Научная статья на тему 'Гармонизация экономических интересов: содержание, проблемы, перспективы'

Гармонизация экономических интересов: содержание, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1771
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / HARMONIZATION / ECONOMIC INTERESTS / MANAGING SUBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгаков Алексей Викторович, Сиротовский Артем Станиславович

В статье описывается содержание, проблемы, перспективы гармонизации экономических интересов. На основе данных положений делается вывод, что гармонизация интересов субъектов рыночных отношений достигается через обеспечение: законности и правопорядка, прав собственности, устойчивости национальной валюты, стимулирования деловой активности и других факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF ECONOMIC INTERESTS: MAINTENANCE, PROBLEMS, PROSPECTS

In article the maintenance, problems, prospects of harmonization of economic interests is described. On the basis of the given positions the conclusion becomes that harmonization of interests of subjects of market relations is reached through maintenance: legality and the law and order, the property rights, stability of national currency, stimulation of business activity and other factors.

Текст научной работы на тему «Гармонизация экономических интересов: содержание, проблемы, перспективы»

ЭКОНОМИКА

УДК 331.965

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

© Алексей Викторович БУЛГАКОВ

Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры денег и кредита,

e-mail: SABulgakova@yandex.ru © Артем Станиславович СИРОТОВСКИЙ Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей экономической теории, e-mail: SABulgakova@yandex.ru

В статье описывается содержание, проблемы, перспективы гармонизации экономических интересов. На основе данных положений делается вывод, что гармонизация интересов субъектов рыночных отношений достигается через обеспечение: законности и правопорядка, прав собственности, устойчивости национальной валюты, стимулирования деловой активности и других факторов.

Ключевые слова: гармонизация; экономические интересы; хозяйствующие субъекты.

Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача - выработать способы оптимального сочетания интересов, их гармонизации. Причиной поиска адаптивного механизма гармонизации, согласования экономических интересов выступает их противоречивость. Особенно ярко эта противоречивость наблюдается на уровне хозяйственной деятельности. Многообразие интересов (с точки зрения субъектов их носителей: интересы регионов, отраслей, предприятий, ведомств, рыночных структур) способствует тому, что в ходе их гармонизации возникают значительные трудности.

Гармонизация экономических интересов значительно осложняется тем, что динамичное изменение системы экономических отношений приводит к необходимости перманентного согласования экономических интересов всей системы. Причем на этот процесс оказывают влияние и специфика хозяйственной деятельности субъектов, ее формирующих, и спектр решаемых задач, а также общий уровень социально-экономического развития общества, способность социально-

политической системы обеспечивать его стабильность.

Экономические интересы многообразны и группируются по разным признакам. Для анализа гармонизации экономических интересов следует подчеркнуть особую значимость последних, типизируемых по признаку участия субъекта в производстве и распределении общественного продукта. Это в первую очередь интересы наемного работника и работодателя. В любой из стран основную массу населения составляют наемные работники. В Российской Федерации, по данным выборочных обследований Госкомстата РФ, доля работающих по найму составляла в 2010 г. 93 % занятых в экономике.

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были использованы различные способы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Идея об обществе как единой целостности большого множества различного рода ассоциаций впервые была выдвинута еще А. Ток-вилем. Согласно его идеям, когда граждане путем взаимных соглашений создают различного рода ассоциации и объединения с целью решения тех задач, которые они, гра-

ждане, не могут реализовать в одиночку, они, в первую очередь, учатся совмещать понимание личного интереса с общественной добродетелью. «Правильно понимаемый

личный интерес, - писал А. Токвиль, - включает правильное понимание и учет интересов других людей, соотнесение с ними. В демократических странах умение создавать объединение - первооснова человеческой жизни, прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области» [1, с. 184, 331].

