Научная статья на тему 'Гастрольная поездка Еврейского государственного театра им. Л. Кагановича (г. Биробиджан) на Украину в 1940 году как форма межкультурного взаимодействия народов СССР'

Гастрольная поездка Еврейского государственного театра им. Л. Кагановича (г. Биробиджан) на Украину в 1940 году как форма межкультурного взаимодействия народов СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гастроли / БирГОСЕТ / еврейская литература / еврейский театр / творчество Шолом-Алейхема / Еврейская автономная область / М. Гольблат / «Тевье Молочник» / «Пир» / tours / BirGOSET (Birobidzhan Jewish State Theater) / Jewish literature / Jewish theater / Sholom Aleichem’s creative work / Jewish Autonomous Region / M. Golblat / «Tevye the Milkman» / «Feast»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Софья Юрьевна Гамалей

В статье рассматриваются особенности гастрольной поездки Еврейского государственного театра им. Л. Кагановича в УкрССР как способ формирования толерантного отношения между различными нациями, проживающими на территории Советского Союза. Театральное искусство в 1930-е годы расценивалось как средство взаимодействия между народами страны, посредством которого граждане СССР знакомились с национальной культурой других народов, с их языком и традициями. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье впервые предпринят анализ особенностей творческой поездки Еврейского государственного театра г. Биробиджана по Украине. Раскрывается содержание отдельных пьес, поставленных коллективом во время гастролей. В работе применяется комплексный историко культурный и функциональный методы. Автор, анализируя статьи периодических изданий, подробно раскрывает особенности каждого спектакля, поставленного еврейским коллективом во время гастролей. В работе отмечается, что гастрольная поездка Еврейского театра являлась показателем высокой оценки деятельности данного коллектива со стороны Всесоюзного комитета по делам искусств, в то же время она носила яркий идеологический характер, так как во время гастролей коллектив проводил встречи с жителями Украины, рассказывая им о положительных сторонах жизни ЕАО. В заключение делается вывод о несомненно важной роли гастрольных туров между отдельными союзными республиками, осуществляемых в период существования СССР, которые позволяли установить межкультурные связи между гражданами страны. Данная гастрольная поездка позволила населению Украины познакомиться с творчеством уникального еврейского коллектива, а также узнать о жизни еврейской диаспоры, проживающей на территории Еврейской автономной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

L. Kaganovich Jewish state theater (Birobidzhan) and its tour of Ukraine in 1940 as a form of intercultural communication among the peoples in the USSR

The article examines the tour of L. Kaganovich Jewish State Theater of the Ukrainian SSR as a way to form tolerant attitudes towards different nations living on the territory of the Soviet Union. In the 1930s, the art of theater was regarded as a means for the peoples of the country to interact with each other, through which the citizens of the USSR got acquainted with national cultures of other peoples, their language and traditions. This research is the first to analyze the specifics of the tour of Birobidzhan Jewish State Theater in Ukraine. The author describes the content of certain plays staged by the troupe during the tour and uses complex, historical-cultural and functional methods for the research. The author analyzes the relevant articles from periodicals and gives a detailed account of each performance staged by the Jewish theatre during the tour. The article notes that the tour of the Jewish theater is an indicator that its activity was highly appreciated by the All-Union Committee for the Arts; at the same time it was strongly ideological in nature, as during the tour the troupe held meetings with the Ukrainians, telling them about the positive aspects of life in the Jewish Autonomous Region. The author concludes on the undoubtedly important role of exchanging theatre tours between the Union republics during the Soviet period, which established intercultural links between the citizens of the country. This particular tour enabled the population of Ukraine to get acquainted with the art of the unique Jewish thatre, as well as to learn about the life of the Jewish diaspora on the territory of the Jewish Autonomous Region.

Текст научной работы на тему «Гастрольная поездка Еврейского государственного театра им. Л. Кагановича (г. Биробиджан) на Украину в 1940 году как форма межкультурного взаимодействия народов СССР»

Научная статья УДК 792.09

DOI: 10.20323/2499_9679_2024_1_36_230 EDN: EPVUYN

Гастрольная поездка Еврейского государственного театра им. Л. Кагановича (г. Биробиджан) на Украину в 1940 году как форма межкультурного взаимодействия народов СССР

Софья Юрьевна Гамалей

Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России. 680030, г. Хабаровск, пер. Казарменный, д. 15 s.u.gamaley@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6401-1663

Аннотация. В статье рассматриваются особенности гастрольной поездки Еврейского государственного театра им. Л. Кагановича в УкрССР как способ формирования толерантного отношения между различными нациями, проживающими на территории Советского Союза. Театральное искусство в 1930-е годы расценивалось как средство взаимодействия между народами страны, посредством которого граждане СССР знакомились с национальной культурой других народов, с их языком и традициями.

