Научная статья на тему 'Г. Н. Потанин о значении «Родиноведения» в развитии сибирской торговли в конце XIX начале XX в'

Г. Н. Потанин о значении «Родиноведения» в развитии сибирской торговли в конце XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.Н. ПОТАНИН / РОДИНОВЕДЕНИЕ / ТОРГОВЛЯ / СИБИРЬ / G.N. POTANIN / HOMELAND STUDY / TRADE / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смокотина Любовь Ивановна

В современных овиях, когда Россия предпринимает очередную попытку перехода к господствующим в западных странах нормам рыночной экономики, особую актуальность приобретает исследование взглядов Г.Н. Потанина о значении «родиноведения» в развитии сибирской торговли в конце X1X начале XX в. Г.Н. Потанин, думая о повышении престижа России, считал, что для России важнее научиться успешно торговать, а не воевать. По мнению Потанина, добиться этого можно было только при условии модернизации специального образования сибирских купцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern conditions when Russia makes one more attempt to main western market economy, an investigation of Potanin' s views about the meaning «homeland study» in developing Siberian trade at the end of 19th the beginning of 20th centuries is of the special actuality. Potanin thought about increasing Russia prestige and considered that the most important thing for Russia is to study trade successfully but not war. According to Potanin's views it could be achieved only on conditions of modernization of special education of the Siberian merchants.

Текст научной работы на тему «Г. Н. Потанин о значении «Родиноведения» в развитии сибирской торговли в конце XIX начале XX в»

2009 История №3(7)

УДК 377

Л.И. Смокотина

Г.Н. ПОТАНИН О ЗНАЧЕНИИ «РОДИНОВЕДЕНИЯ»

В РАЗВИТИИ СИБИРСКОЙ ТОРГОВЛИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

В современных условиях, когда Россия предпринимает очередную попытку перехода к господствующим в западных странах нормам рыночной экономики, особую актуальность приобретает исследование взглядов Г.Н. Потанина о значении «родиноведе-ния» в развитии сибирской торговли в конце XIX - начале XX в. Г.Н. Потанин, думая о повышении престижа России, считал, что для России важнее научиться успешно торговать, а не воевать. По мнению Потанина, добиться этого можно было только при условии модернизации специального образования сибирских купцов.

Ключевые слова: Г.Н. Потанин, родиноведение, торговля, Сибирь.

Одна из особенностей Сибири состояла в том, что она имела общую границу с Монголией и Китаем. Благодаря этому факту сибирские купцы получили благоприятную возможность заниматься также и внешней торговлей. К сожалению, Китай долгое время препятствовал становлению и развитию торговых отношений с Россией. До 1861 г. политика Цинской династии в Китае основывалась на самоизоляции, что негативно сказывалось на развитии не только русско-китайских, но и русско-монгольских торговых отношений (с 1691 г. Северная Монголия входила в состав Китая). Именно поэтому Россия сначала стала торговать с Монголией через Кяхту - торговый пункт Восточной Сибири (согласно Буринскому договору между Россией и Китаем от 1728 г.), а с 1861 г. также и через Кош-Агач - торговый пункт Западной Сибири. Долгое время сибирские купцы торговали на российско-китайской границе, так как они не имели права въезда «... в пределы Китайской империи», отмечал Г.Н. Потанин [1].

С середины XIX в. торговые отношения стали приобретать динамику. Отмена крепостного права и развитие капитализма в России совпали с изменениями в политике Китая. Русско-китайские торговые договоры, подписанные в 60-80-е гг. ХГХ в. стимулировали развитие торговых отношений между этими странами: Согласно Пекинским договорам от 1860 и 1869 гг. русские купцы получили право торговать в Монголии, а с 1881 г., согласно Петербургскому договору Россия получила право беспошлинной торговли в Монголии. Этот договор гарантировал сохранение этих торговых привилегий в течение 10 лет [2. С. 453].

Начало непосредственному знакомству с Монголией было положено сибирским торговым капиталом, который без государственной поддержки сумел организовать свою торговлю на территории Монголии. Неслучайно Потанин называл торговлю сибирских купцов в Монголии «вольнонародным завоеванием» [1]. Среди сибирских купцов особого успеха в русско-монгольской торговле добились купцы г. Бийска, которые через Чуйский тракт стали торговать непосредственно в Монголии. Если русский человек, воспитанный государственной властью, как правило, превращался в челове-

ка робкого, непредприимчивого, боящегося риска, то бийцы «. представляют счастливое исключение в истории нашей торговли с азиатскими странами», замечал Потанин [3].