Идея А. Токвиля об ассоциациях имеет много общего с идеями солидарности, нашедшими свое последовательное развитие еще в начале XX в. в работах российского ученого Г.К. Гинса. Теория солидарного поведения, легшая в основу современных систем социального страхования, исходит из того, что в межгрупповых отношениях индивид имеет возможность достаточно полно выразить свои интересы, т. к. ассоциативное, солидарное поведение, по мнению Г.К. Гинса, выражается в уступках, компромиссах, соглашениях не для пользы одних лиц, а для взаимной пользы.

Благодаря добровольным объединениям людей, как известно, не только формируются тесные отношения между людьми, что противодействует развитию индивидуалистических тенденций (заложенных в природу человека), но и формируется т. н. кооперативный тип экономического поведения [2, с. 213].

Это привело к созданию особого элемента экономики - деловой этики, соблюдение норм которой облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами.

Наряду с деловой этикой, определенное воздействие на гармонизацию экономических интересов оказывает экономическая культура субъектов хозяйствования. Экономическая культура общества - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура субъектов экономической системы есть органическое единство сознания и практической деятельности.

Уровень экономической культуры влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к новому, технологическому укладу, информационной экономике от труженика требуется не только высокий уровень подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне, сколько самодисциплины и самоконтроля. Примером зависимости результативности экономической деятельности от уровня развития экономической культуры может служить японская экономика. Там отказ от эгоистического поведения в пользу поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность», «добрая воля», способствовал достижению индивидуальной и групповой эффективности и привел к индустриальному прогрессу.

Фактически, гармонизация экономических интересов предполагает преодоление их противоречивости не посредством ее полного устранения, а путем поиска различных способов их сосуществования. Например, интересы бизнеса и наемных работников, бизнеса и государства в росте доходов населения. Они противоречивы. Но их можно согласовать и дать им импульс одновекторного развития, определив цель, когда интересы всех субъектов хозяйствования будут направлены на реализацию этой цели.

Бизнес необходимо поставить в такие условия, чтобы его социальная ответственность не ограничивалась разовыми проектами и благотворительностью. Это предусматривает качественно иные, чем сейчас, взаимоотношения власти и бизнеса. Здесь нужны новые «правила игры», увязанные с банкротствами, с правовым контролем над выполнением тарифных соглашений, с льготами в налогообложении. Пошло же Правительство на то, чтобы существенно снизить для работодателей, например, единый социальный налог (ЕСН), и даже было готово компенсировать из бюджета «выпадающие доходы» (только в 2005 г. - это 280 млрд руб.). Значит, оно вправе официально потребовать от бизнеса, чтобы часть «сэкономленных» на ЕСН средств он пустил на реальное повышение легальной заработной платы своим работникам. Именно потребовать, а не наде-

яться, что это произойдет само собой. То есть под гармонизацией экономических интересов можно понимать обеспечение максимального удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов с учетом существующих ограничений.

Гармонизация включает в себя субъективную и объективную составляющие: с одной стороны, это отражение целенаправленной деятельности людей; с другой - объективность социально-экономических отношений (интересы как выражение взаимозависимости хозяйствующих субъектов). Использование гармонизации с учетом противоречивости интересов предохраняет социальноэкономическую политику государства от возможной абсолютизации одной из противоположностей - интереса государственного, регионального, личного или общенационального. Нарушение взаимосвязи единства многообразного в практике различных стран приводило к тому, что все множество интересов сводилось к чему-то одному, одинаковому для всех, в виде, например, содержания интереса рабочего класса. Так, догматически понимаемая общность интересов порождала политические решения, направленные на нивелировку интересов, что вело к установлению уравнительных тенденций во всех видах общественной деятельности.

Общий интерес существует во всяком обществе. Как в свое время отмечали классики, общий интерес существует не только в представлении как «всеобщий» но, прежде всего, он существует в действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд. Общий интерес складывается в современных условиях не только на основе общественного разделения труда, но и на основе обобществления, кооперации, интеграции. Процесс создания материальных благ в современных условиях носит общественный характер. Общий интерес в современном обществе не тождественен государственному интересу, т. к. «государство есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои интересы», но именно государственные интересы формируют содержание всех других интересов. Сами общественные интересы имеют сложную структуру, в которой можно выделить текущие и перспективные, ближайшие и конеч-

ные интересы, интересы потребителя и производителя и т. д.

