УДК 378.147 ББК 74.489.26
DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-100-114
Z.V. Lukashenia (Baranovichi state university, Baranovichi, Belarus)
CONSULTING AS A FORM OF CONTINUING PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS
Professional training of teachers is viewed as a component of their continuing cultural and professional training. Consulting as a process of higher school consulting function realization, is proposed as a form of implementing this kind of education directly at the teacher's work place. Characteristics of the used consulting procedures and advice techniques such as tutorship, supervision, moderation and coaching are shown. Consulting content is revealed via its main realization tool - playing technique modeling. The focus is on self development and self organization into a team of fellow thinkers.
Keywords: consulting function of a higher school, consulting, professional training of teachers, playing technique.
З.В. Лукашеня
(Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь)
КОНСАЛТИНГ КАК ФОРМА
НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Профессиональная подготовка педагогических кадров рассматривается как компонент их непрерывного общекультурного и профессионального образования. Консалтинг как процесс реализации консалтинговой функции вуза предлагается автором в качестве формы осуществления данного образования непосредственно на рабочем месте педагога. Приводятся характеристики используемых в процессе реализации консалтинговых процедур технологий и техник консультирования: тьюторства, супервизии, мо-дерации, коучинга. Раскрывается содержание консалтинга через описание основного инструмента его реализации - игротехническое моделирование. При этом акцент делается на процессы саморазвития и самореализации его участников, соорганизации их в | коллектив единомышленников.
Ключевые слова: консалтинговая функция высшего учебного заведения; консалтинг; профессиональная подготовка педагогических кадров; непрерывное образование; игро-техническое моделирование.
> N
At the current stage of the Russian educational system functioning one can observe a phenomenon of coincidence of views expressed by the general public, the academic community, public and political leaders in terms of the necessity to implement innovative reforms in higher professional education. The system of higher professional education under new social and economic conditions has failed to entirely meet versatile social needs and resolve rather complex and multidimensional tasks [16, p. 37]. The researchers point out the global crisis of professional education [9, p. 159]. The significance of a successful modernization of the higher professional school for innovative development of Russia is recognized as being a priority task to be resolved by the government and the society [15, p. 177].
The main focus of professional education is placed onto the necessity to form such a human potential that will be competitive at the global educational market. The scientists consider such traits of a modern specialists as "...communication abilities, critical way of thinking and the desire to learn, .capability of team work, capability of thinking both individually and inside the group" to be important characteristics [9, p. 160]. In our opinion, to enable future specialists to develop these capabilities, firstly, the latter shall be acquired by teachers who conduct professional training of such specialists. We believe that a significant contribution to the problem solution is to be made by the consulting function of the higher education institution the tasks of which comprise, above all, establishing favorable conditions for innovation management and taking decisions that facilitate adaptation of HEIs to changes of the external economic environment and the market of education services.
The crisis in the civilizational existence of an individual triggers the crisis of his/her participation in educational processes as a teacher as well. According to scientists, in the specialized HEIs this trend is aggravated by the fact the teachers don't have any psychological and pedagogical training. The researchers point out that change of
the situation for training of specialists that are competitive under the current market situation is hindered because of teachers delivering technical and other special disciplines that "...virtually do not follow the pedagogics development, do not acquire modern pedagogical technologies, and often do not understand why they should change something and do not welcome any changes" [9, p. 161]. The actualization of the problem of a continuous professional training of academic staff at the work place is visualized.
The necessity of continuous general cultural and professional education in the modern world is a widely accepted tendency. Continuous education problems are discussed in the works of many Russian academics (I.V. Bestuzhev-Lada, LP. Bueva, A.A. Verbitskiy, S.G. Versh-lovskiy, A.P. Vladislavlev, B.S. Gershunskiy, A.V. Darinskiy, G.P. Zinchenko, O.V. Kup-tsov, F.I. Peregudov, V.N. Turchenko, F.G. Filippov, V.G. Onushkin, and others).
We undertook an attempt to use available theoretical representations in relation to implementation of a continuous professional training of the HEI's academic staff in the form of teacher professional activity consulting. To develop its structural and content model, we were guided by the results of research made by scientists acknowledged as the experts in the area by the global community [1; 6; 13; 18].
Within the context of our research, consulting is understood as a process of implementation of the HEI's consulting function which provides for increase of management decision reasoning ensured by development and implementation of specific practical recommendations on management problems occurring during the joint activity of the consulting parties and clients [12, p. 40].
Functioning of contemporary HEIs of any specialization, with the account of the present trend for humanization of educational processes, is aimed at the subjects of educational practice that represent its main value. Therefore, we consider typical
(Л
<D -C
о го <u
ч—' ч—
о
ГО С
о со
(Л
о
о о
ч—
о Е о
(Л
го
academic staff and students as consulting clients assuming they encounter difficulties in their professional activity or professional training, respectively. In the framework of our research, consulting assumes transfer from the client position into the position of the researcher of a conducted activity and his/her proper way of life.
A consultant of our research is a collective subject formed for any specific problem of a specific client out of staff resources of an educational institution. Such staff resources are created of academic staff that was trained in a special play technique and now voluntarily perform functions of the HEI consulting service [ib].
