Научная статья на тему 'Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики'

Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СИНЕРГИЗМ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АГРОБИЗНЕСА / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СРЕДСТВА И ПОДХОД СИНЕРГЕТИКИ / AGRAPROPORIANISATION PROCESS / AND APPROACH SYNERGETIC / CONTINUITY AND SYNERGY IN TRAINING AND SOCIAL RESPONSIBILITY AGRIBUSINESS / SELF-DEVELOPMENT / TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышева Анна Ивановна, Упилкова Жанна Александровна, Разумов Анатолий Иванович

Статья посвящена вопросам профориентационной работы с сельской молодежью, совершенствования данного процесса средствами синергетики и гармонизации современных технологий с традиционными ценностями в агропрофориентации. Данная работа обращает внимание на гуманизацию образования как условия профессиональной подготовки сельских специалистов. Авторы раскрывают принципы и средства синергетики на примере проекта «АгроПРОФИ». Также показывают, что власть, бизнес и образование, сотрудничая, могут дать безграничные возможности человеку для самореализации, а аграрной отрасли – высококвалифицированные кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латышева Анна Ивановна, Упилкова Жанна Александровна, Разумов Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving processes Agraproporianisation means of synergetic

The paper is devoted to guidance from rural youth, improvement of the process by means of synergetic and harmonization of modern technology and traditional values in agricultural professional orientation. The paper draws attention to humanization of education as a condition of professional training for rural specialists. The authors revel principles and tools of synergey on the example of the project “AgroPROFI” and prove that government, business and education together can give without-boundary opportunities to a per-son and highly qualified personnel to agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

ART 15158 УДК 37.047:37.014.54

Латышева Анна Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и территориальной экономики ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермь latvsheva.pgsha@rambler. ru

Упилкова Жанна Александровна,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры плодоовощеводства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермь [email protected]

Разумов Анатолий Иванович,

соискатель ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», директор ООО МИП «НЭЛА», г. Пермь [email protected]

Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики

Аннотация. Статья посвящена вопросам профориентационной работы с сельской молодежью, совершенствования данного процесса средствами синергетики и гармонизации современных технологий с традиционными ценностями в агропрофориентации. Данная работа обращает внимание на гуманизацию образования как условия профессиональной подготовки сельских специалистов. Авторы раскрывают принципы и средства синергетики на примере проекта «АгроПРОФИ». Также показывают, что власть, бизнес и образование, сотрудничая, могут дать безграничные возможности человеку для самореализации, а аграрной отрасли - высококвалифицированные кадры.

Ключевые слова: агропрофориентационный процесс, средства и подход синергетики, саморазвитие личности, преемственность и синергизм в обучении и социальной ответственности агробизнеса.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современных экономических условиях возникает насущная потребность в совершенствовании профессиональной ориентации молодежи, сельскохозяйственного образования. Формула аграрного образования сложна, но постижима. Эти и другие вопросы были рассмотрены на ежегодной Российской агропромышленной выставке «Золотая осень», которая была приурочена к празднованию Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (по Распоряжению Правительства Российской Федерации № 536-р от 11 апреля 2000 г.). В рамках деловой программы выставки состоялся VI Всероссийский молодежный форум «Формула аграрного образования», организаторами которого выступили Министерство сельского хозяйства России, Минобрнауки России, Российский союз сельской молодежи. В своем приветственном слове А. В. Петриков (статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации) высказал оригинальную мысль, что пессимист видит трудности при любой возможности, оптимист в любой трудности видит возможности. Проблема с

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

оттоком молодежи из села была во все времена. Неравные, контрастные условия жизни и труда жителей села и города формируют у современной молодежи стереотипы, которые зачастую не позволяют сделать выбор в пользу аграрной профессии. «Важно привлекать для работы в сельской местности уроженцев этих территорий, - отметила в своем докладе председатель Центрального совета Российского союза сельской молодежи Ю. Оглоблина, - молодые люди, которые с детства приучились работать на земле, смогут быстрее освоить аграрную профессию и в последующем успешно трудоустроиться в агропредприятиях или открыть свое крестьянское (фермерское) хозяйство». По мнению участников форума, высокий дефицит рабочих кадров и специалистов на селе обусловлен многими причинами, и одна из них - недостаточная и неэффективная профориентационная работа [1].

