УДК 338.242.4
ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РЫНКА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
© Светлана Алексеевна БУЛГАКОВА
Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории, e-mail: [email protected]
Осуществляемые в России преобразования существенно осложнили проблему согласования интересов их развития в одном векторе. Диапазон несогласования интересов весьма обширен и отличается различными взглядами на основные условия развития общества: труд, капитал, государственное регулирование. Появление множества интересов, их дифференциация не способствуют налаживанию взаимодействия и регулированию системы интересов, направления их развития в одном векторе. Интересы общества, государства, хозяйственных структур оказываются в подчинении у личных, персонифицированных интересов. В системе общественных отношений гармонизация является первородным отношением, все остальное - вторично. Причем гармонизация как конечная мера целостности всякого результата многоцелевой человеческой деятельности имеет сознательно построенный в соответствии с познанными закономерностями общественного развития инструментарий. Гармонизация интересов - это отражение целенаправленной субъективной деятельности людей. Вместе с тем интересы как проявление взаимозависимости хозяйствующих субъектов отражают объективность социально-экономических отношений. Гармонизация интересов субъектов рынка состоит в органическом единстве, согласованности и сбалансированности, субординированности интересов, определяющих целенаправленность экономического поведения всех социальных групп общества (государства, фирм, домохозяйств, индивида) в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Гармонизация интересов субъектов рыночных отношений носит комплексный характер и достигается через обеспечение законности и правопорядка, прав собственности; стимулирование деловой активности и борьбу с монопольными тенденциями; согласованность между государством и предпринимательским сообществом, между государством и населением.
Ключевые слова: гармонизация; экономические интересы субъектов рынка; государство; взаимодействие государства и бизнес-структур.
В функционировании рыночной экономики произошли существенные изменения: в цивилизованных странах она трансформировалась из либеральной в социально-регулируемую. Данные процессы предопределяют важность социальных аспектов в экономическом развитии. А без анализа интересов субъектов рыночных отношений в современных условиях, их гармонизации сложно выявить направления развития экономики в целом. Это обусловлено тем, что через интересы выявляются объективные закономерности и тенденции функционирования и развития экономической системы при сложившихся условиях.
Осуществляемые в России преобразования существенно осложнили проблему согласования интересов, их развития в одном векторе. Проведенная приватизация привела к неравномерности распределения доходов между социальными группами, между работниками внутри предприятий, между регионами, между отраслями. Не совпадают интересы бизнеса, ориентированного на
внешнеэкономическую деятельность и деятельность внутри страны. Диапазон несогласования интересов весьма обширен и отличается различными взглядами на основные условия развития общества: труда, капитала, государственного регулирования. Появление множества интересов, их дифференциация не способствуют налаживанию взаимодействия и регулирования системы интересов, направления их развития в одном векторе. Интересы общества, государства, хозяйственных структур оказываются в подчинении у личных, персонифицированных интересов.
Тем не менее, в последнее время появились работы, в которых исследуется гармоничность экономической системы в целом. Так, в книге А.И. Клевлина и Н.К. Моисеевой изложена проблема организации гармоничного производства. В серии статей Г.Б. Клейнера ставится вопрос о гармоничной экономике, в работе Л.М. Семашко - о гармоничной цивилизации. А.И. Иванус исследует гармоничный менеджмент. А.С. Муратов рассматривает вопросы гармонизаци-
онного подхода к управлению экономическими системами. Направления гармонизации экономических интересов производственного коллектива изложены в исследовании Е.Н. Мещеряковой. В этой связи возникает вопрос: гармонизация интересов - миф или реальность?
