Индекс объема сельхозпродукции, 2005 г. в % к 1990 г. Среднегодовой темп прироста (снижения), 1991-2005 гг., %
Россия Дагестан Россия Дагестан
Хозяйства всех категорий 73,2 124,5 -2,1 1,5
Сельхозпредприятия 48,2 37,5 -5,0 -6,3
Хозяйства населения 130,2 210,5 2,0 5,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства (1993-2005 гг.) 309,0 в 3,6 раза 6,5 34,7
Источник: рассчитано автором по данным Росстата РФ.
Разнохарактерность происходящих структурных изменений зависит, во-первых, от социальнодемографической ситуации в сельской местности.
В Дагестане в сельской местности проживает 1,5 млн человек, или (60% населения), больше только в Краснодарском крае, для которых ведение личного подсобного хозяйства является важнейшим источником получения доходов и самозанятости. На современном этапе это и формирует значительный резерв дальнейшего укрепления данной категории хозяйств.
Одновременно следует заметить, что в Дагестане 47% домохозяйств в сельских населенных пунктах состоят из пяти и более человек, тогда как в регионах Южного федерального округа таких домохозяйств 24%, а в стране в целом - всего 13%.
Во-вторых, за последние годы в сельском хозяйстве страны происходят изменения, связанные с приходом в отрасль крупных инвесторов, вкладывающих значительные средства в технико-технологическую модернизацию производства, в том числе и в форме образования интегрированных агропромышленных формирований, которые и обусловливают прирост темпов производства в сельхозпредприятиях.
Несмотря на предпринимаемые усилия, пока еще не удается обеспечить приток частного капитала в сельское хозяйство Дагестана. Поэтому в условиях напряженности и социальной ориентированности регионального бюджета, сужающего возможности государства в участии в обновлении производственного потенциала АПК, сохраняется тенденция дальнейшего снижения активности сельхозпредприятий, что обусловливает снижение конкурентоспособности сельского хозяйства региона.
Сложившиеся тенденции развития экономики региона позволяют утверждать, что ЛПХ населения еще надолго сохранят доминирующее положение. Фермерские хозяйства, несмотря на многочисленность - более 39 тыс., со средним размером площади 4 га, не имеют достаточных ресурсов для укрепления своего предпринимательского потенциала и в значительной степени либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо имеют потребительскую форму, практически ничем не отличаясь от личных подсобных хозяйств.
Поэтому признание стимулирования развития малых форм хозяйствования одним из направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК» продиктовано именно наличием резерва для их расширения, а также ролью мелких сельхозпроизводителей в жизнеобеспечении и решении продовольственной проблемы страны, что и обусловливает дальнейшее вовлечение этой категории сельхозтоваропроизводителей в орбиту государственной аграрной политики.
Литература
1. О производстве продукции сельского хозяйства.
2. в хозяйствах населения (2000-2003 гг.) ЦЭК при Правительстве РФ.
3. Проект концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов/М., МСХ РФ. - 2006.
4. Агропромышленный комплекс России в 2004 г./М., МСХ РФ. - 2005.
5. Российский статистический ежегодник, /М., Росстат. - 2005.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.Н.Чапанова, к.э.н., Поволжский НИИ экономики и организации АПК
Проведение аграрной реформы оказало значительное влияние как на структуру производства сельхозпродукции, так и на правовые формы хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей. В аграрном секторе экономики созданы и функционируют многие коллективные и индивидуальные формы ведения производства, каждая из них по-своему влияет на ситуацию в сфере АПК. Существующие формы -крупнотоварные сельскохозяйственные предприятия, крестьянские фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства различаются между собой по параметрам, имеют различные отношения собственности, принадлежат к разным общественно-экономическим и хозяйственным укладам, отличаются результативными показателями деятельности.
В последние годы в объемах производства и повышения доходов сельских жителей значительно возросла роль личных подсобных хозяйств.
По состоянию на 1.01.2006 г. на территории Саратовской области насчитывалось около 292 тыс. ЛПХ. Площадь земли, находящейся в их пользовании составляла 50,8 тыс. га, в том числе сельхозугодий, 45,6 тыс. га, пашни - 38,2 тыс. га. В них содержалось 319,4 тыс. гол. КРС, в том числе 161,3 тыс. гол. коров, 210,7 тыс. гол. свиней, 191,7 тыс. гол. овец и коз. В хозяйствах населения в 2005 г. было произведено 673,9 тыс. т. молока, что больше уровня 2003 г. на 12,8%, 148,3 тыс. т. мяса (в живом весе).
В среднем на 1 ЛПХ в области приходится 17,4 сотки земли, в том числе сельхозугодий - 15,6
сотки (15,4 сотки в 2003 г.), пашни - 13,1 (12,9 сотки в 2003 г.), 1,1 гол. КРС, в том числе 0,6 гол. коров, 0,7 гол. свиней, 0,7 гол. овец и коз (в пересчете на условное поголовье 1,18 гол.).
