удк: 94(38)
А. Б. шарнина
галльское вторжение в дельфы и праздник Сотерии (неприкосновенность святилищ и полисов — от обычая к договору) *
Самым древним общеэллинским празднеством, как известно, были Олимпийские игры, установленные в 776 г. до н. э. на основе древнего обряда1. Лишь спустя два века еще три праздника были признаны всеми эллинами Великими Священными играми с состязаниями, в которых наградой вместо ценных призов был венок2. На Олимпийских играх это были венки из дикой маслины, на Пифийских — из ветвей лавра, на Немейских и Истмийских играх венки менялись на протяжении веков (из маслины, сельдерея и снова маслины на первых и из сосны, сельдерея и снова сосны на вторых) (Plut. quest. conv. V, 3, 1).
Пифийские игры стали общегреческими в 586 г. до н. э. по Павсанию (Paus, X, 7, 5) или в 582 г. до н. э. по Аристотелю3,
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00390) в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.
1 Лишь несколько работ из необозримой литературы об Олимпийских играх: Tomilinson R. A. Greek Sanctuaries. New York, 1976; Papantoniou G. Religiosity as a main element in the ancient Olympic Games // Sport in Society. Vol. 11. No 1, January 2008. P. 32-43; Шанин Ю. В. Олимпия. История античного атлетизма. СПб., 2001.
2 Kyle Donald G. Gifts and Glory. Panathenaic and Other Greek Athletic Prizes // Worshipping Athena. Panathenaia and Parthenon / Ed. J. Neils. Wis-contin, 1996. P. 108-136.
3 Аристотеля и Каллисфена амфиктионы благодарят за то, что «они составили таблички от (времени) Гилиды (архонта в Дельфах) победителей Пифий и устроивших сначала состязания» (Syll3 275,
Истмийские — в 581/580 г. до н. э., Немейские — в 573 г. до н. э.4 Таким образом, три этих празднества в начале VI в. до н. э. приобрели статус общеэллинских почти одновременно или с небольшим интервалом. Все они, как и Олимпийские игры, происходили из древних местных обрядов5.
После этого почти 300 лет ни один местный праздник не был признан общеэллинским. Даже Афины, когда они возглавляли Афинский морской союз и имели большую власть и влияние в греческом мире, не смогли трансформировать свой главный праздник Панафинеи в общегреческий, хотя он и стал общим для всех членов союза6. И только в 276 г. до н. э. появляется новый праздник — Сотерии в Дельфах7, который примерно через 30 лет признается греческими общинами и эллинистическими монархами общеэллинским по просьбе Этолийского союза8.
О Сотериях вообще нет упоминаний у античных авторов. Главный и пока единственный источник — эпиграфические памятники, найденные в основном в Дельфах. Это постановления
l.1-7). Здесь и далее в тексте источник цитируется по изданию: Sylloge Inscriptionum Graecarum / Ed. W. Dittenberger. Ed. III. Vol. I-IV. Lipsiae, 1915-1924.
4 Хэммонд Н.-Дж.-Л. Пелопоннес // Кембриджская история древнего мира. Т. III. Ч. 3. Расширение греческого мира VIII-VI века до н. э. / Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда; Пер. с англ. А. В. Зайкова. М., 2007. С. 417.
5 Например, считается, что в основу Олимпийских игр лег культ Пелопса, в память которого проводили игры. См., например: Papanto-niou G. Religiosity as a main element in the ancient Olympic Games. P. 34. О происхождении Пифийских игр см.: Roux G. Delphes. Son oracle et ses dieux. Paris. 1976. P. 171-172.
6 На этом празднике на многих состязаниях могли участвовать только афиняне, а наградами были материальные объекты, например, амфоры с оливковым маслом. «В качестве наград победителям в музыкальных состязаниях назначаются денежное вознаграждение и золотые вещи, победителям в военных упражнениях — щиты, победителям в гимнастических состязаниях и конных ристаниях — оливковое масло» (Aristot. Ath. Pol. 60, 3). См.: Parke L. W. Festivals of the Athenians. London, 1977. P. 35-45; Deubner L. Attische Feste. Berlin,1956. S. 34.
7 Тщательное исследование истории праздника и полное собрание надписей, имеющих отношение к Сотериям, см. в книге: Nachtergael G. Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. Bruxelles, 1977.
8 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. Paris, 1937. P. 136-137; Nachtergael. №№ 21-30.
О m
H
с
H ^
и О
л m О
к
л
н
H «
S
s ч
H
л
9 Надписи см. в: Nachtergael G. Corpus des Actes relatives aux Sôtéria de Delphes // Nachtergael G. Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. P. 400-495.
10 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. Paris, 1937. P. 40-41.
11 Schweigert E. Greek inscriptions // Hesperia. 1939. N 3. S. 5-12; Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 42.
12 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 2.
13 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 41.
14 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 46.
15 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 51-52.