The mission of this service is to provide the organization "higher educational institution" using own resources of its academic staff with qualitative changes of professional competences of its specialists who are responsible for efficient functioning of the organization subsystems. According to our suggestion, the productive innovative activity of the total of subsystems "teacher professional activity/specialist professional
activity/student professional activity" will in its turn leadto the similarproductive operation of the whole organization system "higher education institution" due to the synergy effect [10, p. 136]. Besides, such process also stipulates educational and technical and technological innovations alongside with the human resource development. Consulting of the professional activity in the HEI is a form of continuous education implementation providing for integration of the work activity of an academic with the process of training.
In our research basic grounds for consulting implementation are the leading provisions of the play technique paradigm of the teaching activity developed by O S. Anisimov [2; 3].
While performing consulting procedures we use consulting technologies and techniques based upon the concept of reflexive and creative psychology and pedagogics which are practiced through the intensive play methods that ensure the innovative activity in education. Their main characteristics are presented below in the form of the table (see Table 1).
Table 1. Technologies and techniques of consulting procedures' implementation
CO с <D sz
(Л
ro
> N
Technologies Objectives and tasks Implementation method Result
tutoring establishing conditions for client development through organization of a personal guidance in the educational space by means of building of an individual path for acquisition of professional competences and personal development project methods, NP (network planning) and CTP (complex targeted programme) client professional future project developed together with the tutor and building of resources necessary for its implementation
supervision support and recovering of a personal potential as a consulting specialist, advancement of self-actualization, shaping of the individual work style and positive self-assessment, support of reflexive processes in their meaningful way through a high degree of identification and immediate involvement of a supervisor in the supervised client work facilitation technology, methods of forming a "Balint group", Time-line therapy, Social panorama model (L. Derks's method) the supervised person becomes self-confident and gets a capability to recover personal resources; forming of a stable motivation and understanding of the necessity to work on the personal and professional problems
Technologies
Objectives and tasks
performing a consulting process providing for a cognitive independence of the group of individuals through the organization of mutual understanding and cooperation; forming of client analytical and reflexive culture of a manager, as well as client research and design skills, development of client communication skills and team work capabilities
Implementation method
facilitation technology, nominal group and card survey methods, methods of calls, selective questions and semantic field, graphical method of the "cluster" information organization
Result
development of the client capability of self-management in his/her professional activity; acquisition of new professional and personal experience related to the change of behavior and ways of interaction with organization participants at the place of work/study
n io rati
e d o
maximum increase of a personal performance in the person's individual and professional activity through client orientation not towards the search of a problem source but to achieving results in the future
facilitation technology, methods of guiding questions for the discussion, the Wheel of Life technique, W. Disney creative strategy, the brainstorm method in the format of WORLD CAFÉ
project of an educational route for individual and personal self-development stipulating development of the emotional intelligence, a new level of communication and quality of interaction with the surrounding people in the professional and private life_
ing hi
c a o c
Tutoring as a part of consulting services is used if there is a necessity to guide the process of the consulting project introduction for making changes in the client activity. Supervision takes place in training ofthe HEI's specialists out ofthe staff resource "consulting service". Moderation is the most high-demanded technology used for consulting in our research. We can explain this fact in terms of time resources' limitation: process and teaching consulting is usually conducted within two days off. Consulting of complex problems is conducted in several steps. The most successful way to resolve the tasks for mobilization of consulting participants to take decisions in a timely manner is the moderation technology. Coaching is seldom used in the structure of performed consulting procedures: upon the opportunity to involve specialists of this specialization (in most cases, as an external service).
Consulting for solution of professional problems that HEI's specialists have is an integrated form of continuous professional training stipulating, above all, work involving use of contemporary information technologies. We agree with the opinion of researchers that the modern society depends on the communication channel development as well as on development of information transfer and exchange means to a far greater degree than on anything else. Consulting guidance of the innovation changes' introduction into a teacher professional activity is the most acceptable as an individual on-line guidance.
According to our assumption, the consulting efficiency significantly increases if the colleagues, the senior management and subordinates of a common teacher take part in the process of his/her problem solving. It
(Л
<D -C
о го <u
ч—' 4—
О CT
ГО d О со
(Л
о
CT
is not possible to gather all them for some considerable period of time. Upon development of the consulting programme, each specific problem involves interchange of in-person and distant steps of consulting implementation.
Distant consulting in the educational system is one of the methods to obtain not only high-quality services but also to get skills of information and communication technologies' use. When introducing innovations into the educational system, a specialist needs to acquire new competences implementing the concept of lifelong education which leads to the necessity to search for new methods of knowledge acquisition and education technologies [14, p. 57]. Combination of group and individual forms of interaction between the consultant and the client at distant consulting steps is implemented by means of synchronous (webinar, e-conference, Skype, etc.) and asynchronous (e-mail, LMS Moodle system on the basis of the university website, e-conference, etc.) communication methods.