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования - реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. В соответствии с этим провозглашена задача - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Молодой человек должен уметь свободно пользоваться знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Целью является не предметный, а личностный результат [2]. «Меняется не только технологический, но и весь уклад жизни, меняется и представление об инженерной деятельности, растут требования к этой профессии. Сегодня это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, не только конструирует современную технику и машины, но, по сути, и формирует окружающую действительность» - слова В. В. Путина на заседании Совета по науке и образованию стали девизом Пермского инженерно-промышленного форума, который прошел в Перми 6-9 ноября 2014 г. На форуме активно обсуждались вопросы образования и профориентации сельской молодежи. На дискуссионных площадках эксперты и практики вели поиск оптимальных решений формирования «инженеров будущего», повышения роли инженера в развитии производственной кооперации. Профессионалы XXI в. - специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарными и естественнонаучными знаниями, промышленными и сельскохозяйственными науками, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включиться в решение очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики [3].

Процесс агропрофориентации сегодня носит метадеятельный характер, востребован синергетический подход. Великий педагог, философ-гуманист Я. А. Коменский писал: «Сделать людей деятельными, находчивыми, старательными... Человек от природы полон жизни, любит движение и деятельность и нуждается только в благоразумном водительстве». В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Синергетический подход - основное условие достижения высокого качества процесса. Универсальный характер средств синергетики в агропрофориентации проявляется в том, что они носят надпредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития подростка. Метадеятельные принципы в профориентационной работе помогают освоению программы, осознанно выбирать наиболее эффективные способы и средства решения учебных, познавательных и профориентационных задач.

2

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

Таким образом, метадеятельные принципы и синергетический подход обеспечивают переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному восприятию мира. В связи с этим особое значение в агропрофориентационном процессе приобретают новые педагогические разработки, которые позволяют интегрировать потребности субъектов образовательного процесса, интересы государства и общества, запросы рынка труда, а также создают в общеобразовательных учреждениях среду сотрудничества и взаимопонимания, направленную на формирование профессионального самоопределения сельской молодежи.

В статье представлены результаты исследования с позиции метадеятельности, позволяющие представить профориентационную работу как синергетическую систему-процесс. Это многоуровневое явление, складывающееся из трудового воспитания, профориентации и наличия для молодых специалистов-аграриев преференций от государства и т. д. Синергетический подход к агропрофориентационному процессу подразумевает согласованное взаимодействие сельских школ, среднего специального и высшего профессионального аграрных учебных заведений, работодателей агропромышленных предприятий, органов управления образованием, АПК субъектов Российской Федерации (систем не всегда однородных; синергетика - от греческих слов «совместное действие»). Методы и средства естественного, согласованного с природой личности и потребностями аграрных предприятий сельскохозяйственного образования и воспитания, к которым призывал Ж.-Ж. Руссо в XVIII в., не менее актуальны и в наши дни [4].

Цель данной работы - выявить четкие критерии метадеятельности и синергетического подхода, обосновать (или опровергнуть) возможность их использования в агропрофориентационном процессе на примере проекта МСХП Пермского края «АгроПРОФи».

Пути реализации:

- анализ отечественной и зарубежной научной литературы, научных дискуссий НПК для определения ключевых понятий, методов, достоинств и недостатков синергетического подхода, важно проследить трансформацию понятий;

- выявить критерии нового применения метадеятельных средств и синергетического подхода в агропрофориентационном процессе;

- адаптация ключевых понятий и инструментария для агропрофориентационных процессов.

Сложность использования синергетического подхода в агропрофориентационном процессе становится очевидной, здесь в новой области применения средства синергетики должны пройти серьезную адаптацию, по сути, должны быть выстроены заново - с уровня «частиц». При этом поменяется методическое ядро. Ведь далеко не всякая модель, применяемая для физических процессов, подходит в описании социальных процессов, а агропрофориентация к таковым относится. Перспективным представляется изучение психокогнитивных элементов агропрофориентационных процессов, которые вплетены в потоки событий самой разной природы - социальные, коммуникативные, организационные, образовательные и т. д.

