Научная статья на тему 'Формирование представлений о культурной модернизации тюрко-татарского общества во второй половине XIX-начале xx вв. : вклад идеологов джадидизма'

Формирование представлений о культурной модернизации тюрко-татарского общества во второй половине XIX-начале xx вв. : вклад идеологов джадидизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
203
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЖАДИДИЗМ. КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАТАР / МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА / МУСУЛЬМАНСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ / CULTURE / MODERNIZATION / JADIDISM / CULTURAL MODERNIZATION OF THE TATARS / MUSLIM CULTURE / THE MUSLIM PEOPLES OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абулханов Н. Б.

В статье рассматривается отношение представителей джадидитского направления татарской интеллигенции конца XIX-начала XX вв. к вопросу культурной модернизации тюрко-татарского сообщества. Приводятся наиболее значимые аспекты модернизации, мнения видных представителей татарской мысли указанного периода. Отмечается роль культурной модернизации в жизни тюрко-татарского социума того времени и то значение, которое придавалось этому процессу со стороны идеологов джадидизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ideas about the cultural modernization of the Turkic-Tatar soci-ety in the second half of the 19th and the beginning of the XXth centuries: the contribution of the ideo-logists of Jadidism

The article deals with the attitude of representatives of the Jadidi direction of the Tatar intelligentsia of the late XIX-early XX centuries. to the issue of cultural modernization of the Turkic-Tatar community. The most significant aspects of modernization, opinions of prominent representatives of the Tatar thought of the specified period are given. The role of cultural modernization in the life of the Turkic Tatar society of that time and the importance attached to this process by the ideologists of Jadidism

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о культурной модернизации тюрко-татарского общества во второй половине XIX-начале xx вв. : вклад идеологов джадидизма»

6. Mihajlovskij E.V. Restavraciya pamyatnikov arhitektury (razvitie teoreticheskih koncepcij). - M.: Strojizdat, 1971. 187 s. S. 54.

7. Musina K.I. Kazanskij molodezhnyj teatr. Istoriya stroitel'stva i vosstanovleniya zdaniya posle pozhara 1995 goda / / Razvitie regional'nyh arhitekturno-hudozhestvennyh shkol v kontekste istoriko-kul'turnyh tradicij. - Kazan', 2005: mate-rialy. Tom 1. - Kazan': KGASU, 2005. S.103-105 // URL: shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F1287101555/ Musina.K.I.Kazan skij. molodezhnyj.teatr.pdf? p_random=587349, 25.10.2017.

8. Musina K.I., Kadyjrova L.H. Ispol'zovanie tekhnologij vossozdaniya arhitekturnogo obraza istoricheskih sel Zaka-zan'ya v podgotovke budushchih dizajnerov // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (ehlektronnyj nauchnyj zhurnal) // URL: elibrary.ru/item.asp?id=28400667, 25.10.2017.

9. Oliferenko V.A. i Ustinov I.A Metodika opredeleniyaistoriko-kul'turnojcennosti ob"ekta, obladayushchego prizna-kami ob"ekta kul'turnogo naslediya, s tochki zreniya istorii // URL: www.pandia.ru/text/77// 96891.php, 25.10.2017.

10. Operativnye rukovodyashchie principov po osushchestvleniyu Konvencii o vsemirnom nasledii // URL: whc.unesco.org/en/guidelines, 25.10.2017.

11. Popper K. Logika i rost nauchnogo znaniya. - M.: Progress, 1983. S.82.

12. Postanovlenie Sovmina SSSR ot 14.10.1948 n 3898 O merah uluchsheniya ohrany pamyatnikov kul'trny //URL: art-con.ru/node/354, 25.10.2017.

13. Prucyn O.I., Rymashevskij B., Borusevich V. Arhitekturno-istoricheskaya sreda. Pod red. O.I. Prucyna; per. s pol. -M.: Strojizdat, 1990. - 408 s.

14. Federal'nyj zakon ot 25.06.2002 N 73-FZ (red. ot 05.04.2016) Ob ob"ektah kul'turnogo naslediya (pamyatnikah is-torii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii // URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ea91e 7f832c6284ba7f632c53f12c94447e21cf4, 25.10.2017.