Общий же интерес, в свою очередь, рассматривался как интерес государственный, а государство выступало орудием подчинения интересов всех социальных слоев и личностей, наций и народностей этому абстрактно понимаемому общему интересу. Общий интерес - это интерес любого лица, связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества, в котором он живет. Общий интерес образует базис гражданского общества, является основой политики общественного согласия и благосостояния. Однако не в том случае, если общественные интересы отождествляются с государственными и их выразителями становятся представители командноадминистративной системы, подчиняющие порой все присущее обществу многообразие интересов личным, групповым, ведомственным интересам.

Мы присоединяемся к мнению С. Глазьева, что экономическая политика государства всегда связана с интересами властвующей элиты. Их результирующая проявляется в структуре распределения национального дохода, львиную долю которого получают хозяева энергосырьевых монополий, а также финансовые спекулянты, управляющие потоками иностранных инвестиций и кредитов. Собственно, их интересы и обслуживают денежные власти, привязывая эмиссию рублей к приобретению иностранной валюты и ограничивая прирост денежной массы спросом на деньги со стороны обладателей валюты и сверхприбыльных секторов экономики, к числу которых относятся, главным образом, естественные монополии, экспортеры сырья и финансовые учреждения [3, с. 39].

В современной российской экономике наиболее опасными можно назвать противоречия между: национальными интересами страны и корпоративными интересами; реальным сектором экономики и финансовым; экспортоориентированными отраслями и отраслями, обслуживающими внутренний рынок; федеральным центром и субъектами Федерации; интересами большинства населения и финансовой олигархии. Эти противоречия нарушают архитектонику рыночного хозяйства, а при отсутствии адекватных ме-

ханизмов их разрешения увеличиваются диспропорции и дефициты.

В условиях глобализации влияние внешних и внутренних факторов на функционирование национального хозяйства страны может быть как положительным, так и отрицательным. Это означает, что экономическая система должна быть способна им противостоять, что возможно только в том случае, если национальная система экономических интересов не дает сбои, если работают механизмы обеспечения согласованного взаимодействия интересов, т. е. гармонизации. И процесс нарушения равновесия, и ход его восстановления под воздействием множества факторов придают динамике системы экономических интересов новое качество, приводящее к появлению особого режима, который реализуется в неравномерном развитии системы, что с необходимостью требует регулирования всех происходящих изменений таким образом, чтобы четко просматривался положительный эффект для всей системы в целом.

В настоящее время противоречия в системе экономических интересов национального хозяйства проявляются в том, что существует:

- большой дисбаланс между располагаемым экономическим потенциалом материального производства и уровнем выпуска товаров и услуг, который сложился под воздействием спросовых и финансовых отношений (этот разрыв сопровождается падением эффективности использования ресурсов и дополнительными издержками в реальном секторе экономики, в результате чего в конце 1990-х гг. образовался гигантский неиспользуемый потенциал, составляющий по занятости почти 25 %, а по основным фондам -40 % располагаемого объема);

- поляризация экономики на конкурирующие за ресурсы и условия хозяйствования экспортно- и внутренне ориентированные сегменты, что резко обостряет структурную несбалансированность национального хозяйства (в конце 1990-х гг. сложилась четко выраженная биполярная модель национального хозяйства; наряду с традиционным, обслуживающим национальный рынок сегментом сформировалась «параллельная экономика», включающая все звенья: производство, инфраструктуру, финансовый капитал,

кадры - ориентированная на интеграцию в мировое хозяйство);

- внутреннее перераспределение финансовых ресурсов в пользу ориентированного на экспорт сектора, компенсирующее его низкую эффективность (до последнего времени источником таких ресурсов выступали доходы внутренне ориентированных отраслей и сельского хозяйства, что ускоряло процесс их деградации; единственным безусловно конкурентоспособным звеном среди этих отраслей является газовая промышленность);

