Научная статья на тему 'ГАРАНТИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ИЛИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ГАРАНТИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ИЛИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СОБСТВЕННИКА / ОТЧУЖДЕНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колиева Ангелина Эдуардовна, Гришко Диана Евгеньевна

В статье рассматриваются гарантии прав собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения. Автором рассматриваются основания, при которых земельный участок может быть изъят в пользу государственных или муниципальных органов. Затрагиваются основные, неотчуждаемые конституционные права граждан на частную собственность. Рассматривается законодательная база, которая регулирует общественные отношения, связанные с изъятием земельных участков в пользу государственных и муниципальных нужд. Также уделяется внимание иным гарантиям собственников и землевладельцев земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колиева Ангелина Эдуардовна, Гришко Диана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUARANTEES OF THE RIGHTS OF OWNERS OR LANDOWNERS IN THE SEIZURE OF AGRICULTURAL LAND PLOTS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

The article discusses the guarantees of the rights of owners of land plots, including agricultural plots. The author considers the grounds on which a land plot can be withdrawn in favor of state or municipal authorities. The basic, inalienable Constitutional rights of citizens to private property are affected. The article considers the legislative framework that regulates public relations related to the seizure of land plots in favor of state and municipal needs. Attention is also paid to other guarantees of land owners and landowners.

Текст научной работы на тему «ГАРАНТИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ИЛИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_67 УДК 349.41

ГАРАНТИИ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ИЛИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД GUARANTEES OF THE RIGHTS OF OWNERS OR LANDOWNERS WHEN WITHDRAWING AGRICULTURAL LAND PLOTS FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS

КОЛИЕВА Ангелина Эдуардовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

ГРИШКО Диана Евгеньевна,

обучающаяся юридического факультета,

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350004, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

Kolieva Angelina Eduardovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land, Labor and Environmental Law

of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin".

350004, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13.

E-mail: angelkolieva@mail.ru;

Grishko Diana Evgenevna,

law student Kuban State Agrarian University. I. T. Trubilina. 350004, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: angelkolieva@mail.ru;

Краткая аннотация. В статье рассматриваются гарантии прав собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения. Автором рассматриваются основания, при которых земельный участок может быть изъят в пользу государственных или муниципальных органов. Затрагиваются основные, неотчуждаемые конституционные права граждан на частную собственность. Рассматривается законодательная база, которая регулирует общественные отношения, связанные с изъятием земельных участков в пользу государственных и муниципальных нужд. Также уделяется внимание иным гарантиям собственников и землевладельцев земельных участков.

Abstract: The article discusses the guarantees of the rights of owners of land plots, including agricultural plots. The author considers the grounds on which a land plot can be withdrawn in favor of state or municipal authorities. The basic, inalienable Constitutional rights of citizens to private property are affected. The article considers the legislative framework that regulates public relations related to the seizure of land plots in favor of state and municipal needs. Attention is also paid to other guarantees of land owners and landowners.

Ключевые слова: гарантии защиты прав собственника, отчуждение недвижимого имущества, земельный участок, государственные и муниципальные нужды.

Keywords: guarantees for the protection of the rights of the owner, alienation of real estate, land, state and municipal needs.

Для цитирования: Колиева А.Э., Гришко Д.Е. Гарантии прав собственников или землевладельцев при изъятии земельных участков сельхозназначения для государственных и муниципальных нужд // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 67-68. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_67.

For citation: Kolieva A.E., Grishko D.E. Guarantees of the rights of owners or landowners when withdrawing agricultural land plots for state and municipal needs // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 67-68. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_67.

Статья поступила в редакцию: 17.06.2022

Статья 35 Конституции Российской Федерации устанавливает и гарантирует каждому гражданину право на частную собственность, охраняемую законом. Никто не вправе отчуждать чужое имущество по своему усмотрению, однако бывают ситуации, когда земельный участок или иное недвижимое имущество должно быть изъято для государственных или муниципальных нужд, и в этом случае необходимо равноценное возмещение изъятого имущества. Закрепление такого положения в рамках основного закона страны устанавливает устойчивые правоотношения, складывающиеся в процессе изъятия земельного участка, включая земли сельскохозяйственного назначения у собственника.

Как и любые другие правоотношения, отношения связанные с изъятием земель сельхозназначения для государственных или муниципальных нужд регулируются нормами Гражданского, Земельного законодательства, не оставляя без внимания иные федеральные законы.

Законодатель в ст. 235 ГК РФ предусмотрел закрытый перечень оснований для принудительного изъятия земель из владения собственника. Указанная статья не закрепляет в каких случаях, изъятие происходит на возмездной, а в каком случае на безвозмездной основе. Стоит упомянуть, что земельный участок, включая земли сельхозназначения могут быть изъяты на безвозмездной основе в случаях нарушения собственником земельного участка при совершении правонарушения, п.2 ст. 235 ГК РФ предусматривает, что изъятие земельного участка на безвозмездной основе не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом.

