Научная статья на тему 'Гастрольная политика театров юга Дальнего Востока в 1990-е гг. По материалам дальневосточных архивов'

Гастрольная политика театров юга Дальнего Востока в 1990-е гг. По материалам дальневосточных архивов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ТЕАТР / ГАСТРОЛИ / КРИЗИС / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / СПЕКТАКЛЬ / FAR EAST / THEATER / TOUR / THE CRISIS / TRANSFORMATION OF SOCIETY / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абабкова Н. Н.

В статье рассмотрен один из значимых аспектов работы дальневосточных театров гастрольная политика. Указаны и проанализированы архивные документы, что позволило выделить особенности гастрольной деятельности театральных коллективов в период радикальной трансформации общества 1990-х гг.. Новые реалии времени внесли значительные коррективы в работу дальневосточных театров, следствием чего стало сокращение гастрольных показов, а в ряде случаев их полное отсутствие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гастрольная политика театров юга Дальнего Востока в 1990-е гг. По материалам дальневосточных архивов»

Абабкова Н.Н. ©

К.и.н., доцент кафедры истории и архивоведения, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

ГАСТРОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТЕАТРОВ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 1990-Е ГГ.

ПО МАТЕРИАЛАМ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ АРХИВОВ

Аннотация

В статье рассмотрен один из значимых аспектов работы дальневосточных театров - гастрольная политика. Указаны и проанализированы архивные документы, что позволило выделить особенности гастрольной деятельности театральных коллективов в период радикальной трансформации общества 1990-х гг.. Новые реалии времени внесли значительные коррективы в работу дальневосточных театров, следствием чего стало сокращение гастрольных показов, а в ряде случаев их полное отсутствие.

Ключевые слова: Дальний Восток, театр, гастроли, кризис, трансформация общества, спектакль.

Keywords: Far East, theater, tour, the crisis, the transformation of society, performance.

Основой научных исторических исследований во все времена были и остаются архивные материалы. Именно с их помощью историки пытаются ответить на актуальные вопросы современного общества. Непосредственное изучение архивных документов существенно влияет на формирование стиля мышления, где прошлое становится средством проектирования самоорганизации современного общества [6,50].

Изучение театрального дела на юге Дальнего Востока России в период радикальной трансформации общества 1990-х гг. было бы не полным без изучения архивных документов, которые дают возможность составить целостную объективную картину происходящего.

Для изучения гастрольной политики дальневосточных театров в 1990-е гг. в данной статье были использованы материалы Государственного архива Хабаровского края (ГАХК), Государственного архива Приморского края (ГАПК), Комсомольского-на-Амуре городского архива (КнАГА).

Изучение архивных документов дает возможность определить специфику и выявить приоритетные направления гастрольной политики театров, а также обозначить причины ее изменений.

Смена политической формации в 1990-х гг., затяжной социально-экономический и политический кризис кардинально изменили деятельность дальневосточных театров. Гастроли по-прежнему оставались значимым показателем в их работе.

С начала 1990-х гг. в дальневосточных театрах обозначились проблемы, связанные с нарастающим кризисом в стране. В соответствии с новыми жизненными реалиями изменился репертуар театров, были внесены корректировки в решение кадрового вопроса. Идеологические советские установки, еще совсем недавно диктовавшие всю работу творческих коллективов, потеряли свою значимость и уступили место новым приоритетам. Период активной гастрольной деятельности уходил в прошлое. По причине сложной финансовой ситуации гастроли постепенно заменялись стационарными показами, либо ограничивались территорией дальневосточного региона.

Тем не менее, некоторые театры находили возможность для организации гастрольных выездов за пределы Дальнего Востока страны. Так, Хабаровский краевой театр драмы, и в сложные 1990-е гг. оставаясь проводником культурной жизни региона, гастролировал по городам Сибири, показав в г. Красноярске 55 спектаклей, в г. Иркутске 50

© Абабкова Н.Н., 2016 г.

спектаклей и посетил г. Благовещенск Амурской области [1,21]. В целом за гастрольный сезон в 1990 г. театром было показано 270 гастрольных спектаклей [2,11]. Значительный пласт информации по гастрольной деятельности театра находится в ГАХК в фонде Р-1900 «Хабаровский краевой театр драмы». Ценный материал по исследуемой тематике содержится в сформированных делах фонда: приказах директора театра по производственной деятельности, финансовых планах театра, статистических отчетах о работе театра, штатных расписаниях, протоколах заседаний художественного совета театра.

Хабаровский краевой театр юного зрителя им. Ленинского Комсомола гастролировал в г. Петропавловск-Казахский, показав такие спектакли как «Доброе слово» Г. Левина, «Ах, этот русский водевиль» П. Григорьева, «Меч и прялка» В. Гольфельда, «Кому он нужен, этот чубрик?» В. Зимина и многие другие. Значимая информация по гастрольной деятельности театра находится в ГАХК в фондах 901 «Хабаровский театр юного зрителя им. Ленинского Комсомола» и 1964 «Личный фонд Теряева П.Я., Теряевой Л.В.», материалы которого представляют особую значимость в изучении обозначенной проблематики.