полисов о принятии Сотерии, списки участников состязании, > благодарственные декреты в честь отдельных людей, а также л постановления о признании других праздников, где Сотерии п называются вместе с Пифиями как эталон9. о По мнению исследователей, этолийцы были эллинами, и хотя их диалект не был понятен афинянам10. В классический р период они жили в неукрепленных поселках. Главным источником доходов были разбой и пиратство. В аттической над- н писи 367/6 г. до н. э. впервые упоминается Этолийский союз и в связи с принятием им перемирия мистерий, о котором Д объявили Евмолпиды и Керики11. Союз окончательно, веро- и ятно, сложился к 326 г. до н. э. В его состав вошли южный ф Эпир, Этолия, Локрида, Фокида, Дорида, часть Фессалии Е и некоторые другие области12. Религиозным центром этого союза был Ферм13. Полибий (Ро1уЬ. V, 8) пишет, что «еже- ^ годно в этом месте (Ферме) бывали весьма значительные д ярмарки и всенародные празднества; там же обыкновенно и происходили и выборы должностных лиц». После походов Александра Македонского сила и влияние этолийцев в Элла- о де существенно возросли. Их возвышению способствовало р
ослабление Афин, а также и Фив14. 5
т к
Вскоре после сражения при Ипсе этолийцы стали вла- •
ствовать в Фокиде и Дельфах15. Об этом говорит, в частности, тот факт, что, заняв склоны Парнасса, этолийцы не допускали паломников в Дельфы на Пифийские игры 290/289 г. до н. э. и Деметрий Полиоркет вынужден был провести их в Афинах. «Когда подошло время Пифийских игр, Деметрий отважился на дело, до того дня неслыханное и небывалое: так как перевалы, ведущие в Дельфы, были заняты этолийцами, он устроил состязания и всенародное празднество в Афинах» [перевод
га С. П. Маркиша] (Plut. Demetr. 40, 7-8). Это был первый при-о мер в истории эллинских культов перенесения религиозной tj церемонии, связанной с определенным местом основанием,
и ,
О мифом, вековой традицией, в другое место из-за рациональ-л ных соображений16. Это также первое свидетельство господ-
CQ
о ства этолийцев в Дельфах. Однако до 279 г. до н. э. этолийскую
g власть в Дельфах почти никто из эллинов не признавал, кроме
^ беотян и, возможно, фокидян. Захват святилища этолийцами
5 считался святотатством17.
s
^ В 279 г. до н. э. ситуация меняется. Прославленное свя-
ч тилище в Дельфах оказалось перед угрозой захвата галлами, ^ племена которых в начале III в. до н. э. двинулись на Балканы. О галльском нашествии писали Диодор Сицилийский, Павса-ний и Марк Юниан Юстин (II или III в.), автор «Эпитомы» — сокращения, но довольно обширного, сочинения Помпея Трога, современника Тита Ливия, который написал свой труд «Historiae Philippicae» в 7 г. н. э.18 Эти авторы жили гораздо позже вторжения галлов, но они использовали произведения своих предшественников. Наибольшее доверие историки испытывают к труду Павсания, признавая, однако, что, в частности, в рассказе о галльском вторжении он подражал Геродоту, и его описания хода событий, эпизод с вмешательством богов и героев подозрительно совпадают с рассказом Геродота о нападении персов на Дельфы (Her. VIII, 35-39). Предполагают, что одним из источников Павсания было произведение Иеронима из Кардии, современника, а возможно, и очевидца событий. Иероним имеет репутацию одного из лучших историков древности, хотя его труды и не сохранились19.
Достоверность сведений о нашествии галлов в Элладу в 279 г. до н. э. подтверждается надписями. Наиболее важные свидетельства — это постановление народа Коса в честь этой
16 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 76.
17 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 115.
18 Наиболее полный обзор и обстоятельный анализ источников по нашествию галлов см. Nachtergael G. Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. P. 15-125.
19 Nachtergael G. Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. P. 27-49, 93-99, 383; Хабихт Хр. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999. С. 130, 133.
I—j
победы (Nachtergael. № 1)20 и декреты о принятии полисами а Сотерий21. л
Краткое изложение событий на основе этих источников с выглядит таким образом22. В нач. III в. до н. э. галлы, жившие о
сандр и этолийцы, которые выставили самое большое войско о
и оказали ожесточенное сопротивление галлам. Но спустя ж
о
у Дуная, пытались вторгнуться в Македонию. Их отразили Кас-
несколько лет галлы вновь попытались проникнуть на Балканы. На этот раз они решили отвлечь силы этолийцев и часть галльского войска направилась к одному из главных поселений это-лийцев — Каллию. Павсаний описывает страшные зверства, тво- и римые галлами в Каллии, хотя и, возможно, преувеличивая их: ь «В г. Каллии эти вожди произвели такие зверства, о коих прежде ы неслыханно было. Весь мужской пол был изрублен, от старого 8 до малого; убиты были даже младенцы на грудях матерей; тех же р грудных младенцев, которые были пожирнее, галаты пили кровь
и ели мясо» (Paus. X, 22, 3-4)23. Одновременно большой отряд под и
s
командованием Бренна в 279 г. до н. э. направился к Дельфийскому святилищу, однако галлы были разбиты на подступах к святилищу. Как рассказывали предания, на помощь эллинам пришли сами боги и местные герои. Античные писатели по-разному передают эти легенды. Павсаний сообщает, что «когда дошло . до рукопашной битвы, вдруг в галатов ударила молния, с Парнаса полетели камни, и пред варварами предстали три вооруженных мужа — страшилища. Это, говорят, были: два от гипербореев — Гиперох и Амадок, а третий — Пирр, сын Ахилла» (Paus. I, 4, 3)24.
