Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 26-31.
УДК 39(=512.153/154)
ББК 63.5 (2 Рос)
Ш. Н. Исянгулов
БАШКИРО-КЫРГЫЗСКИЕ ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Рассматривается проблема выявления башкиро-кыргызских этногенетических взаимосвязей в период средневековья. Об общих корнях отдельных башкирских племен и древних кыргызов свидетельствуют древнетюркские и башкирские генеалогические легенды. По китайским источникам, один из братьев превратился в лебедя, другого звали Цигу, третьего - Тюрк. По мнению исследователей, первый из братьев - предок лебединцев, второй - древних кыргызов, а третий - древних тюрок. Близкие к этим легенды сохранились у башкир племени Юрматы. По башкирской легенде, сын Юрми-хана женился на лебеди, также у него было четверо сыновей. Новый этап башкиро-кыргызского взаимодействия относится к периоду экспансии Кыргызского каганата во второй половине IX - начале X вв. Об этих событиях писал персидский автор Гардизи. Упоминание Караханидских правителей в шежере башкир-табынцев, существование в XVII в. на Енисее Табынской земли - свидетельствуют о кыргызских корнях племени Табын в составе башкир.
Ключевые слова: башкиры; кыргызы; древние тюрки; этнические связи; легенда; племя; шежере.
Древнетюркские генеалогические легенды, зафиксированные в китайских источниках, в сопоставлении с другими источниками позволяют вести речь о башкиро-кыргызских этногенетических взаимосвязях. По одной из таких легенд, предки древних тюрков-тукюе происходили из владетельного дома Со, обитавшего на севере от хуннов. Вождь рода Апанбу имел 70 (или 17) братьев. У одного из них - Ичжинишиду - было четыре сына. Первый из них превратился в лебедя, второй царствовал между реками Афу и Гянь под именем Цигу, третий правил при реке Чуси, четвертый - Надулу-шад принял имя Тукюе (Турк). Десять сыновей Надулу-шада «прозывались по дому матерей»1. Еще Н. А. Аристов предположил, что древние тюрки-тукюе после переселения в Алтай разделились на четыре части. Сюжет с превращением в лебедя он сопоставил с этническим названием куу-кижи (лебединцы-челкан-цы, входящие ныне в состав северных алтайцев) и писал, что старший сын Ичжинишиду был родоначальником племени куу (лебедей). Цигу (или Ки-ко), по его мнению, китайская транскрипция имени кыргыз (в китайском языке буква р отсутствует). Таким образом, родоначальники племен Куу (лебедь), Кыргыз (Цигу) и Тукюе (Турк) оказывались родными братьями2. Точка зрения Н. А. Аристова получила признание и принята с некоторыми уточнениями многими исследователями.
1 Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений... С. 221-222.
2 Аристов Н. А. Заметки об этническом составе. С. 278280.
У башкир племени Юрматы сохранилась легенда: «Однажды на охоте единственный сын Юр-ми-хана хотел подстрелить лебедя, но тот обернулся прекрасной девушкой. Юноша женился на ней, и их потомки образовали племя Юрматы»3. Имеются и другие варианты данной легенды. По записям Р. Г. Кузеева, Юрмый был ханом юрма-тынцев и имел четырех сыновей: «У Юрмый-хана был единственный сын. Сын имел олатая (деда). Сын остался ханом. Он был очень молчалив. Ола-тай (дед) посылает их на работу, надеясь, что там он заговорит. Там один гусь загоготал. Сын Юр-мыя убил его. И он сказал: "Если ты молчишь, то жив будешь, если заговоришь, то умрешь". От него пошел род Юрматы»4. В одном из шежере юрматынцев некто Аккош (лебедь) является внуком Юрматы-бия, сыном Аккучкара (буквально -белого барана)5. Все это говорит в пользу того, что башкиры-юрматынцы и юрмийцы являлись потомками древнетюркского племени куу (лебедь).
И китайский источник, и башкирская легенда свидетельствуют о существовании счета родства (и, скорее всего, традиции передачи этнонима) по материнской линии. Некоторые матриархальные пережитки у башкир племени Юрматы сохранялись вплоть до ХУШ-Х1Х вв.6
3 Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды. С. 117.
4 Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук (НА УНЦ РАН). Ф. 116. Оп. 1. Д. 63. Л. 185, 188.
