А. М. Туфетулов
ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: отраслевая реструктуризация, наукоемкие отрасли, оценка наукоемко-сти производства, меры по содействию отраслевой реструктуризации, поддержка российского экспорта. branch re-structuring, the high technology branches, an estimation high technology manufactures, measures on assistance of branch re-structuring, support of the russian
export.
Рассматриваются вопросы актуальности проведения реструктуризации региональной экономики. Перечислены правовые и экономические меры, а также меры государственной поддержки экспорта наукоемкой продукции. Исследованы показатели наукоемкой продукции и критерии отнесения отрасли к наукоемкой.
Garmonisation of elements branches of restructurisation. Questions of actual restructuretion of region economic are observed in this article. There gonre rule and measures of support state full of scinse production.
Проведение в Российской Федерации экономических реформ, основанных на рыночных отношениях, потребовало выработки новой налоговой и таможенной политики, являющейся одним из инструментов государственного воздействия на экономические процессы. Осуществление программы направлено, в том числе и на децентрализацию решений по социально-экономическим вопросам, посредством разработки и реализации принципиально новой государственной региональной политики, ядром которой на наш взгляд должна стать реструктуризация, понимаемая нами как структурная перестройка региональной экономики. Мировой опыт свидетельствует, что функционирование и развитие региональных экономических систем не может осуществляться только на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводит к некоторым противоречиям, способным разрушить целостность национальной экономики и общества. Поэтому активная региональная государственная политика, направленная на реструктуризацию путем регулирование территориальных воспроизводственных процессов, является непременной задачей любого государства. В рамках реструткризации ключевое место принадлежит региональной налоговой и таможенной политике, проводимой как федеральными, так и территориальными органами власти и управления. Особенности Российской Федерации (масштабы, региональное многообразие, состояние экономики и финансов и др.) требуют более активной, по сравнению с типичной мировой практикой, деятельности государства по устранению диспропорций в социально-экономическом развитии территории, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов страны. Рассмотрим наиболее действительные инструменты государственного регулирования отраслевой реструктуризации выделим два основных направления: правовое - налоговое стимулирование, второе направление - таможенная экспортно-импортная поддержка.
Общемировой тенденцией экономического развития является возрастания роли наукоемких, конкурентоспособных на мировом рынке производств и их опережающий
рост в структуре обрабатывающей промышленности, что проявляется в развитии экономики ведущих зарубежных стран. Степень технологической зрелости любого государства характеризуется прежде всего долей поставок на мировой рынок наукоемкой продукции. Только через экспорт произведенной в стране высокотехнологичной продукции можно оценить степень «прорыва» к мировому уровню качества и конкурентоспособности. Сложившаяся же сегодня экономическая ситуация в Российской Федерации отражает формирующуюся экономику ресурсно-сырьевой ориентации. Приоритетное развитие отечественных сырьевых отраслей, ставших базовыми в настоящее время для российской экономики, не способно кардинально улучшить положение страны на мировых рынках из-за высокой конкуренции и насыщенности этих рынков, а также в связи с высокой капиталоемкостью этих отраслей.
К наукоемкой продукции можно отнести новую сложную техническую (технологическую) продукцию, производимую подготовленной для этого отраслью, требующую предварительных научных исследований, разработок и высококвалифицированного персонала. Такие отрасли в республике Татарстан представлены: нефтепереработкой и нефтехимией с одной стороны, а с другой отраслями машиностроений (вертолетное, авиа, авто и моторостроением и др.) реструктуризация которых тесно связана с государственной поддержкой как федеральной, так и региональной.
Так, используя данным представленные на сайте Федеральной таможенной службы РФ, мы изучили динамику объемов товаров, которую по нашему мнению можно отнести к наукоемкой продукции. Показатели экспорта-импорта такой продукции (табл. 1) свидетельствует, что, начиная с 2005 г. ускоренными темпами уменьшается общий объем экспорта наукоемкой продукции. Принимая во внимание, что в целом доля экспорта в ВВП России увеличивалась, это означает еще больший темп снижения наукоемкости российского экспорта. Также это означает потерю международных рынков сбыта такого рода товаров. Начиная с 2005 г. по 2008 г. постоянно возрастали общие объемы импорта наукоем-кости продукции. Коэффициент покрытия импорта экспортом по отношению наукоемкой продукции имеет тенденцию ежегодного уменьшения. Абсолютные показатели экспорта и
Таблица 1 - Динамика объемов экспорта-импорта наукоемкой продукции России за 2005-2008* г.г. (товары по товарным группам 84-90 по кодам ТН ВЭД)
Годы Объем экспорта, тыс. долл. США Удельный вес группы товаров в общем объеме экспорта, % Объем импорта, тыс. долл. США Удельный вес группы товаров в общем объеме импорта, %
2005 7600239 3,64 38376313,4 4,8
2006 10061793,9 3,87 51102972,5 5,07
2007 10113647,4 3,37 92283482,3 5,4
2008 7966542,2 2,52 9733838,6 5,6
* Данные представлены на период с января по сентябрь соответствующего года.
