Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / STATE MANAGEMENT / INFORMATION SECURITY / INFORMATION / EFFICIENCY / LEGAL MECHANISM / LEGISLATION / STATE MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье описаны основные проблемы законодательства Российской Федерации в сфере функционирование института государственного менеджмента. Представлены основные положения деятельности государства в области информационной безопасности, возможные направления и основные задачи по развитию системы государственного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of the Institute of Public Management in the executive branch system as one of the key criteria for the effective operation of the state mechanism

The article describes the main problems of the legislation of the Russian Federation in the field of functioning of the institution of state management. The main provisions of the state’s activities in the field of information security, possible directions and main tasks for the development of the state management system are presented.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: в статье описаны основные проблемы законодательства Российской Федерации в сфере функционирование института государственного менеджмента. Представлены основные положения деятельности государства в области информационной безопасности, возможные направления и основные задачи по развитию системы государственного менеджмента.

Abstract: the article describes the main problems of the legislation of the Russian Federation in the field of functioning of the institution of state management. The main provisions of the state's activities in the field of information security, possible directions and main tasks for the development of the state management system are presented.

Ключевые слова: государственный менеджмент, информационная безопасность, информация, эффективность, правовой механизм, законодательство, государственный механизм.

Keywords: state management, information security, information, efficiency, legal mechanism, legislation, state mechanism.

Глобализация открытых информационных систем, формирование международного информационного пространства создают условия для нарушения геополитической целостности государств и оказывают существенное влияние на безопасность государства. В настоящее время растет значение правовых механизмов в сфере регулирования информационных отношений в обществе, которые сочетаются с экономическими и другими методами воздействия на эти отношения. В контексте управления государством вопросами информационной безопасности речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих основных принципах: соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ; открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ; правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; приоритетное развитие отечественных современных инфор-

мационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ [1].

Основные положения деятельности государства в области информационной безопасности: соблюдение принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса; совершенствование существующего и разработка нового законодательства и нормативную-правовую базу информационных отношений в обществе, а также осуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства; ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства; ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется; обеспечение законными средствами защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации; предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги через доступ к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям [1].

Действующие федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об информации, информатизации и защите информации", "О средствах массовой информации" заложили основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 11(179)

развития информационных технологий и обеспечения информационных прав субъектов правоотношений.

Данные законы являются основными для формирования на их основе законов и других нормативных актов по отдельным направлениям правового регулирования информационных отношений в обществе, что и реализуется на практике.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (от 27.07.2006 N 149-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации [3].

Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации [2].

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 06.06.2019) "О средствах массовой информации". Данный закон содержит положения об организации деятельности средств массовой информации, распространении массовой информации, о правах и обязанностях журналиста, о межгосударственном сотрудничестве в области массовой информации, а также об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации [5].

В настоящее время законодательная деятельность по регулированию отношений в области использования информации в российском обществе активно развивается. Появляются новые законы, например, Федеральный закон №152 «О защите персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персо-

нальных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации [4].

Следует отметить, что действующее законодательство пока не совершенно. Оно не дает однозначного ответа на ряд важных вопросов с правовой точки зрения вопросов. Например, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и как эти права ими могут быть реализованы. Это является основной причиной возникающих трудностей для исполнительной и правоприменительной деятельности по реализации указанного законодательства.

В настоящее время информационное законодательство Российской Федерации находится на начальном этапе своего формирования, о чем свидетельствует относительно узкий слой законов в области связи, телекоммуникаций, информации и информатизации.

Таким образом, одной из основных целей государства в области информационной безопасности является реализация гарантий конституционных прав и свобод каждого гражданина, относящихся к деятельности в информационной сфере. Поэтому законодательство РФ должно быть направлено на то, чтобы сформировать правовой статус всех субъектов в системе информационных отношений и определить их ответственность за обеспечение конституционного права на свободу информации.

Совершенствование законодательства возможно при решении следующих задач: проведение анализа процессов развития информационной сферы и определение областей не имеющих правового обеспечения; разработка концепции развития информационного законодательства; анализ причин низкой правоприменимости существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения.

Библиография:

1. 2.

3.

4.

5.

Ковалева Н.Н.. Информационное право России. М.: Дашков и К. 2008. — 359 с.

ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция).

ФЗ «О защите персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 06.06.2019) "О средствах массовой информации".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.