5 Башкирские шежере. С. 40, 47; Башкирские родословные... С. 50.
6 Башкирские шежере. С. 184.
«Молчаливость» Юрмый-хана, скорее всего, также объясняется отображением в легенде пережитков древнетюркских традиций. Возможно, тюркские каганы как сакральные правители и отличались «молчаливостью». Об этом можно догадываться, изучая китайские источники. «Молчаливость» верховных правителей древних тюрок была обусловлена затворническим характером их жизни. О редком появлении, в частности, хазарских, тогузгузских и кимакских каганов перед вельможами и народом писали арабо-пер-сидские авторы.
Удивительная схожесть в обеих легендах (число сыновей, превращение в лебедя или женитьба на лебеде, матрилинейность рода, «молчаливость» хана) позволяет утверждать о древнетюркских корнях башкирских племен Юрматы и Юрми. Вообще, древнее племя куу (лебедей), скорее всего, является одним из самых древних этнических пластов в истории башкирского народа. Возможно, данный этнический массив появился на Южном Урале в ходе экспансии Первого Тюркского каганата во второй половине VI в. К древнетюркским словам «куу», «кува», «кугу», «куб» (лебедь), возможно, также восходят башкирские этнонимы «кувакан», «кудей», «куба-ляк», «кубау»1. Таким образом, древнетюркские и башкирские генеалогические легенды свидетельствуют, что существовала общая субстратная основа раннекыргызской и раннебашкирской (как и раннетюркской) культур, хронологически относящаяся к периоду до середины VI в.
В китайских источниках кыргызы были известны под следующими названиями: гэгунь, гяньгунь, кигу, цигу, гегу, хэгусы, хягас с III в. до н. э.2 В 201 г. до н. э. гяньгуней покорил хунн-ский шаньюй Модэ. Кыргызы, продвинувшись на север, смешались здесь с динлинами и обосновались в Минусинской котловине. В 554 г. государство Цигу было завоевано древними тюрками. После падения каганата кыргызы были разбиты уйгурами. Древним кыргызам были подчинены так называемые «лыжные тукюе», одним из племен которого было «дубо»3. Возможно, башкирский этноним «табын» восходит к этому племени. Ведь еще в начале XVII в. на левом берегу Енисея в предгорьях Саянского хребта между Тубинской землей и киргизами, то есть хакасами,
1 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа... С. 256; Хисамитдинова Ф. Г. Словарь башкирской мифологии. С. 52.
2 Яхонтов С. Е. Древнейшие упоминания названия «киргиз». С. 110-120.
3 Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. С. 354.
находилась отдельная Табынская земля4. Данный факт свидетельствует, с одной стороны, об этнических связях табынцев с тубо (дубо), с другой стороны, с кыргызами (хакасами). Но полностью отождествлять табынцев с теми и другими также не следует. Скорее всего, табынцы входили в сферу влияния хакасов.
Кыргызы в 840 г. разгромили Уйгурский каганат, после чего часть уйгуров ушла в Восточный Туркестан, где стала известна под именем тугуз-гузов. Уже в 841-842 гг. кыргызские войска, преследуя уйгуров, захватили часть Джунгарии, ворвались в Восточный Туркестан, а в марте 843 г. взяли города Бейтин (Бешбалык), Аньси (Куча) и дошли вплоть до Кашгара. Экспансия кыргызов в Восточный Туркестан была относительно кратковременной, и к началу X в. кыргызы вернулись на прежнюю свою этническую территорию. Вполне возможно, что именно в этот период табынцы (дубо) в составе кыргызских войск появились в Семиречье и вошли в контакт с усуно-караханид-скими этническими массивами. Дело в том, что в этногенетической истории башкир племени Та-бын прослеживается связь с древними усунями и Караханидами5.
