Научная статья на тему 'Гармонизация современных требований к показателям пищевой ценности адаптированных молочных смесей'

Гармонизация современных требований к показателям пищевой ценности адаптированных молочных смесей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Георгиева О. В., Конь И. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гармонизация современных требований к показателям пищевой ценности адаптированных молочных смесей»

Вржесинская О.А., Леоненко С.Н., Коденцова В.М.

ОЦЕНКА ВИТАМИННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕИНВАЗИВНЫМИ МЕТОДАМИ

ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва

Актуальность. Недостаточная обеспеченность детей витаминами является фактором риска задержки физического развития, нарушения функционирования всех систем организма, формирования функциональных заболеваний, снижающим адаптационный потенциал организма.

Цель - оценить обеспеченность водорастворимыми витаминами детей дошкольного и школьного возраста неин-вазивными методами по экскреции витаминов или их метаболитов с мочой.

Материал и методы. В 2015-2018 гг. проведено обследование 182 практически здоровых детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Дмитрове Московской области, Екатеринбурге и Москве. Физическое развитие большинства здоровых детей соответствовало возрастным нормативам. Оценку витаминного статуса проводили по экскреции аскорбиновой кислоты (витамин С), тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2) и 4-пиридоксиловой кислоты (витамин В6) с утренней порцией мочи, собранной натощак.

Результаты. Сниженная относительно возрастных норм экскреция с мочой аскорбиновой кислоты выявлялась у 20,9-34,7% детей, рибофлавина - у 31,4-41,0%, тиамина - у 51,2-68,6%, 4-пиридоксиловой кислоты - у 66,7-76,5% обследованных. Недостаток витамина С выявляли статистически значимо (р 0,05) реже по сравнению с дефицитом витаминов В1 и В6, а витамина В2 - реже, чем витамина В6. Неадекватная обеспеченность витамином С обусловлена недостаточным потреблением свежих овощей и фруктов - около 1/3 детей потребляли их несколько раз в неделю и даже реже, что не соответствует принципам здорового питания. У детей, ежедневно получавших в домашних условиях более 3 порций молочных продуктов, медиана экскреции рибофлавина в 1,7 раза превышала величину, характерную для детей, потреблявших меньше этих продуктов, что отражает их лучшую обеспеченность витамином В2. У детей, чаще потреблявших мясные продукты и продукты из зерновых, отмечалась лучшая обеспеченность витамином В1 и В6, о чем свидетельствует более высокая (в 1,2-1,4 раза) медиана экскреции тиамина и 4-пиридоксиловой кислоты с мочой. В то же время сниженная экскреция 4-пиридоксиловой кислоты могла быть обусловлена не только недостаточным содержанием витамина В6 в рационе, но и функциональной недостаточностью вследствие дефицита витамина В2. Статистически значимых различий между частотой выявления дефицита отдельных витаминов и их сочетанной недостаточности среди детей дошкольного и школьного возраста (Москва) не выявлено. Вместе с тем школьники (Дмитров) более старшего возраста были лучше обеспечены витаминами по сравнению с более младшими: так, если недостаточность витамина С выявлялась практически у каждого 3-го ученика 1-2-го класса, то среди учеников 3-го класса - только у 1 ребенка, недостаточность тиамина выявлялась в 2,2 раза реже.

Обсуждение. Обеспечены всеми исследованными витаминами были 18,4-23,3% детей старше 4 лет. Полигипо-витаминозные состояния (одновременный дефицит 3-4 витаминов) выявлялись у 27,5-44,9% детей. Анкетирование родителей или самих детей старшего возраста показало, что поливитаминные комплексы принимали 13,7-20,4% детей, что значительно ниже официальных данных Росстата. При этом дети, даже нерегулярно в течение года принимавшие витамины, были лучше обеспечены этими микронутриентами по сравнению с детьми, не принимавшими витамины: экскреция тиамина и 4-пиридоксиловой кислоты в расчете на креатинин была достоверно выше по сравнению с показателями детей, не получавших витаминные комплексы; доля детей, адекватно обеспеченных всеми исследованными витаминами была выше, а частота обнаружения у них полигиповитаминозных состояний, наоборот, ниже.

Заключение. С целью улучшения витаминной обеспеченности, ликвидации полигиповитаминозных состояний и устранения факторов риска развития алиментарно-зависимых заболеваний в организованных коллективах в состав рациона необходимо включать обогащенные витаминами пищевые продукты промышленного производства или организовать прием комплексов, содержащих не менее 10 витаминов в физиологической дозе. Необходимо проводить просветительскую работу среди детей, родителей, педагогов с использованием специальных обучающих программ, разработанных с учетом особенностей каждой возрастной группы, направленную на понимание значения адекватной обеспеченности растущего организма микронутриентами, необходимости приверженности основам рационального питания для полноценного развития и поддержания здоровья.

Георгиева О.В., Конь И.Я.

ГАРМОНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОКАЗАТЕЛЯМ ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ АДАПТИРОВАННЫХ МОЛОЧНЫХ СМЕСЕЙ

ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва

Актуальность. Приближение (адаптация) состава молочных смесей к составу женского молока проводится по всем компонентам - белковому, жировому, углеводному, витаминному и минеральному с целью удовлетворения физиологических потребностей ребенка первого года жизни.

Материалы XVII Всероссийского конгресса с международным участием «Фундаментальные и прикладные аспекты нутрициологии и диетологии. Лечебное, профилактическое и спортивное питание» (Москва, 29-31 октября 2018 г.)

Цель. На основании многочисленных клинико-физиологических и клинико-биохимических исследований были разработаны международные и европейские стандарты, регламентирующие состав заменителей женского молока. К числу наиболее авторитетных относятся рекомендации Codex Alimentarius Commission of FAO/WHO/International Food Standards (Standard for infant formula and formulas for special medical purposes intended for infants. CODEXSTAN 72-1981); комиссии ESPGHAN/European Society for Pediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition (Recommendations of an ESPGHAN Coordinated International Expert Group, 2005); EFSA /Panel on Dietetic Products [Nutrition and Allergies (NDA), 2003, 2014] и ряда нормативных документов ЕС [Commission Directive 2006/141/EC of 22 December 2006 on infant formulae and follow-on formulae and amending Directive 1999/21/EC, Commission Regulation (EC) No 1243/2008 of 12 December 2008, Commission Directive 2013/26/EU of 8 February 2013, Commission Directive 2013/46/EU of 28 August 2013 (Official Journal of the European Union; L 401, 30.12.2006, p.1)].

В нашей стране в настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим уровень показателей пищевой ценности адаптированных молочных смесей - заменителей женского молока (infantformulaе - «начальных» смесей для питания детей с рождения до 6 мес, follow-onformulaе - «последующих» смесей для питания детей с 6 мес, адаптированных молочных смесей для питания детей с рождения до 12 мес), является Технический регламент Таможенного союза ЕврАзЭС «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013).

Результаты и обсуждение. В таблице приведены сравнительные данные международных и европейских стандартов, требований ТР ТС 033/2013 по содержанию основных пищевых веществ в начальных адаптированных молочных смесях для питания детей с рождения до 6 мес.

Международные и европейские стандарты, данные ТР ТС 033/2013 по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности в начальных адаптированных молочных смесях для питания детей с рождения до 6 мес (на 100 мл)

Пищевые вещества Codex Alimentarius Commission Директива ЕС - Commission Directive 2006/141/EC ТР ТС 033/2013 (приложения 12, 14)

min max min max min max

Энергия, ккал - - 60 70 - -

Белок, г 1,22 2,72 1,2 2,0 1,2 1,7

Жир, г 2,24 4,08 2,9 3,9 3,0 4,0

Линолевая кислота, г 0,2 - 0,2 0,78 0,4 0,8

Углеводы, г - - 5,9 9,1 6,5 8,0

Витамин А, МЕ 170 340 200 600 133 333

Витамин D, МЕ 27,2 68 40 100 30 50

Витамин Е, МЕ 0,48 - 0,3 7,5 0,6 1,8

Витамин К, мкг 2,72 - 2,6 16,3 2,5 10

Тиамин, мкг 27,2 - 39 195 40 210

Рибофлавин, мкг 40,8 - 52 260 50 280

Витамин В6, мкг 23,8 - 22,8 114 30 100

Витамин В12, мкг 0,102 - 0,065 0,33 0,1 0,3

Ниацин, мкг 170 - 195 975 200 1000

Фолиевая кислота, мкг 2,72 - 6,5 32,5 6,0 35

Пантотеновая кислота, мкг 204 - 260 1300 270 1400

Биотин, мкг 1,02 - 0,98 4,9 1,0 4,0

Витамин С, мг 5,44 - 6,5 19,5 5,5 15

Холин, мг 4,76 - 4,6 32,5 5,0 35

Инозитол, мг - - 2,6 26,0 2,0 28

Кальций, мг 34 - 32,5 91 33 70

Фосфор, мг 17 - 16 58,5 15 40

Магний, мг 4,08 - 3,3 9,8 3,0 9,0

Железо, мг 0,10 - 0,2 0,85 0,3 0,9

Цинк, мг 0,34 - 0,33 0,98 0,3 1,0

Марганец, мкг 3,4 - 0,65 65,0 1,0 30

Медь, мкг 40,8 - 22,8 65,0 30 60

Йод, мкг 3,4 - 6,5 32,5 5,0 15

Натрий, мг 13,6 40,8 13,0 39,0 15 30

Калий, мг 54,5 136 39,0 104,0 40 85

Хлориды, мг 37,4 102 32,5 104,0 30 80

Селен, мкг - - 0,65 5,9 1,0 4,0

Вывод. Как следует из таблицы, современные санитарно-гигиенические требования, принятые в РФ [Технический регламент Таможенного союза ЕврАзЭС «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013)] к показателям пищевой ценности начальных адаптированных молочных смесей, в значительной мере совпадают с требованиями международных и европейских стандартов (Codex Alimentarius Commission of FAO/WHO, рекомендации и директивы ЕС).

