Научная статья на тему 'Педагогическое наследие известного просветителя, педагога Хусаина Фаизханова (1828-1866)'

Педагогическое наследие известного просветителя, педагога Хусаина Фаизханова (1828-1866) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
695
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухаметшин А. Г.

This given article investigates the contribution of Kh.Faizkhanov to the development of the pedagogical ideas of the Tatar people's education. The place of his humanistic ideas in the history of pedagogics is analysed thoroughly as well. On the whole the article describes the many-sided activity of the outstanding Tatar educator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical heritage of the famous educator and teacher-theorist Khusain Faizikhanov (1828-1866)

This given article investigates the contribution of Kh.Faizkhanov to the development of the pedagogical ideas of the Tatar people's education. The place of his humanistic ideas in the history of pedagogics is analysed thoroughly as well. On the whole the article describes the many-sided activity of the outstanding Tatar educator.

Текст научной работы на тему «Педагогическое наследие известного просветителя, педагога Хусаина Фаизханова (1828-1866)»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИЗВЕСТНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА ХУСАИНА ФАИЗХАНОВА

(1828-1866)

Мухаметшин А.Г., кандидат педагогических наук, доцент Набережночелнинского государственного педагогического института

Известный археограф, педагог-просветитель Хусаин Фаизханов родился в селе Са-бачай Курмышского уезда Симбирской губернии. Первоначальное образование он получил в школе родного села. Учился в медресе у Ш. Марджани, который привил ему интерес к европейским наукам. Он с юных лет самостоятельно изучает русский язык и литературу, тесно общается с учеными-ориенталистами Казанского университета, такими как А.К.Казембек, И.Березин.

Пытливый ум юноши, несомненно, не мог удовлетвориться достигнутым. В 1854 году Фаизханов отправляется в Петербургский университет (переводом из Казанского университета), где стал вести со студентами практические занятия по турецкому, татарскому и арабскому языкам, а в 1863 году - утвержден лектором.

Однако, несмотря на хлопоты А.Казем-бека - декана Восточного факультета, которого Х.Фаизханов хорошо знал еще по Казани, ему вначале не удается получить место преподавателя университета. Только после настоятельного обращении студентов в «верха» в 1858 г. он получает возможность преподавать [1,149].

Работая преподавателем университета Х.Фаизханов занимался проблемами грамматики татарского языка, составил словарь и хрестоматию по тюркским языкам. Материалы данного словаря включены в двухтомный «Сравнительный словарь турецко-татарских наречий» Л.З. Будагова (1812-1878). Хусаин Фаизханов в Петербурге знакомится с крупнейшими учеными того времени: академиками Б.А.Дорном, В.В.Вельяминовым - Зерновым, М.И.Броссе и др., активно сотрудничает с ними, выполняет специальные поручения академии наук. Он расшиф-

ровывал рукописи, копировал документы, атрибутировал их. Результаты его научной командировки в московские архивы (по истории Крымского ханства) изданы в 1864 г. книгой почти в 1000 страниц, из которых 938 страниц - труд Фаизханова, разобравшегося в сложнейших средневековых текстах. За этот труд он в 1860 г. был избран в члены Общества археологии. По поручению Общества он ездил в Касимов для изучения письменных памятников. В результате совместной работы Х. Фаизханова и В.В. Вельяминова - Зернова появился новый труд «Исследования о касимовских царях».

Фаизханов хорошо знал почти весь цвет петербургской ориенталистики того времени. Круг его знакомств не ограничивался только востоковедами. Участие в собраниях Общества археологии дало ему возможность познакомиться с русскими историками и филологами, такими как: К.С.Ве-селовский (1819-1901), В.В.Клачев (18191885), Д.В.Поленов (1806-1878), В.В.Стасов (1824-1906), Ч.Ч.Валиханов, П.И.Лерх и др.

Эти знакомства и общения с выдающимися научными деятелями своего времени способствовали расширению кругозора ученого, дали ему возможность понять о необходимости приобщения к современной европейской цивилизации, ставя его в один ряд с выдающимися татарскими просветителями XIX века, такими как: Ш.Марджани, К.Насыри.

