КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
ю.в. синько
кафедра «Налогообложение и аудит» Волгоградская академия государственной службы при Президенте РФ (ВАГС)
Развитие экономики предполагает использование различных факторов повышения инвестиционной привлекательности территории и увеличения ее инвестиционных ресурсов. В то же время не все из них задействованы в настоящее время региональными органами власти. К таким факторам относят и активное развитие кредитной потребительской кооперации как способа аккумуляции средств населения. Являясь одним из коллективных инвесторов, кредитные кооперативы способны преодолеть одну из важнейших проблем - постоянно возрастающую дефицитность инвестиционных ресурсов. Если первоначально кредитные кооперативы способны выступать лишь средством для удовлетворения нужд пайщиков, то в дальнейшем они могут стать весомым источником развития региональной экономики наряду с банковской системой.
В Российской Федерации возрождается и набирает темп развития специфический финансовый институт, имеющий в регионах различные названия: кредитные потребительские кооперативы, кредитные потребительские общества, общества взаимного кредита, кассы взаимопомощи, кредитные союзы.
Необходимо отметить, что кредитные потребительские кооперативы существуют во многих странах мира с 60-х годов прошлого столетия. Более ста лет существует союз германских кооперативов «Райффайзен».
В России кредитная кооперация - ссудно-сбе-регательные кассы и кредитные товарищества -начали образовываться с 1865 года и получили массовое распространение накануне Октябрьской революции. В 1897 году их было всего 3, а к 1908 году - уже 2 315. В начале XX века уже более 1,1 тыс. обществ обслуживали 600 тыс. предпринимателей, кредитно-расчетное обслуживание сельскохозяйственного производства обеспечивала система кредитной кооперации, которая насчитывала 14,6 тыс. учреждений [1].
Деятельностью кредитной кооперации руководили Народный кооперативный банк и Управление мелкого кредита Государственного банка России. Они при необходимости предоставляли ссуды отдельным учреждениям кооперации.
С началом массовой коллективизации в сельском хозяйстве в 1929 - 1930 годах кредитная кооперация в России прекратила свое существование. Ее возрождение началось с 1992 года, с создания фонда поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер», учрежденный с одобрения Правительства России по решению Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Минсельхоза и продовольствия РФ и Государственного комитета земельного устройства России [2].
Развитие кредитных кооперативов нашло свое место и в соседних с нами странах: в 1997 году парламентом Грузии были ратифицированы кредитные договоры, заключенные между грузинским правительством, с одной стороны, и Международным банком и Международным фондом развития сельского хозяйства, с другой стороны; развитие заемно-сберегательных ассоциаций получило свое развитие в Молдавии с 1997 года; с 1995 года развиваются фонды содействия фермерам в Казахстане; в этот же период получило развитие КПК в Узбекистане, Украине, Белоруссии, Киргизии, Азербайджане [3].
В настоящее время принципы деятельности кредитной кооперации в РФ в основном совпадают с международными. Такое направление их деятельности говорит о том, что общие принципы их деятельности основываются на практике мирового кооперативного движения.
В РФ зарегистрировано около 600 кредитных потребительских кооперативов. Организациями, осуществляющими развитие кредитной кооперации в РФ, являются: АККОР, Союз сельских кредитных кооперативов, Ассоциация кооперативных
организаций РФ, Лига кредитных союзов, Лига кооперативов и предпринимателей России, Ассоциация организаций финансовой взаимопомощи, Фонд развития сельской кредитной кооперации.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК РФ). Кредитный кооператив - это некоммерческая организация, создаваемая как добровольное объединение граждан (физических лиц) и юридических, на основе общности трудовой деятельности, профессиональной принадлежности и общности места жительства с целью сбережения собственных денежных средств, взаимного кредитования путем объединения денежных паевых взносов и иных средств на основе членства.
При определенном разнообразии базисных законодательных актов, на основе которых создавались и функционируют потребительские кооперативы, для них характерен ряд общих признаков: добровольность; равенство всех его членов независимо от пола, национальности, религиозных убеждений; право личного участия пайщиков в любых видах деятельности кооператива, в том числе в управлении его делами; объединение в кооперативы физических и (или) юридических лиц на основе трудовой, профессиональной и территориальной общности, имеющих производственные, технологические, транспортные, культурные и иные связи; членом кооператива (пайщиком) признается физическое и (или) юридическое лицо, внесшее паевой и иные взносы, определенные уставом; высшим органом управления является общее собрание пайщиков, действует принцип "один пайщик - один голос" независимо от количества внесенных паев; кооператив осуществляет финансовые операции по приему финансовых средств и выдаче займов только пайщикам; доступность информации об использовании имущества, денежных средств и деятельности руководящих органов; равенство прав пайщиков при распределении доходов.
