ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ГАДЖЕТЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Кошкина Ирина Владимировна, Саратовский национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов
E-mail: kafpndo@mail.ru
Рутчик Анастасия Андреевна, Саратовский национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов
E-mail: rutchik@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается влияние гаджетов на учащихся начальных классов, даются советы родителям и учащимся, как нужно правильно общаться с гаджетами, чтобы привычка не переросла в зависимость.
Ключевые слова: гаджеты, влияние гаджетов.
Ребенка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук - неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства родителей. Почему дети их так любят и какую роль они играют в их жизни?
В современном мире гаджеты стали неотъемлемым атрибутом жизни каждого человека. Сегодня практически у каждого ребёнка, начиная с малого возраста есть телефон, планшет и другие девайсы.
Для начала дадим определение, что такое гаджет. Гаджет (с анг. gadget -приспособление) - это электронное устройство, выполняющее ряд определенных функций [1]. К гаждетам можно отнести: смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры и другие технические устройства. Первоначально гаджеты создавались для облегчения жизни человека. Но чрезмерное использование может принести скорее вред, чем пользу. К примеру, частое использование телефона или планшета влечет за собой нагрузку на глаза, так как экраны гаджетов испускают яркое свечение, которое влияет не только на зрение, но и на нервную систему. Постоянная нагрузка на глаза и на ЦНС ведет к
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
истощению организма. Играющий человек не выполняет никаких физических действий, но после игры чувствует себя усталым, плохо спит, становится агрессивным и нервным. Особенно плохо это сказывается на детях и подростках.
Противостоять гаджетам очень трудно, особенно если речь идет о школьниках младшего возраста. Проанализировав исследования ученых (М. В. Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой - исследователи Казанской государственной медицинской академии), наблюдения психологов и педагогов на эту тему можно сделать вывод, что гаджеты оказывают спорное влияние на детей.
С одной стороны в использовании гаджетов есть плюсы: социализация, общение, получение информации, быстрый доступ к необходимой для учебы информации, простота использования.
Но есть и другая сторона, менее радужная. Гаджеты пагубно влияют на здоровье детей, лишают их детства, множества простых радостей, эмоций и впечатлений для полноценного развития.
По данным ЮНЕСКО 93 % детей младшего школьного возраста находятся перед экранами 28 часов в неделю или 3-4 часа в день. Оставляя малое • количество времени на живое общение со сверстниками.
Социальные исследования, проведенные среди школьников младших классов показали, что дети, у которых есть зависимость от гаджетов отстают в учёбе, в отличие от своих сверстников, которые почти не пользуются электронными устройствами.
Французские авторы Кристин Керделлан и Габриэль Грезийон в книге «Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых» отмечают, что электронные игрушки способствуют появлению поколения детей, которые учатся стрелять раньше, чем говорить [6].
Для того чтобы более точно ответить на вопрос смогут ли дети обойтись без гаджетов, мы провели экспериментальное исследование в 3- 4 классах МОУ «СОШ № 6» г. Саратова. В исследовании приняли участие 51 учащийся, из них 24 мальчика и 27 девочек. Для исследовании был выбран метод анкетирования. Анкета, которую мы предлагали учащимся состояла из 6 вопросов:
Что такое гаджет?
Какими гаджетами ты пользуешься?
Для чего тебе они нужны?
Сколько времени ты проводишь за гаджетами?
Сможешь ли ты обойтись без них?
Знаешь, ли ты о вреде, который наносится чрезмерным использованием гаджетов?
Проанализировав анкеты мы выяснили, что школьники знают, что
83
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
гаджеты - это электронные устройства. К гаджетам они относят: телефон, ноутбук, телевизор, планшет, компьютер, игровую приставку. При ответе на вопрос «Какими гаджетами ты пользуешься?» 100 % опрошенных активно пользуются телефоном и планшетом, четверо из опрошенных указали ещё электронную книгу.
Как утверждают дети, гаджеты нужны. И цели использования гаджетов различны. Кто-то использует их для развлечений, играют в игры, кому-то гаджет нужен для поиска необходимой информации, а для кого-то гаджет это средство общения.
Основная часть учащихся ответили, что гаджет им нужен для поиска необходимой информации по учёбе - 46 человека опрошенных; некоторые используют гаджет для общения - 20 человек; для развлечения и игр гаджет используют - 37 опрошенных. 62 % мальчиков гаджеты необходимы в основном для игр, такого же мнения 21 % девочек. Делаем вывод, что большая склонность к компьютерным играм проявляется у мальчиков, чем у девочек.
На вопрос «Сколько времени ты проводишь за гаджетами?» школьники также ответили по-разному: 15 минут - 2 человека; 30 минут - 5 человек; 1 час - • 11 человек; 2 часа - 14 человек; 3 часа и более - 19 человек. Из чего можно сделать вывод, что в среднем младший школьник 2 часа в день проводит за гаджетами.
На вопрос «Сможешь ли ты обойтись без гаджетов?» почти все дети (49 человек) ответили, что не смогут. Причины указывают разные: надо для учёбы, привыкли и уже без этого не представляют свою жизнь, не знает чем занять себя в свободное время.
На самый главный, на наш взгляд, вопрос, знают ли учащиеся о вреде чрезмерного пользования гаджетами, все отвечают, что знают. Они отмечают, что гаджеты плохо влияют на зрение, дети, которые часто играют в планшет или ноутбук почти не двигаются, сидят сутулясь, все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой, при долгом использовании гаджетов учащиеся быстро утомляются, становятся рассеянными. Итак, мы выяснили, что младшие школьники осознают, что излишнее увлечение гаджетами может иметь отрицательные последствия как для физического так и для психического здоровья.
Исходя из вышеизложенного, чтобы обезопасить ребенка от пагубного влияния гаджетов можно дать рекомендации.
1. Родителям:
- нужен контроль;
- необходим личный пример обращения с гаджетами;
- предлагать детям альтернативные занятия: прогулки, совместные игры.
84
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
2. Для детей:
-пользоваться ноутбуком, планшетом, в первую очередь, для работы с учебной информацией и не более одного часа в день;
- при пользовании гаджетами оптимальное расстояние между глазами и монитором должно быть 60-70 см;
- делайте перерыв и гимнастику для глаз;
- телефон использовать для общения.
Прогресс не стоит на месте и от этого никуда не деться. Современное поколение детей растёт с телефонами, смартфонами, планшетами в руках. Гаджеты в жизни детей стали неотъемлемой частью. Конечно, нельзя и не стоит совсем лишать ребёнка плодов технического прогресса. Но необходимо разработать систему принципов, которая поможет свести использование гаджетов к минимуму, тем самым и уменьшив вред. По сути дети играют в гаджеты, потому что нет альтернативного занятия. Важно, чтобы досуг ребёнка был разнообразным. И главная задача взрослых, чтобы они помогли, объяснили ребёнку, как нужно пользоваться гаджетами, получать от этого пользу и не тратить зря время, предостерегать, чтобы привычка не переросла в зависимость. •
Литература:
1. Захарченко Е.Н. Новый словарь иностранных слов.
2. Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева. - М.: «Азбуковник», 2003. - 655 с.
3. Электронный ресурс. - URL:http://zdr.ru/articles/elektronnue_deti
4. Электронный ресурс. - URL: http://lubodar.info/vliyanie-gadzhetov-na-zdorovje-detej
5. Электронный ресурс. - URL: http://unesco.ru
6. Керделлан Кристин, Грезийон Габриэль / Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых // Пер. с фр. А. Лущанова. -Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 272 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
85