4. Задать образец, идеальное действие «от первого лица». Причем это идеальное должно быть представлено в генезисе -как движение «от неумения к умению» или как движение «от незнания к знанию». Необходимо при этом обращать внимание на «чудесности», «легкости» нахождения решения в «акте озарения» - решение приходит как бы само собой.
5. Объявить нормой для всех участников процесса следующую закономерность: «Многие могут делать нечто правильно только потому, что они думают, что могут сделать это нечто».
Выше были изложены обобщенные представления о посредничестве, как поиске способа инициации поиска учеником способа преобразования реального в направлении идеального (совершенного), и о субъектности, как порождении человеком форм своего поведения. Необходимость обращения к данным представлениям обусловлена возможностью описания компетентности как личностного качества в категориях онтологии развития. По нашему предположению описание именно в этих категориях будет отражать сущность этого феномена. Это, в свою очередь, является основанием сущностной характеристики компетентного специалиста в том плане, что он может генерировать продуктивные идеи. И в этом отношении, компетентный специалист это тот, кто конструктивен по отношению к ситуации, заданной наличными
Библиографический список
обстоятельствами. Суть становления компетентности как личностного качества - «выращивание» индивидом самого себя как автора своей профессиональной индивидуальности, своего профессионального мастерства (профессиональной субъектности). Это «выращивание» происходит на основе апробации идеальных представлений индивида о профессиональном совершенстве. В становлении своей субъектности индивид преобразует объективные знания в субъективные нормы, регулятивы профессиональной деятельности - идеальные модели. Эти идеальные модели вновь становятся ориентирами профессиональной деятельности. Происходит их апробация, и процесс повторяется...
Одним из действенных средств становления ученика субъектом своей индивидуальности является педагог, придающий себе и выполняющий функцию педагогического средства. Это «средство» включено в субъективную реальность ученика в форме посредничества. Причем, и это важно, педагог не только и не столько посредник между содержанием осваиваемой компетенции и учеником - он включен в способ становления субъектности ученика в качестве организующего начала в его действиях как носитель идеальной формы и «инициатор» действия ученика по поиску им способа овладения идеальной формой, и, соответственно, становления его субъектности.
1. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001.
2. Сериков, В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. - 2005. - № 10.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1982 - 1984.
Bibliography
1. Elkonin, B.D. Psychology of development: Text book. - М.: "Academy", 2001.
2. Serikov, V.V. Subjective a reality the teacher // Pedagogics. - 2005. - № 10.
3. Vygotsky, L.S. The Complete edition: in 6 т.. - М.: Pedagogics, 1982 - 1984.
Article Submitted 10.02.11
УДК 159.22
Е.В. Маликова, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ
В статье представлены результаты экспериментальной работы, направленной на изучение особенностей эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы и их гармонизацию посредством групподинамических упражнений.
Ключевые слова: эмоциональные состояния, гармонизация, групподинамические упражнения.
Эмоции, являясь особой формой психического отражения, играют немаловажную роль во всех проявлениях человеческой деятельности, оказывают влияние на различные аспекты функционирования человека [1], в тоже время их проявление зависит от ряда объективных и субъективных причин, среди которых особо следует выделить особенности выполняемой человеком деятельности, в том числе и деятельность военнослужащих.
Служба в армии неизбежно детерминирует создание новой картины мира в сознании солдат. Быстрая смена реалий создаёт поистине экстремальные условия для военнослужащих, а освоение новых условий жизни (строгий уставной распорядок дня и воинская дисциплина) сопряжено со значительными затратами нервной энергии, повышенной возбудимостью, напряженностью, нервозностью, переживанием отрицательных эмоций, конфликтностью во взаимоотношениях [2]. В процессе адаптации у молодого солдата возникает противоречие между сложившимися ранее установками и необходимостью изменения их в связи с новыми требованиями, которые предъявляются к личности молодого солдата с учётом новой воинской деятельности.
Однако, успешная адаптация присуща далеко не всем. Личности, неспособной адаптироваться к новым условиям,
свойственен один из двух основных типов поведения. Первый тип - агрессивный, в простейшей форме его можно представить как атаку на препятствие или барьер (в этом случае можно говорить об адаптивной его функции). Однако в условиях военной службы существуют жесткие нормативные требования и правовые нормы, атака на которые никоим образом не обеспечивает устойчивой адаптации к ним и, мало того, может серьезным образом усугубить положение военнослужащего. При осознании опасности подобных действий агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, сослуживцев, непричастных к самой причине агрессии.
Второй тип поведения - так называемое бегство от ситуации. Этот тип характеризуется уходом человека в свои переживания, обращение всей психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопанием, самообвинением. При этом развиваются тревожнодепрессивные симптомы: человек начинает считать самого себя источником всех бед, а отсюда - чувство полной безысходности, так как влиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Этот тип дезадаптивного поведения военнослужащих характеризуется замкнутостью,
отрешенностью, погруженностью в мир своих тягостных раздумий. Так или иначе, возникает проблема с психическим
здоровьем военнослужащего, появляются серьезные нервнопсихические расстройства и психические заболевания, иногда необратимого характера [2].
