научно-методический электронный журнал ART 12138 УДК 37.047:37.014.54
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/12138.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.
Геташвили Ирина Тимуровна,
начальник отдела развития кадрового потенциала управления ресурсного обеспечения развития агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Пермского края, г. Пермь git@agroprom. perm region. ru
Латышева Анна Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и территориальной экономики ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермь latysheva.pgsha@rambler. ru
Иванова Елена Владимировна,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры методики начального обучения ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», г. Пермь ivanova.pgpi@rambler. ru
Разумов Анатолий Иванович,
соискатель ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», заместитель директора ЗАО НПП «За-падуралфонд», г. Пермь [email protected]
Аннотация. Статья посвящена информационно-коммуникационным технологиям и принципам гуманизма в образовательной сфере села. Гуманистические идеи и современные системы связи, коммуникаций и информации открывают новые возможности в формировании дарований детей. Это положительно влияет на состояние дел села, региона, страны, повышает качество, эффективность образования. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, гуманизм, сельское образование, развитие дарований детей, самосовершенствование личности, социальная ответственность бизнеса, профессионализм.
В современном мире, как известно, основным двигателем прогресса являются технологии. Присоединившись в 2000 году к Окинавской Хартии глобального информационного общества, Россия последовательно реализует стратегию интеграции страны в мировое информационное пространство. Президент России В. Путин, подписавший этот важный документ, придает особое значение реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия», направленной на создание условий для повышения эффективности работы всех отраслей экономики и государственного управления, а также для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации. Для России с ее географической особенностью, информационные технологии могут реально сблизить расстояния между людьми, позволить им пользоваться всеми благами современной цивилизации, независимо от места жительства.
При этом надо решить три основных задачи:
- необходимо создать современную разветвленную информационно-коммуникационную инфраструктуру;
Гармонизация технологий и гуманизма
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm
научно-методический электронный журнал ART 12138 УДК 37.047:37.014.54
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/12138.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.
- обеспечить формирование необходимых баз и ресурсов;
- обеспечить людям доступ к этим информационным ресурсам.
Решение проблем модернизации и развития телекоммуникационной инфраструктуры заложено в законе «О связи». Согласно ему запущен механизм «универсальной услуги». Благодаря этому население 50 тысяч сельских и отдаленных населенных пунктов как минимум должны иметь таксофоны и пункты коллективного доступа в Интернет. Сейчас такие пункты открываются на почте, имеющей более 40 тысяч отделений по всей стране. Это один из способов решения проблемы «последней мили» - доведения услуги до конечного пользователя. Хотя, как прогнозируют эксперты, дальнейшее развитие интернет-аудитории пойдет за счет домашних пользователей сети. Процесс компьютеризации населения и обеспечение его доступа в сеть необратим. Программа «Народный компьютер», позволяет сделать приобретение компьютера современной конфигурации таким же обычным событием в жизни россиян, как покупка телевизора. Основные приоритеты государственной политики в информационных технологиях - совершенствование законодательства и создания эффективных механизмов внедрения и использования технологий для населения, бизнеса, власти, науки, образования, здравоохранения, то есть во все основные области жизнедеятельности человека. Вся работа по программе «Электронная Россия» тесно связана с деятельностью Министерства информационных технологий и связи РФ по развитию ^-отрасли в целом и направлена на достижение конечной задачи - построение информационного общества в России, ее интеграцию в мировое сообщество на правах равного члена. В сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) большой акцент смещается в социальный аспект. Именно «Электронная Россия» призвана сделать взаимоотношения между государством и человеком более открытыми, а также повысить прозрачность государственного управления. Важный блок мероприятий этой программы предусматривает подключение к телекоммуникационным сетям и обеспечение доступа в Интернет не только органов власти, но и предприятий социальной сферы - вузов и школ, больниц, библиотек, других культурных учреждений [1].
