ИСТОРИЯ. ЭТНОЛОГИЯ. РЕЛИГИЯ
»»л /'А Г,-. №. №. №. №. №. №. ЯЧ /Ъ М ДЧ г1!'; г1!1: Я* Ж №№. №. №. №. ;*Г<
Ш.Н. Исянгулов УДК 94(470.57)
ГАЛИ СОКОРОЙ О ФОРМАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У БАШКИР НАКАНУНЕ ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация
Б статье рассматривается произведение башкирского поэта XIX в. Гали Сокороя «Тэзкирэт эл-зхуан во эл-эхбап» («Поучение, написанное жителем селения Чукур Бирского уезда Уфимской губернии Мухаммед-галн Кийнковым») как исторический источник по изучению форм социальной зависимости в башкирском обществе накануне вхождения в состав Русского государства. Выявляются индивидуальные («слуги») и коллективные формы социальной зависимости. Источник рассказывает, что слуги Иеян-хана. в основном, занимались хозяйственно-строительными работами, хан имел право их. а также целые роды отправлять казанскому хану на различные работы. Иеян-хан также поставлял в Казань вооружение, реже - воинов. В целом, зависимость Иеян-хана от Казани была номинальной Делается вывод, что такие институты, как вотчинное право на землю, припуск, такие категории, как тептярн и бобыли появились еще в дорусский период. Они являлись продуктом развития башкирского общества, их землевладения.
Ключевые слова: шежере, башкиры, зависимость, рабы. хан. тептярн. бобыли
She/mil N. Isyangulov
GHALI SOQOROI ON FORMS OF SOCIAL DEPENDENCE AMONG THE BASHKIRS BEFORE JOINING THE RUSSIAN STATE
Abstract
I hc article examines the work of the Bashkir poet of the nineteenth century Ghali Soqoroi instruction, Written by a Resident of the Settlement Chukw. Birsk County. Ufa Province Mukhainmedga/i Kiyikov as a historical source for the study of the forms of social dependence in the Bashkir society on the eve of joining the Russian state flie author identities the individual ("servants") and collective forms of social dependence. The source suulied says that the servants of Isan Khan were mainly engaged in domestic construction work, the Khan had the right to send them, as well as whole clans to the Kazan Khan to perform various jobs. Isan Khan also delivered to Kazan weapons, rarely -soldiers. In general, the dependence of Isan Khan on Kazan was nominal. Ii is concluded that such institutions as patrimonial right to land allowance, such categories as the Teptyars and the Bobyls (solitary men) appeared m the pre-Russian period, lliey were the product of development of the Bashkir society and of the Bashkir system of land tenure.
Key words: shezhere, Bashkirs, dependance, slaves. Khan. Teptyars, Bobyls (solitary men)
Исянгулов Шамиль Наилевчч, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдаю истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН (Уфа), e-mail: iaangul-schamil(girambler.ru
ShitmH N. Isyangulov, Caiul. Sc. (Hisioty), Senior Researcher at I he Department of History and History of Culture of Bashkortostan, Institute of History, Language and Literature of the Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: isangiil-schamilUirambler.ru_
© Исянгулов Ш.Н.. 2016
В источниках и исторической литературе о башкирах не так много сведений о формах социальной зависимости в домосковский период их жизни. Недостаточно изучен и отражен данный вопрос и в научной литературе.
А.Н. Усманов писал о набегах башкир на соседние племена с целью захвата рабов и продаже их Волжской Булгарии и другим государствам [1, с. 26-27, 29]. Об этом же писал и Р.Г. Кузеев. По его мнению, «институт рабства в условиях Башкирии имеет, видимо, древнее происхождение». Кочевники нередко были одними из главных поставщиков рабов в оседлые, рабовладельческие государства. Рабами в основном были пленные, вероятно, в рабство к знати попадали и башкиры других племен. Оно у башкир не стало основой производства, но, по мнению РГ. Кузеева, ускоряло процесс феодализации общества. РГ. Кузеев предполагал, что древний характер имели и институты тусначсства и припуска [2, с. 260-261, 270, 303]. Он, в частности, писал: «Очень старым институтом, помогающим понять земельные отношения в Башкирии, является институт припуска. Обычное право башкир в XV-XVI вв., и даже в начале XVII в., не знало отчуждения земли навсегда и безвозвратно, т.е. земля не являлась еще товаром. Этим объясняется появление и широкое распространение в западной Башкирии такой формы реализации собственности на землю, как припуск» [2, с. 270]. О появлении и развитии отмеченных форм социальной зависимости у башкир писали многие авторы, но ближе всех к истине подошел, кажется, лишь Р.Г. Кузеев, который связывал развившиеся в XVII—XVIII вв. институты припуска, тусначсства, рабства и др., а также появление таких категорий населения, как тептяри и бобыли, с домосковским периодом. А.З. Асфандияров тоже предполагал, что часть катайцев являлась припущенниками на землях бала-катайцев примерно с 1460-х гг. [3, с. 59-60].