- инфляционное перераспределение доходов и неплатежи; высокий инфляционный потенциал - одна из фундаментальных особенностей российской экономики, тесно связанная с ее неравновесием. Возникла сложная ситуация, когда реальный сектор может формировать накопления, обеспечивающие хотя бы простое воспроизводство лишь при достаточно высоком уровне цен;

- дисбаланс между потребностями населения и производством товаров, который компенсируется за счет потребительского импорта; тем самым в российской экономике самовоспроизводится существенное несоответствие между спросом и предложением.

Одним из инструментов согласования интересов, выработанных рыночной экономикой, служит акционирование. В современном мире акционирование задевает практически все слои населения и воздействует на их экономические интересы. Собственником акций может стать рабочий, и в этом случае его совокупный экономический интерес трансформируется, он не ограничивается заработной платой. Поскольку дивиденды, получаемые на акции, являются составной частью совокупного денежного дохода наемного работника, то он заинтересован в повышении доходности корпорации, т. е. в максимизации ее прибыли. Тем самым в обществе создаются (посредством акционирования) объективные условия для согласования экономических интересов наемных работников и предпринимателей.

Акционирование в рыночной экономике не ограничивается только работниками соответствующих корпораций. Все население свободно покупает и продает акции. Следовательно, создается ситуация, при которой владельцами акций становятся представите-

ли самых разных социальных групп, происходит становление общего экономического интереса, всеобщей заинтересованности в эффективной деятельности корпораций. Формирование общего экономического интереса способствует социально-экономической стабильности общества, преодолению атомиза-ции общества, предотвращению социальных конфликтов.

Инициатором гармонизации экономических интересов представляется государство. В современных условиях существенно возрастает роль государства в развитии экономики. В последнее время рассмотрение данного вопроса обычно ограничивается выдвижением и обсуждением аргументов «за» и «против» активной роли государства в регулировании экономических процессов, т. е. преобладает упрощенное толкование роли

государства в современном мире. Как правило, вне поля зрения исследователей остаются вопросы, связанные с гармонизацией экономических интересов субъектов рыночных отношений, оценкой его роли в организации экономической жизни общества.

Государство адекватно выражает интересы общества в том случае, если в них отражаются интересы основной массы населения. Эти интересы должны иметь один вектор развития. В свою очередь, игнорирование гармонизации экономических интересов как ключевого принципа осуществления государственной социально-экономической

политики несет в себе значительную угрозу экономической безопасности страны, отражаясь на межрегиональных, внутрирегиональных и международных отношениях.

Интересы государства как субъекта рыночных отношений

макроэкономические

1 Г

предпринимательские

1 Г

реформаторский

стабилизация и пропорциональное развитие экономики как целостной системы, придание ей высокой конкурентоспособности

получение стабильного дохода, рост национального дохода, валового национального продукта и увеличение национального богатства

развитие новых институциональных форм, изменение структуры общественного производства, сглаживание дифференциации в доходах населения, обеспечение согласованности интересов

Рис. 1. Интересы государства в рыночной экономике

Интересы государства как инициатора гармонизации экономических интересов и субъекта рыночных отношений можно классифицировать как интересы макроэкономические, предпринимательские, реформаторские (рис. 1). Макроэкономические интересы обусловлены необходимостью стабилизации, пропорциональности в развитии экономики как единого целого. Предпринимательские интересы связаны с тем, что государство выступает как собственник государственного имущества. Собственник должен заботиться о приросте собственности, ее рациональном использовании и накоплении. Это обусловливает заинтересованность государства в росте доходов от деятельности государственных предприятий и рациональном использовании других активов, в приращении национального дохода, валового общественного продукта и национального богатства. Государство, выполняя свои функции, выступает как реформатор. Его реформаторские интересы - развитие новых институциональных форм, изменение структуры общественного производства, сглаживание дифференциации в доходах населения, обеспечение согласованности экономических интересов.

