Научная статья на тему 'Гармонизация отношений в социуме как основа профессионально-ичностного развития курсантов юридических вузов МВД России'

Гармонизация отношений в социуме как основа профессионально-ичностного развития курсантов юридических вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ / INNOVATIVE TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марданов Д.Р.

Раскрытие взаимосвязи между восприятием и взаимодействием тесно связано с гуманистической направленностью образовательного процесса, особенностями личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов в педагогике. В задачи нашего исследования входит изучение составляющих социально-перцептивного процесса как основы продуктивного профессионального педагогического взаимодействия в системе «преподаватель — курсант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF THE RELATIONS IN SOCIETY AS A BASIS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF CADETS OF LEGAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Disclosure of the relationship between perception and interaction is closely associated with humanistic orientation of the educational process, features a student-centered, studentactivity approaches in pedagogy. The objectives of our research is to study the components of social — perceptual process as the basis for a productive professional pedagogical interaction in the «teacher — student».

Текст научной работы на тему «Гармонизация отношений в социуме как основа профессионально-ичностного развития курсантов юридических вузов МВД России»

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ

В СОЦИУМЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Д.Р. МАРДАНОВ,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин казанского филиала ОУП ВПО

«Академия труда и социальных отношений» Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального обучения

E-mail: kui@kaz.mvd.ru

Аннотация. Раскрытие взаимосвязи между восприятием и взаимодействием тесно связано с гуманистической направленностью образовательного процесса, особенностями личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов в педагогике. В задачи нашего исследования входит изучение составляющих социально-перцептивного процесса как основы продуктивного профессионального педагогического взаимодействия в системе «преподаватель — курсант».

Ключевые слова: образование, инновационные системы подготовки.

HARMONIZATION OF THE RELATIONS IN SOCIETY AS A BASIS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF CADETS OF LEGAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

D.R. MARDANOV,

candidate of pedagogical sciences, associate professor of legal disciplines of the OUP VPO

«Academy of Work and Social Relations» Kazan branch

Annotation. Disclosure of the relationship between perception and interaction is closely associated with humanistic orientation of the educational process , features a student-centered , student- activity approaches in pedagogy . The objectives of our research is to study the components of social — perceptual process as the basis for a productive professional pedagogical interaction in the «teacher — student».

Keywords: education, innovative training system.

Современная ситуация глобально-кризисных проблем может быть разрешена путем актуализации высокого профессионализма и творческого мастерства в осуществлении самых разнообразных сфер деятельности. Как мы считаем в данной ситуации необходимо обратить внимание на изучение и анализ успешных и творческих форм профессионального мастерства, разработка оптимальных технологий развития профессионализма, исследование процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности на основе синтеза достижения наук о человеке. Исследование закономерных связей и зависимостей между уровнями про-

дуктивности и личностными параметрами отдельных специалистов, включая социальную перцепцию, будет способствовать реализации творческих потенциалов на пути к вершинам созидательной деятельности.

В задачи нашего исследования входит изучение составляющих социально-перцептивного процесса как основы продуктивного профессионального педагогического взаимодействия в системе «преподаватель — студент».

Раскрытие взаимосвязи между восприятием и взаимодействием тесно связано с гуманистической направленностью образовательного процесса, особенностями личностно-ориентированного, личностно-

деятельностного подходов в педагогике. В связи с этим необходимо отметить те положения, которые, по мнению А.В. Афониной, являются основополагающими в рассмотрении данной проблемы.

Личность определяет меру усилий, интеллекта, воли, настойчивости, которые могут стать необходимым «снаряжением», обеспечивающим решение социальной, трудовой, профессиональной или жизненной задачи. Так, исследователь заявляет о необходимости «сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, самореализации для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму»[6, с. 65].

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, квалификация личности как субъекта саморазвития может быть определена тем, как разрешаются различного рода противоречия:

♦ между наличным состоянием и уровнем развития личности, способом ее организации, согласованием с социальными условиями и идеальным состоянием и качеством;

♦ между генетически заложенными потребностями личности, ее потенциями и мерой их реализации;

♦ между притязаниями и усилиями личности и их результатами [1].

В данной структуре личностные противоречия могут усугубляться противоречиями с социумом, если желания не соответствуют способностям, а характер не позволяет использовать способности в направлении осуществления желания. Гармонизация этих составляющих обеспечивает сверхвозможности субъекта. На современном этапе развития науки и практики различных видов профессиональной деятельности необходимы критерии, согласно которым один способ осуществления деятельности позволяет говорить о ее субъектном характере, а другой — «несубъектный» характер деятельности можно охарактеризовать как «пассивный», «исполнительский», дающий субъектно-неудовлетворительный результат и объективно «непригодный» продукт. Важно также и то, что «если в деятельности не происходит развития личности, некорректно говорить о ней как о субъекте деятельности»[6, с. 48]. С точки зрения нашего исследования, чрезвычайно важным является утверждение, что «результатом деятельности, осуществленной личностью в качестве субъекта, и является субъект-субъектный характер профессионального педагогического взаимодействия» [6, с. 49]. В качестве

критериев деятельности, имеющей «субъектный» характер, в современной науке выступают такие феномены, как «компетентность», «профессиональная культура», «оптимальное использование психологических и личностных «ресурсов», обеспечение деятельности», «алгоритм» деятельности и др.

