Научная статья на тему 'Функция мотива в лирическом цикле (на примере цикла стихотворений «Курганная царевна» Е. Ю. Кузьминой-Караваевой)'

Функция мотива в лирическом цикле (на примере цикла стихотворений «Курганная царевна» Е. Ю. Кузьминой-Караваевой) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
289
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ЛИРИЧЕСКАЯ ЦИКЛИЗАЦИЯ / ЦЕЛОЕ / МОТИВ / LITERARY CYCLE / CYCLE-FORMING ELEMENTS / MOTIF

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боброва Екатерина Владимировна

Выявляются функции мотива в лирическом цикле. Художественная циклизация понимается как воплощение универсальной модели мира. Исследуется связь между циклами не только внешняя, но и внутренняя: развёрнутая цепочка мотивов и образов. Рассматриваются циклообразующие элементы, создающие новое целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTION OF THE MOTIF IN A LYRICAL CYCLE (AS EXEMPLIFIED BY THE CYCLE OF POEMS «THE PRINCESS OF THE BARROWS» BY E.YU. KUZMINA-KARAVAEVA)

The functions of the motif in a literary cycle are investigated. Art cyclization is understood as an embodiment of a universal model of the world. The relationship between the cycles is not only external, but also internal, in the form of an unfolding chain of motifs and images. Cycle-forming elements that create a new whole are researched.

Текст научной работы на тему «Функция мотива в лирическом цикле (на примере цикла стихотворений «Курганная царевна» Е. Ю. Кузьминой-Караваевой)»

818

Литературоведение. Межкультурная коммуникация Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 818-820

УДК 821.161.1

ФУНКЦИЯ МОТИВА В ЛИРИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ (на примере цикла стихотворений «Курганная царевна»

Е.Ю. Кузьминой-Караваевой)

© 2010 г. Е.В. Боброва

Нижегородский государственный педагогический университет ekat.bobrova2010@yandex.ru

Поступилб вредбкцию 23.04.2010

Выявляются функции мотива в лирическом цикле. Художественная циклизация понимается как воплощение универсальной модели мира. Исследуется связь между циклами - не только внешняя, но и внутренняя: развёрнутая цепочка мотивов и образов. Рассматриваются циклообразующие элементы, создающие новое целое.

Ключевые словб: лирический цикл, лирическая циклизация, целое, мотив.

Творчество русской поэтессы Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой нуждается в современном методологическом освещении, в необходимости выстраивания эволюции творчества поэта. О легендарной «матери Марии» написано немало книг, статей и очерков. В то же время внимание к анализу всего корпуса её художественных произведений ещё недостаточно. Это относится и к циклу стихотворений «Курганная царевна».

Лирическим циклом мы называем объединённое общим заглавием упорядоченное множество самостоятельных поэтических текстов, реализующих разноуровневые межтекстовые связи, благодаря которым порождаются новые смысловые комплексы, не выводимые из семантической структуры каждого отдельного текста. [1]. Как указывает В.А. Сапогов, «пристальное исследование структуры поэтических циклов открывает неожиданные, часто, на первый взгляд, незаметные аспекты содержания художественного произведения» [5: 90].

Исследователями выделяется ряд признаков, отличающих лирический цикл, с одной стороны, от тематической подборки стихотворений, а с другой - от лирической поэмы. Наиболее полный набор этих признаков предлагает Л.Е. Ля-пина в работе «Проблема целостности лирического цикла»: «1. Авторская заданность композиции. 2. Самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений. 3. «Одноцентрен-ность», центростремительность композиции лирического цикла. 4. Лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле. 5. Лирический принцип изображения» [4: 165].

Лирический цикл, сосуществуя с лирической поэмой и порой с ней сближаясь, не уподобля-

ется ей, а знаменует собой качественно новую форму особого типа. Цикл характеризуется более распространённой и сложной - по сравнению с поэмой - системой развития определённых идей, символов, скреплённых меньшим числом интегрирующих признаков - чаще всего лишь единством лирического героя. Переход от поэмы к лирическому циклу рассматривается З.Г. Минц как движение от «романной» к «мифоподобной» эпичности; цикл становится функциональным заместителем поэмы [6: 123].

Художественная циклизация понимается исследователями как воплощение некой универсальной модели мира, требующей концептуального её развёртывания, и поскольку наиважнейшим в этом воплощении становилось целое, то и оно «подчиняло» себе часть, превращало её в условие собственного становления и функционирования.

