Научная статья на тему 'ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАМЕРНОГО ЕВРЕЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА НА СТРАНИЦАХ СОВЕТСКОЙ ПЕЧАТИ'

ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАМЕРНОГО ЕВРЕЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА НА СТРАНИЦАХ СОВЕТСКОЙ ПЕЧАТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕРНЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНАЯ ТРУППА / ГАСТРОЛИ / СПЕКТАКЛЬ / ЗРИТЕЛЬ / СИНТЕТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / Ю. ШЕРЛИНГ / «БИРОБИДЖАНСКАЯ ЗВЕЗДА» / «ИЗВЕСТИЯ» / «ВЩЕБСЮ РА-БОЧЫ» / «ВЕЧЕРНИЙ ТБИЛИСИ» / «БАКИНСКИЙ РАБОЧИЙ» / «СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА» / «ЗАРЯ ВОСТОКА»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абабкова Наталья Николаевна

Статья реконструирует отражение деятельности Камерного еврейского музыкального театра второй половины 1970- 1980-х гг. в центральных, республиканских и областных периодических изданиях. Основное внимание уделяется освещению его гастрольной деятельности. Подвергнуты анализу публицистические приемы журналистов, их трактовки сценической игры актеров и работы режиссера Ю.Б. Шерлинга, основателя Камерного еврейского музыкального театра. Рассматривается география гастрольной деятельности театра. Анализируется процесс восприятия его творчества советскими зрителями разных национальностей. Делается вывод о степени интереса печатных изданий к творчеству еврейского театра. Из-за отсутствия в его репертуаре спектаклей, тематика которых рекомендовалась партийными органами, отношения с властью складывались непросто, что отражалось и на гастрольной политике. Определено, что оценка деятельности Камерного еврейского музыкального театра средствами массовой информации и властей не всегда совпадала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURING ACTIVITIES OF THE CHAMBER JEWISH MUSICAL THEATER IN THE SOVIET PRESS

The paper reconstructs the reflection of the activities of the Chamber Jewish Musical Theater of the second half of the 1970-1980s in central, republican, and regional periodicals. The main focus is on covering the touring activities of the theater. The author analyzes the techniques of journalists, their interpretations of the stage play of actors, and the work of theater director Yu.B. Sherling, the founder of the Chamber Jewish Musical Theater. The geography of touring activities of the theater is considered. The process of perception of the work of this theater by Soviet viewers of different nationalities is analyzed. The conclusion is made about the degree of interest of the press to the work of the Jewish theater. Due to the lack of performances in the repertoire, the themes of which were recommended by party bodies, relations with the authorities were not easy, which was reflected in the touring policy. It is determined that the assessment of the activities of the Chamber Jewish Musical Theater by the media and the authorities did not always coincide.

Текст научной работы на тему «ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАМЕРНОГО ЕВРЕЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА НА СТРАНИЦАХ СОВЕТСКОЙ ПЕЧАТИ»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 169-174. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 3. P. 169-174.

Научная статья УДК 930.2:792.5

https://doi.org/10.24158/fik.2023.3.25

Гастрольная деятельность Камерного еврейского музыкального театра на страницах советской печати

Наталья Николаевна Абабкова

Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9508-470X

Аннотация. Статья реконструирует отражение деятельности Камерного еврейского музыкального театра второй половины 1970- 1980-х гг. в центральных, республиканских и областных периодических изданиях. Основное внимание уделяется освещению его гастрольной деятельности. Подвергнуты анализу публицистические приемы журналистов, их трактовки сценической игры актеров и работы режиссера Ю.Б. Шерлинга, основателя Камерного еврейского музыкального театра. Рассматривается география гастрольной деятельности театра. Анализируется процесс восприятия его творчества советскими зрителями разных национальностей. Делается вывод о степени интереса печатных изданий к творчеству еврейского театра. Из-за отсутствия в его репертуаре спектаклей, тематика которых рекомендовалась партийными органами, отношения с властью складывались непросто, что отражалось и на гастрольной политике. Определено, что оценка деятельности Камерного еврейского музыкального театра средствами массовой информации и властей не всегда совпадала.