The technology for adult learning stipulates a maximum level of individualization, account of the acquired professional experience, their intellectual and general cultural capacity. Consulting is one of the most efficient educational forms that implements humanistic principles of the contemporary learning and the personal orientation. It encourages processes of conscious and substantial reflection of participants promoting an individual to acquire cultural norms.
Real situations of the professional practice taken from the consulting participant experience arethe objects ofareflexive analysis inthe process of consulting procedures' implementation. Due to the fact that we generally use a process and teaching consulting type, problem situations of the professional practice can unfold in a spontaneous way or be created on purpose in the form of corresponding continuous education components. After the problems are solved, the participants of consulting procedures develop a <o new professional experience. ® The peculiarities of management problems
j§ and tasks' solution are predetermined by the Jj play technique modeling in the consulting ^ process. Modeling encourages focusing of
attention on the criteria for transformation of initial samples of play actions for the general intention of transformations [4, p. 235]. The new professional experience directly undertaken by participants and recognition of its innovative quality takes place at the beginning of the play experience in a spontaneous and predominantly intuitive manner. Play technique modeling increases a possibility of reflexive recognition of the innovative quality of the acquired professional experience and makes the process of its accumulation faster. Alongside with regulatory and critical functions, reflexive processes and mechanisms perform also a research function which provides for the continuous professional training of a teacher.
The important result of consulting is that the process of the play technique modeling creates a model of client organization functioning under the conditions changed according to the specific situation. Use of structural schemes that were tried and tested in the methodology [5, p. 246-263] enables identification of differences in the values of indicators that provide as-is functioning of the organization being consulted from the planned values ("as should be"). According to scientists, research of the professional future will enable one to complete and expand scientific beliefs in terms of professional evolvement, development and self-determination [7, p. 18]. Consulting participants obtain a real possibility to expand their understanding of the HEI's functioning as an integral system by means of analysis of reasons of problem situation occurrence and possible consequences of their development in future, including those occurring within their professional practice.
Imitation experiments allow one to assess the efficiency of the developed management solution which critically decreases the risk of losses due to unreasoned decisions in the reallife situations. Structural schematization of the processes of the consulting organization functioning together with the play model "living" of these processes help the participants to get a better understanding of a problem situation and forecast the consequences of the choice made.
During play technique modeling some individual activities turn into the collective ones, and as a result, the process of co-organization is implemented (the term of G.P. Shchedrovitskiy) [17, p. 115-142]. This process is implemented step by step: at first, the co-organization process starts in groups. Because of the fact the participants go through four group conditions: situation analysis, objective statement, choice of the way of action and the method of its implementation, they are integral collective subjects in relation to the total area of the modeled event. Communication inside the team of the group participants changes its quality and transforms into the interaction of people that understand each other.
Further, taking part in play technique demonstrations of a role interaction, the participants of the modeled event start to understand professional logic, significant motivation priorities, objectives, interests and intentions of other group participants. This fact proves that individual activities become group ones. All the participants of consulting procedures co-organize as they turn into an integral collective subject. The benefits of the consulting form of the continuous professional training of academic staff related to the "mutual learning" effect are obvious. Upon implementation of the teaching step of consulting, specialists exchange their opinions and conduct a joint analysis of specific situations as well as discuss the practical experience of professional task resolving.
The play technique modeling creates model types of executive actions performed in the analyzed problem situations. Their content forces the consulting client to put away the well-established way of the executive function performance. Mobile contents of play technique modeling (scenarios and plots) provide a favorable basis and condition for intensification of event participants' development through the processes of self-correction [2, p. 74].
The playing modeled event encourages the consulting client "...to self-develop and to discover the need to be in a more developed state". Getting away from the habitual state he/she involves in the process, and at
some step the client has to come through development cycles and to reflect" [3, p. 43].
Thus, consulting boosts the growth of self-determination capabilities and the general creativity level of its participants by means of specification of the certain activity type potential. When consulting procedures are performed, optimum conditions and assumptions for innovative and creative, and acmeological self-actualization of their participants are created. Mobile requirements to the behavior during the game require a subjective self-organization and mobilization. They provide the precondition for the teacher to find new solution and get higher results through the motivation and self-determining process.
During the consulting process being a form of continuous professional training of academic staff at the workplace, the key emphasis is put on the practical problems of a teacher. Such position allows one to response to educational requirements in a timely manner offering training contents and methods which take into account all details of the teacher's work and the real difficulties the teacher faces during the professional activity. A teacher being a consulting client has a continuous possibility to check the efficiency of the modified professional activity developed during the consulting process as well as to check the efficiency of his/her own competences applying them in their practice. Consultants, in their turn, are provided with the opportunities to regularly made necessary corrections to the forms and contents of consulting procedures on the basis of the specific results of the teaching practice. Furthermore, visible positive changes form an additional teacher's internal drive to learn and advance his/her professional expertise on a continuous basis.
Being a means for development of projects that change a teacher's professional activity in compliance with the requirements of the society he/she works in, consulting can become a method of support for a teacher as a human under crisis conditions. We regard consulting as being a whole new and progressive form of continuous professional training of academic staff characterized by
(Л
<D -C
о го <u
ч—' ч—
о
ГО С
о со
(Л
о
о о
ч—
о Е о
(Л
го
'с <u .с
(Л
го >
N
the high level of accessibility and flexibility as well as by focus on the participant.
