ЛЕСНИКОВ Геннадий Юрьевич,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса РГГУ, главный научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, e-mail: [email protected]
САМОЙЛОВА Анастасия Андреевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса РГГУ ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России,
майор внутренней службы, e-mail: [email protected]
ФУНКЦИЯ ВЫРАЖЕНИЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ
Аннотация. В статье идет речь о функции выражения, закрепления и реализации уголовно-исполнительной политики в уголовно-исполнительном праве. Автором подробно проанализированы цели, задачи и принципы уголовно-исполнительного права в контексте их влияния на рассматриваемую функцию. Автор подчеркивает, что с помощью этой функции осуществляется связь функций государства с функциями уголовно-исполнительного права, в частности. В заключении сделан вывод, что функция выражения, закрепления и реализации уголовно-исполнительной политики является главенствующей функцией уголовно-исполнительного законодательства.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, уголовно-исполнительная политика, функции права, принципы права, реализация права, закрепление права, выражение права, цели уголовно-исполнительного права, задачи уголовно-исполнительного права, политика борьбы с преступностью.
LESNIKOV Gennady Yuryevich,
Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
SAMOILOVA Anastasia Andreevna,
Candidate of Law,
Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Major of Internal Service, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure
THE FUNCTION OF EXPRESSION, CONSOLIDATION AND IMPLEMENTATION OF PENAL ENFORCEMENT POLICY IN PENAL ENFORCEMENT LAW
Annotation. The article deals with the function of expression, consolidation and implementation of penal enforcement policy in penal enforcement law. The author analyzes in detail the goals, objectives and principles of penal enforcement law in the context of their impact on the function under consideration. The author emphasizes that with the help of this function, the functions of the state are connected with the functions of penal enforcement law, in particular. In conclusion, it is concluded that the function of expression, consolidation and implementation of penal enforcement policy is the dominant function of penal enforcement legislation.
Key words: penal enforcement system, penal enforcement policy, functions of law, principles of law, implementation of law, consolidation of law, expression of law, goals of penal enforcement law, tasks of penal enforcement law, policy of combating crime.
'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-283-285 NIION: 2021-0079-1/23-52 MOSURED: 77/27-025-2023-01-52
Функция выражения, закрепления и реализации уголовно-исполнительной политики представляет собой непосредственное проявление в рассматриваемой отрасли права политической функции, присущей российскому праву в целом. Заметим, что все функции права в определенной степени являются политическими, поскольку право создается государством, а государство - это политическая организация.
В теории права в качестве самостоятельной политическая функция выделяется, во-первых, для того, чтобы показать роль политики в осуществлении функций права и наряду с этим роль последних в решении политических задач; во-вторых, потому, что есть отношения политические по своей природе, по своей изначальной сущности, которые право регулирует и на которые воздействует присущими ему способами.
Уголовно-исполнительная политика есть составная часть единой политики в области борьбы с преступностью. Политическое содержание и политическая направленность уголовно-исполнительного права находит свое отражение в принципах данной отрасли права, в общих правоположениях нормативных актов, которые содержатся в специальных статьях уголовно-исполнительного законодательства [3].
Так, статья 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, определяя его задачи, одновременно закрепляет и выражает политику государства в области борьбы с преступностью на стадии исполнения уголовного наказания. В ней также находит отражение, что уголовное наказание является не только карой за совершенное преступление; оно должно исправлять осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам человеческого общежития, предупреждать совершение новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Принципы уголовно-исполнительного
права, будучи основными положениями уголовно-исполнительной политики, закрепленными в нормах действующего законодательства, не только обладают известной нормативностью, но и указывают на цели, общее направление правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе исполнения уголовного наказания. Именно таково, например, значение отраслевых (специфических) принципов уголовно-исполнительного права, как:
• исправление осужденных в качестве основной задачи исполнения наказания;
• соединение наказания в стадии его исполнения с мерами уголовно-исполнительного воздействия;
• индивидуализация уголовно-исполнительного воздействия;
• развитие полезной инициативы и самостоятельности осужденных;
• оказание помощи лицам, освобожденным от наказания, в трудовом и бытовом устройстве и закрепление результатов уголовно-исполнительного воздействия;
• участие общественности в исправлении осужденных.
Все принципы отражают задачи и функции уголовно-исполнительного права, через них воспринимаются основные положения уголовно-исполнительной политики, которые в конечном счете закрепляются нормами уголовно-исполнительного права [2].