Бийцы не только открыли, но и монополизировали торговлю с Монголией, годовой оборот которой за 64 года, с 1848 по 1912 г., вырос более чем в 130 раз (с 14285 руб. до 1874602 руб.) [4. Т. 1. Кн. 1. С. 124]. По мнению Г.Н. Потанина, причина успеха бийских купцов заключалась, с одной стороны, в удобном географическом положении г. Бийска, а с другой - наличии у них деловых качеств, выразившихся в том, что они «проявили большую предприимчивость, терпение, настойчивость и выносливость .», писал Потанин [3]. Г.Н. Потанин не сомневался в том, что именно «легкость наживы, возможность в короткий срок сделать торговую карьеру» являлись хорошим стимулом для них стать предприимчивыми людьми [5].

Интерес Григория Николаевича Потанина к торговле сибирских купцов в Монголии можно объяснить тем, что он в вопросах изучения природы и общества всегда стоял на позициях естественнонаучного материализма. Экономический вопрос является самым главным и «. только с разрешением его могут разрешиться в желательном смысле и все другие вопросы», считал Потанин [6. С. 104]. Это объясняет, почему еще в 1903 г. Григорий Николаевич Потанин поднимал вопрос о необходимости всестороннего исследования русско-монгольской торговли [2. С. 5].

Григорий Николаевич Потанин в решении этой непростой задачи возлагал свои надежды, прежде всего, на томских ученых. К тому же идея изучения русско-монгольской торговли не сразу нашла понимание в Министерстве торговли и промышленности. По инициативе Г.Н. Потанина было учреждено «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта», и уже весной 1909 г. Григорий Николаевич Потанин выступил с мыслью организации научной экспедиции в Монголию под руководством этого научного общества [2. С. 5].

В 1910 г. Министерство торговли и промышленности, осознав угрозу потери Монголии для России как рынка монгольского сырья (шерсти овечьей и верблюжьей, шкурок сурка и скота) и экспорта русских промышленных товаров (фабрикатов), признало также необходимым изучение русско-монгольской торговли. С этой целью оно инициировало снаряжение москов -ской экспедиции. Несмотря на то, что томская и московская экспедиции преследовали одинаковую цель, они расходились в поставленной задаче. Если задача участников томской экспедиции, в состав которой вошли экономисты, профессора Томского университета, М.И. Боголепов и М.Н. Соболев, состояла в выяснении нужд русской торговли, то для московской - лоббирование интересов московских фабрикантов. Изучение государственного и международного значения русско-монгольской торговли «не входило в ее задачи», констатировал Г.Н. Потанин с горечью [1]. Стремление участников томской экспедиции изучить русско-монгольскую торговлю всесторонне - как в экономическом, так и политическом плане - вызвало понимание и желание профинансировать эту экспедицию как со стороны Министерства торговли и промышленности (3 тыс. руб.), так и сибирских купцов (2 тыс. руб.). Частные пожертвования поступили от бийских и минусинских купцов Н.И. Ас-

санова, Г.Г. Бодунова, А.Д. Васенева и Г.П. Сафьянова. Щедрая благотворительность сибирских купцов объяснялась их желанием с помощью томских ученых «... разоблачить жадные аппетиты московских мануфактуристов, не желающих понизить цены на их товары <...> стремящихся <...> все прибыли, которые получают бийские купцы, забрать без остатка в свой карман и обратить бийского купца <...> в своего приказчика», - писал Г.Н. Потанин [1].

Бийский купец Н.И. Ассанов в своем письме министру торговли и промышленности обращал его внимание на снижение прибыли сибирских купцов из-за роста цен на монгольское сырье и от продажи русских промышленных изделий, которые по своей цене и качеству не выдерживали конкуренции с иностранными товарами. «Десять лет тому назад шкурка сурка стоила 7 копеек, в настоящее время стоит 1 руб. 50 коп. <...> торговля русскими фабрикатами с каждым годом падает, ее вытесняют англичане и американцы через посредников китайцев, массами сбывающих свой товар монгольскому народу. <...> с 1901 по 1910 вывоз из России в Монголию в одном только Улясутайском округе упал с 475 тысяч до 120 тыс., т.е. в четыре раза» [3]. Томские ученые подтвердили правильность слов Н.И. Ассанова. Они писали, что все русские лавки в Монголии торговали плохо. «Если прежде торговали на 200 руб. в день, то теперь и 50 руб. в день считается хорошей выручкой», - с горечью констатировали томские профессора [2. С. 75]. Будущее для сибирских купцов также представлялось мрачным, поскольку Китай планировал в русско-китайский договор (1911 г.) ввести 5 % пошлину на русские товары, что сделала бы их еще менее конкурентоспособными на монгольском рынке [2. С. 453].

