УДК 008 (091)
Рамиль М.Валеев, Ф.Г.Минниханов
ГАБДЕЛГАЛЛЯМ ФАИЗХАНОВ: КУЛЬТУРНОЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА ВО 2-Й ПОЛ. Х1Х-НАЧ. ХХ ВВ.
В статье рассматриваются исторические, политические, экономические воззрения выдающегося татарского просветителя Г.Фаизханова, его вклад в культурное и просветительское наследие татарского народа во второй половине XIX-начале XX веков. В статье значительное внимание уделено анализу трудов по татарскому языкознанию и фольклору; экономических, публицистических и переводческих работ Г. Фаизханова.
Ключевые слова: культура, просвещение, просветительство, татарский народ, религия, ислам, наследие, педагогика, наука.
Ramil Valeev, Fidail Minikhanov GABDELGALYAM FAISHANAV: CULTURAL AND EDUCATIONAL HERITAGE OF THE TATAR PEOPLE IN THE 2-ND XIX-NACH. THE TWENTIETH CENTURIES.
The article discusses the historical, political, economic views of the prominent Tatar enlightener G. Vaishanava, his contribution to the cultural and educational heritage of the Tatar people in the second half of XIX - early XX centuries. The article focused on the analysis of the works of Tatar linguistics and folklore; economic, politicheskikh and translation of G. Faishanava.
Keywords: culture, education, enlightenment, the Tatar people, religion, Islam, heritage, education, science.
Имена выдающихся татарских ученых, поэтов, писателей, просветителей, общественных деятелей 2-й пол. Х1Х-нач. ХХ в., таких как Ш.Марджани, К.Насыри, Р.Фахретдин, Садри и Ахматхади Мак-суди, Ф. Карими, Заки и Муса Бигиевы и др. золотыми буквами вписаны в историю национального возрождения татарского народа. Достойное место среди них занимают и братья Фаизхановы - Хуса-ин и Габдулгаллям. Творческое наследие Х.Фаизханова к сегодняшнему дню изучено достаточно полно. В то же время как не менее значимая личность Габдулгаллям Фаизханов и его научные труды, к сожалению, мало изучены и во многом остаются в тени его старшего брата.
Габдулгаллям Фаизханович Фаизханов родился в 1850 г. в деревне Сафаджай Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинского района Нижегородской области) в семье крестьянина. Генеалогическое древо семейства Фаизхановых одним из первых частично восстановил известный татарский ученый, мыслитель, просветитель Шигабутдин Марджани. В цитате шеджере Фаизханова в реконструкции Марджани отмечается: «Абу Мухаммад Хусаин бин Фаизхан бин Фай-зулла бин Биккина бин Исмагил бин Тенгри Берди ал-Джабали ас-Сабачаи ал-ханафи». Кроме восстановления перечня идущих друг за другом имен предков Фаизханова, приведенный фрагмент говорит о давних сафаджайских (сабачайских) корнях ученого: ас-Сабачаи, а также принадлежности семьи к ханафитскому толку ислама: ал-ханафи [6, с.25]. Прадед Габделгалляма Фаизханова - Бикки-ня Исмаилов родился в 1752 г. О его деде Файзулле сведений в ревизских сказках нет (1834, 1850, 1857 гг.). Значит, он умер до 1834 г. Его отец, Фаизхан (Фейзухан) Фейзуллов родился в 1802 г., имел двух жён. Первая жена Шишея родила 7 детей, в том числе Хусаина. Ещё при её жизни Фаизхан Фейзуллов взял в дом вторую жену - Хабибю Абузярову, что свидетельствует о его достаточных материальных возможностях. Вторая жена была моложе мужа на 18 лет. Её первыми детьми стали рожденная в 1840 г. девочка Махутжамяль и её сестра Фатыма - 1943 г. рождения. В 1850 г. 30-летняя Хаби-бя родила ещё одного ребёнка - мальчика, будущего учёного Гаделгалляма (Алляма) Фаизханова. Затем на свет появились сестры: Айша, Кявсарь и Сявчиан.
