♦
♦
Данное обстоятельство объясняется тем, что от разработки и реализации этих программ зависит не только технологический, но и социальный прогресс, экономическая конкурентоспособность страны в целом, ее место в мировой экономике, способность развивать демократические институты и многие другие параметры. В такой ситуации определяющими становятся не только последствия внедрения информационно-коммуникационных технологий, но и те принципиально новые возможности, которые появляются в обществе.
Таким образом, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий служит ключевым фактором, определяющим ускоряющийся процесс информационной глобализации, которая становится характерным явлением настоящего времени.
Распространение ИКТ посредством Интернета и локальных сетей во все большие сферы нашей жизни,
сектора экономики и бизнес-процессы улучшает их качество, придает динамичность, производя все большие структурные сдвиги в экономике.
1. Дергачев В.А. Глобалистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2. Дятлов С.А. Развитие информационно-коммуникационных технологий и его влияние на экономику. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
3. Манохин В.А. Развитие рынка информационных ресурсов в России // Вестник СГСЭУ. 2009. № 2 (26).
4. Никитенкова М.А. Влияние развития информационнокоммуникационных технологий на формирование инфраструктуры инновационной экономики // Россия и Америка в 21 веке. 2010. № 1.
5. Удовик В.Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном обществе. М.: МГТУ «МАМИ», 2010.
6. Устинова Н.Г. Новые типы организаций в информационной экономике. // Вестник СГСЭУ. 2006. № 14.
УДК330117 а.С. Сиротовский
ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ В ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
Предметом исследования служит согласование экономических интересов субъектов экономики в условиях становления постиндустриального общества. Целью работы является обоснование гармонизации интересов субъектов экономики на основе теории общественного выбора. Методологическую основу работы составляют системный анализ экономических интересов, диалектический метод познания, институциональная и эволюционная теории, теория общественного выбора, в рамках которой выделены субъекты экономики - избиратели, политики, чиновники, бизнес и государство. В результате исследования доказано, что каждый субъект имеет свои специфические интересы, которые требуют согласования. Предложены основные направления гармонизации интересов. Они могут служить основой при формировании системы организационных и управленческих решений по реализации социально-экономической политики с целью повышения уровня и качества жизни населения, оптимизации условий жизнедеятельности. Результаты исследования могут быть использованы в экономическая политике, а также теории и практике хозяйствования.
Ключевые слова: субъекты гармонизации, избиратели, политики, чиновники, бюрократия, бизнес, государство, механизм гармонизации.
A.S. Sirotovskiy
HARMONIZATION OF INTERESTS OF SUBJECTS OF ECONOMY IN THE THEORY OF PUBLIC CHOICE
The subject of study is harmonization of economic interests of economic actors under conditions of post-industrial society. The aim of the study is to show harmonization of the interests of economic entities on the basis of public choice theory. The methodological basis of the work is systematic analysis of economic interests, dialectical method of knowledge, institutional and evolutionary theory, and theory of public choice. In the framework of public choice theory the author distinguishes the following actors: voters, politicians, bureaucrats, business and government. The study proves that each subject has its own specific interests which require coordination and harmonization. Basic directions of harmonization of interests are offered that can serve as the basis for developing organizational and administrative decisions on the implementation of socio-economic policies in order to improve the level and quality of life, optimize living standards. The results of the study can be used in economic policy as well as theory and practice of management.
Key words: harmonization of actors, voters, politicians, bureaucrats, bureaucracy, business, state, mechanism of harmonization.
Теория общественного выбора изучает политический механизм формирования макроэкономических решений или политику как разновидность экономической деятельности. В рамках этой концепции субъектами рынка являются избиратели, политики, чиновники, политические
партии и государство. Каждый субъект имеет свои специфические интересы, содержание которых определяется характером всей системы производственных отношений, а также местом данного субъекта в конкретной экономической системе [5, с. 39].
♦---------------------------------------------------
Любые экономически значимые решения принимаются людьми, максимизирующими значение своих функций полезности. Суть заключается в типичных рациональных реакциях на объективно сложившиеся ограничения и стимулы - именно они лежат в основе доминирующих тенденций экономического поведения человека.
При этом не исключаются: разнообразие индивидуальной полезности, соблюдение моральных норм, альтруистическое поведение, выполнение общественного долга, власть и престиж.
Как известно, рыночный механизм приводится в действие несовпадением интересов продавца и покупателя. Они максимизируют свои функции полезности, оставаясь в пределах ограничений. При этом состав, структура и иерархия предпочтений и ценностей меняются в зависимости от уровня развития, степени удовлетворения потребностей, решения поставленных задач [2, с. 41]. Для продавца целью является максимизация чистого денежного дохода, ограничителем - набор товаров и услуг, которыми он располагает. Для покупателя цель - товары и услуги, ограничитель - денежная сумма, которой он располагает. И покупатель, и продавец - носители институционально оформленных ролей. Из многообразия мотивов выделяются устойчивые интересы, формирующие логику экономического поведения и влияющие на поведение участников рынка.
