Научная статья на тему 'Г. Н. Потанин о роли специального образования в развитии сибирской торговли в начале XX В. '

Г. Н. Потанин о роли специального образования в развитии сибирской торговли в начале XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смокотина Любовь Ивановна

В современных условиях, когда Россия предпринимает очередную попытку перехода к господствующим в западных странах нормам рыночной экономики, особое значение и актуальность приобретает исследование взглядов Г.Н. Потанина о роли специального образования в развитии сибирской торговли в начале XX в. Г.Н. Потанин, думая о повышении престижа России, считал, что для России важнее научиться успешно торговать, а не воевать. По мнению Потанина, добиться этого можно было только при условии специального образования сибирских купцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G.N. Potanin about the role of special education in developing Siberian trade in the beginning of 20th century

On modern conditions when Russia makes one more attempt to main western market economy, the investigation of Potanin' s views about the role of special education in developing Siberian trade in the beginning of 20th century is of the special meaning and actuality. Potanin thought about increasing Russia prestige and considered that the most important thing for Russia is to study trade successfully but not war. According to Potanin's views it could be achieved only on conditions of special education of Siberian merchants.

Текст научной работы на тему «Г. Н. Потанин о роли специального образования в развитии сибирской торговли в начале XX В. »

Л.И. Смокотина

Г.Н. ПОТАНИН О РОЛИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СИБИРСКОЙ ТОРГОВЛИ В НАЧАЛЕ XX в.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 05-01-01-398а.

В современных условиях, когда Россия предпринимает очередную попытку перехода к господствующим в западных странах нормам рыночной экономики, особое значение и актуальность приобретает исследование взглядов Г.Н. Потанина о роли специального образования в развитии сибирской торговли в начале XX в. Г.Н. Потанин, думая о повышении престижа России, считал, что для России важнее научиться успешно торговать, а не воевать. По мнению Потанина, добиться этого можно было только при условии специального образования сибирских купцов.

Начало русско-монгольских торгово-экономических отношений восходит к XVII в. Но только с середины

XIX в. эти отношения стали приобретать динамику. Отмена крепостного права и развитие капитализма в России совпали с изменениями в политике Китая (напомним, что с 1691 г. Северная Монголия входила в состав Китая). До 1861 г. политика Цинской династии в Китае основывалась на самоизоляции. Подписание ряда торговых договоров между Россией и Китаем в 50-60-е гг. XIX в. стимулировало развитие торговых отношений между этими странами. Русские купцы получили право беспошлинно торговать непосредственно в Монголии.

Установление торговых отношений с Монголией вызвало большой интерес у сибирских купцов благодаря, прежде всего, географической близости Сибири и Монголии. Среди сибирских купцов особого успеха в этом деле добились купцы г. Бийска. Они открыли и монополизировали торговлю с Монголией, годовой оборот которой в 1848 г. составил 14 285 руб. и в 1912 г. - 1 874 602 руб. [1]. Рост торговли был связан, главным образом, с ввозом в Россию монгольских товаров - шерсти и шкурок сурка. По этому поводу бий-ский купец 1-й гильдии Николай Иванович Ассанов в своем докладе министру торговли и промышленности П.И. Миллеру писал в 1911 г.: «Вывоз из Монголии сырья в Россию с каждым годом увеличивается. Вывоз шерсти и сурка достигает миллионных оборотов» [2].

Николай Иванович Ассанов (1865-1922) происходил из мещан Ирбита. Карьеру предпринимателя он начал в 16 лет в качестве приказчика монгольского отделения фирмы бийского купца И.П. Котельникова, торговые обороты которой доходили до 500 тыс. руб. в год. В царское время Николай Иванович за свою деятельность был награжден медалями «За усердие» на Станиславской, Аннинской и Владимирской лентах [1. С. 39-40].

Григорий Николаевич Потанин в вопросах изучения природы и общества стоял на позициях естественнонаучного материализма. Он не сомневался в том, что экономический вопрос является самым главным: «Только с разрешением его могут разрешиться в желательном смысле и все другие вопросы», - писал Потанин [3]. Именно поэтому еще в 70-е гг. XIX в. Г.Н. Потанин проявлял интерес к развитию русско-монгольских торговых отношений. Занимаясь этим вопросом, он отметил, что успех бийских купцов был связан, с одной стороны, с удобным географическим положением города, а с другой, с тем, что бийские купцы «проявили большую предприимчивость, терпение, настойчивость и выносливость, они завоевали обширный рынок» [2]. Григорий

Николаевич считал, что царский режим убивал в людях частную инициативу. По мнению Потанина, «...русский человек, воспитанный государственной властью, превращался в человека робкого, непредприимчивого, боящегося риска. Бийцы представляют счастливое исключение в истории нашей торговли с азиатскими странами» [2]. «Легкость наживы, возможность в короткий срок сделать торговую карьеру представляла большой соблазн, который увлекал косных, дотоле неподвижных бийцев за границу искать счастья» [4].