Применение новых подходов в агропрофориентационном процессе ярко прослеживается в проекте МСХП ПК «АгроПРОФИ» [5]. При этом выстраивается иерархическая многоуровневая система. Первый уровень - формирование команды активистов из числа студентов ПГСХА, членов Российского союза сельской молодежи (РССМ), 10-15 человек. Второй уровень - проведение со школьниками серии встреч (15-17 мероприятий) в игровой форме по темам: презентация сельских профессий; создание проекта «Мое будущее в агробизнесе»; презентация интересных примеров развития агробизнеса в Пермском крае. Третий уровень - организация участия школьников в общероссийском конкурсе (РССМ) «Моя малая родина», проведение региональных

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

этапов конкурса. Четвертый уровень - организация экскурсий школьников на передовые предприятия АПК и к успешным фермерам Пермского края. Целевая аудитория -школьники 8-11-х классов. Используется при этом синергетическая многоуровневая модель самоорганизации. Она является на сегодняшний день наиболее обобщающей и наиболее эвристически плодотворной объяснительной моделью, описывающей взаимные переходы порядка и хаоса в эволюцию систем в сфере сельскохозяйственного образования и в профориентационной деятельности, это мы наблюдаем в проекте «АгроПРОФИ». Синергетический подход охватывает все этапы самоорганизации агропрофориентации как процесса эволюции - его возникновение, развитие и разрушение. (В данное время происходит разрушение одних систем - «Конкурс бизнес-планов» - и возникновение новых систем - «КонцепТ АгроПРОФИ».) В проекте «АгроПРОФИ» параллельно существует и развивается, синергетически взаимодействует с другими системами система «Мотивация сельской молодежи». Это тоже многоуровневая и иерархическая система. Первая структура СПО: уровень А - формирование правильных аграрных групп студентов. Уровень Б - организация цикла занятий на тему «Основы предпринимательства в АПК» (лекции, видеолекции, бизнес-тренинги); лекторы - представители успешного агробизнеса. Уровень В - организация экскурсий на предприятия, к успешным фермерам. Уровень Г - проведение итогов конкурса бизнес-проектов. Лучшие студенты отправляются на стажировку за границу за счет Минсельхозпрода. Вторая структура - повышение мотивации студентов на работу в агропромышленном комплексе в качестве специалистов на предприятие или предпринимателей, это ПГСХА: уровень А - координация грантовых конкурсов среди студентов на лучшие исследовательские проекты (например, мясокомбинат «Кунгурский»). Уровень Б - координация участия руководителей и ведущих специалистов предприятий АПК в учебном процессе в качестве лекторов. Уровень В - координация стажировок студентов за границу. Система «Мотивация сельской молодежи» гармонирует с другими системами агропрофориентационного процесса и мероприятиями по повышению престижа сельских профессий [6]. Иными словами, средства синергетики можно считать интегральной теорией порядка и хаоса, изучающей закономерности возникновения порядка из хаоса, описание причин и механизмов относительно устойчивого существования возникающих структур и их распада. Синергетический подход в агропрофориентационном процессе - новый принцип исследования и понимания мотивации будущих специалистов аграрной отрасли, указывающий на предсказуемость, нелинейность, вероятность и субъектность поведения его участников. В свете синергетического подхода человек - не винтик системы, развивающийся вместе с ней, а сила, способная к преодолению кризисов и упорядочиванию системы, ее стабилизации.

В проекте «АгроПРОФИ» большое внимание уделяется гармонизации одной из составляющих профессиональной компетентности - системы информационной компетентности с системой воспитания ответственности и патриотизма, которая включает в себя следующие элементы:

1) Теоретические знания, практические умения и навыки использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

2) Творческий подход в применении информационных технологий при решении практических задач, а также при организации обработки, хранения и передачи информации.

3) Гибкость мышления, способность к самообразованию и повышению профессиональной квалификации в области информационных технологий.

4) Сформированное мировоззрение и система личностных ценностей и жизненных приоритетов [7].

