11. Михайлов C.B. Категория интереса в российском гражданском праве. М.: Статут, 2002. 205 с.
12. Молчанов A.A., Шуваев A.B., Куртяк И.В. Защита неимущественных прав полиции: научно-практическое пособие. СПб.: Изд-во СПбУ МВД России. 2015. 136 с.
13. Пассек Е.В. Неимущественный интерес в обязательстве. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1893. 217 с.
14. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
15. Римское частное право / под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Петерского. — М.: Юрид. изд-во, 1948. — 583 с.
16. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров; изд. 4-е. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
17. Черниловский, 3. М. Всеобщая история государства и права [Электронный ресурс] II Сайт «Книги по праву, правоведение». — Режим доступа : http ://adhdportal.com/book_3133_chapter_15_Glava_tretja_Drevnijj_Rim.html.
18. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права. Философия права. — Т. 1. Часть теоретическая. — Вып. 1—4. — М.: Издание Бр. Башмаковых, 1910. — 839 с.
19. Шуваев, A.B., Пархоменко, И.К., Попова, Е.С. Актуальные проблемы обеспечения доказательств в гражданском процессе II Вопросы современной юриспруденции. — 2016. — № 61. — С. 28—34.
© Максимов В.А., 2017
УДК 340.12 ПИРОЖОК Светлана Сергеевна
Адъюнкт кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-76; +7 (952) 261-50-60 E-mail: [email protected]
PIROZHOK Svetlana Sergeevna
Post graduate of the Department of Theory of State and Law of the Saint-Petersburg
University of the MIA of the Russia Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-76; +7 (952) 261-50-60 E-mail: [email protected]
Гарантирование прав и свобод гражданина -атрибутивная черта социального правового государства (по работам Роберта фон Моля)
Guaranteeing the rights and freedoms of the man and citizen as attributive feature of the social constitutional state (based on the works of Robert von Mohl)
Статья посвящена анализу теоретического наследия, выдающегося государствоведа и политического деятеля Германии XIX в. Роберта фон Моля (1799-1875). Особое внимание уделено концепции социального правового государства Р. фон Моля и обоснованию учёным вывода о том, что гарантирование прав и свобод гражданина является атрибутивной чертой социального правового государства. Проанализированы взгляды Р. фон Моля на роль полиции в осуществлении социальной функции государства и обеспечении прав и свобод гражданина.
Ключевые слова: Роберт фон Моль, полицейское государство, правовое государство, социальное государство, государственное управление, полиция, права и свободы гражданина, государственные гарантии.
This article analyzes the theoretical heritage of Robert von Mohl - outstanding Germany state researcher and political figure of the XIX century. Particular attention is paid to the concept of the constitutional state of R. von Mohl and his substantiation of concluding that guaranteeing the rights and freedoms of citizen is the attribute feature of the social constitutional state. The views of Robert von Mohl about role of the police in the social functions of the state and ensuring the rights and freedoms of citizens are analyzed.
Keywords: Robert fon Mol, state police, jural state, social state, government, police, rights and freedoms, the state guarantees.
Оптимальным условием реализации личностью своих прав и свобод является наличие социального правового государства, в рамках которого возможны не только исполнение, использование и применение права посредством гарантированности последнего, но и обеспечение законных интересов личности путём создания необходимых для этого основ. В контексте поиска путей построения социального государства в рамках национальных политико-правовых систем важным является определение концептуальных основ социального правового государства, развитие теории социального государства и выявление признаков и специфики социального государства в условиях современного мира. Поэтому до
настоящего времени не теряет актуальности ретроспективный анализ генезиса и эволюции правовой теории социального государства, объясняющей, как реализуется социальное предназначение государства, как функционируют его государственные органы, какими правовыми средствами обеспечиваются права и свободы гражданина. Определение основных этапов развития теории социального правового государства, выявление персонального вклада учёных в раскрытие сущности социального государства, описание основных подходов к определению пределов участия государства в жизни граждан позволят оценить возможности рецепции идеи социального государства современными госу-
дарственно-правовыми системами. Не случайно не снижается интерес исследователей к теоретическому наследию полицеистов [28, с. 764-786], опиравшихся на философию эвдемонизма [29, с. 236-242], и к творчеству видного мыслителя и государственного деятеля Германии XIX в., автора теории общественного блага и концепции социального правового государства Роберта фон Моля (1799 - 1875) [31, с. 49-60]. "
Человек, общество, государство и их роль в управлении общественной жизнью стали предметами научных изысканий Р. фон Моля, результаты которых нашли выражение в его многочисленных работах. В их числе труды, получившие мировую известность и признание научной общественности: «Das Staatsrecht des Königreiches Württemberg» [6], «Die Polizeiwissenschaft nach den Grundsätzen des Rechtsstaates» [8; 9; 10], «Encyklopädie des Staatswissenschaften» [11; 12], «Die Geschichte und Literatur der Staatswissenschaften» [7], «Staatsrecht, Völksrecht und Politik» [13; 14].