Научная новизна исследования заключается в том, что в статье впервые предпринят анализ особенностей творческой поездки Еврейского государственного театра г. Биробиджана по Украине. Раскрывается содержание отдельных пьес, поставленных коллективом во время гастролей. В работе применяется комплексный историко -культурный и функциональный методы. Автор, анализируя статьи периодических изданий, подробно раскрывает особенности каждого спектакля, поставленного еврейским коллективом во время гастролей. В работе отмечается, что гастрольная поездка Еврейского театра являлась показателем высокой оценки деятельности данного коллектива со стороны Всесоюзного комитета по делам искусств, в то же время она носила яркий идеологический характер, так как во время гастролей коллектив проводил встречи с жителями Украины, рассказывая им о положительных сторонах жизни ЕАО.

В заключение делается вывод о несомненно важной роли гастрольных туров между отдельными союзными республиками, осуществляемых в период существования СССР, которые позволяли установить межкультурные связи между гражданами страны. Данная гастрольная поездка позволила населению Украины познакомиться с творчеством уникального еврейского коллектива, а также узнать о жизни еврейской диаспоры, проживающей на территории Еврейской автономной области.

Ключевые слова: гастроли; БирГОСЕТ; еврейская литература; еврейский театр; творчество Шолом-Алейхема; Еврейская автономная область; М. Гольблат; «Тевье - Молочник»; «Пир»

Для цитирования: Гамалей С. Ю. Гастрольная поездка Еврейского государственного театра им. Л. Кагановича (г. Биробиджан) на Украину в 1940 году как форма межкультурного взаимодействия народов СССР // Верхневолжский филологический вестник. 2024. № 1 (36). С. 230-237. http://dx.doi.org/10.20323/2499_9679_2024_1_36_230. https://elibrary.ru/EPVUYN

Original article

L. Kaganovich Jewish state theater (Birobidzhan) and its tour of Ukraine in 1940 as a form of intercultural communication among the peoples in the USSR

Sofia Yu. Gamaley

Candidate of historical sciences, associate professor at the department of state law disciplines, Far Eastern law institute of the Russian Ministry of internal affairs. 680030, Khabarovsk, Kazarmenny lane, 15 s.u.gamaley@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6401-1663

Abstract. The article examines the tour of L. Kaganovich Jewish State Theater of the Ukrainian SSR as a way to form tolerant attitudes towards different nations living on the territory of the Soviet Union. In the 1930s, the art of theater was regarded as a means for the peoples of the country to interact with each other, through which the citizens of the USSR got acquainted with national cultures of other peoples, their language and traditions.

This research is the first to analyze the specifics of the tour of Birobidzhan Jewish State Theater in Ukraine. The author describes the content of certain plays staged by the troupe during the tour and uses complex, historical-cultural

© Гамалей С. Ю., 2024

and functional methods for the research. The author analyzes the relevant articles from periodicals and gives a detailed account of each performance staged by the Jewish theatre during the tour. The article notes that the tour of the Jewish theater is an indicator that its activity was highly appreciated by the All-Union Committee for the Arts; at the same time it was strongly ideological in nature, as during the tour the troupe held meetings with the Ukrainians, telling them about the positive aspects of life in the Jewish Autonomous Region. The author concludes on the undoubtedly important role of exchanging theatre tours between the Union republics during the Soviet period, which established intercultural links between the citizens of the country. This particular tour enabled the population of Ukraine to get acquainted with the art of the unique Jewish thatre, as well as to learn about the life of the Jewish diaspora on the territory of the Jewish Autonomous Region.

Key words: tours; BirGOSET (Birobidzhan Jewish State Theater); Jewish literature; Jewish theater; Sholom Alei-chem's creative work; Jewish Autonomous Region; M. Golblat; «Tevye the Milkman»; «Feast»

For citation: Gamaley S. Yu. L. Kaganovich Jewish state theater (Birobidzhan) and its tour of Ukraine in 1940 as a form of intercultural communication among the peoples in the USSR. Verhnevolzhski philological bulletin. 2024;(1):238-245. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/2499_9679_2024_1_36_230. https://elibrary.ru/EPVUYN

Введение

В современных условиях развития Российской Федерации благодаря сформированному гражданскому обществу межэтнические конфликты встречаются достаточно редко. Однако сохраняющийся острый политический конфликт между Россией и Украиной может привести к обострению межнациональных отношений между проживающими в РФ украинцами и русскими. В ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ В. В. Путин подчеркнул, что жители Донбасса сражаются за свое право жить на своей земле и говорить на родном языке, в условиях блокады, нескрываемой ненависти со стороны киевского режима. На протяжении нескольких лет Россия предпринимала различные действия по преодолению межгосударственного конфликта. Однако избежать его не удалось.

И это очень трагично, ведь накопленный исторический опыт взаимодействия двух государств, России и Украины, всегда свидетельствовал о дружбе и взаимопомощи наших братских народов, особенно в период обострения международной обстановки.