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

Если исходить из признания личности самоорганизующейся системой (самоорганизация - внутренняя гармонизация системы), то человек воспроизводит и развивает свою субъективность. «Императив самоизменения синергетическому субъекту на удивление прост - не будешь тратить, расходовать себя - ничего не приобретешь, Но, если потратишь больше того, что приобрел, тебе грозит гибель». Таким образом, устойчивость возникающих личностных структур и функций обеспечивается балансом нелинейности. «Многие объекты, изучаемые в науке о человеке, могут так или иначе рассматриваться как системы. Такие объекты состоят из многих частей, взаимодействующих друг с другом более или менее сложным образом. Примером может служить общество (например, сельское), которое составляют люди. Через кооперацию отдельных частей у системы появляются новые качества, поэтому многие из этих качеств выявляют эффекты самоорганизации» [8]. Очевидно, что человек представляет собой типичную диссипативную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т. д.). Подобный метаболизм приводит к возникновению новых точек роста в структуре личности, усиливает структурную неоднородность, а значит, и неустойчивость, ведущую к зарождению нового порядка, который усиливает и развивает субъект. Общее направление агропрофориентационных процессов с учеником как самоорганизующейся системой задаются системообразующим фактором, сущность которого - самосохранение индивида, поддержание структурной устойчивости, что конкретно проявляется во внутриличностной дифференциации. Дифференциация приводит к выстраиванию своеобразной иерархии жизненных ориентаций, потребностей, ценностей, социальных ролей, статусов. Важно то, что выпускник должен делать и насколько хорошо, конечные результаты в сфере труда - это точки, которые нужны для нового синергетического воздействия. Средства синергетики одновременно дают направление поиска «точек», где управленческое воздействие на объект окажется поразительно эффективным. Влияние синергетического подхода позволяет создать модели, которые обнаруживают глубинную общность социальных процессов и самой природы как процессов социальной самоорганизации, сопрягаемых с общеэволюционной логикой мироупорядочивания [9]. В результате сотрудничества, согласованных действий власти, бизнеса, общественности, образования выстраивается единый агропрофориентационный процесс-система, формулируются виды профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, которыми должен владеть будущий специалист в соответствии с требованиями рынка труда. Средства синергетики были изначально призваны сыграть роль коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, их полезности для агропрофориентационного процесса. Средства синергетики как модель самоорганизации несут новые возможности стратегии и стилистики мышления, дающие нетрадиционные подходы ко многим проблемам. Научиться мыслить синергетически - значит научиться мыслить нелинейно, альтернативно, предполагая возможность смены темпа развертывания события и качественной ломки, фазных переходов в сложных системах. В новом подходе к агропрофориентационному процессу ставятся более общие и широкие проблемы изучения возникновения самой самоорганизации так, как она происходит в естественных, природных процессах. Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо, в движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое первоначальное состояние нередко характеризуют понятием «хаос» и «беспорядок». Затем при некоторых критических значениях поступающей извне энергии или информации возникает воздействие между объектами, и они начинают участвовать в согласованном, коллективном движении.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

Новый подход - это эффективная ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами. В агропрофориентации это личность будущего специалиста и наставника, коллектив учащихся и сообщество преподавателей, это учреждение сельскохозяйственного образования, сельские школы, сельскохозяйственные предприятия, т. е. окружающая его среда. Синергетический подход позволяет рассматривать агропрофориентационный процесс, воспитательную деятельность в значительной степени самоорганизующейся, не основанной на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающей неоднозначно; как процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний, закономерных и случайных, предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотичных.

Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов, пожалуй, одни из первых ученых, попытавшихся сформулировать в современной науке четкое представление об управленческом синергетическом отношении к миру. Суть синергетического управления - в признании за сложной нелинейной системой способности «самому себя строить, структурировать, нужно только правильно инициировать желательные для человека тенденции саморазвития этой системы» [10]. Основываясь на синергетической идее «поля путей развития, спектра структур, потенциально содержащегося, скрытого в нелинейных средах», и роли человека в мире, ученые констатируют:

- поскольку всякое развитие многовариантно в своих путях, человек всегда имеет право выбора оптимального пути, который возможно не только выбрать, но и вычислить, управлять им;

- хотя путей развития много, но их количество не бесконечно; человек всегда может пытаться узнать ограничения данной конкретной системы;

- человек способен описать и рассчитать оптимальные для себя и осуществимые в плане имеющихся возможностей «сценарии» развертывания событий, их предполагаемые механизмы.