Лирическая циклизация - это скорее процесс, нежели статически понимаемая форма объединения стихотворений. Концептуальную роль играет мотив и основное свойство мотива - повторяемость. Ведущий мотив в одном или нескольких произведениях может определяться как лейтмотив. Все циклы являются авторскими, состав и последовательность которых определена автором.

Связь между циклами не только внешняя (единый лирический герой), но и внутренняя: развёрнутая цепочка мотивов и образов образует глубинные связи между циклами внутри сборника. Настоящее исследование сопряжено с одной из актуальных проблем современного литературоведения - проблемой мотива, его спецификой, функциональностью в художественном тексте, реализованном на материале

лирики Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Для художественного мира Кузьминой-Караваевой характерна необычайная целостность, повышенная концептуальность, порождающая множественность смыслов, образующая единое семантическое целое её творчества. В немалой степени это достигается посредством системы мотивов, проявляющихся в творчестве Кузьминой-Караваевой, мельчайших структурно-семантических единиц, наделенных способностью взаимодействовать друг с другом, вступать в различные комбинации, продуцировать ассоциации. В процессе движения мотив проходит несколько стадий своего развития: от момента зарождения, через изоморфное развертывание смысла, осуществляющееся в результате семантического приращения, образованного взаимодействием, - перекрещиванием, а иногда сращением - мотивов, до его угасания. Кроме того, мотив обладает способностью функционировать на уровне имплицитного намека, не имея образного плана выражения, что вызывает определенные трудности в процессе исследования мотива. В результате такого непрекращающего-ся мотивного движения (которое Б. Гаспаров назвал принципом лейтмотивного построения [3: 34]), несущего в себе смысловое напряжение, готовое проявиться в любой момент, творчество Кузьминой-Караваевой оказывается «покрытым» своеобразной сеткой соположений и сигналов, генерирующих всё новые ассоциации, что неизбежно приводит к невозможности однозначного прочтения лирики поэта.

Продуктивность изучения мотива и его функций в произведении заключается в том, что семантическое наполнение мотива находится в непосредственном сопряжении с мироощущением автора. В этом отношении выявление и анализ мотивов и мотивных рядов в лирике позволяет углубить представление о мироощущении поэта, проследить эволюцию его взглядов и тем самым максимально приблизиться к пониманию авторской картины мира и человека. Осмысление своеобразия функции мотива (мотивов) в лирике Кузьминой-Караваевой позволяет также актуализировать её новые смысловые пласты, исследовать лирику (и творчество в целом) под новым углом зрения. В тексте (лат. textus - ткань, сцепление, соединение) мотив выступает в качестве строительного материала, соединяющего, сцепляющего в единое целое его отдельные части. Но что принципиально важно в свете исследуемой проблемы функциональности мотива в творчестве Кузьминой-Караваевой — это то, что мотив является хранителем «метафорического смысла». Таким об-

разом, с помощью мотива произведения, по мысли М.М. Бахтина, «разбивают грань своего времени, живут в веках, то есть в большом времени, причем часто (а великие произведения -всегда), более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности» [2: 504]. В плане концепирования проблемы мотива существенную роль сыграли исследования, связанные со сферой психоанализа, главным образом, труды К. Юнга. Размышляя о психологии сновидений, ученый пришел к выводу о том, что существуют определенные мотивы и комбинации понятий, наделенные свойством «вездесущности». Эти схемы, формирующие представления человека, Юнг называл «архетипами, типами, мотивами» и рассматривал их «в качестве структурных элементов души цивилизованного человека» [7: 92]. В частности, в творчестве писателя, по Юнгу, архетипы наполняются «материалом сознательного опыта» в зависимости от мироощущения автора. Согласно позиции ученого, именно это роднит художника с пророком -чуткость к архетипическим формам и способность к их реализации.

Цикл стихотворений «Курганная царевна» вошел в первую книгу Е.Ю. Кузьминой-Караваевой «Скифские черепки» (1912). Своей книгой поэтесса ставит необычную задачу: открыть дверь в заповедную прародину славян, создать некую скифскую мифологию. Эта концепция автора служит объединяющим началом сборника. «Скифские черепки» - первый сборник, содержащий ранние стихи. В них чувствуется сильное влияние акмеистов. Как и акмеисты, Кузьмина-Караваева стремится к ясности, «вещности» художественного образа, проецирует свои поэтические настроения и мысли на яркий фон далекого прошлого своей земли. Название сборника указывает на эту основную установку автора, на лейтмотив его замысла -воскрешение прошлого, прочитанного по археологическим отпечаткам. Этими настроениями пронизан большой цикл стихотворений «Курганная царевна», открывающий собой сборник. Характерным признаком и для этого цикла, и для сборника в целом является соединение двух временных аспектов в развитии поэтической мысли - прошедшего и настоящего, которые тесно сплетены в единую нить лирического повествования. В соответствии с этим построена и система мотивов в сборнике. Мотив играет концептуальную и структурообразующую роль. Циклообразующую роль выполняет лирический герой - курганная царевна. В центре сборника судьба скифской девушки («курганной царевны»), оторванной от родины

