Научная статья на тему 'Гармонизация эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы'

Гармонизация эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ГРУППОДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / EMOTIONAL STATES / HARMONIZATION / GROUP DYNAMICS EXERCISES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маликова Е. В.

В статье представлены результаты экспериментальной работы, направленной на изучение особенностей эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы и их гармонизацию посредством групподинамических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF EMOTIONAL STATES OF MILITARY CONSCRIPTS

The article presents the results of experimental work aimed at studying of military conscripts' emotional states and their harmonization by means of group dynamics exercises.

Текст научной работы на тему «Гармонизация эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы»

4. Задать образец, идеальное действие «от первого лица». Причем это идеальное должно быть представлено в генезисе -как движение «от неумения к умению» или как движение «от незнания к знанию». Необходимо при этом обращать внимание на «чудесности», «легкости» нахождения решения в «акте озарения» - решение приходит как бы само собой.

5. Объявить нормой для всех участников процесса следующую закономерность: «Многие могут делать нечто правильно только потому, что они думают, что могут сделать это нечто».

Выше были изложены обобщенные представления о посредничестве, как поиске способа инициации поиска учеником способа преобразования реального в направлении идеального (совершенного), и о субъектности, как порождении человеком форм своего поведения. Необходимость обращения к данным представлениям обусловлена возможностью описания компетентности как личностного качества в категориях онтологии развития. По нашему предположению описание именно в этих категориях будет отражать сущность этого феномена. Это, в свою очередь, является основанием сущностной характеристики компетентного специалиста в том плане, что он может генерировать продуктивные идеи. И в этом отношении, компетентный специалист это тот, кто конструктивен по отношению к ситуации, заданной наличными

Библиографический список

обстоятельствами. Суть становления компетентности как личностного качества - «выращивание» индивидом самого себя как автора своей профессиональной индивидуальности, своего профессионального мастерства (профессиональной субъектности). Это «выращивание» происходит на основе апробации идеальных представлений индивида о профессиональном совершенстве. В становлении своей субъектности индивид преобразует объективные знания в субъективные нормы, регулятивы профессиональной деятельности - идеальные модели. Эти идеальные модели вновь становятся ориентирами профессиональной деятельности. Происходит их апробация, и процесс повторяется...

Одним из действенных средств становления ученика субъектом своей индивидуальности является педагог, придающий себе и выполняющий функцию педагогического средства. Это «средство» включено в субъективную реальность ученика в форме посредничества. Причем, и это важно, педагог не только и не столько посредник между содержанием осваиваемой компетенции и учеником - он включен в способ становления субъектности ученика в качестве организующего начала в его действиях как носитель идеальной формы и «инициатор» действия ученика по поиску им способа овладения идеальной формой, и, соответственно, становления его субъектности.

1. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001.

2. Сериков, В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. - 2005. - № 10.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1982 - 1984.

Bibliography

1. Elkonin, B.D. Psychology of development: Text book. - М.: "Academy", 2001.

2. Serikov, V.V. Subjective a reality the teacher // Pedagogics. - 2005. - № 10.

3. Vygotsky, L.S. The Complete edition: in 6 т.. - М.: Pedagogics, 1982 - 1984.

Article Submitted 10.02.11

УДК 159.22

Е.В. Маликова, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

В статье представлены результаты экспериментальной работы, направленной на изучение особенностей эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы и их гармонизацию посредством групподинамических упражнений.

Ключевые слова: эмоциональные состояния, гармонизация, групподинамические упражнения.

Эмоции, являясь особой формой психического отражения, играют немаловажную роль во всех проявлениях человеческой деятельности, оказывают влияние на различные аспекты функционирования человека [1], в тоже время их проявление зависит от ряда объективных и субъективных причин, среди которых особо следует выделить особенности выполняемой человеком деятельности, в том числе и деятельность военнослужащих.