Часть уйгуров бежала на запад. Преследуя их, кыргызы к середине IX в. вышли к Среднему Иртышу, постепенно приближаясь к Уралу, где столкнулись с землями древних башкир. В верховьях реки Урал и на Среднем Иртыше раскопаны курганы древнехакасской (древнекыргызской), так называемой тюхтятской, культуры К-Х вв. В частности, памятники, раскопанные на территории Челябинской области, состоят из могил, обложенных вокруг камнями. Они содержат остатки захоронений в виде трупосожжения и сопоставляются с памятниками тюхтятской культуры, принадлежавшей кыргызам6. О проникновении кыргызов в Западную Сибирь вплоть до Урала, об их взаимосвязях с кимакскими племенами написано достаточно много. Скорее всего, в К-Х вв. во время кратковременных походов кыргызов этноним (политоним) «кыргыз» получил широкое распространение в Центральной Азии. Л. Р. Кыз-ласов, ссылаясь на работу Р. Г. Кузеева, полагал,
4 Потапов Л. П. Происхождение и формирование хакасской народности. С. 98, 107; Вайнштейн, С. И., Долгих, Б. О. К этнической истории хакасов. С. 93-97; Позднее табанцы (или табынцы) вошли в состав хакасов. Ныне составляют сеок табан бельтиров в составе хакасов. См.: Тюркские народы Сибири. С. 547.
5 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 246252.
6 Мажитов Н. А., Султанова, А. Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. С. 228.
что проникновение в Башкирию таких родо-пле-менных групп, как кахас, киргиз, ун, сарыг, ас, а также табын, относится к 1Х-Х вв. и связано с экспансией хакасов (кыргызов) в западном на-правлении1. Как известно, в некоторых деревнях современного Гафурийского района Республики Башкортостан, населенных башкирами рода кесе-табын, имеется подразделение «кахас», что следует связывать с хакасами2. Несомненным является одно: часть так называемых западных табынцев появилась в Башкирии задолго до начала XIII в.3
О встрече башкир с древними кыргызами оставил важное сообщение персидский автор XI в. Абу Саид Абд ал-Хай бен аз-Заххак бен Махмуд Гардизи: «Причина объединения киргизов под властью своего начальника была следующая. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума; этот человек убил того посла. [Итак], тот начальник в споре убил посла и по необходимости должен был покинуть страну славян. Он ушел оттуда и пришел к хазарам; хазарский хакан хорошо обращался с ним до своей смерти. Когда на престол сел другой хакан, он обнаружил нерасположение к пришельцу; тот был вынужден удалиться, ушел и пришел к Баш-джурту. Этот Башджурт был одним из хазарских вельмож и жил между владениями хазаров и ки-маков с 2000 всадников. Хазарский хан отправил к Башджурту человека, требуя, чтобы он прогнал славянина; тот поговорил об этом со славянином; славянин отправился во владения <.>, с которыми он находился в родстве. По дороге он прибыл в одно место между владениями кимаков и тугуз-гузов; хан тугузгузов поссорился со своим племенем и рассердился на них; [многих из] них убили; [остальные] рассеялись и по одному или по два стали приходить к славянину. Он всех принимал и оказывал им добро, так что их набралось много. Он послал человека к Башджурту, заключил с ним дружбу и этим усилился; после этого он произвел нападение на гузов, многих из них убил, многих взял в плен и собрал много денег, частью благодаря грабежам, частью благодаря пленным, которых он всех продал в рабство. Тому племе-
1 Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века. С. 120.
2 Камалов А. А., Камалова, Ф. У. Атайсал. С. 179.
3 В частности, существование в ряде деревень современного ГафурийскогорайонаРеспубликиБашкортостан(населенных башкирами рода кальсир-табын) родовых подразделений под названием «уранкай» (См.: Камалов, А. А., Камалова, Ф. У. Атайсал. С. 180, 181), свидетельствует о появлении данных групп в составе кыпчаков и кыпчакизированных групп в первой половине XI в.
ни, которое собралось около него, он дал имя киргиз»4. В рассказе о войнах между тугузгузами и киргизами победе последних дают достаточно ясные хронологические ориентиры. Эти события произошли в 820-840-х гг., а уйгуры, бежавшие в Восточный Туркестан, в арабо-персидских источниках стали известны под именем тугузгузов. Текст Гардизи свидетельствует, что, скорее всего, во второй половине IX в. башкиры заключили союз с древними кыргызами. Тем самым они оказывались врагами уйгуров, огузов, кимаков и кипчаков. Интересным является и правдивое отображение пути, ведущего из страны славян в землю хазар (Поволжье), оттуда - в Башджурт (то есть к башкирам в Южное Приуралье), затем к кимакам (Средний Иртыш), далее через Алтай на Енисей к кыргызам5.