15. Flier A.YA Kul'turologiya dlya kul'turologov: Uchebnoe posobie dlya magistrantov i aspirantov, doktorantov i so-iskatelej, a takzhe prepodavatelej kul'turologii. S.85-86.

УДК 94 (470)

Н.Б.Абулханов, Р.А.Набиев

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЮРКО-ТАТАРСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.:

ВКЛАД ИДЕОЛОГОВ ДЖАДИДИЗМА

В статье рассматривается отношение представителей джадидитского направления татарской интеллигенции конца XIX-начала XX вв. к вопросу культурной модернизации тюрко-татарского сообщества. Приводятся наиболее значимые аспекты модернизации, мнения видных представителей татарской мысли указанного периода. Отмечается роль культурной модернизации в жизни тюрко-татарского социума того времени и то значение, которое придавалось этому процессу со стороны идеологов джадидизма

Ключевые слова: культура, модернизация, джадидизм. культурная модернизация татар, мусульманская культура, мусульманские народы России.

Nail B.Abulkhanov, Rinat A.Nabiev FORMATION OF IDEAS ABOUT THE CULTURAL MODERNIZATION OF THE TURKIC-TATAR SOCI-ETY IN THE SECOND HALF OF THE 19TH AND THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURIES: THE CONTRIBUTION OF THE IDEO-LOGISTS OF JADIDISM

The article deals with the attitude of representatives of the Jadidi direction of the Tatar intelligentsia of the late XIX-early XX centuries. to the issue of cultural modernization of the Turkic-Tatar community. The most significant aspects of modernization, opinions of prominent representatives of the Tatar thought of the specified period are given. The role of cultural modernization in the life of the Turkic - Tatar society of that time and the importance attached to this process by the ideologists of Jadidism

Keywords. Culture. Modernization. Jadidism. Cultural modernization of the Tatars. Muslim culture. The Muslim peoples of Russia.

Переломным моментом в развитии культуры мусульманских народов России стало период второй половины XIX-начала XX вв. Зародившиеся в то время ростки культурной модернизации явились своеобразным продолжением общего процесса интеграции всего Востока в европейскую культуру. Этот процесс начался еще в конце XVIII века и был вызван колонизацией мусульманских земель со стороны европейских держав. За небольшой по историческим меркам отрезок времени мусульманские народы коренным образом поменяли культурную составляющую своей цивилизации, что стало не только ответом на колонизацию, но и попыткой выхода из стагнации и упадка, охвативших исламский мир. Отставание, отразившееся и на культуре восточных народов, показывало высокий уровень проблем, накопившихся в этих народах и странах. Необходимость культурной модернизации осознавали и многие видные представители тюрко-татарского сообщества, что нашло свое в идеологии джадидизма, особенно ярко получившЬм развитие в конце XIX-нач. XX вв.

Ведущие идеологи тюрко-татарского джадидизма, такие как Шихабетдин Марджани, Ризаэтдин Фах-ретдинов, Галимджан Баруди, Муса Джаруллах Биги, понимали, что перед мусульманским сообществом России XX-го века лежит серьезный вопрос культурной модернизации, приобщению к западноевропейским

достижениям. Во второй половине XIX века татарской культурной элитой Российской Империи был сформирован своего рода просветительский проект, направленный на выработку мер по модернизации культурной и социальной жизни мусульман. Прежде всего, это касалось модернизации системы образования татарских школ, содержавшихся, как правило, за счет купцов и промышленников из числа татарского населения. Предполагалось изменения программ обучения, расширения круга предметов, прививание западных стандартов образования.

Процесс культурной модернизации активизировался во второй половине XIX века. Если в начале он выражался в хаотичном самообразовании тюрко-татарской интеллигенции России, то позже это явление стало носить систематический характер. Так еще в середине XIX века российский ориенталист Петр Иванович Пашино отмечает особое стремление мусульманского населения к расширению культурных связей и познаний, что имело мест даже в отдаленной сельской местности. Он описывает, как многие муллы активно занимаются изучением истории России, истории арабов, татар и т.д. Исследователь отмечает у мусульманского населения широкую заинтересованность укладом жизни других народов, государств, их культурными, религиозными особенностями1.