Потребительский кредитный кооператив оказывает следующие виды услуг и осуществляет следующие виды операций: принимает паевые взносы своих членов и формирует паевый фонд; выдает займы заемщикам; выступает гарантом или поручителем по обязательствам своих членов; заключает договоры страхования от имени и в интересах своих членов; оказывает консультационные услуги пайщикам в соответствии с утвержденным на общем собрании положением; размеща-
ет временно свободные средства на депозитные счета банков на договорных началах, в государственные ценные бумаги; оказывает услуги по сохранению личных сбережений пайщиков; осуществляет предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям.
Кредитный кооператив не имеет права оказывать сберегательные, заемные и прочие финансовые услуги сторонним лицам и организациям и осуществлять следующие виды деятельности: выдача займов физическим лицам, не членам кооператива; покупка акций, облигаций и иных ценных бумаг банков, финансовых организаций и учреждений, коммерческих предприятий и организаций; выпуск ценных бумаг; учреждение (соучреждение) хозяйственных обществ, банков и иных финансовых организаций и обществ; участие в операциях биржевого и внебиржевого финансового рынка, кроме размещения временно свободных денежных средств и резервного фонда на депозитах банков или в государственные ценные бумаги.
Допустимый финансовый риск кредитного кооператива ограничен: риском невозврата займов; риском использования банковского депозита; риском снижения курса государственных ценных бумаг.
Уход кредитных организаций из сельских районов и мелких населенных пунктов, их концентрация лишь в городах и крупных региональных цеп -трах определяют необходимость поиска финансовых средств для развития этих территорий, кредитования их жителей. Сельские районы остались лишенными финансовой подпитки, малая часть средств, идущая из бюджетов, не снимает всей напряженности, а наоборот, усугубляет ее. Жители и юридические лица, которые имеют кредитные учреждения на своей территории, не могут обеспечить себя финансовыми средствами из-за дороговизны выдаваемых кредитов, сложной процедуры их оформления. Отсюда происходит объединение жителей и юридических лиц для собственного финансирования в потребительские кооперативы.
В целом, динамику развития кредитных потребительских кооперативов определяет и действующая правовая база.
Сознавая необходимость совершенствования и расширения сферы финансовых услуг, предоставляемых и другими коллективными инвесторами, поддерживая предложение о необходимости разработки мер государственной поддержки малого бизнеса и формирования правовых основ функционирования кредитных кооперативов, следует подчеркнуть, что практическая реализация программы развития
кредитной кооперации в условиях действующего законодательства весьма проблематична. Федеральный закон № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации», предусматривающий возможность создания кредитной кооперации, был принят 8 декабря 1995 года. Принятые позднее федеральные законы также не обеспечивают механизм реализации данного положения, более того, фактически они исключают подобную возможность [4]. Все ожидают принятия ФЗ «О кредитной кооперации», законопроект которого 24.04.2002 был принят в Государственной Думе. Закон предлагается к принятию как рамочный, охватывающий все виды и организационные формы кооперирования, однако без упоминания сельской направленности.
Федеральный закон от 03.02.96 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» ст. 1 закрепляет создание банка только в форме хозяйственного общества, то есть акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью согласно ГК РФ ст. 6 п. 3, но не кооператива. В ст. 50 п. 3 ГК определено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, сущность которых раскрывается в ст. 116 ГК. Кредитная организация, кроме того, преследует цель своей деятельности - извлечение прибыли как коммерческая организация и вправе выполнять банковские операции согласно ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Кредитный кооператив граждан, являясь некоммерческой организацией, предназначен для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи граждан (пайщиков) и не вправе: выдавать займы гражданам, не являющимся членами кредитного потребительского кооператива граждан; выдавать займы юридическим лицам; выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц; вносить свое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и иным способом участвовать своим имуществом в формировании имущества юридических лиц; эмитировать собственные ценные бумаги; покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов, осуществлять другие операции на финансовых и фондовых рынках, за исключением хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг (ст. 19 ФЗ от 07.08.2001 № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»). Кредитные кооперативы, впрочем, единственные среди некоммерческих организаций, могут распределять получен-
ную прибыль от предпринимательской деятельности между своими пайщиками (ст. 116 п. 5 ГК). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законом и уставом кооператива лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 п. 3 ГК).