По сообщению Диодора (Diod. XXII, 9), пифия на вопрос дельфийцев, спасать ли сокровища храма, ответила, что «бог все будет охранять и с ним белые девы. Так как в святилище
20 Здесь и далее источники цитируются по изданию: Corpus des Actes relatives aux Sôtéria de Delphes // Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes / Ed. G. Nachtergael. Bruxelles, 1977. P. 400-495.
21 См., например, постановления Афин и Хиоса о принятии Сотерий, в которых повторяется почти дословно одна и та же фраза (отличается только порядком слов): агон Сотерий, «который совершается в память победы над варварами, напавшими на эллинов и святилище Аполлона, общее для эллинов...» (Nachtergael. № 21, 10-11; 22, 5-7).
22 В задачи данной статьи не входит подробный анализ данных источников об этом вторжении, как и детальная реконструкция событий.
23 Здесь и далее перевод Павсания Г. Янчевецкого.
24 Ср.: Paus. X, 1, 2.
га были очень древние храмы Афины Пронайи и Артемиды,
и поняли, что эти богини оракулом названы белыми девами». tj Юстин (Iust. XXIV, 8, 3-7) рисует уже подробную и яркую
О картину явления Аполлона и этих «белых дев», о которых
л говорил оракул: «Во время этого состязания двух сторон
CQ
о в первую боевую линию внезапно прорвались главные жрецы g всех храмов, а также сами прорицательницы с распущенными ^ волосами, со священными знаками, в повязках, объятые ужа-2 сом, в состоянии исступления. Они кричали, что явился сам бог, ^ что они видели, как он спустился через раскрывшийся греч бень кровли, когда все они со слезами молили бога о помощи; ^ он — юноша красоты, превосходящей земную, его сопровождают две вооруженные девы, вышедшие из ближайших двух храмов Минервы и Дианы; и они не только видели это своими глазами, они слышали звук натягиваемого лука и звон оружия. Поэтому [жрецы и прорицательницы] заклинали воинов самыми страшными заклятиями, чтобы они без устали поражали врагов и стали соучастниками [богов] в их победе, ибо перед их рядами сражаются сами боги»25.
О явлении божества (эпифании) во время сражения говорится и в постановлении народа Коса, предписывающим принести благодарственную жертву богу «за явление (бога) во время опасностей в святилище и за спасение эллинов»26 (Nachtergael. № 1, l. 16-20).
Хотя основные силы этолийцев были отвлечены на освобождение Каллия и помогал защитникам святилища Аполлона только их небольшой отряд27, а также главную роль в отражении галлов сыграли фокидяне, тем не менее, большой вклад этолийцев в общую борьбу с нашествием галлов неизмеримо повысил их авторитет среди эллинов и примирил греков с их господством в святилище. Если раньше у этолийцев
25 Перевод А. А. Деконского, М. И. Рижского.
26 kaij tw'i Qew'i caristhria apodidou" ta'" te epifaneia" ta'" gegenmena" e neken e n toi " peri; to; ieron kindunoi" kai; ta " tw'n pllanwn swthria"
27 «Но лучшие силы этолян двинулись на войско Акихория: они не вступали в битву, а только нападали на тыл войска, отбивали обоз и убивали прислугу его, так что замедляли движение варваров....» (Paus. X, 23, 1).
не было юридических прав на контроль над святилищем, то после изгнания галлов они получили два голоса в Дельфийской амфиктионии28. Постепенно они стали контролировать значительную часть голосов в Амфиктионии29.
Весть о разгроме галлов и спасении общеэллинского святилища распространилась повсюду. Сохранилось постановление граждан Коса, принятое предположительно летом 278 г. до н. э. В нем говорится, что «народ Коса решил, чтобы избранные архифеор и феоры, прибыв в Дельфы, принесли в жертву быка с золоченными рогами Аполлону Пифийскому за спасение эллинов» (Nachtergael. № 1. l. 21-25), чуть ниже речь идет уже о жертве Аполлону Пифийскому, Зевсу Сотеру и Нике (l. 30-32). Можно предположить, что и другие общины послали подобные делегации с благодарственными жертвами в Дельфы. Жертвоприношения в Элладе обычно сопровождались пением гимнов, игрой на кифарах и флейтах. Возможно, эти обряды и положили начало новому празднику — Сотериям. Примерно этим же временем датируется постановление амфиктионов в честь афинского союза технитов Диониса, которым давались «ателия (освобождение от налогов), асфалия (безопасность), признанные всеми эллинами», техниты освобождались от военной службы, эйсфоры (Syll3 399 l. 9-12). И все это им даровалось для того, чтобы они могли воздавать почести богам и совершать установленные жертвоприношения и в установленное время (Syll3 399 l.13-16). Техниты Диониса — это организация профессионалов — музыкантов, певцов, поэтов и актеров30. В постановлении утверждалось, что
28 См.: Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 93-94. Дельфийской амфиктионии посвящены как отдельные исследования, так и многие страницы в работах об истории Дельфийского святилища и в общих трудах по истории древней Эллады. См., например: Roux G. L'Amphictionie, Delphes et le Temple d' Apollon au IVe siècle. Lyon, 1979; Daux G. Delphes au II-e et I-e siècle depuis l'abaissement de l'Etolie juisqu'a la paix romaine, 191-31 av. J. C. Paris, 1936; Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. Paris, 1937. P. 31-40; Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н. э.). СПб., 2001. С. 169-184.