Не будет преувеличением сказать, что наиболее значимым направлением культурной модернизации тюрко-татарского мира являлось глубокое реформирование всей системы мусульманского просветительства. Так проекты по созданию современных учебных центров для татарского населения выдвигались еще в начале XIX века при поддержке муфтия Хусаинова, который предлагал создание училищ в Казани и Оренбурге. Предполагалось, что данные учебные заведения станут проводниками просвещения европейского типа, и будут нести функцию подготовки к университетскому образованию. Однако данному проекту не суждено было сбыться, так как он не нашел нужного отклика в чиновничьей среде2.

Одним из первых начинаний в данном вопросе было предложение Хусаина Фаизханова, которое он изложил в знаковых трудах, таких как «Реформа школ» (1862], «Послание», а также в своих письмах к Ш.Марджани. Данный проект был направлен на изменение системы преподавания по двум направлениям. Первое - изменение самих принципов обучения, способов донесения материала до учеников. Если староме-тодные школы предполагали по большей части заучивание наизусть классических мусульманских книг, пусть не всегда даже с пониманием перевода этих текстов, то методика Х. Фаизханова предполагала использование современных ему методов объяснения, доведения, совместной работы преподавателя и ученика. Второе - расширение круга изучаемых дисциплин. Предполагалось обучение не только шариату, но и всем современным научным знаниям, таким как география, математика, физика, химия. Немалое значение уделял Х.Фаизханов изучению русского языка, предполагая, таким образом, встраивание системы татарского образования в общероссийскую образовательную систему с возможностью продолжения образования в высших учебных заведениях3.

Похожие планы вынашивал и видный татарский просветитель Каюм Насыри, предлагавший перевести образование в светское русло. Его проектом было создание русскоязычной школы для детей со светским уклоном. Данный проект встретил крайнее противодействие со стороны консервативной части населения и не понимание методов его реализации со стороны официальных властей4. Школа была открыта в 1871 году, а в 1900-ых годах насчитывалось уже 57 русско-татарских школ. Однако сильные разногласия вынудили в 1876 г. К.Насыри оставить проект.

Марджани, Фаизханов и другие просветители понимали степень не только необходимости культурной модернизации, но и тот объем проблем и непонимания, с которым придется столкнуться. Если еще К.Фукс в 1844 году отмечал, что любой человек татарского происхождения, обучающийся в школе русскому языку «сделался бы негодяем», по мнению народных масс5. Ш.Марджани, поясняя неудачу проекта Фаиз-ханова, говорит о том, что это результат клеветы и измышлений его недругов. Комментируя стремление Фаизханова к преподаванию русского языка в татарских школах, Ш.Марджани говорит о том, что для Фаиз-ханова это «средство для получения разрешения правительства», тогда как его основной задачей является возрождение утраченных знаний на уровне всего народа6. Марджани отмечает, что модернизация возможна только в содействии с российской власти. И для того, чтобы российское государство не препятствовало возрождению тюрко-татарской культуры в рамках образовательной системы, не препятствовало просвещению народа. необходимо вводить хотя бы частичное обучение русскому языку. «Наша страна связана с русским государством, постоянно возникает потребность в русском языке и для того, чтобы избежать неприятностей от действующих законов, которые составлены на этом языке, его нужно знать»7. Говоря об от-

1 Пашино П.И. Волжские Татары // Современник. 1860. TTLXXXI. C. 274

2Гафаров А.А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX - начало XX вв.) / А.А. Гафаров. - Казань: Изд-во Казан ун-та, 2014. - 564 с. - С.365

3 Хусаин Фаизханов. Жизнь и наследие: историко - документальный сборник / пер. со старотат. А.МАхунова и И.Ф Гимадеева; сост. и отв. редактор ДВ.Мухетдинов. - Н.Новгород: ИД «Медина», 2008. - 152 с. - С. 12 - 55, 82 - 108.