Ключевые слова: Камерный еврейский музыкальный театр, театральная труппа, гастроли, спектакль, зритель, синтетический театр, Ю. Шерлинг, «Биробиджанская звезда», «Известия», «Вщебсю ра-бочы», «Вечерний Тбилиси», «Бакинский рабочий», «Советская культура», «Заря Востока»

Благодарности: Автор выражает глубокую благодарность за предоставленный материал Ю.Б. Шер-лингу, заслуженному деятелю искусств РСФСР, композитору, театральному режиссеру, основателю Камерного еврейского музыкального театра.

Для цитирования: Абабкова Н.Н. Гастрольная деятельность Камерного еврейского музыкального театра на страницах советской печати // Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 169-174. https://doi.org/10.24158/fik.2023.3.25.

Original article

Touring Activities of the Chamber Jewish Musical Theater in the Soviet Press Natalya N. Ababkova

Komsomolsk-on-Amur State University, Komsomolsk-on-Amur, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9508-470X

Abstract. The paper reconstructs the reflection of the activities of the Chamber Jewish Musical Theater of the second half of the 1970-1980s in central, republican, and regional periodicals. The main focus is on covering the touring activities of the theater. The author analyzes the techniques of journalists, their interpretations of the stage play of actors, and the work of theater director Yu.B. Sherling, the founder of the Chamber Jewish Musical Theater. The geography of touring activities of the theater is considered. The process of perception of the work of this theater by Soviet viewers of different nationalities is analyzed. The conclusion is made about the degree of interest of the press to the work of the Jewish theater. Due to the lack of performances in the repertoire, the themes of which were recommended by party bodies, relations with the authorities were not easy, which was reflected in the touring policy. It is determined that the assessment of the activities of the Chamber Jewish Musical Theater by the media and the authorities did not always coincide.

Keywords: Chamber Jewish Musical Theater, theater troupe, tour, performance, spectator, synthetic theater, Yu. В. Sherling, "Birobidzhanskaya Zvezda", "Izvestiya", "Vitsebski rabochy", "Vechemii Tbilisi", "Bakinskii rab-ochii", "Sovetskaya kul'tura", "Zarya Vostoka"

Acknowledgements: The author is deeply grateful to Yu.B. Sherling, Honoured Arts Worker of the RSFSR, a composer, a theater director, and the founder of the Chamber Jewish Musical Theater, for the material provided.

For citation: Ababkova, N.N. (2023) Touring Activities of the Chamber Jewish Musical Theater in the Soviet Press. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 169-174. Available from: doi:10.24158/fik.2023.3.25 (In Russian).

Гастроли в деятельности любого творческого коллектива занимают особое место. Они дают возможность установлению новых культурных и деловых связей, расширяют творческое пространство, формируют нового зрителя и способствуют его приобщению к своему творчеству.

© Абабкова Н.Н., 2023

ЫЭТОРУ

В советское время гастроли традиционно освещались в центральных и региональных газетах и тематических журналах.

Хронологические рамки статьи охватывают период с 1977 по 1985 г. Нижняя хронологическая граница определена созданием Камерного еврейского музыкального театра (далее - КЕМТ), верхняя - уходом из театра Ю.Б. Шерлинга, его основателя и идейного вдохновителя.

Научное исследование было проведено на основе принципов историзма и объективности. Принцип историзма позволил рассмотреть гастрольную деятельность театра и ее освещение на страницах периодических изданий в контексте исторических реалий. Принцип объективности помог минимизировать субъективность информации и отразить реальную оценку советской прессой творчества национального театра. В работе были применены методы источниковедческого анализа, проблемно-хронологический, системный и описательный.

