Научная статья на тему 'Гармонизация межпоколенческого взаимодействия средствами консалтингового сопровождения непрерывного образования педагога'

Гармонизация межпоколенческого взаимодействия средствами консалтингового сопровождения непрерывного образования педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
консалтинг / консалтинговое сопровождение непрерывного образования педагога / межпоколенческое взаимодействие / непрерывное образование. / consulting / consulting support for continuing education of a teacher / intergenerational interaction / continuing education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашеня Зоя Владимировна

В статье представлены результаты этапа исследования по консалтинговому сопровождению непрерывного образования педагога, отражающие возможности данной технологии по гармонизации межпоколенческого взаимодействия. На основе выявленных автором характерных особенностей поколений, участвующих в консалтинговых мероприятиях, подтвержден факт продуктивности использования консалтинга для межпоколенческого взаимодействия педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF INTERGENERAL INTERACTION BY MEANS OF CONSULTING ASSISTANCE OF CONTINUOUS EDUCATION OF A TEACHER

The article presents the results of a research phase on consulting support for continuing education of a teacher, reflecting the capabilities of this technology to harmonize intergenerational interaction. Based on the characteristic features of the generations participating in the consulting events identified by the author, the fact of the productivity of using consulting for intergenerational interaction of teachers is confirmed.

Текст научной работы на тему «Гармонизация межпоколенческого взаимодействия средствами консалтингового сопровождения непрерывного образования педагога»

ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ КОНСАЛТИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Лукашеня Зоя Владимировна (Барановичи, Республика Беларусь), кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного образования и технологий, Барановичский государственный университет. E-mail: zvluk@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты этапа исследования по консалтинговому сопровождению непрерывного образования педагога, отражающие возможности данной технологии по гармонизации межпоколенческого взаимодействия. На основе выявленных автором характерных особенностей поколений, участвующих в консалтинговых мероприятиях, подтвержден факт продуктивности использования консалтинга для межпоколенческого взаимодействия педагогов.

Ключевые слова: консалтинг, консалтинговое сопровождение непрерывного образования педагога, межпоколенческое взаимодействие, непрерывное образование.

HARMONIZATION OF INTERGENERAL INTERACTION BY MEANS OF CONSULTING ASSISTANCE OF CONTINUOUS EDUCATION OF A TEACHER

Lukashenya Zoya Vladimirovna (Baranovichi, Repablic of Belarus), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Preschool Education and Technologies, Baranovichi State University. E-mail: zvluk@mail.ru

Abstract. The article presents the results of a research phase on consulting support for continuing education of a teacher, reflecting the capabilities of this technology to harmonize intergenerational interaction. Based on the characteristic features of the generations participating in the consulting events identified by the author, the fact of the productivity of using consulting for intergenerational interaction of teachers is confirmed.

Keywords: consulting, consulting support for continuing education of a teacher, intergenerational interaction, continuing education.

В условиях современного развития общества достаточно остро обозначилась проблема взаимоотношений между поколениями, которая вызвана противоречием между высокими темпами исторического и социально-экономического развития и отсутствием адекватных данному темпу механизмов преемственности ценностных оснований и традиций культуры, которые смещаются в сторону конфигуративности. В силу данных обстоятельств проблемы межличностного общения и взаимопонимания как компонентов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности предполагают поиск новых форм взаимодействия между поколениями.

Недостаточный уровень межличностного общения при осуществлении межпоко-ленческого взаимодействия в профессиональной среде приводит к внутриличностным конфликтам. Педагогическая сфера деятельности в этом плане не является исключением: фрустрация материальная в выбранной профессии у молодых и эмоциональная — у старшего поколения, вызванная темпами развития информационных технологий и цифрови-зации в образовании.

Данные обстоятельства актуализируют необходимость поиска средств гармонизации межпоколенческого взаимодействия через создание комплементарного институционального пространства, способствующего реализации креативного потенциала представителей всех поколений. Восстановление симметричности во взаимодействии поколений, их преемственности становится приоритетной задачей молодежной политики любого государства, которую необходимо реализовывать на всех уровнях функционирования образовательной сферы.