Башкирский писатель XIX в. Гали Сокорой (1826-1889) написал большое шсжерс ирск-тинцев, в котором достаточно подробно осветил общественную жизнь этого рода накануне вхождения в состав Русского государства. Произведение под названием «Тэзкирэт эл-эхуан во ол-охбап» («Поучение, написанное жителем
селения Чукур Бирского уезда Уфимской губернии Мухаммедгали Кийиковым») написано в последние годы жизни автора, между 1887 г. и 1889 г. Рукопись хранится в Научной библиотеке Казанского государственного университета (шифр 684 т) [см. подр.: 4, с. 69-73], произведение опубликовано как на башкирском, так и в переводе на русский язык [5, с. 228-238; 6, с. 367-388].
Источник сообщает, что в Бирском уезде среди племен кайпан, герей и уран поселились ирсктинцы под предводительством Худайяра, деда Исян-хана. Если Исян-хан был современником взятия Казани (1552 г.), то получается, что иректинцы появились на северо-западе современного Башкортостана где-то на рубеже ХУ-ХУ1 вв. Становится известным и примерная площадь, занимаемая иректинцами: «Эммэ Ходай -колнон Ходаяр исемле углы Бере ейозе булачак ергэ, мэзкур -кайпан, гэрэй, оран хал-кы арасына кучеп килгэн вэ, бу ердэ куп йыл-лар мэгош кылып, куп ауыллар пэйдэ _кыл-ганлар, егерме мен десятинадан зиядэрэк ер-лэргэ хужа булып, куп ауылларны узлэренэ «припущенник» исемле итсп, ердэш кылган-лар» («А вот сын Худайкула по имени Худайяр поселился на земле будущего Бирского уезда, среди упомянутых народов кайпан, герей и уран. И много лет они жили на этой земле, много аулов появилось. Более двадцати тысячам десятин земли были они хозяевами, много аулов они сделали своими припущенниками») [5, с. 232; 6, с. 378]. Даже если допустить, что Г. Сокорой рисует несколько модернизированную картину жизни иректинцев, но все же становится понятным, что такие институты, как вотчинное право и припуск у западных башкир появились еще в дорусский период.
Шежере сообщает, что накануне взятия русскими войсками Казани правителем иректинцев был потомок Майкы-бия Исян. Более того, не только иректинцы, но и башкиры племен кайпан, герей, уран, тазлар, байкы и балык-чи (несмотря на то, что у них были свои вожди) признали Исяна своим правителем и объявили ханом. Ранее таким главой над этими племенами был и дед Исяна - Худайяр (однако в источнике он ханом не называется) [5, с. 233; 6, с. 3781. Таким образом, на северо-западе современного Башкортостана образовалось некое
Ш.Н. Исянгу. юв
27
государственное образование. Взаимоотношения между Исян-ханом и другими подчиненными ему племенами в источнике не описываются. Об аппарате управления сообщается следующее: «И подобно вождям других родов, он (Исян-хан. - И.Ш.), говорят, жил в окружении караульных и наемников» [5, с. 382]. Из этого сообщения становится ясно, что у хана были наемные (т. с. профессиональные) войско и охрана.
