Научная статья на тему 'Гармонизация промышленной политики в современной экономике'

Гармонизация промышленной политики в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INDUSTRIAL POLICY / SUBJECTS OF INDUSTRIAL POLICY / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерофеева Татьяна Павловна

Ключевая проблема современного бизнеса состоит в разбалансировании промышленной и торговой политики, особенно ярко проявляющемся в условиях кризиса, когда в отсутствии учета интересов потребителей при разработке и изготовлении продукции производство опережает реализацию, происходит затоваривание продукцией, возникает дефицит оборотных средств и, как следствие, предприятия становятся неплатежеспособными. В настоящей статье рассмотрено место и роль промышленной политики в современной экономике, показано ее влияние на развитие промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization of an industrial policy in modern econom

The key problem of modern business consists in unbalancing industrial and a commercial policy, especially brightly shown in the conditions of crisis when by working out and manufacturing of production manufacture advances realization in absence of the account of interests of consumers, there is an overstocking by production, there is a deficiency of circulating assets and, as consequence, the enterprise become insolvent. In the present article the place and a role of an industrial policy in modern economy is considered, its influence on development of the industrial enterprises is shown.

Текст научной работы на тему «Гармонизация промышленной политики в современной экономике»

ментом расширенного воспроизводства. Как экономическая категория он выступает в качестве совокупности экономических отношений по формированию и использованию материальных и денежных накоплений, предназначенных для возмещения ущерба. Поскольку воспроизводство включает и воспроизводство материальных благ, и воспроизводство рабочей силы, то экономическая категория страховой защиты состоит из двух элементов: страховой защиты материальных благ и страховой защиты рабочей силы (жизни, здоровья, имущества индивидуумов). Социально-экономические элементы защиты взаимосвязаны и призваны обеспечить страховому лицу соответствующую компенсацию с помощью финансовых, организационных и правовых механизмов. Именно здесь реализуются экономические отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Страховой капитал как элемент экономических отношений является самостоятельным в экономической системе, занимает особое место и определяет другие стадии воспроизводства. Он выполняет в общественном воспроизводстве специфические

функции, обусловленные рисковыми обстоятельствами предпринимательской, любой иной деятельности хозяйствующих субъектов, жизни индивидуумов. Особенность развития страхового капитала - его двойственная зависимость от внешней среды. С одной стороны, потребность в страховых услугах определяется наличием рисковых обстоятельств и их осознанием хозяйствующими субъектами, с другой - возможностями отвлечения средств от производственного и личного потребления с целью приобретения этих услуг.

Библиографический список

1. Гварлиани Т. Дискуссионные вопросы теории страхования // Финансы. - 1998. - N° 9.

2. Зубец А. Потребительская оценка риска // Страховой ревю. - 2000. - № 9.

3. Манэс А. Основы страхового дела. - М.: Анкил, 1992.

4. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. - Т. 19.

5. Хикс Дж. Теория экономической истории. -М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003.

6. Юлдашев Р. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. - М.: Анкил, 2002.

УДК 338.4

Ерофеева Татьяна Павловна

Ярославский филиал Академии труда и социальных отношении

[email protected]

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевая проблема современного бизнеса состоит в разбалансировании промышленной и торговой политики, особенно ярко проявляющемся в условиях кризиса, когда в отсутствии учета интересов потребителей при разработке и изготовлении продукции производство опережает реализацию, происходит затоваривание продукцией, возникает дефицит оборотных средств и, как следствие, предприятия становятся неплатежеспособными. В настоящей статье рассмотрено место и роль промышленной политики в современной экономике, показано ее влияние на развитие промышленных предприятий.

Ключевые слова: промышленная политика, субъекты промышленной политики, государственное регулирование.

В последнее время все более актуальной становится проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации [2]. На наш взгляд, это связано с тем, что последний десятилетний период экономических реформ в стране осуществлялся с позиции финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Одновремен-

но решались задачи институциональных преобразований форм собственности, либерализации внешнеэкономической деятельности. В значительной степени перечисленные проблемы в той или иной мере за прошедшее время решены. Однако необходимого уровня, темпов и перспектив экономического роста, к сожалению, мы не достигли. Особенно этот вывод мы относим к промышленности, промышленному развитию, промышлен-