Одним из ярких примеров такого взаимодействия станет гастрольная поездка Еврейского государственного театра г. Биробиджана на территорию Украинской Союзной Республики летом 1940 года в условиях уже начавшейся Второй мировой войны. Эта поездка и будет являться объектом исследования.

Методы и процедура исследования

Целью данной работы является выявление особенностей творческой деятельности еврейского театрального коллектива города Биробиджана, который сумел вызвать интерес к своему творчеству у жителей Украины, а также провести

огромную идеологическую работу во время гастрольного турне.

Теоретической основой исследования ввиду отсутствия монографических работ послужили статьи периодических изданий региональной и центральной прессы. Использование историко-культурного метода дало возможность более подробно изучить спектакли, показанные коллективом еврейского театра во время гастролей. Подбор репертуара для гастрольной поездки был основан на желании показать евреям Украины положительные стороны национальной политики, осуществляемой советской властью, когда угнетаемые царизмом евреи, как, например, Те-вье Молочник из одноименного спектакля или Мендл из спектакля «Пир» начинают принимать новую жизнь, где нет места рабству и унижению. Используя структурно-функциональный метод, автор показывает еврейскую театральную культуру как часть советский культуры, поскольку ее формирование происходило в условиях создания новой территориальной единицы - Еврейской автономной области. А ввиду того, что произведения еврейских писателей, взятых за основу спектаклей, созданных коллективом еврейского театра, носили символические смыслы, автор обратился к теории символического взаимодействия, раскрыв смысл отдельных слов и поступков героев пьес.

Результаты исследования

Еврейские государственные театры появляются на территории России с установлением советской власти. Поскольку утвержденная правительством большевиков «Декларация прав народов России» отменяла все существующие ранее религиозные и культурные ограничения, одновременно она закрепляла за народами России право на свободное самоопределение вплоть до

создания суверенного государственного образования [История..., 1957, с. 17].

И хотя причины создания данной территориальной единицы в историографии носят дискуссионный характер, такие исследователи, как Ф. Н. Рянский [Еврейская автономная область., 1992], А. М. Мелихов [Мелихов, 2009], не отрицают наличия «политической воли» как главного фактора строительства Биробиджана. Кроме того, изучая особенности переселенческой политики на Дальний Восток, Ю. В. Пикалов [Пикалов, 2003], Н. Н. Платунов [Платунов, 1976], а так же И. В. Нам [Нам, 1976] отмечают мирный характер переселения евреев, когда были задействованы не методы насилия, а убеждения и пропаганды - идеи строительства отдельной территориальной единицы. При этом никто из исследователей не отрицает того факта, что в 1930-е годы на новой территории будущей Еврейской автономной области создавались условия для качественного развития еврейской культуры [Кантор, 1934; Альбертон, 2016]. В результате в 1934 году на территории Дальнего Востока появится новая территориальная единица - Еврейская автономная область, на территории которой на протяжении 15 лет будет успешно работать Еврейский государственный театр им. Л. Кагановича.

Отметим, что к 1934 году на территории СССР существовало 12 еврейских театральных коллективов. Их творчество складывалось на протяжении 1920-х годов. Они успешно ставили спектакли на еврейском языке; богатая творческая культура еврейского народа, наличие собственных авторов позволяли данным коллективам осуществлять показ национальных спектаклей, которые имели актуальную тематику. Наличие достаточного контингента зрительской аудитории способствовало успешной реализации финансовых планов.

Еврейский театр г. Биробиджана (БирГОСЕТ) был самым молодым еврейским коллективом в стране. Его деятельность являлась предметом исследования Б. Котлермана [Котлерман, 2005, 2008, 2009а, 2009б, 2011, 2014а, 2014б], В. С. Гу-ревича [Гуревич, 2020] и Е. И. Кудиша [Кудиш 1992]. На протяжении шести лет творческой деятельности, как отмечает в своей работе Е. Ку-диш, популярность театра возрастала [Кудиш, 1996, с. 12]. Качественные постановки позволили претендовать коллективу на возможность организации гастролей не только по Дальневосточному региону, но и за его пределами.

Так, в 1940 году было принято решение отправить еврейский коллектив на Украину, взамен в г. Биробиджан со своей творческой программой приехал Киевский еврейский театр юного зрителя. Такая система обмена творческими коллективами успешно функционировала в СССР долгие годы, поскольку это позволяло, с одной стороны, познакомить регионы с творчеством имеющихся театральных трупп в других городах и тем самым вызвать интерес к театральному делу; с другой стороны, посредством гастролей осуществлялось национальное единение народов, проживающих в отдельных республиках.

Организованные гастроли решали и пропагандистские цели, так как Еврейский театр г. Биробиджана представлял саму Еврейскую автономную область; своими постановками, запланированными творческими беседами, организованными после спектаклей со зрителями, коллектив мог рассказать жителям союзных республик о достижениях национальной автономии, тем самым проводя и агитацию среди евреев, проживающих на Украине, мотивируя их переселяться на территорию еврейской автономии.