Источниковую базу исследования составляют советские газеты за 1978-1984 гг.: «Известия», «Советская культура», «Биробиджанская звезда», «Вечерний Тбилиси», «Бакинский рабочий», «Вышка», «Заря Востока», «Вщебск рабочы»1. Статьи, заметки, афиши, опубликованные в этих печатных изданиях, дают общее представление о географии гастролей КЕМТ в середине 70-х - первой половине 80-х гг. XX в. Тональность публикаций позволяет определить отношение журналистов, специалистов-театроведов и зрителей к творчеству театра. Нужно отметить, что большая часть публикаций пришлась на региональную прессу.

Специфику советской прессы этого периода рассматривает Д.Л. Стровский2. Автор выделяет ряд особенностей, которые приобрела журналистика в советское время, прежде всего он отмечает ее организационную и идейную подчиненность сформированной государственной системе. Пресса выступала пропагандистом политических отношений, что, по мнению автора, не позволяет считать ее зеркалом, отображающим объективную ситуацию в стране3.

Место печати в общественно-политической и экономической жизни общества на разных этапах российской истории исследует в своих трудах Р.П. Овсепян4. По его мнению, обладая проблемно-тематическим многообразием, советская журналистика 1970-1980-х гг. находилась в зависимости от волюнтаризма и культа личности5. Автор полагает, что наиболее сложные общественные процессы не получали объективного отражения в прессе. Однако, несмотря ни на что, многонациональная советская публицистика оставалась гражданственной, яркой и многообразной6.

Проблему театрализации жизни в России в разные исторические периоды, влияние политической ситуации на характер театрального диалога со зрителем рассматривают Т.Г. Прохорова и В.Б. Шамина (2014).

Особенности организационно-финансовой, репертуарной и гастрольной деятельности советского театра на примере отдельного региона исследованы С.Д. Бортниковым (2007). Важнейшим фактором успешной и стабильной работы театров в советский период, по мнению автора, был правильно подобранный и идеологически выдержанный репертуар (Бортников, 2007: 41).

Специфика работы советского театра через призму местной печати рассмотрена в работе А.Р. Татаркиной и Л.И. Беловой (2019).

Становление и творческий путь КЕМТ показаны в историко-документальном очерке Е.И. Кудиша (1996). Особенности работы национального театра в условиях советской системы, формирование его репертуарной и гастрольной политики, взаимоотношения внутри коллектива, отношения с властью раскрыты в мемуарах основателя КЕМТ, его главного режиссера (до 1985 г.) Ю.Б. Шерлинга (2004).

Во второй половине 1970-х гг. в СССР издавалось 7985 газет. Их разовый тираж составлял 168 млн. Газеты выходили на 56 языках народов СССР (Овсепян, 2001: 199). Во второй половине XX в. периодика оставалась базовым информационным источником для советских граждан. Одной из основных тем в новостных лентах советских газет наряду с экономикой, политикой, международными отношениями была культура, в том числе театральная. Особое место в работе театров занимали гастроли. Это во многом определяло повышенный интерес прессы к театральным гастрольным показам.

КЕМТ был образован в марте 1977 г. (Абабкова, 2019: 111), однако его официальное открытие состоялось в Биробиджане в ноябре 1978 г. спектаклем «Черная уздечка белой кобылице». Новый театр стал настоящим открытием в культурной жизни региона. Его работа еще раз

1 Материал предоставлен из личного архива Ю.Б. Шерлинга.

2 Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода (19171985 гг.) : автореф. дис ... д-ра полит. наук. Екатеринбург, 2002. 43 с.

3 Там же. С. 3.

4 Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов) : учебное пособие / под ред. Я.Н. Засурского. М., 1996. 208 с.

5 Там же. С. 226.

6 Там же. С. 304.

подтвердила безграничные возможности театрального искусства. Но это событие носило и политический характер, что объясняло плотное кураторство театра со стороны властных структур и партийных органов, в том числе и присутствие их представителей на всех премьерных показах.