Однако Исян, несмотря на свой титул, признавал верховенство казанского хана: «Сам он познакомился с ханами Казани, посылал им подарки, посылал слуг. Ханам Казани он оказывал почести». В Казань он отправлял не только слуг, но и целые роды («Вэ Ьэм 'Казан ханга •кэусм-кэбилэ вэ хадим булдыгы сэбэплс...»; «(Направляя) хану Казани роды-народы, и слуг...») [6, с. 381, 382]. Этот отрывок примечателен тем, что сообщает о коллективных формах зависимости в башкирском обществе. По контексту можно предположить, что отправленные ханом в Казань «роды», скорее всего, несли военную службу, тогда как «слуги», возможно, продавались в рабство или передавались для использования их в каких-то хозяйственных работах.
Также во время русско-казанских войн 1540-1550-х гг. Исян-хан помогал Казани вооружением (луками и стрелами). Однако, услышав о взятии Казани русскими, он отказался дать войско или денег, а представитель казанского хана был убит [5, с. 235; 6, с. 381-382; 7, с. 164-165]'. До поры до времени зависимость Исян-хана от казанского хана, скорее всего, была номинальной. Казань, возможно, просила помощи лишь в годы войн с Москвой. Землей Исян-хан, как видно с его слов, распоряжался без разрешения казанских властей, «припуская» различных беглецов.
Кроме того, под покровительством хана находились представители различных соседних народов, волей судьбы, оказавшиеся в Башкирии: «А наш предок по имени Исян был для своего времени даже очень богатым человеком,
снискал широкую известность. На земле будущего Бирского уезда он был знаком со всеми башкирами и был главой народа ирякте. То есть если и были у башкир кайпан, и герей, и уран, и тазлар, и байки, и балыкчи, если и были у (этих) башкир над ними свои тюря, то главы всех этих тюбь все признавали его своим главой и считали над собой ханом. По этой причине в его присутствии разные роды были слугами. Друг другу говорят сейчас, что из чувашей, мордвы, тавлы (?), калмыков, алмантай (?), - из этих родов держал он слуг. А так как предки Исяна пришли со стороны востока, то он помогал народам, жившим в восточной стороне, а разбойники и грабители диких народов восточной стороны бежали от хана Китая и укрывались среди глупых народов на нашей иректинской земле. И даже заклятые враги наших предков - безбожные, дурные и поганые люди, - и те находились здесь, под сенью Исян-хана... Исян-хан же не прогонял их: «Это же чужаки, - говаривал он, -у нас земли много. Пусть плодятся и размножаются, - будут батраками у наших детей», -и не запрещал им шататься среди безмужних женщин и девок, не запрещал им питаться падалью и мясом хищников...»2 [6, с. 378-379].
В источнике представители чувашей, мордвы, тавлы, калмаков, алмантай названы «ялчы» (слугами). Как пишет Г. Сокорой, юрт Исян-хана находился на левом берегу реки Зиримзи, на противоположном берегу поселились указанные его слуги. Они «занимались постройкой клети для добычи, скотного двора, необходимых служебных построек и жили там» [6, с. 386]. Как уже было сказано, некоторых своих слуг (батраков) Исян-хан отправлял в Казань. После смерти Исян-хана (уже после вхождения в состав Русского государства) слуги заняли его юрт. Сыновья хана основали новые поселения и почему-то отказались от использования в хозяйстве бывших слуг своего отца. Неизвестен социальный статус «слуг» Исян-хана после его смерти (во второй половине
1 Советские исследователи писали чуть ли не о кровопролитной войне с татарским «ханом Чуртмаком». Однако источники сообщают лишь об убийстве одного человека - Чуртмака, а его подчиненные, забрав тело своего начальника, ушли обратно в Казань.
2 Возмущение автора вызывали языческие обычаи указанных народов, свобода добрачных половых отношений, пережитки которых, как известно, сохранялись у ряда финно-угорских народов до этнографической современности.
