4) Так же организация некоммерческого партнерства между банками и страховыми компаниями, оказывающими услуги в сфере ипотечного страхования, в целях регулирования их деятельности, что позволит решить проблему разработки специализированных методик актуарных расчетов страховых тарифов для различных категорий страхователей, что в условиях колебаний в экономике позволит сбалансировать страховой фонд страховой компании, параллельно упростив процесс принятия риска на страхование, снизив количество необходимой документации, что значительным образом оптимизирует затраты как клиента, так и финансовой организации [7].
Вывод: Реализация указанных мер будет неэффективна без стимулирована роста рынка ипотечного кредитования за счет кредитов, так как это взаимосвязанные элементы при страховании ипотечных кредитов. При этом особое внимание необходимо уделять информированности потенциальных клиентов об ипотечном страховании, а также всем тем преимуществам, которое оно несет. Тем самым будет оптимизирован процесс страхования при ипотечном кредитовании, что приведет к взаимному росту на рынке финансов.
Библиография:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации // URL: http://www.consultant.ru/documen t/ cons doc LAW 5142/ (дата обращения 19.11.2021).
2. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.1992 г. № 4015-1 // URL: http://base.garant.ru/10100758/ (дата обращения 19.11.2021).
3. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ // URL: http://base.garant.ru/12138267/ (дата обращения 19.11.2021).
4. Об ипотеке (залоге недвижимости): федер. закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/popular/ipot/ (дата обращения 19.11.2021).
5. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.1992 г. № 4015-1 // URL: http://base.garant.ru/10100758/ (дата обращения 19.11.2021).
6. Страхование сегодня // URL: http://www.insur-info.ru (дата обращения 20.11.2021).
7. Ипотечное страхование: проблемы и пути их решения // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ipotechnoe-strahovanie-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения 20.11.2021).
8. ВТБ: выдачи ипотеки в России в 2020 году достигли рекордных 4,2 трлн рублей https://www.vtb.ru/o-banke/press-centr/novosti-i-press-relizy/2021/01/2021-01-14-vtb-vydachi-ipoteki-v-rossii-v-2020-godu-dostigli-rekordnykh-42-trln-rubley/ (дата обращения 20.11.2021).
УДК 336.69
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ
В ВТО
Свитко Я.И., бакалавр 2 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика».
Научный руководитель: д.э.н., профессор Ажлуни А.М.
ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается вопрос, связанный с функционированием финансовых рынков после вступления России в ВТО. Для наиболее полного раскрытия
данной проблемы рассматриваются следующие аспекты: минусы и плюсы вступления России в ВТО, соглашения между Россией и ВТО в рамках работы МВФ и ВБ, стратегические задачи финансовых рынков в условиях COVID-19, а также проблема оффшоров и их влияние на банковскую деятельность Российской Федерации. Цель данной работы заключается в следующем: выявить изменения в функционировании финансовых рынков после вступления России в ВТО, а также охарактеризовать положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Всемирная торговая организация, финансовая система, финансовый рынок, международная торговля, экономика, оффшорная зона, конкуренция.
ABSTRACT
This article discusses the issue related to the functioning of financial markets after Russia's accession to the WTO. For the most complete disclosure of this problem, the following aspects are considered: the advantages and disadvantages of Russia's accession to the WTO, agreements between Russia and the WTO within the framework of the IMF and the World Bank, strategic objectives of financial markets in the conditions of COVID-19, as well as the problem of offshore zones and their impact on the banking activities of the Russian Federation. The purpose of this work is as follows: to identify changes in the functioning of financial markets after Russia's accession to the WTO, as well as to characterize the positive and negative sides of Russia's accession to the WTO.
KEYWORDS
World Trade Organization, financial system, financial market, international trade, economy, offshore zone, competition.
Введение. Целью данной научной статьи является выявление факторов, повлиявших на функционирование российских финансовых рынков после вступления России в ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торговых и политических отношений государств-членов. ВТО отвечает за разработку и реализацию новых торговых соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Вступление России в ВТО, к которому страна стремилась 18 лет, является большим шагом: учитывая основные предпосылки глобальных экономических процессов, она не смогла принять их в полной мере из-за ряда национальных особенностей. Кроме того, на пути к вступлению во Всемирную торговую организацию существовало множество политических, экономических и социальных препятствий.
Основная часть.
22 августа 2012 года можно считать началом нового этапа в развитии Российской Федерации - она стала 156-м официальным членом ВТО на выгодных условиях. Однако разногласия по этому поводу не утихают, так как можно выявить как минусы, так и плюсы вступления России в ВТО. Рассмотрим их подробнее.
Преимущества вступления России в ВТО:
- улучшение имиджа страны как равноправного игрока в мировой торговле;
- снижение барьеров на рынке международной торговли;
- свободный доступ к установленным системам разрешения международных торговых споров;
- большие возможности для российских инвесторов участвовать в экономиках стран-членов ВТО;
- увеличение конкуренции в финансовом секторе. Результатом может стать снижение процентных ставок по ссудам населению, а также малым и средним предприятиям;
- модернизация национальной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Выходя на мировой рынок, многие российские производители должны уделять особое внимание качеству своей продукции, чтобы быть конкурентоспособными;
-снижение импортных пошлин на количество товаров (медикаменты, продукты питания, одежда, 1Т-товары и т. д.);
- снижение экспортных пошлин. Здесь отчетливо видны преимущества для компаний, работающих в сырьевом сегменте. Конечно, всегда легче строить торгово-экономические отношения с четким пониманием позиций сторон, без подводных камней;
- улучшение инвестиционного климата для иностранцев в результате адаптации правовой системы к стандартам ВТО.