Двадцатый век является свидетелем переворота в наших представлениях о коммуникациях. Спутники, волоконная оптика, микрочипы и компьютеры привели нас в новую эру - подлинный Век информации. Новая техника преобразила то, как мы работаем, обучаем наших детей, познаем мир, получаем удовольствие во время путешествий и проводим досуг в кругу семьи. Свободный поток информации и свобода выражать идеи и мнения остаются сегодня все тем же важнейшим принципом демократии. Расширяющаяся сеть информации и коммуникаций способствует росту взаимопонимания, дает мощный толчок росту экономики и стимулирует человеческое творчество. Резкое увеличение мощности и доступности компьютеров и быстрый рост телекоммуникаций происходят параллельно и усиливают друг друга. В сферах образования, бизнеса, промышленного производства, связи, научных исследований, медицины, развлечений и, разумеется, в домашнем быту произошли быстрые и глубокие перемены, вызванные внедрением и развитием новейшей информационной технологии. Для стран мира промышленный прогресс привел к стремительному наступлению новой эры информации, которая сократила дистанции, уплотнила время и расширила доступ к обширным областям знаний. Именно конвергенция электроники, обработка данных и телекоммуникаций и составила техническую основу Века информации. Новая технология, открывая свежие источники знаний, поддерживая свободные научные исследования и облегчая реализацию индивидуальных возможностей граждан, все-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm
научно-методический электронный журнал ART 12138 УДК 37.047:37.014.54
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/12138.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.
стороннее способствует развитию личности. Век информации поддерживает и другие прочно утвердившиеся ценности: широкий выбор товаров и услуг, экономические возможности, свободную и открытую конкуренцию. Индивидуальная свобода и экономические возможности очень важны для постоянного потока новшеств, характерного для Века информации. Новизна и готовность идти на риск более чем когда-либо, служат двигателем прогресса и успеха. Век информации - это также век предпринимательства. Частота банкротств новых предприятий всегда высок, но их основатели, тем не менее, приносили в мир бизнеса свежие силы, дух конкуренции, новые идеи, производили новые товары и предлагали новые услуги. В целом информационная технология, будь то в учреждениях или на предприятиях, стимулировала производительность, способствовала экономическому росту и создавала новые рабочие места. Диапазон применения компьютеров, соединенных с телекоммуникационными системами, очень высок. В области образования компьютерная техника включена в учебные программы на всех уровнях: от начальных школ до университетов. Информационная революция бросает нам вызов и предлагает возможности. Не принять вызов - значит повернуться спиной к будущему, к жизненно важному потоку информации, которые составляют живительную силу нашего времени. Будущее принадлежит тем, кто обладает свободой вопрошать, исследовать, обмениваться идеями и творить, используя доступ к глобальному и постоянно увеличивающемуся фонду информации. Соблюдая при этом главное - всестороннее развитие личности. Человек осознает при этом особенности собственной личности, своего отношения к миру. Вызов состоит в том, чтобы объединить знания и усилия людей. Тогда все мы сможем учиться, расти и пользоваться щедрыми дарами Века информации. Компьютерная техника и техника связи стали катализатором прогресса. Мы будем все чаще полагаться на эти технологии, помогающие расширить пределы человеческих знаний и способностей [2].
В последнее время психологи и педагоги, изучающие высшие уровни мышления, стали выражать неудовлетворенность ограниченными возможностями компьютеризованного обучения. Практически все описываемые здесь новые технические средства призваны дополнять лекции и семинары, а не заменять преподавателей. В тех случаях, когда машина действительно берет на себя функции преподавателя, она выполняет лишь самые прозаические и рутинные из них, такие, как изложение базовых понятий и фактов. Что касается наиболее ценимых учащимися человеческих контактов - общение на семинарах, личные беседы с консультантами, - то как раз здесь использование компьютеров исключается. Угроза более реальна при изучении таких дисциплин, как коммерческая деятельность и управление, когда учащимся приходиться решать задачи, в которых наряду с количественными переменными присутствуют факторы, требующие анализа различных возможностей и степени риска, то есть компоненты, не поддающиеся точному измерению.