29 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 123, 270.
30 О технитах Диониса см. Poland F. Technitai // Pauly's Realencyclopaedie der classischen Altertumswissenschaft (Neue Bearbeitung). Bd 2/10. Stuttgart; München, 1934. Sp. 2473-2558; Sifakis G. M. Studies in the history of Hellenistic drama. London, 1967; Ghiron-Bistagne P. M. Les acteurs dans la Grece Antique. Lille, 1974; Шарнина А. Б. Техниты Диониса // Фролов Э. Д., Никитюк Е. В.,
Л Л №
О «
О
H в
H
о
ж
и к s
H в
Д
H
л № е Е и я
А
со й к
s «
n
О H H ►d s s
о
га «привилегии технитов признавали все эллины», значит, этот
и союз к тому времени был хорошо известен в греческом мире. ^ В постановлении речь идет только о жертвоприношениях
О и «установленных почестях» богам, а не о проведении состяза-
л ний. Не называются ни Пифии, ни Сотерии. Вполне вероятно, что
ю
о амфиктионы постановили подтвердить привилегии союза тех-
нитов Диониса в Афинах в связи с наплывом делегаций полисов ^ после разгрома галлов и проведением процессий, которые сопро-2 вождались пением и игрой на флейтах и струнных инструментах. ^ Затем амфиктионы, вероятно, стали регулярно приглашать
ч членов союзов технитов Диониса, или артисты вызывались ^ сами, исполнять гимны в честь Зевса и Аполлона, чтобы придать особый блеск праздникам в Дельфах31. В надписях, изданных от имени амфиктионов в честь технитов Диониса, которые приблизительно датируются 265 г. до н. э.32, уже речь идет о Соте-риях33. Согласно принятой датировке надписей такие состязания с пением гимнов стали проводиться каждый год34. Состязания на этом празднике относились к agwn crhmatith", т. е. наградами на них были ценные призы. Но это не мешало музыкантам и актерам выступать иногда бесплатно, «в дар богу». В некоторых каталогах участников амфиктионовых Сотерий говорится, что «союз технитов исполнил в дар богу и амфиктионам на Сотериях полный агон (to; koinon tw>n tecnitw>n ejpedwke tw'i Qew'i kai; toi" Amfiktuosin ei" ta Swthria ton agw'na pantelh) (Nachtergael. № 3 , l. 4,5; 4, l. 9-11). Сохранились только списки участников мусических и сценических агонов35. Возможно, что на амфиктионовых Сотериях еще не было атлетических состязаний и конных ристаний. Скорее всего, это объясняется тем,
Петров А. В., Шарнина А. Б. Альтернативные социальные сообщества в античном мире / Под ред. д. и. н. Э. Д. Фролова. СПб., 2002. С. 217-317. Надписи о союзах технитов Диониса приведены в приложении в книге: Pickard-Cambridge A. The Dramatic Festivals ofAthens. Oxford. 1969. Р. 307-320.
31 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 263.
32 Nachtergael G. Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. P. 268-270.
33 Ср., например: Nachtergael. №№ 3, 4, 5, 7, 8.
34 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 147-148. Подробный разбор проблем хронологии амфиктионовых Сотерий см.: Nachtergael G. Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. P. 248-270.
35 Тщательный анализ этих надписей см. Nachtergael G. Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. P. 299-328.
за спасение святилища и эллинов от вторжения галлов.
36 Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. P. 136-137.
37 Nachtergael G. Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. P. 330.
38 тоц |èv |iouctikov 'iCTonûBiov, tov Sè yu|xviKÔv ка! inniKov 'iaové^eo(Nachtergael. № 21. l. 17-18; 22. l. 15-16; 23. l. 8-9).
В Тексте после слов: "в праздники общеэллинского значения с агонами, в которых наградами стали венки
39 О введении новых богов и культов см. Garland R. Introducing New Gods. New York, 1992.