импорта наукоемкой продукции ухудшились. Тенденции уменьшения объемов экспорта при одновременном увеличении объемов импорта и уменьшении коэффициентов покрытия импорта экспортом означают значительное повышение импортозависимости страны по наукоемким товарам. Таким образом, в настоящее время удельный вес наукоемкой продукции в общем объеме экспорта составляет всего 2,52%, а по импорту - 5,6%, и подходит постоянное его сокращение. По нашему мнению такое падение объемов экспорта наукоемкой продукции вызвано, прежде всего, причинами экономического характера сокращением производственных мощностей, кризисом неплатежей предприятий машиностроительного комплекса, ухудшением финансового состояния производителей готовой продукции.
В частности, если рассматривать боле ранний период, например, с 1995 по 1998 гг., более 2/3 всего объема экспорта наукоемкой продукции приходилось на товары авиакосмической, ядерной и оборонной промышленности (с 42,9%, 32,7% и 17,3% в 1995 году и 32,8%, 35,0% и 23% в 1996 году соответственно), что свидетельствует и о явной милитаризации российского экспорта. Это объясняется, прежде всего, тем, что продукция оборонного комплекса на сегодняшний день является единственно конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции.
Прямо противоположная ситуация сложилась в структуре импорта в Россию наукоемкой продукции. Доля такой продукции продолжает расти. Значительная часть импорта составляет продукция телекоммуникационной промышленности, вычислительная техника, научная, медицинская и оптическая аппаратура, то именно те отрасли российской экономики, которые наиболее нуждаются в государственной поддержке особенно в части стимулирования экспорта наукоемкой продукции.
Этим производствам и отраслям необходимо в первую очередь применение различных инструментов реструктуризации, которые прямо или косвенно связаны с государственным налоговым и таможенно-тарифным регулированием.
Весомым инструментом достижения успеха в этом деле является также эффективность льготного налогообложения тех производств, которые осваивают наукоемкую продукцию. При этом используются разные варианты дифференцированного похода к решению проблемы как по срокам, так и размерам льготных условий. Экономической теории известны распределения затрат по жизненному циклу продукции. Именно на стадии освоения и начала производства они наибольшие, так как связаны с технологической подготовкой производства по всем факторам влияния. Поэтому целесообразно оказывать именно на этой стадии налоговое стимулирование. Этой мерой успешно пользуются американские фирмы даже на стадии научных исследований (НИОКР) и испытаний.
Налоговые стимулирование может быть представлено в виде налоговой льготы с прибыли предприятия, льгот по возмещение НДС при запусках сырья для производства экспортоориентированной наукоемкой продукции, использование налогового кредита, снижение ставки налога на имущество (на землю), освобождение от уплаты косвенных налогов, а также налога на рекламу экспортной наукоемкой продукции.
Наиболее эффективно использование перечисленных инструментов государственного регулирования с учетом особенностей продукции спроса и предложения и финансового состояния производителя конкретной продукции.
Важной особенностью наукоемкой продукции является, как правило, инновационные сопровождения. Технологические инновации связаны с освоением промышленного выпуска наукоемкой продукции.
Анализ мировых тенденций показывает, что для отечественного наукоемкого производства проблемы конкурентоспособности являются первоочередными и начинаются с
создания конкурентоспособных мощностей и управления изменениями всех факторов производства. Поэтому дифференцированный подход к цене наукоемкой продукции непосредственно связано со сроком окупаемости затрат, реинвестированием и развитием отрасли. Налоговые льготы наукоемкой отрасли и должны измеряться этими сроками в три-пять лет.
Вопрос заключается в том, как измерить и определить наукоемкую продукцию и отрасль. Здесь существуют разные подходы. Первый - радикальный - наукоемкой можно назвать только ту отрасль, в которой выпускается только наукоемкая продукция. Второй -только ту отрасль, где наукоемкая продукция составляет более половины, а может быть более трети с дифференциацией налогообложения. Этот второй более реальный для отечественной промышленности. Первый как бы он не был привлекательным и связывался в частности со строительством новых заводов по производству наукоемкой продукции все равно не может подпадать по определение полностью наукоемкой продукции.
