Научная статья на тему 'ГАДЖЕТЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ГАДЖЕТЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1488
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАДЖЕТЫ / ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кошкина Ирина Владимировна, Рутчик Анастасия Андреевна

В статье рассматривается влияние гаджетов на учащихся начальных классов, даются советы родителям и учащимся, как нужно правильно общаться с гаджетами, чтобы привычка не переросла в зависимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГАДЖЕТЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ГАДЖЕТЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кошкина Ирина Владимировна, Саратовский национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов

E-mail: kafpndo@mail.ru

Рутчик Анастасия Андреевна, Саратовский национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов

E-mail: rutchik@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается влияние гаджетов на учащихся начальных классов, даются советы родителям и учащимся, как нужно правильно общаться с гаджетами, чтобы привычка не переросла в зависимость.

Ключевые слова: гаджеты, влияние гаджетов.

Ребенка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук - неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства родителей. Почему дети их так любят и какую роль они играют в их жизни?

В современном мире гаджеты стали неотъемлемым атрибутом жизни каждого человека. Сегодня практически у каждого ребёнка, начиная с малого возраста есть телефон, планшет и другие девайсы.

Для начала дадим определение, что такое гаджет. Гаджет (с анг. gadget -приспособление) - это электронное устройство, выполняющее ряд определенных функций [1]. К гаждетам можно отнести: смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры и другие технические устройства. Первоначально гаджеты создавались для облегчения жизни человека. Но чрезмерное использование может принести скорее вред, чем пользу. К примеру, частое использование телефона или планшета влечет за собой нагрузку на глаза, так как экраны гаджетов испускают яркое свечение, которое влияет не только на зрение, но и на нервную систему. Постоянная нагрузка на глаза и на ЦНС ведет к

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

истощению организма. Играющий человек не выполняет никаких физических действий, но после игры чувствует себя усталым, плохо спит, становится агрессивным и нервным. Особенно плохо это сказывается на детях и подростках.

Противостоять гаджетам очень трудно, особенно если речь идет о школьниках младшего возраста. Проанализировав исследования ученых (М. В. Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой - исследователи Казанской государственной медицинской академии), наблюдения психологов и педагогов на эту тему можно сделать вывод, что гаджеты оказывают спорное влияние на детей.

С одной стороны в использовании гаджетов есть плюсы: социализация, общение, получение информации, быстрый доступ к необходимой для учебы информации, простота использования.

Но есть и другая сторона, менее радужная. Гаджеты пагубно влияют на здоровье детей, лишают их детства, множества простых радостей, эмоций и впечатлений для полноценного развития.

По данным ЮНЕСКО 93 % детей младшего школьного возраста находятся перед экранами 28 часов в неделю или 3-4 часа в день. Оставляя малое • количество времени на живое общение со сверстниками.

Социальные исследования, проведенные среди школьников младших классов показали, что дети, у которых есть зависимость от гаджетов отстают в учёбе, в отличие от своих сверстников, которые почти не пользуются электронными устройствами.

Французские авторы Кристин Керделлан и Габриэль Грезийон в книге «Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых» отмечают, что электронные игрушки способствуют появлению поколения детей, которые учатся стрелять раньше, чем говорить [6].

Для того чтобы более точно ответить на вопрос смогут ли дети обойтись без гаджетов, мы провели экспериментальное исследование в 3- 4 классах МОУ «СОШ № 6» г. Саратова. В исследовании приняли участие 51 учащийся, из них 24 мальчика и 27 девочек. Для исследовании был выбран метод анкетирования. Анкета, которую мы предлагали учащимся состояла из 6 вопросов:

Что такое гаджет?

Какими гаджетами ты пользуешься?

Для чего тебе они нужны?

Сколько времени ты проводишь за гаджетами?

Сможешь ли ты обойтись без них?

Знаешь, ли ты о вреде, который наносится чрезмерным использованием гаджетов?