В случаях изъятия земельного участка, включая участки сельскохозяйственного назначения нередки случаи конфликтов частных и публичных интересов. На практике нередки случаи, когда принцип равенства участников правоотношений реализовывается не в полной мере, так

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 9(213)

как в некотором роде проявляются отношения власти и подчинения, которые присущи земельно-правовым отношениям. Однако, несмотря на данную проблему, собственникам земельного участка гарантируется право на судебную защиту, которую они могут реализовать в случае нарушения их законных прав.

Основания изъятия земельного участка у собственника путем выкупа установлены в ст. 49 ЗК РФ. Стоит сказать, что иные способы изъятия не предусмотренные законодательством Российской Федерации не допускаются.

Говоря о специфике изъятия земель сельхозназначения стоит обратиться к ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в которой устанавливаются основания для изъятия земельного участка органами государственной власти.

Также, основой изъятия земельного участка может послужить факт того, что он не использовался в течении трех и более лет подряд для своего назначения, а именно для сельскохозяйственного производства или деятельности, которая с ней связана. Постановлением правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 установлены признаки неиспользования земель.

Также земельные участки на практике изымаются за совершенное административное или уголовное правонарушение. В случае административного правонарушения органами государственной власти выносится предупреждение. В случаях, когда собственник игнорирует предупреждение и продолжает нарушать нормы действующего законодательства, не устранил существующие недостатки, в крайнем случае, по решению суда его земельный участок будет изъят в пользу государственных или муниципальных органов власти в принудительном порядке. Однако, существуют некоторые исключения, к которым относится факт заложенного земельного участка или возбужденное судом дело о банкротстве собственника.

Решение об изъятии земельного участка для государственных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Решение должно рассматриваться в этом случае как односторонний волевой акт уполномоченного органа. Кроме того, здесь нельзя говорить о равенстве субъектов возникших правоотношений. Государственный орган, принявший такое решение, обладает властными полномочиями, соответствующими его компетенции, и направлен на реализацию принятого решения непосредственно в интересах общества. [1]

Основной гарантией для собственников земель является тот факт, что действия государственных и муниципальных органов должны быть предусмотрены федеральным законодательством. Также необходимо помнить о том, что предусмотрен трехлетний срок, со дня утверждения проекта планировки территории, с которой будет изъят земельный участок.

Одной из гарантий присущей собственникам земельных участков, является наличие согласия собственника участка, который подлежит изъятию органами государственной или муниципальной власти [2]. Такое согласие дается в письменной форме с установленным сроком для определения возмещения в течении 60 дней. Размер возмещения определяется Земельным законодательством, а именно п. 7 ст. 56.8 ЗК РФ. Указанная статья устанавливает составляющие из которых складывается сумма возмещения. К таким составляющим относятся: рыночная стоимость земельного участка, подлежащего изъятию, убытки, которые будут причинены собственнику в ходе изъятия его земельного участка, включая убытки, которые появились вследствии невозможности правообладателем отвечать по своим обязательствам в пользу третьих лиц, а также упущенная выгода.

Собственник земельного участка вправе отказать в подписании соглашения об изъятии его земельного участка. Также собственник вправе отказаться от изменения размера возмещения [3]. Предложение об изменении возмещения всегда должно сопровождаться документами, которые обосновывают такие изменения.

Итогом изложенного является факт того, что принудительное изъятие земельных участков относящихся к категории земель для сельскохозяйственного назначения по общему правилу осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с нормами законодательства. Несоблюдение норм закона не влечет за собой изъятие земельного участка из права собственности у владельца такого участка. На стороне собственника также находятся и положения Конституции, в которой закрепляются гарантии прав граждан на землю, включая судебную защиту, что помогает защите прав и свобод владельцем земельных участков.

Библиография:

1. Бутакова Н.А. Возмещение вреда, вызванного изъятием собственности граждан и юридических лиц для государственных и общественных надобностей // Гражданское право. 2015. № 3. С. 22—27.

2. Оболонкова Е.В. Изъятие земельных участков для государственных нужд: проблема выплаты возмещения частным собственникам // Законодательство и экономика. 2015. № 1. С. 68—73.

3. Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 г.) // «СПС КонсультантПлюс».

References:

1. Butakova N.A. Compensation for damage caused by the seizure of property of citizens and legal entities for state and public needs // Civil law. 2015. No. 3. pp. 22-27.

2. Obolonkova E.V. Seizure of land plots for state needs: the problem of compensation payment to private owners // Legislation and Economics. 2015. No. 1. pp. 68-73.

3. Review of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation No. 1 (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on December 24, 2014) // "SPS ConsultantPlus".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.