Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА П.М. ЗАХАРЬИНА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА П.М. ЗАХАРЬИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полунина Л. И., Баудер Г. А.

Вдумчиво - внимательное отношение к историческому наследию отечественной культуры является необходимым условием формирования ценностных ориентаций будущих педагогов. Школа ХХI века обязана предоставить учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков, а также способствовать формированию индивида, имеющего высокий уровень самосознания и мышления. Каждый школьник должен получить возможность развития его способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS FUTURE TEACHERS ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF P.M. ZAKHARIN

Thoughtful and attentive attitude to the historical heritage of the national culture is a necessary condition for the formation of value orientations of future teachers. The school of the XXI century is obliged to provide students with the necessary amount of knowledge, skills and abilities, as well as to contribute to the formation of an individual with a high level of self-awareness and thinking. Every student should get the opportunity to develop his abilities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА П.М. ЗАХАРЬИНА»

УДК 159.99

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА П.М. ЗАХАРЬИНА

Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex. ги

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Вдумчиво - внимательное отношение к историческому наследию отечественной культуры является необходимым условием формирования ценностных ориентаций будущих педагогов. Школа XXI века обязана предоставить учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков, а также способствовать формированию индивида, имеющего высокий уровень самосознания и мышления. Каждый школьник должен получить возможность развития его способностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональная деятельность, учитель, педагог.

Необходимым условием осуществления профессиональной деятельности педагога является вдумчиво - внимательное отношение к историческому наследию отечественной культуры. Школа XXI века обязана предоставить учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков, а также способствовать формированию индивида, имеющего высокий уровень самосознания и мышления. Возможность развития его способностей должен получить каждый школьник.

Одним их талантливейших представителей отечественной литературы заслуженно является Петр Михайлович Захарьин, родившийся в Козловском уезде Тамбовской губернии (с. Никольское). В повести «Арфаксад, халдейская повесть» он утверждает, что русской грамоте учился у сельского дьячка. На литературное творчество писателя оказало положительное влияние проживание, общение и обучение в доме статского советника Л.Н. Волкова. Там писатель приобрёл навыки арифметики, правописания и немецкого языка. Он считал, что ещё с детства «имел культурную способность к словесным наукам». Захарьин сам «образовывал себя чтением книг». В молодости служил на военной службе, но, со слов Г.Р. Державина, «получив развращение в своём поведении», не продолжил данной службы. На пропитание зарабатывал уроками немецкого языка и российской грамоты. Их он успешно преподавал бедным дворянским детям.

Стихи Захарьин начал писать еще в молодости. Данное увлечение позволило ему сблизиться в плане творчества с губернатором Г.Р. Державиным. Тяга к литературе и общению с Г.Р. Державиным была настолько велика, что он часто приходил к губернатору пешком из Козлова в Тамбов. Г.Р. Державин, симпатизируя поэту и осознавая его нищенское существование, старался помочь, предлагая некоторые служебные должности, но Захарьин «не мог нести этой службы».

Г.Р. Державин, несмотря ни на что, ценил поэта и его способности. Мы с интересом следим за необыкновенной судьбой и преображением этого простого и в то же время очень непростого человека, чья судьба и творческий путь не

могут не удивлять. Произнося слова, «простой крестьянин», мы не допускаем мысли о примитивном человеке. Рассуждая о П.М. Захарьине, мы убеждены в том, что не можем считать «простым человеком» человека, обладающими столькими знаниями и умениями.

Теоретические источники доказывают, что основные структуры интеллекта формируются в детстве. Ещё с детства П.М. Захарьин имел множество ярких впечатлений, знаний, умений. Он выигрышно выделялся среди многих огромной жаждой знаний, наблюдательностью, желанием искать ответы на возникающие вопросы. Его интересовали вопросы, связанные с устройством мира. Несмотря на некоторую неорганизованность поведения, он занимался самообразованием, много читал, интересовался историей, политикой, литературой, искусством.

Нас заинтересовал феномен П.М. Захарьина, изучая который мы обращаемся к теории И.П. Павлова, определяющего художественный и мыслительный типы нервной системы. В художественном типе о себе заявляет первая сигнальная система, развитое образное мышление, способствующее яркому, красочному видению и пониманию мира. Согласимся с рассуждениями учёных по поводу влияния на образное мышление природы, искусства, литературы, музыки, живописи, а также устного народного творчества: песен, сказок, пословиц, поговорок, что, безусловно, ярко и образно отражает душу народа, являясь мощным средством воспитания и формирование личности.

Существует аргументированное мнение учёных-исследователей по поводу «правополушарных людей». Доказано, что им часто не хватает чёткости, конкретности, логической завершенности рассуждений и размышлений. Замечено, что это компенсируется тщательностью изучения, органичностью, целостностью и гармоничностью знаний, которые связаны с глубокими и искренними переживаниями, подкреплены индивидуальным опытом.

Абстрактное мышление развито у «мыслительного» типа людей, у которых функционирует в основном вторая сигнальная система. Данный вид

мышления направлен на констатацию общих закономерностей, что требует точности, дисциплинированности, но иногда способно не принять к сведению незначительные детали, установки, исключения.