Р. фон Моль активно оперировал понятиями «полицейское государство» и «правовое государство» [10, S. 10]. В научный оборот они были введены в начале XIX в. [27, с. 183-194]. Характеризуя государство всеобщего благоденствия и правовое государство, ученые отмечали, что обе государственные формы основываются на атомистической механистической картине человеческого мира Декарта, созданной в эпоху рационализма. Существенное различие между формами состояло в том, что идея полицейского государства, стремившегося стать государством всеобщего благоденствия, основывалась на признании автономии целого, идея правового государства строилась на признании приоритета независимости индивида.
Полицейское государство Германии формировалось в условиях разложения феодализма и доминирования государственных задач по обеспечению автономии и государственного суверенитета. Ликвидация сословной разобщенности внутри государства должна была сыграть важную роль при позиционировании государства на международной арене. Организация внутренней жизни государства, решение проблем в сфере государственного управления строились на основе представлений об общественном благе. Вся публичная и частная жизнь в Германии XIX в. находилась в сфере управления государством; сфера самоорганизации индивидов была минимизирована. В таких условиях особое значение придавалось силовым органам, уполномоченным в своей деятельности применять принуждение. Аппарат принуждения широко использовался правителем для реализации собственной воли, направленной на решение задач в различных сферах общественной жизни, и стал организационной основой полицейского государства. Полицейское государство Германии XIX в. характеризовалось мельчайшей детализацией частной сферы жизни индивида, господством духа коллективизма, гетерономностью целевых установок государства для индивидуумов.
По мере того, как в германских государствах стабилизировался внутренний полицейский порядок, росла потребность в развитии свободы и беспрепятственности воле и действиям индивидуумов [18, S. 28-29]. Осмысление такой потребности нашло отражение в теории правового государства, которая получила своё начало в трудах Г. Гроция и окончательно оформилась в сочинениях И. Канта и его последователей. Правовое государство И. Кант рассматривал с формальной точки зрения и характеризовал его как государство, представляющее со-
бой «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» [25, с. 233]. Он выступал против государства всеобщего блага и государственного эвдемонизма, противопоставляя им идеал формального правового государства [16, Я. 129-165]. «Никто не может принудить меня быть счастливым так, как он хочет (так, как он представляет себе благополучие других людей)», — подчеркивал И. Кант [26, с. 184-186].
Идеям Б. Спинозы, Г. Гуго, И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля противопоставлял свою теорию К.Т. Велькер [21, с. 22]. Правовое государство, по Велькеру, — это государство, основанное на разуме и свободной воле, ставящее целью «достижение добродетели и гуманности и чрез них всеобщего благополучия посредством объективной формы права и в ней» [23, с. 479].
Р. фон Моль полагал, что «государство есть длительный унифицированный организм, который руководит общей волей граждан и поддерживается населением, имеет своей задачей содействовать насущным потребностям жизни и разрешенным целям народа, расположенного на определенной ограниченной территории, а именно, потребностям как отдельных граждан, так и их объединений, в случае, если такие потребности не могут быть удовлетворены их собственными силами» [11, Я. 71]. Перед правовым государством, считал Моль, стоит несколько важных задач:
— обеспечение и поддержание правопорядка на всей территории государства;
— поддержка благоразумных человеческих целей как отдельных граждан, так и их объединений [11, Я. 326], а также помощь и содействие в их осуществлении [10, Я. 4].
