2008 История №3(4)
УДК 373.3
Л.И. Смокотина
Г.Н. ПОТАНИН О НАСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДИНОВЕДЕНИЕ»
В УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКИХ НАРОДНЫХ ШКОЛ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
По мнению Г.Н. Потанина, курс «Родиноведение» необходимо строить на дидактических принципах. Он не сомневался в том, что только такое обучение молодых людей позволит воспитать их настоящими гражданами России.
Ключевые слова: Потанин, Родина, образование.
На протяжении долгого времени обучение учащихся в российских школах строилось на заучивании догматических истин, чужих мыслей. Григорий Николаевич Потанин, вспоминая о своей учебе в Омском кадетском корпусе, писал следующее: «В классе все шло чрезвычайно дурно: один учитель не мог справиться со своими учениками, убегавшими от него на чердак <...> учитель сидел один в классе ...» [1. С 7].
Педагоги кадетского корпуса стремились воспитать в детях «чинопочитание» и «вовсе не заботились о расширении умственных горизонтов учеников», - констатировал Г.Н. Потанин [2. С. 225]. О нездоровой обстановке, царившей в Омском кадетском корпусе, свидетельствует также тот факт, что кадеты ценили в своих учителях, прежде всего, человеческие, а не профессиональные качества. По их мнению, из всех учителей Омского кадетского корпуса только четыре преподавателя были гуманны с детьми: «Учитель закона Божия священник Сулоцкий, учитель географии Старков, учитель истории Гонсевский и учитель русской словесности Костылецкий» [2. С. 234].
В профессиональном отношении эти преподаватели, по мнению Потанина, «читали свои предметы неудовлетворительно, потому что не имели сил быть самостоятельными» [1. С. 23]. По мнению Потанина, преподаватель должен быть самостоятельным, то есть не быть равнодушным к науке, и вместо того, чтобы слово в слово пересказывать учебник, самостоятельно разрабатывать учебный курс. Только такое преподавание может вызвать живой интерес у школьников. Если учитель не проявляет самостоятельность в ходе обучения, то даже самый интересный предмет становится скучным для детей. Г.Н. Потанин, вспоминая уроки в кадетском корпусе, горестно писал об уроках географии следующее: «Одни собственные имена и краткие понятия об устройстве вселенной <. > к выводам астрономии мы должны были питать <. > слепую веру, отчего мыслительность нисколько не развивалась . » [1. С. 23-24]. Уроки истории также не давали учащимся свободу мышления, потому что преподаватель истории Гонсев-ский предпочитал излагать материал в виде голого перечня событий. «Не имея примера для обсуждения событий, ученики смотрели на науку, как на
длинную сказку...», - отмечал Потанин [1. С. 25]. Преподавание учителя словесности Костылецкого, по мнению Г.Н. Потанина, «походило на шарлатанство. Он приходил в класс, приносил с собой кипу книг для выдержек, зачитывался про себя до звонка и уходил, не сказавши ни слова.» [1. С. 25]. Безусловно, такая методика преподавания предметов, по мнению Григория Николаевича, вызывала апатию у кадетов и негативно сказывалась на их успеваемости [1. С. 23]. Таким образом, Г.Н. Потанин, раскрывая недостатки старой школы, критиковал догматизм и схоластику в преподавании, а также подавление личности ребенка.
Григорий Николаевич Потанин сознавал не только недостатки российской школы, но и понимал ее истинные потребности. Он глубоко верил в мощную силу народного просвещения. По этому поводу Потанин писал, что в Сибири необходимо «поднять школьное дело и создать в крае честную, высоконравственную интеллигенцию» [3. С. 166]. По мнению Г.Н. Потанина, основная задача новой, самодеятельной школы - «сделать программу обучения в народной школе интересной для учащихся и полезной для жизни» [4].
С этой целью, считал Потанин, необходимо было ввести в школьный курс российской начальной школы предмет «Родиноведение». Этому предмету он отводил решающую роль как в деле обучения, так и воспитания молодых людей. Благодаря введению в школьный курс предмета «Родино-ведение» появлялась реальная возможность уйти от старой школы, основанной на догматизме, механическом учении, зубрежке, и ее методов (побоев, жестокости и принуждения) и прийти к новой школе, основанной на сознательном, активном и систематическом обучении школьников. Многие педагоги того времени определяли «Родиноведение», как начальный курс географии. Г.Н. Потанин соглашался с таким определением частично. По этому поводу он писал, что «Родиноведение» - это та же география с той только разницей, что первые уроки о природе «преподаются в поле или лесу, в ближайших окрестностях школы» [5]. Далее Григорий Николаевич пояснял: «На этих первых уроках географии дается ученикам знакомство со всей терминологией, какая принята в географии. Тут ученик наглядно на явлениях самой природы узнает, что такое остров, полуостров, пролив и проч.» [6]. «Вся географическая терминология должна быть демонстрирована по местным физическим явлениям.», - указывал Потанин [7. С. 142].