ной политике, имея в виду сферу национального производства материальных благ, материального продукта. Что же такое промышленная политика? В работе мы анализируем два подхода. Один - радикально-либеральный заключается в том, что никакой промышленной политики как таковой в национальной экономике быть не должно [4]. Отраслевые пропорции, проблемы перелива капитала межсекторального, межрегионального, многие другие проблемы должны решаться на стыке спроса и предложения в процедурах саморегуляции рынка [4]. Это крайняя позиция. Она вряд ли выглядит убедительно, хотя бы потому, что сами механизмы и институты рыночной экономики в российском случае далеко еще не являются зрелыми и в полной мере функционирующими и сами должны быть предметом активного регулирования и поддержки. Второй подход тяготеет к традициям огосударствленной экономики, ведомственного администрирования, исключительно бюджетного дотационного механизмов [5]. Очевидно, что такой подход также далек от требований жизни. Более взвешенной, хотя также не оптимальной позицией является узкое понимание промышленной политики как структурного маневра, т.е. определенных усилий, направленных на перелив капитала из одной отрасли в другую.

Промышленную политику иногда сводят к внутриотраслевому подходу в регулировании отдельных секторов промышленного производства [1]. Это характерно в частности для отраслевых министерств. Так разработаны программы и стратегии развития автомобильной и металлургической промышленности, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, инновационного развития. Но этот подход также не выглядит эффективным. Причина в том, что он даже не ставит проблемы универсального управленческого характера, имеющей отношение в равной степени к разным отраслям промышленности. Именно той основной проблемы, которая является самой острой в российской экономике.

Мы считаем, что промышленная политика, как набор мер и действий, должна отвечать на проблемы и вызовы реального промышленного состояния и развития. Она должна давать решения наиболее острых реально существующих проблем промышленного развития, а также механизмы их реализации.

В истории на примерах целого ряда индустриально и постиндустриально развитых стран

можно видеть, что активная промышленная политика решает двойственную задачу. С одной стороны, задачу конъюнктурной модернизации экономики путем решения ее самых острых текущих проблем и стимулирования экономического роста. А с другой стороны, задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны [3]. Значит, говоря о промышленной политике, мы должны иметь в виду пакет взаимосвязанных документов, включающий следующие: концепцию промышленной политики (идейные ориентиры); программу промышленной политики (набор и порядок решений, мер и действий), пакет проектов нормативно-правовых актов по ее осуществлению (реализация государственно-управленческих решений).

По мнению руководителей промышленных предприятий России, основные проблемы, с которыми они сталкиваются - это отсутствия оборотных и инвестиционных средств [7]. Действительно, проблема номер один функционирования промышленности в России - это неотлаженность в новых условиях механизма воспроизводства. Межсекторальный перелив капитала из банковского в промышленный сектор зачастую малоэффективен, а порой и вовсе не работает. Недостаточно, так называемых, длинных денег, учетные ставки кредитования на финансовом рынке существенно выше, чем реальная рентабельность в промышленности, не вовлекаются накопления населения. Не решая вопрос о механизме воспроизводства, невозможно говорить о дальнейшем управляемом развитии отраслевых пропорций и промышленности в целом. В частности, мы видим, что субъектами промышленной политики выступают уже не только органы государственного управления но и крупный бизнес, у которого есть достаточно мощные корпоративные интересы, возникает ответственность за целые регионы и обстановку в них, есть потребность в выходе на мировые рынки и в поддержке государством этой деятельности, есть интеллектуальные ресурсы. В качестве субъектов промышленной политики очень активно начинают выступать регионы. Можно сказать, что они даже опережают федеральное правительство в изменении своих управленческих ориентиров. В десятках субъектов Российской Федерации, таких, как, например, Ярославская, Свердловская, Тульская, Пермская области, Башкортостан и других, уже разработаны стратегии и программы промышленной политики соответ-