что после изгнания галлов первоначально совершалось толь- >
ко жертвоприношение с пением гимна богу в благодарность л
я
Спустя несколько лет этолиицы решили покровительство- о
вать новому празднику в Дельфах36. Получив перевес в Амфик- и
тионии, они начали дипломатическую работу, добиваясь р
у полисов и монархов признания нового праздника общегре- Ж
ческим. ДатоИ основания этолийских Сотерий как общеэллин- н
ского праздника считается 246/245 г. до н. э.37 и
Сохранились постановления Афин, Хиоса, Теноса, Смирны, Д
Абдер, одного из островов Киклад, датируемые 246-245 гг. до н. э. и
в ответ на просьбу этолийских послов признать «агоны Сотерий, ф
установленные в честь Зевса Спасителя и Аполлона Пифийского Е
в память о сражении с варварами, напавшими на эллинов и свя- Е тилище Аполлона, общее для всех эллинов», агонами с венками ^еГап1£а1) (ЫасЫе^аеЬ №№ 21 (Афины), 22 (Хиос), 23 (Тенос), 24 (один из островов Киклад), 25 (Смирна), 26 (Абдеры)). Тексты постановлений во многом совпадают, как будто писались по одно-
му образцу. Вероятно, в их основе лежал текст послания самих о
о
этолийцев. Праздник должен был проводиться раз в четыре года, теперь на нем были кроме мусических, также гимнические и конные агоны. Высшими наградами стали, как и на четырех обще- • греческих играх, венки. Агоны Сотерий прямо приравнивались к древним, уже давно признанным Священным Играм: этолийцы просили признать мусический агон Сотерий равным пифийско-му, а гимнический и конный — равными немейскому38.
Введение новых обрядов должно было иметь веские основания39. Хотя при введении Сотерий речь не шла о почитании новых богов, а только об учреждении нового праздника в честь давно почитаемых богов олимпийского пантеона: Зевса, Аполлона, тем не менее, для придания законности празднику в глазах
га эллинов была важна легенда об эпифании божества40. Очевидно,
и что введение как амфиктионовых, так и этолийских Сотерий
tj опиралось на появившиеся, видимо, вскоре после изгнания
О галлов рассказы о появлении в разгар сражения то ли самого
л Аполлона с «белыми девами», то ли героев, покровителей святи-
CQ
о лища, то ли богов и героев вместе (Paus. I, 4, 3; Diod. XXII, 9; Iust. g XXIV, 8, 3-7). Как видно из постановления Коса (Nachtergael. № 1, ^ 1.17), версия о явлении Аполлона в момент наивысшей опасности 2 для святилища стала официальной в Дельфах41. ^ Проводя реорганизацию Сотерий в общегреческий празд-
ч ник, этолийцы преследовали также, вероятно, и политические ^ цели. Принимая Сотерии, эллины тем самым признавали право этолийцев распоряжаться в Дельфах. Возможно, не случайно во всех постановлениях, скорее всего повторяющих этолийский текст, подчеркивается, что это «общее святилище эллинов» (Nachtergael. № 21, 1. 12; 22, 1. 7; 23, 1. 6; 24, 1. 9). Дипломатическая деятельность, связанная с реорганизацией праздника, позволила этолийцам подтвердить или установить дружеские отношения со многими полисами, а это в свою очередь усиливало их влияние в эллинском мире. В постановлении, например, граждан Хиоса говорится: что они принимают объявление о празднике и агон, «чтобы народ Хиоса оказался увеличивающим почести богам и помнящим о существующей у него близости и дружбе с этолий-цами» (Nachtergae1. № 22, 1. 11-12). Особый интерес представляет постановление Смирны о признании этолийских Сотерий. Текст сохранился не полностью, тем не менее, можно представить, что могли просить полисы в обмен на признание праздника. В конце надписи, видимо, приводится ответная просьба Смирны признать и святилище Афродиты Страто-никиды неприкосновенным (a|sulon) и сам город священным и неприкосновенным (i^ran kai; a|sulon) (Nachtergae1. № 25, 1. 21-22). Вполне вероятно, что и другие полисы могли выставлять свои условия признания Сотерий. В посланиях этолийцев к полисам с просьбой о признании Сотерий нет речи об асилии
40 О распространении веры в эпифанию божества в греческом мире: Gar1and R. Introducing New Gods. P. 16-18.
41 Ср.: Постановление Смирны о принятии этолийских Сотерий, где говорится об эпифании богов: Nachtergae1. № 25, 1. 6.
t—j
(неприкосновенности)42. В этом не было необходимости. Дель- А
фы обладали неприкосновенностью издревле. А в просьбах л
полисов о признании их праздников вопрос об асилии, вероятно, с
был одним из самых важных. Обращение к этолийцам с просьбой о
о признании асилии объясняется двумя причинами. Во-первых, в
в это время этолийцы контролировали Дельфийскую амфик- о
тионию, во-вторых, и это могло быть более важным, греческие Ж
города добивались, чтобы этолийские пираты не нападали на их н
города. Возможно, что этолийцы давали асилию полисам в ответ 0
на признание этолийских Сотерий. Это косвенно может также ш
говорить о том, что авторитета Дельфийского святилища было о
уже недостаточно и нужно было получить гарантии напрямую ь
о
от этолийцев. Таким образом, этолийцы, видимо, первыми ста- ы ли использовать учреждение нового праздника для решения сво- ® их внешнеполитических задач. р
После Сотерий на протяжении III-II вв. до н. э. учрежде- дд ние новых культов или реорганизация старых стали важ- н ным инструментом межполисной дипломатии. Если в нача- к ле VI в. до н. э. были признаны общеэллинскими только три О празднества, то после признания Сотерий процесс пошел о лавинообразно. С конца III в. до н. э. греческие полисы один и за другим объявляют о реорганизации своих местных обря- . дов в праздники общеэллинского значения с агонами, в которых наградами стали венки (stefanitai), и просят признать асилию святилищ, а иногда и самих полисов, по сути добиваясь признания их нейтралитета и гарантий безопасности. Уже в середине III в. до н. э. был реорганизован в панэллин-ский праздник Муз в Феспиях со «священными» агонами (Syll3 457). Около 240 г. до н. э. добиваются асилии святилища Асклепия от полисов и монархов граждане Коса в связи с реорганизацией праздника Асклепия43. В своем письме Аттал I среди прочих причин признания им асилии святилища Асклепия приводит и то, что граждане Коса признали праздник Диониса Категемона, учрежденный царями Пергама (Welles.