ХУ1-ХУП вв.) ни по рассматриваемому источнику, ни по актовым материалам. Можно лишь предположить, что вначале эти «слуги» назывались бобылями. Дело в том, что другая рукопись сообщает следующее: «Русский (хан) окончательно утвердился в Казани, все были ему подчинены. Осталось в Уфимском юрте (земле) два народа: башкиры и бобыли, и они дали слово подчиниться... Бобылям тоже нашлась работа, их сто парами и... отдельно отправляли на место военных действий, они там сооружали валы» [8, с. 123, 124]. Характер общественных работ, которые выполняли слуги Исян-хана и бобыли в первые годы после принятия русского подданства, сходны, что позволяет отнести первых к числу вторых. Однако Г. Сокорой сообщает, что в конце концов зи-римзинцы «смешались с другими родами, стали похожи-де на рядовых башкир» [6, с. 381|. В начале XIX в. в д. Зиримзи современного Татышлинского района РБ проживали одни башкиры-вотчинники [9, с. 312-313]. Возможно, также что среди «слуг» Исян-хана были и вчерашние военнопленные. Об этом может свидетельствовать упоминание калмаков (хотя, по источнику они убежали от китайского хана). Дело в том, что в XVII в. среди ясырей (военнопленных) у башкир доминировали именно калмыки. Изучение их статуса показало, что положение ясырей в башкирском обществе не было столь однозначным, как было принято ранее полагать, и отличалось от положения рабов 110, с. 12-17]. Однако, так или иначе, рассматриваемый источник доказывает, что такие институты ХУП-ХУШ вв., как припуск, группы тептярей и бобылей являются продуктом развития башкирского общества (так и башкирского землевладения) дорусского и последующего периодов.
Таким образом, вышеупомянутое произведение Г. Сокороя позволяет сделать вывод, что вотчинное право башкир на землю существовало до принятия русского подданства.
Социальные отношения у северо-западных башкир до середины XVI в. были достаточно сложными. На вершине властной пирамиды номинально находился казанский хан, его власть формально признавал местный хан, который фактически свободно распоряжался основным богатством племен и родов - землей. В частности, он мог «припустить» на свои
земли чужаков. Башкирскому хану подчинялись и правители соседних шести башкирских племен. Хан имел право отправки в помощь своему сюзерену население целых родов, что означает о существовании коллективной зависимости (родов, племен). В Казань башкирский хан в военные годы также отправлял войска, поставлял вооружение, слуг.
Еще в дорусский период у северо-западных башкир появились зависимые от них люди -представители других народностей - беглые, военнопленные и др. В основном, как сообщает источник, они использовались на строительных работах. В последующем, надо полагать, «слуги» Исян-хана и им подобные категории людей стали называться бобылями, тептярями, припущенниками.
При рассмотрении источника XIX в. возникает резонный вопрос, насколько достоверно автор мог описать события более чем четырехсотлетней давности. Обращение к шс-жере иректинцев в ходе генетических исследований, в частности, показало, что оно отличается высокой достоверностью при описании генеалогических (генетических) связей каратабынцев и их ответвлений, одним из которых и являлось племя иректы [11, с. 52-73; 12, с. 87-104]. Не вызывает сомнения и сама фигура Исян-хана, могила которого до сих пор сохранилась в Татышлинском районе Республики Башкортостан [13, с. 186-187].
Таким образом, рассматриваемое произведение известного поэта XIX в. Г. Сокороя -ценный исторический источник, который в отличие от других башкирских сочинений достаточно подробно, последовательно, шаг за шагом освещает общественную жизнь народа в дорусский период. Шежере иректинцев Г. Сокороя еще недостаточно используется исследователями при изучении средневекового периода истории башкир и Башкортостана.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Усманов А.И. Присоединение Башкирии к Московскому государству. - Уфа: Башк. гос. изд-во, 1949. - 136 с.
2. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч. 1. Родоплеменная организация башкир в ХУП-ХУШ вв. // Кузеев РГ.
Ш.Н. Исянгулов
29
Собрание научных трудов: в 7 т. Т. 1. — Уфа: Китап, 2015.
3. Асфандияров A3. Тептяри (социально-этничсскос и лингвистичсскос содержание термина) // Башкирская этнонимия: сб. статей. -Уфа: БФАН СССР, 1986.
4. Надергулов М.Х. Башкирские историко-литературные сочинения XVI - начала XX века (вопросы зарождения жанровой системы и традиции). - Уфа: Китап, 2013. - 312 с.
5. Башкорт орбиотс антологияЬы, ике томда. II том. XIX быуат. - бфе: Китап, 2007. - 388 б. (Антология башкирской литературы, в двух томах. Т. 2. XIX век. - Уфа: Китап, 2007. - 388 е.).
