Научная статья на тему 'Функционирование произведений искусства в сети Интернет'

Функционирование произведений искусства в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сертакова Е. А.

На сегодняшний день все что, так или иначе, связано с Интернетсредой находится под пристальным взором многих представителей научного сообщества. Не являются исключением и процессы, связанные со сферой искусства, которая попав в данное телекоммуникационное пространство, начинает претерпевать значительные изменения. В данной статье совершается попытка выявить и осмыслить некоторые из таких преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование произведений искусства в сети Интернет»

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

© Сертакова Е.А.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

На сегодняшний день все что, так или иначе, связано с Интернет-средой находится под пристальным взором многих представителей научного сообщества. Не являются исключением и процессы, связанные со сферой искусства, которая попав в данное телекоммуникационное пространство, начинает претерпевать значительные изменения. В данной статье совершается попытка выявить и осмыслить некоторые из таких преобразований.

Функционирование произведений искусства в сети Интернет как объект для изучения достаточно сложен. При первой же попытке охарактеризовать данное явление можно натолкнуться на множество противоречий, однозначного и ясного решения которых просто нет:

1. появление телекоммуникационной сети Интернет создало новые возможности для взаимодействия человека с художественными произведениями. Появился новый тип коммуникации, участники которой претерпели значительные изменения. И особенно ярко, данный момент проявил себя в связи с рассмотрением произведений искусства. Ведь их традиционные формы, оказавшись в сетевой среде, переходят в цифровой формат и обретают новые качества в дополнение к привычным, выработанным в реальности артефактам. Зритель начинает взаимодействовать не с подлинным произведением искусства, а лишь с его репродукцией, отображенной на экране компьютера. Коммуникация выстраивается не с работой, данное изображение лишь отсылает зрителя к так называемому «праобразу» - оригиналу произведения. В этом случае, уместно говорить об усложненном коммуникативном процессе - процессе опосредованном;

2. многие ученые, изучавшие сферу искусства (В.И. Жуковский, Н.П. Копцева [2], М.В. Тарасова и т.д.) выдвинули на основе своих исследований теоретические положения, что произведение искусства обладает уникальными посредническими качествами. Оно способно связать и выстроить диалог не только ме^ду зрителем и автором, вложившим определенное художественное сообщение-идею в полотно, но и ме^ду конечным и бесконечным началами, возвышая бытие зрителя до уровня со-бытийности вообще. Это

* Аспирант кафедры Искусствоведения.

посредничество возможно благодаря знаковости произведения-текста, где его символический уровень помогает зрителю раскрыть в себе различные аспекты духовности (эго-, социо- и кос-морелигиозность) и тем самым, стать ближе к Единому. Единому же произведение искусства помогает проявить себя в этих символических знаках, и через них вступить в диалог со зрителем-человеком. Показательно то, что в данных исследованиях речь идет именно о подлинных произведениях искусства.

Исходя из первого и второго пунктов, очерчивается первая проблема. Возможна ли данная коммуникация без непосредственного участия одной из сторон? Ведь в Интернете о диалоге с подлинными художественными работами не может быть и речи. Здесь представлены лишь репродукции, а не сами полотна. Проявляет себя и проблема авторства - являются ли данные репродукции подлинными копиями художественных произведений, корректно ли оцифрован материал, или же они являются лишь своеобразной интерпретацией людей, выкладывающих данные изображения на сайты? Это касается тех случаев, когда, например, системные администраторы для того, чтобы сайт выглядел более эффектным, изменяют цвета репродуцируемых полотен, формат (вытягивая или же сжимая под нужный размер), и даже переворачивают сюжеты. Более того, картина может появиться в Интернете искаженной - ей может быть дано другое (не соответствующее авторскому) название, или же само изображение может быть переделано с помощью программ Photoshop, Corel Draw и др., что в последнее время - явление не редкое. При подобном факте зрителю трудно реконструировать образ картины и коммуникация с ней может стать затруднительной.