Служба в армии неизбежно детерминирует создание новой картины мира в сознании солдат. Быстрая смена реалий создаёт поистине экстремальные условия для военнослужащих, а освоение новых условий жизни (строгий уставной распорядок дня и воинская дисциплина) сопряжено со значительными затратами нервной энергии, повышенной возбудимостью, напряженностью, нервозностью, переживанием отрицательных эмоций, конфликтностью во взаимоотношениях [2]. В процессе адаптации у молодого солдата возникает противоречие между сложившимися ранее установками и необходимостью изменения их в связи с новыми требованиями, которые предъявляются к личности молодого солдата с учётом новой воинской деятельности.

Однако, успешная адаптация присуща далеко не всем. Личности, неспособной адаптироваться к новым условиям,

свойственен один из двух основных типов поведения. Первый тип - агрессивный, в простейшей форме его можно представить как атаку на препятствие или барьер (в этом случае можно говорить об адаптивной его функции). Однако в условиях военной службы существуют жесткие нормативные требования и правовые нормы, атака на которые никоим образом не обеспечивает устойчивой адаптации к ним и, мало того, может серьезным образом усугубить положение военнослужащего. При осознании опасности подобных действий агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, сослуживцев, непричастных к самой причине агрессии.

Второй тип поведения - так называемое бегство от ситуации. Этот тип характеризуется уходом человека в свои переживания, обращение всей психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопанием, самообвинением. При этом развиваются тревожнодепрессивные симптомы: человек начинает считать самого себя источником всех бед, а отсюда - чувство полной безысходности, так как влиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Этот тип дезадаптивного поведения военнослужащих характеризуется замкнутостью,

отрешенностью, погруженностью в мир своих тягостных раздумий. Так или иначе, возникает проблема с психическим

здоровьем военнослужащего, появляются серьезные нервнопсихические расстройства и психические заболевания, иногда необратимого характера [2].

Дезадаптивное состояние, при дальнейшем нарастании психотравмирующего воздействия среды и отсутствии мер профилактики, может привести к серьезным последствиям в плане нервно-психических расстройств и психических заболеваний.

Поэтому сегодня психологами актуально поднимаются вопросы изучения проблемы эмоциональных состояний и их гармонизации у военнослужащих срочной службы.

На базе воинской части №3484 г. Бийска было проведено исследование эмоционального состояния военнослужащих срочной службы.

Первоначально нами были изучены особенности

эмоциональных состояний военнослужащих нового пополнения (в начале службы) и на период дембелизации (через один год) с помощью Гиссенского опросника и методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (пилотажный этап исследования).

Результаты исследования показали, что эмоциональные состояния военнослужащих имеют свои специфические особенности и зависят от срока службы (в начале службы увеличивается количество психосоматических заболеваний и появляется тенденция их снижения и улучшения самочувствия к концу службы).

На следующем (контрольном) этапе было проведено повторное исследование эмоционального состояния военнослужащих срочной службы, прибывших в учебную роту, результаты которого указали на низкие показатели самочувствия, активности и настроения.

Одной из причин сниженного настроения является «неожиданный» факт - призыв на воинскую службу, другой -состояние неопределенности - «ты уже не дома, но ещё не в армии». При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность (в том числе и эмоциональную), регулирующую поведение человека в привычных условиях. Человеку необходимы новые реакции на новые раздражители, предъявленные изменившимися условиями.

Снижение самочувствия связано с проблемой освоения новых условий, увеличением физических нагрузок, что ведет к ощущению дискомфорта в различных частях тела. Отсутствие возможности вести себя как хочется и говорить тогда, когда хочется (что исключено уставом воинской службы), приводит к снижению активности. Относительная дезорганизация функций в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня эмоциональной деятельности в соответствии с требованиями изменившихся условий существования личности. Иначе говоря, включается механизм психической реадаптации, который направлен на достижение состояния устойчивой психической адаптации личности в экстремальных условиях [3, 4]. При этом под экстремальностью в данном случае понимаются не отдельные эпизоды в деятельности войск, связанные с риском для жизни или здоровья солдат срочной службы (боевые действия, ликвидация последствий стихийных бедствий и др.), а измененные, непривычные условия существования.