Дезадаптивное состояние, при дальнейшем нарастании психотравмирующего воздействия среды и отсутствии мер профилактики, может привести к серьезным последствиям в плане нервно-психических расстройств и психических заболеваний.
Поэтому сегодня психологами актуально поднимаются вопросы изучения проблемы эмоциональных состояний и их гармонизации у военнослужащих срочной службы.
На базе воинской части №3484 г. Бийска было проведено исследование эмоционального состояния военнослужащих срочной службы.
Первоначально нами были изучены особенности
эмоциональных состояний военнослужащих нового пополнения (в начале службы) и на период дембелизации (через один год) с помощью Гиссенского опросника и методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (пилотажный этап исследования).
Результаты исследования показали, что эмоциональные состояния военнослужащих имеют свои специфические особенности и зависят от срока службы (в начале службы увеличивается количество психосоматических заболеваний и появляется тенденция их снижения и улучшения самочувствия к концу службы).
На следующем (контрольном) этапе было проведено повторное исследование эмоционального состояния военнослужащих срочной службы, прибывших в учебную роту, результаты которого указали на низкие показатели самочувствия, активности и настроения.
Одной из причин сниженного настроения является «неожиданный» факт - призыв на воинскую службу, другой -состояние неопределенности - «ты уже не дома, но ещё не в армии». При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность (в том числе и эмоциональную), регулирующую поведение человека в привычных условиях. Человеку необходимы новые реакции на новые раздражители, предъявленные изменившимися условиями.
Снижение самочувствия связано с проблемой освоения новых условий, увеличением физических нагрузок, что ведет к ощущению дискомфорта в различных частях тела. Отсутствие возможности вести себя как хочется и говорить тогда, когда хочется (что исключено уставом воинской службы), приводит к снижению активности. Относительная дезорганизация функций в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня эмоциональной деятельности в соответствии с требованиями изменившихся условий существования личности. Иначе говоря, включается механизм психической реадаптации, который направлен на достижение состояния устойчивой психической адаптации личности в экстремальных условиях [3, 4]. При этом под экстремальностью в данном случае понимаются не отдельные эпизоды в деятельности войск, связанные с риском для жизни или здоровья солдат срочной службы (боевые действия, ликвидация последствий стихийных бедствий и др.), а измененные, непривычные условия существования.
У военнослужащих, в связи с периодом адаптации, появляются жалобы на здоровье - боли в желудке и дискомфорт, обострение психосоматических заболеваний, «ревматический фактор», появляющиеся, как правило, не только вследствие психологической перестройки организма, но и в связи с возросшей физической нагрузкой. Истощение проявляется как следствие увеличения числа сенсорных раздражителей, а также с нарушением сна и бодрствования.
Менее активные, физически слабые военнослужащие страдают нервно-психической неустойчивостью,
характеризуются безразличным отношением к службе, видят главную цель в уходе от трудностей путём симуляции
различных болезней. Военнослужащие, не подготовленные к преодолению трудностей боевой обстановки, воздействию огромных психогенных раздражителей на продолжительное время оказываются во власти отрицательных психических состояний.
Данный факт стал ориентиром для создания условий, повышающих эмоциональное состояние военнослужащих в начале срока службы. С этой целью нами составлена и реализована программа гармонизации эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы (формирующий этап). Для оптимизации эмоционального состояния мы использовали групподинамические упражнения, включающие в себя элементы арттерапии, медитации, ролевых игр.
Групподинамические упражнения призваны формировать и совершенствовать социальную компетентность клиентов: культуру делового общения, слаженность действия в команде, умение предотвращать или конструктивно разрешать конфликты и т.п. Основная целевая направленность данного вида упражнений - приобретение, как отдельным участником, так и группой в целом соответствующего опыта решения задач и коллективного взаимодействия. Разнообразие и специфика групподинамических упражнений дают основание рассматривать их как метод оценки и обучения, или как тренинговую технику. Они построены на свободной импровизации участников тренинга, их спонтанных действиях, которые могут менять ситуацию. Групподинамические упражнения строятся по принципу «здесь и теперь», т.е. игроки вживаются в ситуацию и действуют исходя из неё.
Основные принципы, на которые мы опирались при составлении программы: системность; учёт индивидуальных особенностей служащих; комплексность (совместные усилия психолога, военнослужащих, командиров). Занятия проводились в групповой форме в комнате психоэмоциональной разгрузки и психологического консультирования по 40-90 минут два раза в неделю.
После реализации программы по гармонизации эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы было проведено повторное тестирование (контрольный этап), основная цель которого состояла в сравнении уровня эмоционального состояния военнослужащих до и после реализации программы.
Из рисунка 1 видно, что после реализации программы с элементами групподинамических упражнений значительно улучшилось самочувствие, вследствие чего снизились жалобы на здоровье.
Время, проведённое на занятиях, позволило военнослужащим на некоторое время сменить обстановку и вид деятельности, отдохнуть от физических нагрузок и психоэмоциональных перегрузок. Значительно улучшились показатели настроения, поскольку были созданы благоприятные условия, в которых военнослужащие могли свободно взаимодействовать друг с другом, не боясь получить взыскания и порицания со стороны.