Гастрольная поездка была запланирована на несколько месяцев, с мая по сентябрь 1940 года; за это время коллектив планировал посетить города Николаев, Бердичев, Житомир, Каменец-Подольск. Кроме того, в программу гастролей вошло посещение Киева и пограничных городов Чернигов и Проскуров [Герцберг, 1988, с. 86].

Уже в апреле 1940 года согласно утвержденному гастрольному плану на Украину были отправлены декорации. 5 мая 1940 года еврейский коллектив в честь шестилетия области и существования БирГоСЕТа дал прощальный спектакль «Сендер Бланк» (Герцберг Б. Гастрольная поездка биробиджанского театра на Украину. Биробиджанская звезда. 04.05.1940), который войдет в его гастрольный репертуар. А 20 мая театр прибыл на территорию Украины, начав свою успешную гастрольную поездку.

В то же время в Биробиджан приехал Киевский еврейский театр юного зрителя, который на протяжении лета знакомил жителей ЕАО со своим репертуаром. Данный факт свидетельствовал о тесной взаимосвязи союзных республик в общекультурном строительстве, в том числе и в области развития национального искусства. В результате можно заявить, что в 1930-е годы идея толерантности, национальной общности успешно реализовывались, в том числе и посредством знакомства советских людей с достижени-

ями национальной театральной культурой, формируемой в различных республиках и городах СССР.

Первая остановка биробиджанского коллектива произошла в Киеве, где актеры выступали в здании Государственного драматического театра им. И. Франко.

Во время пребывания в столице Украины представители еврейского биробиджанского коллектива были приглашены к секретарю ЦК ВКП(б)У товарищу Люсенко. В беседе он подчеркнул особое значение начавшихся гастролей, поскольку «своим творчеством молодой еврейский коллектив раскрывает многоаспектность советской национальной политики, показывает, насколько свободно стало жить всем народам в советской стране» [Герцберг, 1988, с. 151].

В Киеве коллектив показал свою новую постановку - спектакль под названием «Блуждающие звезды». Над ней работали выдающиеся мастера еврейской сцены - драматург И. Добру-шин, режиссер С. Марголин, художник И. Раби-чев, композитор М. Мильнер. При инсценировке романа Шолом-Алейхема драматург И. Добру-шин достиг максимальной достоверности. Возможно поэтому спектакль в постановке биробиджанского коллектива смотрелся с начала и до конца с неослабевающим интересом. Его сюжет вызывал чувства горечи и счастья одновременно. События романа Шолом-Алейхема разворачиваются в местечке Голонешты, где бегают и суетятся дети в предвкушении приезда еврейского театра. Дети, которых Шолом-Алейхем изображал удивительно красочно, раскрывая их души открытые красоте, солнцу и радостям жизни. «Ты не знаешь, до чего велик соблазн театра, до чего он тянет к себе... Как магнит манит!» - уверяет актер Гоцмах своего маленького собеседника Лейбку Рафаловича. И неожиданно для Гоц-маха мальчик восклицает: «То же самое и со мной» (Аронов И. Заметки о спектакле «Блуждающие звезды». Биробиджанская звезда. 20.07.1939). Так начинался в постановке БирГО-СЕТа спектакль «Блуждающие звезды», которому был присущ задушевный лиризм и мягкий шолом-алейхемовский юмор.

Спектакль стал своеобразным отчетом еврейского театра о своей работе в Еврейской автономной области. И эта работа заслужила высокой оценки, поскольку талантливые актеры посредством своей творческой деятельности сумели не просто воплотить творчество Шолом-

Алейхема на сцене, они привносили свое видение работ талантливого писателя.

После успешных выступлений в Киеве Еврейской государственный театр им. Л. Кагановича выехал в Чернигов. Перед началом выступлений коллектив Дальнего Востока тепло приветствовали руководители Черниговского горсовета и делегация Белорусского еврейского театра, которая специально приехала в Чернигов для встречи с биробиджанцами (Богатырев В. Гастроли биробиджанского театра в Чернигове. Биробиджанская звезда. 22.06.1940), поскольку Еврейский коллектив Биробиджана очень хотел встретиться со своими единомышленниками по актерской профессии. В Белорусском же государственном еврейском театре, работающем в Минске с 1926 года, было много актеров-выпускников театральной студии С. Михоэлса, в которой учились и актеры биробиджанского коллектива. Встреча талантливых людей прошла успешно, как и спектакли, которые были показаны жителям Чернигова - «Блуждающие звезды», «Молоко и мед», «Пир», «Тевье-молочник».