Детство Габделгалляма прошло в деревне Сафаджай. Хотя деревня и носила по всем документам российского делопроизводства неблагозвучное имя Собачий Остров, жители предпочитали называть её мишарским «Сабачай» («деревня пахарей») или более звучным «Сафаджай» («чистый луг»). В Х1Х в. деревня Сабачай была крупной по меркам того времени: более 200 дворов. К тому же её численность постоянно возрастала. Если в 1795 г. там проживал 1501 человек, то в 1850 г. количество жителей составило 2259 человек обоего пола, а в 1857 г. насчитывалось 2252 сафаджайца. Социальная среда, в которой вырос Габделгаллям, была однородна и в этническом, и в религиозном смысле этого слова. Когда мальчик подрос, родители направили его на обучение в одно из деревенских мектебе родной деревни. Хотя мнения некоторых исследователей жизни и деятельности Г. Фа-изханова по этому вопросу расходятся. Так, учёный, исламовед Равиль Утебей-Карими в одном из своих очерков в газете «Кызыл тан» (Уфа) пишет, что «начальное образование Габделгаллям получил в Уфе» [5, с.2,3]. Однако большинство биографов Г. Фаизханова придерживаются другой точки зрения. Так, краевед С.Сабиров в своем биографическом издании «Мулла Габдулгаллям Фаизханов» пишет: «„.во второй половине 19 в. в родном селе Сафаджае работали уже три мечети и при них слу-
жили достаточно образованные для своего времени муллы, которые занимались обучением детей. Да и глава семьи Фаизхан эфэнде едва ли решился, чтобы при наличии мектебе и достаточно авторитетных мулл в своей деревне, отправить ребенка на учебу в Уфу, далеко от родной деревни» [3. с.11] . С такой точкой зрения согласны и ряд других ученых [6, с.44-47]. Действительно, возможность получения начального религиозного образования у сафаджайцев в родной деревне была. В первой половине XIX века здесь при мечетях начали работать два мектебе: одно с 1817 г., другое - с 1828 г. В одном из них получил образование старший брат Габделгалляма - Хусаин. Ещё отметим, что в первой половине XIX в. в пределах современной Нижегородской области проживало около 40 тысяч мусульман и функционировало не менее 36 мусульманских учебных заведений. Татарские щколы -мектебе содержались за счёт самих деревенских жителей и благотворительности. Учителя - мудар-рисы получали достаточное жалованье от прихожан. В целом, мектебе было кадимистким учебным заведением лишь с некоторыми, слабо выраженными новациями. Содержание преподавания носило религиозный характер. Шакирды получали знания в богословии, арабском языке, исламской литературе. Таким образом, обучение укрепляло мусульманские представления о мире в сознании людей и готовило кадры имамов [6, с.23-26]. И в последствии, научная и педагогическая деятельность Габ-дулгалляма, равно как и его брата Хусаина, утверждает, что обучение в начальной школе не оставило у них ощущения достаточности образования, так как в нем отсутствовали элементы светской учёности. И эти ощущения убеждали Фаизхановых в необходимости реформы в сфере образования и европеизации обучения в татарских школах. Позднее, в 1893 г. в своем сочинении «Мухаррик аль-афкар» («Возбудитель мыслей») развивая идеи старшего брата - Хусаина, изложенные в «Ислахи аль-мадарис» («Школьная реформа»), Г.Фаизханов резко критикует постановку преподавания в старо-методных медресе. Анализируя историю общественно-политической мысли татар во второй половине XIX века он пишет, что в действующих учебных заведениях царит полный анархизм. Мударри-сы не подвергаются контролю...на 50-60 шакирдов приходится по одному мударрису, часто шакирд обучает шакирда... чрезвычайно низкий уровень успеваемости. Учебники имеют 3-4 вековой воз-раст.Далее автор подчёркивает, что нужно в корне изменить систему обучения, создавать новые учебные пособия, разработать программу обучения и т.д.. А в 4-й главе одной из причин отсталости татар называет отсутствие у них светского образования. И поэтому необходимо создавать подлинно светские медресе и в них «наравне с родным для нас тюркским и арабским языками, должны изу-чать(ся), с полным прохождением (курсов) морфологии и синтаксиса, русский и ещё один европейский языки; из других дисциплин необходимо будет прохождение таких полезных наук, как арифметика, всеобщая история, география, физика и др.» [4, с.206-207].