42 Глускина Л. М. Асилия эллинистических полисов и Дельфы // Вестник Древней Истории. 1977. № 1. С. 82-94; Rigsby Kent J. Asylia: Territorial Inviolability in the Hellenistic World. Berkeley; Los Angeles; London. 1996.
43 Welles C. B. Royal Correspondence in the Hellenistic period. New Haven, 1934. Р. 26, 27, 28.
га 28. L. 10-11). В 207 г. до н. э. Магнесия-на-Меандре обрати-
^ «
а лась к греческим государствам признать праздник Артемиды
tj Левкофриены общеэллинским, а «город и хору священными
О и неприкосновенными». Все агоны приравнивались к пифийским
л состязаниям. Сохранилась целая серия ответных постановлений
CQ
о полисов, принимающих этот праздник и асилию города и хоры44. g Как и при введении Сотерий, поводом для реорганизации ^ праздника стала эпифания божества. В своих посланиях поли-^ сам и монархам жители Магнесии-на-Меандре утверждали, что им явилась сама Артемида Левкофриена и оракул возвестил, ч что для почитающих Аполлона Пифийского и Артемиду Лев-^ кофриену лучшее — считать полис и хору священными и неприкосновенными. Следуя этому оракулу, граждане установили общеэллинский праздник (Syll3 557 l. 5-10. 16). В 196 г. до н. э. граждане Милета приняли постановление о преобразовании Дидимий в агон стефанитэс (Syll3 590).
Стали использовать праздники в своей международной политике и монархи: Атталиды, Селевкиды, Птолемеи. Отражением претензий Атталидов на роль панэллинского гегемона стали Никефории. После побед, одержанных Эвменом II над галатами, в 182 г. до н. э. пергамский правитель разослал послов по городам Эллады с просьбой признать праздник в честь богини Афины Никефоры общеэллинским, мусиче-ские агоны которого равны по статусу и наградам Пифийско-му, а гимнические и конные — олимпийскому45.
Таким образом, основание Сотерий имело двоякие последствия. С одной стороны, создание этолийцами общегреческого праздника нарушило молчаливое согласие всех эллинов на признание только четырех игр панэллинскими праздниками и невозможность появления каких бы то ни было других обрядов с таким статусом. С другой стороны, новый праздник со «священными» агонами, которые имели статус неприкосновенных, подсказал другим общинам, как можно обеспечить себе неприкосновенность и защиту, прежде всего, от тех же этолийцев, чьи пираты причиняли много неприятностей грекам. Деятельность
44 Надписи о принятии праздника Артемиды Левкофриены в Магнесии-на-Меандре: Syll3 557-562; Welles С. B. Royal Correspondence... Р. 31, 33, 34.
45 Syll3 627-630; Welles С. B. Royal Correspondence... Р. 49.
этолийцев по их реорганизации в общеэллинский праздник
стала первым примером использования культов в дипломати- л
Ö"1
ческих отношениях. Другие полисы вслед за ними стали доби- n ваться признания всеми эллинами их обрядов равными древ- о ним общегреческим играм и неприкосновенности святилища и или даже всего полиса «во время войны и мира». о
в
Информация о статье д
и л
Автор: Шарнина Ариадна Борисовна, к. и. н., доцент, РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) ы
Электронная почта: ariadna@setname.com и
Заголовок: Галльское вторжение в Дельфы и праздник Сотерии Я (неприкосновенность святилищ и полисов — от обычая к договору) а
Аннотация: Почти триста лет в Элладе признавались д общегреческими только четыре празднества (Олимпийские, и Пифийские, Немейские и Истмийские игры). Во время их проведения к объявлялось священное перемирие. Лишь в 246 г. до н. э. по инициативе О этолийцев были признаны общегреческим празднеством Сотерии, т установленные в Дельфах после разгрома галлов в 279 г. до н. э. о В письмах с приглашением на праздник подчеркивалась роль и этолийцев в защите святилища Аполлона от галльского нашествия .. и, тем самым, узаконивалось их право на контроль над святилищем. Вслед за этолийцами и другие полисы и даже монархи стали добиваться признания своих местных обрядов праздниками общегреческого значения и дарования асилии (неприкосновенности) святилищу, а иногда и всему полису «во время войны и мира». Таким образом, после реорганизации Сотерий безопасность святилищ и городов во время войн, которая прежде основывалась на обычае, стала закрепляться договорами.