Более того, даже если репродукция в Интернете представлена корректно, то информация, которая предлагается зрителю, связана, прежде всего, с пониманием работы как вещи - материального объекта. Вещающие или же посреднические качества работ не проявлены здесь.

Еще одно противоречие вскрывается при обращении внимания как раз на вещные характеристики художественной работы. С одной стороны, их наиболее полно можно отобразить на страницах Интернета, но с другой стороны, габариты полотна (размеры) перестают играть какую-либо значимую роль. Ведь в натуральную величину, в Интернете можно представить лишь миниатюрные работы, остальные же будут сознательно уменьшены в несколько раз. Иногда, теряет значимость в Интернете и красочный слой произведений. Это касается тех случаев, когда речь идет о насыщенной объемными и сочными мазками живописи. Они сглаживаются, и эффект восприятия получается неполным.

Фактором, мешающим выстраиванию коммуникации с произведением искусства, выступает и обилие рекламного материала в Интернет-среде.

Будучи никак не связанными со сферой искусства, появляющиеся ниоткуда рекламные сообщения и страницы иных сайтов сбивают положительный настрой зрителя в момент его тонкого душевного разговора с произведением.

Встает противоречивый вопрос - уместны ли данные преобразования произведений в Интернете, или нет? Ведь подобный ход в сфере искусства не редок. Взять, например, любое исполнение музыкальных композиций, либо театральную или кинематографическую постановку сюжетов литературных сочинений. Способна ли пусть даже умелая, но интерпретация не исказить общение зрителя и произведения искусства?

Ответить на поставленный вопрос без попытки его обоснования и проверки крайне сложно. Возможно лишь предположить его положительное решение. Ведь Интернет - система необычная. В ее пространстве осуществляется множество типов коммуникаций. И если раньше, она воспринималась исключительно как управляемая человеком техническая среда, то на сегодняшний день она стала самостоятельно функционирующей, развивающейся по собственным законам и правилам. Более того, такое значение Интернета как «виртуальное» пространство уже содержит в себе огромный потенциал, и в нем есть место для возможности со-бытийного диалога.

Конечно, взаимодействие данных систем, родственных в техническом плане, способно породить вдвойне усложненную искусственность, опосредованную многими факторами. Учитывая их, процесс художественного коммуникативного акта начинает несколько трансформироваться и преобразовываться в Интернет-пространстве. Так, например, как известно художественный образ, способный выступить символом единения конечного и бесконечного начал, формируется в пространстве диалога зрителя и произведения искусства. Примерно ме^ду участниками. В связи с усложненной системой посредничества, в Интернете эта точка сдвигается в само виртуальное пространство. Экран компьютера для зрителя-пользователя перестает что-либо значить, умозрительно он втягивается в Интернет-среду - очень увлекательную и искусительную. Произведение становится дальше, зритель ближе. И, в принципе, баланс сохраняется. Можно предположить, что в процессе коммуникации, само виртуальное пространство также начинает преображаться. Из мешающей, с первого взгляда, неблагоприятной среды подобной бликующему стеклу, закрывающему холст, оно может стать пространством благоприятным и комфортным для общения зрителя и произведения искусства.

Если сравнивать виртуальное пространство Интернета с галереей или музеем, наполненными шумными толпами туристов, то оно предстает куда более предпочтительным. Обстановка здесь более камерная и интимная. Зритель-пользователь имеет возможность побыть с произведением искусства один на один, тщательно осмотреть его, уделяя внимание каж-

дой детали. Опции по фрагментарному рассмотрению художественных полотен доступны на большинстве сайтов музеев и галерей. Также, в отличие от музейного пространства, где внимание зрителя могут отвлечь рядом развешанные полотна, другие зрители, рассуждения экскурсоводов, пристальный взгляд смотрителей и т.д., Интернет-пространство дает зрителю возможность сконцентрироваться лишь на одной работе, и общаться только с ней.