В чем же основные отличия кредитного кооператива от коммерческого банка?
Согласно ФЗ от 03.02.96 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» ст. 1 раскрывает понятие «кредитная организация» - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется как хозяйственное общество. Хозяйственное товарищество (ст. 66 ГК РФ) - это коммерческая организация, предполагающая непосредственное участие полных товарищей в осуществлении от имени товарищества предпринимательской деятельности, которая может создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» ст. 4 определяет понятие кредитного потребительского кооператива граждан как потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Кредитный кооператив в соответствии со ст. 50 п. 3 ГК РФ является некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Однако в отличие от коммерческого банка кредитный кооператив, как говорилось выше, может распределять полученную прибыль между участниками. Кредитные коопе-
ративы могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Впрочем, кредитный кооператив существенно отличается от коммерческого банка.
Во-первых, по цели своей деятельности. В отличие от банковских структур, кредитный кооператив, являясь некоммерческой организацией, преследует в своей деятельности не извлечение прибыли, а оказание как можно более дешевых кредитно-финансовых услуг своим членам в целях развития их хозяйственной деятельности и повышения материального благосостояния. Доход кооператива - полученные проценты по выданным займам. Одна часть дохода расходуется на текущие нужды кооператива, на формирование резервного и других фондов, другая часть используется для начисления процентов на паевый капитал. Целью деятельности кооператива не является извлечение прибыли также потому, что члены кредитного кооператива - не только вкладчики, но и кредиторы, они же и владельцы, и делопроизводители, они также контролируют использование средств кооператива и полностью разделяют ответственность за его деятельность. Таким образом, члены кооператива несут солидарную ответственность за финансовые риски кооператива, совместно решая, кому предоставлять кредиты и в каком объеме, а также, как использовать временно свободные денежные средства. В этом главное отличие кредитного кооператива от коммерческого банка.
Основная цель деятельности коммерческого банка - максимальное извлечение прибыли. Для этого используются финансовые ресурсы физических и юридических лиц, являющихся не владельцами банка, а лишь его клиентами, которые не могут контролировать использование банком их средств. Банк в целях извлечения максимальной прибыли рискует денежными средствами клиентов, не спрашивая их разрешения. Таким образом, клиенты банка, не имея возможности влиять на деятельность банка, полностью разделяют с ним все финансовые риски.
Во-вторых, по способу управления. Высший орган управления кооперативом - общее собрание членов кооператива. В кредитном кооперативе действует один из главных принципов кооперации - демократический принцип: один член -один голос, независимо от его доли в паевом фонде кооператива. Общее собрание членов кооператива избирает правление кооператива, председателя, наблюдательный совет и кредитный комитет. Управление кооперативом осуществляется в интересах его членов, что предполагает улучшение
экономического и социального положения каждого члена кооператива. Член кооператива не может получить заем, превышающий определенный процент от паевого капитала кооператива, устанавливаемый общим собранием. Данное ограничение преследует две цели: во-первых, большее число членов кооператива может воспользоваться займом, и, во-вторых, использование кредитных ресурсов в различных целях уменьшает общий риск. Невозврат займа - это потеря средств кредитного кооператива, уменьшение его паевого капитала. Поэтому при принятии решения о выделении займа какому-либо члену кооператива необходимо учитывать, для каких целей предполагается использовать заем, репутацию и кредитоспособность заемщика, а также, какого рода обеспечение и гарантии предложены заемщиком. В то же время управление банком осуществляется ограниченным кругом акционеров, владеющих контрольным пакетом акций, они же получают основную часть прибыли коммерческого банка.
В-третьих, в отличие от банковских учреждений, в кредитных кооперативах только члены кооператива могут получать заем и делать сбережения, тогда как в кредитных организациях круг потенциальных получателей кредита не ограничен только рамками владения акциями банка.
В-четвертых, набором осуществляемых финансовых операций. Согласно положениям ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитный кооператив не может осуществлять банковские операции, такие как: привлечение денежных средств во вклады физических и юридических лиц, не являющихся членами кооператива; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков корреспондентов по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.