6. Башкирские родословные / сост., прсдисл., поясн. к пер., пер. на рус. яз., послесл. и указ. P.M. Булгакова, М.Х. Надергулова; науч. рук. РГ. Кузеев. - Уфа: Китап, 2002. - Вып. 1. - 408 с.
7. Башкирские шсжсрс / сост., пер. текстов, введ. и коммент. РГ. Кузесва. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1960.-304 с.
8. История Татарии в материалах и документах. - М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1937. - 504 с.
9. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. - Уфа: Китап, 2009. - 744 с.
10. Азнабаев Б.А. Статус пленных в башкирских общинах XVII в. // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. -№4/1 (76).-С. 12-16
11. Волков В.Г., Каримов A.A. Происхождение и родственные связи племени Ирякты по данным генетических исследований // Перспективы развития башкирского народа: осмысление истории, сохранение традиций, модели национально-государственного строительства: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с междунар. участием (Уфа, 20 ноября 2015 г.) / под ред. P.M. Валиахмстова, Г.С. Кунафина. - Уфа: Башк. энцикл., 2015.
12. История башкирских родов. Иректы. Т. 12 / С.И. Хамидуллин и др. - Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2015. -456 с.
13. Мажитов H.A., Султанова А.Н. Башкирские ханы // Народы Южного Урала и их соседи в древности и срсднсвсковьс: Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию крупного археолога-историка и общественного деятеля, члена-кор-
респондента АН РБ, профессора Н.А. Мажи-това. - Уфа: РИО БашГУ, 2004.
REFERENCES
1. Usmanov, A.N. Prisoedinenie Bashkirii k Moskovskomu gosudarstvu [Bashkiria's Joining the Moscow State|. Ufa, Bashkir state publishing house, 1949, 136 p. (In Russ.)
2. Kuzeev, R.G. Ocherki istoricheskoj etnog-rafii bashkir. Ch. 1. Rodoplemennaja organizatsija bashkir v XVII XVIII vv. [Essays on the Historical Ethnography of the Bashkirs. The Tribal Organization of the Bashkirs in the 17th - 18th Centuries], In: Kuzeev R.G., Sobranie nauchnykh trudov: v 7 t.T.l [Kuzeev R.G. Collected Works: in 7 Vol., Vol. 1 ]. Ufa, Kitap, 2015 (In Russ.).
3. Asfandijarov, A.Z. Teptjari (sotsial'no-etnicheskoe i lingvisticheskoe soderzhanie termina) [The Tcptyars (Socio-Ethnic and Linguistic Content of the Term)]. In: Bashkirskaja etnonimija: sb. statej [Bashkir Ethnonymics: Coll. Articles], Ufa, the USSR Academy of Sciences, Bashkir Branch, 1986. (In Russ.).
4. Nadcrgulov, M.Kh. Bashkirskie istoriko-literaturnye sochinenija XVI - nachala XX veka (voprosy zarozhdenija zhemrovoj sistemy i tra-ditsii) [Bashkir Historical and Literary Works of the 16th - Early 20th Century (Issues of the Origin of the Genre System and Traditions)]. Ufa, Kitap, 2013,312 р. (In Russ.).
5. Antologija bashkirskoj Jiteratury, v dvukh tomakh. T. 2. XIX vck [An Anthology of Bashkir Literature, in Two Volumes. Vol. 2. The 19th Century], Ufa, Kitap, 2007, 388 p. (In Bashkir).
6. Bashkirskie rodoslovnye. Vyp. 1 [Bashkir Genealogies. Issue 1|. Сотр., Foreword, Commentaries in Russ., Afterword and Index by R.M. Bulgakov, M.Kh. Nadergulov; Scientific Ed. R.G. Kuzeev. Ufa, Kitap, 2002. 408 p. (In Russ.).
7. Bashkirskie shezhere [Bashkir Shezhere], Compilation, Translation, Introduction and Commentary by R.G. Kuzeev. Ufa, Bashkir publishing house, 1960, 304 p. (In Russ., Bashkir).
8. Istorija Tatarii v materialcikh i dokumen-takh [The History of Tataria in Documents and Materials], Moscow, State Social and Economic Publishing House, 1937, 504 p. (In Russ.).
9. Asfandijarov, A.Z. Istorija sjol i dereven' Bashkortostcma i sopredel'nykh t err it or ij [History
of Villages and Farmsteads of Bashkortostan and Adjacent Territories]. Ufa, Kitap, 2009, 744 p. (In Russ.).