Данная проблема также актуализируется в рамках общемировой тенденции «обучения на протяжении всей жизни» (доклад Института обучения в течение всей жизни ЮНЕСКО «Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии»), предполагающей обеспечение возможности участия, в том числе педагога, в формальном и неформальном образовании по повышению педагогической (и не только) компетентности, способствующей его личностной и профессиональной самореализации. В этой связи для нашего исследования важны концепции непрерывного обучения и образования взрослых: проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Концепция непрерывного образования взрослых на период до 2025 г.» и доклад Организации по экономическому сотрудничеству и развитию «Обучение в течение всей жизни для взрослых», которые создают нормативно-правовые возможности использования для их реализации внутреннего консультирования в рамках отдельного образовательного учреждения.

В данном аспекте нами предлагается использование консалтингового сопровождения непрерывного образования педагога непосредственно на рабочем месте, которое осуществляется коллективным субъектом «консалтер», создаваемым из состава структурного подразделения образовательного учреждения «консалтинговая служба» (3—5 человек) [5]. При осуществлении консалтинговых мероприятий межпоколенческое взаимодействие неизбежно: оно имеет место в коммуникациях как участников-клиентов, так и при создании коллективного субъекта «консалтер» из числа педагогов и сотрудников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и владеющих компетенциями по управленческому консультированию и игротехническому моделированию.

В аспекте исследования заявленной проблемы значимыми являются работы классиков социологической мысли (П. Бурдьё, Э. Дюркгейм, К. Мангейм, Т. Парсонс, Ю. Ха-бермас и др.), а также широко известные труды российских (М.В. Вдовина, Ю.Г. Волков, А.В. Гаврилова, М.А. Даурова, Б.В. Дубин, Т.И. Заславская, Е.И. Иванова, И.С. Кон, Н.И. Лапин, Ю.А. Левада, В.И. Пищик, В.В. Семенова, Т. Шанин, В.А. Ядов и др.) и зарубежных (Г. Беккер, Э. Гидденс, К. Кенистон, Х. Ортега-и-Гассет и др.) философов и социологов. Специфика динамики межпоколенческих отношений раскрыта в концепции взаимодействия поколений М. Мида.

Психологические особенности поколений обучающихся представлены в исследованиях Е.Р. Исаевой и А.В. Сапа, их взаимодействия с педагогами — в работах А.И. Донцова, Е.Л. Омельченко, А.Е. Павловой, Т.Б. Щепанской, D. Salajana, D. Schonwetterb и др. В педагогической сфере исследованием проблемы межпоколенческого взаимодействия занимались Н.В. Сиврикова (необходимость различия методов дистанционного обучения представителей различных поколений), Ю.А. Сыченко (механизмы рассогласования ценностных ориентаций), Л.Е. Тарасова (межпоколенческое взаимодействие как фактор социализации и адаптации), В.З. Шурбе (процессные характеристики поколений в педагогической деятельности).

Согласно результатам представленных исследований, в процессе образования различные поколения по-разному интерпретируют события прошлого, реальность настоящего и перспективы будущего, что ведет к неравенству в реализации их культурных приоритетов и росту межпоколенческих противоречий.

Социально-экономические трансформации и изменения в обществе разрушили традиционные преемственные связи между поколениями и привели нашу молодежь к внутрипоколенному заимствованию элементов субкультур западных стран. Имеющее место социальное неравенство поколений ведет к разрыву межпоколенческих отношений и способствует динамике этого процесса. Прагматичность ценностных ориентаций для жизненной самореализации молодого поколения не предоставляет им возможности оценить профессиональный опыт и культурный потенциал поколения старших, что ведет

к дистанцированию поколений и, как следствие, отсутствию солидарности, которая является значимым фактором благополучия общества.

