178.851.31.01
Кандидаты мед. наук Ю. И. Григорьев, Е. П. Ермолина и Г. М. Шикалов,
М. И. Лапенков
ГАЛОФИЛЬНЫЕ ВИБРИОНЫ!В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
II Московский медицинский институт им. Н. И. Пирогова
Среди множества представителей морских микроорганизмов внимание исследователей в последнее время привлекают так называемые галофнльные вибрионы. Этот интерес обусловлен важным значением галофильных вибрионов наряду с холерными (особенно биотипом Эль-Тор) в инфекционной патологии человека (А. Е. Либинзон и соавт.; Ю. И. Григорьев и Ю. П. Пивоваров; Fujino н соавт.; Sakazaki и соавт.), а также участием их в эпизоотических вспышках среди некоторых видов промысловых рыб и гидробионтов (Aker; Miroga; А. И. Ыун и И. Н. Щукина). В группу галофильных вибрионов — микроорганизмов, неспособных размножаться в отсутствие поваренной соли и поэтому встречающихся в основном в морских объектах, входит 3 вида: Vibrio parahaemolyticus — патогенный для человека микроорганизм, ответственный за вспышки пищевых отравлений при употреблении продуктов питания морского происхождения, Vibrio alginolyticus — очень сходный по биохимическим свойствам с V. parahaemolyticus микроорганизм, патогенность которого для человека до настоящего времени не установлена, Vibrio _anguillarnm — микроорганизм, вызывающий эпизоотии или так называемый вибриоз промысловых рыб^и наносящий тем самым большой урон природным ресурсам мирового океана и рыбоводческим хозяйствам.
В настоящей работе представлены данные изучения распространения галофильных вибрионов, полученные в результате трех экспедиций в районы рыбных промыслов северо-западной Атлантики, где отмечались заболевания промысловой рыбы, как предполагается, вызываемые одним из представителей группы галофильных вибрионов, и
/
30 24 1в 12 6
- у -
- / / \\
_ // \\ -
//
- // // Ь2 "
/у
\\
^----' _ Г i i > X I
2
25
20
15
Ю
5
I Л Ш Ш V И Ш Ш Л X Л Ш
£ Месяцы
Рнс. 1. Зависимость частоты обнаружения V. рагаЬаето-1уИсиз в морской воде от температуры.
I — процент выделения; 2 — температура воды (в °С).
двух экспедиций в районы тихоокеанского побережья нашей страны.
Всего исследовано 989 проб морской воды, 6252 пробы морской рыбы, моллюсков, ракообразных и других морских гидробионтов, 253 пробы баночных консервов, 299 проб соленых овощей. При изучении распространения галофильных вибрионов в морской среде основное внимание уделялось V. рагаЬаето1уисиз как микроорганизму, потенциально опасному для здоровья человека. Изучение распространения V. а^по^Нсш и V anguil-1агит хотя и проводилось, но в менее широких масштабах.
Установлено, что наличие этих микроорганизмов обусловлено рядом закономерностей. Имеется четкая связь между частотой выделения галофильных вибрионов и температурой воды. Поздней осенью, зимой и ранней весной, когда температура воды не превышала 10 °С, нам не удалось найти галофнльные вибрионы, и, наоборот, в летние месяцы при температуре воды порядка 20—30 °С они выделялись наиболее часто (рис. 1).
В то же время только влиянием температуры трудно объяснить различную частоту обнаружения вибрионов в разных районах мира в одно и то же время года. Мы, например, отметили более частое выделение галофильных вибрионов, в том числе V. рагаЬаето^киз, из прибрежных вод Японского моря (21,8%) и более редкое — из воды Черного моря (10%), что можно, видимо, объяснить такими воздействиями, как различная соленость морской воды, солнечная радиация, развитие определенного вида планктона, волнение моря и др. Другой особенностью является связь частоты обнаружения микроорганизмов с удаленностью от берега и глубиной отбора проб. Нам не удалось выделить ни одного штамма галофильных вибрионов из проб воды, взятых с глубины 10—40 м в районе северо-западной Атлантики. В то же время в прибрежных водах Черного и Японского морей довольно часто находили V. рагаЬаето1у1к:и5 (10—20%). Частоту выделения галофильных вибрионов из планктона мы не изучали, однако результаты, полученные разными исследователями, указывают на тесную экологическую связь этих микроорганизмов с циклом развития планктона, что объясняет более постоянный и высокий процент выделения их из проб планктона, чем из воды (Со1ше11 и соавт.).
Достаточно широкое распространение V. рагаИа-епкЯуНсив и V. а^шсЯуНсш в морской воде, планктоне, иле способствует обсеменению этими микроорганизмами морских животных и рыб, ведущих
го
15
/о
5
\
17.2
Г/,4
Ю
I
12.1
I
13.8
2 3 4 5 6
в 3
треблением соленых огурцов (ТеИ|ЖГпс причиной исследования нами некоторых п
Рис. 2. Частота выделения (в %) V. рагаИаепкЯуИсиБ из морской рыбы и рыбных продуктов.