Особое направление в гармонизации экономических интересов представляет собой производство и потребление общественных благ. Рядовой потребитель общественных благ выражает и защищает свои интересы в качестве избирателя. Избиратель обнаруживает свои предпочтения с помощью механизма голосования. Находящиеся в распоряжении ресурсы - собственное право голоса, участие в различных организациях, проведение и финансирование политических кампаний. Для общественного выбора характерна способность и стремление одних потребителей существенно влиять на решение других.
Феномен рационального неведения избирателей -это ситуация, когда с точки зрения индивидуальных интересов не представляется рациональным предпринимать существенные усилия для получения информации, которая способствовала бы более обоснованному общественному выбору. Это зависит от количества участников выбора. Информация, касающаяся общественных благ, сама является общественным благом. Затраты на ее получение оправдывают себя, лишь когда они принимаются в результате коллективного действия.
А его организация требует затрат. Если государство не снабжает избирателей достаточно полной информацией, каждый из них в отдельности вряд ли станет восполнять пробелы.
Природа общественного выбора ограничивает способность отдельного лица влиять на его исход. Избиратели, как потребители общественных благ, определяют не, допустим, конкретные размеры налогов, оборонные и образовательные программы, а состав органов власти. Голосуя на выборах, избиратели приобретают общественные блага «в едином пакете». Эти «единые пакеты» в виде предвыборных программ предлагают избирателям кандидаты. А детальные решения и контроль за их исполнением - функция профессиональных политиков.
-------------------------------------------------♦
Механизм голосования - универсальная модель коллективного принятия решений. Смысл голосования - выявить имеющиеся предпочтения по возможности их согласования. Это инструмент определения совокупного спроса на общественные блага. Чем больше голосов необходимо для принятия решения, тем менее вероятны частые и глубокие изменения в общественном секторе (если требуется 2/3 голосов, то система обнаруживает большую стабильность, чем, если процедура допускает принятие решений простым большинством).
Способность механизма голосования обеспечить результативный выбор при любом сочетании индивидуальных предпочтений называется универсальностью, а способность обеспечить сравнение любой возможной альтернативы и признание одной из них равноценной или превосходящей носит название полноты процедуры. Конфликты интересов не позволяют находить решение, полностью удовлетворяющее всех. Рациональным принято называть выбор, для которого характерны одновременно полнота и транзитивность.
Инициатором гармонизации экономических интересов должно быть государство. Государство адекватно выражает интересы общества в том случае, если в них отражаются интересы основной массы населения, которые должны иметь один вектор развития. В свою очередь, игнорирование гармонизации экономических интересов как ключевого принципа осуществления государственной социально-экономической политики несет в себе значительную угрозу экономической безопасности страны, отражаясь на межрегиональных, внутрирегиональных, международных отношениях.
Интересы государства как инициатора гармонизации экономических интересов и субъекта рыночных отношений можно классифицировать на макроэкономические, предпринимательские, реформаторские. Макроэкономические интересы обусловлены необходимостью стабилизации, пропорциональности в развитии экономики как единого целого. Предпринимательские интересы связаны с тем, что государство выступает как собственник имущества, который должен заботиться о приросте собственности, ее рациональном использовании и накоплении. Это обуславливает заинтересованность государства в росте доходов от деятельности государственных предприятий и рациональном использовании других активов, в приращении национального дохода, валового общественного продукта и национального богатства. Государство, выполняя свои функции, выступает как реформатор, в чьих интересах - развитие новых институциональных форм, изменение структуры общественного производства, сглаживание дифференциации в доходах населения, обеспечение согласованности экономических интересов.
Гармонизация интересов бизнеса и государства, их взаимоотношения формируются в развитых рыночных системах на основе определенных принципов: государство определяет правовые рамки деловой активности; ограничивает рыночные отношения; выступает в качестве потребителя, перераспределяя и контролируя часть ВВП; сохраняет разумные экономические условия, обеспечивая допустимый уровень инфляции и безработицы; использует бизнес в качестве важного поставщика ресурсов для государства.
♦
♦
В современной экономической литературе описываются две модели взаимодействия интересов государства и бизнеса: плюралистическую и неокорпоратист-скую. В плюралистической модели государство рассматривается как внешняя сила, роль которой заключается в выработке совместно с бизнесом правил регулирования, разрешения конфликтов, с которыми не может справиться само деловое сообщество, в поддержке национального бизнеса на международных рынках. В плюралистической модели взаимодействие бизнеса и государства предполагает множество групп давления, конкурирующих между собой за влияние на государственную политику; лидерство в группах давления, адекватно учитывающих реакцию своих членов. Государство при этом должно сохранять нейтралитет, хотя группы давления могут выдвигать ему свои предложения.