Вернемся к биографии просветителя. Дальнейшая учеба Габделгалляма продолжилась в Казани. В 1862 г., видимо по совету старшего брата Xусаина, 12-летний Габдугаллям поступил учиться в медресе Шигабутдина Марджани. По его окончании, с 1868 г., по рекомендации Ш.Маржджани, Габ-делгаллям служил в торговой конторе уфимского купца Садретдина Назирова. В течение 5 лет он совершал деловые поездки в Туркестан и Сирию, во время которых изучал восточные языки, литературу, ознакомился с восточной культурой, усовершенствовал свои знания по математике, географии, проведя большое время в богатейших библиотеках Бухары и других городов Востока. По возвращении на Родину, в 1873 г. 23-летний Габдулгаллям поступает в училище по подготовке учителей в Уфе. Здесь в течение трех лет он изучает русский язык и литературу, арифметику, геометрию, географию, естествознание, педагогику, основы методики обучения и т.д. В этом училище преподавал выпускник Казанского университета Шагисолтан Шагиахметов (русский язык). После училища, в 1877 г., Габделгаллям поступил на службу в Сибирский банк, где совмещал учебу с научной, литературной и общественной деятельностью.
Через одиннадцать лет проживания в Уфе, в 1884 г. Г. Фаизханов вновь переезжает в Казань и в течение двух лет работает мударрисом в медресе Марджани, которое он окончил 16 лет назад. Здесь, 28 марта 1885 г. он женился на Галии Салиховой, достаточно образованной для своего времени женщине. Как пишет в указанной книге С.Сабиров: - Галия «по меркам того времени была хорошо образована, читала не только религиозные, но и светские книги, даже занималась переводом духовных книг на татарский» [3, с.15].
В 1887 г. Фаизханов Габдулгаллям, со своей семьей (с женой и сыном Госман) переезжает в Уфу. Здесь он работал казначеем Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС). Много помогал назначенному в 1884 г. пятому муфтию Мирзе Мухаммедьяру бине Мухаммедшарифу в организации работы Управления. Будучи всесторонне развитым специалистом, знатоком мусульманских и национальных особенностей Г. Фаизханов во многом способствовал экономическому про-
цветанию ОМДС, а также распространению прогрессивных идей джадидизма. В последние годы жизни, он оказывал содействие мулле и просветителю З. Камали в организации новометодного медресе «Галия» и по своим учебникам преподавал шакирдам татарский язык, географию и историю.
В 80-90 гг. XIX в. Г.Фаизханов кроме преподавательской деятельности вел большую научную работу. В этот период им издано 7 книг (три из них переводные) и написано одно рукописное сочинение. В 1887 г. Габдулгаллям составил «Краткую научную грамматику татарского языка». Многие татарские историки и филологи отмечают сходство этой работы с налитографированной в 1862 г. «Краткой учебной грамматикой татарского языка» Хусаина Фаизханова. Одним из первых на их сходство обратил внимание Р.Фахрутдинов еще в начале XX в. Однако, по мнению М.Усманова, Гадул-галлям «не просто механически переложил на татарский язык труд своего старшего брата, а основательно переработал его и опубликовал как самостоятельное исследование, но сохранив лучшие, по его убеждению, качества книги покойного брата» [4, с.200].