Универсальность и огромные возможности ИКТ вызвали к жизни новые работы по когнитивной психологии и побудили многих ученых направить свою энергию в область искусственного интеллекта и его применения в педагогике. При использовании компьютеров растет скорость и эффективность процесса усвоения учебного материала. Недавняя фантастика становится реальностью, потому что человеческий мозг способен на безграничную фантазию, которая снова превращается в реальность. Ни для кого не секрет, что обладающий информацией, как правило, находится в выигрышном положении по отношению к тому, кто не располагает ею или получает несвоевременно. Степень развития современных технологий выводит на новый уровень характер общения территориально распределенных бизнес-структур, образователь-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm
научно-методический электронный журнал ART 12138 УДК 37.047:37.014.54
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/12138.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.
ных учреждений, правительство [3]. Некогда экзотическая система видеоконференцсвязи (ВКС), которая была доступна только самым могущественным структурам, сегодня становится обыденным, и многие уже не представляют своей повседневной деятельности без этого самого эффективного средства общения между людьми, находящимися на расстоянии. Компания Sony, как производитель терминального оборудования для ВКС, занимает третье место на рынке в Европе и России. Система PCS-1P первой стала использовать протокол кодирования видеосигнала К264, позволяющий экономить до 50% полосы пропускания канала связи, и Н.239 для передачи двунаправленного потока данных. Благодаря опциям система доступна в шести конфигурациях, позволяющих работать в сети Р, или ISDN, или в обеих одновременно. Функция многоточечных соединений ^^) рассчитаны на 6 одновременных видео соединений с отображением всех абонентов на экране, а при каскадном соединении двух систем в видео конференции могут участвовать до 10 абонентов. Несмотря на то, что в любой из перечисленных конфигураций системы обладают, пожалуй, самым выгодным соотношением «цена - качество», Sony на основе этой платформы создало недорогой вариант PCS-11P, рассчитанный на использование в качестве периферийных терминалов без особых способностей к расширению функций.
Еще одним элементом компьютеризированного обучения стал электронный учебник (ЭУ). Электронный учебник обеспечивает моментальную обратную связь, что, безусловно, сказывается на мотивации учащихся. Только ЭУ позволяет работать в интерактивном режиме, тестируя уровень знаний учеников. Материалы такого учебника составлены с учетом принципа гуманизма усвоения знаний. С одной стороны, электронный учебник позволяет удовлетворять ведущим дидактическим принципам гуманистической педагогики: наглядности, научности, сознательности, активности, систематичности и последовательности, доступности, прочности усвоения. С другой стороны, соответствует современным требованиям личностно-ориентированного подхода в методике преподавания: учащийся может работать с учебником в индивидуальном режиме и выполнять те задания, которые представляют для него наибольший интерес.
ЭУ может применяться как:
- тренажер для самостоятельных занятий;
- средство текущего вида контроля;
- экзаменатор на выпускных или вступительных экзаменах [4].
Итак, при всех радужных ожиданиях и неумеренных восторгах мы можем смотреть на все эти технические новшества с осторожным оптимизмом. Вузам следует использовать компьютеры для того, чтобы стимулировать учащихся на более активное мышление и способность решать проблемы, что, в свою очередь, будет способствовать лучшему овладению учебным материалом. Более того, электронная техника может способствовать ускоренной разработке новых теорий познаний и поискам более совершенных методов обучения. Принцип наглядности был впервые теоретически обоснован известным педагогом-гуманистом XVII века Я. А. Коменским. Он выдвинул знаменитое «золотое правило» для учащихся: «... все, что можно, предоставлять для восприятия чувствам...», утверждая, что ученики должны непосредственно знакомиться с предметами в натуре. Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать. Семена не есть еще плод. Существует огромная польза рисунка (фотографии) в процессе обучения. Если иногда нет налицо вещей, то можно вместо них применять копии или изображения, приготовленных для обучения. Так, ботаники, зоографы, геометры, землемеры, географы с пользой прилагают к своим описаниям рисунки. Подобным образом следовало бы делать в физике и в других предметах [5]. Стремление
гм yj nj
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm
научно-методический электронный журнал ART 12138 УДК 37.047:37.014.54
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/12138.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.
объединить традиционные системы образования с новейшими информационными технологиями вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. По этой же причине многие государственные и негосударственные учебные заведения разрабатывают и внедряют в практику технологии дистанционного, открытого и смешанного обучения. Управление этими системами основано на использовании информационных технологий.
