Научная статья на тему 'Проблемы государствоведения в теоретическом наследии Роберта фон Моля'

Проблемы государствоведения в теоретическом наследии Роберта фон Моля Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
553
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
РОБЕРТ ФОН МОЛЬ / ROBERT VON MOHL / ГОСУДАРСТВО / STATE / LAW ENFORCEMENT STATE / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / POLICE STATE / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пирожок Светлана Сергеевна

В статье рассматриваются взгляды выдающегося немецкого правоведа XIX века Роберта фон Моля на сущность и разнообразие государств, критерии их классификации, политическую деятельность и место в политической системе общества государства и политических партий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL SCIENCE PROBLEM IN THEORETICAL ROBERT VON MOL HERITAGE

The views of famous German lawyer of the XIX th century Robert von Mol (1799-1875) on state nature, variety of the states and criteria of their classification, and also political activity of the states and political parties and their place in political system of society are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы государствоведения в теоретическом наследии Роберта фон Моля»

С. С. Пирожок

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЯ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ РОБЕРТА ФОН МОЛЯ

В статье рассматриваются взгляды выдающегося немецкого правоведа XIX века Роберта фон Моля на сущность и разнообразие государств, критерии их классификации, политическую деятельность и место в политической системе общества государства и политических партий.

Ключевые слова: Роберт фон Моль, государство, правовое государство, полицейское государство, социальное государство.

Важное место среди политических и право- вал тесные отношения с российской профессу-

вых проблем занимают концепции правового и рой, являлся почетным членом Санкт-Петербург-

социального государства. До сих пор сохраняется ского и Московского университетов [12, s. 692-

плюрализм подходов к рассмотрению сущности 694]. Работы Р. Моля по вопросам государствен-

и признаков правового и социального государст- ного права - «Die öffentliche Rechtspflege des deut-

ва, отсутствие единства во взглядах на соотноше- sehen Bundes» (1822), «Das Staatsrecht des Köni-

ние понятий «государство», «правовое государст- greiches Wüntemberg» (1829), «Das deutsche Re-

во», «социальное государство». В такой ситуации ichsstaatsrecht: rechtliche und politische Erörterun-

оправданным является интерес ученых к трудам gen» (1873), исследования «Die Polizeiwissen-

мыслителей Нового времени, которые исследова- schaft nach den Grundsätzen des Rechtsstaates»

ли вопросы о сущности государства, функциони- (1832-1834), «Encyklopädie des Staatswissen-

рующего в рамках модели «государство - ночной schaften» (1842), «Die Geschichte und Literatur der

сторож», и основные направления его деятельно- Staatswissenschaften» (1855-1858) и «Staatsrecht,

сти - социальная поддержка населения и абсолют- Völksrecht und Politik» (1862, 1869) - были из-

ная гарантированность прав человека и гражда- вестны широкому кругу его современников. нина. Среди таких мыслителей - немецкий юрист, Концепция правового государства Роберта фон

правовед, политический деятель, один из осново- Моля привлекала внимание видных российских

положников полицейского права Роберт фон Моль юристов XIX - начала XX века: А. С. Алексеева,

(нем. Robert von Mohl, 1799-1875). А. Д. Градовского, Б. А. Кистяковского,

Известна активность отстаивания Молем Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Нов-своих политических взглядов в Вюртемберг- городцева, Б. Н. Чичерина. К идеям о полицейской палате депутатов, Франкфуртском парла- ском государстве и сочинению Р. Фон Моля «Die менте (1848-1849 гг.), а также рейхстаге [12, Polizeiwissenschaft nach den Grundsätzen des Res. 681-682]. Моль развивал идеи либерального chtsstaates» обращались такие дореволюционные реформирования политической системы Гер- отечественные мыслители, как Н. Ф. Рождествен-мании, обращал внимание на значимость юри- ский, И. В. Платонов, И. Е. Андреевский, дической науки для государственных преоб- В. В. Ивановский, Н. Н. Белявский, В. Ф. Дерюжин-разований, важность юридического образова- ский, В. М. Гессен, И. Т. Тарасов, Э. Н. Берендтс, ния и необходимость перестройки работы А. В. Горбунов, В. А. Гаген, А. И. Елистратов. юридических факультетов университетов Гер- В советской юридической литературе теоре-мании [11, s. 322-324]. тическое наследие Р. Фон Моля должной оценки Р. Моль оставил особый след и в истории не- не получило. Лишь отдельные положения трудов мецкой культуры, принимая деятельное участие ученого о полицейском государстве и полицейском в создании фондов библиотеки Тюбингенского праве нашли отражение в работах Ю. Е. Аврути-университета [13]. на, К. С. Бельского, А. В. Борисова, А. В. Горожа-Однако мировую известность Р. Фон Молю нина, А. В. Губанова, И. И. Мушкета, Ю. П. Соло-принесла его научная деятельность. Он был про- вья, Е. Б. Хохлова, а концепция правового госу-фессором Тюбингенского (1824-1835) и Гейдель- дарства Р. Фон Моля - в исследованиях М. В. Бут-бергского (1847-1861) университетов, поддержи- ковой, Н. Е. Гридчиной, В. Н. Корнева, И. В. Мень,

Ю. Н. Овсянникова. С учетом результатов историографического анализа научного творчества Р. Моля и того, что до сих пор на русский язык переведены только два сочинения ученого [1; 2], следует констатировать, что теоретическое наследие выдающегося немецкого мыслителя и общественного деятеля Германии XIX века Роберта фон Моля еще не получило широкого развития в современной российской юридической литературе.