В начале ХХ в. бийские купцы были обеспокоены тем, что русские промышленные товары (фабрикаты) не выдерживали конкуренции с иностранными товарами. По этому поводу Н.И. Ассанов писал министру торговли и промышленности: «Торговля русскими фабрикатами с каждым годом падает, ее вытесняют англичане и американцы через посредников китайцев, массами сбывающих свой товар монгольскому народу» [2]. По этой причине «...с 1901 по 1910 вывоз из России в Монголию в одном только Улясутайском округе упал с 475 тысяч до 120 тыс., т.е. в четыре раза», - отмечалось в том же докладе [2]. Подобная картина наблюдалась и в других частях Монголии. Причину высоких цен на русские промышленные товары Н.И. Ассанов видел, главным образом, в отсутствии «дешевых подъездных путей (отсутствии до сих пор железной дороги даже до Бийска)» [2]. В качестве решения данной проблемы Ассанов предлагал проведение железной дороги от сибирской магистрали через Бийск до Кош-Агача. В конце XIX - начале

ХХ в. торговля бийских купцов с Монголией осуществлялась через Кош-Агач. Потанин писал об этом городе: «Это куча рассеянных в лиственном лесу лачуг или хлевов, в которых помещаются русские купцы и приказчики летом; только дом Гилева и церковь выдаются из ряда других построек. Русский купец и приказчик не носит с собой комфорта европейской жизни; являясь в дикую степь, он принимает ее законы; он ест недоваренное мясо со следами свежей крови подобно дикому монголу и питается толканом с маслом, который месит рукой в чайной чашке <...> Мы здесь не нашли ни русского свежего хлеба, ни овощей. Правда, к чаю нам подали очень вкусные сухари, но они привезены из Бийска; обед состоял из одной баранины <. >. Очень невесел Кош-Агач зимой <. > мертвые срубы с заколоченными окнами <...> Жизни не слышно <...> изредка <...> вошедший к приказчику теленгит, чтобы набрать в долг белой бязи да красного ситцу .» [5]

Г.Н. Потанин, поддерживая идею проведения железной дороги на этом направлении, считал, что по-

добная мера позволит, с одной стороны, снизить стоимость русской промышленной продукции и тем самым сделать их конкурентоспособными с английскими и американскими товарами, а с другой - повысит образовательный уровень бийских приказчиков, которые наполовину были безграмотными [5. С. 146].

По мнению Н.И. Ассанова, особой проблемой для русских приказчиков было незнание «туземного» языка. Русские торговцы после многолетней практики осваивали монгольский язык с грехом пополам, но «...теоретическое знание языка и монгольская грамота остаются для них закрытыми за семью печатями. А между тем, самые разнообразные письменные торговые сделки с монголами, в которые волей-неволей приходится вступать, безусловно, требуют теоретического знания языка», - писал Н.И. Ассанов [4]. Он не сомневался в том, что потребность в знании монгольского языка с годами будет только возрастать. В 1911 г. заканчивался срок торгового договора России с Китаем, и в новом договоре предполагалось ввести в практику письменные документы обязательной формы «в замену нынешнего обычая раздавать монголам товар в долг без расписок, на веру», - говорилось в докладе Н.И. Ассанова [4]. Знание «туземного» языка повышало также престиж чужестранца. Потанин, имея огромный практический опыт научных экспедиций в Центральной Азии, был полностью согласен с мнением Н.И. Асанова и по этому поводу писал: «Знание чужого языка вообще является сильным цементным средством для сплочения народностей <...>. Монгол или киргиз очень ценит в чужеземце знание монгольского или киргизского языка; услышав в устах русского свою родную речь, он чувствует в нем человека, чувствует своего ближнего. А теоретическое знание языка <...> вызовет в монголе уважение, которое станет еще более, когда к знанию языка прибавится знание быта, истории и литературы монгольского народа» [4]. Более того, Григорий Николаевич Потанин не сомневался в том, что знание монгольского языка русскими купцами положительно скажется на их культурном поведении с монголами в монгольских стойбищах, если «они будут знать, что есть ценного в жизни и характере монгольского народа, тогда их чувству сделается доступной прелесть поэзии, заключающаяся в произведениях монгольского творчества, тогда они будут в состоянии оценить высоту морали буддизма, учениками которого считают себя монголы» [4].