Государство Р. фон Моля — это государство, интегрировавшее черты и полицейского, и правового государств. Правовое государство в теории Моля выступало не абсолютной антитезой полицейскому. Такой подход к анализу сущности государства был детерминирован спецификой политического и социально-экономического развития Германии в первой половине XIX в., которая и определила особенности политико-правовой мысли немецкого общества: либерально настроенная интеллигенция (в отличие от французской и английской) допускала государственное вмешательство в различные сферы человеческой жизни, не умаляя при этом роли самого человека и общественных организаций.
Р. фон Моль стремился к балансу между автономией целого, свойственной полицейскому государству, и автономией индивида, доминировавшей в правовом государстве. Помощь и содействие гражданам Р. фон Моль рассматривал как атрибутивную функцию государства. Реализация функции помощи и содействия, считал Моль, требовала изменений в системе государственного управления: создания самостоятельной отрасли государственного управления, призванной обеспечивать удовлетворение социальных потребностей и нужд. С этого момента началась новая эпоха осмысления предназначения государства. Р. фон Моль пошел намного дальше своих предшественников и современников в понимании правового государства.
Правовая теория Р. фон Моля обосновывала необходимость перехода от полицейского государства к правовому, основанному на юридических отношениях между государством и гражданином.
Появление правоотношений государства и личности влекло за собой обособление публично-правовой сферы общественных отношений и формирование системы
юридических гарантий, обеспеченных силой государственного принуждения и его органами. На смену государственной опеке населения, считал Моль, должно придти политическое управление, основанное на подчинении его закону, признании и уважении прав и свобод человека, разделении властей.
Гарантиями обеспечения прав и свобод гражданина [10, Я. 60] Р. фон Моль рассматривал различные правовые, организационные, политические, экономические и социальные средства и меры государственной политики.
Основу правовых гарантий обеспечения прав и свобод человека, считал Моль, составляют:
— конституция, отражающая конкретные жизненные интересы и закрепляющая потребности граждан в форме прав и свобод; конституция, отличающаяся стабильностью существования и неизменностью своих принципиальных норм;
— принцип равенства граждан перед законом, который имел двоякое функциональное назначение:
во-первых, установление обязанности «равного конституционного послушания всех участников в государстве» [11, Я. 327];
во-вторых, право равной защиты граждан.
Условие реализации принципа — обязанность государства предоставить и обеспечить определённый набор гарантий объективного применения ко всем субъектам норм его законодательства. Правовая защита граждан — необходимое условие, обеспечивающее существование правового государства, считал Моль («задача, которую ставил перед собой Р. фон Моль, заключалась прежде всего в том, чтобы связать правительство и управление — до того времени основу и монопольную сферу бюрократически-абсолютистского полицейского государства, а также законодательство твёрдыми правовыми принципами и формами» [3, Я. 118-119]);
— система народного представительства — «гарантия прав гражданина государства» [11, Я. 238] и средство реализации его политических прав. «Цель представительства есть обеспечение от злоупотребления правительственной властью, обеспечение, не порождающее беспорядка....» [11, Я. 238]. Р. фон Моль, тщательно изучив существующие взаимоотношения человека и государства, считал необходимым условием поступательного развития государства и успешного достижения человеком своих целей и потребностей введение института народного представительства. По мнению Моля, это отвечало требованиям современной ему эпохи: «...в больших государствах нового времени представительство есть единственный возможный способ участия массы, и опыт доказывает, что оно может дать обеспечение для всех» [11, Я. 239];
— обоснование права на предоставление услуг, направленных на удовлетворение целей народа и отдельной личности, которое впоследствии стало рассматриваться в качестве источника социально-экономических и культурных прав человека, включая право на достойное существование;
— совершенствование законодательной техники посредством привлечения к законотворчеству экспертов, проведения статистических исследований, организации открытых обсуждений социальных проблем в прессе, проведения совещаний и консультаций, активного привлечения учёных к анализу и оценке законопроектов, знакомство с зарубежным опытом [24, с. 133].