Информация о состоявшейся премьере была опубликована в газете «Биробиджанская звезда». Благодаря творческому энтузиазму и качественной работе редакции в 1970-1980-х гг. газета уже имела свой стиль. Неофициально ее называли «Литературной газетой», поскольку значительная часть публикуемого материала традиционно была посвящена вопросам культуры и литературы. Первая заметка о премьере КЕМТ была очень маленькой, скорее напоминала информационную сводку. В ней достаточно сдержанно, без какой-либо эмоциональной окраски сообщалось о премьере, начале творческого пути театра и его дальнейших планах и перспективах1. За 10 дней работы в Биробиджане спектакль был показан 5 раз, каждое представление проходило с аншлагом. Биробиджанский зритель восторженно и радушно принял КЕМТ. Однако пресса не спешила давать какие-либо оценки новоявленному театру. Они появятся немного позже, уже во время новых премьерных показов.

В январе 1979 г. КЕМТ был включен в годовой гастрольный план Министерства культуры РСФСР. В рамках первой гастрольной поездки по стране театр показал 56 спектаклей, на которых присутствовало 40 тыс. зрителей. Базовым в репертуаре театра оставался спектакль «Черная уздечка белой кобылице». География гастролей была обширной. С большим успехом они прошли в Прибалтике. Жители Вильнюса, Даугавпилса, Каунаса высоко оценили творчество начинающего свой путь театра. В Риге было показано 8 спектаклей. Успех программы вдохновил Ю.Б. Шерлинга и его коллег на новые творческие идеи. Именно в Риге Ю.Б. Шерлинг совместно с М.С. Глузом начали писать музыку к своему новому спектаклю «Ломир алэ инейнем (Давайте все вместе)».

Гастрольный тур продолжился в Белоруссии. Газета «Вщебск1 рабочы» опубликовала интервью с Ю.Б. Шерлингом, в котором он поделился с читателями текущими и перспективными планами театра, оценил работу творческой труппы, раскрыл основной замысел своих спектаклей, представленных на сценах Минска, Витебска, Бобруйска и других белорусских городов2.

В середине августа 1979 г. КЕМТ вновь выступил в Биробиджане, где представил премьеру своей работы «Ломир алэ инейнем (Давайте все вместе)». Вторую встречу с театром «Биробиджанская звезда» освещала полнее и ярче, нежели год назад. На страницах газеты шло активное обсуждение нового спектакля: зрители высказывали мнение, что постановки КЕМТ помогают человеку разобраться в себе и окружающей действительности, узнать историю своего народа, ведь для того, чтобы понять день сегодняшний, нужно осмыслить день вчерашний. Благожелательных отзывов экспертов и специалистов в области культуры было немало. Например, режиссер Биробиджанского еврейского народного театра Б.Л. Шильман в интервью отмечал, что Ю.Б. Шерлинг сумел собрать в одно целое изюминки национального фольклора и пропустить их через призму нашего современного мироощущения3. Высоко оценили работу театра и любители театрального творчества. Так, мастер цеха завода силовых трансформаторов и фрезеровщик Биробиджанской чулочно-трикотажной фабрики были едины во мнении о необходимости сохранения национальных корней всех народов многонациональной страны, отметив уникальность творчества КЕМТ.

Однако не ушло от внимания критиков то, что шуточные народные песни наполнены излишним драматизмом, а вокальные фрагменты (особенно сольные) значительно уступают танцу, в художественных приемах есть повторы4. Но даже наличие критических замечаний не меняло общей картины восприятия театра зрителями. Спектакли КЕМТ оставляли сильное впечатление благодаря режиссерским находкам и ровному, крепкому составу труппы, где каждый готов был взять на себя роль солиста, что свидетельствовало о больших потенциальных возможностях коллектива.

