ГАДЖЕТЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ВО ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.В. Макарова1, Г.Н. Лукьянец ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва
Представлен обзор статей, посвященный вопросу о распространенности применения гаджетов среди молодежи и о месте их в режиме дня школьника. Рассматривается различные векторы влияния современных гаджетов на разные стороны жизни, здоровье и личностные качества детей и подростков.
Ключевые слова: школьник, гаджеты, здоровье, режим дня
Gadgets and their use in extracurricular activities. The paper reviews the articles devoted to the problem of gadget use and their place in the everyday school routine. The article describes how gadgets influence different areas of life, health, and personality qualities of children and adolescents.
Keywords: school student, gadgets, health, daily routine.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни и продолжают расширять масштабы своего присутствия во всех сферах деятельности. Это происходит благодаря улучшению качественных характеристик электронных устройств, а также появлению новых форм взаимодействия со своими пользователями. Стали привычными гаджеты в виде часов, обруча на голове, портативных игровых консолей т.д. Появились новая камера, которая снимает сразу с двух ракурсов, музыкальная маска для сна, настраиваемая игровая мышь, существует новый вид электроники - что-то среднее между ПК и планшетом. Самые свежие новинки: это складные планшеты и новый, первый в мире смартфон с полностью монолитным корпусом, не имеющим ни динамиков, ни кнопок, ни разъема для заряда. Это новая разработка компании из КНР. Корпус нового га-джета изготовлен из керамики, зарядка производится по беспроводной технологии, разговорный динамик спрятан под экран, включается он, распознавая лицо владельца или отпечаток его пальца [2]. И все это многообразие уже стало для нас привычным.
Само слово «гаджет» означает приспособление, техническое устройство, обладающее повышенной функциональностью, но с ограниченными возможностями. Атрибутами его являются: портативность (вес типичных гаджетов не превышает 300 г, а размеры позволяют помещаться в карманах одежды); функциональность (помимо ожидаемых функций - дополнительные); ограниченные возможности (большинство не имеет возможности расширения функционала за счет присоединения дополнительных модулей; также зачастую комплектуются недостаточно емкими аккумуляторами) [14]. Наиболее популярными гаджетами на сегодняшний день являются: смартфон, ноутбук, iPod, часы, радиоприемники с дополнительными функциями, портативные игровые консоли.
Число пользователей современных гаджетов год от года растет. В 2016 году продажи смартфонов выросли на пять процентов, почти 1,5 миллиарда было про-
Контакты: 1 Макарова Л.В. - E-mail: <ludmilavm@mail.ru>
дано по всему миру. В Соединенных штатах насчитывалось 220 миллионов пользователей, которые представляют 77 % американских семей, имеющих смартфон. Большое количество пользователей смартфонов - дети [23]. По данным других авторов [26] доступ в интернет был почти всеобщим (98,3 %), 85,2 % имели сотовые телефоны и 42,7 % имели персональный компьютер в спальне. Социальные сети использовали 64,6 %.
Еще несколькими годами ранее подростки тратили в среднем 6 часов в день на общение с электронным экраном [7; 17]. При этом количество времени на сон у них уменьшалось [11]. За прошедшие 10 лет количество времени, которое подростки проводят с экраном, увеличилось на 2 ^ часа. Теперь они уделяют в среднем 8-9 часов в день своему телефону, включая просмотр потокового видео, текстовые сообщения и прокрутку в социальных сетях, а дети из семей с низким доходом тратят на эти занятия еще больше времени.
По данным центров США по контролю и профилактике заболеваний, средний ребенок проводит около 8 часов в день за просмотром электронных экранов. По мере того, как они становятся старше, использование гаджетов также увеличивается.
В обзорной статье Somipam R. Shimray et а1. [28] приводятся данные разных исследователей, свидетельствующие о стремительном увеличении числа пользователей информационных технологий в всем мире. Около 91 % взрослых и 60 % подростков США владеют мобильными устройствами и в среднем тратят 144 минуты в день на общение с телефоном за 16-часовой период [22]. По данным статистики на декабрь 2013 в Индии, от общей численности населения страны каждый 120-й житель являлся пользователем планшетов, каждый 10-й - пользователем мобильного интернета, каждый 13-й - пользователем социальных сетей и каждый 6-й - интернет пользователем. Всего в течение того же периода времени «онлайн население» увеличилось в Индии до 73,9 млн. [4].