Поначалу Н.И. Ассанов считал, что решением данной проблемы может стать преподавание монгольского языка в Бийском четырехклассном училище. В целях материальной заинтересованности учителя монгольского языка Николай Иванович был готов пожертвовать сумму в размере 1 000 руб. ежегодно в течение трех лет [6]. Впоследствии Ассанов согласился с Потаниным в том, что для решения проблемы образования бийских приказчиков более целесообразным является открытие коммерческого училища в Бийске. По этому поводу Ассанов писал, что эта мера «...повысит умственный ценз служащих по торговым делам и введет более благородные и гуманные <...> в сношениях с монголами и другими инородцами», поскольку «...при торговых операциях в Монголии бийским купцам приходится на каждом шагу наталкиваться на поразительные факты

невежества начинающих торговых приказчиков; зачастую они оказываются совершенно не подготовленными к предстоящей им деятельности, не знакомыми не только с бытом и языком монголов, но даже и с географией монгольских кочевьев» [4].

Григорий Николаевич Потанин смотрел на эту проблему гораздо шире. Он считал, что открытие коммерческого училища, несомненно, приведет к усилению торговых позиций русских предпринимателей как в Монголии, так и на сибирском рынке. Григорий Николаевич констатировал по этому поводу: «В Томской губернии получило развитие маслоделие и продажа сельскохозяйственных машин. Обе эти отрасли торговли пока в руках иностранных экспортеров и предпринимателей. Местному населению необходимо стоять на страже своих интересов в этом деле, а для этого оно должно подготовить из своей среды людей, которые стояли бы на одном уровне образования с теми иностранцами, датчанами, немцами, англичанами, которые наполняют наши города Омск, Новониколаевск, Барнаул и Бийск» [4]. Немаловажным было также и то, что открытие этого училища позволило бы многим молодым бийчанам получить среднее образование непосредственно в Бийске, где в то время существовали уже определенные проблемы на этот счет. Подтверждением вышесказанному явился тот факт, что в бийской женской гимназии были открыты параллельные классы. Мужская гимназия стояла на пороге открытия подобных классов, т.к. в получении среднего образования были заинтересованы не только дети городских жителей, но и дети деревенских. Число последних учеников постоянно росло. «Так, на 107 человек общего количества учащихся в мужской гимназии 77 человек приходится на городских и 30 негородских, или негородские составляют 39%. В первом классе мужской гимназии детей городских обывателей 22, а негородских - 12, т.е. процентное отношение последних уже 50%», - говорилось в докладе Н.И. Ассанова [4]. Поначалу многие люди были уверены, что «наш крестьянин по своей дикости учиться не хочет», - писал Григорий Николаевич [7]. Напротив, Потанин всегда верил в сибирский земледельческий класс. Более того, он не сомневался в том, что только «этот класс даст Сибири прочную в крае интеллигенцию» [8]. В пользу открытия коммерческого училища в Бийске говорил и тот факт, что некоторые дети Бийска, не имея возможности получить среднее образование в своем родном городе, вынуждены были уезжать в другие сибирские города. Таким образом, в 1907 г. 60 бийчан обучались в среднеучебных заведениях таких сибирских городов, как Томск, Барнаул и Новониколаевск [4].

Напомним, первое коммерческое училище открылось в Москве в 1772 г. на пожертвования известного русского мецената П.А. Демидова. Согласно уставу коммерческие училища давали общее образование и готовили к коммерческой деятельности своих учеников. Шесть лет отводилось на их общеобразовательную подготовку и два года -на специальный курс. В программу специального курса входило изучение следующих предметов: иностранные языки (французский, немецкий и английский), коммерческая арифметика, техническая химия, товароведение, бухгалтерский учет, право, политическая экономия, коммерческая география [9].