10. Aznabacv, B.A. Status plennykh v bashkirskikh obshchinctkh XVII v. [Status of Prisoners in the Bashkir Communities of the 17th CenturyJ. In: Izvestija Altajskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija istorija [Newsletter of the Altai State University. History Series |. 2012. no 4/1 (76), pp. 12-16 (In Russ.).
11. Volkov, V.G., Karimov, A.A. Prois-khozhdenie i rodstvennye svjazi plemeni Irjakty po dannym geneticheskikh issledovanij [The Origin and Kinship Links of the Erekty Tribe According to Genetic Research], In: Perspektivy razvitija bashkirskogo naroda: osmyslenie istorii, sokhra-nenie traditsij, modeli natsional'no-gosudarst-vennogo stroitel'stva: sb. statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunar. uchastiem (Ufa, 20 nojabrja 2015 g.) [Perspectives of Development of the Bashkir People: Understanding the History, Traditions, Models of Nation-Building: a Collection of Articles of the
All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation (Ufa, November 20, 2015)]. Ed. R.M. Valiakhmetov, G.S. Kunafin. Ufa, Bashkir Encyclopaedia, 2015 (In Russ.).
12. Istorija bashkirskikh rodov. Irekty. T. 12 / S.I. Khamidullin i dr. [A History of the Bashkir Tribes. The Erekty. Vol. 12. Ed. S.I. Khamidullin, et al\. Ufa, Ufa poligrafkombinat press, 2015,456 p. (In Russ.).
13. MazhLtov, N.A., Sultanova, A.N. Bas-hkirskie khany [Bashkir Khans]. In: Narody Juzh-nogo Urala i ikh sosedi v drevnosti i srednevekov'e: Materialy mezhdimarodnoj nauchnoj konferentsii, posvjashchennoj 70-letiju krupnogo arkheo-loga-istorika i obshchestvennogo dejatelja. chlena-korrespondenta AN RB, professora N.A. Mazhi-tova [The Peoples of the Southern Urals and Their Neighbors in Antiquity and the Middle Ages: Proceedings of the International Scientific Conference Devoted to the 70th Anniversary of Noted Archaeologist-Historian and Public Figure, Associate Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Professor N.A. MazhitovJ. Ufa, Bashkir State University Press, 2004 (In Russ.).
B.B. Ушницкий УДК 94(5): 398.5(=512.1)
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ-АШИНА: ВОЛЧИЦА И ОЛЕНЬ-ЛАНЬ В ОБРАЗЕ ТОТЕМНЫХ ПРЕДКОВ
Аннотация
По древнетюркским легендам, прародитель тюрков Лшина был воспитан волчицей, потомки героя вышли из Алтайских гор в просторные степи и стали создателями кочевого государства. По другой легенде, прародителем древних тюрков был Белый Олень с золотыми рогами. Эти генеалогические легенды связывают этногенез древних тюрков с древними усунями и сако-скифами, позволяя говорить об этнической преемственности пазырыкцев и древних тюрков. В генеалогической легенде тюрков упоминаются хунну (еюнну) и род Со (тоба-сяньбийцы). Но этим легендам можно реконструировать генезис тюркских народов как результат симбиоза древних кочевых народов Центральной Азии. Упоминаемые в легенде в качестве прародины древних тюрков Гаочан и Горный Алтай устанавливают наличие двух основных этапов ранней этнической истории древних тюрков: гаочанского и алтайского.
Генеалогические легенды утверждают тезис о кровном родстве гюркоязычных народов, происходящих от одного мифологического предка. Четыре основные древнетюркские группировки племен - енисейские кыргызы, кынчаки, теле-огузы и древние тюрки - сложились на раннем этапе тюркского этногенеза, когда было зафиксировано их генеалогическое родство в мифах.
Ушницкий Василий Васильевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора археологии и этнической культуры северо-востока Сибири Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН (Якутск), e-mail: [email protected]
Vastly V. Ushnitskiy, Candidate of Sciences (History), Research Fellow at the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch (Yakutsk), e-mail: [email protected]
©Ушницкий В.В., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2016/3 (73)