Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - КЛИЕНТЫ» В УСЛОВИЯХ ГУП ДНР «ДОНЕЦКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - КЛИЕНТЫ» В УСЛОВИЯХ ГУП ДНР «ДОНЕЦКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - КЛИЕНТЫ» / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СХЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеховцов А.И.

Статья посвящена анализу частного случая функционирования системы «железная дорога - клиенты». Построена схема движения материальных, информационных и финансовых потоков между участниками системы. Определены основные недостатки функционирования системы в данных условиях и пути повышения эффективности функционирования системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF THE «RAILWAY - CLIENTS» SYSTEM IN THE CONDITIONS OF THE STATE UNITARY ENTERPRISE OF THE DPR «DONETSK RAILWAY»

The article is devoted to the analysis of a particular case of the functioning of the "railway - clients" system. The scheme of the movement of material, informational and financial flows between the participants of the system has been constructed. The main shortcomings of the functioning of the system in these conditions and ways to improve the efficiency of the system's functioning are determined.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - КЛИЕНТЫ» В УСЛОВИЯХ ГУП ДНР «ДОНЕЦКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»»

УДК 656.078

ШЕХОВЦОВ А.И., канд. техн. наук, доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта)

Функционирование системы «железная дорога - клиенты» в условиях ГУП ДНР «Донецкая железная дорога»

Shekhovtsov A.I., Candidate of Technical Science, Associate Professor (DRTI)

Functioning of the «railway - clients» system in the conditions of the State Unitary Enterprise of the DPR «Donetsk Railway»

Введение

Доставка груза является не просто перемещением некоего товара из пункта А в пункт Б. Кроме самого изменения географического положения товара, доставка груза связана с выполнением целого ряда условий (сроки, температурные режимы, особенности организации грузовых операций и пр.). Транспорт является связующим звеном, перемещающим груз от отправителя к получателю, основной продукцией транспорта является перемещение, а целью - удовлетворение потребностей экономики в перевозках. Транспорт не может существовать без заказа на перемещение от прочих отраслей экономики, а отрасли экономики не могут обойтись без продукции транспорта. Следовательно, между участниками перемещения товара возникает некая взаимная связь, что наводит на мысль о системе. При наличии значительной конкуренции и свободы выбора способа доставки товара, в более выгодном положении оказывается перевозчик, предлагающий лучшие условия. Следовательно, система должна быть транспортно-логистической, т.е. учитывающей интересы всех участников процесса перемещения товара и основанной на

принципах и законах управления логистической системой.

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросы совершенствования функционирования транспортно-

логистических систем доставки грузов, как одного из факторов снижения себестоимости продукции, особенно в свете последних пандемических событий, приобрели актуальность.

В [1] автором среди важнейших задачи, решение которых приведет к повышению эффективности

функционирования транспортно-

логистических систем выделяется разработка комплексной методики расчета времени и стоимости доставки груза в рамках всей транспортно-логистической системы, учитывающей интересы всех участников системы, и пригодной к применению всеми ее участниками.

Статья [2] посвящена анализу работы логистических систем в условиях цифровизации. Автор отмечает положительное влияние внедрения цифровых технологий на повышение эффективности взаимодействия всех участников транспортно-логистических систем, выделяет возможные выгоды

каждого из них.

Авторы [3] прямо указывают, что высокий уровень логистических издержек и низкая надежность доставки грузов связаны с недостаточной цифровизацией транспортной отрасли. Для информирования всех участников транспортно-логистической системы об изменениях состояния груза в процессе доставки, анализа и прогнозирования поведения системы, выработки своевременных управленческих

решений, предлагается создание «цифровых двойников» цепей поставок.

В [4] отмечено, что при передаче груза от одного участника транспортно-логистической системы к другому образуются места «стыка»,

оказывающие негативное влияние на их функционирование, внедрение

цифровых технологий позволит производить не только мониторинг риск-событий, но и прогнозировать их влияние на функционирование системы в целом.

Следовательно, для повышения эффективности функционирования транспортно-логистических систем доставки грузов необходимо построение их формальных моделей с последующим переносом в автоматизированные системы управления.

Цель работы

Разработка схемы

функционирования системы «железная дорога - клиенты» в условиях ГУП ДНР «Донецкая железная дорога», как частного случая общей транспортно-логистической системы доставки грузов.

Основная часть

В [5] была разработана схема функционирования системы «железная дорога - клиенты», определены

участники данной системы, с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих перевозки грузов на сети ОАО «Российские железные дороги».

ГУП ДНР «Донецкая железная дорога» является государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики, входящим в Трансграничный концерн «Железные дороги Донбасса» и ее деятельность регулируется нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, а также законами и другими правовыми актами, действовавшими на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, применяемыми в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики [6].

Согласно Закону Донецкой Народной Республики «О

железнодорожном транспорте», [7], Донецкая железная дорога выполняет функции оператора инфраструктуры, оператора железнодорожного

подвижного состава, государственного перевозчика. Следовательно, в Донецкой Народной Республике участниками системы «железная дорога - клиенты» являются:

1. Грузоотправитель (производитель продукции, покупатель продукции, транспортно-экспедиционная компания).