Наукоемкие отрасли должны обладать передовыми в научно-технологическом отношении производственным аппаратом и кадровым потенциалом, значительными финансовыми затратами на научные исследования и опытно- конструкторские разработки (НИОКР). Именно под эти цели необходимы налоговые льготы, связанные с реинвестированием в развитие отрасли. Наукоемкость отрасли,на наш взгляд, измеряется наукоемкостью производства, которое может быть классифицировано группировкой показателей по четырем направлениям: научно-технические, экономические, социальные и экологические.
К научно-техническим показателям мы относим такие показатели как- темпы роста фондовооруженности и производительности труда, показатели обновления оборудования, количество внедренных прогрессивных технологий, показатели качества продукции, доля прогрессивных материалов и видов энергии, использованных в производстве, доля выбытия и обновления основных производственных фондов, возрастная функция основных фондов, число патентов, лицензий, обновление номенклатурных позиций выпускаемой продукции, количество выполненных научно-исследовательских работ. Экономические показатели это - произведенный объем продукции, показатели, характеризующие затраты на НИОКР на единицу выпускаемой продукции, капитальные вложения, объем инвестиций.
Социальные показатели - численность научных работников, количество научных организаций, профессионально-квалификационный состав промышленно-
производственного персонала, условия труда.
Экологические показатели - экологичность технологии, состав и характер воздействия на природную среду.
В результате анализа этих показателей выделены нами следующие методы оценки наукоемкости производства - по финансовой составляющей научно-технического потенциала, как отношение затрат на НИОКР к стоимости конкретного изделия (либо объему его продаж) на различных организационных уровнях: микро-, мезо- и макроуровнях, и по кадровой составляющей, как отношение численности занятых в сфере НИОКР инженеров и научных работников к общему числу занятых в этой отрасли, что получило название «наукоемкость труда».
Считаем, что в конечном итоге в качестве основных критериев отнесения отрасли к наукоемкой могут быть:
- уровень расходов на НИОКР,
- использование патентов при создании продукции,
- высокотехнологичность процесса производства,
- процентное соотношение наукоемкой продукции в общем объеме внешней торговли,
- высокий удельный вес научных работников,
- наличие больших капиталовложений.
Чтобы не один из показателей реструктуризации не носил спекулятивного характера инструментарий налогообложения, налоговых льгот и таможенных должен стимулировать прирост капитала, регионального (федерального) продукта и добавленной стоимости, в том числе и возможное использование вышеперечисленных критериев.
Основные методологические подходы такой оценки включают в себя метод сопоставления затрат на мероприятия по стимулированию производства и экспорта высокотехнологичной продукции и полученного результата на макро-, мезо-, и микроуровнях. При этом на микроуровне оценивается изменение показателей экономической деятельности применительно к отдельному предприятию после применения мер экономической политики. К таким показателям можно отнести:
- увеличение объемов экспорта наукоемкой продукции;
- показатели внедрения новой, модифицированной и модернизированной продукции;
- повышение производительности труда при пользовании наукоемкой продукции.
При рассмотрении макро- и мезоуровня принимаются во внимание макроэкономические показатели развития отрасли или хозяйства в целом:
- прирост экспорта наукоемкой продукции;
- увеличение экспортной рентабельности;
- увеличение числа занятых в секторе производства наукоемкой продукции;
- увеличение доли экспорта наукоемкой продукции в общем экспорте страны.
И наиболее общие конечные показатели при проведении любой политики стимулирования производства или экспорта: увеличение налоговых отчислений в бюджет и доходов на душу населения.
Таким образом, под гармонизацией налоговой и таможенной политики понимается целенаправленное использование всего инструментария согласованного по льготам, размерам, срокам на микроуровне, макро- и мезоуровне для стимулирования развития наукоемких производств и отраслей.
Актуальным вопросом является и финансирование - одна из мер отраслевой реструктуризации. Финансовое стимулирование производства связано с прямым и косвенным содействием государства. К таким мерам можно отнести:
1. Прямое льготное кратко- и среднесрочное кредитование за счет средств федерального бюджета.
2. Кредитование государством НИОКР для предприятий - производителей и экспортеров наукоемкой продукции.
3. Предоставление экспортных субсидий.
4. Кредитование импорта оборудования, необходимого для производства наукоемкой продукции.
5. Страхование экспортных кредитов.
6. Предоставление Правительством гарантийных обязательств под кредиты, предоставляемые уполномоченными банками предприятиям - производителям и предприятиям -экспортерам наукоемкой продукции.