К организационным условиям и средствам обеспечения гарантий прав и свобод гражданина Р. фон Моль относил поддержание правопорядка во всём государстве. Обеспечение правопорядка выступило необходимым условием развития государства и всех его подданных. Одним из средств поддержания правопорядка Р. фон Моль считал «применение наказаний за неповиновение подданных государственной власти» [11, Я. 234]. Отвечая на вопросы: «можно ли разумно говорить о праве на парализацию государства в отправлении самых определенных его обязанностей? ... каким образом подобное всеобщее разложение может быть гарантией прав?» [11, Я. 233-237].
В качестве политических гарантий обеспечения прав и свобод гражданина Р. фон Моль рассматривал:
— организацию и функционирование органов государственной власти на основе законов и во исполнение их. Государственные органы обязаны проявлять уважение к закону и не должны принимать мер, нарушающих признанное действующими в стране законами публичное или частное право. Право, считал Моль, должно стоять выше соображений целесообразности и государственной выгоды [24, с. 117];
— участие граждан в общественном контроле определённых сфер правительственной деятельности. Это право — конкретная форма гарантии обеспечения прав человека от незаконного вмешательства правительства. (Р. фон Моль переосмысливает место и роль человека и общества в государственных делах, определяя их как регулирующую и контролирующую силу. По сути, обществу он придаёт статус самостоятельного субъекта политического процесса, которому государство делегирует определённые обязанности: участие в управлении, в отправлении правосудия (через присяжных заседателей), в попечении о бедных и др. [11, Я. 230]);
— юридические последствия, которые вытекают из неправомерных действий государственной власти [11, Я. 230 - 231];
— право требования возмещения убытков, причиненных неоправданным вмешательством или произволом государственного управления в случае принудительного отчуждения собственности [11, Я. 228].
Экономическими и социальными гарантиями обеспечения прав и свобод гражданина, по мнению Р. фон Моля, выступили:
— меры социальной политики правового государства по повышению материального благополучия населения. Опираясь на анализ состояния социальных слоёв, занятых производительным трудом (прежде всего рабочих фабрик), Моль считал необходимыми изменение трудовой политики государства, регулирование условий на рынке труда, подчеркивая, что «никак не следует упускать из виду опасности, которая возникла бы из одновременного впадения в отчаяние многочисленных классов и угрожала бы нерушимости прав государства и частных лиц» [11, Я. 319]. (Моль пришел к выводу, что, являясь обязанностью государства, социальная помощь и поддержка призваны были не только обеспечить основные права и свободы личности, но и создать условия поступательного физического и духовного личностного роста. Р. фон Моль не сформулировал содержание права граждан на социальное обеспечение, но неоднократно отмечал, что без государственной помощи бороться с проблемой бедности невозможно, что помощь и поддержка государства должны носить адресный характер, что социальная политика должна
включать в себя средства борьбы с иждивенчеством и расточительством);
— наличие экономической свободы при законодательном закреплении границ деятельности государства и его обязанностей по отношению к человеку и обществу.
Полиция как часть органов государственного управления также должна содействовать осуществлению прав и свобод человека и гражданина. Но, подчеркивал Моль, не следует упускать из внимания, что, чем сильнее на основе полученных прав и свобод развиваются силы индивидов и групп и чем больше эти силы распадаются, тем больше усилий должно выделяться на единую власть, чтобы эту совокупность удержать и сохранить.
Полиция посредством устранения ограничивающих препятствий обеспечивала права и свободы гражданина, делала индивидуума свободным. Обеспечивая комплекс мер государственной социальной политики, полиция выступила основным гарантом прав и свобод гражданина, являлась органом, служащим для человека и во имя общественного блага.
Участие полиции в управленческой деятельности создавало лишь основные условия для того, чтобы каждый имел шанс самостоятельно определять свои жизненные интересы, ставить жизненные цели и достигать их. Полиция, имеющая полномочия на использование различных средств воздействия на общественные отношения, была призвана уравнять шансы различных людей на достижение материального блага.
Характеристика Р. фон Молем правового государства включала утверждение, что каждое направление государственной деятельности должно содействовать осуществлению прав и свобод гражданина.