Если исходить из теории и истории вопроса, гармонизация экономических интересов субъектов рынка является фундаментальным, вневременным и сквозным общественным предпочтением. В системе общественных отношений гармонизация является первородным отношением, все остальное -вторично. Причем гармонизация как конечная мера целостности всякого результата многоцелевой человеческой деятельности имеет сознательно построенный в соответствии с познанными закономерностями общественного развития инструментарий. Гармонизация интересов - это отражение целенаправленной субъективной деятельности людей. В то же время интересы как проявление взаимозависимости хозяйствующих субъектов отражают объективность социально -экономических отношений. В связи с этим под гармонизацией понимается стремление любой системы к достижению наивысшей, общей цели развития, когда сформулирован полный набор конкретных целей и задач определенного уровня, а степень достижения каждой из них характеризуется более высоким уровнем. В этом случае само понятие равномерности (пропорциональности, равновесности) трансформируется в понятие гармоничности, «идеальности», а все промежуточные состояния оцениваются искомой мерой близости к идеалу.
Гармонизация интересов субъектов рынка состоит в органическом единстве, согласованности и сбалансированности, суборди-нированности интересов, определяющих целенаправленность экономического поведения всех социальных групп общества (государства, фирм, домохозяйств, индивида) в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Гармонизация интересов субъектов рыночных отношений носит комплексный характер и достигается через обеспечение законности и правопорядка, прав собственности; стимулирование деловой активности и борьбу с монопольными тенденциями; согласованность между государством и предпринимательским сообществом, между государством и населением.
Однако чтобы гармонизация интересов стала реальностью, требуются усилия со стороны всех участников рыночных отношений. Гармонизация экономических интересов значительно усложняется и зависит от общего уровня социально-экономического развития общества, от способности социально-политической системы обеспечивать одновектор-ность развития, его стабильность. К особенностям современного этапа экономики следует отнести то, что инициатором гармонизации экономических интересов представляется государство. Это связано с тем, что в условиях трансформации существенно возрастает роль государства в развитии экономики, формировании условий для ее модернизации и изменении модели экономического роста, повышении качества и уровня жизни населения, расширении возможностей для решения социальных задач. Именно государство создает механизм адаптации к новым условиям развития экономики, необходимой для общества субординации интересов работников, предпринимателей и нации в целом, тем самым обеспечивая процесс согласования интересов социума, их гармонизацию.
О необходимости инициации государства в гармонизации экономических интересов субъектов рынка свидетельствуют дефекты экономики, которые отрицательно влияют на ее развитие. К ним отнесены: зависимость экономического развития страны от ресурсной составляющей; отсутствие у частных компаний способностей к саморегуляции и самоорганизации; высокая доля естественных монополий, не позволяющая развиваться полноценной конкуренции.
Кроме того, необходимость государственного воздействия на данный процесс связана с многообразием форм ее обеспечения традиционными методами: акционированием, страхованием, конкуренцией, банкротством. А также методами, обусловленными социализацией экономических отношений: голосованием (модель коллективного принятия решений и выявления предпочтений большинства, их согласование); бюджетированием (использование расходной части бюджета на социальные цели); лоббированием (мобилизация общественного мнения, использование избирательных компаний, формальных и неформальных контактов); партнерством.
Особое значение в процессе гармонизации имеет взаимодействие государства и
бизнес-структур общества. Бизнес-структуры сосредоточивают у себя основные ресурсы и активы. Без этих структур обеспечить одно-векторность развития интересов не представляется возможным. Под взаимодействием государства и бизнеса понимаются процессы воздействия государства на бизнес, их взаимная обусловленность и изменение качества, выражающиеся в формировании моделей поведения экономических субъектов и создании институтов, способных реализовывать их интересы. Факторы, определяющие допустимые границы взаимодействия государства и бизнеса, многообразны. Это наличие обоюдовыгодных интересов; взаимная ответственность сторон; рациональное использование ресурсов общества при реализации целей устойчивого роста; легитимность субъектов взаимодействия. А также формирование системы институтов разрешения споров (гражданских, арбитражных, мировых судов) и доверия к ним со стороны бизнеса - полнота и прозрачность нормативно-методической базы государственного регулирования бизнеса.