«Резонансное воздействие» синергетических средств означает, что важна не величина управляющего воздействия, а его правильная топология (пространственная организация), то есть согласованность с ее внутренними качествами и свойствами, являющаяся предпосылкой устойчивого развития системы в направлении достижения выдвигаемых целей. Таковым, по нашему мнению, должен быть господствующий способ управления функционированием профориентационных процессов-систем. Следовательно, система может срезонировать как к позитиву (что посредством нелинейных обратных связей способствует ее гармонизации), так и к негативу (что может привести к отрицательным последствиям вплоть до разрушения системы). Итак, общественные процессы следует не просто строить и даже не перестраивать, а инициировать, выводить социальные системы на собственные линии (траектории) развития [11]. Из проекта «АгроПРОФИ» мы видим, что применение термина «управление» к самоорганизующимся системам неверно. Вернее, адекватны сущности этого явления-понятия: направленное развитие, корректирующее воздействие.

Средства синергетики одновременно дают направление поиска «точек», где управленческое воздействие на объект окажется поразительно эффективным. Она гармонизирует применение современных информационных технологий и традиционных деревенских ценностей в работе по профориентации. Применение информационных технологий с новым подходом дает возможность существенно изменить к лучшему содержание и формы процесса и способствует формированию информационной компетентности выпускников. Кадровый потенциал проекта «АгроПРОФИ» более

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

высокой квалификации, чем специалисты традиционного обучения. Проект «АгроПРОФИ» уже сейчас помогает обеспечивать подготовку квалифицированных кадров для аграрного сектора экономики Пермского края. Суть состоит в такой организации агропрофориентационного и учебного процесса, при которой практически все обучающиеся вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создается структура-среда, в которой обучающейся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс сельскохозяйственного обучения и эффективной - агропрофориентацию. Проект «АгроПРОФИ» помог в возникновении структуры с устойчивыми связями между агробизнесом и учебными заведениями и властью - проект несет в себе синергетический эффект. Это, в свою очередь, дает импульс агропрофориентационному процессу. Механизм реализации процесса агропрофориентации в проекте «АгроПРОФИ» - это лекции, круглые столы в сельскохозяйственных учебных заведениях, отбор участников проекта, отбор преподавателей - суппотеров, видеоконференции для студентов.

Пример практики

Видеолекция № 4 в рамках проекта «АгроПРОФИ» 01.11.2011 (вторник) 13.00-14.30.

Тема: Основы бизнес-планирования.

Лектор: Киселева Анна Александровна, начальник отдела экономического анализа и правового обеспечения Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края.

Участники

Ссуз Чел.

ГБОУ СПО «Пермский агропромышленный техникум» 20

ФГОУ СПО «Осинский аграрный техникум» 45

ФГОУ СПО «Коми-Пермяцкий сельскохозяйственный техникум» 77

ФГОУ СПО «Кунгурский сельскохозяйственный колледж» 25

ГБОУ СПО «Зюкайский аграрный техникум» 54

ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 75» 34

ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 5» 55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 67» 43

1. Проверка домашнего задания: связь «точка-точка»:

1) Количество комментариев в WordPress и www.agro.perm.ru.

2) Впечатления от экскурсий. Фотооотчет.

3) Просмотр видеоуроков агроклассов.

4) Письменная работа на тему «История развития успешного хозяйства» или «Я в агробизнесе», срок сдачи - 8 ноября.

2. Лекция по основам формирования бизнес-плана.

3. Домашнее задание.

Механизм содержит в себе синергетические «точки». Они развивают в студентах их лучшие человеческие качества, обучают самостоятельной деятельности, воспитывают лидеров. Контроль качества - рейтинг, отсев незаинтересованных, прием новых, оценка Минсельхозом и предприятиями и через конкурсы бизнес-планов [12]. Сельская молодежь при этом не просто получает необходимые качественные профориентационные знания - воспитываются гармоничные, цельные, разносторонне развитые личности, сознающие свою ответственность перед обществом.