Потанин считал, что программа обучения учащихся в Бийском коммерческом училище должна быть составлена в соответствии с требованиями российско-монгольской торговли. По этому поводу он писал, что учащиеся этого училища должны изучать наряду с английским и немецким языками также монгольский и китайский языки. Григорий Николаевич был убежден в том, что данная программа обучения должна быть составлена на принципах «концентрического родиноведения», т.е. когда предметы изучаются с учетом местных условий и потребностей Монголии. Именно поэтому учащиеся должны были изучать географию, статистику, историю Монголии, ее естественные богатства и товароведение по местным данным [4]. Таким образом, методика потанинских полевых работ (полевой метод), которую Григорий Николаевич успешно использовал в своих научных экспедициях, была применима и в специальном образовании сибирских купцов. Потанин не сомневался в том, что для успешной полевой работы «...необходимо владеть большим знанием природы страны, экономических условий жизни населения, памятников народного творчества <...>, а также большим знанием нашей литературы о предмете <...>, должен изучать язык туземцев» [10].

Потанин был сторонником равноправия мужчин и женщин в области образования. По этому поводу он писал: «Если женщинам не будет открыт доступ в него, это будет большой несправедливостью в отношении бийских женщин, потому что слава завоевания монгольского рынка принадлежит не одним только бий-ским мужчинам; в этом деле значительное участие принимали и бийские женщины. Они вместе с мужьями выезжали в иностранное государство и проводили здесь лето, а некоторые, как жены мелких приказчиков, оставались в Монголии и на зиму. В то же время, как мужья разъезжали по степи, их жены, например, М.Е. Васенева, г-жа Киселева и г-жа Юрганова, мыли шерсть и распоряжались трудом монголов - рабочих, нанятых на шерстомойни. Эти бийские женщины иногда совершали тысячеверстные путешествия в седле на верховой лошади, и иногда зимой, останавливаясь для ночлега на снегу в открытой степи» [4]. Потанин не сомневался в том, что выполнение данной программы обучения на практике во многом будет зависеть от директора и педагогического коллектива коммерческого училища. По этому поводу Потанин писал, что в настоящее время в ведомстве министерства народного просвещения «господствует тип легкомысленных директоров, которые не утруждают себя педагогической обузой, умеют потрафить начальству, не обременяя себя, не обременяют и учащихся и иронически смотрят на тех, кто на педагогическое дело смотрит серьезно»: «Тут нужен директор, который влюбился бы в специальную идею этого заведения, который самостоятельно ее разработал и мог бы самостоятельно развить ее на практике. Тут нужен творец нового дела и совсем не нужен человек, все достоинство которого только в исполнении возложенных поручений. <. > Во главе школы следовало бы поставить человека, который сумел бы воспитать в учениках ее желание служить чистой науке. Только люди, одушевленные любовью к чистой науке, а не к собиранию только практически полезных сведений, будут теми истинными представи-

телями русского ума и русского чувства, какие желательны» [4]. Наконец, директор, по мнению Потанина, должен помочь своим ученикам уяснить, что торговое дело необходимо вести «в общечеловеческих интересах. Тогда оно будет патриотическим делом в хорошем смысле» [4].

Царское правительство сочло нецелесообразным открывать коммерческое училище в Бийске, посчитав, что шесть коммерческих училищ на всю Сибирь являются достаточными. Такие училища располагались в Тюмени, Омске, Томске, Иркутске, Чите и Владивостоке. Старейшим из них было Томское коммерческое училище, открытое в 1901 г. Попечителями данного училища являлись томские купцы: Н. А. Молчанов, Д. Р. Шадрин, И. Д. Сычев и потомственный почетный гражданин А. Д. Родюков. В 1912-1913 гг. Томское коммерческое училище было реорганизовано в политехническое училище [9. С. 51].

Русско-монгольская торговля осуществлялась в то время главным образом через Чуйский тракт. По этой причине еще в 70-е гг. XIX в. Потанин писал о необходимости благоустройства Чуйского тракта. Тем не менее, царское правительство проявляло пассивность также и в этом вопросе, «...не затратив на его содержание ни одной казенной копейки <...>. Преобразование этого тракта из вьючного в тележный произведено на сборы с бийских купцов», - отмечалось в докладе Н.И. Ассанова [2]. По мнению Потанина, царское правительство могло легко решить эту проблему, позволив переселенцам из Европейской России заселять Алтайский край. В этом случае содержание Чуйского тракта вошло бы в повинности переселенцев, а не бийских купцов и коренных жителей Алтая (инородцев) [5. С. 143].