Одним из условий эффективного развития дарований у учащихся сейчас является гармонизация принципов философии гуманизма и современных информационнокоммуникационных технологий. Только гуманистическая образовательная система в сочетании с ИТК может создать условия для формирования одаренной личности, способной к самореализации и саморазвитию. Гуманизм - это признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений [6]. Духовная составляющая образования необходима и в век высоких технологий. В новом стандарте образования есть указание на духовный компонент воспитания. Однако преподаватели, особенно практики, продолжают идти по традиционному пути, занимаясь обучением. Данный подход проще и по нему накоплен более богатый опыт. Для того чтобы осуществлять духовное воспитание, надо владеть философскими знаниями и прежде всего такими понятиями, как истина, смысл жизни, любовь, совесть, сострадание, милосердие, великодушие. Духовное воспитание принадлежит миру идеального и не поддается естественнонаучному подходу. Концепцией модернизации российского образования ставиться задача усиления практической направленности образования при сохранении всестороннее развитие личности, на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Следует также отдать должное тому, что и отечественные педагоги проявляли активный интерес к использованию практикоориентированных систем при обучении детей, например, педагогическая система В. А. Сухомлинского ориентирована на то, чтобы дети изучали жизнь и принимали активное участие в ней в целях ее преобразования. Связь с жизнью и окружающей средой находила свое выражение в самых различных формах и видах деятельности. Труд - это не только лопата и плуг, но и мысль. Мысль - это нелегкий труд, и как раз его сложность, трудность и приносит человеку большую радость. Гармония умственного и физического труда - то, благодаря чему можно воспитать у детей, подростков, юношей и девушек искреннее стремление быть умным, образованным и культурным. Трудно - это не только нужно, но и прекрасно, восхитительно [7].
Гармоничное сочетание гуманистических идей образования и применения современных технологий можно проследить на примере агропроектов. При поддержке Министерства сельского хозяйства и Министерства образования Пермского края были созданы профильные агроклассы. Агроклассы - эксклюзивный проект, направленный на увеличение молодых, талантливых специалистов, сознательно пришедших в аграрную отрасль. Агроклассники получали знания по основам аграрного дела и бизнес-планирования, общаясь в режиме on-line с лучшими преподавателями пермских вузов и успешными бизнесменами. Учащиеся приняли участие в заочном туре краевого конкурса бизнес-планов. Главным результатом работы агроклассов можно считать рост заинтересованности одаренных школьников агробизнесом. У молодежи появились стимулы развивать тот населенный пункт, где они родились, живут, создавать успешный бизнес во благо общества. Одна из задач - содействие выявлению одаренных детей способных работать в сельскохозяйственном производстве. Преимущества для
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm
научно-методический электронный журнал ART 12138 УДК 37.047:37.014.54
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/12138.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.
них очевидны. Это осознанный выбор будущего: агробизнес, учеба в сельскохозяйственном учебном учреждении, будущая профессия. Здесь есть все условия к самореализации. «Агроклассы» впитали в себя все лучшие традиции практикоориентированного обучения, принципов гуманизма и применение ИКТ [8]. Эффект от создания профильных классов виден в следующем: у сельской молодежи появился смысл жизни, перспективы, ответственность за себя и родной край. Они не ищут лучшей жизни в городе. Отсутствие квалифицированных кадров также обусловлено сформированным среди населения отношением к сельскому труду как не престижному. Государство должно поддерживать финансово (субсидии, дотации), но важна и морально-психологическая поддержка. Важно показать труд колхозника, его проблемы и успехи, тем самым формировать уважение к сельскохозяйственной деятельности. Сегодня важно бороться за молодежь. Занимать свободное время надо так, чтобы они научились получать от сельской деятельности удовольствие. Кого-то обязательно «зацепит», появиться мечта и понимание, что жить можно по-другому. Если на уровне проектов будем создавать такой мотив, то это только даст положительный эффект в решении ментальности сельского населения [9]. Использование ИКТ помогает одаренным детям найти должное место в современной сельской экономике. Цель и смысл сельхозобучения сегодня - это одаренная личность, способная к самообучению и к самореализации в любых условиях. Современному бизнесу в деревне нужны образованные, нравственные люди. Уже на стадии обучения можно отметить у молодежи качественно новый взгляд и мышление. Они могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, будут отличаться мобильностью, станут способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности.