Необходимо учитывать и тот факт, что зритель-пользователь, посещающий Интернет-сайты художественных музеев и галерей более подготовлен к коммуникативному акту с произведением искусства, нежели обычный зритель. Он более активен. Он первый делает шаг, так как сознательно заходит на подобные сайты и ищет за представленной вещественностью картин что-то свое. Чаще всего такими пользователями являются либо профессионалы, либо любители искусства. И, следовательно, они уже имели опыт в подобного рода коммуникациях.

Что же касается возможности сотворчества в пространстве художественной Интернет-коммуникации и адекватного прочтения текста репродукции произведения искусства - то здесь тоже есть свои противоречивые моменты, которые можно преодолеть. Если уж говорить о проблеме исполнительства, замещении подлинной работы хорошей интерпретацией -есть вероятность удачного художественного диалога. Да, произведение искусства интимно обращается к воспринимающему его зрителю и вступает с ним в диалог, взаимодействуя с его неповторимым личным опытом. Да, у каждого зрителя создается свой образ героя / персонажа и своя концепция произведения. Но это не значит, что художественный образ сформирован неправильно. Так, например, исследователь Ю. Борев отмечает: «В известном смысле, сколько зрителей, столько и Гамлетов. При этом множество зрителей умножается еще и на многочисленных исполнителей: Гамлетов столько, сколько зрителей посмотрело Гамлета - Смоктуновского, Гамлета - Скофилда, Гамлета - Высотского. И все же Гамлет один и един - Гамлет Шекспира. Он - инвариант, а его исполнители и реципиенты лишь варьируют художественную информацию, заключенную в этом образе» [1, с. 757]. Художественное восприятие всегда обусловлено социально-историческими предпосылками (эпохой зрителя, средой, его воспитанием, жизненным опытом). Смысл произведения - результат диалога текста, запечатлевшего жизненный опыт автора (и содержащий в себе авторские ходы, программу прочтения) с жизненным опытом зрителя. Автор завершает текст, который хранит в себе программу восприятия. Диалог зрителя с произведением не меняет инварианта его смысла, но будучи также творческим процессом, раскрывает различные варианты его восприятия. Все это происходит в диалектике. Зритель подобно исполнителю является интерпретатором текста произведения искусства, открывая его для

себя, он вступает в коммуникацию с автором, становится его со-творцом. При обнажении своей души, и раскрытии своей духовности, он становится со-творцом высшего начала, способного гармонизировать его с миром.

Однако, приведение многих положительных черт Интернет-среды -это только первоначальное предположение о возможности осуществления в ней со-бытийной коммуникации. Это еще необходимо проверить. Ведь проблемных моментов, препятствующих осуществлению данной возможности, меньше не становится и ситуации художественной коммуникации в виртуальном пространстве остаются парадоксальными.

Список литературы:

1. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - М.: Русь-Олимп: ACT: Аст-рель, 2005. - 829 с.

2. Жуковский В.И. Пропозиции теории изобразительного искусства: учебное пособие / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева; Краснояр. гос. ун-т. -Красноярск, 2004. - 266 с.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЕКОРАТИВНЫХ ТКАНЕЙ НА ЛЬВОВСКОЙ ТКАЦКОЙ ФАБРИКЕ ВО П-Й ПОЛОВИНЕ XX В.: ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ХУДОЖНИКОВ НА БАЗЕ НАРОДНОЙ ПЛАХТЫ

© Турко Х.В.*

Львовская национальная академия искусств, Украина, г. Львов

В статье впервые проведено исследование творческих и технологических экспериментов художников Львовской ткацкой фабрики на базе народной плахты; выделены основные этапы развития промышленного производства декоративных тканей этого типа и определены новые формы ее функционирования во 11-й пол. XX в.

Постановка проблемы. На протяжении 1990-х гг. наблюдался постоянный спад производства на предприятиях текстильной промышленности Украины. На сегодняшний день большинство текстильных фабрик страны прекратили свою деятельность. Предприятия признали убыточными и ликвидировали, высококвалифицированные художники, колористы и технологи фабрик остались без работы, образцы продукции из ассортимент-

* Аспирант кафедры Истории и теории искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.