Consulting provides academic staff with the possibilities of creative self-expression and self-development through participant address to the problem of determination of self-relationships and self-correction as a condition for the most efficient self-organization. It contributes to the unity of the HEI's staff, building of moral standards and norms of its staff, self-fulfillment of their personality. Such form of the teacher professional training ensures their competitiveness at the labor market due to continuous actualization of the level of their professional competences and expertise as well as the personal development.
Use of consulting as a form of continuous professional training of academic staff at the work place actualizes the necessity to research problems that provide for extrapolation of this kind of consulting services to education from economics and business where they were initially represented as a kind of internal service. References:
1. Altshuler I.G. On strategy, marketing and consulting. Amusing for the curious. M.: "Delo" RANKhiGS, 2014. [in Russian]
2. Anisimov O.S. Pedagogical activities: playing technique paradigm. M., 2009. [in Russian]
3. Anisimov O.S. Pedagogical activities: playing technique paradigm. M.: 2009. [in Russian]
4. Anisimov O.S. Management decision making: methodology and technology. M., 2002. [in Russian]
5. Anisimov O.S. Schemes and the language of schematic images. M., 2008. [in Russian]
6. Blok P., Kruglov-Morozov L., Raevskaia D. Perfect consulting. SPb.: Piter, 2007. [in Russian]
7. Zavodchikov D.P. The category of professional future as a resource of professional formation. Theoretical and methodological background // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. №3. P. 17-24. [in Russian]
8. Kovrigina V.A., Markova N.I. Prospects for the Development of Online Learning in the Russian Educational Environment // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2014. №3. P. 68-73. [in Russian]
9. Kruglikov V.N., Kaianik P.M. Role of active teaching in the concept of global engineering education. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. 2015. №3 (227). P. 159-167. [in Russian]
10. Lukashenia S. System-synergetic approach as a methodological basis to realize a higher school consulting function // Pedagogichekoie obrazovanie v Rossii. 2015. №2. P. 133-138. [in Russian]
11. Lukashenia Z.V. Tendencies in the development of the Russian higher education. Baranovichi: RIO BarGU, 2014. [in Russian]
12. Pelmenev V.K., Lukashenia Z.V. Methods of determining the efficiency of realization of consulting procedures // Vestnik Baltiiskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta, 2014, Vyp. 11, Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki. P. 39-48. [in Russian]
13. Rasiel E. McKinsey method. Applying the top consultants techniques to solving personal and business problems. M.: Alpina Pablisher, 2012. [in Russian]
14. Sosina T.V. Distance consulting in education // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2014. №4. P. 57-61. [in Russian]
15. Strigunenko Yu.V. Innovations as a basis to optimize teaching at higher schools of the Russian Ministry of Home Affairs // Vestnik MGIMO-Univesiteta. 2013. №3. P. 177-184. [in Russian]
16. Chursina A.S. Readiness for innovative activity as an element of training a modern specialist // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2014. №4. P. 37-40.
17. Shchedrovitsky G.P. Selected works. M.: Sh.Kult.Polit., 1995. [in Russian}
18. Yurova I. BI TO BI. Consulting mirrored by the Russian business. SPb.: Izd-vo BKhV-Peterburg, 2013. [in Russian]
На данном этапе функционирования российской образовательной системы наблюдается феномен совпадения взглядов широкой общественности, академических кругов, государственных и политических деятелей о необходимости проведения реформ инновационного характера в сфере высшего образования. Система высшего образования в новых социально-экономических условиях оказалась не в состоянии полностью удовлетворять разноплановые запросы общества, решать весьма сложные многоаспектные задачи [16, с. 37]. Исследователями констатируется общемировой кризис профессионального образования [9, с. 159]. Значимость успешной модернизации высшей профессиональной школы в инновационном развитии России осознается как приоритетная задача государства и общества [15, с. 177].
В сфере профессионального образования внимание акцентируется на необходимости формирования конкурентоспособного на мировом образовательном рынке человеческого потенциала. Важными качествами современного специалиста ученые признают «...коммуникационные способности, критическое мышление и желание учиться, .умение работать в команде, умение мыслить самостоятельно и коллективно» [9, с. 160]. Чтобы обеспечить формирование данных качеств у будущих специалистов, по нашему мнению, они должны быть сформированы у педагогов, которые осуществляют профессиональную подготовку этих специалистов. В решении данной проблемы, по нашему мнению, существенная роль отводится консалтинговой функции высшего учебного заведения, в задачи которой входит создание благоприятных условий для управления нововведениями, выработки решений, способствующих усилению адаптационных возможностей вузов к изменениям внешней экономической среды и рынка образовательных услуг.