Просветительская философия Хусаина Фаизханова антропоцентрична. Антропоцентризм - исходная и главная аксиологическая установка его просветительской философии. Если в литературе XVII - XVIII вв. основное внимание уделялось онтологии и натурфилософии, то Х. Фаизханов изучал

самого человека, его деятельность не с точки зрения теологии, а с точки зрения продукта природы и общения, который подчиняется их законам. При этом. природу и общество он рассматривал лишь в связи с ним. Он намеревался развеять мифы (выступал против любых предрассудков) и с помощью научных знаний полностью изменить человеческое воображение. Он верил в культ Разума, который призван обеспечить прогресс человечества и подразумевает защиту научного познания, как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий жизни людей: это и принципы суеверий, воплощенных в религии, и защиты деизма (также и материализма), борьба против тирании и угнетения.

X. Фаизханов считал, что даже глубокое овладение теоретическими науками невозможно без постоянного, систематического и кропотливого труда, без любви и преданности знаниям, моральной чистоты. Воспитанник, который стремится овладеть теоретической наукой, должен, по мнению просветителя, обладать острым умом, чтобы понять действительную ценность вещей и иметь о них полное представление. Кроме того, утверждал он, он должен быть таким, чтобы мог получить искреннее удовлетворение и удовольствие от изучения теоретической науки, преодолевая все лишения, препятствия в процессе ее овладения, должен быть правдивым и любить правду, не должен быть эгоистом.

По мнению мыслителя, знание должно быть результатом упорного, последовательного, систематического труда учения. Хуса-ину Фаизханову принадлежит весьма ценная идея и для современной педагогики -мысль о преимуществе сознательного понимания предмета, материала, чем простой зубрежки без надлежащего осмысления и упорядочения, что было приоритетным в схоластическом обучении того времени.

Понимание человека, как разумного, способного мыслить, анализировать и выделении его по этому признаку из всего мироздания, оказалось следующим шагом по пути

рационалистического осмысления человека-воспитанника и общества на данном этапе развития педагогической мысли в Казанском крае, подготовившем почву для выработки систематизированного учения о человеке с точки зрения имманентно присущей ему разумной способности.

Хусаину Фаизханову, представлявшему рационалистическую мысль в педагогике, приходилось с еще большей силой доказывать не только правомерность, но и необходимость рационального знания.

Видя в разумной деятельности высшее проявление творческой активности человека, Хусаин Фаизханов трактует его жизнь как беспрерывный процесс познания, в результате которого человек совершенствуется, восходя по соответствующим ступеням становления разума.

Говоря о дидактических взглядах X. Фа-изханова, то он предлагал широко применять при обучении такие методы, как наблюдение и опыт, являющиеся началами знаний и основами доказательств.

Одним из общих методов обучения педагог-просветитель считает систематическое упражнение. Он делает важный дидактический вывод о дифференциации обучения, не потерявшей силу и до сего времени. Кроме того, в рассуждениях Хусаина Фаизханова мелькает очень важная дидактическая мысль о важности знания в совершенстве того языка, на котором ведется речь об обучаемом предмете.

Вслед за прогрессивными просветителями он отстаивает факт познаваемости мира силой человеческого разума, т.е. интеллекта, который, по его мнению, развивается и совершенствуется с помощью логических занятий и упражнений. Самым специфичным из благ человека, утверждал он, является человеческий разум, ибо человек стал человеком именно благодаря разуму, и поскольку благом, которое применяет искусство логики, является разум человека, то это искусство применяет те блага, которые являются самыми специфическими для человека.

Взгляд на логику, как на науку, способствующую изучению и правильному осмыслению окружающего мира, тем самым воспитанию здравомыслия людей, являющегося важным условием понимания смысла жизни и человеческого счастья, был смелым и прогрессивным для той эпохи. Подобно тому, как этика должна иметь дело с нравственной стороной дела, по мнению X. Фа-изханова, логика должна помочь воспитанию правильных принципов человеческого познания, т.е. нормального здравомыслия.

Это положение является актуальным и для современной педагогики, подтверждает идею некоторых педагогов - новаторов современности о необходимости систематического изучения основ логики в средних учебных заведениях.

Хусаин Фаизханов в своих трудах, в частности, в своей работе «Ислах ал-мадарис» (Школьная реформа) значительное место отводит и вопросам воспитания нравственности. Нравственность, по Фаизханову, неотделима от интеллектуального. Поэтому он требует органического сочетания ума, учености, научной эрудиции и высоких моральных свойств.