Ключевые слова: амфиктионы, асилия, венки, игры, Дельфы, неприкосновенность, перемирие, святилище, состязание
Источники и литература
1. Daux G. Delphes au II-e et I-e siècle depuis l'abaissement de l'Etolie juisqu'a la paix romaine,191-31 av.J.C. — Paris: E. de Boccard, 1936. — 745 p.
2. Deubner L. Attische Feste. — Berlin: Akademie-Verlag, 1956. — 268 s.
3. Flacelière R. Les Aitoliens à Delphes. — Paris: E. de Boccard, 1937. — 564 p.
и 4. Garland R. Introducing New Gods. — London: Duckworth, 1992. —
g 234 p.
и 5. Kyle Donald G. Gifts and Glory. Panathenaic and Other Greek Athletic
щ Prizes // Worshipping Athena. Panathenaia and Parthenon / Ed. J. Neils. О Wiscontin: Wiscon. Univ, 1996. P. 108-136.
л 6. Nachtergael G. Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes. —
О Bruxelles: Academie royale de Belgique, 1977. — 546 p.
^ 7. Papantoniou G. Religiosity as a main element in the ancient Olympic
^ Games // Sport in Society. 2008. Vol. 11. N 1. P. 32-43.
8. Parke L. W. Festivals of the Athenians. — London: Thames and К Hudson LTD, 1977. — 208 p.
^ 9. Pickard-Cambridge A. The Dramatic Festivals of Athens. — Oxford:
4 Oxford University Press, 1968. — 358 p.
10. Poland F. Technitai // Pauly's Realencyclopaedie der classischen Altertumswissenschaft / Neue Bearbeitung. Stuttgart; München: J. B. Metzler, 1934. Bd 2. X Halb. Sp. 2473-2558.
11. Rigsby Kent J. Asylia: Territorial Inviolability in the Hellenistic World. — Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1996. — 672 p.
12. Roux G. Delphes. Son oracle et ses dieux. — Paris: Les Belles Lettres, 1976. — 245 p.
13. Roux G. L'Amphictionie, Delphes et le Temple d'Apollon au IVe siècle. — Lyon: Maison de L'Orient, 1979. — 272 p.
14. Schweigert E. Greek inscriptions // Hesperia. 1939. N 3. S. 5-12.
15. Sifakis G. M. Studies in the history of Hellenistic drama. London: Londres, The Athlone Press, 1967. — 200 p.
16. Tomilinson R. A. Greek Sanctuaries. — New York: St. Martin's Press, 1976. — 150 p.
17. Глускина Л. М. Асилия эллинистических полисов и Дельфы // Вестник Древней Истории. 1977. № 1. С. 82-94.
18. Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н. э.). — СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. — 432 с.
19. Хабихт Хр. Афины. История города в эллинистическую эпоху. — М.: Ладомир, 1999. — 416 с.
20. Хэммонд Н.-Дж.-Л. Пелопоннес // Кембриджская история древнего мира. Т. III. Ч. 3. Расширение греческого мира VIII-VI в. до н. э. / Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-л. Хэммонда; Пер. с англ. А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. С. 382-429.
21. Шанин Ю. В. Олимпия. История античного атлетизма. — СПб.: Алетейя, 2001. — 191 с.
22. Шарнина А. Б. Техниты Диониса // Фролов Э. Д., Никитюк Е. В., Петров А. В., Шарнина А. Б. Альтернативные социальные сообщества в античном мире / Под ред. д. и. н. Э. Д. Фролова. СПб.: С.-Петербургский университет, 2002. С. 217-317.
23. Шарнина А. Б. О судьбе трагедии и комедии в эллинистическую А
эпоху // Древний мир и мы: Классическое наследие в Европе и России.
Л
Вып. III. СПб.: Алетейя, 2003. С. 105-122. с
Data on the article ж
к
Author: Sharnina Ariadna Borisovna, PhD, lector, The Herzen State s Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia) E-mail: ariadna@setname.com
Title: Intrusion of Galli into Delphi and festival Soteria (the inviolability g
of the sanctuaries and the states — from the custom to the agreement) ь
Abstract: For about 300 years there were only four Panhellenic Festivals and ы
the religious truce — Olympia, Pythia, Nemea and Isthmia— in the Ancient s
Greece. The Aetolians were the first to obtain a recognition of the Soteria п
as Panhellenic Festival. Aetolians' activity of a reorganization of the Soteria а was the first example of a cults' application for diplomacy. In the letter of
H в Д
s
invitation to the first penteteric festival of the Soteria in 246 B.C. Aetolian K propaganda emphized the Aetolian role in the defense of the sanctuary of K Apollo at Delphi in 279 B.C. against the Gallic forces and legitimized their n control of Delphi. Thanks to the reorganization of the Soteria the Aetolians ^ established communications with the numerous Greek cities. They granted P the inviolability of their sanctuaries in exchange for a recognition of the S Soteria. Greek states obtained the protection from Aetolian pirates.
