УДК 34
Морковкина А.А.
Набережночелнинский институт Казанский федеральный университет (г. Набережные Челны, Россия)
ГАРМОНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Аннотация: в статье анализируется гармонизация корпоративного права государств-членов Евразийского Экономического Союза.
Ключевые слова: корпоративное право, унификация норм права, единое экономическое пространство, Евразийский Экономический Союз, гармонизация права.
Размещение раздела XV, в том числе норм о свободе учреждения, в части III Договора о ЕАЭС «Единое экономическое пространство» даёт основание для анализа вопросов гармонизации и унификации норм национального корпоративного права, поскольку ЕЭП характеризуется функционированием сопоставимых и однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм.
Государства-члены договорились осуществлять либерализацию учреждения путем гармонизации законодательства и организации взаимного административного сотрудничества компетентных органов. Определяя ориентиры для гармонизации законодательства в области корпоративного права, следует учитывать целый ряд факторов, включая цели интеграционного объединения, его компетенцию, инструментарий, отрасль законодательства и потребности в сближении. Не останавливаясь на всех перечисленных аспектах, отдельные из которых требуют самостоятельного исследования, уделим
внимание целям ЕАЭС, поскольку они предопределяют направления сотрудничества государств-участников и, соответственно, возможность воздействия со стороны Союза на ту или иную сферу общественных отношений, а также специфике корпоративного права как правового массива, возможную гармонизацию которого мы обсуждаем.
В соответствии со ст. 4 Договора о ЕАЭС основными целями Союза являются формирование и создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Направленность евразийской интеграции на образование «межгосударственного, экономически единого, целостного (integro) пространства, зиждущегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы» предполагает воздействие, в первую очередь, на публично-правовое, а не частноправовое регулирование, что предопределяет ограниченные возможности влияния интеграционного права на национальное корпоративное право как право частное.
Вместе с тем не стоит отрицать, что конструкция юридического лица представляет своего рода «опасность» для участников гражданского оборота, которая усиливается в трансграничном обороте, где приходится сталкиваться с правовой системой иностранного государства. Учитывая то обстоятельство, что региональная интеграция в рамках ЕАЭС нацелена на создание общего (единого) рынка, предполагает активизацию трансграничного оборота внутри Союза, перед государствами-членами ЕАЭС стоит задача минимизировать эту опасность. Гармонизированное национальное корпоративное право государств-членов будет способствовать достижению целей Союза постольку, поскольку устранит информационную неопределенность в отношении правового регулирования в другом государстве.
Вместе с тем само по себе установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования корпоративных отношений в государствах- членах не только не в силах решить поставленные перед интеграционным объединением задачи, но и, более того, не является обязательным условием успешной экономической интеграции. Единообразие национальных правопорядков ЕАЭС в части определения закона юридического лица на основании критерия инкорпорации обеспечивает признание правосубъектности иностранной компании на территории всех стран ЕАЭС и не требует усилий со стороны Союза по устранению каких-либо препятствий в данном вопросе.
При таких условиях основным направлением обеспечения правовой безопасности участников трансграничного оборота в настоящее время видится обеспечение максимальной транспарентности, поскольку она позволяет пресекать злоупотребления, связанные с особенностями национального законодательства того или иного государства. Договора о ЕАЭС «Транспарентность» предусматривает обязательства государств-членов обеспечить открытость и доступность своего законодательства. На данном этапе интеграции целесообразна публично-правовая гармонизация системы учета информации о юридических лицах государств-членов ЕАЭС.
Первым шагом на этом пути должно быть обеспечение открытого доступа не только к национальным правовым актам государств-членов, касающимся юридических лиц, но и к основной информации о конкретных субъектах трансграничного оборота, содержащейся в национальных реестрах. Это позволит оценить их реальный правовой статус. Все государства-члены ЕАЭС имеют реестры (регистры) компаний, которые выполняют информационные и защитные функции для гражданского оборота. Однако у них разные наименования, ведение происходит на разных уровнях и инстанциях, а также имеется различная структура и язык.
В условиях цифровой трансформации и развития технологий имеет смысл разработать ресурс, обеспечивающий доступ к основной информации
национальных реестров юридических лиц. Понятно, что углубление интеграционных процессов в ЕАЭС потребует гармонизации национального корпоративного права государств-членов и возникновения дополнительных регулирующих вопросов, подпадающих под юрисдикцию интеграционного правопорядка. Для достижения наилучшего результата необходимы упорядоченные меры на уровне Союза и государств-членов, а не фрагментарный подход, учитывающие друг друга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М., 2003.;
2. Бахрин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М.: Книжный мир, 2010.;
3. Глотов С.А. Политика Евразийского экономического союза в области интеграции и международной торговли // Безопасность бизнеса. 2017. N 1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, в ред. с изм. от 11.04.2017) // СПС «Консультант Плюс».;
4. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс».;
5. Мальгинов Е.А. Тенденции развития правового регулирования корпоративных правоотношений в государствах - членах ЕАЭС // Юридический мир. 2015. N 10.
Morkovkina A.A.
Kazan Federal University (Naberezhnye Chelny, Russia)
HARMONIZATION OF CORPORATE LAW
OF MEMBER STATES OF EURASIAN ECONOMIC UNION
Abstract: the article analyzes the harmonization of corporate law of the member states of the Eurasian Economic Union.
Keywords: corporate law, unification of legal norms, common economic space, Eurasian Economic Union, harmonization of law.