Таким образом, выдающийся государствовед и политический деятель Германии XIX в. Р. фон Моль внес
важный вклад в рассмотрение проблем, касающихся полицейского и правового государств, прежде всего их социальной сущности. Переосмыслив назначение государства в регулировании общественной жизни в условиях Нового времени, Моль разработал оригинальную правовую теорию государства и обосновал необходимость реализации государством в условиях Нового времени функции помощи и содействия населению. Такую функцию Моль рассматривал как атрибутивную в правовом государстве.
Важной частью концепции Р. фон Моля явилась характеристика системы гарантий прав и свобод гражданина, которая должна обеспечиваться средствами социального правового государства. Условием гарантиро-ванности прав и свобод Моль считал плодотворное взаимодействие государства и общества, состоящего из свободных личностей, реализующих свои экономические, профессиональные, культурные и другие интересы через легальные автономные от государства организации и институты, а также через организации, взаимодействующие в этих целях с государством. Полицию Моль рассматривал как структурно-функциональный элемент государственной власти. Полиция, считал Моль, в правовом государстве должна выступать основным гарантом прав и свобод гражданина, служить человеку и работать во имя общественного блага. Реализуя меры социальной политики государства, полиция призвана уравнять шансы различных людей на достижение материального блага и реализацию иных прав и свобод. Идеи Р. фон Моля нашли своё развитие в учениях о государстве и праве [1, Я. 462-472; 2, Я. 185-193; 4, Я. 116-127; 5, Я. 431-528; 15, Я. 589-613; 17, Я. 1-30; 19, Я. 35-50; 20], а также в практике государственного строительства стран Нового и Новейшего времени [30, с. 33- 37].
Список литературы:
1. Angermann Е. Die Verbindung des «polizeistaatlichen» Wohlfahrtsideals mit dem Rechtsstaatsgedanken im deutschen Frühliberalismus. Eine Studie über die Verwaltungslehre Robert von Mohls II Historisches Jahrbuch im Auftrage der Görres-Gesellschaft. 1955. Bd. 74. S. 462-472.
2. Angermann E. Republikanismus, amerikanisches Vorbild und soziale Frage 1848. Eine unveröffentlichte Flugschrift Robert Mohls II Die Welt als Geschichte. Eine Zeitschrift für Universalgeschichte. 1961. Jg. 21. S. 185-193.
3. Angermann E. Robert von Mohl 1799—1875. Leben und Werk eines altliberalen Staatsgelehrten. Neuwied: Luchterhand, 1962. 470 S.
4. Friedrich M. Robert von Mohls Auseinandersetzung mit dem Allgemeinen deutschen Staatsrecht des 19. Jahrhunderts II Politik, Philosophie, Praxis: Festschrift für Wilhelm Hennis zum 65. Geburtstag. Stuttgart, 1988. S. 116-127.
5. Meier E. Robert von Mohl II Zeitschrift für die gesammte Staatwissenschaft. Bd. 34. H. 3. 1878. S. 431-528.
6. Mohl R., von. Das Staatsrecht des Königreiches Württemberg. 2 Bde. Tübingen: Laupp, 1829 - 1831. (1:) 262 S.; (2:) 1007 S.
7. Mohl R., von. Die Geschichte und Literatur der Staatswissenschaften. In Monographien dargestellt. 3 Bde. Erlangen: Enke, 1855 - 1858. (1:) XVI, 599 S.; (2:) XII, 602 S.; (3:) XV, 851 S.
8. Mohl R., von. Die Polizeiwissenschaft nach den Grundsätzen des Rechtsstaates. 3 Bde. Tübingen: Laupp, 1832 1834. (1:) 577 S.; (2:) 530 S.; (3:) 568 S.
9. Mohl R., von. Die Polizeiwissenschaft von den Grundsätzen des Rechtsstaates. 2. umgearbeitete Aufl. 2 Bde. Tubingen: Laupp, 1844. (1:) 620 S.; (2:) 607 S.
10. Mohl R., von. Die Polizeiwissenschaft von den Grundsätzen des Rechtstaates. 3. umgearbeitete Aufl. 3 Bde. Tubingen: Laupp, 1866. (1:) 688 S.; (2:) 632 S.; (3:) 641 S.