Следует, однако, заметить, что принципы уголовно-исполнительного права обнаруживаются, как правило, не в одной норме, а в группе норм. В этой связи обратим внимание еще на одну особенность, характеризующую соотношение принципов и норм права, которая состоит в том, что понятие нормы не перекрывает понятие принципа, так как норма соотносится с институтом как более дробное подразделение системы права, а закрепленные ею принципы могут распространяться на ряд институтов или носить даже общеотраслевой характер.
Иными словами, правовое принципы являются особым звеном в структуре права, их трудно расположить в каком-либо определенном месте, так как существуют принципы, лежащие в основе института, подотрасли, отрасли и системы права в целом.
Принципы уголовно-исполнительного права отражают природу норм уголовно-исполнительного законодательства, всесторонность их связей с другими общественными явлениями, они непосредственно в концентрированном виде выражают идейное содержание уголовно-исполнительного права и поэтому выступают в качестве «сквозных» идей, основных положений уголовно-исполнительной политики. Именно потому, что указанные принципы являются активным центром рассматриваемой правовой системы, они наиболее выразительно подчеркивают политическое и нравственное содержание и идейно-политическую направленность российского уголовно-исполнительного права [4].
Можно сказать, они направляют функционирование уголовно-исполнительного права в целом, определяют практическую линию в процессе исполнения уголовного наказания.
Как отмечалось, любая функция права всегда приурочена к определенной его структуре как к своему носителю. Особое место, которое занимают в структуре уголовно-исполнительно права его принципы, обуславливает и специфичность рассматриваемой функции, состоящей в закреплении, выражении и реализации основных
положений уголовно-исполнительной политики. Указанная функция по отношению к другим функциям уголовно-исполнительного права является как бы стержневой, выражающей его идеологическое содержание и главное направление воздействия на определенные общественные отношения. Все другие функции уголовно-исполнительного права действуют в рамках рассматриваемой функции, которая дает им «жизненную силу» и является своеобразным одухотворяющим началом в социальном механизме действия норм данной отрасли права [1].
Необходимо подчеркнуть, что с помощью этой функции осуществляется связь функций государства с функциями уголовно-исполнительного права, в частности. Эта связь проявляется прежде всего в определении, конкретизации направлений и механизма воздействия указанных отраслей права на общественные отношения.
Функция закрепления, выражения и реализации положений уголовно-исполнительной политики имеет в структуре уголовно-исполнительного права нормативную основу, которую составляют нормы-принципы и группы норм, выражающие определенные принципы данной отрасли
права. С помощью этой функции претворяются в жизнь принципы уголовно-исполнительного права, повышается социальный потенциал воздействия уголовно-исполнительного права на общественные отношения, возникающие в сфере уголовной ответственности и особенно в процессе отбывания наказания и применения мер уголовно-исполнительного воздействия.
Анализ уголовно-исполнительного законодательства показывает, что текстуальное закрепление как принципов, так и основных положений российской уголовно-исполнительной политики еще не вошло в широкую практику правотворчества. Между тем существование в кодифицированных актах четко сформулированных принципов права и основных положений политики свидетельствует о высоком уровне нормативных обобщений тех отраслей права, к которым относятся те или иные законодательные акты.
Резюмируя изложенное можно сделать вывод, что рассматриваемая функция права является главенствующей функцией уголовно-исполнительного законодательства. Она влияет на содержание и реализацию других функций и выражает социально-политическую сущность уголовно-исполнительного права.
Список литературы:
[1] Бочкарев В.В. Предупредительная функция норм уголовно-исполнительного законодательства // Вестник Кузбасского института. 2015. № 4 (25). С. 19-25.
[2] Насиров Н.И.О. Функция уголовно-исполнительного права россии и ее содержание // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 6 (143). С. 200-204.
[3] Потоцкий Н.К. Уголовно-исполнительная система в реализации функций российского государства // Правовая инициатива. 2014. № 1. С. 20.
[4] Сенцов А.С., Волколупова В.А. Теоретические подходы к определению понятия и систематизации принципов уголовного права // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 30. С. 1210-1216.
Spisok literatury:
[1] Bochkarev V.V. Predupreditel'naya funkciya norm ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva // Vest-nik Kuzbasskogo instituta. 2015. № 4 (25). S. 19-25.
[2] Nasirov N.I.O. Funkciya ugolovno-ispolnitel'nogo prava rossii i ee soderzhanie // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2021. № 6 (143). S. 200-204.
[3] Potockij N.K. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema v realizacii funkcij rossijskogo gosudarstva // Pravo-vaya iniciativa. 2014. № 1. S. 20.
[4] Sencov A.S., Volkolupova V.A. Teoreticheskie podhody k opredeleniyu ponyatiya i sistematizacii principov ugolovnogo prava // Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2021. № 30. S. 1210-1216.