ствующего региона, и в тех пределах и с теми ресурсами, которыми эти регионы располагают, они пытаются поменять вектор развития на устойчивый промышленный рост. Очень важным субъектом промышленной политики выступают крупные промышленные ассоциации и союзы, такие, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, отраслевые объединения. На наш взгляд и по опыту развитых стран, в России необходим специальный федеральный закон о взаимоотношениях российских промышленных союзов и объединений с федеральным правительством по тем вопросам, которые входят в сферу ответственности тех или иных промышленных союзов. Есть вторая, не менее важная и принципиальная проблема существующей промышленной политики. Созданный в стране в 90-е годы прошлого века государственный правовой и экономико-управленческий механизм фактически не включает в себя набора эффективных инструментов управления и реализации промышленной политики. Выход из создавшейся ситуации мы видим в переходе от узкой постановки проблемы промышленной политики к более масштабной задаче восстановления, точнее реконсти-туирования государственного правового механизма регулирования проблем промышленной политики [9]. Для этого необходимы методы государственно-правового регулирования, а это экономические и финансовые методы, включая лизинг, кредитование, гарантирование, валютное и инвестиционное регулирование, механизмы субсидирования. Это налоговые методы, имея в основном в виду специальные, стимулирующие налоговые режимы, вопросы амортизационной политики, целевых отчислений на поддержку науки, недропользования, подготовки кадров, решения сопутствующих социальных проблем. Это таможенные тарифные и нетарифные методы регулирования. Вопросы тарифной политики по услугам естественных монополий. Вопросы банковского регулирования, стимулирующего межсекторальный перелив капитала. Существует и возможность институциональных подходов. Таких, как создание новых инвестиционных инструментов при использовании пенсионных, страховых фондов, целевых бюджетных фондов, стимулирующих развитие промышленности. Могут получить развитие специальные операции на фондовых рынках, позволяющие через эмиссию ценных бумаг, выпуски облигационных займов заимствовать финансовые

ресурсы для промышленности. Это методы эффективного управления государственным имуществом в промышленности. Оно будет всегда в сфере обороны, специальных задач государства, для казенных и государственных унитарных предприятий, равно как и для предприятий смешанного капитала. Это бюджетно-законодательные методы, которые включают в себя федеральные и региональные целевые программы, целевые адресные федеральные законы. Наконец, это и административные методы, такие, как государственное управление, деятельность специально уполномоченных органов регулирования, координации, консалтинга.

Среди других важных проблем, которые лежат в повестке дня российской промышленной политики, кроме упомянутых двух основных проблем оптимизации механизма воспроизводства и механизма управления, есть и ряд более частных проблем [8]. Изношенность основных фондов, низкое качество продукции и производительность труда, неприемлемая фондоемкость, технологическая отсталость. Они ведут к низкой конкурентоспособности российской промышленной продукции и на внутреннем и на внешнем рынках. В российском экспорте низка доля продукции обрабатывающих отраслей, слаб и не имеет стимулирующего характера спрос на внутреннем рынке, нет целенаправленных и эффективных механизмов импортозамещения. Структура российской промышленности утяжелена, недостаточна доля производства продукции конечного потребления, доминируют топливно-сырьевые сектора, добывающая промышленность. Отсутствуют государственно-правовые и экономические механизмы поддержки экспорта, решения региональных проблем, сопутствующих промышленным социальных проблем, механизмов гармонизации структурных отраслевых пропорций. Слабо развита инфраструктура, отсутствуют современные навыки сбыта и сервиса. Слабы менеджмент и финансовая дисциплина, неоптимальна структура промышленности по величине предприятий - крупных, крупнейших и малых, средних. Несбалансирована с промышленной экономикой торговая и тарифная политика естественных монополий. Российская промышленность теряет инновационный характер, утрачивается научно-технический потенциал ее воспроизводства. По каждой из этих частных проблем необходимо и, конечно, существует свое конкретное решение, свои способы регулирования,

стимулирования развития и реструктуризации. Главное, чтобы не была забыта ни одна конкретная проблема и для каждой было предложено решение. Набор этих решений и составляет существенную часть промышленной политики.

Для оптимизации существующей промышленной политики нами предлагается следующая технология:

1. К постановке задач можно переходить только после констатации проблем и определения целей и ценностей, во имя которых будут ставиться задачи и находиться их решения.

2. Нужно согласованное в обществе решение по целям и ценностям промышленной политики. Когда-то, в 90-е годы, эти цели не выходили за рамки устанавливаемого процента приватизированного имущества. Сейчас необходимо ставить иные цели - промышленного роста, устойчивого развития, преодоления спросовых ограничений, конкурентоспособности, ресурсосбережения, экологичности и т. д.

3. Создание системы государственного регулирования.

4. Создание системного механизма, состоящего из упомянутой выше обратной связи промышленного бизнеса и государственной власти, а также прямой связи: управления, стимулирующего воздействия, координации, консалтинга со стороны государства в отношении объектов промышленной политики.

5. Устойчивое экономическое развитие, для чего необходимо создание механизма государственного правового и экономического регулирования промышленного развития. Реконститу-ирование в рыночных условиях механизма воспроизводства в промышленности.