Стремительными темпами в этом направлении продвигается население Китая. Данные 35-го Статистического отчета по развитию интернета в Китае свидетельствуют, что количество интернет - пользователей достигло 649 миллионов в декабре 2014 г., а количество пользователей мобильного интернета составило 557 миллионов (85,8 %) [6].
Изучение демографических характеристик у 960 учащихся начальных и средних школ Гонконга (10-19 лет) показало, что почти 86 % опрошенных используют смарт-устройства ежедневно [19]. В Западной Бенгалии чрезмерно много времени проводят в социальных сетях 87 % учащихся [24].
По данным фонда развития интернета (2014 г.) 91 % российских школьников 10-17 лет выходят в сеть интернета в любое время и в любом месте [3].
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ НА ЗДОРОВЬЕ И РЕЖИМ ДНЯ
Несомненный интерес представляет обзорная статья Somipam R. Shimray et а1. [28]. Анализ литературы, приведенной в этом обзоре касается, помимо прочего, и проблем, связанных с влиянием на здоровье пользователей. Так, отмечается, что чтение в интернете занимает существенное время, оно связано с непрерывным движением глаз в условиях вынужденной позы. Это приводит к визуальному и
физическому утомлению. В ходе исследования на студентах было установлено, что при онлайн-чтении у них возникает утомление глаз и головная боль [34].
Чтение с мобильных устройств перед сном вызывает проблемы, связанные со здоровьем [35]. Специальные исследования влияния игр различной напряженности на сердечный ритм, особенности ЭЭГ, ректальную температуру, на засыпание и глубину сна показало, что игры в ночное время при ярком экране более, чем с темным дисплеем, влияют на уменьшение продолжительности и снижение качества сна [13]. Вместе с тем, захватывающие игры в большей мере, чем яркость экрана, влияют на задержку сна и его глубину.
В другом исследовании также подчеркивается, что чтение с помощью мобильного телефона в темном помещении перед сном приводит читателей более долгому засыпанию и ухудшению качества сна. Синий свет, излучаемый от экрана мобильного устройства подавляет продукцию мелатонина [33], гормона, регулирующего биоритмы человека, который часто называют «гормоном сна». Вот почему последняя версия программного обеспечения Apple для iPad и iPhone поставляется с "NightShift", которая автоматически меняет голубоватый свет на более теплый оттенок перед сном.
Дело в том, что исследователи обнаружили, что искусственный приглушенный свет, используемый в комнатах подавляет выработку мелатонина, заставляя людей чувствовать себя менее сонными, и поэтому они склонны бодрствовать более длительное время. В исследовании было показано, что, когда люди меняют цвет света, путем уменьшения голубого света и увеличения красного и желтого, разрушительные эффекты света минимизируются [27]. Поэтому врачи посоветовали избегать пользоваться гаджетами по ночам, особенно в спальне.
Слишком продолжительное использование гаджетов может порождать серьезные проблемы [8; 29; 30]. Исследователи отмечают, что дети не обращают внимание на свою осанку, яркость экрана и расстояние экрана от глаз, которые в конечном итоге влияют на их зрение и здоровье [25]. Непрерывный взор на электронный экран в течение длительного времени вызывает дистресс [16].
Pope-Ford, R. [23] рассматривает риски, связанные с использованием мобильных телефонов. Было проведено специальное исследование, чтобы понять, какое влияние использование смартфонов может оказать на опорно-двигательный аппарат детей. Были обследованы 18 участников (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте 10-12 лет. За участниками исследования велись наблюдения и проводились количественные измерения положения спины во время использования детьми смартфона и планшета. Был использован угломер для того, чтобы измерить сгибание и разгибание спины. Измеренный угол сгибания спины колебался от 8,5° до 54°, и выдвижение спины варьировало от 12° до 24°. Результаты свидетельствовали, что длительное пребывание в таком статическом рабочем положении вызывает болевые ощущения у пользователей и повышает риск возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата. Авторы подчеркивают необходимость контроля за правильной осанкой детей при использовании мобильных устройств.