Неокорпоратистская модель основывается на наличии институциональных форм правления, в которой организации, представляющие основные экономические интересы (профсоюзы и союзы работодателей), получают привилегии и возможность участвовать в разработке законопроектов и политических решений в обмен на принятие ответственности и обязательств по содействию государству в управлении обществом. Для этой модели характерна ориентация на партнерство и сотрудничество различных профессиональных и социальных групп, гарантия достигнутого уровня жизни, предотвращение возможных потрясений и потерь. Главным считается обеспечение стабильности и успешного развития национальной экономики в целом.
Повысить активность бизнеса в решении задач, стоящих перед экономикой, можно обеспечив согласование интересов бизнеса и государства, четко определив стратегию преобразований и приоритеты. Для этого следует использовать традиционные инструменты экономической политики: налоги, таможенные тарифы, льготные кредиты, дотации, государственные инвестиции, а также санкции, способные ограничить отток финансов за рубеж. Администрация Президента РФ определила следующие приоритеты экономической политики: техническое обновление устаревшей базы материального производства; увеличение доли наукоемких, высокотехнологических отраслей; перестройка структуры экономики с увеличением доли машиностроения, с ориентацией на выпуск экспортной продукции.
Вместе с тем следует отметить, что сегодня только 9,6% предприятий работают на основе использования новых технологий и способны выпускать конкурентную на мировом рынке продукцию [3, с. 8]. Остальные 90,4% выпускают продукцию на устаревшей основе. Представляется, что в стратегии социально-экономического развития акцент следует перенести не на экспорт, а на расширение внутреннего рынка. Только в результате ускоренного обновления машиностроительного комплекса возникнут условия для обновления предприятий других отраслей.
Многое зависит от заинтересованности собственников предприятий. Но по данным ТПП, только 7% опрошенных предпринимателей заявили о готовности осваивать новые технологии, покупать лицензии и патенты; 93% - такого стремления не проявили [1, с. 41]. Для
повышения интереса собственников к инновациям государству следует использовать наряду с административными рыночные инструменты, стимулируя инновационное развитие, участвовать в нем в форме государственно-частного партнерства.
К сожалению, кризис выявил характер пореформенного государства, действующего в интересах олигархического капитала, так как средства из государственного бюджета были выделены финансовобанковскому капиталу, а не реальному сектору. Кризис не повлек изменения в структуре общественного производства, а привел к дальнейшему обогащению олигархов [4, с. 22].
Небольшие группы, отстаивающие специальные интересы, имеют свои преимущества: они могут поощрять своих участников; выгоды от реализации специального интереса концентрируются внутри группы, а издержки распределяются во всем сообществе; собственная активность и рациональное неведение остальных дают группе интересов шанс повлиять на коллективное решение.
Отдельную группу представляют профессиональные политики, которые также имеют свои интересы. Они принимают детальные решения и осуществляют контроль за исполнением постановлений. Профессиональные политики - это посредники между избирателями и общественным сектором. Рациональное поведение политика - стремление получать как можно больше голосов избирателей. Борьба за голоса избирателей - общая тенденция политической жизни в демократическом государстве. Они должны конкретизировать предпочтения избирателей, которые несут на себе отпечаток рационального неведения и редко отличаются четкостью. Если интервал между выборами велик, избиратели во многом утрачивают влияние на общественный сектор. Фактическая поставка общественных благ зависит от работы государственного аппарата.
Рациональное поведение любого работника состоит в росте его доходов. Работники госаппарата заинтересованы иметь в своем распоряжении большее количество разнообразных ресурсов для решения задач, которые ставят перед ним политики, и вместе с тем определенную свободу в истолковании этих задач. Таким образом, работники госаппарата также представляют собой определенную группу интересов.
Группы интересов концентрируют усилия на формировании нужной им позиции не столько самих избирателей, сколько органов власти. Это достигается за счет лоббирования - разъяснения позиции соответствующей группы и ее аргументации. Существуют различные виды лоббирования: отраслевое (защита интересов отраслей или крупных объединений по отраслевому признаку через комитеты или отраслевые межфракционные депутатские группы - МДГ); региональное (отстаивание интересов региона региональными МПГ); социально-политическое (защита интересов политических партий через фракции); индивидуальное (защита интересов конкретных лиц и бизнес-структур по линии отдельных депутатов и комитетов).