В конце 1892 г. цензурой была допущена к печати рукопись Г.Фаизханова «Маджалис ас-сарват ва ал-магаиш» («Собеседования об изобилии и источниках жизни»). Она является экономическим произведением Г.Фаизханова и главным источником системы его экономических взглядов. Вместе с тем она представляет собой важный источник и органическую часть идейного и культурного наследия татарского народа. К сожалению, по неизвестным причинам она осталась неизданной. Однако её значение этим не снижается.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. в татарском обществе существовала настоятельная необходимость в таком академическом произведении по экономике, в создании прообраза полноценного учебника. Нести в татарское общество экономические знания, ознакомление его с научно-теоретическими основами самого предмета, раскрытие содержания, научно-понятийного аппарата - вот главная цель трактата. В выступлении автор обосновывает и значение своего труда: «Ввиду того, что среди нас, русско-подданных граждан, немного книг по светским наукам, и надеясь на то, чтобы дать импульс мысли и повод для размышления дорогим читающим друзьям, также ради исполнения просьб и пожеланий некоторых приятелей-соплеменников, я приступил - чтобы дать в качестве указательных записей по житейскому опыту и одной капли из моря экономических знаний _ к написанию сего трактата, (состоящего) из двадцати бесед, дав ему название «Книга собеседований об изобилии и источниках жизни». Габдулгаллям сын Фаизхана ал-Казани» [3, с.18].
Объёмом в 209 страниц, она написана арабской транскрипцией. Трактаты состоят из вступительной части, двадцати разделов и заключения. По мнению профессора Ф.Г.Газизуллина, данное сочинение Г.Фаизханова - крупное явление в истории татарской общественно-экономической мысли конца Х1Х века и в нем автор сумел «опередить многих татарских экономистов начала ХХ века по ряду важных вопросов теории денег» [1, с.141]. В своих «Собеседованиях...», Г.Фаизханов во многом заложил основы экономической теории у татар, отразил реалии эпохи промышленного переворота в России конца Х1Х века. В книге он дает анализ целой системы важнейших политэкономических понятий, категорий, законов, производственной деятельности, потребностей человека в средствах жизни. Таким образом, перед нами не просто переводчик, образованный человек, сведущий в вопросах истории, филологии, популяризатор науки, но и весьма своеобразный мыслитель, оперирующий сложными понятиями общественно-социальных явлений, отвлеченных научных понятий. Нельзя не согласиться с утверждением Ф.Газизуллина, что «в лице Г.Фаизханова мы имеем видного экономиста рубежа Х1Х и ХХ столетий, экономиста с аналитическим мышлением, проявившего комплексный подход к исследованию экономических проблем, экономики в целом и внёсшего весомый вклад в формирование и развитие социально-экономической мысли татарского народа и оставившего в ней заметный след» [2, с.153].