Среди башкирских племен имеется и племя «киргиз». Р. Г. Кузеев полагал, что киргизы пришли в Башкирию в составе кыпчакской волны в XШ-XIV вв. По преданиям, древняя родина киргизов находилась далеко в «сибирской стороне». Р. Г. Кузеев предполагал, что башкирские киргизы являются потомками енисейских (древних) кыргызов6. В шежере башкир племени киргиз, опубликованном в 1913 г. в журнале «Шура» бугульминским учителем А. Халимовым, отмечалось, что «родоначальника киргизских башкир называли «Куркод-ата», (происходящего) из киргизского юрта из потомков Саида (из рода Магомета); (он жил) на Бухарской дороге, у моря Сыр»7. В связи с упоминанием в шежере Куркод-ата Р. Г. Кузеев и С. М. Абрамзон пришли к выводу о контакте племени киргиз с огузами8. Между тем Д. М. Исхаков выдвинул предположение, что вместо «Куркод» следует читать «Куркоз», то есть «Кыргыз». Он не исключал возможности миграции киргизов в Башкирию в домонгольский период. Им также было установлено, что башкирская Киргизская волость в XVIII в. состояла из тюб (подразделений): аю, байсары, чикир. Эти этнонимы известны среди тянь-шаньских киргизов племен адигине, солто, чегир9. Все это позволяет
4 Бартольд В. В. Сочинения. С. 46-47.
5 Кызласов Л. Р. История Южной Сибири в средние века. С. 120.
6 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 339340.
7 Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. С. 63.
8 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 340; Абрамзон, С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. С. 63.
9 Исхаков Д. М. О ранних этапах этнической истории групп татар и башкир с локальным самоназванием «кыргыз» и «елан». С. 520-521.
ставить вопрос о связи башкир племени Киргиз с тянь-шаньскими киргизами.
Между тем проблема этногенетической связи между енисейскими кыргызами и тянь-шаньскими киргизами до сих пор остается нерешенной. Однако несомненным является и то, что какие-то носители этнонима «кыргыз» появились на Тянь-Шане именно в период экспансии Кыргызского каганата в К-Х вв. В то же время, скорее всего, этническое ядро тянь-шаньских киргизов составляли потомки древних тюрок и племен теле, продвинувшихся к Саяно-Алтаю и попавших в К-Х вв. под влияние Кыргызского каганата1. В период «кыргызского великодержавия» на западном Алтае и в Восточном Казахстане в результате смешения кыргызов, кимаков, уйгуров и других появились новые племена. Об одной из таких культур говорится в персидском сочинении конца X в. «Худуд ал-алам»: «Каркар(а)-хан - еще одна область, принадлежащая кимакам, и жители ее напоминают по [своим] обычаям хырхызов»2. Исследователи обратили внимание на близость названия этой области Кимакского каганата к этнониму «киргиз»3. Можно предположить, что и башкирское племя Киргиз является одним из подобных образований, испытавших влияние Кыргызского каганата и перенявшего этноним.
Таким образом, древнетюркские генеалогические легенды в сопоставлении с башкирскими преданиями и легендами позволяют утверждать об общих этногенетических корнях башкир и кыргызов. Эта субстратная общность относится к периоду до VI в. Во время экспансии Кыргызского каганата на запад в вв. кыргызы вновь столкнулись с башкирами, о чем свидетельствует и персидский автор Гардизи.
Список литературы
1. Абрамзон, С. М. Киргизы и их этноге-нетические и историко-культурные связи / С. М. Абрамзон. - Л.: Наука, 1971. - 404 с.
2. Аристов, Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей / Н. А. Аристов // Живая старина. - 1896. - Вып. 3-4. -С.277-456.
3. Бартольд, В. В. Сочинения / В. В. Бартольд. - М.: Наука, 1973. - Т. 8. - 724 с.
4. Башкирские родословные / Сост., предисл., поясн. к пер., пер. на рус. яз., послесл. и указ.
1 Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.
2 Материалы по истории киргизов и Киргизии. С. 44.
3 Петров, К. И. Очерк происхождения киргизского народа. С. 49-50.
Р. М. Булгакова, М. Х. Надергулова. - Уфа: Ки-тап, 2002. - 480 с.