Потенциальный вред от микроволнового излучения (MWR) беспроводных устройств больше, в частности для детей и нерожденных младенцев. В исследованиях установлено, что дети поглощают больше MWR, чем взрослые. В одном исследовании показано, что ткань мозга детей поглощает примерно в два раза
больше MWR, чем взрослых, а другие исследования сообщали, что костный мозг детей поглощает в 10 раз больше MWR, чем у взрослых [18; 36]. Дети подвергаются большему канцерогенному риску, чем взрослые в связи с тем, что влияние MWR может привести к дегенерации защитной миелиновой оболочки, окружающей нейроны мозга [20]. Правительства некоторых государств (Бельгия, Франция, Индия и др.) уже сейчас обсуждают принятие законов о необходимости информирования детей и подростков о правилах безопасного использования этих устройств.
Мобильные устройства не должны храниться у детей в спальне ночью, особенно под подушками. Исследовательский центр (Pew Research Center) Вашингтона сообщил, что 75 % детей и подростков спят всю ночь с их сотовыми телефонами под подушкой или держат мобильный телефон в передних карманах брюк, что опасно в плане облучения MWR [32]. Для девочек это может впоследствии привести к раку груди. Воздействие радиочастотных (Rf) полей, излучаемых мобильными телефонами, так же может оказывать неблагоприятное влияние на организм. Было проведено в этой области много исследований, которые подтверждают высокие риски от воздействия мобильного телефона.
Высокая частота использования мобильного телефона повышает уровень стресса. К стрессу могут приводить постоянные звонки, ожидание сообщений, вибрирующие оповещения и напоминания мобильных телефонов. Частая отправка текстовых сообщений и электронной почты может вызывать боль и воспаление суставов и иногда боли в шее и в плечах. Долгие часы чтения на маленьком экране мобильных телефонов приводят к проблемам со зрением в будущем [5].
Интенсивное использование электронных устройств и их негативное влияние выявлено в исследовании Kwok S.W.H с соавт. [19]. Были изучены демографические характеристики, цель и характер деятельности, а также частота взаимодействия с экраном и проанализированы данные 960 подростков 10-19 лет. Как выяснилось, почти 86 % опрошенных используют смарт-устройства ежедневно. В течение недели отмечались следующие болезненные проявления, связанные с использованием устройств: недостаток сна, раздражение глаз, опорно-двигательные нарушения, семейные конфликты и киберзапугивание (в 50 %, 45 %, 40 %, 20 % и 5 % случаев соответственно). Более 25 % респондентов были подвержены риску негативных воздействий, связанных с использованием смарт-устройств в течение более 1 часа в день, просмотра и игр по крайней мере 4 дней в неделю и просмотра ТВ/фильмов более чем 2 дней в неделю. Авторы делают вывод, что такой режим использования смарт-устройств может поставить значительное число подростков под угрозу отрицательных последствий.
Royant-Parola S. et al. (2018) отмечают, что за последние 30 лет наблюдалась модификация сна подростков с сокращением общего времени сна и увеличением числа подростков, страдающих от недосыпания [26]. Недостаток сна может быть связан с физическими проблемами, такими как ожирение, а также с утомлением в школе и расстройствами настроения. А эти проблемы, в свою очередь, имеют связь с использованием экранов, мобильных телефонов, интернета и социальных сетей. Было показано, что использование экранов задерживает наступление сна, а секреция мелатонина и стимуляция систем бодрствования при взаимодействии с социальными сетями могут усугубить эти эффекты. Связи между использованием
социальных сетей и режимами сна изучены не полностью. Поэтому целью исследования было оценить влияние социальных медиа на сон подростков и влияние депривации сна. Подросткам с 6 по 9 класс было предложено заполнить онлайн-анкету о привычном состоянии сна. Конечными показателями были время сна и бодрствования в учебный период в школе (будни) и периоды отдыха (выходные), использование экранов (компьютеров, планшетов, смартфонов и игровых консолей), использование социальных сетей и их влияние на качество сна, настроения и дневного функционирования. Учащиеся были разделены на лиц с явным нарушением сна (время сна менее 6 часов в будни) и тех, чье время сна соответствовало национальным нормам сна, рекомендованным для подростков (9 часов и более). Результаты анализа 786 анкет показали, что доступ в интернет был почти всеобщим (98,3 %), 85,2 % имели сотовые телефоны и 42,7 % имели персональный компьютер в спальне. Социальные сети использовали 64,6 % детей. После ужина