Одним из важнейших направлений исследований Р. Фон Моля, посвященных сущности государства и разнообразным его формам тиранически, стала классификация государств. Ученый предпринял попытку классифицировать государства с учетом особенностей реализации государством своих функций. Моль подчеркивал, что изменения в экономической и духовной жизни общества неизбежно приводят к эволюции комплекса задач государства на определенном историческом этапе, что отражается, в первую очередь, на организации государственной власти и политической жизни общества. Согласно Молю, целесообразно дифференциации государства по набору поставленных государственных задач и приоритетам в сфере государственного функционирования. Этот признак должен быть основным при классификации государств, иные характеристики государственной власти могут служить лишь для установления критериев деления государств на виды [ 1, с. 233-297].

Определив основания для дифференциации государств, Р. Фон Моль предложил разделить государства на шесть культурно-исторических групп: патриархальные государства, патримониальные государства, теократии, классические государства, правовые государства и деспотии [ 1, с. 233-297].

Характеризуя патриархальные государства, Р. фон Моль отмечал, что в их основе лежит такая организация социума, при которой общество находится в естественном состоянии и социальная дифференциация в нем отсутствует, при этом общественная организация обладает определенными чертами государства: созданы органы управления в лице единоличного главы государства и совещательных органов (советы старейшин, народные собрания); их власть действует на определенной территории и распространяется на весь народ, проживающий на ней. В таких государствах, как правило, письменное законодательство еще не создано и основным регулятором общественных отношений выступа-

ет обычное право. Суверенитет, полагает Моль, может и не выступать как самостоятельный признак такого государства [1, с. 61].

Экономической основой патримониального государства, по мнению Р. фон Моля, является крупная земельная собственность. Развитие экономической и духовной сфер общества меняют цели и задачи государства: правление в патримониальном государстве направлено на обеспечение положения самого правителя. Появляются общественные организации, которые стремятся расширить круг решаемых государством задач и усилить свою роль в политической системе общества.

Юридическим основанием теократического государства, по Молю, является обязанность верующих подчиняться всем органам власти и законам, основанным на божественной заповеди. Вера непосредственно руководит жизнью людей и через избранников устраивает, направляет государственный порядок [9, s. 433].

Классическое государство Р. Моль рассматривал как специфический вид политической организации общества. Сущностным признаком такого государства, по мнению ученого, является слияние личности с государством, отказ человека от удовлетворения собственных интересов и подчинение их целям государства. В таком государстве гражданин обладает политическими правами, пользуется материальными ценностями государства, может требовать от государства полного содержания и охраны вне зависимости от территориального нахождения гражданина. Классические государства реализуют широкий спектр функций и в зависимости от особенностей организации системы государственного управления могут существовать в виде демократии, аристократии и монархии.

Деспотию Р. Моль понимал как вид государства, где вся полнота власти сосредоточивается в руках одного лица, преследующего только собственные цели и определяющего набор государственных функций, с помощью которых эти цели достигаются, как правило, посредством произвола властителя.

Фундаментом правового государства, по мнению Р. Моля, является свобода личности, стремящейся к разносторонней жизни. Деятельность правового государства приобретает особые черты: она стоится на основе права и во имя права. Задачами правового государства становятся, прежде всего, охрана правового порядка как необходимого условия обеспечения свободы лич-

ности и создание условий для удовлетворения интересов человека [4, с. 255-292]. Для решения важных государственных проблем и участия граждан во власти личность, по Молю, должна быть наделена публичными правами.

В своих работах о государстве Р. Фон Моль широко использовал понятие «правовое государство», которое впервые появилось в трудах немецкого ученого К. Т. Велькера (1790-1869). Но именно благодаря Р. Фон Молю, который в своих исследованиях, прежде всего в «Die Polizeiwissenschaft nach den Grundsätzen des Rechtsstaates» [7] и «Encyklopädie des Staatswissenschaften» [1], пристальное внимание уделяет анализу понятия «Rechtsstaat» и феномена государства, термин «правовое государство» вошел в научный оборот и остается до сих пор важным элементом понятийно-категориального аппарата юридической науки.

