Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полунина Л. И., Баудер Г. А.

Учебный процесс, основанный на воспитательных ориентирах, актуальных в практическом применении, является основной составляющей профессионализма современного специалиста. Ведущей составляющей в условиях реформации высшего образования XXI века является изучение русского языка, владение которым - залог успеха компетентного, мобильного, конкурентоспособного специалиста, умеющего не только приспосабливаться, но и воздействовать на ситуации социальных перемен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF THE PROFESSIONAL COMPONENT IN THE ASPECT OF TEACHING RUSSIAN

The educational process, based on educational guidelines that are relevant in practical application, is the main component of the professionalism of a modern specialist. The leading component in the conditions of the reformation of higher education of the XXI century is the study of the Russian language, the possession of which is the key to the success of a competent, mobile, competitive specialist who can not only adapt, but also influence situations of social change.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 159.99

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex. ги

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Учебный процесс, основанный на воспитательных ориентирах, актуальных в практическом применении, является основной составляющей профессионализма современного специалиста. Ведущей составляющей в условиях реформации высшего образования XXI века является изучение русского языка, владение которым - залог успеха компетентного, мобильного, конкурентоспособного специалиста, умеющего не только приспосабливаться, но и воздействовать на ситуации социальных перемен.

Ключевые слова: профессиональный компонент, обучающийся, русский

язык.

В первой четверти ХХ1 века высшая школа обращает значительное внимание на вопросы реализации воспитательного воздействия на учащихся, отраженные в ряде реформ. Все это направлено на формирование необходимых профессиональных качеств будущих специалистов, которыми должна обладать гармоничная личность.

Индивид обязан стремиться к социальной востребованности. Безусловно, учебный процесс представляет собой основу составляющей профессионализма современного специалиста. В условиях реформации высшего образования современности одной из важнейших составляющих является русский язык, грамотное пользование которым дает возможность формирования всесторонне развитого, мобильного, способного к конкуренции специалиста, умеющего не только приспосабливаться, но и воздействовать на ситуации социальных перемен.

Ещё В.И. Даль утверждал, что «живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи» [2, с. 587].

Настоящее время констатирует утрату многовековых традиций русского народа, поэтому актуальной является работа по определению путей, способствующих формированию историзма мышления, любви к родному краю, толерантности к представителям других культур. Усвоение данных норм позволяет познать русскую ментальность как сферу языкового сознания.

Любовь к родному языку ассоциируется у каждого человека с любовью к родине. В июле 2017 года на заседании Совета по межнациональным отношениям в городе Йошкар-Оле В.В. Путин озвучил мысль о том, что скрепляющей силой любого государства является язык. Президент Российской Федерации утверждает, что государство способно существовать тогда, когда существует его образующий и развивающий язык. Особое значение президент отводит русскому языку, определяя его как «естественный духовный каркас многонациональной страны», как государственный язык, язык

межнационального общения. В.В. Путин считает, что языки народов России также являются неотъемлемой составляющей культуры России.

Беспрецедентно утверждение, что в первой четверти XXI века в России возникла необходимость задуматься над сохранением целостности и стабильности развития страны, межэтническое своеобразие которой было всегда отличающимся от других стран. Президент аргументировано доказывает, что необходимо учитывать местные языковые особенности, являющиеся «узкосамобытной» частью огромного целого, являющегося единым государством, формирующимся общими правилами. Тем не менее, определяется и доказывается особый статус русского языка, который является важнейшим инструментом в плане формирования национальной безопасности страны.

К сожалению, историческая реальность не всегда соответствует умным рассуждениям и добрым советам. Трагичен распад Советского Союза, парад «суверенитетов», сопровождающийся отказом от всего русского и особенно от русского языка. Республики Прибалтики, Средней Азии, Украина пошли по пути уничтожения русского языка, русских школ, русской культуры и русской истории. В настоящее время мы наблюдаем, что это решение было ошибочным для данных республик, привело их к упадку, а Украину к реальной катастрофе. Желание Прибалтики и Средней Азии расстаться с русским языком обеднили их образовательный и научный потенциал. Латвия, например, единственным государственным языком определила латышский, считая русский язык иностранным. Представители русскоязычных школ доказывают необходимость наличия билингвального образования в Латвии.