«Тевье-молочник» является одним из самых популярных произведений Шолом-Алейхема, поскольку главный герой пьесы - Тевье - был представлен автором как настоящий человек из народа, простой и мудрый. На протяжении всей своей жизни он претерпевает гонения, страдания, но не сдается, а духовно растет от события к событию. В конце своего долгого жизненного пути Тевье протестует против власти, которая изгоняет евреев из деревень, против бога, который не обращает внимание на неравенство. И даже говорит «Я еще должен жить. Пока душа в теле -поезжай дальше, Тевье!», и этими словами Шо-лом-Алейхем устами героя выразил надежду в счастливое будущее еврейского народа.

Выбор режиссером БирГОСЕТа М. Гольбла-том произведения «Тевье-молочник» для гастрольной поездки был неслучайным, так как весь сюжет олицетворял то новое, с чем столкнулись евреи-переселенцы на Дальнем Востоке (Пятигорская А. «Молочник Тевье». Биробиджанская звезда. 24.11.1939).

В этом символическом «езжай дальше» и заключалось глубокое оптимистическое звучание, ибо куда еще дальше, чем Биробиджанский район, можно уехать. В результате спектакль нес в себе пропагандистскую цель, он заставлял зрителей задуматься о возможности изменить свою жизнь, начать что-то новое, где тебя примут и помогут реализовать то, что, возможно, еще не

получилось. В условиях того, что Чернигов являлся приграничным городом, когда во всем мире распространялся фашизм, идея переселения в новую автономию могла восприняться жителями как наилучший вариант будущей жизни.

Показ такого рода спектаклей не был единственным способом агитации. Понимая, что необходимо охватить большее количество людей, коллектив театра г. Биробиджана организовывал встречи с рабочими швейной фабрики, с пионерами города и частями Красной армии, и везде с большим интересом актеры рассказывали о жизни в ЕАО, о своих творческих достижениях, о судьбах переселенцев (Богатырев В. Гастроли биробиджанского театра в Чернигове. Биробиджанская звезда. 22.06.1940).

Из Чернигова театр отправился в Житомир и Проскуров. Из запоминающихся спектаклей в данных городах можно отметить постановку пьесы П. Маркиша «Пир», в которой автору удалось с большим драматургическим мастерством показать жизнь местечка на Украине в годы Гражданской воны, в дни оккупации, когда на территории появились многочисленные банды, грабящие безоружных евреев. Находящееся в страхе перед надвигающимся погромом население местечка организует самооборону, удерживает пришедших бандитов и ждет красных партизан. Автору пьесы, поэту-орденоносцу Перецу Маркишу в данной пьесе удалось показать образы смелых и мужественных сынов еврейского народа, их страстное стремление к новой, свободной жизни. Главным героем пьесы является Мендл - старый еврей, честный и любящий пофилософствовать. Он религиозен и не одобряет поступки сына, который мечтает о революции. Но когда приходит враг, когда нужно его задержать до прихода красных частей, он первый вызывается идти к врагу. Он понимает, что умрет, но принимает данное решение, поскольку его соплеменники находятся в опасности и в его силах помочь спасти людей. Значение данной пьесы заключалось не только в реалистическом отображении борьбы еврейского народа за свое счастье, но и в показе мощи великого русского народа, поведшего за собой все народы России на борьбу за свободу. Кроме того, сюжет пьесы разворачивался на территории Украины, что делало данный спектакль еще более актуальным, ведь жители Житомира сами переживали ужасы гражданской войны, поэтому они могли качественно оценить работу коллектива (Гольман Б.

Пьеса «Пир» в Биробиджанском театре. Биробиджанская звезда. 22.05.1939).

Данная пьеса запомнилась жителям Житомира своей реалистичностью и высокой художественностью. Зрители от души благодарили коллектив актеров, режиссера спектакля М.А. Рубинштейна (Герцберг Б. Гастрольная поездка биробиджанского театра на Украину. Биробиджанская звезда. 04.05.1940).

Следующими городами в гастрольном туре еврейского театра были Бердичев и Каменец-Подольск; здесь коллектив показал свою новую пьесу «Сендер Бланк» - по роману Шолом-Алейхема. В центре спектакля - жадный богач Сендер Бланк, которого Шолом-Алейхем показал во всем своем ярком обличии, разоблачая его сатирическим словом. Вокруг него члены его семьи, которые связаны с ним не узами родства и дружбы, а узами денег - наследства Сендера Бланка. Драматическое действие находит в постановке соответствующее равновесие в том, что параллельно среде Сендера и его семьи показана другая среда - слуги Фройки и людей кухни. Эти две стороны противопоставлены друг другу своими идеалами, мечтами, своим образом жизни.

Режиссером данного спектакля выступил М. И. Фридман, который сумел не перегрузить спектакль какими-то режиссерскими выдумками, а сделать реалистичную законченную постановку; в результате на протяжении всего просмотра зритель полностью захвачен действием, происходящим на сцене (Миллер Б. «Сендер Бланк». Биробиджанская звезда. 04.05.1940). В целом спектакль показывал жителям Украины, что мир власти денег исчез, а советское государство своим решением о строительстве Еврейской автономной области дало возможность трудящимся евреям жить в новом, свободном обществе.

