Научная статья на тему 'Определение признаков и особенностей системы «железная дорога – клиенты»'

Определение признаков и особенностей системы «железная дорога – клиенты» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система «железная дорога – клиенты» / взаимодействие / классификация / смешанная иерархическая структура / перевозка грузов / "railway – clients" system / interaction / classification / mixed hierarchical structure / transportation of freights

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеховцов А.И.

Статья посвящена определению основных свойств системы, необходимых для ее формального описания. Выявлены классификационные признаки системы «железная дорога – клиенты», определен вид структуры системы и ее подсистем. Предложены мероприятия по совершенствованию взаимодействия между участниками системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шеховцов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of signs and features of the "railway – clients" system

The article is devoted to the definition of the main properties of the system, necessary for its formal description. The classification features of the system "railway clients " are revealed, the type of the system’s structure and its subsystems is determined. Measures to improve the interaction between the participants in the system are proposed.

Текст научной работы на тему «Определение признаков и особенностей системы «железная дорога – клиенты»»

УДК 656.078

ШЕХОВЦОВ А.И., к.т.н., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта)

Определение признаков и особенностей системы «железная дорога -клиенты»

Shekhovtsov A.I., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (DRTI) Determination of signs and features of the "railway - clients" system

Введение

В связи с широким применением термина во многих отраслях знания на сегодняшний день не существует единого определения понятия «система». Одним из

основоположников системного подхода Карлом Людвигом фон Берталанфи было сформулировано следующее понятие: «Система может быть определена как совокупность элементов, находящихся в

определенных отношениях друг с другом и со средой» [1].

Система «железная дорога -клиенты» является совокупностью взаимодействующих в процессе доставки груза (поступающего из внешней среды и выводимого во внешнюю среду) элементов.

Анализ последних исследований и публикаций

Необходимость перехода от представления процесса доставки груза, как внутренней деятельности железных дорог по заказу грузоотправителя, к системе взаимодействующих

равноправных участников продиктована в первую очередь требованием клиентов к качеству предоставляемых услуг. Невозможно повысить эффективность взаимодействия, рассматривая часть

элементов системы как внешние факторы. Именно поэтому системному подходу к взаимодействию между железной дорогой и клиентами посвящено значительное количество работ.

Авторами [2] предлагается рассматривать процесс доставки груза в контексте виртуальной системы из перевозчиков и сервисных компаний, т.к. отдельные элементы образуют систему только на время доставки, а также частично, только в тех границах, которые нужны для организации перевозки.

В работе [3] обосновывается необходимость анализа перевозочного процесса как системы, т.к. без системного подхода невозможно получать своевременную, полную и достоверную информацию об изменении грузопотоков и конъюнктуре рынка транспортных услуг. Кроме того, решение отдельной проблемы без учета влияния последствий ее решения на отдельные элементы системы может приводить к ухудшению работы системы в целом.

Автор [4] структуру системы доставки внешнеторговых грузов представляет в виде совокупности взаимодействующих между собой элементов (станции, перегоны, грузовладельцы, экспедиторы) и потоков. При этом каждый элемент

системы характеризуется рядом параметров, влияющих на

функционирование самого элемента и его взаимодействие с потоками различных типов, что в итоге отражается на функционировании системы доставки внешнеторговых грузов в целом.

Цель работы

Определение основных

параметров системы «железная дорога -клиенты», необходимых для ее дальнейшего формального описания.

Основная часть

Для выбора дальнейших методик совершенствования (в идеале оптимизации) работы системы необходимо определить ее основные характеристики.

По природе элементов система «железная дорога - клиенты» является

реальной, т.к. составляющие ее элементы физически существуют, происхождение системы -

искусственное.

По длительности существования система «железная дорога - клиенты» является временной и создается только для одной конкретной перевозки груза [5]. Также система является динамической, имеет множество возможных состояний.

Система «железная дорога -клиенты» является большой, т.е. сложной пространственно-

распределенной системой, в которой подсистемы относятся к категориям сложных. Для подтверждения данного утверждения приведем структуру системы в целом и отдельных ее подсистем. Основываясь на ранее разработанной схеме

функционирования системы [5] общую структуру системы можно разделить на три подсистемы (рис. 1).