Гармонизация идей гуманизма и применение современных информационных технологий в тенденции системного подхода развития одаренных детей в аграрной сфере деятельности ярко и интересно реализуется в проекте «АгроПРОФИ». Стратегия проекта - инновационная модернизация образовательного процесса на селе. Проект является одним из инструментов достижения целей краевого проекта «Кадры в АПК» и направлен на то, чтобы в агропромышленный комплекс приходили молодые, талантливые люди. Чтобы одаренный человек понимал, что сельское хозяйство - это тоже сфера экономики, в которой успешно развивается бизнес, где можно всесторонне и интересно реализовать себя. Проект с раннего детства формирует профессиональную ориентацию. Главной задачей проекта является выстраивание устойчивых связей между агробизнесом и образованием. Общаясь в «электронном» формате и в «живую» с представителями агробизнеса, ребята узнают историю успеха, видят современные, чистые и высокотехнологичные фермы и производства. Проект формирует виртуальное сообщество, объединенного учебной деятельностью инновационного типа. Основные принципы проекта «АгроПРОФИ»:
- процессный подход проектного типа с доминантной групповой работой;
- интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса;
- функциональная диверсификация педагогического процесса с выраженной специализацией;
- опережающее обучение посредством действия через общение.
Все это формирует образовательную среду нового типа. Попасть в агрогруппы могут подготовленные и одаренные ребята, настроенные работать в сельском хозяйстве [10]. В проекте активно используется дистанционное обучение (ДО). Строится ДО на основе базовых ИКТ и сетевых информационно-образовательных сред. ИКТ сегодня представляют собой пример одной из самых динамично развивающих-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm
КОНТ TF.TTT
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/
научно-методический электронный журнал Ossn^SO^I.OX1 . ~ Г°С. Эл № ФС 77" 49965 -
ART 12138 УДК 37.047:37.014.54 ' 2
ся сфер техники и технологий и информационно-образовательной среды. ДО проекта имеет гибкую структуру, легко перестраиваться вслед за изменениями ИКТ и обеспечивает опережающее развитие сельского образования в новом информационном обществе.
ДО проекта обеспечивает возможности:
- оперативной передачи на любое расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной, звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
- хранения её в памяти компьютера в течение нужного времени, ее редактирование, обработка, распечатка и т. д.;
- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной связи с преподавателем;
- доступа к различным источникам информации;
- работы с этой информацией.
Использование ИКТ в проекте «АгроПРОФИ» решает ряд важных задач (табл. 1).
Таблица 1
ИКТ в проекте «АгроПРОФИ»
Задачи, решаемые на базе проекта Средства, обеспечивающие решения
1. Обеспечение коммуникации учащихся - Форумы преподавателей, сотрудников; - видеоконференции; - электронная почта
2. Организация электронных библиотек учебнометодических материалов,тестов - Документарная база знаний; - библиотека видео лекций
3. Организация учебного процесса - Серверы Интернет-обучения
4. Контроль знаний учащихся - Электронное тестирование
5. Обеспечение методистов инструментальными средствами - Конструктор обучающих курсов; - электронный публикатор разработки УММ и тестов
6. Автоматическая подготовка учетной и отчетной документации о ходе учебного процесса - Сервер Интернет обучения
На основе изучения опыта использования информационных технологий в проекте «АгроПРОФИ» определены важные проблемы современного ДО, которые окажут существенное влияние на развитие технологий и методов управления в этой сфере образовательной деятельности.
1. Для повышения качества образовательных программ надо вести систематическую работу по изучению спроса рынка труда и отбору компетентностно-ориентированного содержания дисциплин, ориентируясь на передовой педагогический опыт в стране и мире.
2. Для повышения мобильности учащихся надо разрабатывать новые ИКТ для описания, хранения и поиска в образовательном пространстве результатов обучения и компетенций с целью информирования профессионального и академического сообщества об образовательном потенциале.