I — рыба свежевыловленная; 2 — рыба охлажденная; 3 — рыба мороженая; 4 — рыба дефростированная: 5 — рыба соленая". 6 — рыба соленая после отмочки; 7 — рыба вяленая; 8 — рыба холодного копчения; 9 — рыбные баночные консервы
придонный образ жизни. Для выделения данных бактерий из последних характерны те же закономерности, что и для обнаружения их в морской воде, т. е. имеется связь частоты выявления V. ра-гаЬаепкЯуисиБ с температурой воды и местом обитания гидробионтов. В летние месяцы в гидробион-тах V. рагаЬаето1уМси5 определялся сравнительно часто — в среднем в 26,5% (от 5,5 до 61,5%) случаев. При этом наиболее часто удавалось выделить данный микроорганизм из образцов голотурий (61,5%), мидий (60%), трепангов (52,2%). Уровни обсеменения гидробионтов были высокими и достигали иногда 10е микробных тел в 1 г.
Поскольку значительное место в нашем рационе из продуктов питания морского происхождения занимают рыба и рыбные продукты, представлялось целесообразным изучить частоту их обсеменения V. рагаЬаепкЯуисив в различных морских бассейнах нашей страны. Установлено, что наиболее часто обсеменена рыба, выловленная из Японского моря (16,5%). Несколько реже данный микроорганизм обнаруживался в рыбе Балтийского (12%), Белого (10%) и Черного (4,2%) морей. Очень редко V. рагаИаето1уМси8 выделялся из промысловой рыбы, отловленной в водах северозападной Атлантики (0,4%). Более высокий процент (26,5—73,7) выделения микроорганизма отмечен у камбалы, бычков, красноперки, обитающих у берега и питающихся у дна. Частота обсеменения сельди, наваги, трески ниже— 12,5—18,1% (рис. 2).
Существенное влияние на содержание вибрионов в рыбных продуктах оказывали различные способы обработки и хранения рыбы.
Сообщение о случае пищевой токсикоинфекции, вызванной V. рагаЬаето1уМсиз и связанной с упо-
послужило рых продуктов питания (соленых овощей, овощных полуфабрикатов, салатов, винегретов). Ни в одной из 299 исследованных проб V. parahaemolyticus не обнаружены. V. alginolyticus выделялся из проб воды и морских продуктов более часто (60—70%), чем другие галофильные вибрионы. При этом частоту обнаружения V. alginolyticus обусловливают те же факторы, что и V. parahaemolyticus. у
Менее всего изучено распространение в окружающей среде V. anguillarum, несмотря на то что этот микроорганизм описан Bergman еще в 1909 г. Именно этому микроорганизму в последние годы отводится ведущее место в инфекционной патологии промысловой рыбы, что связано с интенсификацией рыбоводства, особенно морского. Большая скученность рыбы, трудности соблюдения са-нитарно-технических правил, недостаток в рационе питания разводимой рыбы витаминов, белков и др. могут приводить к вспышкам различных заболеваний, в том числе вибриоза. С этими факторами, вероятно, связано более частое выделение V. anguillarum от больных рыб, выращиваемых в хозяйствах, и более редкое — от свободно живущих особей. В литературе мы не нашли данных о выделении V. anguillarum из таких объектов морского происхождения, как планктон, вода, гидро-бионты, здоровая рыба. Лишь совсем недавно появилось сообщение о выделении нескольких штаммов этого вида из воды садков хозяйства по разведению морской рыбы (Gilmor). Основными объектами, которые подвергали бактериологическому^ анализу с целью выделения V. anguillarum, были больные рыбы. Нам удалось выделить штаммы V. anguillarum только из рыбы (трески, налима, хека) с внешними проявлениями вибриоза (70%). В 179 пробах морской воды и 1850 пробах свеже-выловленной рыбы (здоровой) V. anguillarum не обнаруживался. Этот микроорганизм не обнаружен ни в одной из 380 проб рыбы, подвергнутой длительному хранению (1V2—2 мес) при низкой температуре (—18 —22 °С). Более того, из рыбы, имевшей в момент вылова изменения по типу вибриоза и впоследствии подвергнутой замораживанию, V. anguillarum также не выделялся.
Представленные материалы указывают на широкое распространение галофильных вибрионов в окружающей среде, в связи с чем необходимо проводить целенаправленные исследования для обнаружения галофильной вибр'иофлоры в продуктах питания морского происхождения с целью их санитарно-гигиенической оценки.