52.6 % проводили перед экраном более часа, а 14,7 % - более 2 часов. После сна
51.7 % регулярно пользовались электронными устройствами, из которых 25,6 % имели экранную активность (например, тексты, социальные сети, видеоигры или телевидение). Ночью некоторые подростки просыпались, чтобы продолжить работу на экране: 6,1 % для того, чтобы играть в онлайн видеоигры, 15,3 % для отправки текстов и 11 % для использования социальных сетей. Отход ко сну позже в выходные по сравнению с буднями (23ч 54мин±02 против 22ч 06мин±02; р<0,0001). Время сна было явно больше в выходные по сравнению с учебными днями. У учащихся 6 и 9-го класса продолжительность сна в учебные дни была различной: соответственно 8ч 55мин и 7ч 25мин (р<0,0001), тогда как в выходные она была практически одинаковой. Не было обнаружено существенных различий между девочками и мальчиками по продолжительности сна, качеству сна, производительности в течение дня или настроению. Недостаток сна в течение недели (6 часов или меньше) был менее распространен у 6-х классов 5 % против 15 % (р <0,0001). Подростки, лишенные сна, по сравнению с подростками, спящими, рекомендуемые 9 и более часов, сообщали о трудностях с засыпанием (им требовалось более часа, чтобы заснуть) в 33 % против 9 % (Р <0,0001), а трудности с пробуждением утром у них были более распространенными. Недостаток сна оказывал влияние на дневную работоспособность: подростки, лишенные полноценного сна, чаще сообщали о необходимости бороться с сонливостью и имели пониженную активность в течение дня. Негативное влияние на настроение было очевидным: недосыпающие подростки были чаще раздражительными и испытывали чувства грусти. Существовала четкая связь между недостатком сна и доступом к экранам и социальным сетям: подростки, с более высокой распространенностью компьютеров в своих спальнях (67 % против 33 %; Р <0,0001), сотовых телефонов (99 % против 80 %; Р = 0,0001) и смартфонов (85 % против 66 %; Р = 0,0001) подвергались большему риску нарушений сна. Исследователи делают вывод, что доступ к социальным сетям и особенно мобильному телефону в спальнях подростков способствует сокращению времени сна в течение школьной недели, что негативно сказывается на повседневной работе и негативном настроении, которое усиливается с возрастом. Обучение распорядку использования социальных сетей и сна подростков должно начинать как можно с более раннего возраста, так как нарушения сна и вечернего использования экранов имели место уже в 11 лет.
Также следует вовлекать родителей для усиления родительского контроля за соблюдением правильного распорядка дня, чтобы увеличить продолжительность сна у подростков.
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА
Проблема негативного влияния интернета на подростков отражена в проведенном мета анализе Davey S. et al. [9]. Авторы отмечают, что нынешняя эпоха интернета связана с появлением новой формы расстройства у подростков, а именно «проблемное использование Интернета (PIU)». И это проблема всего мира. Был проведен поиск по всем исследованиям PIU в основных электронных поисковых системах, таких как Pubmed, Cochrane database, Psyc INFO, Biomed Central, Google Scholar и т.д., а затем обширный ручной поиск статей даже в неопубликованной форме до 31 марта 2015 г.; и в систематическом обзоре дан сравнительный анализ. Оценка распространенности «проблемного использования интернета» среди индийских подростков из любого университета Индии, где проводились связанные с этим исследования, была проведена методом мета анализа пропорций с помощью программного обеспечения Med-Calc. Результаты позволили сделать вывод о том, что PIU в Индии появилась как новая проблема здоровья подростков, и для формирования здоровья будущих поколений необходимо разработать руководящие принципы и стратегии регулирования интернета для подростков из Индии.