Кризис в цивилизационном существовании индивида порождает кризис его
участия в образовательных процессах, в том числе, как педагога. Согласно мнению ученых, в отношении профильных вузов это усугубляется отсутствием у преподавателей психолого-педагогического образования. Исследователи отмечают, что изменение ситуации в подготовке специалистов, отвечающих требованиям конкурентной ситуации рыночных отношений, затруднено из-за того, что преподаватели технических и других специальных дисциплин «.. .практически не следят за развитием педагогической науки, не владеют современными педагогическими технологиями, часто не понимают, зачем что-то менять, и не хотят перемен» [9, с. 161]. Визуализируется актуализация проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров непосредственно на рабочем месте в непрерывном режиме.
Необходимость непрерывного общекультурного и профессионального образования в современном мире является общепризнанной тенденцией. Проблемам непрерывного образования посвящены исследования многих российских педагогов (И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Бу-ева, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, А.В. Даринский, Г.П. Зинченко, О.В. Купцов, Ф.И. Перегудов, В.Н. Турченко, Ф.Г. Филиппов, В.Г. Онушкин и др.).
Нами предпринята попытка использования имеющихся в данном направлении теоретических выкладок в практике осуществления непрерывной профессиональной подготовки научно-педагогического состава вуза в форме консалтинга профессиональной деятельности педагога. Для разработки его структурно-содержательной модели мы руководствовались результатами исследований ученых, которые признаны мировым сообществом, профессионалами в данной сфере деятельности [1; 6; 13; 18].
Консалтинг в нашем исследовании рассматривается как процесс реализации консалтинговой функции высшего учебного заведения, предполагающий повышение обоснованности управленческих
(Л ф
-С
о го <u
ч—■ ч— О CT
ГО С
о со
(Л
о
CT
о о
ч—
о Е о
(Л
го
о
о
решений, которое обеспечивается разработкой и реализацией конкретных практических рекомендаций по проблемам управления в совместной деятельности консалтеров и клиентов [12, с. 40].
Функционирование современных вузов любого профиля в соответствии с имеющей место тенденцией гуманизации образовательных процессов ориентировано на субъектов образовательной практики как главную ценность. Исходя из этого, в качестве клиентов консалтинга нами рассматриваются рядовые сотрудники вуза и студенты, которые испытывают затруднения в реализации профессиональной деятельности или профессиональной подготовки, соответственно. Консалтинг, в рамках нашего исследования, предполагает перевод клиента в позицию исследователя осуществляемой деятельности и собственного жизнеустройства.
Консалтером в нашем исследовании выступает коллективный субъект, который формируется под каждую конкретную проблему конкретного клиента из числа кадрового ресурса учреждения образования. Данный кадровый ресурс создается из числа сотрудников вуза, которые прошли специальную игротехни-ческую подготовку и на добровольных началах реализуют работу консалтинговой службы вуза [12, с. 40].
Данная служба призвана обеспечить собственными силами профессорско-преподавательского состава организации «высшее учебное заведение» качественные изменения профессиональных
Таблица 1. Технологии и техники
компетенций его специалистов, которые обеспечивают продуктивное функционирование подсистем данной организации. Согласно нашему предположению, за счет эффекта синергии функционирование в продуктивном режиме инновационной деятельности совокупности подсистем «профессиональная деятельность педагога / специалиста / студента» приведет к такому же режиму функционирования целостную организационную систему - «высшее учебное заведение» [10, с. 136]. Кроме того, данный процесс обеспечивает параллельно с развитием кадров осуществление образовательных и технико-технологических инноваций. Консалтинг профессиональной деятельности в вузе представляет собой форму реализации непрерывного образования, предполагающую интеграцию трудовой деятельности педагогического работника с процессом его обучения.
Базисными основаниями реализации консалтинга в нашем исследовании являются ведущие положения игротех-нической парадигмы педагогической деятельности, разработанные О.С. Ани-симовым [2; 3].
При осуществлении консалтинговых процедур нами используются консультационные технологии и техники, базирующиеся на концепции рефлексивно-творческой психологии и педагогики, которые реализуются через интенсивно-игровые методы, обеспечивающие инновационную деятельность в образовании. Их основные характеристики представлены ниже в табличной форме (таблица 1).