7

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

Выводы. Средства синергетики важны для организации профориентационной деятельности. Синергетический подход в агропрофориентации основан на использовании свойств нелинейности, открытости педагогических систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации. Процесс развития агропрофориентационной системы, если наблюдать достаточно долго, в общем случае не сводится только к иерархизации (переход от простого к сложному), а представляет собой крайне сложный процесс многоуровневого, многоступенчатого чередования процессов иерархизации и деиерархизации. Задача специалистов агропрофориентационного процесса при этом состоит не только в прогнозе вероятности конфликтов, катастроф, но и в определении управляющих воздействий, способных вызвать такой скачок или предотвратить его. Подготовка специалистов для села является сложной системой, включающей сложные взаимодействия организационных, управленческих, социотехнических воспитательных подсистем. Средства синергетики позволяют переводить естественное развитие процесса-системы в скачкообразный рост и переход системы в качественно новое состояние.

Потенциал метадеятельных принципов и синергетических средств раскрывается в условиях четкой специализации и внешних ограничений агропрофориентационного процесса. В данной работе это было продемонстрировано через сопоставление различных во времени и уровнях видов агропрофориентационной работы в проекте МСХП Пермского края «АгроПРОФИ». Это инструментарий для исследования поведения объектов (систем), в нашем случае сельской молодежи, но не их содержания и качественных характеристик. Обзор вариантов применения синергетического подхода, выполненный в рамках данной работы, может стать основой для дальнейшего анализа по каждому направлению: 1. Повышение значимости сельскохозяйственного труда. 2. Повышение престижа сельскохозяйственных профессий. 3. Повышение мотивации сельской молодежи. агропрофориентационный процесс - это согласованное взаимодействие частей при образовании структуры как единого целого. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики в практике агрообразования и профориентации способствует:

- улучшению информированности сельской молодежи о профессии, рынке труда;

- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения сельской молодежи;

- формированию профориентационных компетенций сельской молодежи;

- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания сельской молодежи профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.

Применение метадеятельных принципов и синергетических средств в агропрофориентационном процессе создает реальную возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации (выявление соответствия профессии отдельной личности) к опережающей модели профориентационной работы (ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентационных компетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций).

Ссылки на источники

1. Резолюция участников VI Всероссийского молодежного форума «Формула аграрного образования» // Материалы деловой программы Российской агропромышленной выставки «Золотая осень», Москва, ВДНХ 09.10.2014 г. - URL: www.goldenautumn.ru

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (в новой редакции). -URL: www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162182/

8

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

научно-методический ^ электронный журнал

Латышева А. И. Квалистоимостной подход в перспективных разработках ОПК и АПК как единый путь экологизации технологий, на примере внедрения средствами ТРИЗ генераторов озона ПГО -1 в производство птицефабрики «Пермская» // Материалы деловой программы Пермского инженерно-промышленного форума «Роботы и интеллектуальные системы - ближайшее будущее», Пермь, Выставочный центр «Пермская ярмарка», 07.11.2014 г. - URL: www.engineerforum.ru Геташвили И. Т. Гуманитарные инновации в сельской науке и образование // Материалы XXIII МНПК «Наука как гарант стабильного развития». - Горловка, 2012. - С. 46.

Латышева А. И. Сельскохозяйственное образование, вчера и сегодня (на примере Пермского края) // Аграрный вестник Урала. - 2013. - № 8 (114). - С. 44-46. - URL: www.avu.usasa.ru Латышева А. И., Геташвили И. Т., Разумов А. И., Рязанов С. М. Сельскохозяйственное образование Пре-дуралья: история и современность // ЭКО. - 2013. - № 10. - С. 182-187. - URL: www.ecotrends.ru Латышева А. И., Разумов А. И., Иванова Е. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Концепт. - 2012. - № 1. - URL: http://www.covenok.ru

Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науке о человеке? // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы / под ред. И. Н. Трофимовой. - М.: «Янус-К», 1999. - С. 11. Пригожин И. Философия нестабильности. - URL: http://www.PHILOSOPHY.ru/library/vopros/51.html Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. - 1997. -№ 3. - С. 62-79.

Шалаев В. П. Синергетика человека, общества, природы: управленческие аспект: учеб. пособие. -Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2000.