У военнослужащих, в связи с периодом адаптации, появляются жалобы на здоровье - боли в желудке и дискомфорт, обострение психосоматических заболеваний, «ревматический фактор», появляющиеся, как правило, не только вследствие психологической перестройки организма, но и в связи с возросшей физической нагрузкой. Истощение проявляется как следствие увеличения числа сенсорных раздражителей, а также с нарушением сна и бодрствования.

Менее активные, физически слабые военнослужащие страдают нервно-психической неустойчивостью,

характеризуются безразличным отношением к службе, видят главную цель в уходе от трудностей путём симуляции

различных болезней. Военнослужащие, не подготовленные к преодолению трудностей боевой обстановки, воздействию огромных психогенных раздражителей на продолжительное время оказываются во власти отрицательных психических состояний.

Данный факт стал ориентиром для создания условий, повышающих эмоциональное состояние военнослужащих в начале срока службы. С этой целью нами составлена и реализована программа гармонизации эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы (формирующий этап). Для оптимизации эмоционального состояния мы использовали групподинамические упражнения, включающие в себя элементы арттерапии, медитации, ролевых игр.

Групподинамические упражнения призваны формировать и совершенствовать социальную компетентность клиентов: культуру делового общения, слаженность действия в команде, умение предотвращать или конструктивно разрешать конфликты и т.п. Основная целевая направленность данного вида упражнений - приобретение, как отдельным участником, так и группой в целом соответствующего опыта решения задач и коллективного взаимодействия. Разнообразие и специфика групподинамических упражнений дают основание рассматривать их как метод оценки и обучения, или как тренинговую технику. Они построены на свободной импровизации участников тренинга, их спонтанных действиях, которые могут менять ситуацию. Групподинамические упражнения строятся по принципу «здесь и теперь», т.е. игроки вживаются в ситуацию и действуют исходя из неё.

Основные принципы, на которые мы опирались при составлении программы: системность; учёт индивидуальных особенностей служащих; комплексность (совместные усилия психолога, военнослужащих, командиров). Занятия проводились в групповой форме в комнате психоэмоциональной разгрузки и психологического консультирования по 40-90 минут два раза в неделю.

После реализации программы по гармонизации эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы было проведено повторное тестирование (контрольный этап), основная цель которого состояла в сравнении уровня эмоционального состояния военнослужащих до и после реализации программы.

Из рисунка 1 видно, что после реализации программы с элементами групподинамических упражнений значительно улучшилось самочувствие, вследствие чего снизились жалобы на здоровье.

Время, проведённое на занятиях, позволило военнослужащим на некоторое время сменить обстановку и вид деятельности, отдохнуть от физических нагрузок и психоэмоциональных перегрузок. Значительно улучшились показатели настроения, поскольку были созданы благоприятные условия, в которых военнослужащие могли свободно взаимодействовать друг с другом, не боясь получить взыскания и порицания со стороны.

6 -|-----------------------------------------------------

5----------------------------------------------- ---

4----------------------------------------------- ---

3---- ------—= ------ ---

2---- ------------------ ----------------- --------------

1---- ------------------ ----------------- --------------

0 -|-----------------,-----------------,-----------------

Самочувствие Активность Настроение

□ до занятия □ после занятия

Рисунок 1. Графическое изображение выраженности показателей самочувствия, активности и настроения военнослужащих

Иначе говоря, в некоторой степени была удовлетворена потребность в свободном и непринужденном общении служащих друг с другом, нехватка которого остро ощущается в повседневном, регламентированном правилами службы, ритме жизни солдат. Военнослужащие примерились с мыслью об армии, научились слаженно работать в команде, доверять и принимать помощь друг друга. Переоценка ситуации позволила по-новому увидеть элементы окружающей среды, ранее казавшиеся противоречивыми и дискомфортными. Так, например, потребность военнослужащего к самоутверждению и вместе с тем, к сохранению уважения со стороны сослуживцев, что считалось несовместимым и прямо противоположным в условиях службы, оказывается, легко удовлетворяется через проявление лидерских качеств.