Наконец, взаимодействие государства и бизнеса осуществляется на основе определенных институтов, которые в реальной экономической действительности принимают форму контрактов, партнерских соглашений. В этой связи для придания одновекторности развитию интересов государственного и предпринимательского секторов индивидуальный капитал с помощью государственных регуляторов должен быть поставлен в условия, стимулирующие его инновационную деятельность. Представляется необходимым усилить заинтересованность в инновациях и финансировании НИОКР у бизнес-структур путем стимулирования инноваций на основе предоставления налоговых льгот, налоговых каникул и других налоговых инструментов. Сочетать имитационный характер инновационной системы, ориентированный на заимствование готовых технологий, с разработкой и внедрением собственных разработок. Во взаимоотношениях субъектов рынка необходимо повысить уровень доверительности.
В реализации мотивов участников рынка определенная роль принадлежит связке интересов государство - регион. Согласование интересов региона и государства во многом базируется на модели бюджетных отношений. Для согласования интересов используется вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание. Это две стороны еди-
ного бюджетного процесса, которые практически неотделимые друг от друга.
Модель бюджетного федерализма предполагает точное соответствие налоговых полномочий субъектов Федерации закрепленным за ними расходным обязательствам. Практика свидетельствует: в данной области всегда существует разрыв. Он обусловлен необходимостью решения задач на уровне центрального правительства. В результате возникает проблема «вертикальной несбалансированности». «Вертикальное выравнивание» бюджетных доходов проводится одновременно с финансовым «горизонтальным выравниванием» - частичным перераспределением бюджетных средств. Это делается в целях укрепления государственного единства и соблюдения принципа территориальной справедливости.
В рыночной экономике особая роль принадлежит согласованности интересов наемных работников и работодателей. Однако проблемы сочетания интересов между этими группами весьма серьезны и требуют институционального решения. Основная задача трудового законодательства состоит в регулировании трудовых отношений работников и работодателей на основе достижения баланса их интересов. С одной стороны, речь должна идти об увеличении зарплат работающим. О полном праве работодателей требовать от персонала интенсивной и высококачественной работы под страхом увольнения за профнепригодность - с другой. Но и работник вправе требовать от работодателя создания условий для высокопроизводительного труда - соответствующего оборудования, инструмента, обучения и переобучения. Все это связано с издержками, но иначе не оправдывается высокая зарплата персонала. Таков при нормальной рыночной экономике процесс, который функционирует на пользу всему социуму.
Вместе с тем в обществе распространение получили факторы, сдерживающие процессы гармонизации экономических интересов. Это, прежде всего, наличие теневой экономики. Теневая экономика дестабилизирует гармонизацию интересов субъектов рынка российского общества: вытесняет официальные механизмы налогообложения и, соответственно, снижает объемы собираемых налогов, тем самым влияя на реализацию общегосударственного интереса. Кроме того, теневая деятельность дезорганизует производст-
венный процесс в официальной экономике, ухудшает положение существующих экономических организаций и препятствует созданию нормально работающих, «здоровых» предприятий, ущемляет интересы бизнес-структур. Теневая экономика создает нестабильность в экономических отношениях, тем самым ущемляя интересы населения. В этих условиях гармонизация интересов становится мифом.
Об уровне развития теневой экономики свидетельствуют выводы Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при ООН РАН. По их мнению, теневой («ненаблюдаемый») сектор экономики охватывает до 50 % экономического оборота. Развитие коррупционных отношений наиболее проявляется: в сырьевом и топливо-энергетическом комплексе; налоговой и таможенной сферах; в области приватизации государственной и муниципальной собственности; финансово-кредитных отраслях; алкогольном бизнесе. Выплаты в виде взяток чиновникам всех уровней, по оценкам экспертов, составляют до 10 % от суммы сделки [1].
Вторая проблема, которая также требует решения, связана с борьбой против коррупции. Речь идет о налоговой политике государства, которая ведет к масштабному уклонению от налогов, к росту наличного оборота, снижению потенциала безналичных расчетов, неоправданным административным барьерам, заставляющим бизнес уходить в тень. Потери от несовершенства налоговой системы оцениваются примерно в 25 % от ВВП. Чрезмерное давление налогового бремени провоцирует увод заработной платы в теневой сектор.
