Научная статья на тему 'Галерея новой концептуальной архитектуры (часть 1)'

Галерея новой концептуальной архитектуры (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
270
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА / ИННОВАЦИИ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коротич Андрей Владимирович

Начиная спервого номера выпуска журнала «Академический вестник УралНИИпроект РААСН» автор регулярно публикует собственные творческие работыинициативные предпроектные архитектурные концепты, выполненные дляклиентов изразличных стран Европы, Юго-Восточной иСредней Азии, Ближнего Востока. Внастоящем году автор завершает публикацию своих архитектурных концептов проектом «Галерея новой концептуальной Архитектуры», включающим три выпуска ипредставляющим собой новую совокупность инициативных творческих работ, отражающих авторское понимание художественной сущности современного зодчества. взаимопро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Галерея новой концептуальной архитектуры (часть 1)»

УДК 71.02 КОРОТИЧ А. В.

Галерея новой концептуальной

архитектуры (Часть

Начиная с первого номера выпуска журнала «Академический вестник УралНИИпроект РААСН» автор регулярно публикует собственные творческие работы — инициативные предпроектные архитектурные концепты, выполненные для клиентов из различных стран Европы, Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока. В настоящем году автор завершает публикацию своих архитектурных концептов проектом «Галерея новой концептуальной Архитектуры», включающим три выпуска и представляющим собой новую совокупность инициативных творческих работ, отражающих авторское понимание художественной сущности современного зодчества.

Ключевые слова: концепт, архитектурная форма, инновации, формообразование, наука, творчество.

KOROTICH A. V.

GALLERY OF NEW CONCEPTUAL ARCHITECTURE (PART 1)

Beginning with the first issue of Journal «Academicheskij vestnic UralNIIproekt RAASN» the author publishes their own creative work. This is a proactive pre-architectural concepts made for customers from various countries in Europe, South East and Central Asia, the Middle East. In this publication, the author concludes his architectural concept project «Gallery of the new conceptual architecture», which includes three issues. This project includes three issues and is a new initiative set of creative works that reflect the author’s understanding of the artistic essence of modern architecture.

Keywords: concept, architectural form, innovation, shaping, science, creativity.

Коротич

Андрей

Владимирович

член-корреспондент

РААСН,

доктор архитектуры, Заслуженный изобретатель РФ

e-mail: avk-57@uniip.ru

Прошло почти четыре десятилетия с тех пор, как автор впервые в студенчестве познакомился с понятиями «наука» и «творчество», в русле которых до сих пор протекает его профессиональная деятельность.

Постоянно размышляя об иерархии и взаимосвязи этих понятий, автор пришел к однозначному выводу: никакой взаимообусловленности (прямо или обратно пропорциональной) этих понятий не существует. Довольно часто на его жизненном пути встречались удивительно эрудированные ученые с различными учеными степенями, нагруженные колоссальным багажом самых разнообразных знаний, умеющие сопоставлять факты и анализировать достаточно сложные явления, но при этом абсолютно не способные создать что-либо новое и оригинальное на основе своих знаний. С другой стороны, он также знаком с выдающимися новаторами-изоб-ретателями, экспериментаторами-технологами и архитекторами-практиками, не имеющими базовой теоретической/научной подготовки, но достигшими вершин своей профессии благодаря яркому творческому таланту и интуиции.

Необходимо откровенно признать, что все эти годы научные исследования автора в сфе-

Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо.

И. В. Гете. Фауст

ре архитектурного формообразования, с одной стороны, а также создание креативных архитектурных концептов и изобретений — с другой, происходили независимо друг от друга и шли параллельными путями, никак не влияя друг на друга.

Миф о том, что «научные исследования формируют (или должны формировать) информационную базу для последующих творческих поисков и решений, напрямую обусловливая их качество и продуктивность», растаял сам собой. Оказалось, к примеру, что глубокое знание теоретических основ и схем построения архитектурных композиций, а также использование канонизированных систем гармонического про-порционирования объемов отнюдь не гарантирует художественного совершенства создаваемым творческим работам, а зачастую — препятствует этому (как тут не вспомнить знаменитое высказывание Альберта Эйнштейна: «Единственное, что мне мешает учиться, — это полученное мной образование»).

Вполне возможно, что «наука» и «творчество» влияют друг на друга, но каким-то неявным, опосредованным образом.

Наша специальность характерна как раз тем, что в ней очевидно взаимодействие и взаимопро-

никновение двух начал — доказательно-рационального и художественноинтуитивного.

Осознав это, ВАК РФ в реестре диссертационных специальностей по архитектуре, которая теперь формально фигурирует в разряде «строительных наук», сделал очень существенное изменение: специальность 05.23.21 с недавних пор называется «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности». При этом последняя позиция специальности предполагает не только на-

учный анализ известных творческих концепций мастеров архитектуры, но также разработку и представление к защите собственных концептуальных решений. Таким образом, научно-исследовательский и творческий компоненты наконец-то стали независимыми и равноценными частями данной специальности.

Это предполагает одинаково уважительное отношение как к научным исследованиям, так и к творческим инновационным разработкам; причем последние заслуживают опубликова-

ния не менее, чем материалы научных исследований, традиционно представляемые в хорошо отработанном стандартном формате «статья».

Ученые степени по архитектуре с самого начала звучат как «кандидат архитектуры» и «доктор архитектуры», а отнюдь не «кандидат архитектурных наук» — таких наук нет и быть не может вследствие специфической двухкомпонентной природы нашей профессии. Следовательно, ученые степени в области архитектуры могут присуждаться как за достижения

в научно-исследовательской работе, так и за высокий профессиональный уровень и новаторство творческих концептов и изобретательских разработок. В истории ВАК РФ имеются прецеденты присуждения докторских ученых степеней за одно-единственное представленное к защите изобретение, имеющее широкую известность и колоссальный практический или экономический эффект, без написания и публикации статей и монографий, а также специального оформления диссертации.

Архитектура, являясь по своей сути практической областью человеческой деятельности, всегда имела единственной целью создание и преобразование/усовершенствование искусственной среды для оптимальной жизнедеятельности человека путем реализации комплекса утилитарных и художественно-эстетических параметров жизненного комфорта. При этом создание творческих архитектурных концептов, а также эффективной инженерной инфраструктуры этой искусственной среды с исполь-

зованием инноваций и изобретений всегда было приоритетным направлением деятельности, а историкотеоретические научные исследования в области архитектуры занимали второстепенное положение.

Представляя свои инициативные творческие концепты в данном проекте, автор не считает необходимым что-либо описывать, анализировать, классифицировать и сопоставлять: когда «говорит» Ее Величество Архитектурная Форма — никакие словесные комментарии не нужны.

Иллюстрации

Новые архитектурно-художественные концепты — здания общественного назначения, разработанные для стран Европы, Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока, Северной Америки. Авторы: А. В. Коротич, при участии М. А. Коротича и И. А. Коротича.

Права авторов защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.