11. Mohl R., von. Encyklopädie der Staatswissenschaften. Tübingen: Laupp, 1859. 760 S.
12. Mohl R., von. Encyklopädie der Staatswissenschaften. 2. umgearb. Aufl. Tübingen: Laupp, 1872. 775 S.
13. Mohl R., von. Staatsrecht, Völkerrecht und Politik. 2 - 3 Bd. Politik. Tübingen: Laupp, 1869. 724 S.
14. Mohl R., von. Staatsrecht, Völkerrecht und Politik. 1 Bd. Staatsrecht und Völksrecht. Tübingen: Laupp & Siebeck, 1860. 778 S.
15. Picker E. Robert v. Mohl und die «Arbeiterfrage»: Eine ideengeschichtliche Skizze II Festschrift für Martin Heckel zum siebzigsten Geburtstag / Ed.: Kästner K.-H. Tübingen, 1999. S. 589-613.
16. Reiner, H. Kants Beweis zur Widerlegung des Eudämonismus und das Apriori der Sitlichkeit II Kant-Studien. 1963. H. 54. S. 129-165.
17. Scheuner U. Der Rechtsstaat und die soziale Verantwortung des Staates: Das wissenschaftliche Lebenswerk von Robert von Mohl II Der Staat. 1979. Vol. 18. Nr. 1. S. 1-30.
18. Schulze D.G. Der Rechtsstaat in Deutschland und Spanien. Überlegungen zum Forschungsstand. Neue Analysen zu Staat, Recht und Politik / Hrsg. von Detlef Georgia Schulze, Sabine Berghahn, Frieder Otto Wolf. Bd. 2. Berlin: Freie Universität Berlin, 2006. 170 S.
19. Sozialliberalismus in Europa: Herkunft und Entwicklung im 19. und frühen 20. Jahrhundert / Detlef Lehnert (Hg.). Wien [u.a.]: Böhlau, 2012. 301 S.
20. Stöcker B. Die Gemeinwohltheorie Robert von Mohls als ein früher Ansatz des sozialen Rechtsstaatsprinzips. Diss. München; tuduv-Verl.-Ges., 1992. 323 S.
21. Welcker K.T. Das innere und äussere System der praktischen, natürlichen und römisch-christlich-germanischen Rechts-, Staats-, und Gesetzgebungslehre. Bd. 1. Stuttgart: J.B. Metzlor, 1829.
22. Welcke K.T. Die letzten Gründen von Recht, Staat und Strafe, philos u. nach den Gesetzen der merkwürdigsten Völker rechtshist. Giessen: Heyer, 1813. — 590 S.
23. Блунчли H.K. История общего государственного права и политики от XVI века по настоящее время / Соч. И.К. Блунчли, проф. Гейдельберг. ун-та; Пер. с нем. О. Бакст и М. Новосельский. СПб.: О.И. Бакст, 1874. 597 с.
24. Буткова М. В. Идея правового государства в Германии в конце XVIII — начале XIX вв.: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. 179 с.
25. Кант И. Сочинения в 6 т. [Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги,]. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. 478 с.
26. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм / пер. с нем. — М.: Республика, 1998. 368 с.
27. Нижник Н.С. Полицейское государство — государство «всеобщего благоденствия и всеобщего счастья» II Genesis: исторические исследования. 2016. № 6. С. 183-194.
28. Нижник Н.С. Российская полицеистика: основные этапы становления и развития II Genesis: исторические исследования. 2015. № 6. С. 764-786.
29. Нижник Н.С., Дергилева С.Ю., Геворкян Д.С. Философия эвдемонизма как концептуальная основа теории и практики полицейского государства II Вестник СПбУ МВД России. 2014. № 3(63). С. 236-242.
30. Пирожок СС. Роберт фон Моль о роли полиции в реализации социальной функции государства II Вестник СПбУ МВД России. 2016. № 1 (69). С. 33-37.
31. Пирожок С. С. Роберт фон Моль: вклад в углубление и систематизацию знаний о государстве, праве и обществе II Genesis: исторические исследования. 2016. № 6. С. 49-60.
©Пирожок С.С., 2017