При определении для нашего исследования понятия «поколение» мы опирались на его характеристику, которая была выведена Н. Хоувом и В. Штраусом на основе трудов различных авторов и мыслителей — от древних писателей до теоретиков их современности (Х. Орте-га-и-Гассет, К. Мангейм, Дж. Милль, Э. Литтре, О. Конт, Ф. Мантре) [8, с. 58-68, 433-446]. В частности, вслед за учеными, мы определяем поколение как социальную общность людей, рожденных в обусловленный историческими событиями промежуток времени (от 15 до 25 лет), для которых свойственны определенные общие убеждения и модели поведения, способствующие возникновению и разделению чувства принадлежности к данному поколению.

При типологизации поколений участников консалтинговых мероприятий в рамках системного подхода мы руководствовались ведущими идеями теории поколений Н. Хоу и В. Штрауса (1991 г.) [8] и концепции идентификации поколений Ю.А. Левады [4]. Соответственно, нами условно выделяются три типа поколений, участвующих в консалтинговом сопровождении непрерывного образования педагогов:

— поколение Б (наша интерпретация) — беби-бумеры — воспитанники социалистической идеологии (родившиеся по 1965 г. включительно);

— поколение X — поколение перестройки (1965—1984 гг. рождения);

— поколение У — миллениалы (1985—1999 гг. рождения).

Поколения, родившиеся в ХХ1 веке (после 2000 г.), пока не принимали участие в консалтинговых мероприятиях по сопровождению непрерывного образования педагога. Поколение Ъ / пех1 / айджен / центениалы / цифровые аборигены / зеты или зуме-ры (2000—2010 гг. рождения) являются потенциальными клиентами консалтингового сопровождения непрерывного образования педагога, в том числе на этапе получения педагогического образования в вузе. Поколение родившихся после 2010 года ученые прогнозируют как самых образованных и богатых, условно называя поколением Альфа или «стекла» из-за экранного общения с внешним миром. Считаем правильным указать, что в научном мире пока не приняты единые классификационные интервалы возраста поколений, поэтому основанием для проектирования работы с клиентами в консалтинговых мероприятиях являются выявленные учеными характерные особенности каждого из представленных выше поколений.

По ходу проведения консалтинговых мероприятий в рамках сопровождения образования педагога в непрерывном режиме непосредственно на рабочем месте (ГУО «Средняя школа № 15 г. Барановичи») мы для продуктивности реализуемого консалтинга постоянно проводим опрос участников-клиентов в целях выявления 1) их уровня компетентности по обсуждаемой проблеме и 2) востребованности ими конкретных форм и методов взаимодействия. В содержание анкет, опросных листов, эссе на протяжении 2018—2019 гг. постоянно включались вопросы, сопряженные с межпоколенческим взаимодействием. В данной публикации мы опирались на результаты опроса, касающиеся межпоколен-ческого взаимодействия шести консалтинговых мероприятий. Обобщенные результаты организационного этапа данного исследования приведены в табл. 1. Для определения количества анкет, используемых для статистической обработки, мы применяли метод медианы.

Полученные на предыдущем (теоретическом) этапе исследования характеристики поколений были включены в анкеты участников консалтингового сопровождения непрерывного образования педагога для их эмпирического уточнения и выведения характерных особенностей участвующих в нашем исследовании поколений-клиентов. Результаты данного этапа исследования представлены в табл. 2.

Таблица 1

Данные по численному составу поколений, участвующих в консалтинговом сопровождении непрерывного образования педагога

Численный состав респондентов по группам Б Х Y ВСЕГО

Консалтинговое мероприятие № 1 11 51 27 89

Консалтинговое мероприятие № 2 9 56 24 89

Консалтинговое мероприятие № 3 11 55 21 87

Консалтинговое мероприятие № 4 11 51 27 89

Консалтинговое мероприятие № 5 11 47 26 84

Консалтинговое мероприятие № 6 7 52 27 86

ИТОГО количество анкет, используемых для статистической обработки 9 51 24 84

Содержание табл. 2 фиксирует тенденцию, что в каждом последующем поколении культивируются не приоритеты предыдущего поколения, а «дефициты» — не то, что по меркам усредненных для поколения нормам было для них важным, а то, чего недоставало в субъектном понимании.