Георгиева О.В., Конь И.Я.

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ И СОВРЕМЕННЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ НА МОЛОЧНОЙ ОСНОВЕ

ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Москва

Актуальность. Дети в возрасте от 1 года до 3 лет характеризуются исключительно высокими темпами развития в сочетании с ограниченными запасами пищевых веществ в организме. В связи с этим рациональное питание детей раннего возраста играет ключевую роль в обеспечении их здоровья, нормального физического и нервно-психического развития, а также устойчивости к воздействию внешних неблагоприятных факторов. При этом следует иметь в виду, что анатомо-физиологические особенности органов пищеварения детей 1-3 лет жизни отличаются от таковых и у детей первого года жизни, и у детей более старшего возраста.

Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет характерна бульшая физиологическая зрелость процессов пищеварения и метаболизма, чем для детей первого года жизни. К 1,5 годам к пищеварению подключаются все группы слюнных желез, формируются все слои стенок пищевода желудка, кишечника, повышается активность пищеварительных ферментов, происходит дальнейшее формирование иммунной системы, в том числе системы местного иммунитета, становится менее ранимой слизистая оболочка пищеварительного тракта. Особенно существенны у детей раннего возраста изменения жевательного аппарата. На втором и третьем годах жизни происходит становление нервно-мышечной координации процесса жевания. В этом возрасте продолжает также формироваться пищевое поведение и пищевые пристрастия, регуляция аппетита.

Рассмотренные физиологические особенности детей от 1 года до 3 лет свидетельствуют о том, что этот период в жизни ребенка требует адекватного отношения к его питанию, которое во многом отличается от питания ребенка первого года жизни и постепенно приближается к питанию взрослого человека. При организации питания детей этого возраста следует, во-первых, обеспечить удовлетворение физиологических потребностей растущего организма в основных пищевых веществах и энергии, а во-вторых, оптимизировать характер питания, постепенно расширяя ассортимент используемых продуктов и блюд, и приближая ребенка к общему столу.

В рацион ребенка должны входить все основные группы пищевых продуктов массового потребления, а также продукты, специально предназначенные для питания детей старше первого года, отличающиеся по ингредиентному составу, уровню витаминов, минеральных веществ и др. микронутриентов как от продуктов прикорма для питания детей до года, так и от продуктов общего назначения.

При этом по-прежнему большая роль принадлежит молоку и молочным напиткам, которые должны входить в рацион детей старше первого года ежедневно и составлять около 500 мл. Прежде всего это молоко, как самостоятельный продукт, так и в составе блюд и напитков, а также кисломолочные напитки. Молоко и молочные продукты характеризуются высокой пищевой ценностью: они являются важнейшими пищевыми источниками белка с высокой биологической ценностью, легкоусвояемого жира и кальция, витамина В2.

Цель. В связи с выжеизложенным одной из задач современной нутрициологии является разработка и создание обогащенных молочных продуктов, адаптированных к физиологическим потребностям ребенка старше года и привлекательных для детей с точки зрения их вкусовых свойств.

Результаты и обсуждение. Среди них молоко питьевое ультрапастеризованное, обогащенное рядом витаминов и калием йодистым; ультрапастеризованные обогащенные молочные коктейли с фруктовым соком, обогащенные пребиотиком инулином, комплексом витаминов и минеральных веществ с добавлением эмульсии ю-3 ПНЖК; сухие быстрорастворимые смеси на молочной и молочно-зерновой основе, обогащенные витаминами, минеральными веществами, с пищевыми волокнами и нуклеотидами, которые можно использовать в питании детей как альтернатива цельному коровьему молоку и жидким молочным напиткам.

Примером сладкого и полезного блюда для питания детей раннего возраста могут служить стерилизованные десерты на молочной и фруктово-молочной основе, к которым относятся коктейли и пудинги. Стерилизованные молочные десерты, коктейли и пудинги представляют собой жидкие напитки (коктейли) или желеобразные продукты (пудинги) на молочной основе с добавлением манной крупы и крахмала, натуральных ароматизаторов, какао-порошка или фруктовых пюре, обогащены аскорбиновой кислотой. Указанные продукты целесообразно вводить в питание детей старше года с целью расширения вкусовых диапазонов продуктов детского питания, особенно детям, которые неохотно употребляют молочные или фруктовые виды продуктов, детям со сниженным аппетитом, с недостаточной жевательной способностью. Не рекомендуется включение десертов в рацион детей с избыточной массой тела, непереносимостью белков коровьего молока.

Вывод. Все рассмотренные продукты адаптированы к физиологическим потребностям ребенка старше года в соответствии с современными научными представлениями о питании детей преддошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.