При классификации государств особенно важно, Р. фон Моль считал, учитывать особенности взаимосвязи и взаимодействия личности и государства, специфики не только политической, но и экономической, социальной и духовной жизни общества.

Большой вклад внес Моль в решение вопросов, касающихся определения места политических партий в политической системе общества. Вместе с тем новаторство ученого состояло не только в использовании институционального подхода при исследовании целей партий, их роли в принятии государственных решений. Характеризуя статус политических партий в политической системе общества, ученый отмечает важную роль политических и юридических гарантий в создании законных оснований для участия граждан в управлении общественными делами и приобщении широких слоев населения к решению политических вопросов [5, с. 326-333]. Законность должна стать основой взаимоотношений государства, общества и личности [4, с. 226231]. С точки зрения Моля, именно борьба политических партий за власть и осуществление своих программ составляет движущую силу общественной жизни. Поэтому политикам и ученым необходимо обращать внимание на механизм формирования политических партий, их правовой статус и особенности функционирования. Политический плюрализм сегодня является атрибутом политической жизни современных демократических государств, но для XIX века идеи Р. Фон Моля были новы и требовали учета в политической практике Германии.

Теория Р. фон Моля о месте и роли политических партий в общественной жизни получила развитие в учении о политической нравственности. По мнению Моля, нравственность должна являться фундаментом и государственного права, и искусства управления государством. Нравственные принципы, положенные в основу политической деятельности, должны определять границы деятельности ее субъектов, не допуская бесконтрольности при достижении своих политических интересов. Государство, руководствуясь нравственным законом, должно признавать разумные интересы всех своих граждан и оказывать всем социальным слоям добровольное и искреннее покровительство, не доставляя ущерба интересам государственным [ 1, с. 406]. Такая организация государственной жизни, по мнению ученого, могла бы способствовать эффективной реализации функций государства и приобретению государством характеристик социального [3].

Таким образом, исследования Р. Моля значительно расширили представления о сущности государства, разнообразии форм его существования, имевшие место в юридической науке в первой половине XIX века. При анализе государства Моль считал принципиально важным рассмотрение цели и задач государства, функций, которые оно выполняет, а также модели соотношения интересов личности и государства. Под государством Р. фон Моль понимал организацию, существующую для достижения жизненных целей как всего общества, так и отдельной личности. Моль последовательно отстаивал свою точку зрения о том, что при анализе сущности государства необходимо принимать во внимание не только политическую сферу человеческого общежития, но и его экономическую, социальную и духовную стороны.

Концептуальной основой теории Р. Моля о месте политических партий в политической системе общества стала идея возрастающей роли личности в государстве. Убежденность исследователя в неизбежности формирования в государствах множества партий, в росте значения борьбы политических партий за власть в общественной жизни, в важности парламента как элемента системы органов государственной власти и необходимости привлечения широких слоев населения к решению различных политических вопросов в XIX веке у многих вызывала сомнения, однако в XXI веке обрела многочисленные подтверждения в жизни государств с различными формами и функциональными характеристиками.

Литература

1. Моль Р. Энциклопедия государственных наук / пер. А. Попова. СПб., 1868.

2. Моль Р. Наука полиции по началам юридического государства / пер. с нем. Р. Сементков-ского. СПб., 1871. Вып. 1.

3. Нижник Н. С. Редистрибуция - реципро-кация в контексте осмысления функций государства // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: материалы межвузовской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 21 июня 2003 года) / сост.: Н. С. Нижник, Н. А. Чекунов; под ред. Д. И. Луковской. СПб., 2003.

4. Нижник Н. С. Социоюридический феномен «законность» в условиях диалога научных парадигм в современной юриспруденции // Проблемы права. 2012. № 3.

5. Трегубова О. Г. Немецкая школа партоло-гии XIX - начала XX века // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2.

6. Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андриевского. СПб., 1896. Т. 38.

7. Mohl R. Die Polizeiwissenschaft nach den Grunds ätzen des Rechrstaates. Tübingen, 18321833. Bd. III.

8. Mohl R. Die Verantwortlichkeit des Minister. Tübingen, 1837.

9. Mohl R. Das Staatsrecht des Königsrecht Württemberg. Tübingen, 1840.

10. Beyme K. Liberalismus. Theorien des Liberalismus und Radikalismus im Zeitalter der Ideologien 1789-1945. Heidelberg, 2013.

11. Beyme K. Geschichte der politischen Theorien in Deutschland 1300-2000. Wiesbaden, 2009.

12. Lanzinner M. Die Neue Deutsche Biographie. Berlin, 1994. Bd. 17.

13. Ehrle P. M. Robert von Mohl als Leiter der Tübinger Universitätsbibliothek (1836-1844). Tübingen, 1975. Bd. 10.

14. Granzow B. Robert von Mohls Gedanken zu einem parlamentarischen Regime auf berufsständischer Grundlage. Heidelberg, 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.