Научная статья на тему 'ФУТБОЛЬНЫЕ МАТЧИ КАК МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ'

ФУТБОЛЬНЫЕ МАТЧИ КАК МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
общественная безопасность / общественный порядок / массовые мероприятия / спортивно-массовые мероприятия / футбольные матчи / public safety / public order / mass events / mass sports events / football matches

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сон Ги Дин

В статье кратко анализируется одно из конституционных прав на участие в культурных мероприятиях и использование культурных ресурсов. В частности, автор рассматривает участие лиц спортивно-массовых мероприятиях, а именно обращает внимание на футбольные матчи. Характеризует и выделят проблематику на данных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сон Ги Дин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Football matches as high-risk events

The article briefly analyzes one of the constitutional rights to participate in cultural events and use cultural resources. In particular, the author considers the participation of persons in mass sports events, namely, draws attention to football matches. Characterizes and highlights the issues at these events.

Текст научной работы на тему «ФУТБОЛЬНЫЕ МАТЧИ КАК МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _74 УДК 342.951:351.82

ФУТБОЛЬНЫЕ МАТЧИ КАК МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Football matches as high-risk events

Сон Ги Дин,

адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России. 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Якутская, 2. E-mail: K_son@inbox.ru;

Son Gi Din,

Associate Professor at the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 677000, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Yakutskaya str., 2. E-mail: K_son@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье кратко анализируется одно из конституционных прав на участие в культурных мероприятиях и использование культурных ресурсов. В частности, автор рассматривает участие лиц спортивно-массовых мероприятиях, а именно обращает внимание на футбольные матчи. Характеризует и выделят проблематику на данных мероприятиях.

Abstract: The article briefly analyzes one of the constitutional rights to participate in cultural events and use cultural resources. In particular, the author considers the participation of persons in mass sports events, namely, draws attention to football matches. Characterizes and highlights the issues at these events.

Ключевые слова: общественная безопасность, общественный порядок, массовые мероприятия, спортивно-массовые мероприятия, футбольные матчи.

Keywords: public safety, public order, mass events, mass sports events, football matches.

Для цитирования: Сон Ги Дин. Футбольные матчи как мероприятия повышенной опасности // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 74-76. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_74.

For citation: Son Gi Din. Football matches as high-risk events // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 74-76. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_74.

Статья поступила в редакцию: 16.10.2023

Права и свободы человека являются высшей ценностью для Российской Федерации. Деятельность, направленная на реализацию в полной мере данных прав, является приоритетной для государства [1].

Одним из таких прав является то, что каждый имеет право на участие в культурных мероприятиях и использование культурных ресурсов. Зачастую реализация данного права происходит гражданами на массовых мероприятиях, такие как: ярмарки, городские праздники, концерты. Также одной из частей культуры является физическая культура [3]. Поэтому наряду с приведенными выше мероприятиями необходимо отметить спортивные мероприятия.

Физическая культура представляет огромный интерес для государства. Подтверждением этому является то, что одним из направлений обеспечения национальной безопасности РФ является сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, которое обеспечивается решением одних из задач [6]:

— повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом;

— развитие сферы культуры, повышение доступности культурных благ для граждан.

Также в пути обеспечения национальной безопасности РФ «Государственная и общественная безопасность» одной из задач выделяется обеспечение безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических и иных мероприятий [6].

Уровень развития физической культуры и спорта населения является государственным достоянием и отражает как социально-духовный уровень населения, так и военную мощь страны. Необходимо отметить неразрывную связь между спортсменами и их фанатами, особенно на международных соревнованиях. Например, футболисты называют своих болельщиков «двенадцатым игроком». Поддержка, выражающаяся в лозунгах, песнях, «кричалках», плакатах и так далее, поднимает спортивный дух, что увеличивает шансы на победу. Победа же родной команды, в свою очередь вызывает чувство гордости, которое способствует патриотическому воспитанию граждан.

Исходя из вышесказанного, значимость спортивно-массовых мероприятий несомненна, но несмотря на это, имеется также и другая сторона медали. Массовые спортивные соревнования являются источником повышенной опасности и требуют пристального внимания.