В 1991 г. ситуация в стране усложнилась, в связи с чем хабаровские театры изменили свои гастрольные планы. Хабаровский краевой театр драмы, как и большинство театральных коллективов страны, ограничил свои гастроли рамками Приморского края, поставив 45 спектаклей, 10 из которых прошли в г. Владивостоке.

В 1990 г. Комсомольский-на-Амуре драматический театр показал свои лучшие постановки на сцене русского драматического театра им. М. Горького г. Ташкента [3, 14]. Зрителями были отмечены такие спектакли как «Адам и Ева» по произведению М. Булгакова, «Свадьба Кречинского « А. Сухово-Кобылина, «Дурочка» Лопе де Вега и другие. В этом же году театром были организованы гастроли в г. Гомель [3,8]. Этой гастрольной поездке руководство театра уделяло особое внимание в связи с событиями 1986 г. на Чернобыльской АЭС. В связи с экономическими и финансовыми проблемами Комсомольский-на-Амуре драматический театр в 1991 г. проводил гастроли только на юге Дальнего Востока. Труппа театра выступила в городах и поселках БАМа, а также в г. Хабаровске [5,79]. Информация по гастрольной деятельности театра хранится в КНАГА в фондах 46 «Отдел культуры администрации г. Комсомольска-на-Амуре и 65 «Комсомольский-на-Амуре драматический театр». Интересные сведения содержат периодические издания, хранящиеся в архиве. Опубликовано большое количество статей в различных региональных газетах, например в «Дальневосточном Комсомольске», где поднимались вопросы гастрольных поездок комсомольского театра, его успехи и неудачи.

Таким образом, материалы архивов юга Дальнего Востока свидетельствуют о том, что по сравнению с периодом перестройки, гастроли театров Хабаровского края, Амурской области и ЕАО в 1990-е гг. значительно сократились. Однако театральные гастроли в нашей стране постепенно стали заменяться участием театральных коллективов в развивающимся фестивальном движение. Театры Приморского края стали активными участниками новых театральных веяний, в связи с чем их деятельность в сложные 1990-е гг. была более успешной. В 1992 г. Приморский краевой камерный театр драмы участвовал в I международном фестивале театрального искусства стран Тихоокеанского региона, на котором спектакль «Биндюжник и король» был удостоен высшей награды. Важно отметить, что спектакль «Биндюжник и король» вначале 1990-х гг. стал визитной карточкой театра. Режиссер Е. Звеняцкий смог почувствовать перемены в стране, которые требовали нового подхода к театральному делу. Такого рода музыкальные спектакли не только принесли коллективу театра большой успех, но помогли сохранить зрителя как на стационарных показах, так и на гастрольных выездах. В 1993 г. Приморский краевой камерный театр драмы, единственный со всего Дальнего Востока России, был приглашен на международный фестиваль «вехи» в г. Кострому. Данный фестиваль был посвящен 380-летию дома Романовых. В 1994 г. с яркой насыщенной программой театр выступил перед хабаровской публикой. В 1995 г театр принял участие во II Международном фестивале им. А.П. Чехова со своим спектаклем «Иванов», а через год театр стал участником фестиваля в Москве

«Островский в доме Островского» с постановкой «Жертва века» по пьесе А.Н. Островского. В 1995 г. и 1998 г. театр гастролировал по Америке в г. Сиэтле и г. Такомы. В 1997 г. он показывал свои лучшие постановки в г. Москве и во Франции в г. Париже и г. Блуа.

Наиболее информативные архивные документы для изучения гастрольной деятельности Приморских театров находятся в фонде Р-507 «Приморский краевой камерный театр драмы», фонде Р-1711 «Государственное учреждение культуры ТСО и театр классической оперы», фонде Р-1349 «Управление культуры г. Владивостока».

Таким образом, в 1990-х гг. на юге Дальнего Востока вследствие экономического кризиса, который привел к резкому повышению тарифов на транспорт и гостиничные услуги, началось свертывание межрегиональных театральных гастролей, о чем свидетельствуют материалы дальневосточных архивов.

Литература

1. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф.Р-1900. Оп.1. Д.195.

2. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф.Р-1900. Оп.1. Д.197.

3. Комсомольский - на -Амуре городской архив (КНАГА).Ф. 65. Оп.1. Д. 128.

4. Комсомольский - на -Амуре городской архив (КНАГА).Ф. 65. Оп.1. Д. 136.

5. Комсомольский - на -Амуре городской архив (КНАГА).Ф. 65. Оп.1. Д. 140.

6. Чиркова, М.Ю. Государственные архивы как субъекты политики памяти. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции «Документ. Архив. Информационное общество» 26-27 сентября 2013 г. / Сост.: Е.М. Бурова, А.Ю. Кололеева. М.: РГГУ, 2014.- 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.