Гастроли по Дальнему Востоку продолжились в Хабаровске. На премьере присутствовал первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС А.К. Черный и другие руководители края, которые поздравили Ю.Б. Шерлинга с началом творческой деятельности театра. Такое расположение высших властей к театру не могло не повлиять на передовицы местных газет, которые тут же окрестили КЕМТ «биробиджанским чудом».

Среди зрителей были участники XIV Международного тихоокеанского научного конгресса, приехавшие в Хабаровск из 50 стран5.

После плановых гастролей в Хабаровске, Челябинске и Свердловске в октябре 1979 г. театр посетил Черновцы - единственный город Западной Украины, где местные «директивные органы» согласились принять у себя еврейский театр. Остальные города данного региона дипломатично отказались, ссылаясь на самые разные причины.

1 Биробиджанская звезда. 1978. 12 ноября.

2 ВЩебсга рабочы. 1979. 12 красавка.

3 Биробиджанская звезда. 1979. 5 сентября.

4 Там же.

5 Советская культура. 1979. 31 августа.

С 1 по 10 декабря 1979 г. гастроли прошли в Москве. Появление КЕМТ в театральной жизни столицы с яркой и запоминающейся программой пресса не обошла вниманием. Журнал «Театральная жизнь» посвятил выступлению театра большую статью1, в которой были отмечены высокие профессиональные качества труппы театра, основу которой составляли выпускники Московской консерватории имени П.И. Чайковского, государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского, молодые актеры разных театров. Московские журналисты особенно оценили в спектаклях качество музыки, грамотное сочетание записи с живыми голосами исполнителей. Вторым обсуждаемым сюжетом стал вопрос восприятия и понимания сюжетной линии спектаклей, ведь все они были поставлены на идиш. Создателям этих спектаклей пришлось в процессе работы преодолеть немало трудностей, в том числе самим выучить этот язык и посредством жестов, мимики, интонации, пластики донести до зрителя ключевые идеи спектакля. Язык идиш не стал препятствием между актерами и зрителями. Напротив, он сделал постановки более выразительными и искренними.

Если в далеком Биробиджане КЕМТ называли «чудом», то московская пресса принципиально новым явлением его не считала. Достаточно много говорилось о видимом влиянии на его творчество таких произведений, как опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, мюзиклы «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и «Оливер» Л. Барта. Отмечалась и слишком узкая творческая направленность театра. Журналистами высказывалось пожелание о том, чтобы в дальнейшем театр обратился к более сложной драматургии, например, к классическим произведениям Шолом-Алейхема, Пе-реца Маркиша, советских писателей других национальностей2. Это объединяло их оценку с официальной позицией высшего руководства.

Газета «Известия» опубликовала отклик московских зрителей. Отмечалось, что молодой биробиджанский театр на высоком профессиональном уровне смог донести до взыскательного столичного зрителя атмосферу конца прошлого века. Герой Социалистического Труда, поэт и драматург С.В. Михалков оценивал создание КЕМТ как значительное событие культурной жизни многонациональной России и считал его основными качественными характеристиками искренность, одержимость, веру в возможность достижения новых рубежей и отсутствие бездумного формализма, которым подчас увлекаются некоторые авторы3.

Разногласия между руководством театра и чиновниками, в том числе и по репертуару, привели к тому, что в 1980 г. КЕМТ изначально не был включен в годовой гастрольный план. Осознавая, что без гастролей будущего у театра нет, коллектив продолжал репетиции, а Ю.Б. Шер-линг упорно добивался пересмотра этого решения для своего театра. После нескольких месяцев бюрократических проволочек гастроли все-таки состоялись.

