Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ГАРМОНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
корпоративное право / унификация норм права / единое экономическое пространство / Евразийский Экономический Союз / гармонизация права / corporate law / unification of legal norms / common economic space / Eurasian Economic Union / harmonization of law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морковкина А.А.

В статье анализируется гармонизация корпоративного права государств-членов Евразийского Экономического Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морковкина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF CORPORATE LAW OF MEMBER STATES OF EURASIAN ECONOMIC UNION

The article analyzes the harmonization of corporate law of the member states of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 34

Морковкина А.А.

Набережночелнинский институт Казанский федеральный университет (г. Набережные Челны, Россия)

ГАРМОНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Аннотация: в статье анализируется гармонизация корпоративного права государств-членов Евразийского Экономического Союза.

Ключевые слова: корпоративное право, унификация норм права, единое экономическое пространство, Евразийский Экономический Союз, гармонизация права.

Размещение раздела XV, в том числе норм о свободе учреждения, в части III Договора о ЕАЭС «Единое экономическое пространство» даёт основание для анализа вопросов гармонизации и унификации норм национального корпоративного права, поскольку ЕЭП характеризуется функционированием сопоставимых и однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм.

Государства-члены договорились осуществлять либерализацию учреждения путем гармонизации законодательства и организации взаимного административного сотрудничества компетентных органов. Определяя ориентиры для гармонизации законодательства в области корпоративного права, следует учитывать целый ряд факторов, включая цели интеграционного объединения, его компетенцию, инструментарий, отрасль законодательства и потребности в сближении. Не останавливаясь на всех перечисленных аспектах, отдельные из которых требуют самостоятельного исследования, уделим

внимание целям ЕАЭС, поскольку они предопределяют направления сотрудничества государств-участников и, соответственно, возможность воздействия со стороны Союза на ту или иную сферу общественных отношений, а также специфике корпоративного права как правового массива, возможную гармонизацию которого мы обсуждаем.

В соответствии со ст. 4 Договора о ЕАЭС основными целями Союза являются формирование и создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Направленность евразийской интеграции на образование «межгосударственного, экономически единого, целостного (integro) пространства, зиждущегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы» предполагает воздействие, в первую очередь, на публично-правовое, а не частноправовое регулирование, что предопределяет ограниченные возможности влияния интеграционного права на национальное корпоративное право как право частное.

Вместе с тем не стоит отрицать, что конструкция юридического лица представляет своего рода «опасность» для участников гражданского оборота, которая усиливается в трансграничном обороте, где приходится сталкиваться с правовой системой иностранного государства. Учитывая то обстоятельство, что региональная интеграция в рамках ЕАЭС нацелена на создание общего (единого) рынка, предполагает активизацию трансграничного оборота внутри Союза, перед государствами-членами ЕАЭС стоит задача минимизировать эту опасность. Гармонизированное национальное корпоративное право государств-членов будет способствовать достижению целей Союза постольку, поскольку устранит информационную неопределенность в отношении правового регулирования в другом государстве.

Вместе с тем само по себе установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования корпоративных отношений в государствах- членах не только не в силах решить поставленные перед интеграционным объединением задачи, но и, более того, не является обязательным условием успешной экономической интеграции. Единообразие национальных правопорядков ЕАЭС в части определения закона юридического лица на основании критерия инкорпорации обеспечивает признание правосубъектности иностранной компании на территории всех стран ЕАЭС и не требует усилий со стороны Союза по устранению каких-либо препятствий в данном вопросе.

При таких условиях основным направлением обеспечения правовой безопасности участников трансграничного оборота в настоящее время видится обеспечение максимальной транспарентности, поскольку она позволяет пресекать злоупотребления, связанные с особенностями национального законодательства того или иного государства. Договора о ЕАЭС «Транспарентность» предусматривает обязательства государств-членов обеспечить открытость и доступность своего законодательства. На данном этапе интеграции целесообразна публично-правовая гармонизация системы учета информации о юридических лицах государств-членов ЕАЭС.

Первым шагом на этом пути должно быть обеспечение открытого доступа не только к национальным правовым актам государств-членов, касающимся юридических лиц, но и к основной информации о конкретных субъектах трансграничного оборота, содержащейся в национальных реестрах. Это позволит оценить их реальный правовой статус. Все государства-члены ЕАЭС имеют реестры (регистры) компаний, которые выполняют информационные и защитные функции для гражданского оборота. Однако у них разные наименования, ведение происходит на разных уровнях и инстанциях, а также имеется различная структура и язык.

В условиях цифровой трансформации и развития технологий имеет смысл разработать ресурс, обеспечивающий доступ к основной информации

национальных реестров юридических лиц. Понятно, что углубление интеграционных процессов в ЕАЭС потребует гармонизации национального корпоративного права государств-членов и возникновения дополнительных регулирующих вопросов, подпадающих под юрисдикцию интеграционного правопорядка. Для достижения наилучшего результата необходимы упорядоченные меры на уровне Союза и государств-членов, а не фрагментарный подход, учитывающие друг друга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М., 2003.;

2. Бахрин А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М.: Книжный мир, 2010.;

3. Глотов С.А. Политика Евразийского экономического союза в области интеграции и международной торговли // Безопасность бизнеса. 2017. N 1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, в ред. с изм. от 11.04.2017) // СПС «Консультант Плюс».;

4. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (подписан в г. Москве 11.04.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс».;

5. Мальгинов Е.А. Тенденции развития правового регулирования корпоративных правоотношений в государствах - членах ЕАЭС // Юридический мир. 2015. N 10.

Morkovkina A.A.

Kazan Federal University (Naberezhnye Chelny, Russia)

HARMONIZATION OF CORPORATE LAW

OF MEMBER STATES OF EURASIAN ECONOMIC UNION

Abstract: the article analyzes the harmonization of corporate law of the member states of the Eurasian Economic Union.

Keywords: corporate law, unification of legal norms, common economic space, Eurasian Economic Union, harmonization of law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.