Следовательно, экономический интерес государства в условиях становления социально ориентированной экономики имеет однонаправленный вектор развития с индивидуальными и предпринимательскими интересами субъектов рыночной экономики. Эта однонаправленность развития заключается в создании условий для роста благосостояния всего населения. Реализуется данный процесс при выполнении государством следующих функций: создание необходимых предпосылок для нормального функционирования рыночной экономики (обеспечение правовых основ экономических отношений); создание и регулирование денежной системы страны; прямой государственный контроль над экономикой и стратегическое планирование ее развития; обеспечение населения товарами и услугами, предназначенными для общественного потребления; государственное производство товаров и услуг (госсектор).

Реализация этих функций и формирует гармонизацию экономических интересов, которые обеспечиваются социальной ориентацией современной экономики, необходимым уровнем благосостояния всех слоев на-

селения, тем самым направляя развитие интересов субъектов хозяйствования в единый вектор. Векторы реализации экономических интересов субъектов рыночной экономики косвенно можно проследить по структуре валового внутреннего продукта по источникам доходов. Источники доходов населения, государства и предпринимателей характеризуют сочетаемость экономических интересов и их противоречивость.

Следует отметить, что осуществляемые в России преобразования существенно осложнили проблему согласования интересов, их развития в одном векторе. Проведенная приватизация привела к неравномерности распределения доходов между социальными группами, между работниками внутри предприятий, между регионами, между отраслями. Не совпадают интересы бизнеса, ориентированного на внешнеэкономическую деятельность и деятельность внутри страны, диапазон несогласования интересов весьма обширен и отличается различными взглядами на основные условия развития общества: труда, капитала, государственного регулирования. Появление множества интересов, их дифференциация не способствует налаживанию взаимодействия и регулирования системы интересов в одном векторе. Интересы общества, государства, хозяйственных структур оказываются в подчинении у личных, персонифицированных интересов. Именно об этом свидетельствует неравномерность распределения доходов в российской экономике (табл. 1). Высокое значение коэффициента Джини по заработной плате свидетельствует о сильной поляризации заработков и высоком удельном весе работников с низкой заработной платой.

Как известно, каждый экономический интерес имеет свое собственное содержание. Субъекты экономических отношений вступают в эти отношения для удовлетворения своих определенных потребностей. Экономические интересы и заключаются в объективной необходимости удовлетворения этих потребностей. Возникшие потребности участников экономических отношений вызывают их активные действия, т. к., известно, интересы двигают жизнью народов. Система экономических интересов многогранна. В рыночных условиях на первое место выдвигается личный интерес субъекта отношений.

Личный интерес представляет собой совокупность интересов личности, во всех формах проявления: как участника социальной группы, как члена определенного коллектива, как члена общества. В своем проявлении он выступает как интерес потребителя, производителя, участника обменных и распределительных отношений (рис. 2).

Поскольку интересы следует рассматривать как выражение производственных отношений соответствующего общества, постольку существуют данные отношения, то у субъектов этих отношений в зависимости от места и положения в системе возникнут именно те интересы, которые соответствуют этому положению.

В качестве примера исследуем интерес наемного работника. Как известно, в процессе производства потребляется рабочая сила и одновременно развиваются способности человека, создаются общественные и частные материальные блага, которые являются основой воспроизводства наемного работника. Причем наемный работник не только воспроизводит свою рабочую силу как ресурс, подобно другим факторам производства, но и выступает связующим звеном между произ-

водством и потреблением. Уровень потребления во многом определяется спросом наемных работников на рынке потребительских товаров и услуг. Поэтому наемный работник выступает и как главная производительная сила общества, и как основной потребитель.

