Г. СПЕНСЕР О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
Д.Ю. Курсков
В статье анализируется видение развития государства и права Г. Спенсером - основоположником социал-дарвинизма. Сущность данной теории заключается в доминирующей роли борьбы за существование, результат которой - появление новых форм социальной жизни, в том числе государства и права.
Ключевые слова: эволюция, естественный отбор, социальный организм, государство, право.
и социолог, основоположник социал-дарвинизма, один из родоначальников позитивизма и ведущих идеологов либерализма1.
В 1842 г. он написал для журнала «Нонконформист» более десятка статей, которые были объединены под общим названием «О надлежащей сфере государственного управления» и содержали в зародыше многие идеи его политико-правовой философии.
Социал-дарвинизм - теория, согласно которой борьба за существование становится доминирующим фактором развития, ее результатом является естественный отбор. В работе «Система синтетической философии» Спенсер рассматривал проблемы государства и права в контексте эволюции общества в целом. Он считал, что социология способна проникнуть в сущность общественных явлений; эволюционная теория - научная модель изучения социальных изменений.
Философ отстаивал учение о развитии как о постепенном количественном изменении без скачков (эволюция). Эволюция, по Спенсеру, есть общий закон всех беспрерывно происходящих в мире из-
© Курсков Д.Ю., 2011
Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ
Д.Ю. Курсков
менений, это постепенное изменение, которое приводит к некоторому «подвижному равновесию». Только внешнее воздействие выводит организм из состояния равновесия и вызывает его разрушение, вслед за тем вновь начинается процесс эволюции.
Эволюция состоит в концентрации материи, укреплении связей между ее частями (интеграции) и сопровождающей ее дифференциации. Эволюция, по его мнению, есть переход от «несвязной однородности к связной разнородности». В силу этого эволюция представляет собой непрерывное изменение от менее определенного к более определенному состоянию.
Закон эволюции Спенсер считает вполне применимым и к общественным явлениям. Он исходит из аналогии общества с животным организмом, объявляет, что общество есть не что иное, как особый «социальный» организм. Законы развития общества мыслитель объявляет тождественными законам развития животных организмов.
Пытаясь обосновать необходимость и незыблемость буржуазных общественных отношений и буржуазного государства, Спенсер использует открытие клетки, сделанное в биологической науке в 30-40-х гг. XIX в., в результате которого тело животного стали рассматривать как совокупность бесчисленного количества мелких частиц - клеток.
Общество, по Спенсеру, растет и развивается подобно животному организму. Философ находит также, что существует сходство в структуре животных и «социальных» организмов, что в последних различаются те же два основных слоя - внешний и внутренний, какие присущи животным организмам, и третий, средний, постепенно выделяющийся из внутреннего слоя, служащий распределению того, что усвоено организмом.
Переход общества к новому качественному состоянию влечет за собой изменения в системе власти и управления. Классифицируя этапы развития общества по этическому основанию, философ считал, что в промышленный период, в отличие от военного, «общество служит для целей индивидов», а следовательно, изменяются и способы социальной регуляции.
Государство, подобно биологическому организму, проходит стадии развития. Устойчивость государства корреспондируется с его способностью быстрого реагирования на внутренние и внешние раздражители. Развитие государства от простого к сложному объясняется Спенсером социальной дифференциацией, порождающей специализацию. Таким образом, по Спенсеру, государство - единый организм (агрегат), в котором составные его части выполняют определенные функции.
Г. Спенсер о государстве и праве
Причина образования государства - борьба за существование, в результате которой более сильные образования присоединяют (пожирают) более слабые.
Примитивному типу общества соответствует военный (хищнический) тип государства; такому типу государства соответствуют и властные отношения, строящиеся по армейскому принципу.
Военный тип государства по мере развития общества, обусловленного переходом от домашнего способа производства к фабричному, сменяется промышленным типом государства. Цель такого государства - благо личности, охрана ее безопасности, защита ее интересов.
Всякое развитое общество, по Спенсеру, состоит из трех систем органов: производительной, распределительной и регулятивной. Регулятивная система в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому.
Источником права, по Спенсеру, выступает не государство, а природа человека, «принципы равной свободы», поэтому право -источник законодательства.
Спенсер писал: «Понятие о естественных правах, очевидно, берет свое начало из признания той истины, что если жизнь имеет свое оправдание, то должны быть оправдания и для действий, необходимых в целях ее сохранения, а следовательно, и оправдание свобод и прав, обеспечивающих возможность этих действий»2.
Согласно Спенсеру, свобода является тем естественным первичным правом человека, которое существует до государственности и на котором вырастает вся система гражданских прав в государстве. Все эти права по своему происхождению также естественны и принадлежат индивиду независимо от государства и законодателя, которые лишь определяют их юридическую форму и обеспечивают реализацию в контексте основного естественного права - права на равную свободу. К наиболее значимым правам Спенсер относит индивидуальные права, прежде всего право частной собственности. Индивидуальные права и свободы - основа промышленного общества; политические права - средство обеспечения индивидуальных (личных) прав.
Спенсер считал, что «система морали всецело основана на признании прав индивида, существующих даже помимо всякой власти закона. И все изменения, испытываемые от времени до времени законом, после некоторого сопротивления со стороны законодателей, совершаются согласно с общераспространенными понятиями о необходимой справедливости, понятиями, которые не только не вытекают из закона, но бывают противоположны ему»3.
Д.Ю. Курсков
Спенсер выступал сторонником представительного правления, поскольку оно гарант обеспечения социальной справедливости и индивидуальной свободы. Для Спенсера основа права - польза, понимаемая как приспособление внутренних условий организма к внешним условиям существования. Цель права - создание и поддержка оптимальных условий для свободного осуществления деятельности индивидов; цель правовой нормы - индивидуальная свобода. Право, таким образом, предстает как совокупность этических норм, принудительно устанавливаемых обществом и государством для защиты свободы индивидов.
В отличие от большинства приверженцев органического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политико-правовые воззрения и видел роль «социального» организма не в поглощении своих членов, а в служении им.
Будучи противником социализма, Спенсер считал, что реализация социалистических идей приведет к государственному социализму, где борьба за власть станет доминирующим фактором государственного развития, а «большинство людей, несущих бремя тяжелого труда, надеются на государственную помощь и правительственные благодеяния и тем самым ослабляют личную энергию, частную инициативу ассоциаций, что чрезвычайно опасно для общества».
В XIX в. в России идеи Спенсера были популярны в либеральной среде, собрание его сочинений дважды издавалось в русском переводе.
Многие прогнозы Г. Спенсера оправдались в следующем веке.
Примечания
1 Представления об обществе и государстве как живом организме восходят к глубокой древности. Согласно им, государство и общество являются совокупностью органов, функционирование которых зависит друг от друга. Наиболее важную социальную функцию выполняют органы (институты), которые занимают главенствующую (предопределенную свыше) роль в системе социальной стратификации. Определенные элементы органического подхода присутствуют в учении Платона. Так, трем началам души человека соответствуют начала совещательное, защитное и деловое, которым соответствуют три сословия: правители, воины и производители. Аналогии между государством и обществом прослеживаются в теориях мыслителей Нового времени: Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля. Применительно к праву идеи органического подхода развивали представители исторической школы права (К. Савиньи, Г. Пухта). Органические представления об обществе, государстве и праве получили развитие в трудах О. Конта.
2 Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908. С. 59.
3 Там же. С. 56.