Именно находясь в Каменец-Подольске, коллектив обратился с предложением к командованию армии посетить г. Хотин (бывшая Бессарабия) для обслуживания населения и частей Красной армии, которые освободили Бессарабию в 1940 году, присоединив данную территорию к СССР. И предложение было принято.

Приезд БирГОСЕТа в Хотин произвел большое впечатление на население города, где большой сенсацией стали афиши театра на еврейском языке, ведь в Хотине, как и в других городах Бессарабии, во время румынской оккупации было запрещено говорить на русском и еврейских языках. Поэтому можно представить, какое значение имел факт приезда в Хотин советского

государственного еврейского театра из Еврейской автономной области (Аввин И. Биробиджанский театр им Л. Кагановича закончил свои гастроли на Украине. Биробиджанская звезда. 21.08.1940). В результате успех был колоссальный: зал, где выступал коллектив, не мог вместить всех желающих, многие даже стояли в дверях из-за отсутствия мест. Каждый спектакль, рассказывал режиссер Е. Гельфанд [Гамалей, 2023, с. 92], заканчивался овациями, трогательными слезами. Естественно, что во время этой поездки коллектив проводил активную агитационную работу, он показывал жителям Хотина перспективы реализации национального искусства в РСФСР. Актеры театра проводили встречи со зрителями, выступали на организованных митингах, собраниях, где рассказывали населению освобожденного Красной армией города о Сталинской Конституции, о жизни в Советской стране (Встреча со зрителем. Биробиджанская звезда. 30.10.1940).

Успешно прошли все спектакли коллектива, в том числе и спектакль «Молоко и мед», первое сценическое произведение Эм. Казакевича, которое раскрывало особенности жизни и быта людей, проживающих в Еврейской автономной области.

Особенно убедительно актерам удалось придать спектаклю о колхозе местный (биробиджанский) колорит, выделить то своеобразное и особо привлекательное, что имеется в колхозной деревне, возникшей в таежной местности, и в сознании людей, по-особому горячо любящих своего первенца, рождение которого было далеко не легким и не безболезненным. Но главное достоинство данного спектакля было в том, что за многочисленными комическими положениями, в которые попадают герои, за частной «семейной драмой» Шаи Кавалерчика зритель смог ощутить большую тему об освоении нового края, о счастливой жизни в новом регионе. Легендами о земле обетованной, «стране, истекающей молоком и медом» кормили веками фальшивые «утешители» трудовой еврейский народ. Но только советская власть, как было написано журналистом газеты «Биробиджанская звезда», смогла дать еврейскому народу Еврейскую автономную область (Фридман Б. Биробиджан на сцене. Биробиджанская звезда. 18.01.1940).

В результате поездка на Украину получилась еще более насыщенной, чем планировалось, а город Хотин, как отмечали актеры театра по приезду в Биробиджан, стал местом, где каждый

из них почувствовал востребованность своего творчества, получив положительный отклик на свою работу.

Данными событиями гастрольная поездка была завершена, в августе 1940 года актеры разъехались в отпуск.

Гастроли подтвердили, что коллектив Еврейского государственного театра достойно представляет свой регион, в его труппе работают талантливые артисты и режиссер - Ф. Л. Аронес, Я. В. Абрамович, Л. Н. Колина, Б. Л. Шильман, Н. М. Койфман, Э. Г. Теплицкая, Я. И. Розен-фельд, С. Л. Фридман и другие, благодаря которым театр и добился успехов (Гельфанд Е. За новые творческие достижения. Биробиджанская звезда. 08.12.1940).

Вернувшись в октябре 1940 года в Биробиджан, коллектив был полон творческой энергии и решил начать работу над сложными спектаклями - «Бесмертие» (С. Галкина), «Человек из другого мира» (А. Губермана), «Сестры» (Л. Резника). К 20-летию Дальнего Востока специально для театра писатель А. Кушниров начал писать пьесу «Комиссар Ливинсон» (по роману А. Фадеева «Разгром») (Перед началом театрального сезона. Биробиджанская звезда 08.11.1940). Таким образом, новый сезон 19401941 годов обещал быть плодотворным и успешным и во многом он стал именно таким.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что на протяжении 1920-1930-х годов еврейская театральная культура успешно развивалась во многих республиках Советского союза, функционирующие еврейские коллективы Украины и России успешно работали и гастролировали. На территории отдельных республик и иных субъектов РСФСР существовали еврейские школы, выпускались периодические издания на еврейском языке, музыкальные, театральные кружки участвовали в смотрах самодеятельности.

Вся существующая ранее межнациональная вражда была ликвидирована, русские люди могли спокойно знакомиться с еврейской и украинской культурой. Посредством театральных постановок перед зрителями поднимались актуальные темы, в том числе и по межэтническим проблемам, а герои пьес успешно преодолевали трудности благодаря вере в свободу и человеческой взаимопомощи.