Кроме того, анализ воззрений Хусаина Фаизханова позволил нам составить некую шкалу нравственных добродетелей в понимании мыслителя: 1.Справедливость и человечность. 2.Честность и правдивость. З.Вер-ность слову и долгу. 4.Дружба и братство. 5.Взаимопомощь. б.Трудолюбие. 7.Само-критичность.

Как гуманист-просветитель он боролся против любого проявления косности и догматизма в общественной жизни татар. Он стремился поднять культурный уровень татарского народа, осознавая его отсталость от европейских стандартов во многих областях жизни общества. Х. Фаизханов создал довольно цельную просветительскую концепцию развития татарского народа, учитывающую и реалии его современного положения в российском обществе, и возможность изменения такого положения путем

усвоения всего нового в науке и культуре, признавая исламские ценности [1,154].

Гуманизм Х. Фаизханова интеллектуального, просветительского характера. В своих воззрениях на человека он исходит из признания некоего общего для всего человечества природного свойства, усматриваемого им в разумной деятельности.

Хусаин Фаизханов вошел в историю педагогики татарского народа, как страстный борец за просвещение. Выступая сторонником светского образования, он составил проект реформы татарской школы - «Ислах ал - мадарис» (школьная реформа). Это был уже восьмой проект организации светской школы для татар за период 1825-1865 гг., которая так и осталась неизданной. Основные разделы школьной реформы он изложил в письме к Марджани, датируемом 1863 годом.

... Одно из предложений, которое мы обсуждали с ним (М.-К. Тевкелевым - А.Г.), следующее:

В Казани откроется одно большое медресе, оснащенное всем необходимым. За счет казны будут воспитываться 60-70 ша-кирдов, помимо этого будут приниматься и вольнослушатели. Кроме прохождения всех предметов, изучаемых в гимназиях, будут преподаваться мусульманская юриспруденция и арабская филология. Европейским языкам, географии, медицине и естествознании обучаются на русском языке, а остальным предметам - на тюркском. Здесь будут преподаватели двух-трех разрядов, получающие жалованье от 200 до 600 рублей.

В медресе будет десять классов. В первых трех классах все учащиеся изучают тюркский, персидский, арабский и русский языки, кроме того проходят географию, некоторые (разделы) геометрии, правочтение (арабского письма). Затем класс делится на две группы, из которых одна изучает таф-сир и хадисы, риторику и стилистику. Кроме того, изучая по традиционной мусульманской методике естествознание, математику, проходят, по крайне мере, на уровне фельдшеров, латинский и медицину. Потому что

муллы, обладающие знаниями в области медицины, могли бы принести много пользы своему приходу, также и сами извлекали бы выгоду. Муллы, достигшие такого уровня, освобождались бы от налогов и солдатской службы.

Что касается второго отделения, то там будет чисто гимназийское обучение. Вышедшие оттуда шакирды будут иметь право на поступление в университет. После выхода из университета эти шакирды, сердца которых озарены лучом ислама, а сами воспитаны в духе мусульманского благочестия, могли бы оказать большую услугу мусульманам.

Шакирды, обучавшиеся в духовном отделении, могли бы стать муллами без приговора прихода и экзамена в духовном собрании.

В своем проекте «Ислах ал - мадарис» (Школьная реформа) он критикует существующие схоластические школы, считает их непригодными для жизни и антигуманными. Хусаин Фаизханов рекомендует открыть для татар гимназии и университет по примеру учебных планов русских школ. Татарские медресе, по его мнению, должны быть реорганизованы по типу русских гимназий, новых европеизированных школ Турции.

В реформированном медресе он намечает иметь десять классов, несколько больше, чем в русских гимназиях, так как в медресе добавляются некоторые специфические учебные предметы. Преподавание европейских наук, географии, медицины, естествознания должно было вестись на русском языке, а остальные предметы изучаются на родном языке учащихся [3,16].

Проект Фаизханова реформирования существующих национальных школ схоластического типа грандиозен, но он не был осуществим на данном этапе развития педагогической мысли татарского народа, хотя некоторые элементы реформирования были успешно внедрены после октябрьских событий 1917 года уже в новой, советской

системе образования в национальных школах и училищах.

Таким образом, Хусаин Фаизханов в просвещении народа видел выход из схоластического тупика, который активно культивировался реакционными богословами, он воспевал разум и научное знание, хотя не столь радикально, как наиболее последовательные западные просветители. Х. Фаизха-нов ратовал за все новое и прогрессивное, что позволило бы решить проблему просвещения народа. Это видно и из письма П.И.Ильинскому, датированного 9 января 1862 года:

Мой дорогой Николай Иванович!