4 Каюм Насыри. Избранные произведения. - Казань: ТКИ, 1977. - 258 с., - С. 72 - 80

5 Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань: Фонд ТЯК, 1991. - 131 с. - С. 129 -130

6 Ш. Марджани. "Вафият ал-аслаф ва тахият ал ахлаф" ("Подробное о предшественниках и приветствие потомкам") // Очерки Марджани о восточных народах / пер. со старотат. и примеч. А.НЮзеева К., 2003. - 175 с. - С. 92

7 Там же. С. 90

крытии модернизированных, новометодных школ, Ш.Мардани отмечает, что это предприятие не может и не должно осуществляться только государством. Большую роль в процессе модернизации он отводит татарской интеллигенции. В противном случае, считает ученый, это не принесет желаемого результата, «не принесет пользы мусульманам, не будет способствовать возрождению их наук. сохранению их чести и возвращению былого расцвета»1.

Распространение культурной модернизации предполагало некоторую смену ориентиров татарской интеллигенции. Прежде российские мусульмане для углубления познаний отправлялись в среднеазиатские медресе (Бухара, Самарсканд), то процессы конца XIX-нач. XX вв. значительно отодвинули эти центры схоластического мусульманского образования на второй план. Несмотря на обилие учебных заведений, данные центры не отвечали требованиям времени. Так, АВалиди писал, что Шихабетдин Марджани крайне резко отзывался о культурологическом влиянии на российских мусульман, со стороны среднеазиатских центров, подвергая заслуженной критике «закостенелость мусульман Средней Азии, в особенности Бухары»2. Мард-жани советует татарским шакирдам3 не тратить попусту времени на подобные поездки, рекомендуя им заняться изучением гораздо более полезных дисциплин, таких как геграфия, история, естествознание, математика4. В этот период большой вес набирает древнейший университет Эль-Азхар в Египте (г.Каир). Там получили образование ведущие идеологи культурной моденизации - М.Биги. Г.Баттал, Г.Расули, И.Камалов, И.Гаспринский и другие. Посредством этого модернизм, привнесенный известным мусульманским реформатором М.Абдо (1849-1905), муфтием Египта, проник в среду российского тюрко-татарского сообщества.

Немалое влияние на культурную модернизацию российского мусульманства оказали и турецкие учебные центры. Турция, бывшая на тот период времени наиболее передовой и европеизированной страной исламского мира, дала образование таким известным в будущем реформаторам как Г.Буби, Ю. Акчурин, Ш.Камал, Дэрдэнд (З.Рамиев) и др. Выдающийся деятель реформаторского движения, педагог, историк Ху-саин Фаизханов отмечал необходимость ориентации прежде всего на стамбульские образовательные центры, выражая восхищение турецкими государственными служащими нового формата, что, по его мнению явилось результатом мудрой политики султана Махмуда5. Турецкое общество служило своеобразным ориентиром модернизации для российских мусульман. Так некоторое время о переезде в Турцию думал сам Ш. Марджани6.

Важность приобщения к европейской культуре отмечалась не только в образовательной сфере. Так в 1886 году в Ташкенте успешно прошла Туркестанская промышленная выставка, по результатам которой Увай-Мирза Умидов в Туркестанской туземной газете отмечал, что многие мусульманские ремесленники походят в своих работах на русских коллег, перенимая их опыт. В этой связи, предполагает автор, необходимо задуматься о важности обучения нукам, таким как география, минералогия, ботаника, астрономия, геометрия, анатомия и другие науки7.

Большой вклад в культурную модернизацию тюрко-татарского сообщества внес известный татарский просветитель Исмаил Гаспринский. Важным достижением его просветительской деятельности стала издание в 1883 годе газеты «Тэрджеман» («Переводчик»]. Подготовка к изданию газеты далеко не сразу нашла отклик в мусульманской среде. Так, З.Рамиев отмечает закостенелость народа, с неодобрением отнесшегося к слухам об издании подобной газеты8. Одним из немногочисленных сторонников И. Гасприн-ского был Ш. Марджани9.