820

Е.В. Боброва

ее отцом, «владыкой кочевным»: Он в рабство продал меня чужому тирану, / У которого белая, цепкая рука, / Я метаюсь в сетях паука, / Не вернусь, не вернусь, не вернусь я к родному кургану... Обращаясь к матери, «курганная царевна» говорит: Вот припадаю к тебе: / Мне под небом жутко и тесно. / Царевна я - равна рабе, / И мертва... Нет, нет, - не воскресну... Это состояние полного отчаяния, вызванное мучительной тоской по родине. Тем не менее, где-то в глубине сердца остается сокровенная связь с ней: Я испила прозрачную воду, / Я бросала лицо в водоем... /Недоступна чужому народу / Степь, где с Богом в веках мы вдвоем. Нетрудно догадаться, что эта девушка, речь которой воспроизводят стихи (нарочно неокуль-туренные, неровные, страстные), - alter ego поэта.

Содержание выражается формой, соответственно, композиция является выразителем художественного мышления поэта. В композиции отразилась концепция циклического времени. В стихах цикла в основном кольцевая композиция. Циклообразующим является мотив круговорота природы. Внутри него вспомогательные мотивы (мотив тумана, мотив пути, мотив степи, мотив кургана, который проходит рефреном через весь цикл, мотив воды (мифологема воды): Видны поля станичные, / Поля, поля пшеничные, / В степи всегда туманной / И люди безразличные / Попрали прах курганный. Эти образы оказываются не только пространственными, но и символами мироощущения, а в сочетании с цитатами из Библии ориентируют на особую значимость их в поэтическом мире Кузьминой-Караваевой. В цикле доминируют концептуально-значимые мотивы тоски, душевной боли, усталости, духоты, жажды: Мой кубок горестный испей, - / Ты увидишь, — ночь моя гневна; / Блуждала я среди степей, - / Я устала, - дочь и царевна. Явственен мотив горения души.

Все мотивы в цикле глубоко связаны и вытекают друг из друга. Таким образом, объеди-

няющим началом сборника становится, с одной стороны, его тематическая заданность, а с другой, связь обнаруживается и на уровне подтекста, а именно: повторяющиеся образы для выстраивания сквозных мотивов и лейтмотивов. Среди циклообразующих элементов, создающих новое целое, и общность объекта изображения, и общая проблематика, и поэтические принципы, и само название цикла, структурное единство каждого из циклов. Все мотивы постоянны и проходят рефреном через весь сборник, образуя мотивную рифму. Благодаря исследованию развёрнутой системы мотивов и образов, пронизывающих цикл «Курганная царевна», определяется подтекст произведений, что способствует более широкому постижению цикла.

Примечбние

1. Цитаты приводятся по изданию: Кузьмина-Караваева Е.Ю. Равнина Русская: Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма. СПб., 2001.

Список литербтуры

1. Акопян Л.Г. Лирический цикл как тип текста // Семантические и коммуникативные категории текста (Типология и функционирование). Ереван, 1990.

2. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

3. Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. М., 1991.

4. Ляпина Л. Проблема целостности лирического цикла // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.

5. Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. М., 1966.

6. Спроге Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А. Блока и проблемы циклообразования у русских символистов. Автореферат дис. ... канд. филол. наук. Тарту, 1988.

7. Юнг К.-Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М., 1997.

THE FUNCTION OF THE MOTIF IN A LYRICAL CYCLE (AS EXEMPLIFIED BY THE CYCLE OF POEMS «THE PRINCESS OF THE BARROWS»

BY E.YU. KUZMINA-KARAVAEVA)

E. V. Bobrova

The functions of the motif in a literary cycle are investigated. Art cyclization is understood as an embodiment of a universal model of the world. The relationship between the cycles is not only external, but also internal, in the form of an unfolding chain of motifs and images. Cycle-forming elements that create a new whole are researched.

Keywords: literary cycle, cycle-forming elements, motif.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.