Межпоколенческое взаимодействие педагогов средствами консалтинга, по нашему мнению, в полной мере соответствует принципам диалога М.М. Бахтина, соответственно которым смыслы коммуникатирующих раскрываются при их взаимодействии и способствуют взаимообогащению их субъкультур [2, с. 228]. В рамках данного исследования для нас важна также идея ученого о том, что для понимания смыслов другого коммуникати-рующего важно их реализовывать в виде текста, который в контексте со смыслом исследующего этот текст,приводит к рождению гуманитарной мысли [2, с. 281—282].

Таблица 2

Характерные особенности поколений, участвующих в консалтинговом сопровождениии непрерывного образования педагога

Поколение

Признаки, отраженные в исследованиях

Характеристики

о К

§

fr

S

£2

й Й а и

S н

н ю

(U

о

В

«

о

(U

Н

В

со

в

?! а

«Беби-бумеры»: высокий уровень патриотизма; оптимисты, которым присущ командный дух и коллективизм. Для них важно помогать друг другу, трудиться вместе и сообща. Они умеют делать практически любую ручную работу, образованны и сведущи во многих науках [3].

Основные потребители традиционных медиа — телевидения, радио и газет. При этом 80 % бумеров используют интернет, многие имеют аккаунт в Фейсбуке. Трудоголики — работают по 50 часов в неделю, редко берут отпуск. В результате создается дисбаланс между личной жизнью и работой. Придерживаются консервативных взглядов.

Стереотипы о поколении: ворчливые, не доверяют технологиям, снисходительно относятся к миллениалам и зумерам [6].

Деятельные и работающие физически; рациональные и экономные, скептически относящиеся к банковским кредитам; семейные: по статистике, у этого поколения минимальное количество разводов, семья как ценность — на первом месте, и неважно, счастливы ли они в этом браке. Для них характерны романтизм и приоритет идей, явная или неявная критика недостатков, попытка совершенствования, минимальная готовность к компромиссам — дискуссии как самоцель [7].

со Н н о н а н й

С

¡^ и-1 Ч

^ йю со о щ О

Н ^ (

X

К

«

К

§

Л fr

О

о К

fr

О О

3 Й

S о

к

со

s

*

Н

Й (U

0

1

о

fr

О

S fr

О

о

Поколение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Признаки, отраженные в исследованиях

Характеристики

о &

о ю а ю

X в

ю

(U

о а

I-

^t-

00

^ I

S3 ^

о СЛ

«Поколение лишних людей»: «авторитетного дискурса», свойственного предшествующим советским поколениям; ощущение отсутствия перспектив социального роста и политическая отчужденность. Потерянность в отношении национальной идентичности. Иксы — самые гибкие, читающие и готовые к обучению, самоироничные, целеустремленные [1].

Поколения одиночек, нацеленных на упорную работу и личный успех. Отличаются глобальной информированностью, технической подкованностью и самостоятельностью практически во всем [3].

Придерживаются демократических взглядов, но не настолько либеральны, как миллениалы или бумеры. Их называют «потерянным» или «забытым» поколением, поскольку во времена молодости представителей X бумеры оставались на доминантных позициях в политике и бизнесе. Стереотипы о поколении: циничные, в молодости были бездельниками [6].

Изменяются установки молодых людей: начинают преобладать соображения личного карьерного роста и материального благосостояния. Прагматизм принимает различные формы: от абсолютно циничного приспособления к существующей политической системе ради успешной карьеры и высокой зарплаты до стремления стать квалифицированным специалистом в конкретной области. Скрытое неприятие status quo в сочетании с попытками «встроиться» в систему, готовность к компромиссам ради достижения целей, использование дискуссии как механизма подготовки решений [7].

О О К л

я а к

ь т с о н ь

с е ч и н х

ее

р

о ф

в е

а н р

с

о

« ^ я

мб ее сс

а н

Km

rrt Л Й

та Л м-втд

осж рое

ь л е т

р

о ф

н

а н

б о

а

з и

у д

и в

и

д

н и

я и н

е ало

и р

i^m f-ч

5 а\

§ £ К о\

m

00

Игреки — самые развлекающиеся (рекордсмены по количеству праздников в ресторанах и ночных клубах), оптимистичные, доверчивые, эмоциональные, заинтересованные в спасении мира, поскольку постоянно слышат о терактах, изменении климата и экологических катастрофах. Стремящиеся к разнообразному опыту: вместо того, чтобы карабкаться вверх по однажды выбранной вертикальной лестнице, стараются получить широкий «горизонтальный» опыт в нескольких сферах [1].