Кроме того, распределение прибыли осуществляется в кредитных кооперативах путем отчисления в резервный фонд, в кредитных организациях - на дивиденды акционерам; в кредитных кооперативах источниками собственного капитала являются паевые взносы членов, доходы от собственной деятельности, для банков это взносы акционеров в уставный капитал, прибыль. Отличаются они и по видам предоставляемых услуг: кооперативы предоставляют кредиты своим членам, осуществляют хранение сбережений пайщиков и рас-
четно-финансовые услуги, банки - кредиты всех видов, ведение расчетных счетов физических и юридических лиц, другие виды финансовых услуг.
Преимущество такого коллективного инвестора, каким является кредитный кооператив, состоит в возможности контроля деятельности любого его члена. Каждый имеет точное представление о личном и финансовом состоянии всех других участников кооператива. Такая прозрачность используется прежде всего для того, чтобы перепроверить платежеспособность отдельных пайщиков. Малые размеры дают возможность членам кооператива получить необходимую ссуду быстро, дешево (из-за небольших управленческих расходов), по меньшим процентным ставкам, чем в коммерческом банке, и получать больший процент на свои сбережения и без бюрократических издержек. Важно и то, что только в ограниченном небольшой территорией товариществе все члены имеют возможность принимать непосредственное и активное участие в его хозяйственно-экономической деятельности. Члены кооператива, объединенные общими кооперативными интересами и совместной кооперативной собственностью, являются не клиентами кооператива, а его равноправными членами. Это объединение людей, а не капиталов (как в банке, фонде или другой коммерческой организации). Количество членов ограничено численно и качественно: это люди, знающие друг друга, займы они дают только друг другу и, как правило, под обеспечение. В отличие от прочих финансовых организаций, деятельность кредитного кооператива контролируется прежде всего его членами. Механизм кооперативной демократии позволяет членам кооператива, каждый из которых имеет один голос, контролировать использование внесенных ими в кооператив средств благодаря выборности и подотчетности органов управления кооператива.
При возникновении потребности в осуществлении банковских операций для ведения расчетов кооператива с членами кооператива и сторонними организациями кредитный кооператив заключает договор с банком на банковское обслуживание, как любая другая хозяйственная организация.
При этом необходимо отметить, что чисто деловая техническая сторона реализации кредитно-финансовой деятельности в кредитном кооперативе должна быть такой же, как и в банковской структуре. Особенно это касается бухгалтерского учета, делопроизводства, корректности в осуществлении кредитно-финансовых операций, точности выполнения членами принятых на себя обязательств. Для успеха кооперативного дела важен уровень квалификации персонала кооператива. Важно, чтобы качество проведения деловой и технической стороны кредитно-финансовых опера-
ций было не ниже, чем в банковских структурах. Только при таких условиях можно обеспечить эффективную работу кредитного кооператива.
Вторая часть Гражданского кодекса РФ также устанавливает строгие ограничения в данной сфере: согласно ст. 819 ГК кредиты выдает банк или иная кредитная организация (кредитор), то есть та организация, у которой есть лицензия Центробанка РФ, что оговорено в ФЗ «О банках и банковской деятельности» в ст. 1. Кооператив, таким образом, действует без лицензии ЦБ РФ. Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется соответствующим законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 08.08.2001 № 128-ФЗ) ст. 1,17 п. 1, ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан», ГК РФ не оговорено, что кредитный кооператив обязан осуществлять свою деятельность согласно специальному разрешению (лицензии). Лишь ФЗ «О сельскохозяйственных потребительских кооперативах» упоминает, что осуществление деятельности кооператива без надлежащего разрешения (лицензии) по решению суда может повлечь за собой его ликвидацию (ст. 42 п. 2), при том, что настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности лишь сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации и не распространяется на другие виды кооперативов. Однако ст. 27 ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» говорит о том, что государственное регулирование деятельности кредитных потребительских кооперативов и их союзов (а это регистрация кредитных кооперативов и их союзов; контроль деятельности кредитных кооперативов и их союзов в соответствии с законодательством Российской Федерации; применение мер ответственности к кредитным потребительским кооперативам и их союзам в случае несоблюдения ими требований законодательства Российской Федерации, при этом не раскрывая их содержания) осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Статьей 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предлагается исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности, п. 3 той же статьи оговаривает, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим ФЗ перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Таким образом, ведение процедуры лицензирования кредитных кооперативов в субъектах РФ противоречит федеральному законодательству.