В эти дни до меня дошли слухи, что некоторые ученые люди во главе с Вами издают на татарском языке газету [...].

Если, соизволив, прикажете, то и я, насколько сумею, был бы в этом деле вашим помощником. Мне небезызвестно положение моих соплеменников и те вещи, которые оказывают влияние на их настроение. Поэтому, хотя и Вы знаете много, позволю себе в качестве совета написать несколько слов, ибо русская поговорка, что «один ум хорош, а два - еще лучше» придают мне смелость.

Во-первых, необходимо очень остерегаться слов, направленных против религии ислам.

Во-вторых, хотя бы изредка, надо будет перепечатывать материалы - хоть хорошие, хоть недобрые - и из стамбульских, и из каирских, и из тегеранских газет, так как среди нашего населения названия стамбульских (и других) газет авторитетны, а они будут влиять на их душу. А в Петербурге эти газеты выписываются; если Вы находите приемлемым, то и я, переписав по-татарски, изредка переправлял бы Вам (такие материалы).

В-третьих, большинство грамотных (людей) нашего народа - муллы и купцы. А муллы, как свидетельствует татарская пословица, слышат, когда говоришь «на», но не слышат, когда скажешь «дай». Если так, то из них подписчиков на газету будет мало.

Подписываться на газету будут купцы. Им же нужны известия о купле-продаже. Следовательно, не только изредка, но и часто, необходимо будет перепечатывать материалы из «Биржевых ведомостей».

Естественно, эти вышеуказанные требования нужны только лишь для того, чтобы завоевать расположение духа народа к газете. Основная же цель заключается в том, чтобы, открыв духовное око народа, сеять просвещение.

Хусаин Фаизханов был одним из горячих сторонников пропаганды через печать прогрессивных знаний, новостей и событий. Эти идеи также не нашли государственной поддержки. Но он не терял надежды и всячески стремился основать первую татарскую газету и журнал. Так, к примеру, в 1864 г. П.И. Па-шино, друживший с Х.Фаизхановым, по инициативе последнего обратился в Главное управление по делам печати по поводу открытия татарской газеты, в чем ему было отказано. После чего, в этом же 1864г., по просьбе Хусаина Фаизханова И.Г.Нофаль подает прошение об открытии газеты «Восток» в Петербурге на татарском, русском, арабском языках. В чем ему было также отказано.

Таким образом, Хусаин Фаизханов одним из первых татарских просветителей осознал необходимость усвоения современных достижений русской, западноевропейской культуры и наук, наряду с сохранением мусульманских ценностей. Будучи энциклопедически образованным ученым, он оставил след во многих областях науки, таких как: лингвистика, история, педагогика, этнография, эпиграфия, востоковедение, который еще не оценен современной наукой полностью.

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно утверждать, что педагог-просветитель Хусаин Фаизханов отстаивал следующие педагогические идеи:

- стремление к светскому просвещению, которое в этот период становится неотъемлемой частью культурной жизни общества и обязательным признаком образованности;

- освоение в процессе обучения достижений культуры прошлого, в частности, бул-гарской, арабской и других. Данное следует трактовать не как возвращение к старому, а как возрождение забытых культурных ценностей и творческое использование их для создания новых;

- рационализм, тесно связанный со знаниями в области естествознания, истории, обращение к разуму, восхваление и превращение его в мерило истины и, как следствие всего этого, - развитие логики, знание которой входило в понятие учености и образованности. Именно в рассматриваемый период было переведено татарскими учеными-просветителями, таким как Ш.Марджани, К.Насыйри множество логических сочинений древности;

- отрицательное отношение к догматике, противопоставление ей разума, критика косности и различных пороков, развитие критического мышления;

- гуманизм, проявившийся в восхвалении познавательных и нравственных способностей и качеств человека, отношение к человеку, как к высшему творению природы;

- овладение несколькими языками восточных стран.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX вв.- Казань: Татар.кн.изд-во, 2001.- 192 с.

2. Знаменитые люди о Казанском крае / Под ред. Гарзавиной A.B. Казань: Татарское кн. изд-во, 1987.- 187 с.с ил.

3. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. - Казань,1998.- 306 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.