Other states followed Aetolians' example and invited all Greeks to take part in their festivals and asked them for a recognition of Panhellenic festival and of the inviolability of the sanctuary and the state (the festival of the Muses in Thespiai, the Asclepia at the Cos etc.). The Attalids of Pergamon, the Seleucids, The Ptolemies used their festivals in the forein policy and the royal propaganda. After reorganization of the Soteria, the agreement sealed the inviolability of the sanctuaries and the states.
Key words: asylia, Amphictyonic Council, contest, Delphi, Games, inviolability, sanctuary, truce, wreaths
References
1. Daux G. (1936) Delphes au II-e et I-e siècle depuis l'abaissement de l'Etolie juisqu'a la paix romaine, 191-31 av. J. C., Paris: E. de Boccard, 745 p.
2. Deubner L. (1956) Attische Feste, Berlin: Akademie-Verlag, 268 p.
3. Flacelière R. (1937) Les Aitoliens à Delphes, Paris: E. de Boccard, 564 p.
4. Garland R. (1992) Introducing New Gods, London: Duckworth, 234 p.
5. Gluskina L. M. (1977) Asiliya ellinisticheskih polisov i Delfyi [Asiliya of ellenistic polices and Delphi], Vestnik Drevney Istorii, vol. 1, p. 82-94. (in Russian)
и 6. Habiht Hr. (1999) Afinyi. Istoriya goroda v ellinisticheskuyu epohu
q [Athens. The history of the city in the Hellenistic era], Moscow: Ladomir, 416 p. и 7. Hemmond N.-Dzh.-L. (Hellenica) Peloponnes [Peloponnes],
щ Kembridzhskaya istoriya drevnego mira, vol. III, Ch. 3: Rasshirenie grecheskogo О mira VlII-VIveka do n. e. (eds. Dzh. Bordmena, N.-Dzh.-l. Hemmonda; trans. л A. V. Zaykov), Moscow: Ladomir, pp. 382-429. (in Russian) О 8. Kulishova O. V. (2001) Del'fiyskiy orakul v sisteme antichnyih
^ mezhgosudarstvennyih otnosheniy (VII-V vv. do n. e.) [Delphic oracle in the ^ classical system of international relations (7-5th centuries b. c.)], Saint-
Petersburg: Gumanitarnaya Akademiya, 432 p. (in Russian) g 9. Kyle Donald G. (1996) Gifts and Glory. Panathenaic and Other Greek
^ Athletic Prizes. Worshipping Athena. Panathenaia and Parthenon (ed. J. Neils), 4 Wiscontin: Wiscon. University, pp. 108-136.
10. Nachtergael G. (1977) Les Galates en Grèce et les Sôtéria de Delphes, Bruxelles: Academie royale de Belgique, 546 p.
11. Papantoniou G. (2008) Religiosity as a main element in the ancient Olympic Games, Sport in Society, vol. 11, n. 1, pp. 32-43.
12. Parke L.W. (1977) Festivals of the Athenians, London: Thames and Hudson LTD, 208 p.
13. Pickard-Cambridge A. (1968) The Dramatic Festivals of Athens, Oxford: Oxford University Press, 358 p.
14. Poland F. (1934) Technitai, Pauly's Realencyclopaedie der classischen Altertumswissenschaft (Neue Bearbeitung), Stuttgart-München: J. B. Metzler, bd 2, X halb, sp. 2473-2558.
15. Rigsby Kent J. (1996) Asylia: Territorial Inviolability in the Hellenistic World, Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 672 p.
16. Roux G. (1976) Delphes. Son oracle et ses dieux, Paris: Les Belles Lettres, 245 p.
17. Roux G. (1979) L'Amphictionie, Delphes et le Temple d'Apollon au IVe siècle, Lyon: Maison de L'Orient, 272 p.
18. Schweigert E. (1939) Greek inscriptions, Hesperia, n. 3. pp. 5-12.
19. Shanin Yu. V. (2001) Olimpiya. Istoriya antichnogo atletizma [Olympia. The history of ancient athleticism], Saint-Petersburg: Aleteyya, 191 p. (in Russian)
20. Sharnina A. B. (2002) Tehnityi Dionisa [Tehnity Dionysus], Alternativnyie sotsialnyie soobschestva v antichnom mire (ed. E. D. Frolov), Saint-Petersburg: S.-Peterburgskiy universitet, pp. 217-317. (in Russian)
21. Sharnina A. B. (2003) O sud'be tragedii i komedii v ellinisticheskuyu epohu [The fate of tragedy and comedy in the Hellenistic era], Drevniy mir i myi: Klassicheskoe nasledie v Evrope i Rossii, Saint-Petersburg: Aleteyya, vol. III, pp. 105-122. (in Russian)
22. Sifakis G. M. (1967) Studies in the history ofHellenistic drama, London: Londres, The Athlone Press, 200 p.
23. Tomilinson R. (1976) A. Greek Sanctuaries, New York: St. Martin's Press, 150 p.