на эффективность развития туристского продукта.

Международный опыт показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от уровня государственной и региональной поддержки. Для туристской отрасли Крыма характерно несовершенство механизмов регулирования туристской и смежных с ней отраслей - отсутствие понимания у региональных и местных властей - что?, как? и зачем? нужно продвигать, недостаточная поддержка сельскохозяйственных производителей, несовершенная система налогообложения, отсутствие координирующего органа, ответственного за разработку механизмов продвижения и функционирования новых направлений в туризме - препятствует эффективному использованию туристского потенциала региона.

Также фактором, сдерживающим развитие гастрономического туризма, является отсутствие транспортной доступности. Санкционная политика в отношении крымских транспортных компаний, в том числе морских портов, лимитированная пропускная способность Керченской паромной переправы и единственного на полуострове аэропорта «Симферополь», интегральная труднодоступность отдельных районов полуострова, качество дорожного покрытия, износ общественного транспорта и т.п. - это те причины, которые не способствуют интенсивному потреблению туристских услуг и тем более росту спроса на них. Стоит отметить, что на сегодняшний день запланированы и реализуются в рамках Федеральной программы социально-экономического развития Крыма ряд мероприятий, которые направлены на нивелирование вышеуказанных проблем.

К факторам, тормозящим развитие гастрономического туризма, в равной степени относится низкое качество услуг и их высокая стоимость. Конкурентоспособность крымского туристского продукта уступает не только международным конкурентам, но и ближайшим внутренним - курортам Краснодарского края, как по уровню сервиса, так и по стоимости предоставляемых услуг.

90

Неудовлетворительное состояние Отсутствие транспортной Низкая конкурентоспособность

туристской инфраструктуры доступности туристских услуг

Высокий уровень износа основных фондов коллективных средств размещения

Неразвитость коммунальной инфраструктуры

Изношенность объектов туристкой инфраструктуры (музеев, театров и т.п.)

Недостаточное количество объектов общественного питания, фермерских хозяйств

Высокая степень износа транспортной инфраструктуры

Высокая стой мость услуг

Отсутствие достаточного количества объектов для проведения дегустаций, мастер-классов, обучения технологиям приготовления блюд, знакомства с технологией производства продуктов питания

Отсутствие привлекательных для туристов, в целях ознакомительного посещения, фермерских хозяйств и рынков

Несоответствие транспортно-эксплуатационных характеристик дорог современным требованиям

Ограниченность транспортного сообщения с материковой Россией

Санкции против транспортной отрасли

Разрозненная информация о туристских дестина-циях региона

Отсутствие рекламы на внутреннем и внешнем рынках

Отсутствие достаточного количества информационных центров

Отсутствие информации о продуктовых региональных брендах

Отсутствие брендирования региональной кухни и местных производителей питания

Недостаточное освещение, проводимых событийных мероприятий

Недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий

Отсутствие механизмов стимулирования местных производителей продуктов питания

Отсутствие персонала сферы общественного питания, знающего традиции и историю региональной кухни

Невозможность использования международных платежных систем

Отсутствие реестра гастрономических маршрутов, гастрономической карты региона

Несоответствие качества предоставляемых услуг международным стандартам

Низкая инновационная активность

Низкая степень соответствия услуг потребностям туристов

Несовершенная система налогообложения и статистического учета в сфере туризма

Неэффективное развитие гастрономического туризма

Отсутствие стабильных хозяйственных связей м/у региональными производителями ПП и ресторациями региона

Отсутствие стабильного взаимодействия м/у предприятиями ресторанного бизнеса и различными отраслевыми комплексами

Отсутствие квалифицированного персонала Несовершенство механизмов регулирования туристской и смежных с ней отраслей

Рис. 2. Диаграмма основных причин, влияющих на развитие гастрономического туризма в Республике Крым (диаграмма Исикавы)

К негативным факторам относится и неудовлетворительное состояние туристской инфраструктуры: моральный и физический износ коллективных средств размещения, отсутствие благоустроенных зон отдыха, нерациональное размещение действующих объектов, износ памятников истории, культуры, архитектуры, недостаточное количество предприятий общественного питания, а также сомнительная привлекательность имеющихся - сдерживает развитие туризма. Указанные проблемы решаемы, однако для этого необходимо привлечение как государственного, так и частного инвестиционного капитала при условии государственных гарантий и субсидий.

Значительное влияние на эффективность продвижения и становления туристского продукта оказывает недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий. Эффективная коммуникационная деятельность позволит регулировать развитие туристских услуг, формировать у потребителя положительное мнение о новом туристском продукте, а также стимулировать продажи.