1зации консалтинговых процедур
го
'с ф
(Л
со
> N
Технологии Цели и задачи Способ реализации Результат
создание условии для методы проектов, совместно
развития клиента посредством СП (сетевое с тьютором
организации персонального планирование) и разработанный
о « н сопровождения в КПЦ (комплексная проект
о а образовательном пространстве целевая программа) профессионального
12 о через выстраивание будущего клиента
д л н индивидуальной траектории и формирование
освоения профессиональных необходимых для
компетенций и личностного его осуществления
развития ресурсов
Технологии Цели и задачи Способ реализации Результат
поддержка и восстановление технология приобретение
личностного потенциала фасилитации, супервизируемым
специалиста сферы методы уверенности в себе
оказания консультационных баллинтовской и способности
услуг, углубление группы, Линия восстанавливать
самопознания, формирование времени (time-line личностные
со индивидуального стиля therapy), Модель ресурсы;
работы и положительной Социальной формирование
К И о самооценки, поддержка панорамы (Метод стабильной
<ц С рефлексивных процессов Л. Деркса) мотивации и
^ о в их конструктивном назначении через высокую степень идентификации и непосредственной включенности супервизора в работу супервизируемого понимания необходимости работать над собственными личностными и профессиональными проблемами
осуществление процесса технология развитие у клиента
консультирования, фасилитации, способности к
способствующего когнитивной методы самоуправлению
самостоятельности группы номинальной в своей
индивидов через организацию группы и профессиональной
взаимопонимания карточного опроса, деятельности;
и сотрудничества; приемы вызова, приобретение
« S £ формирование у клиента точечных вопросов им нового
аналитической и рефлексивной и смыслового профессионально-
а культуры управленца, поля, графический личностного
Ч О его исследовательских и способ опыта, связанного
проектировочных умений, организации с изменением
развитие коммуникативных информации поведенческого
способностей и навыков «кластер» (Cluster) стиля и способов
работы в команде взаимодействия с участниками организации по месту работы / учебы
максимальное повышение технология проект
результативности личности фасилитации, образовательного
в ее персональной и методы маршрута для
профессиональной направляющих индивидуально-
деятельности через обсуждение личностного
ориентацию клиента не на вопросов, Колесо саморазвития,
поиск источника проблем в жизненного предполагающего
и я прошлом, а на достижение баланса, Стратегия развитие эмоцио-
- Í результатов в будущем творчества У. нального интеллек-
Диснея, метод мозгового штурма в формате WORLD CAFÉ та, новый уровень коммуникации и качества взаимодействия с окружением в профессиональной сфере и личной жизни
(Л
<D -С
о
го ф
ч—
О
ГО С
о со
(Л
о
О.
о о
ч—
о Е о
(Л
го
'с
<и
-С
(Л
го >
N
Тьюторство в составе консалтинговых процедур используется при необходимости сопровождения процесса внедрения консалтингового проекта по внесению изменений в реализуемую клиентом деятельность. Супервизия имеет место при обучении специалистов вуза из кадрового ресурса «консалтинговая служба». Модерация является самой востребованной технологией при осуществлении консалтинга в нашем исследовании. Объяснение этому мы видим в ограничении временных ресурсов: процессно-обучающий консалтинг обычно проводится в течение двух выходных дней. Консультирование сложных проблем осуществляется в несколько этапов. Задачи мобилизации участников консалтинга на оперативность принятия решения наиболее успешно решаются с помощью технологии модерации. Коучинг в структуре реализуемых консалтинговых процедур используется редко: при возможности задействовать специалистов данного профиля (чаще как внешний сервис).
Консалтинг, по решению профессиональных проблем специалистов вуза представляет собой интегрированную форму непрерывной профессиональной подготовки, предполагающую работу с использованием современных информационных технологий. Мы согласны с мнением исследователей, что современное общество в большей степени стало зависеть от развития каналов коммуникации, средств передачи и обмена информацией [8, с. 68]. Консалтинговое сопровождение внедрения инновационных изменений в профессиональную деятельность педагога наиболее приемлемо как индивидуальное в онлайн-режиме.
Согласно нашему предположению, продуктивность консалтинга существенно повышается, если в решении проблемы рядового педагога принимают участие его коллеги, руководство свыше и подчиненные. Собрать всех вместе на достаточно продолжительное время не представляется возможным. При раз-
работке программы консалтинга под каждую конкретную проблему предусматривается чередование очных и дистанционных этапов его осуществления.
Дистанционный консалтинг в системе образования - это один из способов получить не только качественные услуги, но и получить навыки использования средств информационно-коммуникационных технологий. При внедрении инноваций в систему образования специалисту необходимо осваивать новые компетенции, реализуя концепцию «образование через всю жизнь», что приводит к необходимости поиска новых способов получения знаний и технологий обучения [14, с. 57]. Сочетание групповых и индивидуальных форм взаимодействия консалтера и клиента при осуществлении дистанционных этапов консалтинга реализуется через использование синхронного (веби-нар, электронная конференция, Skype и т.д.) и асинхронного (электронная почта, система LMS Moodle на базе веб-сайта университета, электронная конференция и т.д.) способа коммуникации.
Технология обучения взрослых предполагает максимальную степень индивидуализации, учет накопленного ими профессионального опыта, их интеллектуального и общекультурного потенциала. Консалтинг является одной из эффективных образовательных форм, реализующих гуманистические принципы современного обучения и его личностную ориентацию. Он стимулирует процессы сознательно-содержательной рефлексии участников, способствуя присвоению индивидом культурных норм.
Реальные ситуации профессиональной практики, взятые из опыта участников консалтинга, являются объектами рефлексивного анализа в процессе реализации консалтинговых процедур. В силу того, что нами в основном используется процессно-обучающий вид консалтинга, проблемные ситуации профессиональной практики могут разворачиваться спонтанно или создаваться целенаправленно в виде соответствующих
компонентов непрерывного образования. Результатом их решения является развитие у участников консалтинговых процедур нового профессионального опыта.