ЛИТЕРАТУРА
Григорьев Ю. И., Пивоваров Ю. П.— Гиг. и сан., 1975,
№ 9, с. 63—66. Лчбинзон А. £., Лебедев Г. Д., Павлова И. В. и др.—
Ж. микробиол.. 1975, № 9, с. 25—29. Ыун А. И., Щукина И. Н.— Ветеринария, 1976, № 10, с. 44—46.
Aker £.— Inform. Fischwirt., 1976. Bd 23, S. 8—9. Bergman A. M.— Ber. K-Bayer biol. Vers.-Stn., 1 9Q|t
Bd 2, S. 10—54. Colwell R. R.. Lovelace T. £., Wan L. et alJ. Milk Food Technol., 1973. v. 36. p. 202-213.
Fujino T^/kuno y., Nakada D. et al.— Med. J. Osaka
Univ., 1953, v. 4, p. 299—304. Gilmor A.— Aquaculture, 1977, v. 11, p. 51—62. Miroga K., Nishibuchi M.— J. Fac. Fish. Anim. Husb. Hiroshima Univ., 1976, v. 15, p. 29—34.
bakazaki R., Tamura К., Kato Т., et al.— Jap. J. ined.
Sei. Biol., 1968, v. 21, p. 325—331. Temmyo R.— Bull. Tokyo med. den. Univ., 1966, v. 13, p. 489-510.
Поступила 29/V 1979 r.
HALOPHILIC VIBRIONS IN THE ENVIRONMENT Yu. 1. Grigoriev, E. P. Ermolina, G. M. Shikalov, M. I. Lapenkov
Presents dataon tne detection of halophilic vibriens in ma-/ rine environments in the USSR, and considers factors that determine the frequency of their detecton. Reports rates of seeding of aquatic organisms, fish, and sea products by pa-
rahemolytic vibrions. Discusses the importance and rates-of isolation of V. anguillarum from fish affected by vibriosis.
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
УДК 616.31-084:374-053.5
Л. Р. Касенова
РОЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ школьников
Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения. Москва
| Высокая распространенность стоматологических заболеваний зависит от многих факторов: географических условий, режима труда и отдыха, характера питания, конституциональных особенностей организма, перенесенных и сопутствующих заболеваний, гигиенического содержания полости рта. Последнее, по данным многих авторов, оказывает влияние на степень пораженности зубов и пародон-та. Поэтому в исследованиях последних лет (Miller и Kleinmann; Rateitschak; Gangler) действию микробного фактора (зубного налета и камня) отводится роль пускового механизма в развитии заболеваний зубов и пародонта. Устранение местных неблагоприятных факторов зависит от самого населения, его общей и санитарной культуры, знаний, гигиенических навыков и традиций (А. В. Гранин, и др.). По данным Т. Ф. Виноградовой и Л. С. Липатовой, Г. И. Кадниковой, знания и навыки населения в вопросах профилактики поражений пародонта все еще находятся на низком уровне; в распространенности стоматологических заболеваний важную роль играет нарушение элементарных гигиенических норм и правил ухода за полостью рта. Учитывая важность проблемы, мы поставили задачи: определить распространенность ^новных стоматологических заболеваний среди школьников, изучить состояние санитарного просвещения, гигиенического обучения и воспитания в школах, гигиенические знания педагогов, роди-
телей, школьников, выяснить степень участия педагогов и медицинских работников школы в сани-тарно-просветительных мероприятиях, направленных на оздоровление учащихся.
Было проведено комплексное стоматологическое и социально-гигиеническое обследование 686 учеников одной из школ Киевского района Москвы с анкетным опросом педагогов, родителей и школьников. Анкета включала паспортную часть, вопросы о режиме труда и отдыха, режиме питания и др., характеризующие уровень общемедицинских знаний педагогов, родителей и пропаганду этих знаний педагогами среди родителей и школьников.
Проинтервьюировано 335 учащихся в возрасте от 7 до 16 лет, 106 педагогов и 112 родителей.
Среди педагогов было 13 мужчин и 93 женщины; 9 были в возрасте от 20 до 29 лет, 38 — от 30 до 39 лет, 33 — от 40 до 49 лет, 24 — от 50 до 59 лет и 2 — от 60 до 62 лет. Высшее образование имел 81 человек, среднее — 25. Среди родителей было 22 мужчины и 90 женщин. Возраст 8 — от 28 до 29 лет, 55 — от 30 до 39 лет, 41 — от 40 до 49 лет, 4 — от 50 до 59 лет, 2 — от 60 до 69 лет, 2 — от 70 до 72 лет. У 41 человека было высшее образование, у 8 — незаконченное высшее, у 29 — среднее специальное, у 19 — среднее, у 15 — начальное.
Результаты стоматологического обследования показали, что распространенность кариеса зубов среди обследованных школьников в различных