Научная статья на тему 'Функционирование жанра интервью на современном этапе'

Функционирование жанра интервью на современном этапе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2563
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исакова Т. Н.

Статья посвящена исследованию основного журналистского жанра интервью, автор разбирает растущую актуальность интервью, систему его элементов, группы, диалогизм как основу этого жанра, стадии подготовки журналиста к интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование жанра интервью на современном этапе»

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© Исакова Т.Н/

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Статья посвящена исследованию основного журналистского жанра интервью, автор разбирает растущую актуальность интервью, систему его элементов, группы, диалогизм как основу этого жанра, стадии подготовки журналиста к интервью.

Все больше в последнее время на страницах наших газет появляется публикаций в жанре интервью, журналисты все чаще обращаются к нему, чтобы поговорить о насущных проблемах и решить важные вопросы. Такое внимание к интервью обосновано - современный этап развития журналистики предполагает модернизацию всей системы средств массовой информации. На этом фоне на первый план среди произведений стали выходить тексты «диалогичной природы»: интервью, беседа, «круглый стол» и т.д., в которых можно проследить разные точки зрения на один и тот же поставленный вопрос или волнующую аудиторию проблему. Благодаря таким жанрам, как интервью, журналисту проще работать в реальном режиме диалога со своими читателями. При этом всегда можно отделить первоисточник информации от «вторичного комментария», что делает современную журналистику более свободной по мысли и стилю.

Также существенным фактом является смена роли самой аудитории в обществе: от пассивного потребления медийного продукта к равноправному участию, соучастию, в обмене информации. Все это отражает тенденцию перехода от процесса информирования к коммуникации как взаимодействию. И здесь интервью является незаменимым помощником в работе любого журналиста.

То обстоятельство, что на первый план в наши дни выходит информационная группа жанров, к которым относится и интервью, является первым веским аргументом в пользу его популярности в настоящее время. Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» у работников СМИ от 80 до 90 % их рабочего времени. При этом как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: все-таки использованные при ее подготовке документы не заменят реального разговора.

♦ Кафедра Литературы и журналистики

Другой причиной стремительно широкого использования данного жанра можно считать то, что у интервьюируемого есть возможность высказать в беседе с журналистом свою точку зрения. Если, например, в советское время собеседник выступал от лица коллектива, рассматривался не как отдельная личность, а как составляющая общества. Теперь журналист обращается к интервьюируемому как к индивидуальности, носителю важной для других людей информации, поэтому и сам подход к созданию конечного продукта беседы с каким-либо человеком очень изменился и усложнился. «Современный журналист должен идти к собеседнику с мыслью и за мыслью» [9, С. 78] - эта фраза как никакая другая определяет цель любого интервью, именно она должна помогать журналисту сделать так, чтобы читатель в итоге смог получить качественный результат журналистского творчества. При этом конечно, журналисту надо быть хорошо осведомленным, во многом разбираться, быть сообразительным и обладать подвижным мышлением. Но итог работы зависит и от множества других составляющих, что еще раз доказывает, что легких путей у интервьюера нет.

Интервью неоднозначно, в нем всегда соединено несколько жанров, есть множество подводных камней и в процессе его создания.

Если говорить о системе элементов, жанр складывался не одну сотню лет, взаимодействовал с другими жанрами, вобрал в себя функции нескольких из них, в частности, мыслительно-мировоззренческую - у беседы и философского диалога, познавательно-терапевтическую - у драматургии (сцены из пьесы), креативно-творческую - у литературного диалога-разговора, познавательно-коммуникативную - у путешествия-письма, документально-художественную - у репортажа и отчета о встрече и портретного очерка.

Среди видов искусств особое влияние на интервью оказали философия, театр, литература, живопись, фото- и киноискусство, а также теле-, радио- и web-публицистика.