В марте 1980 г. КЕМТ вновь посетил Вильнюс и впервые гастролировал в Тбилиси. В Большом зале государственной филармонии театр представил 2 спектакля - «Черная уздечка белой кобылице» и «Ломир алэ инейнем (Давайте все вместе)». Оба спектакля прошли с аншлагом. Газета «Заря Востока» опубликовала мнения зрителей, которые отметили тонкий вкус и профессиональную культуру постановок. Высокая оценка была дана и работе главного режиссера Ю.Б. Шерлинга, которого назвали новатором и современным художником. Вновь был поднят вопрос языкового барьера, его в спектаклях КЕМТ, по мнению зрителей, не существовало: «Музыка и танец интернациональны, а зрелищная форма спектакля говорит сама за себя»4. Тем не менее перед каждым актом спектакля Ю.Б. Шерлинг выступал перед зрителями с пересказом содержания предстоящего действия, помогая им тем самым глубже проникнуть в суть произведения5.

Гастроли 1980 г. КЕМТ завершил в Московском государственном театре эстрады. Постановки театра посмотрели свыше 8000 москвичей и гостей столицы. В том же году был завершен постановочный этап в работе над новым балетом Ю.Б. Шерлинга на либретто П. Маркуса «Возращение».

Гастроли КЕМТ в Азербайджане воспринимались прессой как большое культурное событие. Так было и в 1982 г., когда театр впервые посетил Баку, и в 1984 г., когда театр стоял на пороге кардинальных изменений, связанных с составом труппы, его руководителем и всей последующей работой. Обе поездки были успешными и оставили теплые воспоминания у бакинцев. В 1984 г. в Баку КЕМТ показал 4 ярких музыкальных представления: оперу «Тевье из Анатевки» (по мотивам повести «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема), спектакль «Ломир алэ инейнем (Давайте все вместе)», программу «Я родом из детства» с участием фортепианного дуэта Ю.Б. Шерлинга и М.С. Глуза и рок-балет «Последняя роль», где главную роль исполнила народная артистка РСФСР, лауреат премии имени Анны Павловой, присуждаемой в Париже, Э. Власова6.

1 Театральная жизнь: литературно-художественный журнал. 1980. № 5.

2 Там же.

3 Известия. 1979. 4 декабря.

4 Заря Востока. 1980. 27 марта.

5 Вечерний Тбилиси. 1980. 28 марта.

6 Бакинский рабочий. 1984. 1 января.

Спектакли прошли с аншлагом, о чем подробно сообщала республиканская пресса - газеты «Бакинский рабочий» и «Вышка». Преданность театра своим идеям и традициям при видимом стремлении к творческому поиску не только актуальных тем, но и ярких, оригинальных средств выразительности1 становилась его визитной карточкой. Журналисты отмечали и наличие в работе театра четкой художественной линии, направленной на создание синтетических музыкальных спектаклей в различных жанрах2. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР Э. Назирова в своем отзыве о творчестве КЕМТ указывала, что талант и увлеченность создателей этих спектаклей, их мастерство, темперамент, чувство меры, вкус, артистизм направлены на то, чтобы итогом представлений стал прекрасный призыв «Давайте все вместе жить в мире и радости!»3. Отмечалась смелая и оригинальная работа режиссера4. КЕМТ, по мнению зрителей, представлял собой еще одно яркое звено в интернациональной советской культуре5.

К 50-летию Еврейской автономной области, которое отмечалось в 1984 г., КЕМТ подготовил оперу о жизни первых переселенцев автономии, проживавших здесь героях Великой Отечественной войны, буднях Биробиджана под названием «Золотая свадьба». Юбилейные события широко освещались прессой. В 1984 г. биробиджанский зритель также познакомился с новой постановкой театра «Тевье из Анатевки»6.

После гастрольных показов в Биробиджане и Хабаровске КЕМТ прибыл в Сочи. Этот гастрольный тур стал для Ю.Б. Шерлинга как главного режиссера последним. По мнению самого Ю.Б. Шерлинга, это событие было началом гибели КЕМТ.