А.Баязитов считал закономерным историческим этапом тот культурный кризис, в котором находилось тюрко-татарское сообщество конца XIX- нач. XX вв. Он высказывал мысль, что поэтапность в развитии свойственна любой цивилизации: «периоды застоя можно увидеть в истории почти всякого народа. выйти из него, вступить на новый путь всегда стоило большого труда и борьбы»10. Баязитов считал, что противодействие фанатиков, староверов есть закономерный результат модернизации культурной составляющей общественной жизни. Однако только путь модернизации, считает ученый, способен привести мусульманское сообщество к тому расцвету, который был характерен для первых веков исламской истории11.

Вопрос о культурной модернизации тюрко-татарского общества во второй половине XIX-начале XX вв. затронул практически все стороны общественной и даже политической жизни. Так или иначе, он нашел свое отражение в трудах практически всех деятелей культуры, литературы, искусства указанного периода.

1 Там же. С. 93

2 Валидов А.3. К столетию со дня рождения татарского ученого историка Шигабуддина Марджани // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - Казань, 1915. - Т. XXIX. - Вып.1-3. - С.1

3 шакирд - воспитанник мусульманского медресе

4 Валидов А.3. К столетию со дня рождения татарского ученого историка Шигабуддина Марджани // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - Казань, 1915. - Т. XXIX. -Вып.1-3. - С.1

5 Хусаин Фаизханов Жизнь и наследие: историко-документальный сборник / пер. со старотат. А.МАхунова и ИФ.Гимадеева; сост. и отв. редактор Д. В. Мухетдинов. - Н. Новгород: ИД «Медина», 2008 - С. 91

6 Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар. - Казань: ИД «Иман», 1998, - 160 с., С. 35

7 Увай - Мирза Умидов. Письмо // Туркестанская туземная газета. 1886. №41. 1 ноября.

8Г айнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века,- Казань: Таткнигоиздат, 1983. - 352 с. - С. 251.

9 Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар. - Казань: ИД «Иман», 1998, 160 с., С. 52

10 Баязитов А. Ислам и прогресс, - Петербург: тип. А.С. Суворина, 1898, - 95 с. - С.92.

11 Там же. С. 93.

Необходимость выхода из затянувшегося застоя представлялась идеологам джадидизма как основополагающий элемент успешного развитие мусульман России в новом для них XX веке. Отставание же, регресс, несомненно, признавались как путь к культурному обнищанию тюрко-татарского населения, что преподносилось ими не только как недопустимый путь развития, но и как противоречащее божественному велению деяние, связывая, таким образом, культурную модернизацию с религиозной морально-нравственной модернизацией духовной жизни.

Литература

1. Гафаров АА. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX-начало XX вв.) / А.А.Гафаров. - Казань: Изд-во Казан ун-та, 2014. - 564 с.

2. Хусаин Фаизханов. Жизнь и наследие: историко-документальный сборник / пер. со старотат. АМ.Ахунова и И.Ф.Гимадеева; сост. и отв. редактор Д.В. Мухетдинов. - Н.Новгород: ИД «Медина», 2008. - 152 с.

3. Каюм Насыри. Избранные произведения. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. - 258 с.

4. Фукс КФ. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань: Фонд ТЯК, 1991. - 131 с.

5. Ш. Марджани. "Вафият ал-аслаф ва тахият ал ахлаф" ("Подробное о предшественниках и приветствие потомкам") / / Очерки Марджани о восточных народах / пер. со старотат. и примеч. АН.Юзеева. К., 2003. - 175 с.

6. Валидов A3. К столетию со дня рождения татарского ученого историка Шигабуддина Марджани // Известия общества археологии, истории и эт нографии при Казанском университете. - Казань, 1915. - Т. XXIX. - Вып.1-3.

7. Хусаин Фаизханов Жизнь и наследие: историко-документальный сборник / пер. со старотат. АМ.Ахунова и И.Ф.Гимадеева; сост. и отв. редактор Д.В.Мухетдинов //Н.Новгород: ИД «Медина», 2008. -152 с.

8. Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар // Казань: ИД «Иман», 1998 - 160 с.

9. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века/ / Казань: Таткнигоиздат, 1983. -352 с. - С. 251.

10. Баязитов А. Ислам и прогресс// Петербург: тип. АС.Суворина, 1898. - 95 с. - С.92.