Миллениалы — «поколение социальных сетей», не готовы работать на одну компанию много лет, предпочитают гибкий график и немедленное вознаграждение за проделанную работу. Как правило, это энергичные люди, которые легко приспосабливаются, умеют выполнять работу в огромных объемах, постоянно стремятся к новым знаниям и развитию. Они понимают, что время движется быстро, поэтому не хотят быть узким специалистом, а развиваются в разных сферах одновременно [3].

«Поколение Питера Пена» — позже выходят на первую работу и дольше живут с родителями; реже женятся и заводят детей (из-за отсутствия стабильной работы). Имеют социально-либеральные политические взгляды, поддерживают легализацию однополых браков и наркотиков. Стереотипы о поколении: ленивые, не имеют постоянного дохода, привилегированные, эгоистичные, чувствительные, избалованные. Активно пользуются технологиями, потребляют информацию через интернет, а не через традиционные медиа, предпочитают стриминговые сервисы телевидению [6].

На смену пессимизму и отчужденности их родителей приходят оптимизм и активная жизненная позиция. Поколение миллениум может стать новым Великим поколением. Миллениалы формируют новую молодежную этику командной работы и гражданских целей. Применяют технологии не для расширения прав и возможностей людей, а для расширения возможностей сообщества [8].

х

а

ю ир

ие н

еф де с

жх .

со й w осе

у нн м вь оь л К ой

И !

ев и зг мал е рол н , д

а 3 «

я ун мода

ртж тр са

0 За

б г

и ; т £ g §

§¡2 м Wvo

1 S s-

та , о;

ст ын

н

ят ве р стр

есв

е вн ffigg

Наиболее полно реализации принципов диалога, по М.М. Бахтину, способствует использование в консалтинговом сопровождении непрерывного образования педагога технологий игромоделирования (игротехнического моделирования).

Соответствуя тенденциям геймификации карьерного роста специалистов, игромоде-лирование является ведущей формой реализации процесса сопровождения образования педагога в непрерывном режиме непосредственно на рабочем месте при осуществлении его в офлайн-режиме. Педагогам-клиентам, имеющим относительно одинаковый уровень компетенций по обсуждаемой проблеме (чему в немалой степени способствует обучающая фаза консалтингового сопровождения), предоставляются возможности продуктивных изменений в профессиональном и личностном аспектах через использование как личностного опыта (прошлое), так и инсайта (будущее). Реконструкция опыта в решении предлагаемых педагогами-клиентами проблем, содержание которых не всегда совпадает с обсуждаемой в группе проблемой, являясь обязательным этапом игромоделирования, служит механизмом своеобразного «мостика» в межпоколенческом коммуникационном взаимодействии.

Подчиняясь нормам игромоделирования, педагоги-клиенты имеют возможность проанализировать ситуацию с позиции «над» через объективацию субъективных представлений о ней других участников. При этом непроизвольно идет анализ собственных идей и прогнозов через восприятие их как-бы со стороны, которые существенно (по признанию 96 % респондентов) корректируются и изменяются, причем не всегда в сторону компромисса (мнение 47 % опрошенных).

В данном процессе коммуникативного межпоколенческого взаимодействия через самоидентификацию и самопонимание педагогов-клиентов для них открываются новые смыслы и ценности, указывая на их новые возможности и ресурсы (признание 89 % участников). Все респонденты (100 %) признали исключительную продуктивность участия в консалтинговом сопровождении их непрерывного образования в составе смешанных по поколениям групп. Данная ситуация, по их признанию (мнение 98 % респондентов), помогла изменить первоначально созданное через наблюдение со стороны поверхностное впечатление о представителях иного поколения. В частности, представители старшей поколенческой группы (Б) отметили, что у них полностью изменился имеющий место стереотип о молодых (поколение группы У и частично Х), в рамках которого они считали молодых коллег безразличными или равнодушными к старшим педагогам. Представители поколения молодых (группы У), участвующие в консалтинговом сопровождении с удивлением для себя открыли, что старшие поколения (группы Б и частично Х) достаточно компетентны в их ценностных ориентациях, информационных технологиях и понимают, принимают их и позитивно к ним настроены. Соответственно, относительно поколенческой группы Х нами отмечено явление диффузии мнений о них как в более старшем, так и более младшем поколении.