Интерес наемного работника проявляется, прежде всего, в росте его доходов, в частности в заработной плате. Следует отметить, что в постсоветский период не была адекватно определена рыночная стоимость товара -рабочая сила. Поэтому в полном соответствии с законами рыночной экономики низкая цена труда стала приводить к ослаблению стимулов технологических преобразований, а следовательно, к закреплению диспропорций, консервации отсталой структуры производства. В итоге современная российская экономика столкнулась с замкнутым кругом: низкая цена труда ведет к отсутствию стимулов (у работников - к добросовестной работе, у работодателей - к техническому перевооружению). В свою очередь, низкая производительность порождает падение заработной платы, недоиспользование и обесценение трудового потенциала.

Таблица 1

Коэффициент Джини и коэффициент фондов в России 1992-2009 гг. [4]

Годы 1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,289 0,387 0,395 0,397 0,403 0,409 0,409 0,416 0,422 0,424 0,414

Коэффициент фондов (дифференциация доходов в разах) 8,0 13,5 13,9 14 14,5 15,2 15,2 16,0 16,8 16,9 15,8

Рис. 2. Система личных интересов субъекта рыночных отношений

Следует отметить, что для России характерна бедность работающих, доходы которых не достигают уровня прожиточного потребительского бюджета. При этом бедность неоднородна. Выделяют физическую бедность, когда речь идет о прямом недоедании, это примерно около 10 % численности населения. И бедность, когда доходы примерно вдвое выше прожиточного минимума, и свидетельствует она уже не о крайней, физиологической, а о социальной бедности, в ее пределах находятся примерно 60 % россиян.

В соответствии с данными статистики, примерно 65 % бедных проживали в городах, особенно в монопромышленных, оказавшихся в крайне бедственном состоянии. По территории страны бедность связана с общим региональным уровнем доходов, состоянием занятости и безработицы. В более тяжелые зоны попали часть регионов республик (Северный Кавказ), Волго-Вятский район, часть Восточной Сибири, Дальнего Востока, некоторые области Центра и Северо-Запада.

По отраслевому и профессиональному составу бедных больше всего среди работников бюджетной сферы, в сельском хозяйстве, в текстильной промышленности, машиностроении. Заработки в этих отраслях равнялись 40-70 % средней заработной платы в корпоративном секторе экономики. В этих отраслях занято около половины всех работающих. Во многих странах бюджетные отрасли, в частности образования, выступают в качестве определенного «щита» от бедности и нищеты. Но в России сфера образования в силу своих размеров спасает скорее от безработицы, при этом занятость здесь сопряжена с риском бедности.

Одной из ключевых причин высокого уровня экономической бедности выступает заниженная стоимость труда, причем как в частных структурах, так и в государственных организациях. Сохранение заработной платы, несоответствующей прожиточному потребительскому бюджету, не только ведет к снижению стимулов к труду, но и препятствует даже простому воспроизводству рабочей силы, что создает серьезные препятствия на пути преобразований, в т. ч. модернизации экономики. Так, согласно официальным статистическим данным, в 2009 г. оплата труда на основном месте работы не достигала ве-

личины прожиточного минимума у 14,9 % населения [5, с. 41].

Следует также отметить, что достижения в социальной сфере, имевшиеся в советское время, утрачены, а преодоление различий в уровне и качестве жизни населения сейчас не сформулированы в социальной политике страны. Несмотря на улучшение финансового состояния страны, диспропорции с финансированием социальной сферы не преодолены. На протяжении последних 20 лет социальная сфера остается второстепенной по отношению к экономике. Расходы федерального и региональных бюджетов по отдельным сегментам социальной сферы в сравнении с минимальными социальными стандартами занижены в разы. Бюджетное недофинансирование социальной сферы отрицательно влияет на развитие человеческого потенциала и экономику страны в целом.