Геташвили И. Т. Проект МСХП «АгроПРОФИ». - URL: www.agro.permkrai.ru

О ISSN 2304-Ш

ниегтг

Anna Latysheva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Branch and Territorial Economics, Perm State Agricultural Academy after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm [email protected] Zhanna Upilkova,

Candidate of Economic Sciences, senior lecturer at the chair of Branch and Territorial Economics, Perm State Agricultural Academy after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm [email protected] Anatoly Razumov,

PhD applicant, Perm State Agricultural Academy after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm [email protected]

Improving of agricultural orientation processes by synergetic means

Abstract. The paper is devoted to guidance from rural youth, improvement of the process by means of synergetic and harmonization of modern technology and traditional values in agricultural professional orientation. The paper draws attention to humanization of education as a condition of professional training for rural specialists. The authors revel principles and tools of synergey on the example of the project “AgroPROFI” and prove that government, business and education together can give without-boundary opportunities to a person and highly qualified personnel to agricultural sector.

Key words: agricultural orientation process, tools and approach of synergetic, self-development, continuity and synergy in training and social responsibility agribusiness.

References

1. Rezoljucija uchastnikov VI Vserossijskogo molodezhnogo foruma «Formula agrarnogo obrazovanija» , Materialy delovoj programmy Rossijskoj agro-promyshlennoj vystavki “Zolotaja osen'”, Moskva, VDNH 09.10.2014 g. Available at: www.goldenautumn.ru (in Russian).

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 295 Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii “Razvitie obrazovanija”na 2013-2020 gg. (v novojredakcii). Available at: www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ (in Russian).

3. Latysheva, A. I. (2014) “’Kvalistoimostnoj podhod v perspektivnyh razrabotkah OPK i APK kak edinyj put' jekologizacii tehnologij, na primere vnedre-nija sredstvami TRIZ generatorov ozona PGO - 1 v proizvodstvo pticefab-riki ‘Permskaja’”, Materialy delovoj programmy Permskogo inzhenerno-promyshlennogo foruma “Roboty i intellektual'nye sistemy - blizhaj-shee budushhee”, Perm', Vystavochnyj centr “Permskaja jar-marka”, 07.11.2014 g. Available at: www.engineerforum.ru (in Russian).

4. Getashvili, I. T. (2012) “Gumanitarnye innovacii v sel'skoj nauke i obrazovanie”, Materialy XXIII MNPK “Nauka kak garant stabil'nogo razvitija”, Gorlovka, p. 46 (in Russian).

9

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Концепт. - 2015.

- № 05 (май). - ART 15158. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

- ISSN 2304-120X.

5. Latysheva, A. I. (2013) “Sel'skohozjajstvennoe obrazovanie, vchera i segodnja (na primere Permskogo kraja)”, Agrarnyj vestnik Urala, № 8 (114), pp. 44-46. Available at: www.avu.usasa.ru (in Russian).

6. Latysheva, A. I., Getashvili, I. T., Razumov, A. I. & Rjazanov, S. M. (2013) “Sel'skoho-zjajstvennoe obrazovanie Predural'ja: istorija i sovremennost'”, JeKO, № 10, pp. 182-187. Available at: www.ecotrends.ru (in Russian).

7. Latysheva, A. I., Razumov, A. I. & Ivanova, E. I. (2012) “Gumanizacija obrazovatel'nogo processa kak odno iz uslovij professional'noj podgotovki sovremennogo specialista dlja sela”, Koncept, № 1. Available at: http://www.covenok.ru (in Russian).

8. Haken, G. (1999) “Mozhem li my primenjat' sinergetiku v nauke o cheloveke?, in Trofimova, I. N. (ed.) Sinergetika i psihologija. Teksty. Vyp. 2. Social'nye processym, “Janus-K”, Moscow, p. 11 (in Russian).

9. Prigozhin, I. Filosofija nestabil'nosti. Available at: http://www.PHILOSOPHY.ru/library/vopros/51.html (in Russian).

10. Knjazeva, E. N. & Kurdjumov, S. P. (1997) “Antropnyj princip v sinergetike”, Voprosy filosofii, № 3, pp. 6279 (in Russian).

11. Shalaev, V. P. (2000) Sinergetika cheloveka, obshhestva, prirody: upravlencheskie aspekt: ucheb. posobie, Marijskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, Joshkar-Ola (in Russian).

12. Getashvili, I. T. Proekt MSHP “AgroPROFI”. Available at: www.agro.permkrai.ru (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 02.03.15 Получена положительная рецензия 10.03.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 10.03.15 Опубликована 30.05.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И., 2015

www.e-koncept.ru

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.