3. Для повышения качества образования надо создавать и активно внедрять в практику новые подходы к управлению качеством образования, использовать новые методики и механизмы по планированию и оцениванию результатов обучения; по формированию и систематизации портфолио обучаемых и преподавателей; по определению рейтингов учащихся, преподавателей.
4. При разработке информационно-образовательных сред и методов управления дистанционным обучением учащихся в них следует ориентировать на комплекс-
pu "7 fu
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm
КОНТ TF.TTT
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/
научно-методический электронный журнал Ossn^SO^I.OX1 2 ~ ГоС2 реГ2 Эл № ФС 77" 499652 -ART 12138 УДК 37.047:37.014.54 ' 2
ное решение проблемы образования в контексте требований федеральных ГОС третьего поколения.
5. Для совместных усилий необходимо создавать условия для формирования образовательной деятельности в области дистанционного обучения. Моделью может стать социальные сети.
Проект «АгроПРОФИ», применяя передовые технологии, сохранил лучшие традиции практико-ориентированных педагогических систем. В нем воплощены идеи гуманизма - гармоничному и всестороннему развитию одаренных детей, уважение к подрастающему поколению, воспитание и образование через труд. Проект уже сейчас помогает обеспечивать подготовку квалифицированных кадров для аграрного сектора экономики Пермского края; совершенствовать агрообразование. Благодаря проекту возникли устойчивые связи между агробизнесом и учебными заведениями и властью. Это дало возможность как к самореализации сельской молодежи, через создания Агро-хозяйств, производящих экопродукт, так и к разработке и внедрения в экономику экологически чистого сельскохозпродукта. Механизм реализации проекта «Агропрофи»: асинхронные средства обмена информацией - форумы, WiKi; синхронные средства обмена информацией - чат, теле-, видео-конференции, скайп; видеолекции, интерактивные круглые столы в ссузах и профучилищах. В режиме «Свободный разговор» (чат) студенты могут свободно общаться между собой в «on-line». В режиме «Конференция» общение проводится в присутствии преподавателя в «on-line». В режиме «Видеоконференция» добавляется еще и видео трансляция изображения. В режиме «Консультация» - студенты задают вопросы и получают ответы от преподавателя. Отбор участников проекта. Отбор преподавателей - суппотеров. Рассказы о проекте «Агропрофи», о преимуществах и возможностях агрогрупп, об организации взаимодействия с предприятиями края, тестирование студентов на наличие бизнес-мышления. Проекты развивают и формируют одаренных детей, их лучшие человеческие качества, обучают самостоятельной деятельности, воспитывают лидеров. Агрогруппы - это группы студентов с активной жизненной позицией, стремящиеся к получению дополнительных знаний и навыков или готовые в будущем организовать свое дело. Контроль качества агрогруппы - рейтинг, отсев незаинтересованных, прием новых, оценка Минсельхозом и предприятиями и через конкурсы бизнес-планов «АгроПРОФИ» [11].
Проект «АгроПРОФИ» дает возможность строить системы с более высокой целевой направленностью. Аккумулирует опыт с распространением знаний и навыков по всем учебным учреждениям. Идет качественное совершенствование образовательного процесса. Качественное образование - это гарантия успешного будущего, фундамент роста в обществе, основа, на которой строится дальнейшая жизнь и формируются интересы. Чем образованнее человек, тем красочнее его карта жизни. Гармонизация гуманистических принципов педагогики и внедрения передовых информационных технологий в Агропроектах - развивает творческий потенциал учащихся, снимает внутренние ограничения, готовит настоящих лидеров бизнеса, инициативных и в то же время высококультурных. Воспитывает думающих, увлеченных одаренных людей, ориентирующих на достижение результата. Настраивает учащихся на успех, прививает «вкус» побед. В проектах много общения с успешными людьми, лидерами Агробизнеса. Сегодня ценятся не только компетентность специалистов, но и их порядочность, которая не покупается и не продается. Категории нравственности, человеколюбия, долга, ответственности - важнейшие составляющие образовательного процесса. Это «известь», цементирующая знания, без нее они - «груда» камней.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm
научно-методический электронный журнал ART 12138 УДК 37.047:37.014.54
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/12138.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.