Проблеме посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у подростков посвящено исследование McHugh B.C. Wisniewski P., Rosson M.B/ Carroll J.M. (2018) [20]. Целью его было изучить, в какой степени негативные онлайн-риски (информационные нарушения, откровенное раскрытие контента, кибер-запугивание и сексуальные домогательства) вызывают ПТСР у подростков. Результаты исследований подтвердили, что явное воздействие контента, киберзапу-гивание и сексуальные домогательства (но не искажение информации) вызывают симптомы ПТСР. В результате исследований авторы также обнаружили, что подростки принимали активные меры для борьбы с онлайн-рисками вскоре после того, как почувствовали угрозу (в течение недели). Было показано, что активное преодоление стрессовых ситуаций повышает устойчивость подростков и уменьшает долгосрочные негативные последствия воздействия риска. Если эти ранние модели поведения могут быть обнаружены, а платформы социальных сетей могут внедрить эффективные вмешательства для поддержания здоровых процессов преодоления, то это может дополнительно защитить подростков от долгосрочного вреда от воздействия онлайн-рисков.
Вопросам влияния социальных сетей на подростков и их успеваемость посвящено исследование Raj M., Bhattacherjee S., Mukherjee A. (2018) [24]. В английской средней школе, расположенной в столичном городе Силигури в Западной Бенгалии изучены анкеты, самостоятельно анонимно заполненные 388 студентами, отобранными случайным образом. Было выявлено, что 87,1 % студентов использовали социальные сети и проводили в них чрезмерно большое количество времени. Зависимость отмечалась в 70,7 % случаев и была более распространена в возрастной группе 17 лет и старше. Российские исследования [1] также подтвер-
ждают, что чрезмерное медиапотребление способствует ожирению, плохой успеваемости в школе, недостаточной продолжительности сна и агрессивности и асоциальному поведению. В 2016 г. Американская академия педиатров выступила с рекомендациями родителям ограничить время, проводимое их детьми с гаджета-ми [4].
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С РАЗНЫХ НОСИТЕЛЕЙ ТЕКСТА
В этом направлении проведено несколько исследований. Интерес представляет обзорная статья Somipam R. еt а1. (2015) [28]. Авторы анализируют литературу, которая свидетельствует о том, что информационные технологии и их удобство привело к изменению качества и привычек чтения у современных людей. Анализируя публикации исследователей из различных областей науки, авторы отмечают, что исследования до 1992 г. свидетельствуют о том, что люди читают медленнее, менее точно на экранах, чем на бумажных носителях [10]. Исследования, опубликованные с начала 1990-х годов, однако, дали более противоречивые результаты. Незначительное большинство подтвердило ранее сделанные выводы, но почти столько же авторов нашли мало значимых различий в скорости чтения или понимания между бумажным носителем и чтением на экране. Последние исследования показывают, что, хотя большинство людей все еще предпочитают бумагу -особенно при интенсивном чтении - отношение меняется по мере того как улучшается технология е-чтения [15].
Изучению этого проблемы посвящено и исследование Sumalapao, D.E.P. еt а1. (2017) [31]. Авторы отмечают, что последние технологические достижения и постоянные цифровые инновации обеспечили обществу различные электронные медиа-платформы в качестве удобной альтернативы дорогостоящим печатным материалам. Целью исследования было определить, влияет ли тип медиа платформы на когнитивные способности индивида к конструированию и извлечению смысла из письменных текстов. Студенты были назначены на одну из четырех медиа-платформ: печатный материал, настольный компьютер, планшет и смартфон при просмотре стандартизированного теста на понимание прочитанного. Средние баллы сравнивались с использованием двухстороннего анализа дисперсии с медиа платформой и пола, как факторов. Исследования показали, что средние показатели на различных медиа платформах, влияние пола как блокирующей переменной и наличие эффекта взаимодействия между факторами на способности к пониманию прочитанного не были статистически значимыми. Были сделаны выводы: когнитивные эффекты при построении и извлечении смысла из письменных текстов на различных медиа-платформах и в различных сексуальных группах существенно не отличаются, что позволяет предположить, что технология может быть использована в качестве альтернативы студентами и преподавателями для продвижения результатов чтения.
Европейскими учеными [12] проведено исследование, целью которого являлось исследование межкультурных сходств и различий в применении молодежью технологий письма и чтения. В частности, они исследовали возможности письма и чтения на бумаге, а также письма на клавиатуре и чтения на экране в Германии, Италии и Великобритании. Исследование основано на сравнительном анализе
эссе о практике чтения и письма, написанных 54 немецкими, 23 британскими и 129 итальянскими студентами. Эти эссе были проанализированы с помощью качественного контент-анализа, чтобы понять, как изменяется чтение/письмо после появления использования ИКТ в образовательном контексте. Основной результат исследования заключается в том, что между немецкими, итальянскими и британскими студентами нет существенных различий. Их выбор бумаги и карандаша по сравнению с экраном и клавиатурой зависит от различных причин, которые можно свести к шести категориям: (1) эстетические причины / внешний вид; (2) практические причины / привычки / традиции; (3) социальные причины / отношения получателя и отправителя; (4) физиологические/когнитивные/медицинские причины; (5) технологические причины; и (6) экологические причины.