Житель Латвии, автор инициативы Денис Вартецкий считает недопустимым перевод русских школ на обучение на латышском языке, доказывает нанесение непоправимого вреда образованию обучающихся.

Данная проблема обучения в настоящее время является актуальнейшей. В.В. Путин считает невозможным даже снижение количества часов на изучение русского языка в школах национальных республик. Он, цитируя памятники

Древней Руси, в частности, «Слово о законе и благодати», заявляет, что русский народ не является «избранным народом». Соглашаясь с рассуждением великого русского философа Ивана Ильина, президент России утверждает: «Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию... Скреплять такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями».

В масштабах государства большая роль отводится образованию, что подтверждается цитатой президента страны: «И в первую очередь речь должна идти с повышением в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культуры».

В первой четверти XXI века в лексике русского языка мотивированы понятия времени и пространства. Социально обусловлены языковые единицы, их культурная значимость, семантика, функционирование, этимология основ и т.д.

В русском языке наблюдаем в настоящее время подвижность семантических границ понятий Бог, вера, святой, прихожане, дух и т.д. Слова, свойственные религиозной сфере, стали активно функционировать в русском языке на границе XX и XXI веков. Примеры, подтверждающие достоверности сказанного, многочисленны. Например: «Президент подчеркнул, что «в основе всех достижений России - патриотизм, вера и сила духа»». Заметим, слово «президент», употребленное в значении «глава государства» функционирует на фоне церковной лексики. В этимологическом словаре М. Фасмера слово «президент» (лат.) трактуется в значении «глава», «председательствующий», «восседать впереди». Данное слово способно употребляться в лексикографических, религиозных, публицистических текстах, организуя различный контекст, демонстрирующий комплекс мировоззрения, ментальности носителя языка, функционирования в различных областях деятельности человека. Наблюдая над частотностью употребления лексем Бог, вера, дух и др. приходим к выводу, что в настоящее время христианская

лексика успешно употребляется в своих первичных значениях: Бог, слава Богу, Слава Господу, не дай Господи, спаси Господи и т.д.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля содержит в своем составе одиннадцать синонимов к слову Бог, которые проиллюстрированы 105 пословицами и поговорками [2].

XX столетие оказалось способным вернуть в русский язык XXI века слова дух, вера, Бог, ранее функционирующие на периферии языка. Вместе с ними ожили синонимичные ряды слова Бог: Всевышний, Господь, Создатель, Всемогущий, Творец и др. Мы воспринимаем данное явление как возрождение языковой памяти русского народа об утраченных духовных ценностях, отражающих культурное наследие русскоговорящих.

Русская речь в современной России подвергается серьезным испытаниям. Уважительное и бережное отношение к русскому языку позволяет сохранить его как инструмент общения и мысли.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Полунина Л.И., Симонов О.А. Использование материалов по игровой лексике тамбовских говоров при реализации инновационных подходов в изучении русского языка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий. 2004. 700 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 2013. 400 с.

4. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 2010. 176 с.

UDC 159.99

FUNCTIONING OF THE PROFESSIONAL COMPONENT IN THE ASPECT OF TEACHING RUSSIAN

Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Galina A. Bauder candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The educational process, based on educational guidelines that are relevant in practical application, is the main component of the professionalism of a modern specialist. The leading component in the conditions of the reformation of higher education of the XXI century is the study of the Russian language, the possession of which is the key to the success of a competent, mobile, competitive specialist who can not only adapt, but also influence situations of social change.

Key words: professional component, student, Russian language.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.