Критерии субъекта общения как продуктивного и эффективного зависят от того, в каком ракурсе рассматривается само общение. Общение часто рассматривают как диалог, как своеобразную дискуссию. Оно подразумевает две или более общающиеся стороны, между которыми происходят процессы понимания (или непонимания), взаимного влияния, взаимных оценок. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, общение можно рассматривать как особый способ существования индивида посредством связи с другими индивидами, как способ взаимоотношений между ними [1]. Автор рассматривает общение как взаимодействие общающихся сторон, при котором происходит обмен мнениями, информацией, опытом и т.д.

Соответственно, восприятие преподавателя курсантами является составляющей процесса взаимного обмена действиями, мыслями, убеждениями и ценностными ориентирами.

Решая проблему характера социальной перцепции в образовательном процессе, следует отметить, что общественная природа общения обуславливает постоянно возобновляющуюся у индивида потребность в нем. Как пишет К.А. Абульханова, «потребность в общении — это либо потребность изменения каких-либо свойств, качеств, сторон в себе самом и другом человеке (индивидуально-личностная сторона общения), либо потребность в достижении взаимопонимания, установлении отношений с другими людьми (социально-психологическая сторона общения), либо потребность в решении совместной задачи, в достижении совместной цели (социально-предметная сторона)» [1, с. 27]. Автор связывает готовность человека к профессиональному общению и «подлинный и ничем не заменимый профессионализм». Соглашаясь в целом с исследователем, отметим, что, говоря о профессионализме, например, педагогического общения, потребность в нем нельзя свести к приведенным выше формулировкам, перечисленным с помощью союза «либо». На наш взгляд, одним из критериев субъекта профессионального педагогического общения будет потребность изме-

226

Вестник Московского университета МВД России

№ 12 / 2013

нения каких-либо свойств, качеств, сторон в себе самом и другом человеке на основе достижения взаимопонимания, установления отношений с другими людьми, в процессе решения совместной задачи, в достижении совместной цели.

В данном контексте сформированность ценностных установок студента, его профессиональная направленность во многом будут определять особенности его восприятия преподавателя и построения на этой основе либо продуктивного, либо непродуктивного профессионального педагогического взаимодействия.

Рассмотрение особенностей деятельности и общения, процесса продуктивного взаимодействия, поиска критериев «субъектности» приводит к мысли о необходимости остановиться на понятии «позиция», так как оно нередко используется в характеристике профессиональной педагогической деятельности многими психологами [1; 4]. В отличие от субъективных отношений, смыслов, позиция представляет собой совокупность уже реализованных или реализуемых в деятельности и общении отношений, ценностей, идеалов. Говоря о жизненной позиции, авторы [1; 3; 4] выделяют девять ее характеристик. По отношению к профессиональной педагогической позиции, когда личностный аспект является чрезвычайно важным, А.В. Афонина отмечает как необходимые следующие формулировки: позиция — это «выработанный личностью (при данных условиях) способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации»; позиция — это «совокупность — «ансамбль» объективных и субъективных отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам» [3].

Мы считаем, что характер взаимодействия субъектов можно представить как единство его формальной и содержательной сторон. Формальная сторона описывается поведенческими, инструментальными особенностями взаимодействия, его средствами, спо-

собами, приемами, которые также связаны с позицией педагога. В зависимости от того, какова этическая, мировоззренческая позиция участников взаимодействия, основываясь на идеях С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бода-лева [1; 4], можно выделить два их типа. В первом из них, другой человек выступает как средство для достижения целей, а отношения протекают лишь на поведенческом уровне, т.е. принимаются в расчет лишь поступки другого, а не его отношение. Во втором случае, один партнер относится к другому как к личности, т.е. за ним признается вся совокупность человеческих прав и качеств, в том числе и право быть непохожим на других, право на выбор, на свой образовательный или, в целом, жизненный путь.

Таким образом, взаимодействие может строиться конкретным человеком, исходя из признания другого человека безусловной и высшей ценностью, или быть безличным, т.е. особенности восприятия преподавателя курсантами могут определять либо манипуля-тивный характер (получение хорошей оценки, избегание неудачи, т.е. отношение к педагогу как средству удовлетворения собственных потребностей), либо ценностно-смысловой характер профессионального педагогического взаимодействия, главным результатом которого является позитивное развитие личности обучаемого: приращение знаний и умений, овладение разными видами деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, природе, людям, самому себе.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности: Сб. ст. М., 2012.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика. 1965. № 1.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 2013.

4. Андреев Г.И. Обучение и воспитание в вузе неразделимы // Высшее образование в России. 2012. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.