6 -|-----------------------------------------------------
5----------------------------------------------- ---
4----------------------------------------------- ---
3---- ------—= ------ ---
2---- ------------------ ----------------- --------------
1---- ------------------ ----------------- --------------
0 -|-----------------,-----------------,-----------------
Самочувствие Активность Настроение
□ до занятия □ после занятия
Рисунок 1. Графическое изображение выраженности показателей самочувствия, активности и настроения военнослужащих
Иначе говоря, в некоторой степени была удовлетворена потребность в свободном и непринужденном общении служащих друг с другом, нехватка которого остро ощущается в повседневном, регламентированном правилами службы, ритме жизни солдат. Военнослужащие примерились с мыслью об армии, научились слаженно работать в команде, доверять и принимать помощь друг друга. Переоценка ситуации позволила по-новому увидеть элементы окружающей среды, ранее казавшиеся противоречивыми и дискомфортными. Так, например, потребность военнослужащего к самоутверждению и вместе с тем, к сохранению уважения со стороны сослуживцев, что считалось несовместимым и прямо противоположным в условиях службы, оказывается, легко удовлетворяется через проявление лидерских качеств.
Военнослужащие справились с напряжённостью, научились более открыто и свободно выражать свои чувства, о чем свидетельствует повышение показателя активности. Группа, в которой были проведены занятия, значительно выделялась на фоне всей учебной роты - ее участники свободно держались в общении друг с другом и со старшими по званию, а разногласия, появляющиеся в группе, решались ребятами более конструктивно.
На рисунке 2 представлены данные выраженности показателей физического недомогания военнослужащих, указывающие на то, что процесс адаптации у данной группы военнослужащих протекает достаточно успешно, а это в свою очередь ведет к снижению показателей жалоб на здоровье, идёт привыкание к физическим нагрузкам, к определённому режиму.
Библиографический список
Рис. 2. Графическое изображение выраженности показателей физического недомогания военнослужащих
Примечание: И - истощение, Ж - желудочные жалобы, Р -боли в различных частях тела или «ревматический фактор», С -сердечные жалобы, Д - давление (интенсивность) жалоб.
Так, после реализации программы произошло снижение жалоб на состояние здоровья в два раза, военнослужащие срочной службы стали меньше подвержены скачкам давления и желудочным недомоганиям, произошло снижение обращений по поводу желудочных и сердечных жалоб. Причем данные показатели значительно превышают подобный результат, полученный в ходе пилотажного исследования.
Этот факт позволяет сделать вывод об эффективности применения групподинамических упражнений в гармонизации эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы.
1. Изард, К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007.
2. Маклаков, А.Г. Военная психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007.
3. Кавун, С.Ф. Социально-психологическая работа во внутренних войсках МВД России: учебно-методическое пособие. - Москва, 2002.
4. Топчий, С.С. Методическое пособие по организации социально-психологической работы во внутренних войсках МВД России. - Москва,
2005.
Bibliography
1. Izard, C.E. Psychology of emotions. - St Petersburg: Piter, 2007.
2. Maklakov, A.G. Military psychology. - St Petersburg: Piter, 2007.
3. Kavun, S.F. Social-psychological work is in the Internal Troops of MVD of Russia. - Moscow, 2002.
4. Topchiy, S.S. Study guide on organization of social-psychological work in the Internal Troops of MVD of Russia. - Moscow, 2005. Article Submitted 10.02.11
УДК 378
Л.А. Романова, ст. преп. каф. информатики ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В статье проводится обоснование взаимосвязи педагогической культуры и развития субъектных свойств личности педагога. Ключевые слова: педагогическая культура, профессиональная субъектность.
Любая профессия как вид специализированной деятельности имеет свои неповторимые ситуации, трудности и противоречия, которые необходимо разрешать и преодолевать в ходе самой деятельности. Но в педагогической деятельности роль культуры особенно велика, ибо здесь сама культура выполняет педагогические функции: учитель в значительной мере формирует духовный мир и, следовательно, нравственный облик будущего страны.
Учитель не только решающая фигура в учебновоспитательном процессе, но и важный фактор в становлении нашего будущего, которое в значительной мере зависит от типа формирующейся сегодня личности. Понимание образования как процесса культурной идентификации и как обращения к духовному опыту другого человека и модернизации в этом ключе работы учителя предполагают высочайшую педагогическую культуру учителей. Она отражает духовные
ценности, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, профессиональные знания и умения, способы и формы общения, т.е. субъективный образ мира педагога, ибо она исключает любую одноплановость и категоричность оценок, упрощенность восприятия мира и человека. Педагогическая культура учителя проявляется в качестве его знаний, умений, в его поведении и отношении к ученикам и коллегам, в развитом чувстве меры, в его творчестве. Она отражает индивидуальный образ мира, вобравший его субъективный социокультурный опыт, но именно он сегодня востребован учащимися и в наибольшей степени влияет на формирование профессиональных и личностных качеств будущих учителей.
Образовательный процесс в современных педагогических учебных заведениях построен таким образом, что он ориентирован на общепредметную подготовку, и не