Военнослужащие справились с напряжённостью, научились более открыто и свободно выражать свои чувства, о чем свидетельствует повышение показателя активности. Группа, в которой были проведены занятия, значительно выделялась на фоне всей учебной роты - ее участники свободно держались в общении друг с другом и со старшими по званию, а разногласия, появляющиеся в группе, решались ребятами более конструктивно.

На рисунке 2 представлены данные выраженности показателей физического недомогания военнослужащих, указывающие на то, что процесс адаптации у данной группы военнослужащих протекает достаточно успешно, а это в свою очередь ведет к снижению показателей жалоб на здоровье, идёт привыкание к физическим нагрузкам, к определённому режиму.

Библиографический список

Рис. 2. Графическое изображение выраженности показателей физического недомогания военнослужащих

Примечание: И - истощение, Ж - желудочные жалобы, Р -боли в различных частях тела или «ревматический фактор», С -сердечные жалобы, Д - давление (интенсивность) жалоб.

Так, после реализации программы произошло снижение жалоб на состояние здоровья в два раза, военнослужащие срочной службы стали меньше подвержены скачкам давления и желудочным недомоганиям, произошло снижение обращений по поводу желудочных и сердечных жалоб. Причем данные показатели значительно превышают подобный результат, полученный в ходе пилотажного исследования.

Этот факт позволяет сделать вывод об эффективности применения групподинамических упражнений в гармонизации эмоциональных состояний военнослужащих срочной службы.

1. Изард, К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007.

2. Маклаков, А.Г. Военная психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007.

3. Кавун, С.Ф. Социально-психологическая работа во внутренних войсках МВД России: учебно-методическое пособие. - Москва, 2002.

4. Топчий, С.С. Методическое пособие по организации социально-психологической работы во внутренних войсках МВД России. - Москва,

2005.

Bibliography

1. Izard, C.E. Psychology of emotions. - St Petersburg: Piter, 2007.

2. Maklakov, A.G. Military psychology. - St Petersburg: Piter, 2007.

3. Kavun, S.F. Social-psychological work is in the Internal Troops of MVD of Russia. - Moscow, 2002.

4. Topchiy, S.S. Study guide on organization of social-psychological work in the Internal Troops of MVD of Russia. - Moscow, 2005. Article Submitted 10.02.11

УДК 378

Л.А. Романова, ст. преп. каф. информатики ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье проводится обоснование взаимосвязи педагогической культуры и развития субъектных свойств личности педагога. Ключевые слова: педагогическая культура, профессиональная субъектность.

Любая профессия как вид специализированной деятельности имеет свои неповторимые ситуации, трудности и противоречия, которые необходимо разрешать и преодолевать в ходе самой деятельности. Но в педагогической деятельности роль культуры особенно велика, ибо здесь сама культура выполняет педагогические функции: учитель в значительной мере формирует духовный мир и, следовательно, нравственный облик будущего страны.

Учитель не только решающая фигура в учебновоспитательном процессе, но и важный фактор в становлении нашего будущего, которое в значительной мере зависит от типа формирующейся сегодня личности. Понимание образования как процесса культурной идентификации и как обращения к духовному опыту другого человека и модернизации в этом ключе работы учителя предполагают высочайшую педагогическую культуру учителей. Она отражает духовные

ценности, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, профессиональные знания и умения, способы и формы общения, т.е. субъективный образ мира педагога, ибо она исключает любую одноплановость и категоричность оценок, упрощенность восприятия мира и человека. Педагогическая культура учителя проявляется в качестве его знаний, умений, в его поведении и отношении к ученикам и коллегам, в развитом чувстве меры, в его творчестве. Она отражает индивидуальный образ мира, вобравший его субъективный социокультурный опыт, но именно он сегодня востребован учащимися и в наибольшей степени влияет на формирование профессиональных и личностных качеств будущих учителей.

Образовательный процесс в современных педагогических учебных заведениях построен таким образом, что он ориентирован на общепредметную подготовку, и не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.