Причины этому разнообразны. Одной из них является большое количество экспрессивных, легко поддающихся провокации болельщиков. Объединенные интересом к своему спортивному клубу они стараются разнообразными способами не только поддержать свою команду и игроков, но и подавить игроков и болельщиков команды соперника, используя разнообразные способы:

— вербальные - от песен, «кричалок» до оскорблений;

— конклюдентные - от неприличных жестов до применения физической силы к другим болельщикам, либо повреждение чужого имущества;

— письменные - от плакатов, маек с надписями, фото игроков, тренеров, символики команд, до карикатур.

Объективной причиной такого поведения является сам соревновательный процесс, который распространяется не только на спортсменов, но и на зрителей-болельщиков.

Публично-правовые (государственное-правовые) науки

Особое внимание, по нашему мнению, необходимо уделять обеспечению безопасности футбольным матчам. Например, сравним с ним еще один популярный вид спорта, а именно хоккей.

В первую очередь, отметим, что существуют такие организации как «околофутбольщики», данные группы лиц отстаивают честь своего клуба путем массовых драк с другими представителями клубов. У хоккейных команд подобных болельщиков нет. Объяснением этому служит то, что

Во-первых, стоит обратиться к истокам этих видов спорта. Ведь футбольные беспорядки стали традицией, данные инциденты начали проявляться с самого возникновения футбола в Англии, именно и там появились первые «околофутбольщики». И поэтому устроить драку после очередного матча, это привычное дело, можно даже сказать, что это некий обычай. Чего нельзя сказать про хоккей, если самого начала данной ситуации не сложилось и болельщикам не привилось подобное поведение, то и в настоящее время беспорядков на хоккейных матчах возникает в минимальном количестве.

Следующим фактором необходимо отметить инфраструктуру футбольных стадионов и хоккейных комплексов, а именно их вместимость. Топ 3 футбольных стадиона в России: «Лужники» в Москве (вместимость 81000 чел.); «Санкт- Петербург» в Санкт-Петербурге (вместимость 56 196 чел.); «Казань Арена» в Казани (вместимость 45 379 чел.). Топ 3 хоккейных комплексов: ДС «Мегаспорт» в Москве (вместимость 14 000 чел.); СКК «Ледовый Дворец» в Санкт-Петербурге (вместимость 12 300 чел.); ЛД «Парк легенд» в Москве (вместимость 12 100 чел). Также если сравнить и в Хабаровске, то стадион им. Ленина вмещает в себя 15 200 чел, а Краевой дворец хоккея с мячом «Арена Ерофей» и хоккейный комплекс «Платинум Арена» 10 000 чел. и 7 100 чел. Соответственно. Мы наблюдаем существенную разницу по вместимости футбольных стадионов и хоккейных комплексов, что является причиной отличия четкого контроля зрителей. Несомненно, чем больше толпа, тем сложнее ее контролировать.

Также можно сказать, что мало наций с агрессивной культурой «боления» играют в хоккей. Когда в последний раз вы видели хоккейный матч сборной «Англии» и допустим «Италии». Фанаты футбола в этих странах являются одни из самых агрессивных.

Еще одним фактором является то, что в хоккее, нередко случаются драки между самими спортсменами на самом льду, что в какой-то мере разряжает всю агрессию и желание пустить в бой кулаки болельщиков, всегда лучше наблюдать за дракой, а не учувствовать в ней.

И крайним фактором, стоит также отметить продолжительность матчей. А именно таймов (в футболе) и периодов (в хоккее). Продолжительность одного тайма в два раза дольше периода, что составляет 45 минут. И чем дольше человек наблюдает за тем, что его сильно раздражает, тем больше и больше в нем собирается негативных чувств и эмоций. У человека нет даже возможности «остыть», «перевести дух».

Как говорилось раннее с учетом существующих угроз общественному порядку и общественной безопасности в условиях проведения спортивно-массовых мероприятий нуждаются в совершенствовании: правовые основы и практика применения административно-правовых средств охраны и обеспечения этих общественных отношений.

Необходимым условием обеспечения общественного порядка и безопасности в ходе массовых мероприятий является четкое правовое регулирование порядка их организации и проведения, а также действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на предупреждение, пресечение нарушений данного порядка, привлечение к ответственности виновных лиц.