11. Пашино П.И. Волжские Татары // Современник. 1860. ITLXXXL

12. Увай-Мирза Умидов. Письмо / / Туркестанская туземная газета, 1886. - №41. 1 ноября.

Referenses

1. Gafarov А.А. Rossijskie musul'mane v kontekste obseislamskoj modernizacii (XIX-nacalo XX vv.) / А.А.Gafarov. -Kazan': Izd-vo Kazan un-ta, 2014. - 564 s.

2. Husain Faizhanov. Zizn' i nasledie: istoriko-dokumental'nyj sbornik / per. so starotat AMAhunova i I.F.Gima-deeva; sost. i otv. redaktor D.V. Muhetdinov. - N.Novgorod: ID «Medina», 2008. - 152 s.

3. Kaûm Nasyri. Izbrannye proizvedeniâ. - Kazan': Tat kn. izd-vo, 1977. - 258 s.

4. Fuks K.F. Kazanskie tatary v statisticeskom i ètnograficeskom otnoseniâh. - Kazan': Fond TÂK, 1991. - 131 s.

5. S. Mardzani. "Vafiât al-aslaf va tahiât al ahlaf" ("Podrobnoe o predsestvennikah i privetstvie po-tomkam") / / Ocerki Mardzani o vostocnyh narodah / per. so starotat. i primec. А.N.Ûzeeva. K., 2003. - 175 s.

6. Validov А.3. K stoletiû so dnâ rozdeniâ tatarskogo ucenogo istorika Sigabuddina Mardzani / / Iz-vestiâ obsestva arheologii, istorii i èt nografii pri Kazanskom universitete. - Kazan', 1915. - T. XXIX. - Vyp.1-3.

7. Husain Faizhanov Zizn' i nasledie: istoriko-dokumental'nyj sbornik / per. so starotat. AMAhunova i I.F.Gima-deeva; sost. i otv. redaktor D.V.Muhetdinov //N.Novgorod: ID «Medina», 2008. -152 s.

8. Validi D. Ocerk istorii obrazovannosti i literatury tatar / / Kazan': ID «Iman», 1998 - 160 s.

9. Gajnullin M.H. Tatarskaâ literatura i publicistika nacala XX veka/ / Kazan': Tatknigoizdat, 1983. - 352 s. - S. 251.

10. Baâzitov А. Islam i progress// Peterburg: tip. AS.Suvorina, 1898. - 95 s. - S.92.

11. Pasino P.I. Volzskie Tatary // Sovremennik 1860. TTLXXXI.

12. Uvaj-Mirza Umidov. Pis'mo / / Turkestanskaâ tuzemnaâ gazeta, 1886. - №41. 1 noâbrâ.

УДК 7 (4/9)

Н.Э.Алескерова

РОЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СУФИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА

Данная статья посвящена региональному исламу в Азербайджане, который часто выступал в средние века и выступает сейчас в форме тасаввуфа - суфизма. Суфизм - важная часть духовной культуры азербайджанского народа, интеллектуально-мистический и философский гностицизм, обретший широкое воплощение в народной музыке и в поэзии. Упоминаются имена ряда средневековых азербайджанских поэтов-суфиев, прежде всего Саййида Али Имадеддина Насими, Шаха Исмаила Хатаи и Мухаммада Физули. Особое внимание автор уделяет высоким образцам духовной культуры, созданной представителями суфийского братства Халватийа. К их числу относятся поэтические и прозаические произведения Йахйи-ал Бакуви, Йусуфаал-Мускури-аш-Ширвани, деде Умара Рушани и Ибрахима Гюлшани. Эти азербайджанские мусульманские мистики создавали в стране и распространяли в народе идею интеллектуально-мистического гностицизма - так называемого ирфанского суфизма, т.е. суфизма в его шиитской форме. На стихи этих поэтов сочинялась классическая мугамная музыка азербайджанского народа. Этот музыкальный жанр восходит в своей основе к древним зороастрийским корням, однако получил философско-эстетическое оформление под прямым влиянием тасаввуфа.

Ключевые слова: ислам, региональный ислам, ислам на Кавказе, мусульманская культура, историко-куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.