Входящий поток ,

т

I

Подсистема отправления -груза

Контроль

-Т-

_*_

Подсистема перемещения ■ груза

Подсистема Выходящни

прибытия поток ^

груза

Рис. 1. Схема общей структуры системы «железная дорога - клиенты»

Процесс перемещения груза между станциями отправления и назначения принято относить к технической эксплуатации

перевозочного процесса - внутренней деятельности железных дорог, но клиентоориентированный подход

подразумевает вовлечение клиента во все этапы перевозки груза. Если формально влиять на подсистему перемещения груза клиенты не могут

(есть исключение при переадресовке грузов), то, выступая полноправными участниками системы «железная дорога - клиенты», они могут контролировать прохождение своего груза на всех этапах перевозки. В зависимости от условий перевозки груза информация о ее ходе может передаваться перевозчиком (экспедитором)

грузоотправителю (грузополучателю).

Подсистема отправления груза представляется в виде смешанной иерархической структуры с

вертикальными и горизонтальными связями (рис. 2). Сплошными линиями на схеме показаны управляющие и координирующие воздействия (от вышестоящих к нижележащим элементам) и информационная обратная

связь (от нижележащих к вышестоящим элементам) в соответствии со структурой управления

железнодорожного транспорта.

Пунктирными линиями показаны связи между элементами, не относящиеся к структуре управления

железнодорожного транспорта.

Рис. 2. Схема структуры подсистемы отправления груза: ЦД - Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО «РЖД»; ЦФТО -Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО «РЖД»; ДЦУП -Диспетчерский центр управления перевозками железной дороги; ТЦФТО -Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания; ДНЦ - диспетчер

поездной; ДНЦМ - диспетчер по местной работе; ТНЦ - диспетчер локомотивный; Оператор ЖДПС - оператор железнодорожного подвижного состава; ДСП - дежурный по железнодорожной станции; ДСЦ - диспетчер маневровый железнодорожной станции; АФТО - Агентство фирменного транспортного обслуживания; ДСПП -дежурный по парку железнодорожной станции; СТЦ - Станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов; ПТО - пункт технического обслуживания; ПКО - пункт коммерческого осмотра

Все подсистемы системы иерархические структуры с

«железная дорога - клиенты» вертикальными и горизонтальными

представляют собой смешанные связями, т.к. каждый из эшелонов в них

можно представить в виде относительно независимой подсистемы, имеющей право принятия решений (в пределах делегированных полномочий).

Контроль, а при необходимости -управленческое вмешательство со стороны вышестоящих эшелонов, обеспечивает невозможность принятия конфликтных решений разными подсистемами и слаженную работу для достижения общесистемной цели. Также в системе присутствует значительное количество

взаимодействующих элементов одного уровня (горизонтальные связи).

Подсистема перемещения груза

Приемосдатчики попутных

станций и агенты АФТО являются элементами подсистемы перевозки груза в случае переадресовки грузов или

(рис. 3) представлена / = 1...П попутных технических станций, которые вагон с грузом проследует в составе поездов транзитом с переработкой или без переработки. В настоящее время клиент является элементом данной подсистемы только в случае оформления переадресовки грузов (при этом заявка подается перевозчику

грузоотправителем или

грузополучателем). Вместе с тем ОАО «РЖД» проделана огромная работа по информационному обеспечению клиентов на всех этапах перевозочного процесса [6].

Филиалы ОАО «РЖД»

Дорожный уровень

Линейный уровень

в случае выявления в процессе перевозки коммерческой

неисправности, оформления отцепки вагона в пути следования и перегруза,

Рис. 3. Схема структуры подсистемы перемещения груза: ДСПГ - дежурный по сортировочной горке

несохраннои перевозки груза.

В подсистеме прибытия груза (рис. 4) оформление перевозочных документов на выгруженный вагон возлагается на владельца вагонов или по его указанию - грузополучателя [7, ст. 44]. Также в этой подсистеме

грузополучатель взаимодействует с агентом АФТО, обеспечивающим информирование грузополучателя о прибытии груза на станцию назначения и раскредитование перевозочного документа.

Рис. 4. Схема структуры подсистемы прибытия груза

В структуре подсистем отправления и прибытия груза необходимо одновременно учитывать структуру управления движением поездов и местной работой.

Разработанные схемы структуры отдельных подсистем подтверждают, что система «железная дорога -клиенты» является сложной.

По степени взаимодействия с внешней средой система «железная дорога - клиенты» является открытой, но содержит в себе элементы закрытой системы (техническая эксплуатация). Система является активной, способна противостоять воздействиям среды и воздействовать на нее (подстраиваться

под изменяющуюся структуру грузопотоков, привлекать

дополнительных клиентов за счет более выгодных условий перевозки).

Данная система является системой с управлением, что подразумевает наличие в ней процесса целеполагания и целеосуществления.