Но из-за специфики данных мероприятий, а именно огромное количество болельщиков, которое в несколько десятков раз превышает все силы, направленные на обеспечение безопасности и охрану общественного порядка, полное поддержание порядка и пресечения всех правонарушений невозможно. Поэтому одним из решением мы видим: недопущение лиц потенциально склонных к совершению правонарушений на спортивно-массовых мероприятиях.

Тем самым 24 июня 2016 года был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 32.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, при правонарушениях на спортивных мероприятиях, суд получил право устанавливать административный запрет на посещение данных мероприятий. Также все лица, привлеченные к этим правонарушениям, фиксируются в «список лиц, которым запрещено посещение официальных спортивных соревнований в дни их проведения», который является общедоступным на официальном сайте МВД [2]. В настоящее время в данном списке закреплено 286 лиц и с каждым разом он пополняется. Нарушение любого правила поведения обеспечивает занесение вас в этот список. Привлечь к административной ответственности нарушителей - одно, но появляется вопрос, как контролировать административный запрет на посещение спортивно-массовых мероприятий, наложенный на правонарушителей. Одним из вариантов является предъявление документа, удостоверяющего личность при покупке билетов на кассе, но снова появляется проблема, так как приобрести билет может одно лицо, а пойти по нему уже другое. Тогда из этого вытекает еще один способ решения. Проверка документов, удостоверяющих личность, непосредственно, на контрольно-пропускных пунктах. Путем использования списка лиц, которым запрещено посещать спортивно массовые мероприятия, в бумажном варианте, что очень сильно будет затормаживать огромный поток живой очереди. Либо с использованием технических коммуникаций, которые будут содержать в себе базу данных в соответствие со списком, методом сканирования документа, удостоверяющего личность. Но и в данном случае возникают сложности, например, из-за большой массы людей, которые идут одним потоком, лицо может предоставить не свой документ, а в связи всей ускоренной обстановкой, паникой и т.д. контролер, возможно, не заметит данного явления.

Еще одним возможным решением данной проблемы может являться сканирование отпечатков пальцев. Но лица совершившие административные правонарушения не подлежат дактилоскопической регистрации, за исключением, лиц, которые подлежат административному аре-

сту или в случае, если невозможно установить личность другим способом [5].Тем самым, для осуществления предложенного способа решения нашей проблемы необходимо вносить изменения в пункт «ж» статьи 9, Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", а именно утвердить, что к обязательной дактилоскопической регистрации так же подлежат лица, привлеченные к административной ответственности, либо лица, привлеченные к административной ответственности в соответствии статьи 20.31 КоАП РФ.

Использование технических средств, а именно видео- и фото- коммуникации также могут послужить способом решения. А именно: занесение фотографий лиц, подвергнувшиеся административному запрету на посещение спортивных соревнований в дни их проведения, и при проходе посетителей через контрольно-пропускной пункт, запечатление каждого из них. Далее, соотношения фотоматериалов для выявлений сходства. В случае выявления лиц, подходящих по внешним данным к лицам, находящихся в списке МВД, задержание сотрудником органов внутренних дел для дальнейших действий.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020,.№ 31. Ст. 4398.

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ //www.consultant.ru

3. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 № 329-ФЗ (последняя редакция)//www.consultant.ru

4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности» //www.consultant.ru

5. Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3806.

6. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // www.consultant.ru

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 12/30/2008 No. 6-FKZ, dated 12/30/2008 No. 7-FKZ, dated 02/05/2014 No. 2-FKZ, dated 07/01/2020 No. 11-FKZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2020, No. 31, Article 4398.2.

"Code of the Russian Federation on Administrative Offenses" dated December 30, 2001 No. 195-FZ //www.consultant.ru

3. Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" dated 04.12.2007 No. 329-FZ (latest edition)//www.consultant.ru

4. Federal Law No. 390 of December 28, 2010 "On Security" //www.consultant.ru

5. Federal Law No. 128-FZ of July 25, 1998 "On State Fingerprint Registration in the Russian Federation"// Collection of Legislation of the Russian Federation, 1998, No.31. St. 3806

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // www.consultant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.