Фактором дестабилизации является возникновение устойчивых взаимосвязей между хозяйственными структурами и властью. Подчинение государства бизнесу лишает его возможности выполнять свои общественные функции. При этом блокируется конкуренция за счет перераспределения преимуществ в пользу тех, кто устанавливает коррупционные отношения с чиновниками. Теневая экономика - финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.
К негативным факторам, не способствующим гармонизации экономических интересов, относится такой феномен, как бедность. Следует отметить, что для России ха-
рактерна бедность работающих, доходы которых не достигают уровня прожиточного потребительского бюджета (по данным министра труда Максима Топилина, зарплату в размере одного МРОТ (5205 рублей) нынче получают около 1,4 млн человек). Прожиточный минимум не позволяет восстановить физические затраты работающего населения. Основной тенденцией реформирования экономики стало увеличение групп населения, входящих в бедную и низкообеспеченную категории. Это наглядно проявилось в 1992 г. Так, низкообеспеченные группы, имеющие доход от одного прожиточного минимума до двух, увеличились в результате реформирования с 18,9 до 43,6 %.
Доля среднеобеспеченных групп, имеющих доход от двух прожиточных минимумов до семи, сократилась с 73,9 до 20,9 %. Резко возросла доля тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума: с 1,5 до 35,9 %. По сути, это цена тех реформ, которые проводились в 1990-е гг. В современных условиях положение в какой-то мере улучшилось. Однако в 2010 г. более 53,8 % населения балансировали на уровне нищеты и бедности. Доход работающего человека до двух прожиточных минимумов - это уровень, не позволяющий нормально воспроизводить свою рабочую силу, содержать семью, дающий возможность реализовать свои потребности только на уровне физического выживания. От того, какие доходы имеют граждане, зависят их возможности получать образование, повышать профессиональную квалификацию, сохранять здоровье, воспитывать детей.
Притом, что ВВП на душу населения в РФ в 2011 г. составил 17 тыс. долл., а за чертой бедности в России живут примерно 13 % населения. Это вопиющее несоответствие буквально бросается в глаза. Одной из причин высокого уровня социального расслоения в нашей стране является, по мнению многих экспертов, неравномерное налогообложение, которое делает богатых еще богаче. Налогообложение ориентировано на нужды богатых людей. Для людей, получающих заработную плату, налоговая нагрузка на фонд оплаты труда составляет более 39 %. Они платят 30 % обязательных социальных взносов, а с оставшихся доходов - еще 13 % подоходного налога, в то время как богатые люди будут теперь платить 10 %, что вызывает их общее негодование. Но на самом деле имущественный разрыв еще больше. Когда
говорят о плоской шкале подоходного налога, то это большое лукавство. Во всем мире шкала подоходного налога является прогрессивной, т. е. чем вы богаче, тем вы больше платите. «С самого начала либеральных реформ у нас был высок уровень социальной дифференциации, который является запредельным для любого нормального общества» [2].
Угрожающей стороной российской бедности выступает ее негативное воздействие на формирование и развитие человеческого капитала - так, 27,5 % крайне бедного населения составляют дети в возрасте до 16 лет. Бедность влечет за собой их маргинализацию, исключение из процесса социализации -бедность приобретает наследственный характер. И, что самое опасное, становится нормой поведения, специфическим неформальным институтом. По данным НИИ статистики (Росстата), в стране 12 млн алкоголиков, более 4,5 млн наркоманов, свыше 1 млн беспризорных детей. В этой среде люди практически не переключаются на новые потребительские стандарты и новые виды деятельности. Они довольствуются малым и не стремятся к лучшему. Функция потребления здесь характеризуется высокой склонностью к потреблению; в сфере предложения труда «бедняки» ориентированы на низкое социальное осознание необходимости трудиться. Это обусловлено тем, что ориентация всей хозяйственной деятельности этой категории людей направлена на выживание, а не на развитие. Безработных среди бедняков всего 1,4 %. 62,9 % заняты в экономической сфере, все остальные - экономически неактивное население.