Выявленные сильные и слабые стороны, влияющие на них внутренние причины, а также потенциальные возможности и внешние угрозы, позволяют сделать вывод о том, что ресурсный потенциал региона гастрономический туризм является перспективным направлением для Крыма, способным стимулировать развитие экономики региона.

Бесспорно, должны быть разработаны научные концепции, описывающие экономические механизмы, а также стимулирующие продвижение гастрономического туризма, направленные на упорядочивание этапов его развития, параллельно затрагивая процессы максимального использования возможностей и минимизации угроз.

В целом, результаты исследования демонстрируют перспективу становления гастрономического туризма в Крыму, однако для устойчивого развития нового направления необходимы институциональные изменения, направленные на укрепление и развитие потенциала региона: природноресурсного, инвестиционного, научно-инновационного, трудового, производственного, социально-инфраструктурного.

Полученные результаты исследований обозначили предпосылки для разработки стратегии продвижения гастрономического туризма в регионе, которая должна основываться на парадигме развития, ориентированной на укрепление связей и сотрудничества между всеми игроками рынка.

Примечания

1 Hall C.M. Culinary Tourism and Regional Development: From Slow Food to Slow Tourism? // Tourism Rev. Int. 2006. № 9(4). P. 303-306.

92

2 Gilmore J., Pine B. Authenticity: what consumers really want. Harvard: Business School Press, 2008. 415 р.

3 Lin Y.-C., Pearson T.E., Cai L.A. Food as a Form of Destination Identity: A Tourism Destination Brand Perspective //Tourism and Hospitality Res. 2011. № 11. P. 30-48.

4 Henderson J.C. Food Tourism Reviewed//British Food Journal. 2009. № 111. Р. 317326.

5 Нехаева Н.Е., Терехова Ю.С. Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России//Естественные и математические науки в современном мире. 2015. №34. С. 82-87.

NehaevaN.E., Terehova Ju.S. Gastronomicheskij turizm kak perspektivnoe napravlenie razvitija regionov Rossii//Estestvennye i matematicheskie nauki v sovremennom mire. 2015. №34. S. 82-87.

6 Кущева Н.Б., Бедняева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России// Современные исследования социальных проблем. -2014. - №12(44). С. 207-217.

Kushheva N.B., Bednjaeva T.V Gastronomicheskij turizm kak perspektivnyj vid razvitija regionov Rossii // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. - 2014. -№12(44). S. 207-217.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Юрьева В.А., Рыгина Е.А. Гастрономический туризм: понятие и направления// Молодежь Сибири науке России: межд. науч.-практ. конф. (Красноярск, 24-25 апреля 2014). Иркутск: ГОУ ВПО «СИБУП», 2014. С. 488-492.

Jur'eva V.A., RyginaE.A. Gastronomicheskij turizm: ponjatie i napravlenija// Molodezh' Sibiri nauke Rossii: mezhd. nauch.-prakt. konf. (Krasnojarsk, 24-25 aprelja 2014). Irkutsk: GOU VPO «SIBUP», 2014. S. 488-492.

8 Карабаева А.З., Лукьянченко А.Д. Специфика и особенности гастрономического туризма в Астраханской области//Естественные науки. - 2015. - №2(51). С. 24-28.

Karabaeva A.Z., Luk'janchenko A.D. Specifika i osobennosti gastronomicheskogo turizma v Astrahanskoj oblasti//Estestvennye nauki. - 2015. - №2(51). S. 24-28.

9 Абрамкина Т.Н., Матвеева Л.Ф. Гастрономический туризм: национальные и региональные кулинарные традиции Байкальского региона// Экологический туризм: теория практика: межд. науч.-практ. конф. (Иркутск, 14-15 апреля 2014). Иркутск: Изд-во ООО ЦентрНаучСервис, 2014. С. 9-16.

Abramkina T.N., Matveeva L.F. Gastronomicheskij turizm: nacional'nye i regional'nye kulinarnye tradicii Bajkal'skogo regiona// Jekologicheskij turizm: teorija praktika: mezhd. nauch.-prakt. konf. (Irkutsk, 14-15 aprelja 2014). Irkutsk: Izd-vo OOO CentrNauchServis, 2014. S. 9-16.

10 Ishikawa K. Introduction to Quality Control: 3rd ed. / K. Ishikawa, J.H. Loftus. -Tokyo: 3A Corp., 1990. 435 p.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.