Вернемся к сказанному выше: использование в практике кредитных кооперативов кредитных договоров в рамках действующего правового обеспечения недопустимо. Банковский кредит предоставляют коммерческие банки, иные кредитные организации, получившие в ЦБР лицензию на осуществление банковских операций (см. ст. 13 закона о банках).
Иной вариант организации работы кредитных кооперативов - посредством договоров займа (ст. 807 ГК РФ). Форма договора займа между гражданами зависит от суммы займа (ст. 808 ГК определяет необходимость письменной формы, если сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, то есть в настоящее время 1 ООО руб.). В тех случаях, когда заимодавцем выступает юридическое лицо, необходимо соблюдение письменной формы. В отличие от кредитного договора, несоблюдение письменной формы не лишает договор займа юридической силы. При этом следует учесть, что предоставление денежных средств по договорам займа возможно за счет собственных средств. Высший Арбитражный Суд РФ в письме от 10 августа 1994 года № С1-7/ОП-555 (п. 4) отмечает, что небанковская организация вправе на платной основе размещать свои свободные денежные средства по договору займа, но только в том случае, если эта деятельность не носит систематического характера, не становится основным видом деятельности организации и прямо не запрещена законом [5]. Учитывая, что действующим законодательством критерии систематичности не оговорены и решение этого вопроса оставлено в каждом конкретном случае на усмотрение арбитражного суда, предлагается при определении такого критерия учитывать либо удельный вес доходов от процентных займов в общей массе выручки от всех видов деятельности организации, либо количество сделок, совершенных в определенный период времени [6]. Поэтому и при организации деятельности кредитного кооператива через механизм договоров займа возникает больше препятствий, нежели возможностей.
В практике ошибочно используется и термин «ссуда» в значении термина «кредит». В соответствии со ст. 689 гл. 36 ГК РФ договор ссуды - это договор безвозмездного пользования вещью, предоставление же денежных средств может осуществляться согласно ГК по договору займа или кредитному договору.
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое, кредитное регулирование отно-
сится к ведению Российской Федерации, что согласно п. 1 ст. 76 Конституции РФ требует принятия федерального закона. В связи с этим остается актуальным до сих пор решение Ассоциации российских банков с предложением об урегулировании на уровне федерального закона вопросов кредитной кооперации и возможности организации банков в форме кооператива [7].
В настоящее время, имея довольно широкий разброс наименований юридических лиц данного финансового института, каким является кредитный кооператив, основывается на следующих нормативно-правовых актах:
• кредитные организации, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
• сельскохозяйственные потребительские кооперативы, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»;
• кредитные кооперативы и (или) союзы, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан»;
• общества взаимного кредитования, создаваемые и действующие на основе Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Каждый федеральный закон определяет свои, отличительные от других основы и условия создания и функционирования финансовых организаций (потребительских кооперативов). В силу этого финансовая организация действует только на условиях одного из названных законов, и на нее не распространяется действие двух других названных выше законов. Законодательство о банках и банковской деятельности не распространяется на кредитные кооперативы.
Широко используются ст. 50 и 116 ГК РФ, ч. 1. В статьях нет прямого указания на возможность создания кредитных потребительских кооперативов, но там нет и ограничительного перечня кооперативов по видам деятельности. Потребительские кооперативы, составляющие предмет регулирования ст. 116 ГК, в зависимости от целей создания и особенностей деятельности, принятых нормативных актов, могут быть разграничены на четыре основные группы: потребительские общества (заготовительные, торговые и др.), деятельность которых также регламентируется и ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» (от 11.06.1997 № 97-ФЗ); сельскохозяйственные кооперативы (перерабатывающие, огороднические,
животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы); кредитные кооперативы граждан; специализированные кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и др.), деятельность которых регламентируется специальным законодательством.
Законодательством предусматривается еще одна специфическая форма поддержки малого бизнеса. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14.06.1995 № 88-ФЗ) ст. 12 определяет возможность организации обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, которые создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи. Однако такие общества: вправе не размещать обязательные резервы в ЦБР; могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации; определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи; не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.
Федеральный закон от 11.06.1997 № 97-ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и др., ст. 2).