Другой угрожающей стороной российской бедности выступает ее негативное воздействие на формирование и развитие человеческого капитала - так, 27,5 % крайне бедного населения составляют дети в возрасте до 16-ти лет, что, как правило, влечет за собой их маргинализацию, исключение из процесса социализации - бедность приобретает наследственный характер [4]. И, что самое опасное, становится институтом культуры, особой нормой поведения, специфическим неформальным институтом. В результате институциональная среда формируется и эволюционирует таким образом, что одним из ее компонентов становится бедность. Это обусловлено тем, что ориентация всей хозяйственной деятельности этой категории людей направлена на выживание, а не развитие и накопление. В этой среде люди практически не переключаются на новые виды деятельности и новые потребительские стандарты. Институциональная среда не способствует быстрому росту по следующим причинам: функция потребления в бедной стране характеризуется высокой склонностью к потреблению; в сфере предложения труда «бедняки» ориентированы на низкое социальное осознание необходимости трудиться.

Кроме того, необходимо учитывать то, что все характеристики бедности тесно взаимосвязаны. Неполноценность по одним критериям ведет к ущемлению по другим. Так, низкий доход не дает возможность получить

хорошее образование и эффективно заботиться о здоровье, затрудняет налаживание социальных связей. Плохое здоровье и образование не позволяют получить высокооплачиваемую работу, полноценно участвовать в жизни общества. В результате бедность превращается в особое устойчивое состояние индивида, образ его жизни, изменить который невозможно просто путем увеличения дохода. Следовательно, бедность порождает негативные институциональные и макроэкономические последствия. С другой стороны, она сама является следствием как институциональных (соответствующие моральные нормы и поведение), так и макроэкономических причин (низкий ВВП и невысокие темпы его роста). Поэтому в процессе гармонизации экономических интересов следует ориентироваться на постепенное исключение бедности из экономической ментальности населения страны.

Если вспомнить опыт СССР, то методы предупреждения бедности базировались на макрорегуляторах: сбалансированность низкой заработной платы и низких потребительских цен на продукты питания, лекарства; доступности культурных (образование, здравоохранение, отдых) и бытовых услуг (дешевое жилье и транспорт), основывающихся на весомых общественных фондах потребления, как централизованных, так и на уровне предприятий; действовали и групповые инструменты социального обеспечения для отдельных групп населения (инвалидов, детей-сирот, одиноких пожилых людей и т. п.). Данная система социальной ориентации распределительных отношений не была идеальной, но она была ориентирована на обеспечение прав человека и адекватна общемировому цивилизационному процессу.

Следовательно, специфическими проявлениями бедности в современной России выступают: высокий уровень экономической бедности как отражение деформации трудовых отношений; преобладание сельской бедности, принимающей наследственный устойчивый характер, обусловленный отсутствием эффективной стратегии развития сельских территорий; высокая межрегиональная дифференциация по уровню бедности, обусловленная отраслевыми и территориальными диспропорциями национального хозяйства

России; устойчивый воспроизводимый характер бедности, приводящий к деквалификации и депрофессионализации отдельных лиц или социальных групп, что влечет за собой их маргинализацию. Наличие низкой оплаты труда основной массы наемных работников - наглядный пример того, что экономические интересы наемных работников и собственников средств производства существенно отличаются.

Среди лиц, работающих не по найму, особую категорию составляют собственники средств производства, представляющие предпринимателей (работодателей). Собственники средств производства в рыночной экономике стремятся эффективно использовать вещественный фактор производства. Но в равной степени они также стремятся эффективно использовать и личный фактор производства - рабочую силу, наращивая тем самым в своих интересах размеры прибавочного продукта (прибавочной стоимости). По мнению А. Щербакова, работодатели сегодня имеют возможность занижать заработную плату. Это ущемление интересов работников негативно сказывается на воспроизводстве человеческого капитала, низкая зарплата способствует консервации старой техники и отсталых форм организации труда, сохранению низкой производительности, что в целом снижает доходность бизнеса [5, с. 42].

Наемные работники являются собственниками только своей рабочей силы. А поскольку они формально и реально отчуждены от средств производства и результатов труда, то заинтересованы не в эффективном использовании средств производства, а в величине причитающегося им продукта труда, т. е. в величине необходимого продукта в форме заработной платы.