2. ГУП ДНР «Донецкая железная дорога».

3. Грузополучатель (покупатель груза, транспортно-экспедиционная компания).

4. Владелец железнодорожного пути необщего пользования (в случае выполнения грузовых операций на местах необщего пользования, не принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю).

5. Государственные институты (разрабатывающие нормативную базу, регулирующие деятельность прочих участников системы).

В системе циркулируют материальный, информационный и финансовый потоки. Входящим потоком является наличие продукции на складе производителя (или полезных ископаемых, погрузка которых осуществляется непосредственно в местах добычи), выходящим потоком -наличие продукции на складе покупателя.

На схеме функционирования системы (рис. 1) обозначены следующие потоки:

1) наличие груза у производителя;

2) представление грузоотправителем месячного заказа на перевозку груза;

3) возвращение грузоотправителю согласованного (несогласованного, с указанием причин отказа) месячного заказа;

4) предъявление грузоотправителем заполненной накладной;

5) уведомление грузоотправителя о времени подачи вагонов под погрузку;

6) завоз груза, подача вагонов;

7) подача вагонов;

8) составление памятки на подачу вагонов или акта общей формы;

9) внесение грузоотправителем платы за перевозку груза;

10) составление памятки на уборку вагонов, составление вагонного листа, заполнение накладной;

11) оплата грузоотправителем расходов железной дороги, связанных с погрузкой и выгрузкой груза (при наличии соответствующего договора), хранением груза;

12) плата за подачу и уборку вагонов, плата за пользование вагонами;

13) уборка вагонов, выезд

автотранспорта;

14) уборка вагонов;

15) натурный лист поезда, телеграмма-натурный лист, перевозочные документы;

16) отправление поезда, в составе которого находятся вагоны с грузом;

17) учет выполнения плана перевозок грузов;

18) натурный лист поезда, телеграмма-натурный лист, перевозочные документы, уведомление грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе;

19) прибытие поезда, в составе которого находятся вагоны с грузом;

20) раскредитование перевозочных документов, уведомление грузополучателя о времени подачи вагонов под выгрузку;

21) окончательный расчет грузополучателя за перевозку груза, платы за задержку вагонов по вине грузополучателя;

22) подача вагонов с грузом, заезд автотранспорта;

23) подача вагонов с грузом;

24) составление памятки на подачу вагонов или акта общей формы;

25) составление памятки на уборку вагонов, отметка о выгрузке в вагонном листе, заполнение накладной станцией назначения;

26) оплата грузополучателем расходов железной дороги, связанных с погрузкой и выгрузкой груза (при наличии соответствующего договора), хранением груза;

27) уборка вагонов, вывоз груза;

28) плата за подачу и уборку вагонов, плата за пользование вагонами;

29) уборка вагонов;

30) оригинал накладной, в случае необходимости - акты;

31) возможные штрафы, при нарушении перевозчиком своих обязательств по договору перевозки;

32) прибывший груз;

33) груз на складе покупателя.

§ ^

х £

ев ев

Ю £Г

П

>

и

и

т

е

с

а

н

А

ы

т

н

е

и

л

к

- а г

о ев

р о д г о р о

я д

а

н

з

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

л

е

же

ы

м

е

т

с

и

с

я

и

н

а

в

о

р

и

н

о

и

ц

к

н

у

ф

а

м

е

х

С

1.

и

Рн

Внутри системы циркулируют информационные потоки на

традиционных бумажных носителях, потоки на цифровых носителях и потоки электронных каналов связи, доля последних не является наибольшей, хотя приоритетным при цифровизации является отказ от передачи информации на традиционных носителях. Часть информационных потоков протекают в системе синхронно с породившим их материальным потоком (натурный лист поезда и перевозочные документы в бумажном виде). Также в системе циркулируют опережающие (месячный заказ) и запаздывающие (учетная карточка) информационные потоки.

В [8] предложена формула определения времени согласования заявки грузоотправителя на перевозку грузов:

Тзаяв 1ОЗГ + Пп + ^РЗП + +*ПЗИ + ^РЗИ + 1ВЗГ ■

(1)

В связи с возложением функций перевозчика и оператора

инфраструктуры на ГУП ДНР «ДЖД», формула может быть преобразована:

ТДЖД = 1 + 1 + 1 + 1 1 заяв 1ОЗГ ^ 1ПЗЖД ^ 1РЗЖД ^ 1ВЗГ,

(2)

где ¡пзжд - время передачи

(представления) месячного заказа грузоотправителем представителю

железной дороге, с учетом ожидания приема заявки в случае занятости уполномоченного ответственного

работника, ч;

1РЗЖд - время рассмотрения заявки

железной дорогой, ч.

Уменьшение числа слагаемых в формуле (2) не приводит к сокращению времени согласования заявки, более

того, в нормативной литературе содержится ограничение:

ТДЖД < 288 -

прямое

железнодорожное сообщение.