Хотелось бы отметить, что не только на федеральном уровне занимались и занимаются правовыми вопросами регулирования деятельности системы кредитной кооперации, но и региональные органы власти принимают в этом активное участие. Задолго до принятия соответствующих федеральных законов Волгоградская область стала проводником развития кредитных кооперативов, в том числе в области. Ростовская, Вологодская, Новосибирская, Саратовская и другие области также содействуют созданию и развитию у себя потребительских кооперативов.
Так, в настоящий момент в Волгоградской области на основе ГК РФ и перечисленных выше федеральных законов принят ряд действующих нормативных документов, способствующих развитию кредитных кооперативов: закон Волгоградской области от 18.04.1997 № 111-ОД «О защите прав пайщиков сельскохозяйственных кредитных кооперативов в Волгоградской области»; постановление
администрации Волгоградской области от 22.05.1998 № 267 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования и контроля деятельности кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, зарегистрированных на территории Волгоградской области»; постановление главы администрации Волгоградской области от 10.08.1999 № 541 «О создании фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Волгоградской области»; постановление Волгоградской областной думы от 28.12.2000 № 19/558 «Об Областной программе государственной поддержки и развития предпринимательства в Волгоградской области на 2001 - 2005 годы»; закон Волгоградской области от 19.03.2001 № 519-ОД «О программе социально-экономического развития Волгоградской области на 2001 - 2005 годы»; распоряжение главы администрации Волгоградской области от 01.07.2002 № 603-р «О мерах по дальнейшему развитию кредитных потребительских кооперативов»; закон Волгоградской области «О государственном контроле и надзоре за деятельностью кредитных потребительских кооперативов граждан» от 27.05.2002 № 706-ОД. В Волгоградской области, таким образом, осуществляется лицензирование деятельности кооперативов, что противоречит ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 17 п. 3).
Опыт работы кредитных кооперативов и его влияние на малый бизнес в Волгоградской области нашли живой отклик и в других субъектах РФ. В частности, в Саратовской области принят закон от 24.09.2001 № 37-ЗСО «О государственной поддержке прав и законных интересов кредитных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и потребительских обществах на территории Саратовской области», во Владимирской области - закон от 06.03.2000 №13-03 «О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах во Владимирской области», в Орловской области - закон от 16.07.1999 «О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в Орловской области» [8].
При всем разнообразии названий указанных выше юридических лиц основным видом их деятельности является аккумулирование денежных средств физических и (или) юридических лиц с последующим кредитованием учредителей (пайщиков) данного юридического лица.
Специальная правоспособность потребительского кооператива в значительной степени отличает его от иных форм некоммерческих и кредитных организаций. Деятельность некоммерческих организаций регулируется ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Настоя-
щий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Однако он не распространяется на потребительские кооперативы, деятельность которых регулируется нормами ГК РФ, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами (ст. 1).
Потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых и др.), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ. Поэтому потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между членами.
Содержание правоспособности потребительских кооперативов отдельных видов определяется специальными законами.
Членами потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16 лет (ст. 26 ГК); коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе унитарные предприятия и учреждения (с учетом положений ст. 295, 297, 298 ГК).
Правовые акты субъектов РФ могут устанавливать особые требования к субъектному составу того или иного потребительского кооператива. Так, членами кооператива, созданного для осуществления малоэтажного и коттеджного строительства в Московской области, могли быть только жители г. Москвы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (распоряжение мэра Москвы от 21 декабря 1994 года № 628-РМ // Вестник мэрии Москвы. - 1995. - № 2. - С. 3), членами ЖСК в г. Москве -коренные москвичи, инвалиды, участники Великой Отечественной войны и некоторые другие категории граждан (Положение о строительстве домов ЖСК, утверждено распоряжением мэра Москвы от 12 февраля 1996 года № 70-РМ // Вестник мэрии Москвы. - 1996. - № 5. - С. 7) [9].
Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом - общим собранием членов кооператива. Устав должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учредительным документам юридических лиц, и содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК.
Устав сельскохозяйственного потребительского кооператива (садоводческого, огороднического, животноводческого и др.) также должен соответствовать ст. 11 закона о сельскохозяйственной кооперации, устав потребительского общества - ст. 9 закона о потребительской кооперации.