В то же время резко усилилась поляризация в доходах населения. Поляризация населения происходит по отраслям, регионам, внутри хозяйствующих субъектов. По отраслям самые высокие среднемесячные заработки в РФ приходятся на транспортирование по трубопроводам (нефти и газа - 96,1 тыс. руб.); производство нефтепродуктов (73,9 тыс. руб.); финансовую деятельность (70,9 тыс. руб.); добычу топливно-энергетических ископаемых (65,3 тыс. руб.); производство и передачу электроэнергии (48,9 тыс. руб.). По регионам: Ямало-Ненецкий АО - 70,2 тыс. руб.; Чукотский АО - 67,32 тыс. руб.; Москва -56,12 тыс. руб.; Магаданская область -53,62 тыс. руб.; Тюменская область -48,82 тыс. руб. Средняя заработная плата по стране - 30 тыс. руб. [3]. Количество людей,
зарабатывающих больше данной суммы, чуть больше 20 %. В Саратовской области средняя заработная плата в 2010 г. составила 14592 руб. В 2010 г. в нищете жили 16,9 % саратовцев, в 2009 г. - 19,4 %, в 2008 - 21 %. Большинство саратовских бедняков (70,9 %) -горожане. 28,1 % живут в семьях, состоящих из одного-двух человек; 71,9 % - в семьях из трех и более человек. Дети есть только в 43,9 % бедных семей. Население, оказавшееся за чертой бедности, в основном трудоспособное - таких 67,9 %, 18 % - дети младше 16 лет, 14,1 % - пенсионеры [4].
Дифференциация доходов населения продолжает увеличиваться: после повышения зарплат высшим чиновникам государства их среднемесячные доходы по месту основной службы превысили среднюю зарплату по стране в 30 раз и более. Примерно такой же разрыв в доходах членов правлений и членов советов директоров крупных и средних компаний в экономике и рядовых работников тех же фирм и корпораций. Хотя отечественные и зарубежные специалисты в области управления рекомендуют держать эту разницу в пределах семи-девяти раз.
Кроме того, Россия входит в число мировых центров супербогатств. По количеству сверхбогачей Россия находится в первой пятерке стран мира. Уникальность России в том, что 2-2,5 % населения владеют 70-80 % всех ее активов. Идет процесс концентрации богатства. По данным «Интерфакса» в 2011 г. Россия поднялась с 11 -го на 4-е место в мире по числу долларовых миллионеров и миллиардеров. Число ультрабогатых домохозяйств (домохозяйства, имеющие сбережения свыше 100 млн долл.) в России за год выросло на 13 % - с 607 до 686, обеспечив стране четвертую строчку в мировом рейтинге, говорится в отчете BCG. Тройка лидеров по числу таких домохозяйств в 2011 г. выглядит следующим образом: первое место - США: 2928, второе место - Великобритания: 1125, 3-е место - Германия 807. По темпам роста объема благосостояния Россия в 2011 г. также оказалась в числе лидеров, заняв второе место и уступив лишь Индии: благосостояние россиян увеличилось на 21,4 % до 1,3 трлн долл., из которых свыше 500 млрд долл. приходится на ультрабогатые домохозяйства. Но печальнее другое: наша страна занимает одно из первых мест в мире по имущественному неравенству. Если во всем мире миллиардеры обладают только 1-2 %
дохода домохозяйств, то в России 35 % всех личных богатств населения приходится на 110 человек. Так называемый коэффициент Джини - индекс концентрации доходов - в 2012 г. достиг критической отметки в 0,420, что социальные прогнозисты считают признаком приближения серьезных социальных потрясений.