Г.Н. Потанин, определяя термин «родиноведение», что его нужно рассматривать в широком смысле - как «сказание о родной стране», а в узком значении, считал он, «это та же география, только ограниченная прилагательным «родная», т.е. описание земной поверхности за исключением той ее части, которая не входит в пределы нашего отечества [6]. По мнению Г.Н. Потанина, «Родиноведение» «состоит в описании мира природы концентрическими кругами. Первый круг: окрестности школы, физическая география их и жизнь в них человека. Второй круг - область в физическом и социальном отношении. Третий круг - Россия» [7. С. 141].
Г.Н. Потанин не сомневался в том, что курс «Родиноведения» необходимо строить на дидактических принципах:
1. Принципе наглядности. Этому принципу, как способу преподавания, Потанин отводил первое место. В большей степени наглядный принцип можно было применять в ходе преподавания «Родиноведения», и в этом состояла ценность этого предмета. Дети, благодаря этому предмету получили возможность изучать явления, факты и законы природы путем непосредственных наблюдений. С этой целью преподаватель знакомит учащихся с тем, что они непосредственно видят, начав со школьного двора, «учитель переходит к улице, к площади, целому городу и его окрестностям. От города речь учителя переносится к представлению об области, а от области к государству. О земном шаре говорится в конце курса» [6].
2. Принципе сознательности и активности. Учитель должен вести урок, заставляя учащихся думать, рассуждать, делать самостоятельные выводы. С этой целью ребенка учат «делать сравнения, находить сходство и разницу в предметах, потом классифицировать предметы, потом находить связь между причиной и следствием» [7. С. 139]. Тогда в память ученика «не вдалбливается стереотипная фраза: «пролив есть полоса воды между двумя участками суши»; учитель заботится сперва о том, чтобы научить ученика мыслить о проливе и предоставляет ему самому формулировать в словах определение, что такое пролив» [6].
3. Принцип систематичности в обучении. Для успешного обучения, считал Г.Н. Потанин, необходимо, чтобы учитель при изучении нового материала мог его связать с предыдущим, ранее известном. Факты должны быть расположены систематически, в логическом порядке, в разумной последовательности и во взаимной связи. «Все это должно быть представлено во взаимной связи, чтобы перед учащимися возникла картина жизни, которая совершается кругом, был ясен путь, по которому идет природа. Точно так же должна быть изложена и социальная жизнь. <...> понятия об общественной жизни: разделение труда, бюджет, выборы, землевладение, прогресс - должны быть изложены по жизни той общины, в которой школа находится. Таким образом, в учащегося будут вложены инстинкты для понимания тех же вопросов, развернутых в применении к государственной жизни по более широкой программе», - констатировал Г.Н. Потанин [7. С. 141-142]. В ходе такого преподавания учащиеся начинают мыслить себя гражданами России, понимая свою зависимость от государства, свои гражданские обязанности, а также, что не менее важно, диалектику общественного и государственного устройства. Таким образом, утверждение Григория Николаевича Потанина о том, что «Родинове-дение» является средством «для воспитания в народной массе любви к родине», находит свое подтверждение [6].
Литература
1. Потанин Г.Н. Отрывок из истории провинциального кадетского корпуса // Русское слово. 1859. № 10. Отд. 3.
2. Потанин Г. Николай Федорович Костылецкий // На сибирские темы. СПб., 1905.
3. Письмо Г.Н. Потанина Н.М. Ядринцеву от 27.05.1875 г. // Потанин Г.Н. Письма: В 5 т. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. Т. 2.
4. Потанин Г.Н. По поводу введения преподавания родиноведения // Сибирская жизнь. 191З. б июня.
З. Потанин. Г. О премии за местные учебники // Сибирская газета. 188У. 23 янв. б. Потанин Г.Н. Родиноведение как школа гражданского воспитания // Вестник Томской губ. 1919. 3G апр.
У. Письмо Г.Н. Потанина А.С. Гацискому от сентября 18У4 г. // Потанин Г.Н. Письма: В З т. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. Т. 2.