Наименование потребительского кооператива не должно оставлять сомнений относительно его организационно-правовой формы и целей создания. В этой связи в наименование включаются указание на сферу деятельности кооператива (жилищно-строительный, дачно-строительный, сельскохозяйственный и др.) и слова «кооператив», «потребительское общество» или «потребительский союз». По смыслу эти понятия равнозначны. Вместе с тем ст. 2 закона о потребительской кооперации устанавливает определенные ограничения на использование в наименовании юридических лиц слов «потребительское общество» и «союз потребительских обществ». В частности, не допускается использование слов «потребительское общество» и «союз потребительских обществ» в названиях потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность на основании закона о сельскохозяйственной кооперации, а также иных специализированных потребительских кооперативов (гаражных, кредитных и др.), то есть тех, на которые закон о потребительской кооперации не распространяется. Согласно статьи 4 п. 14 закона о сельскохозяйственной кооперации наименование данного потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова «сельскохозяйственный кооператив». Наименование кредитного потребительского кооператива граждан должно содержать словосочетание «кредитный потребительский кооператив граждан» (ст. 4 п. 3 закона о кредитных кооперативах граждан).
Государственная регистрация потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Действие данного документа распространяется и на некоммерческие организации, которым предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, как, следовательно, и на кооперативы.
Перечень документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кооператива, может определяться в законах о кооперативах соответствующих видов. Так, согласно ст. 8 закона о потребительской кооперации для регистрации потребительского общества необходимо представить заявление о регистрации; протокол учредительного собрания о создании потребительского общества, об утверждении его устава и о составе совета потребительского общества, под-
писанный председателем и секретарем учредительного собрания; устав общества и свидетельство об уплате регистрационного сбора.
Имущество кооператива складывается из паевых взносов членов, размер, состав и порядок внесения которых определяются в уставе. По общему правилу, этим участие членов в деятельности потребительского кооператива ограничивается, так как закон не требует их личного трудового вклада в общее дело (исключение составляют лишь сельскохозяйственные кооперативы - личное участие членов в их хозяйственной деятельности обязательно; см. ст. 4 закона о сельскохозяйственной кооперации).
Члены кооператива могут предоставлять ему имущество, находящееся у них на праве собственности или ином вещном праве. Такое имущество, как правило, передается кооперативу в целях реализации его уставных целей, и паевым взносом не является. Например, такие отношения возникают в случае, когда земельные участки под строительство жилых домов выделены не кооперативу, а его членам в пожизненное наследуемое владение (Вестник ВАС РФ. - 1996. - № 1. - С. 77).
Имущество потребительского кооператива, складывающееся из паевых взносов членов и приобретенное по иным законным основаниям, принадлежит ему на праве собственности (п. 3 ст. 213 ГК).
В отношении потребительского кооператива его члены имеют только обязательственные права (п. 2 ст. 48 ГК). Исключение установлено лишь для членов жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и некоторых других кооперативов. Указанные лица, полностью внесшие свой паевый взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на соответствующее имущество (п. 3 ст. 218 ГК). Собственниками указанного имущества могут стать и не члены кооператива. В судебной практике встречаются случаи, когда кооперативные помещения признаются собственностью других лиц, которые фактически пользуются ими и имеют право на часть пае-накопления (см. Комментарий судебно-арбитражной практики - 1997. Вып. 3, с. 31 - 38).
Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем на членов кооператива возлагается обязанность покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов. Факт наличия убытков и их размер устанавливаются при утверждении годового баланса. Как правило, общее собрание членов, утверждая баланс, принимает решение о размере дополнительных взносов, подлежащих вне-
сению каждым из членов, о порядке и сроках их уплаты. При этом срок уплаты дополнительных взносов не должен превышать трех месяцев. Порядок покрытия убытков потребительского общества его пайщиками в обязательном порядке определяется в уставе общества (ст. 9 закона о потребительской кооперации). Неисполнение членами кооператива данной обязанности может повлечь ликвидацию кооператива в судебном порядке по требованию кредиторов.
Члены кооператива несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса. Ответственность членов — субсидиарная, то есть наступает только в том случае, когда имущества самого кооператива для удовлетворения требований кредиторов недостаточно.
Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут распределяться между членами кооператива. Размер выплат, причитающихся каждому из членов, как правило, определяется общим собранием кооператива. При распределении доходов потребительского общества между его пайщиками необходимо соблюдение особого правила - размер кооперативных выплат не должен превышать 20% от доходов общества (п. 2 ст. 24 закона о потребительской кооперации).