Основной целью системы «железная дорога - клиенты» является изменение географического положения входящего материального потока (груза на складе производителя) - перевозка. Причем в процессе перевозки физическое состояние груза не должно измениться (сохранность), пункт назначения определяется заказчиком

(склад покупателя), срок доставки также строго определен и за его нарушение предусматривается ответственность [7, ст. 97]. Но кроме основной цели, ради которой и создается система, каждый из участников системы [5] имеет свои локальные цели:

1. Получение прибыли для дальнейшего развития своей деятельности (актуально для всех, кроме государственных институтов).

2. Привлечение дополнительных объемов перевозок за счет качественно выполненных обязательств (перевозчик, владелец инфраструктуры, оператор железнодорожного подвижного состава, транспортно-экспедиционная компания).

3. Привлечение дополнительных покупателей за счет своевременного прибытия груза надлежащего качества (производитель продукции).

Следовательно, для достижения цели системы и целей отдельных участников необходимо, чтобы перевозка была осуществлена с соблюдением всех необходимых (оговоренных в нормативных актах и договорах между участниками) условий.

Выводы

Система «железная дорога -клиенты» является сложной

пространственно-распределенной системой, состоящей из трех подсистем. Основная цель ее создания и функционирования - перевозка груза в соответствии с заданными параметрами, также каждый участник системы имеет свои цели, не противоречащие основной. Достижение основной и дополнительных целей возможно при соблюдении всех необходимых условий. Для этого должна быть организована слаженная работа всех

элементов системы, невозможная без непрерывного информационного

взаимодействия между ее участниками.

Таким образом, для повышения эффективности функционирования системы «железная дорога - клиенты» можно предложить следующие мероприятия:

1. Дополнительная проработка существующих и возможно принятие новых нормативных актов, направленных на четкое разграничение функций и ответственности каждого участника системы. С учетом ввода и соблюдения корректных параметров перевозки.

2. Совершенствование существующих информационных систем, используемых при взаимодействии участников системы и возможно разработка единой автоматизированной системы взаимодействия.

Список литературы:

1. Берталанфи Л. фон История и статус общей теории систем / Л. фон Берталанфи // Системные исследования. Ежегодник. - М.: Наука, 1973. - С. 20-37.

2. Тушин Н.А. Проблемы взаимодействия в логистических цепочках при оформлении экспортно-импортных поставок / Н.А. Тушин, К.М. Тимухин // Интеграция образовательной, научной и воспитательной деятельности в организациях общего и профессионального образования: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 апреля 2017 года / Ответственный за выпуск Н.Ф. Сирина. - Екатеринбург: Уральский государственный университет путей сообщения, 2017. - С. 236-242.

3. Аксенов И.М. Системный подход и системный анализ в маркетинго-логистическом менеджменте транспортных систем / И.М. Аксенов // Review of Transport Economics and Management. - 2020. -Вып. 3 (19). - С. 87-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Куренков П.В. Моделирование топологии взаимодействия элементов и потоков различных типов в системе внешнеторговых перевозок / П.В. Куренков // Интеллектуальные технологии на транспорте. - 2020. -№ 2. - С. 5-17.

5. Шеховцов А.И. Разработка схемы функционирования системы «железная дорога - клиенты» / А.И. Шеховцов // Вести Автомобильно-дорожного института. - 2021. -№ 4 (39).

6. «Соглашение об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок» (утв. ОАО «РЖД» 18.12.2017 N 2633/р) (ред. от 09.08.2021) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://l egalacts.ru/doc/soglasheni e-ob-okazanii-informatsionnykh-uslug-utv-oao-rzhd-18122017/.

7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

egalacts.ru/doc/federalnyi ^^п-ot-10012003-n-18-fz-ustav/.

Аннотации:

Статья посвящена определению основных свойств системы, необходимых для ее формального описания. Выявлены

классификационные признаки системы «железная дорога - клиенты», определен вид структуры системы и ее подсистем. Предложены мероприятия по

совершенствованию взаимодействия между участниками системы.

Ключевые слова: система «железная дорога - клиенты», взаимодействие, классификация, смешанная иерархическая структура, перевозка грузов.

The article is devoted to the definition of the main properties of the system, necessary for its formal description. The classification features of the system "railway - clients " are revealed, the type of the system's structure and its subsystems is determined. Measures to improve the interaction between the participants in the system are proposed.

Keywords: "railway - clients" system, interaction, classification, mixed hierarchical structure, transportation of freights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.