Томские ученые решили успешно поставленную перед ними задачу. Полученные ими сведения были встречены «с большой похвалой экономистами и монголистами», констатировал Григорий Николаевич [8. С. 97]. Примечательно, что результаты этой экспедиции были опубликованы в книге М.И. Боголепова и М.Н. Соболева «Очерки русско-монгольской торговли» (Томск, 1911). В этом труде томских ученых было представлено «обстоятельное описание всех сторон русской торговли в Монголии», отмечал Г.Н. Потанин с радостью [1]. Таким образом, проведенная исследовательская работа томской экспедиции лишний раз подтвердила мнение Г.Н. Потанина о пользе децентрализации науки. Он считал более целесообразным доверять изучение родины местным силам, а не экспедициям из Петербурга и Москвы. «Провинциальные учебные общества, знакомые с местной средой, могут найти <...> людей со средствами, готовых дать деньги на ученое предприятие, а также людей, способных содействовать изучению личным трудом», -писал Потанин [8. С. 97].

В то же время Г.Н. Потанин в исследовании этого вопроса пошел дальше томских ученых. Он обратил особое внимание на то, что «. почти все сырье, производимое монголами, оказывается в руках китайских купцов и русские могут получать шерсть только от китайцев и только небольшую часть пря -мым путем от монголов» [7]. Причину этого факта Г.Н. Потанин видел, с одной стороны, в культурном влиянии китайцев на монгольский народ в те-

чение многих столетий, а с другой - в аристократическом устройстве общественного строя Монголии [7].

Монголия в рассматриваемый период была разделена на множество княжеств, или хошунов, во главе которых стояли князья с наследственными правами. В обязанности князей входило, с одной стороны, производить сбор податей с монголов, а с другой - полученные средства расходовать на народные и государственные нужды. В частности, на содержание пограничной стражи на государственной границе и почтовой службы, оказание материальной помощи в виде пособий монастырям и местному духовенству и т.д. В то время в стране отсутствовало денежное обращение, в роли денег выступало серебро. Сложность для князя заключалась в том, что доходная часть бюджета состояла из натурального налога. Монголы, занимаясь скотоводством, могли платить только его продуктами (шерсть, скот). Но для князя предпочтительнее было иметь серебро, с помощью которого финансировались расходные части бюджета. Выход из этой непростой ситуации князь видел в предоставлении «хошунного кредита», суть которого заключалась в следующем: князь, получая в долг серебро у китайской банкирской конторы, предоставлял ей право сбора налога в виде шерсти с населения хошуна в уплату княжеского долга.

Монгольская торговля носила меновой характер. Кроме того, практиковалось «задавание товара в долг» на определенный срок. Экономические условия предоставления кредита китайскими купцами монголам носили грабительский характер: 1) за предоставленное в долг серебро цена на монгольский товар снижалась от 50 до 100 %; 2) должник, не расплатившийся с кредитором в срок, попадал в еще большую экономическую зависимость от китайского купца. В таком случае размер долга возрастал. Например, китайский купец за предоставление монголу в долг чая стоимостью 70 коп. спустя девять месяцев получал с него 3 рубля [7]. Вся Монголия была опутана сетью китайских банкирских контор. В результате монголы оказались «... в неоплатном долгу у китайцев; долги с каждым годом растут, а монголы с каждым годом все более и более становятся нищими; некоторые хошуны обобраны до последней нитки. <...>. Местами население запродало свой скот и свою шерсть за три года вперед», - писал Г.Н. Потанин [7]. Такая система взимания податей, по мнению Григория Николаевича Потанина, ставила монголов «... в особое экономическое положение, которое в высшей степени гибельно для монгольской нации; она отдает всю монгольскую нацию в экономическое рабство китайским купцам» [7]. Будущее монголов Григорию Николаевичу Потанину представлялось беспросветным. Он, путешествуя по монгольским степям, убедился в том, как история безжалостно обошлась с монгольской нацией, в прошлом создавшей мировую империю Чингисхана. Монголы, современники Потанина, уже не напоминали о себе как о великой нации. Они оказались «. в положении жалких сирот, лишенных внутренней силы и внешних покровителей», констатировал Г.Н. Потанин [7].

Григорий Николаевич Потанин опасался, что Россия в этой непростой для себя ситуации изберет силовой метод решения проблемы. Он, критикуя внешнеполитический курс царского правительства, отмечал, что нередко

царское правительство проявляло агрессивность в отношении соседних стран в целях либо получения дешевого сырья, либо установления монополии торговли для российских товаров. По этому поводу Потанин констатировал: «Чтобы киргизскую степь сделать потребителем московских ситцев и плисов, нужно было присоединить ее к Российской империи. Все рынки сырья русской мануфактуры лежат в пределах империи. Чтобы ввести Маньчжурию в круг русского торгового влияния, понадобилась оккупация Маньчжурии. У нас повсюду впереди солдат, а за ним уже и купец» [3].