6. Создание механизма межотраслевого и межсекторального перелива капитала (управлением, регулированием, стимулированием).

7. Структурный межотраслевой маневр. Вскрытие всех имеющихся финансовых источников развития промышленности.

Реализация вышеперечисленных основных составляющих технологии выработки промышленной политики должно осуществляться с целью создания общественно-государственного механизма формирования и реализации промышленной политики, включая систему государственных органов, функций и инструментов, законодательно определенный равноправный диалог бизнеса и власти, стимулирование и включение рыночных

механизмов промышленного развития, таких, как обеспечение опережающей разведки месторождений полезных ископаемых, финансирования прикладной и фундаментальной науки, НИОКР, разработки новых технологий, подготовки кадров, переход к регионально-зонированному подходу стимулирования промышленного развития, учитывающему большие размеры и климатические особенности страны, государственная поддержка российского экспорта, изменение структуры экспорта в сторону продукции высокой нормы передела, поддержка наукоемкой промышленности и промышленности высокого передела, поддержка модернизации основных фондов в переходный период, стимулирование внутреннего спроса, импортозамещения, лизинга, в том числе государственного, оборудования, поддержка интеграции, диверсификации и транснационального характера крупнейших российских промышленных компаний.

Приведенное проблемное и целевое поле не является исчерпанным, но дает представление о том, что проблема промышленной политики существенно шире, чем отраслевой маневр, чем просто федеральная бюджетная поддержка, чем просто административные меры. Таким образом, промышленную политику - мы понимаем как согласованную систему законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране и регионах в соответствии с поставленными целями такого развития.

В соответствии с этим мы предлагаем целями и ценностями промышленной политики считать:

Важнейшие цели: 1) стратегическая цель -это устойчивое экономическое развитие страны на основе воспроизводимых (в приоритетном порядке интеллектуальных) ресурсов; 2) создание государственно-правового механизма управления и регулирования промышленного развития;

3) реконституирование в рыночных условиях России механизма воспроизводства в промышленности; 4) создание механизма межотраслевого и межсекторального перелива капитала (управления, регулирования, стимулирования); 5) проведение структурного межотраслевого маневра.

Основные цели: 1) создание общественно-государственного механизма реализации промышленной политики (государственных органов, функций и правовых инструментов, организация ди-

алога бизнес-власть); 2) стимулирование внутреннего спроса; 3) стимулирование рыночных механизмов обеспечения:

- финансовых ресурсов (оборотных и инвестиционных);

- разведки месторождений полезных ископаемых;

- науки, НИОКР, новых технологий, роялти;

- кадров;

4) создание регионально-зонированного подхода для обеспечения конкурентоспособности отдаленных промышленных предприятий; 5) решение специфических региональных промышленных проблем; 6) экономический пакт бизнеса и государства (монопрофильные города, социальная проблематика); 7) государственная поддержка экспорта; 8) поддержка и приоритет развития наукоемкой промышленности, промышленности высокой нормы передела; 9) поддержка модернизации промышленности в переходный период (государственный лизинг, стимулирование внутреннего спроса, импортозамещение); 10) стимулирование интеграции, диверсификации и транснационального характера предприятий.

Библиографический список

1. Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная

конкуренция. - 2007. - С. 28-50.

2. Губанов С. К политике неоиндустриализации // Экономист. - 2009. - № 9. - С. 3-20.

3. Гринберг Р.Г. О промышленном развитии России // Экономика и управление: Российский научный журнал. - 2008. - № 5. - С. 2-7.

4. ЗавадниковВ.О. О промышленной политике в Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2007. - № 5. -С. 3-9.

5. Кондратьев В. Промышленная политика или политика конкурентоспособности. Структурные и секторальные аспекты // ЭКО. - 2008. -№ 3. - С. 122-131.

6. Опалева О.И., ЧеренковаЮ.В. Инновационный потенциал российского предпринимательства // Финансы и кредит. - 2009. - № 4. - С. 57-66.

7. Романова О. А. Промышленная политика: эволюция механизмов реализации // Современная конкуренция. - 2008. - № 6. - С. 32-44.

8. Смирнов Е. Инновационный вектор промышленной политики Европейского Союза // Международная экономика. - С. 54-59.

9. Татаркин А.И., Романова О.А., Филатова М. Структурная перестройка промышленности как элемент длинного нового процесса // Финансы. - 2007. - № 4. - С. 12-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.