Неопределённость и гениальность личности П.М. Захарьина позволяет предположить, что у него, возможно, были развиты оба мозговых полушария. Возможно, в его лице мы наблюдаем взаимодействие художественного и мыслительного типов. Однозначно, что этот человек имел образное и практическое мышление, а усилия в саморазвитии сформировали теоретическое и абстрактное мышление. Знакомство и общение с Г.Р. Державиным, известность Екатерине II, произнесение речи на открытии народного училища в Тамбове, создание собственных произведений и вышеупомянутой речи является тому подтверждением.

П.М. Захарьина называли козловским Цицероном. Гениальность его речи доказана положительными отзывами Екатерины II, Г.Р. Державина, графа Гудовича, председателем комиссии об училищах Завадовским. Последний заявил, что подобной речи на русском языке не было, т.к. в ней «видны знания, дар слова и достойные человека чувствования». Речь удивила и порадовала Екатерину II, которая повелела доставить Захарьина во дворец, но Захарьин не пожелал следовать в столицу, т.к. «обращался» (гостил) у помещиков. Удивительно, что эту выходку Захарьину простили, да еще назначили пенсию (300 рублей в год). Речь была напечатана в журналах Тукманского, княгини Дашковой, «Зеркало света», «Новые ежемесячные сочинения.

В дальнейшем авторство речи Захарьина взяли под сомнение, адресовав ее Державину. Огорченный Захарьин продолжил творчество, сумев проявить в дальнейшем свои литературные возможности. Интересна книга «Арфаксад Халдейская повесть», где он удивительно точно, талантливо описал нравы Востока, жизнь людей, судьбу царств, войну и мир. Всё это доказывает его способность к аналитическому мышлению, анализу образных, эмоциональных и рациональных компонентов в становлении интеллекта, в развитии личности. «Арфаксад» был высоко оценён читателем, добавил известности и

материальности автору. Это произведение построено по всем канонам классицизма. Оно несколько раз переиздавалось, оставаясь ярким памятником. Личности с задатками данного писателя свойственно при удачном стечении обстоятельств особое рвение в дальнейшей деятельности.

Захарьин это доказал, издав очередное произведение «Путь к благонравию, или сокращенное наставление обучающемуся юношеству, содержащее в себе полезныя и нравоучительныя правила для всякаго звания и состояния людей» [3, с.47].

Судьба этого противоречивого человека в дальнейшем складывались тоже достаточно неординарно. Он работал школьным учителем, а затем получил офицерский чин. Это не мешало ему создавать новые произведения, не менее известные и признанные. Человек простой, писатель из народа мечтал изобразить китайского мудреца Конфуция, но мечту эту ему осуществить не удалось. Исследователи отличают влияние на роман П.М. Захарьина сентиментализма Н.М. Карамзина и одновременно произведений М.М. Хераскова. Исторический труд Захарьина «Новый синопсис, или краткое описание о происхождении Словесно-Российского народа» является серьёзным вкладом в историческую науку 18 века. Неисчерпаем талант этого писателя. Для людей такого уровня явно мало двух мозговых полушарий. Самородок, талантище, во многом самоучка. А какова поэма в 12 песнях «Пожарский»? Восхищения достойный человек. Талантище русский. Широкая необузданная душа, отражающая русскую ментальность во всех её проявлениях: талант, ум, бесшабашность, пьянство, порядочность, беспечность, пытливость, расточительность, беззаботность, способность мыслить и анализировать... Всё это должны узнать, понять и оценить потомки XXI века.

А.С. Пушкин называл народную речь «живым и кипящим источником, достойным глубочайших исследований. Он ценил «драгоценную» свежесть, простоту, чистосердечность выражений народа, а также его конкретность, смысловую емкость, меткость и образность [4, с. 52]. Все это находит отражение в творчестве П.М. Захарьина, бесспорным достижением

национальной культуры слова, источником, который в дальнейшем будет подвергнут всестороннему лингвистическому исследованию. Изучая творчество этого писателя, возможно формировать ценностные ориентации будущих учителей в системе педагогического образования.

Список литературы:

1. Баудер Г.А., Полунина Л.И. Приобщение к народному творчеству как условие патриотического воспитания // Молодежь: свобода и ответственность. Материалы VI Владимирских духовно-образовательных чтений. 2019. С. 97-100.

2. Никулин И. Первый писатель Тамбовщины // Мичуринские были. Воронеж. 1973. С. 62 - 70.

3. Путь к благонравию, или Сокращенное наставление обучающемуся юношеству // Сочинение Петра Захарьина; Иждивением московскаго купца Семена Никифорова. Москва: Тип. А. Решетникова. 1793. VI, 117 с.

4. Чернышевский Н.Г. «Сочинения Пушкина». Т. 1. М. «Просвещение». 1981. 294 с.

UDC 159.99

FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS FUTURE TEACHERS ON THE EXAMPLE OF STUDYING THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF P.M. ZAKHARIN

Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Galina A. Bauder candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. Thoughtful and attentive attitude to the historical heritage of the national culture is a necessary condition for the formation of value orientations of future teachers. The school of the XXI century is obliged to provide students with the necessary amount of knowledge, skills and abilities, as well as to contribute to the formation of an individual with a high level of self-awareness and thinking. Every student should get the opportunity to develop his abilities.

Key words: value orientations, professional activity, teacher, teacher.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.