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Настоящий ФЗ распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (ст. 1 п. 2), а также согласно п. 3. ст. 2 регулирует отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Круг юридических лиц-должников, попадающих в сферу действия закона о банкротстве, определен указанным законом (п. 2 комментируемой статьи) на основании п. 1 ст. 65 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее
в форме потребительского кооператива, либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Таким образом, в роли должника, в отношении которого возможно возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве), может выступать любое юридическое лицо, за исключением казенного предприятия: хозяйственное товарищество (полное или коммандитное), хозяйственное общество (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью или акционерное), производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Однако встает вопрос может ли быть признан потребительский союз (общество) банкротом? Следует обратиться к нашему законодательству. Согласно ст. 121 ГК РФ п. 2, 3 некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций, являющиеся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Отсюда следует, что потребительский союз, созданный путем объединения потребительских обществ, является самостоятельным юридическим лицом, которое может быть признано банкротом. Вместе с тем принимать решение о возможности рассмотрения заявления о признании банкротом потребительского союза необходимо с учетом сведений, указанных в его учредительных документах, выяснить, создан ли должник потребительскими обществами в форме ассоциации (союза) самостоятельных некоммерческих организаций или фактически он является потребительским кооперативом, созданным в порядке, установленном Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» (см. информационное письмо президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2001 года № 64).
Развитие системы кредитной кооперации позволит решить насущные проблемы населения: обеспечить жителей необходимыми кредитными ресурсами и финансовыми услугами; смягчить проблему поиска и процесса получения необходимых средств для собственных нужд; использовать специфическую форму коллективной ответственности для повышения кредитоспособности кооператива как финансового института; повысить финансовую устойчивость и уровень платежеспособности пайщиков; способствовать оживлению деловой активности населения и социально-экономическому развитию региона путем мобилизации сбережений местного населения.
Полностью исключить государственное вмешательство в процесс создания кооперативов нельзя, но, тем не менее, роль государства должна ограничиваться следующими моментами: правительству страны следует создать благоприятную среду для развития научно-исследовательских разработок по проблемам кредитной кооперации; содействовать привлечению иностранных экспертов и способствовать распространению зарубежного опыта по данной проблеме; учитывая пассивность в самоорганизации населения, органы государственной власти, особенно региональные, должны проводить активную политику, направленную на разъяснение преимуществ кредитной кооперации через средства массовой информации и в личных контактах с руководителями и работниками предприятий инициировать организацию кооперативного дела и поддерживать все начинания, связанные с ним; государству необходимо сформировать четкие правовые основы функционирования кредитных кооперативов на территории страны, следить за исполнением принимаемых законов; государство могло бы также, что очень важно, предоставить на первые 3-5 лет существования кредитных кооперативов определенные налоговые и иные финансовые льготы.
Таким образом, кредитный кооператив - это финансовый институт особого рода, который по целям деятельности, организационно-правовой форме, способу распределения прибыли, источникам собственного капитала и предоставляемым услугам коренным образом отличается от коммерческого банка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основы кредитного менеджмента: Учебное пособие для менеджеров кредитной кооперации /Под. ред. В.М. Пахомова.-Чебоксары, 2000.-226 с.
2. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И Лавруши-на.-М.: Финансы и статистика, 2000.-574 с.
3. Стабилизирующая роль банков в социально-экономическом развитии Волгоградской области: Материалы научно-практической конференции 21.12.1999.-Волгоград.: Издатель, 2000.-152 с.
4. Белокрылова О., Клавдиенко Т. Экономико-правовой статус кредитного товарищества как нового субъекта финансового рынка // Хозяйство и право. - 1997. -№10.-С.31-38.
5. Пастушенко Н. К вопросу о кредитной кооперации // Хозяйство и право. - 1998. - № 8.
6. Камфер Ю., Бойкова М. Договор займа: правовые, бухгалтерские, налоговые аспекты // Экономика и жизнь. -1997. - № 46. - Бухгалтерское приложение, с. 15.
7. Письмо от 5 августа 1997 года № А-02/2-557 Председателю ЦБ РФ С.К. Дубинину, подписано президентом АРБ С.Е. Егоровым // Вестник Ассоциации российских банков. - 1997. -№ 26. - С. 41-42.
8. Тряхов Е. П. Правовые акты субъектов РФ о кредитной кооперации // Сельский кредит, пресс-бюллетень.-М., 2002, №4, с.14.
9. Щербак Н.В. Кредитная кооперация //Законодательство. - 2001. - № 3.