Проанализировав анкеты мы выяснили, что школьники знают, что

83

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

гаджеты - это электронные устройства. К гаджетам они относят: телефон, ноутбук, телевизор, планшет, компьютер, игровую приставку. При ответе на вопрос «Какими гаджетами ты пользуешься?» 100 % опрошенных активно пользуются телефоном и планшетом, четверо из опрошенных указали ещё электронную книгу.

Как утверждают дети, гаджеты нужны. И цели использования гаджетов различны. Кто-то использует их для развлечений, играют в игры, кому-то гаджет нужен для поиска необходимой информации, а для кого-то гаджет это средство общения.

Основная часть учащихся ответили, что гаджет им нужен для поиска необходимой информации по учёбе - 46 человека опрошенных; некоторые используют гаджет для общения - 20 человек; для развлечения и игр гаджет используют - 37 опрошенных. 62 % мальчиков гаджеты необходимы в основном для игр, такого же мнения 21 % девочек. Делаем вывод, что большая склонность к компьютерным играм проявляется у мальчиков, чем у девочек.

На вопрос «Сколько времени ты проводишь за гаджетами?» школьники также ответили по-разному: 15 минут - 2 человека; 30 минут - 5 человек; 1 час - • 11 человек; 2 часа - 14 человек; 3 часа и более - 19 человек. Из чего можно сделать вывод, что в среднем младший школьник 2 часа в день проводит за гаджетами.

На вопрос «Сможешь ли ты обойтись без гаджетов?» почти все дети (49 человек) ответили, что не смогут. Причины указывают разные: надо для учёбы, привыкли и уже без этого не представляют свою жизнь, не знает чем занять себя в свободное время.

На самый главный, на наш взгляд, вопрос, знают ли учащиеся о вреде чрезмерного пользования гаджетами, все отвечают, что знают. Они отмечают, что гаджеты плохо влияют на зрение, дети, которые часто играют в планшет или ноутбук почти не двигаются, сидят сутулясь, все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой, при долгом использовании гаджетов учащиеся быстро утомляются, становятся рассеянными. Итак, мы выяснили, что младшие школьники осознают, что излишнее увлечение гаджетами может иметь отрицательные последствия как для физического так и для психического здоровья.

Исходя из вышеизложенного, чтобы обезопасить ребенка от пагубного влияния гаджетов можно дать рекомендации.

1. Родителям:

- нужен контроль;

- необходим личный пример обращения с гаджетами;

- предлагать детям альтернативные занятия: прогулки, совместные игры.

84

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

2. Для детей:

-пользоваться ноутбуком, планшетом, в первую очередь, для работы с учебной информацией и не более одного часа в день;

- при пользовании гаджетами оптимальное расстояние между глазами и монитором должно быть 60-70 см;

- делайте перерыв и гимнастику для глаз;

- телефон использовать для общения.

Прогресс не стоит на месте и от этого никуда не деться. Современное поколение детей растёт с телефонами, смартфонами, планшетами в руках. Гаджеты в жизни детей стали неотъемлемой частью. Конечно, нельзя и не стоит совсем лишать ребёнка плодов технического прогресса. Но необходимо разработать систему принципов, которая поможет свести использование гаджетов к минимуму, тем самым и уменьшив вред. По сути дети играют в гаджеты, потому что нет альтернативного занятия. Важно, чтобы досуг ребёнка был разнообразным. И главная задача взрослых, чтобы они помогли, объяснили ребёнку, как нужно пользоваться гаджетами, получать от этого пользу и не тратить зря время, предостерегать, чтобы привычка не переросла в зависимость. •

Литература:

1. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов.

2. Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева. - М.: «Азбуковник», 2003. - 655 с.

3. Электронный ресурс. - URL:http://zdr.ru/articles/elektronnue_deti

4. Электронный ресурс. - URL: http://lubodar.info/vliyanie-gadzhetov-na-zdorovje-detej

5. Электронный ресурс. - URL: http://unesco.ru

6. Керделлан Кристин, Грезийон Габриэль / Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых // Пер. с фр. А. Лущанова. -Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 272 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.