5. Башкирские шежере / Сост., пер. текстов, введ. и коммент. Р. Г. Кузеева. - Уфа, 1960. -304 с.
6. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. - Уфа, 1987. - Т. 2. - 576 с.
7. Бичурин, Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена / Н. Я. Бичурин. - М.; Л.: АН СССР, 1950. - Т. 1. - 383 с.
8. Вайнштейн, С. И. К этнической истории хакасов (Бельтирский шаманский бубен с изображением домашних оленей) / С. И. Вайнштейн, Б. О. Долгих // Совет. этнография. - 1963. - № 2. - С. 63-67.
9. Исхаков, Д. М. О ранних этапах этнической истории групп татар и башкир с локальным самоназванием «кыргыз» и «елан» / Д. М. Исхаков // Тюркология-88: тез. докл. и сообщений V Всесо-юз. тюркологич. конф. - Фрунзе: Илим, 1988. -С.520-522.
10.Камалов, А. А. Атайсал / А. А. Камалов, Ф. У. Камалова. - Уфа: Китап, 2001. - 544 с.
11.Кузеев, Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Р. Г. Кузеев. - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. - 560 с.
12.Кызласов, Л. Р. История Южной Сибири в средние века / Л. Р. Кызласов. - М.: Высш. шк., 1984. - 167 с.
13.Мажитов, Н. А. История Башкортостана. Древность. Средневековье / Н. А. Мажитов, А. Н. Султанова. - Уфа: Китап, 2009. - 496 с.
14.Материалы по истории киргизов и Киргизии. - М.: Наука, 1973. - Вып. 1. - 280 с.
15.Научный архив Уфимского научного центра Российской академии наук (НА УНЦ РАН). Ф. 116. Оп. 1. Д. 63. Л. 185, 188.
16.Петров, К. И. Очерк происхождения киргизского народа / К. И. Петров. - Фрунзе: Илим, 1963. - 148 с.
17.Потапов, Л. П. Происхождение и формирование хакасской народности / Л. П. Потапов. -Абакан, 1957. - 308 с.
18.Тюркские народы Сибири. - М.: Наука, 2006. - 678 с.
19.Хисамитдинова, Ф. Г. Словарь башкирской мифологии / Ф. Г. Хисамитдинова. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. - 420 с.
20.Яхонтов, С. Е. Древнейшие упоминания названия «киргиз» / С. Е. Яхонтов // Совет. этнография. - 1970. - № 2. - С. 110-120.
Сведения об авторе
Исянгулов Шамиль Наилевич - кандидат исторический наук, старший научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 26-31.
BASHKIR-KYRGYZ ETHNO-GENETIC CONNECTIONS
Sh. N. Isyangulov
Candidate of Historical Sciences, Senior Fellow Researcher of the Institute of History, Language and Literature, Ufa Science Centre of the Russian Academy of Sciences. [email protected]
The article is devoted to the problem of identifying Bashkir-Kyrgyz ethno-genetic relationships. The common roots of certain Bashkir tribes and ancient Kyrgyz clans are seen in Old Turkic and Bashkir genealogical legends. According to Chinese sources, one of the brothers turned into a swan, one was named Zigo, the third was called Turk. According to researchers, the first of the brothers is the ancestor of the Lebed tribe, the second is that of ancient Kyrgyzs and the third is that of ancient Turks. Similar legends have been preserved in the Bashkir tribe of Urmati. The Bashkir legend says that the son of Urmi Khan married a swan, he also had four sons. A new stage of Bashkir-Kyrgyz interaction started in the period of expansion of the Kyrgyz Khaganate in the second half of IX - early X century - those events were written about by the Persian author Gardizi. The mention of the Qarakhanid rulers in the genealogy of Tabyn Bashkirs and the existence of Tabyn land on the Yenisei in XVII century indicate the Kyrgyz roots of the Tabyn tribe in the composition of the Bashkirs.
Keywords: the Bashkirs, the Kyrgyz, ancient Turks, ethnic ties, legend, tribe, genealogy.
References
1. Abramzon S.M. Kirgizy i ih etnogeneticheskie i istoriko-kulturnye svyazi [The Kirgiz and their ethno-genetic and historical-cultural ties]. Leningrad, Nauka, 1971. 404 p. (In Russ.).