Потанин не сомневался в том, что царскому правительству необходимо заботиться о повышении престижа России и россиян в глазах иностранцев. «Мы должны бы показать товар лицом, а между тем, мы рекомендуем себя полицейскими приставами из военных писарей, малограмотными учителями, бьющими учеников линейками и щиплющими их за волосы, пьянствующими духовными лицами и т.п. Между тем, желательно, чтобы Чуйский тракт пользовался особым покровительством: чтобы сюда направлялись лучшие доктора, честнейшие ветеринары, честнейшие чиновники, выдающиеся учителя и самые терпимые священники», - отмечал Потанин [2]. Г ригорий Николаевич, в целях повышении престижа русских купцов, писал, что наши купцы «...ездят по Монголии только с аршинами, а престиж русского имени требует, чтобы они ездили с фотоаппаратами, с анероидами, с фотографами, со скальпелями, <. > с прессами для сушки гербария и с геологическими молотками» [6].

По инициативе Г.Н. Потанина в 1910 г. «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта» снарядило экспедицию в Монголию на средства Министерства торговли и промышленности (5 тыс. руб.), а также частные пожертвования бийских и минусинских купцов в лице Н.И. Ассанова, Г.Г. Бодунова и Г.П. Сафьянова. В состав экспедиции вошли профессора Томского университета М.И. Боголепов и М.Н. Соболев. Томские ученые решили успешно поставленную перед ними задачу. Полученные ими сведения были встречены «с

большой похвалой экономистами и монголистами» [11]. Монгольская экспедиция подтвердила лишний раз мнение Г.Н. Потанина о пользе децентрализации науки. Он считал более целесообразным доверять изучение родины местным силам, а не экспедициям из Петербурга и Москвы. «Провинциальные учебные общества, знакомые с местной средой, могут найти <. > людей со средствами, готовых дать деньги на ученое предприятие, а также людей, способных содействовать изучению личным трудом», - писал Потанин [11].

Григорий Николаевич Потанин, критикуя внешнеполитический курс царского правительства, отмечал, что оно нередко проявляло агрессивность в отношении соседних стран в целях либо получения дешевого сырья, либо установления монополии торговли для российских

товаров. По этому поводу Потанин констатировал: «Чтобы киргизскую степь сделать потребителем московских ситцев и плисов, нужно было присоединить ее к Российской империи. Все рынки сырья русской мануфактуры лежат в пределах империи. Чтобы ввести Манчжурию в круг русского торгового влияния, понадобилась оккупация Манчжурии. У нас повсюду впереди солдат, а за ним уже и купец» [2]. Тогда считалось, что агрессивный внешнеполитический курс является необходимым условием для экономического роста страны. Напротив, Потанин не сомневался в том, что для России целесообразнее научиться хорошо торговать, а не воевать. Именно поэтому Григорий Николаевич Потанин уделял большое внимание специальному образованию сибирских купцов на принципах «родиноведения».

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири: В 4 т. Новосибирск, 1994. Т. 1, кн. 1. С. 124.

2. Потанин Г.Н. К вопросу о Бийском коммерческом училище // Сибирская жизнь. 1911. 23 января.

3. Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири // Сборник к 80-летию со дня рождения Г.Н. Потанина. Томск, 1915. С. 104.

4. Потанин Г.Н. К вопросу о Бийском коммерческом училище // Сибирская жизнь. 1911. 24 января.

5. Потанин Г.Н. От Кош-Агача до Бийска (отрывок из путевых записок) // Древняя и Новая Россия: Ежемесячный исторический иллюстриро-

ванный сборник. СПб., 1879. № 6. С. 133-134.

6. Потанин Г.Н. Монгольский язык в бийской школе // Сибирская жизнь. 1908. 17 мая.

7. Потанин Г.Н. К вопросу о народном образовании // Сибирь. 1876. 16 мая.

8. Потанин Г.Н. Из записок книжки сибиряка // Сибирь. 1879. N° 44. 31 октября.

9. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири: В 4 т. Новосибирск,1995. Т. 2, кн. 2. С. 50-51.

10. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии // Сборник к 80-летию со дня рождения Г.Н. Потанина. Томск, 1915. С. 3-4.

11. Потанин Г.Н. Культурно-просветительные организации // Город Томск. Томск, 1912. С. 97.

Статья представлена научной редакцией «История» 2 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.