В политических кругах, причем не только России, считалось, что агрессивный внешнеполитический курс является необходимым условием для экономического роста страны. Напротив, Потанин не сомневался в том, что для России целесообразнее научиться хорошо торговать, а не воевать. Именно поэтому Григорий Николаевич Потанин предлагал мирный способ решения данной проблемы. С одной стороны, проведение железной дороги от сибирской магистрали через Бийск до Кош-Агача. Эта мера позволила бы снизить стоимость товаров русской промышленной продукции и тем самым сделать их конкурентоспособными с английскими и американскими товарами, с другой -повысить образовательный и культурный уровень сибирских купцов. Например, бийские приказчики наполовину были безграмотными [9. С. 146].

Для этого необходимо было открыть коммерческое училище в Бийске. По мнению Г.Н. Потанина, программа обучении учащихся в этом училище должна быть составлена в соответствии с требованиями российско-монгольской торговли. По этому поводу он писал, что учащиеся этого училища должны изучать наряду с английским языком и немецким также монгольский и китайский языки. Григорий Николаевич был убежден в том, что данная программа обучения должна быть составлена на принципе «родино-ведения», т.е. изучение предметов должно было проходить с учетом местных условий и потребностей Монголии. Именно поэтому учащиеся должны были изучать географию, статистику, историю Монголии, ее естественные богатства и товароведение по местным данным [5]. Таким образом, методика потанинских полевых работ (полевой метод), которую Григорий Николаевич успешно использовал в своих научных экспедициях, была применима и в специальном образовании сибирских купцов. Потанин не сомневался в том, что для успешной полевой работы «необходимо владеть большим знанием природы страны, экономических условий жизни населения, памятников народного творчества <. >, а также большим знанием нашей литературы о предмете <.> должен изучать язык туземцев» [4. Т. 2, кн. 2. С. 50-51].

Г.Н. Потанин, имея огромный практический опыт научных экспедиций в Центральной Азии, придавал огромное значение изучению «туземного» языка. Безусловно, это повышало престиж чужестранца. Он писал по этому поводу: «Знание чужого языка вообще является сильным цементным средством для сплочения народностей <...>. Монгол или киргиз очень ценит в чужеземце знание монгольского или киргизского языка; услышав в устах русского свою родную речь, он чувствует в нем человека, чувствует своего ближнего. А теоретическое знание языка <.> вызовет в монголе уважение, которое станет еще более, когда к знанию языка прибавится знание быта, исто-

рии и литературы монгольского народа» [5]. Более того, Григорий Николаевич Потанин не сомневался в том, что знание монгольского языка русскими купцами положительно скажется на их культурном поведении с монголами в монгольских стойбищах. «Если они будут знать, что есть ценного в жизни и характере монгольского народа, тогда их чувству сделается доступной прелесть поэзии, заключающаяся в произведениях монгольского творчества, тогда они будут в состоянии оценить высоту морали буддизма, учениками которого считают себя монголы», - отмечал Потанин [5].

Царское правительство не сочло целесообразным открывать коммерческое училище в Бийске, посчитав, что шести коммерческих училищ на всю Сибирь достаточно. Такие училища располагались в Тюмени, Омске, Томске, Иркутске, Чите и Владивостоке. Старейшим из них было Томское коммерческое училище, открытое в 1901 г. Попечителями данного училища являлись томские купцы Н.А. Молчанов, Д.Р. Шадрин, И.Д. Сычев и потомственный почетный гражданин А.Д. Родюков. В 1912-1913 гг. Томское коммерческое училище было реорганизовано в политехническое училище [10. С. 51]. Остается выразить надежду, что всегда актуальная идея Г.Н. Потанина о родиноведении найдет понимание и в постсоветском обществе.

Литература

1. Потанин Г.Н. Нация накануне гибели // Сибирская жизнь. 1911. 13 окт.

2. Боголепов М.И., СоболевМ.Н. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911.

3. Потанин Г.Н. К вопросу о Бийском коммерческом училище // Сибирская жизнь. 1911.

23 янв.

4. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири: В 4 т. и 4 кн. Новосибирск, 1994-1995.

5. Потанин Г.Н. К вопросу о Бийском коммерческом училище // Сибирская жизнь. 1911.

24 янв.

6. Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири // Сборник к 80-летою со дня рождения Г.Н. Потанина. Томск, 1915.

7. Потанин Г.Н. Нация накануне гибели // Сибирская жизнь. 1911.14 окт.

8. ПотанинГ.Н. Культурно-просветительные организации // Город Томск. Томск, 1912.

9. Потанин Г.Н. От Кош-Агача до Бийска (отрывок из путевых записок) // Древняя и Новая Россия: Ежемесячный исторический иллюстрированный сборник. СПб., 1879. № 6.

10. Потанин Г.Н. Из записок книжки сибиряка // Сибирь. 1879. 31 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.