Данные факты позволяют нам констатировать, что консалтинговое сопровождение непрерывного образования педагога способствует межпоколенческому диалогу участников консалтинговых мероприятий (признание 96 % опрошенных), возникновению доверительной атмосферы между ними (мнение 98 % участников), диффузии и интеграции межпоко-ленческой субкультуры (отметили 89 % респондентов). Реализуемый в консалтинговом сопровождении межпоколенческий диалог приводит педагогов образовательного учреждения к межличностному согласию (мнение 98 % участников), что способствует продуктивному решению общих задач (отметили 96 % опрошенных) и получению от этого удовлетворения независимо от поколенческой принадлежности (признание 47 % респондентов).

По результатам осуществленного опроса, большинство респондентов считают консалтинговую форму коммуникации в процессе образования достаточно продуктивной

для профессионального (указали 96 % опрошенных) и личностного (отметили 89 % участников) развития каждого.

Данные факты позволяют нам констатировать наличие в процессе консалтингового сопровождения образования педагога в непрерывном режиме непосредственно на рабочем месте диалога между представителями единой социальной общности: педагогов-единомышленников, которым в процессе реализации его несвойственно отнесение себя к принадлежности определенному поколению. Соответственно, диалогичность межпоколенческого взаимодействия средствами консалтинга подразумевает личностное самоопределение участников в ценностных ориентациях и их реализацию через принятие согласованных норм.

Учитывая выявленные межпоколенческие особенности (ценностные представления и культурные нормы), разницу в возрасте клиентов и неоднородный образовательный уровень при организации консалтинговых мероприятий по сопровождению непрерывного образования педагога, мы считаем целесообразным сочетание онлайн- и офлайн-способов работы. Данный подход позволяет каждому педагогу-клиенту определить собственный (свободный) график участия в реализации консалтингового процесса по профессиональному образованию, самостоятельно выявить собственный уровень компетенций и позицию участия в обсуждении им же выбранной проблемы в форме игромоделирования.

Свойственная более молодому поколению инновационность постоянно будет разрушать условно устоявшуюся симметричность взаимодействия со старшими поколениями. Однако формируемое в процессе консалтингового сопровождения образования педагога понимание старшими поколениями, что любые изменения (в том числе инновационные и не совсем таковые) всегда базируются на опыте предыдущих поколений, приводит к развитию унаследованной деятельности и ценностей, их реализации в новых исторических и социально-экономических условиях.

Литература

1. Анипкин М.А. Поколение «лишних людей»: антропологический портрет последнего советского поколения // Неприкосновенный запас. 2018. № 1. С. 290—308.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советский писатель, 1963. — 363 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Институт социологии РАН, 2010. — 592 с.

4. Левада Ю.А. Время перемен: Предмет и позиция исследователя. — М.: Новое литературное обозрение, 2016. — 872 с.

5. Митина Л.М., Лукашеня З.В. Консалтинговое сопровождение учителя трудового обучения в работе с одаренными школьниками // Актуальные проблемы технологического образования: традиции, опыт и перспективы: Сборник научных трудов / Ред. колегия: С.Я. Астрейко (отв. ред.) [и др.] - Мозырь: МГПУ им. И.П. Шамякина, 2019. С. 272-275.

6. Садыкова Х.Н. Системный анализ межпоколенческих взаимодействий // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 2).

7. Травин Д., Гельман В. «Загогулины» российской модернизации: смена поколений и траектории реформ // Неприкосновенный запас. 2013. № 4(90) С. 28-39.

8. Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. — New York: Vintage Books, 2000. - 432 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.