(3)

Аналогичная ситуация

наблюдается и со временем учета выполнения заявки. На сети ОАО «РЖД» данное время можно рассчитать по формуле:

Т = 1 +1

1 учет 1СДЗ ^ 1ИВЗ ,

(4)

где 1СдЗ - срок действия заявки,

указанный грузоотправителем при представлении заявки перевозчику, ч;

- срок, отведенный

уполномоченному представителю

перевозчика для подведения итогов выполнения заявки и сообщения результатов грузоотправителю, ч.

С соответствующими

ограничениями:

*ИВЗ < 120.

(5)

На сети ГУП ДНР «ДЖД», расчетная формула выглядит иначе:

ТДЖД =1 +1 +1 1 учет 1мес ^ 1РСШ ^ 1СО ,

(6)

где ¡мес - продолжительность планового месяца, ч;

и

время, отведенное на расчет и

сообщение грузоотправителю суммы штрафа за невыполнение плана перевозок, ч;

¿со - время, отведенное для оплаты

штрафа, ч.

Система ограничений в данном случае будет следующей:

\tpcm < 240 \tco < 120.

(7)

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы учета выполнения планов перевозок (заявок на перевозку) на сети ГУП ДНР «ДЖД» менее эффективны, чем регулирующие аналогичные вопросы на сети ОАО «РЖД», т.к. срок действия плана ограничен календарным месяцем, а не последними сутками погрузки, предусмотренными в заявке, а также сроки подведения итогов выполнения заявки более продолжительны. К примеру, если грузоотправитель запланировал погрузку до 15 числа текущего месяца, то на сети ОАО «РЖД» результаты выполнения заявки будут сообщены ему не позже 20 числа текущего месяца. На сети ГУП ДНР «ДЖД» при тех же исходных данных расчетная сумма штрафа будет сообщена грузоотправителю до 10 числа следующего месяца.

Следовательно, необходимо по возможности быстрее внедрять опыт функционирования системы на сети ОАО «РЖД», что связано не только с переходом на российские нормативные правовые акты, но и с внедрением соответствующих технических и программных средств, позволяющих системе «железная дорога - клиенты» функционировать более эффективно.

Выводы

Результаты проведенного анализа позволяют заключить, что

эффективность функционирования системы «железная дорога - клиенты» зависит от требований нормативных правовых актов, регулирующих перевозки грузов, т.е. определяющих технологию работы участников системы

и взаимодействия между ними. Также (в значительной мере) она зависит от технических и программных средств, призванных не только для реализации прописанной технологии, но и для сокращения максимальной

продолжительности отдельных

процессов, указанной в нормативных актах, перехода на безбумажную технологию взаимодействия.

Список литературы:

1. Ничипорук А.О. Опыт и проблемы построения транспортно-логистических систем доставки грузов / А.О. Ничипорук // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2017. - № 50. - С. 212-218.

2. Бекмурзаев И.Д. Развитие логистической системы в условиях цифровизации / И.Д. Бекмурзаев // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. - 2021.

- № 1 (41). - С. 53-58.

3. Особенности проектирования цифровых двойников цепи поставок / О.Н. Ларин, А. Оюунгарав, Д.А. Прибыткова [и др.] // Наука и техника транспорта. - 2022. - № 3. -С. 65-70.

4. Синицына А.С. Бесшовность и интеллектуальная мобильность интермодальных транспортно-логистических систем / А.С. Синицына, А.Г. Некрасов // Социально-экономический и гуманитарный журнал.

- 2022. - № 2(24). - С. 163-175.

5. Шеховцов А.И. Разработка схемы функционирования системы «железная дорога - клиенты» / А.И. Шеховцов // Вести Автомобильно-дорожного института. - 2021. - № 4 (39).

- С. 9-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики № 9-1 от 02.06.2014 «О

применении Законов на территории Донецкой Народной Республики в переходный период» (редакция от 31.05.2016) // Портал «Государственная информационная система нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0003 -9-1-2014-06-02/.

7. Закон Донецкой Народной Республики № 94-1НС «О железнодорожном транспорте» (редакция от 30.07.2020) // Портал «Государственная информационная система нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0002-94-ihc-20151113/

8. Шеховцов А.И. Формализация согласования заявки на перевозку грузов / А.И. Шеховцов // Актуальные проблемы современной экономики: Материалы Х международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Омск, 31 мая 2022 года. Том Часть 1. - Омск: Омский

государственный университет путей сообщения, 2022. - С. 340-344.

Аннотации:

Статья посвящена анализу частного случая функционирования системы «железная дорога - клиенты». Построена схема движения материальных, информационных и финансовых потоков между участниками системы. Определены основные недостатки

функционирования системы в данных условиях и пути повышения эффективности функционирования системы.

Ключевые слова: система «железная дорога - клиенты», взаимодействие, схема функционирования, нормативный правовой акт, информационный поток.

The article is devoted to the analysis of a particular case of the functioning of the "railway -clients" system. The scheme of the movement of material, informational and financial flows between the participants of the system has been constructed. The main shortcomings of the functioning of the system in these conditions and ways to improve the efficiency of the system's functioning are determined.

Keywords: "railway - clients" system, interaction, functioning diagram, normative legal act, information flow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.