Собственность наемного работника - его рабочая сила, способность к труду, и его экономический интерес состоит в ее сохранении и эффективном использовании, что означает наличие интереса наемного работника в максимизации своего дохода - заработной платы. Таким образом, борьба рабочего класса за свои права, прежде всего за повышение заработной платы, является непосредственным выражением его экономического интереса.

Рис. 3. Цели, интересы и потребности субъектов на рынке трудовых ресурсов

Между наемными работниками и работодателями складывается определенная система социально-трудовых отношений, позволяющая соединить средства производства и рабочую силу для осуществления производственного процесса (рис. 3). Однако сочетание интересов между этими группами весьма проблематично и требует правового решения данных процессов. Основная задача трудового законодательства состоит в регулировании трудовых отношений работников и работодателей на основе достижения баланса их интересов. Представляется важным включение норм о запрещении дискриминации в сфере трудовых отношений и о запрещении принудительного труда, об индексации заработной платы в условиях инфляции, об основных правах и обязанностях работника и работодателя, о разграничении полномочий в сфере трудового законодательства между федеральными органами государственной власти и органами субъектов федерации, о применении международного трудового законодательства.

Важной проблемой, требующей урегулирования в настоящее время и на перспективу, является защита работников в связи с задержкой выплаты им заработной платы. В случае такой задержки можно предусмотреть распространение действия ст. 395 ГК РФ об ответственности за неисполнение денежного обязательства на трудовые отношения, предусматривающей начисление и выплату ра-

ботникам процентов на сумму задержанных к выплате средств, а также убытков в части, превышающей сумму процентов. Под убытками следует понимать потери от инфляционного процесса и иные, связанные с задержкой выплаты заработной платы. В таких случаях в трудовом законодательстве надо предусмотреть право работника требовать компенсацию морального вреда. Работники переносят серьезные физические и нравственные страдания при отсутствии средств для своего существования. В рамках реализации права на самозащиту необходимо ввести норму об отказе работника от работы при задержке выплаты заработной платы, например, на срок более десяти дней. Представляется необходимым уже в настоящее время ввести норму об увеличении оплаты времени простоя не по вине работника до величины тарифной ставки (оклада). В будущем (при экономической стабилизации) такая оплата должна быть в размере средней заработной платы.

Таким образом, гармонизация интересов субъектов рыночных отношений достигается через обеспечение: законности и правопорядка; прав собственности; устойчивости национальной валюты; стимулированием деловой активности и борьбой с монопольными тенденциями; обеспечением населения товарами и услугами, предназначенными для общественного потребления; регулированием денежного обращения; гармонизацией

взаимоотношений между трудом и капиталом, между предпринимателями и наемными работниками; регулированием внешнеэкономической деятельности, включая экономическую безопасность страны.

1. Токвиль А. Путешествие по Америке. Нью-Хейвен, 1959.

2. Гинс Г.К. Предприниматель. М., 1994.

3. Глазьев С. О практичности количественной теории денег, или сколько стоит догматизм денежных властей // Вопросы экономики. 2008. № 7.

4. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: статистический сборник // Росстат. М., 2009.

5. Человек и труд. 2010. № 6.

Поступила в редакцию 11.04.2011 г.

UDC 331.965

HARMONIZATION OF ECONOMIC INTERESTS: MAINTENANCE, PROBLEMS, PROSPECTS Aleksey Viktorovich BULGAKOV, Saratov State Socio-Economical University, Saratov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Money and Credit Department, e-mail: SABulgakova@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Artyom Stanislavovich SIROTOVSKY, Saratov State Socio-Economical University, Saratov, Russian Federation, Postgraduate Student of General Economic Theory Department, e-mail: SABulgakova@yandex.ru

In article the maintenance, problems, prospects of harmonization of economic interests is described. On the basis of the given positions the conclusion becomes that harmonization of interests of subjects of market relations is reached through maintenance: legality and the law and order, the property rights, stability of national currency, stimulation of business activity and other factors.

Key words: harmonization; economic interests; managing subjects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.