Эти причины не являются взаимоисключающими. Как чтение на бумаге, или экране, так и запись с помощью пера или клавиатуры имеют преимущества и недостатки одновременно. Студенты выбирают тот способ чтения и письма, который субъективно подходит им лучше всего в различных контекстах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. - 2016.-№ 95 (12). - С. 1183-1188.
2. Макурин А. Тайна за семью печатями // Аргументы и факты. - 2019.-№5 (1994).- С.14
3. Усольцева Д.Д. Влияние современных гаджетов на здоровье школьников// Международный школьный научный вестник. - 2016. - №1.
4. Akamai. The Akamai state of the internet report, Akamai technologies. Cambridge, MA: http:// www.akamai.com/stateoftheinternet/2012.
5. Borreli L. 5 reasons why cell phones are bad for your health. http://www.medicaldaily.com/5-reasons-why-cellphones-are-bad-yourhealth-247624 (accessed on 12 July 2013).
6. China internet network information center. 35 th statistical report on internet development in China, Cnnic. http://www1.Cnnic.Cn/idr/ reportdown-loads/201404/u020140417607531610855. Pdf 2015.
7. Christakis D.A., Garrison M.M. Preschool-aged children's television viewing in child care settings //Pediatrics - 2009. - V.124. - P. 1627-1362.
8. Dankova I., Rehulka E. School, children, computer and health// School and health. - 2006. - N21 (1). -P.693-696.
9. Davey S., Davey A., Singh J.V. Emergence of problematic internet use among Indian adolescents: A multi method study(Article)// Journal of Indian Association for Child and Adolescent Mental Health Volume 12, Issue 1, January 2016, P. 60-70.
10. Dillon A. Reading from paper versus screens: A critical review of the empirical literature. Ergonomics, 1992, 35(10), 1297.
11. Dworak M., Schierl T., Bruns T., Struder H.K. Impact of Singular Excessive Computer Games and Television Exposure on Sleep Patterns and Memory Performance of School-Aged Children. Pediatrics, 2007. - (120):978-985.
12. Farinosi M., Lim C., Roll J. Book or screen, pen or keyboard? A cross-cultural sociological analysis of writing and reading habits basing on Germany, Italy and the UK// Telematics and InformaticsVolume 33, Issue 2, 1 May 2016, P. 410-421.
13. Hiquchi S., Motohachi Y., Liu Y., Maeda A., Effects of playing a computer game using a bright display on presleep physiological variables, sleep latency, slow wave sleep and REM sleep// Journal of Sleep Research. - 2005.-V.14, N3.-P.267-273.
14. https//wwwsh2chki/ru
15. Jabr F. The reading brain in the digital age: The science of paper versus screens. Scientific American. http://www.scientificamerican. com/article/reading-paper-screens/ (accessed on April 11, 2013.
16. Jonathan LP, Andrew LF Depression in children and adolescents// University of Kansas, Clinical Child Psychology Program. - 2016.
17. Kaiser Generation M2: Media in the Lives of 8- to 18-Year-Olds// Family Foundation. - 2010. http://www.kff.org/entmedia/upload/8010.pdf
18. Kuster N. Past, current, and future research on the exposure of children. Foundation for Research on Information Technology in Society (IT'IS), Foundation Internal Report. http://www1. itis.ethz.ch/index/index_itis.html 2009.
19. Kwok S.W.H, Lee P.H., Lee R.L.T. Smart device use and perceived physical and psychosocial outcomes among Hong Kong adolescents// International Journal of Environmental Research and Public Health 14(2),205, 2017
20. McHugh B.C., Wisniewski P., Rosson M.B., Carroll J.M.' When social media traumatizes teens: The roles of online risk exposure, coping, and post-traumaticstress// Internet Research Volume 28, Issue 5, 2 October 2018, P. 1169-1188.