Как видно из предлагаемых мер финансового стимулирования производства и экспорта наукоемкой продукции в основном они связаны с внешнеэкономической деятельно-
стью и таможенным регулированием. Поэтом в системе стимулирования производства и экспорта наукоемкой продукции еще большое значение приобретает проводимая государством таможенно-тарифная политика. В настоящее время задача заключается в разработке такого механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, который бы обеспечил надежную защиту интересов национальных производителей и экспортеров товаров высокой степени обработки. И, самое главное, содействовал бы структурной перестройке отечественного производства и внешней торговли. Экономическая стратегия должна быть направлена на поддержку научной составляющей экономики и базироваться на эффективной инновационной политике, которая позволит решить экономические и социальные проблемы за счет создания новых рабочих мест, реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, реструктуризации предприятий на основе использования научно-технических достижений, обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Например, результаты исследования трансферта технологий в Россию на основе лицензионных соглашений показывает, что почти все лицензионные технологии не относились к последним достижениям в научнотехнологической сфере и поступали страну не менее чем с 10-летним опозданием. Таким образом, в течение продолжительного времени закреплялась технологическая отсталость национальных отраслей и отечественных производств.
Таким образом, особую актуальность в решение этой проблемы приобретает для отечественной экономики стратегия нацеленная догнать - устранить резкое отставание в развитии высоких технологий и для достижения этих необходимы и таможенно-тарифные инструменты отраслевой реструктуризация экономики.
Здесь, на наш взгляд, должны внедряться не разрозненные меры, а гармонично согласованные. Ибо поддержка и льготы должны быть векторно сконцентрированы и адресно направлены.
К вопросу введения и изменения размеров ставок таможенных пошлин необходим дифференцированный подход, так как рынок наукоемкой продукции развивается очень динамично и гибко отзывается на возможное «вмешательство» со стороны государства.
С помощью ввозных и вывозных таможенных пошлин государство может осуществлять контроль и в случае необходимости ограничивать или стимулировать ввоз определенных категорий товаров. Оптимальные ставки тарифов должны быть различными для разных видов продукции, т. е. необходимо разграничения номенклатуры ввозимых товаров, используемых при производстве экспортоориентирований машинотехники и наукоемкой продукции.
Льготный упрощенный порядок декларирования и контроля, освобождения от таможенных платежей и возможность выпуска готовой продукции в свободное обращение без уплаты таможенных платежей может применяться при ввозе оборудования, сырья, комплектующих не имеющих аналогов в России для производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Для этого необходимы новые специальные технологии таможенного декларирования и контроля товаров, помещаемых под льготные таможенные режимы переработки. Эти таможенные режимы в частности «переработка на таможенной территории» и «переработка для внутреннего потребления» на наш взгляд нуждаются в серьезном реформировании. Это касается условий помещения товаров под эти таможенные режимы, сроков, требований таможенных и налоговых органов по осуществлению административных процедур. В настоящее время приходится констатировать, что данные таможенные режимы можно смело отнести к числу именно административных, даже «административно-
бюрократических» таможенных режимов, чем в группу так называемых «экономических, в которую они включены в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ. Эти недостатки в механизме действия этих таможенных режимов не позволяют например их использовать при реализации проектов «промышленной сборки», в автомобильной отрасли России. Правительством России были специально подготовлены и реализовываются в настоящее время нормативно-правовые акты предусматривающие иные инструменты регулирования. Хотя имеющиеся способы вполне позволяли это сделать и рамках действующего Таможенного кодекса.
Далее мы полагаем, что требуют серьезного пересмотра система управления таможенными рисками применяемая в настоящее время таможенными органами в целях налогообложения. К сожалению, она нацелена исключительно для решения оперативных задач по собиранию доходов федерального бюджета, при этом совершенно не учитывает например таких вопросов как поддержка наукоемкого российского экспорта. Уверены, что принимаемые государственные меры по отраслевой реструктуризации могли бы могли бы положительно повлиять на решение и этих вопросов.
Литература
1. Зуева, Е.Г. Альтернативный подход к реструктуризации российской промышленности / Е.Г. Зуева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - № 22. - С. 32-36.
2. Кожанков, А.Ю. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур / А.Ю. Кожанков // Закон. - 2008. - № 8. - С. 250-256.
3. Нифаева, О. Концепция реструктуризации предприятия / О. Нифаева // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 9. - С. 99-105.
4. Разумов, И.В. Реструктуризация деятельности как фактор повышения инвестиционной привлекательности промышленности предприятий / И.В. Разумов // Дайджест-Финансы. - 2007. - № 10.
- С. 2-7.
5. Сайт федеральной таможенной службы: http://www.customs.ru/ru/
© А. М. Туфетулов - канд. экон. наук, доцент, зав. каф. права КГФЭИ, e-mail: [email protected] , [email protected].