Так как природой интервью является диалогизм, очень важно найти со своим собеседником контакт. Видимо, отсюда проистекают и все особенности метода интервью, активно используемого журналистами в профессиональном общении, и жанровые разновидности интервью, рождающиеся как результат определенного акта общения. Особенностью интервью как метода сбора информации является то, что с его помощью создаются многие журналистские произведения, начиная от статьи и кончая очерком. «Сплав метода интервью и интервью как жанра происходит тогда, когда структура проведенной журналистом беседы полностью или частично находит свое отражение в конкретном журналистском тексте» [6, С. 106]. То есть, об интервью можно говорить тогда, когда журналист преодолел все трудности и смог соединить все элементы мастерства и

творчества в своем материале. А это нелегкая работа. Журналистам нужно знать основные требования, предъявляемые к интервьюеру. «То, что интервьюеру приходится брать на себя роль субъекта общения, предъявляет к нему, по крайней мере, два специфических требования. Интервьюер должен обладать умением «сходиться с людьми», располагающими информацией ... - это первое требование. Второе требование - тщательная подготовка к интервьюированию. Опыт показывает, что эрудированный, в деталях знакомый с предметом изучения интервьюер вызывает у респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным» [12, С. 7].

Интервью - это один из важнейших моментов журналистской деятельности. И поэтому вполне естественно, что подготовкой к нему можно рассматривать специальные знания, навыки, умение. Весьма актуально для журналиста знание аудитории: ее структура, интересы, потребности, информационный уровень. Важно четко выстроить весь план работы над интервью, чтобы в результате получился настоящий качественный материал.

Многие исследователи, осваивающие для своих профессиональных нужд методику глубокого интервью, признают, что интервьюирование оказывается более трудным делом, чем они первоначально предполагали. Их можно понять.

Работа интервьюера требует постоянной концентрации внимания и быстрой реакции. Интервьюер должен правильно понимать респондента, следить непрерывно за ходом его мысли и одновременно фокусировать беседу на проблеме исследования. Все это требует мастерства, навыков и соблюдения методических принципов интервьюирования, которые отрабатывались и рефлексировались несколькими поколениями исследователей. Этот процесс и сейчас не стоит на месте: придумываются новые способы и в то же время отмирают старые - несовместимые с новой эпохой.

Интервью - вечный, не умирающий жанр газетных страниц, радио- и телепрограмм, потому что диалог - самое естественное средство общения. Он развивался на протяжении многих столетий, претерпевая различные изменения и превращаясь в самый востребованный журналистский жанр на сегодняшний день. Интервью переживало свои взлеты и падения, но несмотря на это, сегодня без этого жанра нельзя себе представить ни одно СМИ. Оно представляет собой творческий процесс, овладеть которым можно, только внимательно ознакомившись с его особенностями и поняв всю специфику проведения бесед с людьми. Занимая одно из главных мест в ряду различных журналистских жанров, интервью в значительной степени вобрало их в себя и потому представляет собой многообразный и многогранный процесс.

Список литературы:

1. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью [Текст]. -М., 1993.

2. Ворошилов В.В. Журналистика [Текст]. - СПб., 1999.

3. Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) // Русский язык сегодня [Текст]. -М., 2000.

4. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: уч. пособие [Текст]. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.

5. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве [Текст]: уч. пособие. - СПб.: СПбГУ, 2003.

6. Ким М.Н. Жанры современной журналистики [Текст]. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2004.

7. Лукина М. Технология интервью: уч. пособие для вузов [Текст]. -2-е изд. - М.: Аспект-пресс, 2005.

8. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секрет мастерства [Текст]. - СПб.: Питер, 2006.

9. Словарь русского языка: в 4-х т. - М., 1987.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]. - М., 1986.

11. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие [Текст]. - М.: Аспект-пресс, 2002.

12. Труд журналиста: Методика и техника журналистского общения: Интервью, беседа «за круглым столом» / сост. В.П. Таловов [Текст]. - Л., 1983.

13. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы [Текст]. - Самара, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.