Гастроли Биробиджанского еврейского государственного театра им Л. Кагановича не были

235

исключением, они не просто познакомили жителей Украины с интересными постановками. Спектакли данного коллектива своим содержанием показали приоритет прав и свобод человека над политическими и экономическими реалиями. Гастроли сумели раскрыть особенности быта еврейского народа, показать, насколько изменилась жизнь евреев с установлением советской власти, которая, проводя всеохватывающую национальную политику, способствовала развитию отдельных народов, их культуры в рамках одного, единого государства.

Гастроли Еврейского коллектива по Украине свидетельствовали не просто о единении украинцев, русских, евреев, они показывают уже современникам положительный исторический опыт культурного общения между народами, о котором не стоит забывать. Ведь на сцене Биробиджанского еврейского театра работали талантливые люди, имена которых, как и сам театр, будут забыты после его официального закрытия в 1949 году. Именно поэтому для возрождения исторической памяти о событиях прошлого с целью использования уже накопленного опыта необходимо вспоминать о сложившихся в советской стране направлениях развития национальной политики посредством театральной культуры. А возрождение подобных гастрольных поездок, возможно, будет способствовать успешному решению существующих межэтнических противоречий.

Библиографический список

1. Альбертон М. Биро-биджан. Москва : Текст, 2016. 74 с.

2. Гамалей С. Ю. Творческая жизнь Е. Л. Гельфан-да - актера и режиссера Биробиджанского государственного еврейского театра им. Л. Кагановича // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29, № 3. С. 89-99.

3. Герцберг Б. Годы далекие. Время Близкое. Хабаровск : Хабаровское книжное издательство. 1988. 127 с.

4. Герцберг Б. Это было недавно. Это было давно // Дальний Восток. 1988. № 8. С. 145-153.

5. Гуревич В. С. Еврейская автономная область: из истории заселения и административно-территориального устройства // Региональные проблемы. 2017. № 2. С. 79-83.

6. Гуревич В. С. Еврейская автономная область: из прошлого в настоящее. Москва : Омега-пресс, 2020. 524 с.

7. История Советской Конституции : сборник документов : 1917-1957 / отв. ред. Д. А. Гайдуков, В. Ф.

Коток, С. Л. Ронин. Москва : Изд-во АН СССР, 1957. 550 с.

8. Кантор Я. Национальное строительство среди евреев в СССР. Москва : ОЗЕТ, 1934. 7 с.

9. Котлерман Б. «Идишизация» территории ЕАО: переселенческие поселки и колхозы на карте области // Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 67-72.

10. Котлерман Б. К истории закрытия государственных еврейских театров в СССР: дело Биробиджанского ГОСЕТ им. Кагановича в 1949-1951 гг. // Вестник еврейского университета. 2005. № 10. С. 144152.

11. Кудиш Е. Б. Театральный Биробиджан. Биробиджан, 1996. 90 с.

12. Мелихов А. М. Биробиджан - земля обетованная. Москва : Текст, 2009. 286 с.

13. Нам И. В. Национальные меньшинства Сибири и Дальнего Востока на историческом переломе. Томск : Крларетинаум, 2009. 50 с.

14. Пикалов Ю. В. Переселенческая политика и изменения социально-классового состава населения Дальнего Востока РСФСР (ноябрь 1922 - июнь 1941). Хабаровск : ХГПУ 2003. 212 с.

15. Платунов Н. Н. Переселенческая политика Советского государство и ее осуществление в СССР (1917-1941). Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1976. 283 с.

16. Еврейская автономная область / под ред. Ф. Н. Рянского. Биробиджан : ИКАРП ДВО РАН, 1992. 153 с.

17. Kotlerman B. Positivist romanticism on the Soviet Jewish Stage: Moyshe Goldblat 's New Yiddish Theatre (1937-1938) // Aschkenas. 2014а. Vol. 24, iss. 1. P. 101127.

18. Around the point: studies in jewish literature and culture in multiple languages / ed. by B. Kotlerman, R. Katsman. Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2014б. 705 p.

19. Kotlerman B. Dreams of Nationhood: American Jewish Communists and the Soviet Birobidzhan Project, 1924-1951 by Henry Felix Srebrnik // Aschkenas. [S. l.] : Bar Ilan University, 2011. P. 26-38.

20. Kotlerman B. In Search of milk and honey: the theater of "Soviet Jewish statehood" (1934-1949) // Aschkenas. [S. l.] : Bar Ilan University, 2009а. P. 68-81.

21. Kotlerman B. Jewish Studies in the Far East // Mizrekh. New York : Peter, 2009б. P. 39-54.

Reference list

1. Al'berton M. Biro-bidzhan = Biro-bidzhan. Moskva : Tekst, 2016. 74 s.

2. Gamalej S. Ju. Tvorcheskaja zhizn' E. L. Gel'fan-da - aktera i rezhissera Birobidzhanskogo gosudarstven-nogo evrejskogo teatra im. L. Kaganovicha = Creative life of E. L. Gelfand - actor and director of L. Kaganovich Birobidzhan State Jewish Theater // Izvestija Ural'skogo federal'nogo universiteta. Serija 1. Problemy obrazovani-ja, nauki i kul'tury. 2023. T. 29, № 3. S. 89-99.