Различия в активности и сплоченности групп специальных интересов и их ресурсных возможностей способны порождать заметные изменения позиций органов
♦------------------------------------------------------
власти. Конкуренция групп интересов за влияние на властные структуры связана со значительными издержками. Расходование ресурсов с целью получения от государства исключительных прав и преимуществ, приносящих их обладателям выгоды за счет других членов общества, называют погоней за рентой. Степень влияния групп специальных интересов может лимитироваться политической культурой, эффективным функционированием демократических институтов.
В теории общественного выбора госаппарат и его служащие обозначены термином «бюрократия». Бюрократия не производит экономического блага, имеющего ценностную оценку, и извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в силу своего положения бюрократия не отражает непосредственно интересы избирателей. Она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Бюрократический аппарат становится главным проводником лоббистских интересов в процессе принятия государственных решений. Благосостояние бюрократии обусловлено их положением в общественной иерархии и уровнем оплаты, определяемым объемом и сложностью возложенных на них функций, масштабом контролируемых ресурсов, а также численностью подчиненных, вследствие чего растет спрос на объем и структуру общественных благ. Это приводит к увеличению общественного сектора и стремлению к монопольному положению.
Для бюрократии характерны: стремление ускорить ход дела административными методами; абсолютизация формы в ущерб содержанию; принесение стратегии в жертву тактике; подчинение цели организации задачам ее сохранения. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений. Устаревшие программы не отменяются, при этом издаются все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот. Все это требует дополнительных средств для решения простых вопросов. Провалы с реализацией принятых раньше программ требуют увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию госаппарата - людей, занятых поиском политической ренты.
Бюрократии присущи следующие признаки: она не избирается, а назначается; не производит экономических благ, имеющих ценностную оценку; не получает доход с продаж, поскольку поставляет общественные блага; предложение общественных благ зависит не от цены, а от выделенного бюджета. Бюрократия, как политики и избиратели, имеет собственный интерес, ищет пути максимизации собственной полезности. А поскольку для бюрократа в понятие полезности входят жалование, служебные привилегии, общественная репутация, власть, то большая часть полезности зависит от величины бюджета. Поэтому бюрократ стремится максимизировать размер бюджета. Если это удается, то, как правило, это означает отвлечение реальных ресурсов от альтернативных, более высоко оцениваемых потребителями, способов их использования. В результате общество сталкивается с потерей благосостояния потребителей и дополнительным приобретением благосостояния бюрократией, извлечением бюрократической
------------------------------------------------♦
ренты*. Следовательно, бюрократия заинтересована в большем количестве ресурсов и отсутствии четких и универсальных критериев оценки результативности их деятельности. Информированность бюрократии и ее реальное влияние на принятие политических решений ведут к избыточным затратам ресурсов в общественном секторе и консервации неоптимальных вариантов его развития. Для бюрократии характерны склонность к расточительству и стремление к стабильности.
Статус бюрократии как особого слоя общества, стоящего на службе господствующего класса и правящей партии, придают следующие факторы: служебная иерархия и должностное категорирование («табель о рангах»); специфический порядок приема и увольнения с работы, продвижения по службе; особый режим работы и отдыха; условия оплаты труда и пенсионного обеспечения, отличающиеся от общего трудового законодательства; стабильность занятости и материального положения. Эти преимущества связаны с необходимостью соблюдения особой государственной этики поведения (работники госаппарата не имеют права участвовать в забастовках, принадлежать какой-либо партии и вести коммерческую деятельность). Люди, занятые в государственных структурах, должны руководствоваться общественными интересами, их деятельность направлена на соблюдение законности и решение социальных задач современного общества. Все это требует от них высоких нравственных качеств, неподкупности, честности и справедливости, коммуникабельности, коллективизма, солидарности, культуры, профессионализма. Поэтому требования к профессиональному отбору людей для государственной деятельности выше, чем в каком-либо ином виде деятельности.
1. Белозерова С. Модернизация и кадровое обеспечение российской промышленности // Человек и труд. 2011. № 7.
2. Митяева Н.В. Природа неоднородных экономических систем // Вестник СГСЭУ. 2004. № 9.
3. Примаков Е.М. Вызовы времени и проблемы социально-экономического развития современной России // Эксперт.
2010. № 5.
4. Ракоти В. К вопросу о модернизации // Человек и труд.
2011. № 10.
5. Федорова Ю.В. Соотношение индивидуального и общественного интереса при производстве общественных благ // Вестник СГСЭУ. 2011. № 1 (35).
* Денежное содержание в 2009 г. у министров, депутатов и членов Совета Федерации составило 160 тыс. руб. в месяц плюс ежеквартальные премии около 30 тыс. руб. Губернаторы и региональные депутаты сами устанавливают себе зарплату. Денежное вознаграждение мэра Москвы на 2009 г. - 800 тыс. руб. в месяц.