Идеи «Маджалис ас-сарват..» Г.Фаизханов развил ранее указанной нами книге «Мухарик ал-афкар» («Возбудитель мыслей»), вышедший год спустя после «Собеседований..» (1893 г.). Объём книги небольшой - всего 44 страницы: состоит из десяти глав, введения и заключения. В философ-ско-историческом аспекте, она была введена в научный оборот нашим видным учёным-историком проф. Миркасимом Усмановым [4, с.204-221], а её социально-экономический аспект обстоятельно анализирован ученым-экономистом, проф. Ф.Газизуллиным [2, с.14-221]. В первой части (условно назовём её так) книги (1-5 главы), Г.Фаизханов выступает как последовательный представитель просветительства, активный сторонник и проводник джадидизма. Он также сторонник изменения содержания учебных программ и методов обучения в татарских медресе в соответствии с требованиями новой исторической эпохи - периода развития капитализма в России. Определяющие мотивы здесь следующие: параллельное развитие духовного и светского обучения, освобождение первого от
влияния клерикалов и усиление во втором европейского начала, введение, точнее дополнение религиозного образования посредством включения в учебные программы и планы медресе естественнонаучных (математика, география...) и гуманитарных (история...) предметов, а также необходимость знания, наряду с родным татарским и арабскими языками, русского и европейских языков. (сам Г. Фаизханов знал французский. - Ф.М). Общественно-экономическая часть (условно - вторая) книги (гл.6-10) посвящена подробному анализу социально-экономического положения татар в конце XIX в: земледелия, промышленности, животноводства, огородничества, овощеводства (бахчеводства).. В этой части работы Г.Фаизханов выдвигает и конкретные задачи в основных сферах жизни (в просвещении, в сельском хозяйстве, в промышленности, в торговле, в области народонаселения и т.д.). Причём основное внимание автор уделяет больным сторонам, недостаткам и трудностям социально-экономической жизни. Следует учесть, что в книге даны практические рекомендации, реализация которых могла, по его мнению, вызвать позитивные сдвиги в экономической и культурной жизни татарского народа, обусловить его материальное и духовное возрождение. Как отмечает Ф.Газизуллин, «Г.Фаизханов соединил.теорию с решением насущных хозяйственных и социальных задач, показал, что это возможно лишь при овладении светскими науками, при способности использовать их на практике, в жизни» [2, с.158]. В заключение отметим, что научно-педагогическая и общественная деятельность Г. Фаизханова является примером служения своему народу, а его труды и сегодня не потеряли своей актуальности.
Литература
1. Газизуллин Ф.Г. Дорогой к правде (Социально-экономические интересы классов и татарская экономическая литература 1880-1917). - Казань, 1979.
2.Газизуллин Ф.Г. Становление и развитие социально-экономической мысли татарского народа. - СПб., 2004.
3.Сабиров С.В. Мулла Габделгаллям. - Н. Новгород, 2005.
4.Усманов М. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. - Казань, 1980.
5.Утебей Карими Р. Габдулгаллям Фаизханов// Кызыл тан.- 2000.- 11-12 апр.
6.Фаизхановские чтения: материалы третьей ежегодной науч.-практ. конф.- Н.Новгород, 2006.
УДК 07.00.07
Г.Р.Столярова, Е.Г.Гущина, Т.А.Титова
ВОСТОЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАБИНЕТА РЕДКОСТЕЙ КАЗАНСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА1
В работе рассматривается история формирования и пополнения этнографического собрания Казанского университета восточными коллекциями, прослеживается взаимосвязь научных направлений и развитие музейного дела в университете.
Ключевые слова: этнография, история науки, музей, коллекции, востоковедение, экспедиция.
G.R.Stoljrova, E.G.Guschina, TATitova EAST COLLECTIONS OF THE MUSEUM OF RARITIES OF THE KAZAN IMPERIAL UNIVERSITY
In this article the history of formation and replenishment of ethnographie collections of the Kazan University is considered by east subjects, the interrelation of the scientific directions and development of museum matter in university is edition.
Keywords: ethnography, science history, museum, collections, oriental studies, exptraced.
Этнографический музей Казанского университета является одним из первых музеев гуманитарного направления на территории Волго-Уралья. Спецификой университетских музеев является тесная взаимосвязь с наукой и учебным процессом. Руководили университетскими музеями ординарные или экстраординарные профессора, имеющие степень доктора наук, что еще раз подчеркивает роль музеев классических университетов как научных учреждений [1]. За время своего развития Этнографический музей Казанского университета претерпел ряд структурных изменений. На первом этапе своего развития (первой четверти XIX в.), музей существовал как Кабинет редкостей -структурного подразделения университета, куда привозились необычные, диковинные вещи для хранения и демонстрации. Это была своего рода университетская «кунсткамера». Первоначально комплектование фондов происходило за счет случайных, «диковинных» для Поволжья предметов.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан, в рамках проекта проведения научных исследований «Становление и развитие этнографического знания в Казанской губернии в XIX-XX вв.», проект № 14-11-16006