Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полунина Л.И., Баудер Г.А.

Значение лингвоэкологической работы, планирующей сбережение языкового богатства конкретной культуры, предполагает тщательную фиксацию и сохранение языковых фактов, его составляющих. Бесспорно, важнейшей составляющей лингвоэкологии любого региона является лингвокраеведческий компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE LINGUO-REGIONAL COMPONENT IN THE CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

The importance of linguoecological work, which plans to preserve the linguistic wealth of a particular culture, involves careful fixation and preservation of the linguistic facts that make up it. Undoubtedly, the most important component of the linguoecology of any region is the linguo-regional component.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 159.99

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Людмила Игоревна Полунина

кандидат филологических наук, доцент

tatmila2@yandex.ru Галина Анатольевна Баудер

кандидат филологических наук, доцент

tatmila@yandex. ги

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация: Значение лингвоэкологической работы, планирующей сбережение языкового богатства конкретной культуры, предполагает тщательную фиксацию и сохранение языковых фактов, его составляющих. Бесспорно, важнейшей составляющей лингвоэкологии любого региона является лингвокраеведческий компонент.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, обучающийся, лингвокраеведческий компонент.

Президент Российской Федерации В.В. Путин утверждает, что образованию должна быть отведена огромная роль. Особое внимание он обращает на повышение в образовательном процессе роли русского языка, русской литературы, отечественной истории, но обязательно в контексте богатства национальных традиций и культур.

Значение лингвоэкологической работы, планирующей сбережение языкового богатства конкретной культуры, предполагает тщательную фиксацию и сохранение языковых фактов, его составляющих. Бесспорно, важнейшей составляющей лингвоэкологии любого региона является лингвокраеведческий компонент.

Беспрецедентно утверждение В.И. Даля о том, что «живой народный язык... должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». Изучение российской культуры, безусловно, требует констатации её региональных черт.

В первой четверти XXI века актуальным является поиск возможностей, способствующих формированию исторического мышления школьников, формированию у них любви к малой родине, толерантности к представителям других культур, что позволяет формировать и развивать лингвистические компетенции обучающихся.

В Социально-педагогическом институте успешно работает творческое объединение «Веретье» (научные руководители кандидаты филологических наук доценты Г.А. Баудер и Л.И. Полунина), помогающее формированию самостоятельности в добывании знаний, получении исследовательских навыков, воспитанию научного мировоззрения, способствующее усилению положительной мотивации в обучении, развивающее личность школьника, её творческие и интеллектуальные возможности, формирующие самопознание [1]. Занимаясь в данном объединении, обучающиеся развивают выработанные умения, применяют полученные знания на новом, продуктивном, поисковом уровне. Работа по лингвокраеведению формирует у них компетенции,

предусмотренные ФГОС, развивает личность и воспитывает в духе патриотизма и любви к родному краю, русскому языку, культуре речи [3, а 78].

Тамбовская область представляет собой уникальный край с богатой краеведческой и лингвистической информацией. На его богатейшем материале успешно изучаются факты языка и речи с точки зрения их социальной оценки, тенденций развития данного языка, критериев социокультурного политико-экономического, этнического и эстетического порядка. В этом направлении плодотворно действует лингвистическая экология, наука, изучающая функционирование языка и речи в обществе, взаимосуществование человека и социума в языковой и речевой среде.

Значимым в плане образовательного, просветительского и воспитательного направлений является знакомство обучающихся с информацией по теме «А.И. Солженицын и Тамбовский край». Приобретение знаний по углубленному изучению и пропаганде связи классика русской литературы XX века, Нобелевского лауреата, известного писателя с тамбовским краем необходимо будущим педагогам. В его произведениях Тамбовская область упоминается неоднократно. Сам писатель признавался, что с 1965 по 1972 годы часто бывал в Тамбове и местах тамбовского восстания 1920-1921 годов. Беспрецедентно утверждение, что его рассказы «Случай на станции Кочетовка» и «Эго» полностью написаны на тамбовском материале. Особый интерес у писателя вызывала история Антоновского восстания 19201921 годов. Судьбы некоторых тамбовских жителей нашли отражение в романе «Архипелаг ГУЛАГ». В других его произведениях также встречается упоминание о Тамбове. А.И. Солженицын писал: «Живо помню поездки в Тамбов и по области в начале 70-х годов - со сбором материалов...».

Информационные материалы, посвященные связи писателя с тамбовской землей, нашли отражение в творческих и исследовательских работах учёных тамбовского региона. Заметим, что обобщенного труда, отражающего солженицынский Тамбов, до сих пор ещё нет. Ежегодно проводятся общероссийские конференции на получение стипендии имени А.И.

Солженицына, где тамбовские историки, литературоведы, краеведы демонстрируют исследования, полученные в архивах, в проведении встреч с местным населением, анализу событий на страницах областной прозы и т.д. Обрабатывается и систематизируется биографический материал, тексты «тамбовских произведений», описание тамбовских реалий, подбор иллюстративного материала по анализируемой теме.

Проблема экологии языка в первой четверти XXI века является актуальной и требует незамедлительного решения. Мы согласны с рассуждениями по данному вопросу профессора А.Т. Хроленко о том, что слово необходимо беречь, выявлять наиболее уязвимые уровни языка и речи: определить, от кого необходимо слово беречь и кто должен заботиться о сбережении слова. Безусловно, данные призывы и рассуждения верны. Особого внимания заслуживают следующие утверждения учёного: «.начало экологических трудностей - не порча языка, а порча нравов.Спасти природу, слово и культуру можно только спасая самого человека, меняя отношение к себе, к окружающим людям, к природе, к земле» [5, а 137].

Список литературы:

1. Баудер Г. А., Полунина Л.И. Воспитательный потенциал творческого объединения "Веретье" // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. -EDN CPSRQE.

2. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. 2010. № 9. С. 10-21.

3. Полунина Л.И., Баудер Г.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи // Актуальные проблемы науки и образования. Сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ за 2017 год. Под общей редакцией В.Я. Никульшина. Мичуринск, 2017. С. 76-79.

4. Рувинский Л.И. Методика воспитательной работы. М.,1989.

5. Хроленко А.Т. Актуальные проблемы филологии и филологического образования: учебное пособие. Славянск - на- Кубани: Изд. Центр СГПИ. 2011.

UDC 159.99

THE USE OF THE LINGUO-REGIONAL COMPONENT IN THE CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Lyudmila I. Polunina

candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila2@yandex.ru Galina A. Bauder candidate of philological Sciences, associate Professor

tatmila@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The importance of linguoecological work, which plans to preserve the linguistic wealth of a particular culture, involves careful fixation and preservation of the linguistic facts that make up it. Undoubtedly, the most important component of the linguoecology of any region is the linguo-regional component.

Key words: civil-patriotic education, student, linguocraevedic component.

Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.