Агропроекты проникнуты любовью и уважением к одаренным детям, верой в Человека, таланты которого раскрепощены свободным трудом и окрылены Высокими технологиями, учат их видеть, чувствовать, думать, понимать, любоваться красотой окружающего мира, творить и познавать собственную красоту, гордиться тем, что я Человек - одаренное существо, что передо мною множество путей развития и совершенствования. Обучение с применением ИКТ позволяет повысить у детей мотивацию, активность, самостоятельность, интерес к будущей специальности. Формирует профессионально значимые качества личности. Способствует индивидуализации обучения, что влияет на повышение уровня практических навыков и в конечном итоге, на формирование профессиональных компетенций специалистов.
Определенный опыт гармонизации гуманистических принципов и информационно-коммуникативных технологий в формировании одаренной сельской молодежи уже есть. Теперь стоит задача придать этой работе еще более системный и продуктивный характер. Ведь «земледелие есть первое ремесло человека: оно самое честное, самое полезное и, следовательно, самое благородное из всех, каким только может он заниматься» (Ж.-Ж. Руссо).
Ссылки на источники
1. Примаков Е. М. Приветствие на открытии симпозиума / Материалы симпозиума «Телекоммуникации - основа развития бизнеса современных предприятий» 16-ой международной выставки Связь-Экспоком. 11-15мая 2004,Россия, г. Москва, ЗАО «Экспоцентр».
2. Материалы выставки «Информатика в жизни США», СССР, г. Ленинград 10-20 ноября 1987, Выставочный комплекс на Васильевском острове.
3. Чиркунов О. А. Приветственный доклад на открытие форума / Материалы VIII Пермского форума «Человек. Общество. Страна».18-21 апреля 2012, Россия, г. Пермь, ВЦ «Пермская ярмарка».
4. Дистанционное обучение: информационный портал. - URL: www.distance-learning.ru.
5. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост.
B. М. Кларин.- М.: Педагогика, 1989. - 412 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
7. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1975. - 272 с.
8. Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Концепт: научно-методический электронный журнал. - Январь 2012, ART 1204. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1204.htm.
9. Светлокова Н. А., Гилязова Е. Кому на селе жить хорошо / Пермский край земли. - 2010. - № 11. -
C. 20.
10. Геташвили И. Т. Агробизнес - молодому поколению / Пермский край земли. - 2011. - № 9. -С. 14.
11. Латышева А. И., Геташвили И. Т., Разумов А. И. Гуманитарные инновации в сельской науке и образовании// Наука страны как гарант стабильного развития: материалы XXIII Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам (Украина, г. Горловка, 26-27 июля 2012 г.). - Горловка: ФЛП Пантюх Ю. Ф., 2012. - 136 с.
Getashvili Irina,
Head of human resources management resource support agricultural development USDA PC, Perm
Latysheva Anna,
PhD, assistant professor of industrial and territorial economy FGBOU VPO "Perm State Agricultural Academy. Academician Pryanishnikov ", Perm latysheva.pgsha @ rambler.ru IvanovaElena,
PhD, senior lecturer in primary education techniques FGBOU VPO "Perm State Pedagogical University", Perm ivanova.pgpi @ rambler.ru
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm
КОНТ TFJTT
научно-методический электронный журнал ART 12138 УДК 37.047:37.014.54
Геташвили И. Т., Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гармонизация технологий и гуманизма // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). - ART 12138. -0,7 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/12138.htm. - ГоС. рег. Эл № ФС 77- 49965. -ISSN 2304-120X.
RazumovAnatoly,
Competitor FGBOU VPO "Perm State Agricultural Academy. Academician Pryanishnikov, Deputy Director of NPP" Zapaduralfond ", Perm nela.perm @ rambler.ru
Harmonisation of Technology and Humanism
Abstract. The article is devoted to information and communication technologies and the principles of humanism in education village. Humanist and modern communications systems, communications and information opens up new possibilities in the formation of children's talents. This had a positive effect on the state of affairs of the village, the region and the country. Improve the quality, effective- issn 2304-120X ness of education.
Keywords: information and communication technology, humanism, rural education, the development of children's gifts, self identity, social responsibility, and professionalism. 9 772304 120128
977230412012810
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12138.htm