На начало 2006 г. в ЛПХ Саратовской области содержалось 63,8% поголовья крупного рогатого скота, в том числе 71,5% коров, 65,4% свиней и 49,4% овец и коз. В минувшем 2005 г. от общего объема ими было произведено 74% молока, 72,6% мяса (в живом весе), 52,5% яиц. Следует отметить, что в разрезе микрозон и особенно районов наблюдаются существенные различия в уровне развития ЛПХ.
За счет ЛПХ обеспечиваются, в основном, питание сельских семей, их родственников в городах, пополнение местного продовольственного рынка, поставка сырья на перерабатывающие предприятия. Доходы от продажи излишков составляют заметную долю бюджета сельских семей, часто являясь единственным источником их получения. На тенденции роста поголовья скота в ЛПХ и увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции оказали влияние: кризисное состояние большинства сельскохозяйственных предприятий, снижение заработной платы как источника дохода сельских жителей, узость сферы приложения труда в сельской местности; налоговые льготы на ведение ЛПХ; высокая мотивация к труду в подсобных хозяйствах населения и приспособляемость к требованиям рынка. В то же время с разрушением общественного производства из сферы государственного влияния выпали и ЛПХ. Они оказались оторванными от сельхозпредприятий и от государства. Самостоятельно выжить в рыночных условиях им оказалось очень сложно. Для эффективного функционирования ЛПХ необходимо обеспечение государственной поддержки. В настоящее время разработаны меры по приоритетному порядку развития форм малого предпринимательства, в том числе ЛПХ. Проблемы регулирования развития ЛПХ с учетом средств государственной поддержки требуют более глубокого изучения, как и совершенствование взаимоотношений с предприятиями и организациями АПК при производстве и реализации продукции.
По информации МСХ Саратовской области, на 1.04.2006 г. малыми формами хозяйствования из банков, действующих на территории области, привлечено кредитных ресурсов на сумму 809,8 млн р.
В рамках реализации национального проекта с ЛПХ заключено 85 договоров и выдано кредитов на сумму 18,7 млн р., что составляет 2,3% от общей суммы кредитных ресурсов. Следует отметить, что ОАО «Россельхозбанк» - единственный в области банк, кредитующий хозяйства населения.
С К(Ф)Х различными банками заключен 101 кредитный договор на сумму 170,9 млн р., что составляет 21,1% от общей суммы привлеченных средств, с потребительскими сельскохозяйственными кооперативами - 2 договора на сумму 8,9 млн р. (1,1%), с коллективными хозяйствами - 134 договора на сумму 611,3 млн р.
Кроме того, на кредитование ЛПХ поступило 96 заявок на сумму 19,4 млн р., от К(Ф)Х - 12 заявок на сумму 9,3 млн р.
На субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам для личных подсобных хозяйств выделен лимит в сумме 92 млн р., т.е. должно быть освоено более 800 млн р.
«Россельхозбанк» имеет всего три представительства в районах области. Для обеспечения территориальной доступности получения кредитов целесообразно расширить сеть представительств банков, кредитующих сельхозтоваропроизводителей.
Есть риск неполного освоения выделенных финансовых средств на стимулирование малых форм хозяйствования в АПК. Он связан с недостаточностью залогового обеспечения сельских жителей при оформлении кредитов. Оформление кредита носит затяжной характер из-за отсутствия механизма расчета доходов ЛПХ при заполнении анкеты-паспорта заемщика.
Условия кредитования сельхозтоваропроизводителей исключают возможность участия в льготном кредитовании вновь созданных малых форм хозяйствования из-за отсутствия залогового обеспечения.
В настоящее время гарантии на возврат кредитов районных и окружных администраций, коллективных хозяйств банками не принимаются во внимание. Поэтому в бюджете области необходимо предусмотреть средства для создания специальных фондов муниципальных образований, которые смогут выступать гарантом возврата кредитных ресурсов банков, выдаваемых сельхозтоваропроизводителям.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ И ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
В.Л. Шабанов, к.э.н., ст. науч. сотр. Института аграрных проблем РАН
Продовольственный рынок Саратовской области, как и России в целом, формируется сектором крупных сельскохозяйственных предприятий — бывших колхозов и совхозов, крестьянско-фермерских хозяйств (К(Ф)Х) и личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Между личными подсобными хозяйствами и крупным аграрным производством сложилось разделение труда, при котором ЛПХ производят и поставляют на рынок картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясо, молоко, а сельскохозяйственные предприятия
и фермерские хозяйства - зерновые, технические, кормовые культуры и отчасти продукцию животноводства.
Производство молока характеризуется скачкообразным ростом в определенные годы и стабилизацией на достигнутом уровне в течение некоторого периода времени (рис. 1). В динамике производства мяса более заметны колебания, напоминающие скорее шум, чем периодические циклы. Для обоих динамических рядов можно выделить возрастающий линейный тренд (с положительным угловым коэф-