Подводя итоги, следует отметить, что гастроли КЕМТ привлекали внимание советской прессы и становились достаточно значимым событием культурной жизни страны. Освещение гастрольных показов не попадало на передовицы центральных и региональных газет, однако степень интереса изданий к данному событию оставалась высокой. Во всех публикациях отмечался высокий уровень профессионального исполнительского мастерства кемтовцев. Журналистская оценка работы КЕМТ складывалась из собранных воедино мнений и впечатлений зрителей, разных по статусу, сфере деятельности, причастности к власти, отношению к культуре, в том числе театральной. Имеющиеся критические замечания просто меркли перед лавиной позитивных, положительных отзывов. Лишенные политической окраски спектакли КЕМТ демонстрировали искреннюю любовь к творческому наследию и истории своего народа. Нежелание театра создавать идеологические спектакли стало причиной непростых отношений его художественного руководителя с представителями власти, что отразилось в том числе и на гастрольной политике.

Список источников:

Абабкова Н.Н. Деятельность Камерного еврейского музыкального театра в период радикальных общественных перемен в 1985-1995 гг. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2019. № 1 (21). С. 111-116. https:doi .org/10.25513/2312-1300.2019.1.111-116.

Бортников С.Д. Театральное искусство Сибири в 1960-1985 гг. // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 4 (7). С. 39-47.

Кудиш Е.И. Театральный Биробиджан : историко-документальный очерк. Биробиджан, 1996. 87 с.

Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX. М., 2001. 316 с.

Прохорова Т.Г., Шамина В.Б. Театр и политика в советской и постсоветской России: формы интерактивного диалога // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156, № 5. С. 299-312.

Татаркина А.Р., Белова Л.И. Гастроли театров СССР в Челябинске периода оттепели" (по материалам местной периодики) // Общество: философия, история, культура. 2019. № 8 (64). С. 113-118. https://doi.Org/10.24158/fik.2019.8.16.

Шерлинг Ю.Б. Одиночество длиною в жизнь. М., 2004. 240 с.

References:

Ababkova, N. N. (2019) The Chamber Jewish Musical Theater during radical social changes of 1985-1995 // Herald of Omsk University. Series: Historical Studies. 1 (21), 111-116. Available from: doi:10.25513/2312-1300.2019.1.111-116. (In Russian).

Bortnikov, S. D. (2007) The development of theater art in Siberia in 1960-1985. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 4 (7), 39-47. (In Russian).

Kudish, E. I. (1996) Teatral'nyi Birobidzhan : istoriko-dokumental'nyi ocherk [Theatrical Birobidzhan. Historical and documentary essay]. Birobidzhan. 87 p. (In Russian).

Ovsepyan, R. P. (2001) V labirintakh istorii otechestvennoi zhurnalistiki. Vek XX [In the labyrinths of the history of Russian journalism. XX century]. Moscow. 316 p. (In Russian).

Prokhorova, T. G. & Shamina, V. B. (2014) Teatr i politika v sovetskoi i postsovetskoi Ros-sii: formy interaktivnogo dialoga [Theater and politics in Soviet and post-Soviet Russia: forms of interactive dialogue]. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta: Gumanitarnye nauki. 156 (5), 299-312. (In Russian).

1 Бакинский рабочий. 1984. 22 января.

2 Там же. 5 января.

3 Там же.

4 Вышка. 1984. 26 января.

5 Там же.

6 Биробиджанская звезда. 1984. 1 июля.

Sherling, Yu. B. (2004) Odinochestvo dlinoyu v zhizn' [Loneliness of a lifetime]. Moscow. 240 p. (In Russian). Tatarkina, A. R. & Belova, L. I. (2019) Soviet theater tours in Chelyabinsk in the thaw period (based on local periodicals). 8 (64), 113-118. Society: Philosophy, History, Culture. Available from: doi:10.24158/fik.2019.8.16. (In Russian).

Информация об авторе Н.Н. Абабкова - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии Комсомольского-на-Амуре государственного университета, Комсомольск-на-Амуре, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=750282

Information about the author N.N. Ababkova - PhD in History, Associate Professor, History and Cultural Studies Department, Komsomolsk-on-Amur State University, Komsomolsk-on-Amur, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=750282

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.