Специфика решения управленческих задач и проблем предопределяется использованием в процессе консалтинга игротехнического моделирования. Моделирование стимулирует обращение внимания на критерии трансформации первоначальных образцов игродействий под общую предназначенность трансформаций [4, с. 235]. Непосредственно возникающий новый профессиональный опыт участников и осознание его инно-вационности происходит в начале игрового опыта стихийно и в значительной степени интуитивно. Игротехническое моделирование увеличивает вероятность рефлексивного осознания инновацион-ности приобретаемого профессионального опыта и ускоряет сам процесс его накопления. Рефлексивные процессы и механизмы реализуют, наряду с нормативной и критической, исследовательскую функцию, которая обеспечивает непрерывность профессиональной подготовки педагога.
Важным результатом консалтинга является создание в процессе игротех-нического моделирования модели функционирования клиентской организации в измененных под ситуацию условиях. Использование наработанных в методологии структурных схем [5, с. 246-263] позволяет выявить отличия в значениях показателей, обеспечивающих функционирование консультируемой организации в режиме «как есть» от планируемых значений («как должно быть»). Исследования профессионального будущего, по мнению ученых, позволит дополнить и расширить научные представления о профессиональном становлении, развитии и самоопределении [7, с. 18]. Участники консалтинга получают реальную возможность расширить свое понимание о функционировании вуза как целостной системы за счет анализа причин возникновения проблемных ситуаций и
возможных последствий от их развития в будущем, в том числе, в рамках собственной профессиональной практики.
Имитационные эксперименты позволяют оценить эффективность разработанного управленческого решения, что радикально снижает риск потерь от необоснованных решений в реальной практике. Структурная схематизация процессов функционирования консультируемой организации в совокупности с игромодельным «проживанием» их помогают участникам консалтинга достичь лучшего осознания (понимания) проблемной ситуации и спрогнозировать последствия сделанного выбора.
В ходе игротехнического моделирования происходит превращение индивидуальных деятельностей в коллективную деятельность, в результате чего реализуется процесс соорганизации (термин Г.П. Щедровицкого) [17, с. 115-142]. Данный процесс осуществляется поэтапно: первоначально соорганизация происходит в группах. Вследствие циклического проживания ее участниками четырех коллективных состояний: анализа ситуации, формулирования цели, выбора способа действий и осуществления действия, они выступают по отношению ко всему пространству игромодельного события как единые коллективные субъекты. Коммуникация внутри коллектива участников группы качественно изменяется и превращается в общение понимающих друг друга людей.
Далее, участвуя в игротехнических демонстрациях ролевого взаимодействия, члены игромодельного события начинают понимать профессиональную логику, значимые мотивационные приоритеты, цели, интересы и намерения участников других групп. Данный факт свидетельствует о том, что индивидуальные деятельности становятся коллективной деятельностью. Происходит соорганизация всех участников консалтинговых процедур - они превращаются в единый коллективный субъект. Налицо преимущества консалтинговой формы
(Л ф
-С
о
го ф
ч—■ ч— О
ГО С
о со
(Л
о
о о
ч—
о Е о
(Л
го
о
о
непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров, связанные с эффектом «взаимного обучения». При реализации обучающего этапа консалтинга происходит обмен мнениями между специалистами, проводится совместный анализ конкретных ситуаций, обсуждается практический опыт решения профессиональных задач.
В игротехническом моделировании создаются модельные типы исполнительских действий, осуществляемых в анализируемых проблемных ситуациях. Их содержание вынуждает клиента консалтинга отказаться от привычного способа реализации исполнительской функции. Подвижность содержательности в игро-техническом моделировании (сценариев и сюжетов) является благоприятной основой и условием интенсификации развития участников этого события через процессы самокоррекции [2, с. 74].
В игромодельном событии клиент консалтинга «.провоцируется на собственное развитие, на появление потребности в более развитом состоянии. Через уход от привычного состояния он втягивается, вовлекается, а на определенном этапе - принуждается к прохождению циклов развития, к рефлексии» [3, с. 43].
Консалтинг, таким образом, способствует росту самоопределенческих способностей и общей креативности его участников через конкретизацию в потенциале определенного типа деятельности. В процессе осуществления консалтинговых процедур создаются оптимальные условия и предпосылки к инновационно-творческой и акмеологи-ческой самореализации их участников. Подвижность требований к игровому поведению требует субъективной самоорганизации и мобилизации. Она становится предпосылкой прихода педагога к новым решениям и высшим результатам через мотивационно-самоопределенче--с ский процесс.
В процессе реализации консалтинга как формы непрерывной профессиональ-N ной подготовки педагогических кадров
непосредственно на рабочем месте, основной акцент делается на практические проблемы педагога. Данная позиция позволяет оперативно реагировать на его образовательные запросы, предлагая содержание и методы подготовки, максимально учитывающие условия работы педагога и те реальные затруднения, с которыми он сталкивается в своей профессиональной деятельности. Педагог, выступающий в позиции клиента консалтинга, имеет постоянную возможность проверить продуктивность разработанных в процессе консалтинга моделей измененной профессиональной деятельности, а также собственных компетенций по их применению через реализацию в своей практике. Консал-терам, в свою очередь, предоставляются возможности на регулярной основе вносить необходимые коррективы в формы и содержание консалтинговых процедур на основе конкретных результатов педагогической практики. При этом видимые позитивные изменения формируют у педагога дополнительную внутреннюю мотивацию к обучению и повышению своей профессиональной компетентности в непрерывном режиме.