В условиях рынка особое значение для согласования интересов на уровне государство - население имеет страхование. Риски, связанные с потерей трудоспособности, регулируются на уровне государство - личность бюджетной системой. Государство, выполняя свои социальные функции, формирует внебюджетные социальные фонды. Анализ использования фондов выявил ряд недостатков: отсутствие условий для нормального воспроизводства рабочей силы; раз-нонаправленность интересов бизнес-структур и населения, бизнес-структур и органов власти регионов. Для согласования интересов государства, бизнес-структур и населения в деле пенсионного обеспечения предлагается решать целый ряд проблем. Прожиточный минимум пенсионера необходимо пересчитать, адаптировать его наполнение к современным нормам питания, срокам износа промтоваров, необходимости в предметах длительного пользования, региональным особенностям и ценовым соотношениям с учетом задачи продления возраста дожития и дееспособности.
Таким образом, чтобы гармонизация интересов субъектов рынка стала реальностью, а не мифом, необходим комплексный подход к данной проблеме. На уровне государства: создание институциональной среды и условий для формирования среднего класса. Введение прогрессивной шкалы налогов на доходы. Увязка политики доходов с координацией форм и методов социального выравнивания регионов (бюджетное регулирование).
На уровне региона: развитие взаимодействия между государством, некоммерческими организациями и бизнесом по созданию рабочих мест, оплачиваемых выше прожиточного минимума. Создание условий для самообеспечения трудоспособных и реализации их потенциала. Стимулирование развития малого бизнеса с помощью льгот, налогов, кредита, системы страхования. Снятие бюрократических барьеров при оформлении малого бизнеса (оформление должно носить заявительный характер). Активизация мер по обучению, трудоустройству уязвимых групп населения, их профессиональной подготовке. Перераспределение социальных расходов в пользу низкообеспеченных групп населения. Сокращение социальных трансфертов обеспеченным группам населения.
1. «Интерфакс». URL: http://www.interfax.ru/ (дата обращения: 20.12.2013).
2. Делягин М. О благосостоянии. URL: http:// go.mail.ru/search?q=km.ru (дата обращения: 20.12.2013).
3. По данным Росстата // Аргументы и факты. 2013. 11-17 дек.
4. URL: http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/ 64/society/10195610/ (дата обращения: 20.12.2013).
1. "Interfaks". URL: http://www.interfax.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2013).
2. Delyagin M. O blagosostoyanii. URL: http:// go.mail.ru/search?q=km.ru (data obrashcheniya: 20.12.2013).
3. Po dannym Rosstata // Argumenty i fakty. 2013. 11-17 dek.
4. URL: http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/ 64/society/10195610/ (data obrashcheniya: 20.12.2013).
Поступила в редакцию 23.12.2013 г.
UDC 338.242.4
HARMONIZATION OF ECONOMIC INTERESTS OF MARKET SUBJECTS: MYTH OR REALITY?
Svetlana Alekseyevna BULGAKOVA, Saratov State Social Economic University, Saratov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of General Economic Theory Department, e-mail: [email protected]
In Russia implemented conversion greatly complicated the problem of reconciling the interests of their development in a single vector. The range is extensive disagreement interests and different views on different basic conditions for the development of society such as labor, capital, government regulation. The emergence of many interests, not their differentiation facilitates interaction and regulation of the system of interest, their development in one vector. Interests of society, the state, and the economic structures are subordinate to the personal, personalized interests. In the system of social relations is the harmonization of original attitude, everything else is not important. Moreover, harmonization as an ultimate measure of integrity any result multipurpose human activity has consciously built in accordance with the laws of social development cognized tools. Harmonization of interests is a reflection of the subjective activity of targeted people. So that the interests of the interdependence of economic entities reflect the objective socio-economic relations. Harmonization of the interests of market
participants is an organic unity, coherence and balance, subordinated interests, defining focus of economic behavior of all social groups in society (state firms, households, individuals) in the process of production, distribution, exchange and consumption of goods. Harmonization of interests of market relations is complex and is achieved through the provision of law and order, property rights; stimulating business activity and fight against monopolistic tendencies; consistency between the state and business community, state and population.
Key words: harmonization; economic interests of market; state; interaction of state and business structures.