3. Gercberg B. Gody dalekie. Vremja Blizkoe = Distant years. Close time. Habarovsk : Habarovskoe knizh-noe izdatel'stvo. 1988. 127 s.

4. Gercberg B. Jeto bylo nedavno. Jeto bylo davno = It was recently. It was long time ago // Dal'nij Vostok. 1988. № 8. S. 145-153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gurevich V S. Evrejskaja avtonomnaja oblast': iz istorii zaselenija i administrativno-territorial'nogo ustro-jstva = Jewish Autonomous Region: from the history of settlement and administrative-territorial structure // Re-gional'nye problemy. 2017. № 2. S. 79-83.

6. Gurevich V S. Evrejskaja avtonomnaja oblast': iz proshlogo v nastojashhee = Jewish Autonomous Region: from the past to the present. Moskva : Omega-press, 2020. 524 s.

7. Istorija Sovetskoj Konstitucii : sbornik doku-mentov : 1917-1957 = History of the Soviet Constitution : collection of documents : 1917-1957 / otv. red. D. A. Gajdukov, V F. Kotok, S. L. Ronin. Moskva : Izd-vo AN SSSR, 1957. 550 s.

8. Kantor Ja. Nacional'noe stroitel'stvo sredi evreev v SSSR = National construction of Jews in the USSR. Moskva : OZET, 1934. 7 s.

9. Kotlerman B. «Idishizarija» territorii EAO: perese-lencheskie poselki i kolhozy na karte oblasti = «Yiddishi-zation» of the JAR: the settlers' villages and collective farms on the map of the region // Gumanitarnye nauki. 2008. № 1. S. 67-72.

10. Kotlerman B. K istorii zakrytija gosudarstven-nyh evrejskih teatrov v SSSR: delo Birobidzhanskogo GOSET im. Kaganovicha v 1949-1951 gg. = On the history of closing state Jewish theaters in the USSR: the case of Kaganovich Birobidzhan State Jewish Theater in 19491951 // Vestnik evrejskogo universiteta. 2005. № 10. S. 144-152.

11. Kudish E. B. Teatral'nyj Birobidzhan = Birobidzhan's theatres. Birobidzhan, 1996. 90 s.

12. Melihov A. M. Birobidzhan - zemlja obeto-vannaja = Birobidzhan - the land of promise. Moskva : Tekst, 2009. 286 s.

13. Nam I. V Nacional'nye men'shinstva Sibiri i Dal'nego Vostoka na istoricheskom perelome = National minorities in Siberia and the Far East at the historical turning point. Tomsk : Krlaretinaum, 2009. 50 s.

14. Pikalov Ju. V Pereselencheskaja politika i iz-menenija social'no-klassovogo sostava naselenija Dal'nego Vostoka RSFSR (nojabr' 1922 - ijun' 1941) = Relocation policy and changes in the social and class structure of the Far East population in the RSFSR (November 1922 -June 1941). Habarovsk : HGPU, 2003. 212 s.

15. Platunov N. N. Pereselencheskaja politika So-vetskogo gosudarstvo i ee osushhestvlenie v SSSR (19171941) = Relocation policy of the Soviet state and its realization in the USSR (1917-1941). Tomsk : Izd-vo Tomsk. un-ta, 1976. 283 s.

16. Evrejskaja avtonomnaja oblast' = Jewish Autonomous Region / pod red. F. N. Rjanskogo. Birobidzhan : IKARP DVO RAN, 1992. 153 s.

17. Kotlerman B. Positivist romanticism on the Soviet Jewish Stage: Moyshe Goldblat 's New Yiddish Theatre (1937-1938) // Aschkenas. 2014a. Vol. 24, iss. 1. P. 101127.

18. Around the point: studies in jewish literature and culture in multiple languages / ed. by B. Kotlerman, R. Katsman. Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2014b. 705 p.

19. Kotlerman B. Dreams of Nationhood: American Jewish Communists and the Soviet Birobidzhan Project, 1924-1951 by Henry Felix Srebrnik // Aschkenas. [S. l.] : Bar Ilan University, 2011. P. 26-38.

20. Kotlerman B. In Search of milk and honey: the theater of «Soviet Jewish statehood» (1934-1949) // Aschkenas. [S. l.] : Bar Ilan University, 2009a. P. 68-81.

21. Kotlerman B. Jewish Studies in the Far East // Mizrekh. New York : Peter, 2009b. P. 39-54.

Статья поступила в редакцию 15.12.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 02.02.2024.

The article was submitted on 15.12.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication on 02.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.