Консалтинг, выступая средством разработки проектов инновационного изменения профессиональной деятельности педагога, которые соответствуют перспективным требованиям окружающего социума, способен стать средством поддержки его как человека в кризисных условиях. Консалтинг нами рассматривается как качественно новая, прогрессивная форма непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров, характеризующаяся высокой степенью доступности и гибкости, концентрирован-ностью на участнике.
Консалтинг обеспечивает педагогическим работникам возможности творческого самовыражения и саморазвития через обращенность участников к проблеме придания определенности в самоотношениях и самокоррекциях как условию максимально эффективной са-
моорганизации. Он способствует сплочению коллектива вуза, формированию моральных устоев и норм его сотрудников, самосовершенствованию их личности. Данная форма профессиональной подготовки педагогов обеспечивает им конкурентоспособность на рынке труда, благодаря постоянной актуализации уровня их профессиональных компетенций и компетентностей, личностному развитию.
Использование консалтинга как формы непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров на рабочем месте актуализирует необходимость исследования проблем, которые предполагают экстраполяцию данного вида консультационных услуг в образование из сферы экономики и бизнеса, где они изначально присутствовали в виде внутреннего сервиса. Библиографический список:
1. Альтшулер И.Г. О стратегии, маркетинге и консалтинге. Занимательно -для внимательных! - М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 440 с.
2. Анисимов О.С. Педагогическая деятельность: игротехническая парадигма. - М., 2009. - 485 с.
3. Анисимов О.С. Педагогическая деятельность: игротехническая парадигма. - М.: 2009. 480 с.
4. Анисимов О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология. - М., 2002. - 435 с.
5. Анисимов О.С. Схемы и язык схематических изображений. - М., 2008. -267 с.
6. Блок П. Безупречный консалтинг: пер. с англ. Л. Круглов-Морозов, Д. Раевская. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
7. Заводчиков Д.П. Теоретико-методологические предпосылки категории профессионального будущего как ресурса профессионального становления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. №3. С. 17-24.
8. Ковригина В.А., Маркова Н.И. Перспективы развития онлайн-обучения в российском образовательном про-
странстве // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. №3. С. 68-73.
9. Кругликов В.Н., Касьяник П.М. Роль активного обучения в концепции глобального инженерного образования // Научно-технические ведомости СПб-ГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015. №3 (227). С. 159-167.
10. Лукашеня З.В. Системно-синергети-ческий подход как методологическое основание реализации консалтинговой функции вуза // Педагогическое образование в России: Научное издание ФГБОУ «Уральский государственный педагогический университет». 2015. №2. С. 133-138.
11. Лукашеня З.В. Тенденции развития российского высшего образования: функциональный аспект: монография. - Барановичи: РИО БарГУ, 2014. - 403 с.
12. Пельменев В.К., Лукашеня З.В. Методика определения успешности реализации консалтинговых процедур // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11: Педагогические и психологические науки. С. 39-48.
13. Расиел И.М. Метод МсК^еу. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач / пер. с англ. С. Кривошеин. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 192 с.
14. Сосина Т.В. Дистанционный консалтинг в системе образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. №4. С. 57-61.
15. Стригуненко Ю.В. Инновации как основа оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях МВД России // Вестник МГИМО-Универ-ситета. 2013. №3. С. 177-184.
16. Чурсина А.С. Готовность к инновационной деятельности как элемент системы подготовки современных специалистов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. №4. С. 37-40.
(Л ф
-С
о
го ф
ч—■ ч— О
ГО С
о со
(Л
о
о о
ч—
о Е о
(Л
го
17. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк. Культ. Полит., 1995. -800 с.
18. Юрова И. BI TO BE. Консалтинг в зеркале российского бизнеса. - СПб.: Изд-во БХВ-Петербург, 2013. - 240 с.
Поступила 17.05.16
About the author:
Lukashenia Zoya Vladimirovna, Professor, Department of Pre-School Education and Technologies, Baranovichi state university (Belarus, Baranovichi, Voykova str., 21), Doctoral student, Baltic Federal University named after I. Kant, Member, Association of professors of Slavonic countries, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, zvluk@mail.ru
For citation: Lukashenia Z.V. Consulting as a form of continuing professional training of teachers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. Р. 100-114. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-100-114
Об авторе:
Лукашеня Зоя Владимировна, профессор кафедры дошкольного образования и технологий Учреждения образования «Барановичский государственный университет» (Республика Беларусь, г. Барановичи, ул. Войкова, д. 21), Докторант Балтийского федерального университета имени И. Канта, член Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС), кандидат педагогических наук, доцент, zvluk@mail.ru
Для цитирования: Лукашеня З.В. Консалтинг как форма непрерывной профессиональной подготовки педагогических кадров // Современная высшая школа: инновацион-
ный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 100-114. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-100-114
го
'с ф
-С
(Л
со >
N