2. Aristov N.A. Zametki ob etnicheskom sostave tyurkskikh plemen i narodnostey [Notes on the Ethnic Composition of Turkic Tribes and Ethnic Groups]. Zhivaya starina [Live antiquity], 1896, iss. 3-4, pp. 277456. (In Russ.).
3. Bartol'd V.V. Sochineniya [Works]. Moscow, Nauka Publ., 1973. 724 p. (In Russ.).
4. Bashkirskie rodoslovnye [Bashkir Genealogies]. Ufa, Kitap Publ., 2002. 480 p. (In Russ.).
5. Bashkirskie shezhere [Bashkir Genealogies]. Ufa, 1960. 304 p. (In Russ.).
6. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. PredaniyaIlegendy [Bashkir Folklor, Legends]. Ufa, 1987. 576 p. (In Russ.).
7. Bichurin N.Ya. (Iakinf) Sobranie svedeniy o narodakh, obitavshikh v Sredney Azii v drevnie vremena [The Collection of Data on Peoples Inhabiting Central Asia in Ancient Times]. Moscow; Leningrad, the Academy of Sciences of the USSR Publ., 1950. 383 p. (In Russ.).
8. Vajnshtejn S.I., Dolgih B.O. K etnicheskoj istorii hakasov (Bel'tirskij shamanskij buben s izobrazhe-niem domachnih olenej) [Concerning ethnic history of Khakasses (The Beltir shamanic drum with the image of domestic reindeer)]. Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], 1963, no. 2, pp. 63-67. (In Russ.).
9. Ishakov D.M. O rannih etapah etnicheskoj istorii grupp tatar i bashkir s lokal'nym samonazvaniem «kyrgyz» i «elan» [About the early ethnic history of groups of Tatars and Bashkirs with the local ethnonym Kyrgyz and Elan]. Tjurkologiya-88. Tezisy dokladov i soobshhenij V Vsesojuznoj tjurkologicheskoj konfer-encii [Turkology-88. Theses of reports and messages of the V all-Union Turkological conference]. Frunze, Ilim Publ., 1988. Pp. 520-522. (In Russ.).
10.Kamalov A.A., Kamalova, F.U. Atajsal [Atajsal]. Ufa, Kitap Publ., 2001. 544 p. (In Russ.).
11. Kuzeev R.G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda. Etnichiskiy sostav, istoriya rasseleniya [The Ethnic Origin of the Bashkirs. Ethnic Composition and History of Settling]. Ufa, DizaynPoligrafServis Publ., 2010. 560 p. (In Russ.).
12.Kyzlasov L.R. Istoriya Juzhnoj Sibiri v srednie veka [The History of southern Siberia in the Middle ages]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1984. 167 p. (In Russ.).
13.Mazhitov N.A., Sultanova A.N. Istoriya Bashkortostana. Drevnost'. Srednevekov'e [The History of Bashkortostan. The Antiquity. The middle ages]. Ufa, Kitap, 2009. 496 p. (In Russ.).
14.Materialypo istorii kirgizov i Kirgizii [Materials on the history of the Kyrgyz and Kyrgyzstan], iss. 1. Moscow, Nauka, 1973. 280 p. (In Russ.).
15.Nauchnyj arkhiv Ufimskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Archives of Ufa Science Centre, the RAS]. The Number of the Collections 116. The Bordereau within the Collections 1. The Individual File 63. The Document Page 185, 188. (In Russ.).
16.Petrov K.I. Ocherkproishozhdeniya kirgizskogo naroda [Essay on the origin of the Kyrgyz people]. Frunze, Ilim Publ., 1963. 148 p. (In Russ.).
17.Potapov L.P. Proiskhozhdenie i formirovanie khakasskoj narodnosti [The origin and formation of the Khakass nation]. Abakan, 1957. 308 p. (In Russ.).
18.Tjurkskie narody Sibiri [The Turkic peoples of Siberia]. Moscow, Nauka Publ., 2006. 678 p. (In Russ.).
19.Khisamitdinova F.G. Slovar' bashkirskoj mifologii [A Dictionary of Bashkir Mythology]. Ufa, 2011. 420 p. (In Russ.).
20.Yahontov S.E. Drevnejshie upominaniya nazvaniya «kirgiz» [The oldest mention of the name "Kyrgyz"]. Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], 1970, no. 2, pp. 110-120. (In Russ.).