21. Morgana L. Lloyd, Kesarib Santosh, Davisa, Devra Lee. Why children absorb more microwave radiation than adults: The consequences. J. of Micr. & Ultras, - 2014, 2(4), P. 197-204.
22. Morningside recovery rehabilitation. 5 Reasons why cellphones are bad for your health, 2014. https://www.morningsiderecovery.com.
23. Pope-Ford R. Back flexion and extension: The effects of static posture on children using mobile devices(Conference Paper)// AHFE International Conference on Safety Management and Human Factors, 2018; Orlando; United States; 21 July 2018 go 25 July 2018; Advances in Intelligent Systems and Computing.Volume 791, 2019, P. 342-351.
24. Raj M., Bhattacheijee S., Mukherjee A. Usage of online social networking sites among school students of Siliguri, West Bengal, India// Indian Journal of Psychological Medicine.-Volume 40, Issue 5, September-October 2018, P. 452-457
25. Rowan C. The impact of technology on child sensory and motor development. Making Sense of Sensory Processing Disorder.- 2009.
26. Royant-Parola S., Londe V., Tréhout S., Hartley S.The use of social media modifies teenagers' sleep-related behavior | [Nouveaux médias sociaux, nouveaux comportements de sommeil chez les adolescents]// Encephale .- 2018.- V.44(4). - P. 321328.
27. Schlangen Luc. The effect of light on our sleep/ wake cycle. Philips cycle of white paper, 2014. http://www.lighting.philips.com/b-dam/b2b-li/en_aa/ experi-ence/topics/education/lighting_ academy/ how-to-beat/daily-sleep-wake-cycles-whitepaperFINAL.pdf.
28. Somipam R. Shimray, Chennupati Keerti, Chennupati K. Ramaiah An Overview of Mobile Reading Habits // DESIDOC Journal of Library & Information Technology, Vol. 35, No. 5, September 2015, P. 343-354.
29. Subrahmanyam K, Kraut RE, Patricia M., Greenfield PM, Gross EF The impact of home computer uses on children's activities and development. Future Child . -
2000.-№10.-P. 123-144
30. Subrahmanyama K, Patricia G, Robert K, Elisheva G (2001) The impact of computer use on children's and adolescents' development. Appl Develop Psychol. -
2001. - V. 22.- P.7-30.
31. Sumalapao D.E.P., Alvarez M.B.D., Alvina L.M.C., Arevalo M.V.P.N., Bautista J.G.E. Cognitive effects of varied media platforms//National Journal of Physiology, Pharmacy and Pharmacology.- 2017. - V.7 (11). - P. 1254-1258.
32. Teens and mobile phones. Washington: Pew Research Center, 2010. http:// www.pewinternet.org/2010/04/20/teens-and-mobilephones/
33. Thomas Yinka, Get Good. Night's Sleep 7 Practical Steps. http://www.sleepcouncil.org.uk/ wp-content/uploads/2013/01/Get-a-Good-NightsSleep.pdf.
34. Tseng M.C. Computer vision syndrome for non-native speaking students: what are the problems with online reading? J. of Int. Learn. Res., 2014, 25(4), P. 551-567.
35. Well & Good, 2015. http://www. stuff.co.nz/life-style/well-good/teach-me/64519814/ reading-eBooks-in-bed-could-harm-health.
36. Wiart J.; Hadjem A.; Wong M.F., Bloch I. Analysis of RF exposure in the head tissues of children and adults //Phy. in Med. & Biol., 2008. - V. 53(13). P. 36.
REFERENCES
1. Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Tarmaeva I.YU. Psihofiziologicheskoe sos-toyanie detej v usloviyah informatizacii ih zhiznedeyatel'nosti i intensifikacii obra-zovaniya (Psychophysiological state of children in the conditions of Informatization of their life and intensification of education) // Gigiena i sanitariya. - 2016. - № 95(12): S.1183-1188.
2. Makurin A. Tajna za sem'yu pechatyami (A mystery)// Argumenty i fakty.-2019.-№5(1994).- S.14
3. Usol'ceva D.D. Vliyanie sovremennyh gadzhetov na zdorov'e shkol'nikov (The impact of modern gadgets on the health of students)// Mezhdunarodnyj shkol'nyj nauch-nyj vestnik. - 2016. - №1.