Минусы вступления России в ВТО:
- угроза роста безработицы, если российские компании не смогут конкурировать с иностранными производителями. В частности, ситуация может ухудшиться в городах-моногородах с одной градообразующей компанией, а снижение импортных пошлин может сделать производство многих товаров в России нерентабельным. Наибольший риск существует для сельскохозяйственного сектора экономики (растениеводства и животноводства);
-снижение экспортных пошлин. В результате этого процесса государственный бюджет окажется в убытке, что может привести к увеличению государственного долга; - снижение импортных пошлин может негативно сказаться на отечественном автопроме, наплыв импортных подержанных автомобилей - прямая угроза для российских автопроизводителей.
Важным этапом в развитии сотрудничества в 1996 г. стало подписание Соглашения между ВТО, МВФ и Всемирным банком, конечной целью которого является достижение высокого уровня согласованности в видении глобальной экономической политики путем создания необходимых условий для дальнейшего расширения сотрудничества, развития различных совместных программ и инициатив.
Год спустя, 28 апреля 1997 года, ВТО и Всемирный банк также подписали соглашение о сотрудничестве. По многим вопросам эти соглашения похожи друг на друга. Их основная цель - обмен информацией между организациями, участие представителей одной организации в заседаниях другой, совместных мероприятиях. Соглашение содержит три основные идеи: во-первых, сотрудничество ВТО со Всемирным банком и МВФ будет способствовать большей согласованности данных международных организаций по вопросам глобальной экономической политики. Секретариат ВТО и Всемирный банк, МВФ будут обмениваться информацией и мнениями по вопросам общей компетенции. Во-вторых, соглашение призывает стороны улучшить коммуникацию между организациями путем обмена и обмена информацией в целях устранения дублирования действий и пересечения интересов. В рамках этих соглашений ВТО- с одной стороны, МВФ и Всемирный банк - с другой, предоставляли доступ к собственным базам данных, проводили совместные исследования и мероприятия по техническому сотрудничеству, обменивались отчетами и другими документами. Например, секретариат ВТО имеет доступ к экономической и социальной базе данных банка - BESD, таблицам мирового долга, Атласу Всемирного банка, показателям мирового развития и т.д. С другой стороны, Всемирный банк имеет доступ к интегрированной базе данных ВТО, включая информацию об обязательствах членов ВТО по доступу на рынки товаров и услуг. В-третьих, соглашение предоставляет сторонам статус наблюдателя. В рамках Всемирной торговой организации Всемирный банк и МВФ имеют статус наблюдателей в генеральном совете, торговом органе. Обзор торговой политики, Совет по торговле
товарами, торговле услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, Комитет по практике, субсидии и компенсационные меры, меры по исправлению положения, сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры, платежный баланс, региональные торговые соглашения, торговля и развитие, торговля и окружающая среда, доступ на рынки, лицензии на импорт в соответствии с правилами происхождения товаров, технические барьеры и торговля, инвестиционные фонды, связанные с торговлей, таможенная процедура, конкретные обязательства и множество рабочих групп. ВТО может участвовать в ежегодных совещаниях правления Всемирного банка, МВФ и соответствующих органов.
В этой связи можно сделать вывод, что сотрудничество между Всемирным банком, МВФ и ВТО осуществляется по широкому кругу вопросов, основными из которых являются: нормотворческая деятельность, техническое сотрудничество, проведение экономических исследований, предоставление кредитов для структурных преобразований, контакты на самом высоком уровне.
Немаловажным фактором изменений в финансовой сфере РФ в настоящем времени стал COVID-19, который в определенной степени оказался катализатором и инициировал быструю реструктуризацию всех экономик и социальных отношений, подтверждая тем самым простую истину о том, что как бы мы ни прятались от грядущих технологических инноваций, которые изменят нашу жизнь, они с закономерной последовательностью будут сами трансформировать нашу жизнь, изменяя то, как мы воспринимаем наши возможности, окружающую среду, рынок труда и даже наше восприятие самих себя.
В связи с новыми условиями и обстоятельствами, которые последовали от COVID-19, Россия разработала новую стратегию для финансового сектора государства, а также установила новые цели развития финансового рынка:
- повышение его емкости и прозрачности;
- обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
- создание благоприятного налогового климата для его участников;
- лучшее регулирование финансового рынка.
Реализация данной стратегии создаст надежную основу для долгосрочного развития финансового рынка России и на ее основе создаст конкурентоспособный независимый финансовый центр.
После вступления России в ВТО на одно из первых мест также встала проблема изменения структуры российского финансового рынка в сфере страховых услуг. Несомненно, огромный приток иностранных страховщиков приводит к последствиям, заслуживающим особого внимания. Потребительский спрос на услуги российских страховых компаний падает, что ставит под угрозу дальнейшее развитие отечественных производителей в этой сфере. С нашей точки зрения, это связано с тем, что иностранные страховые компании имеют преимущество перед российскими конкурентами. Отечественный страховой сектор достаточно слабо развит, поскольку не обладает достаточным капиталом, работает по устаревшим технологиям, но в то же время требует высоких ставок. Таким образом, после вступления России в ВТО внутренний страховой рынок становится менее конкурентоспособным, так как иностранный сектор приходит в Российскую Федерацию с большим капиталом, более передовыми технологиями и низкими тарифами, что, безусловно, поможет выдержать все требования потребителей. Это также опасно, потому что деньги перестают «работать» на нашу страну, контроль ослабевает, а степень национальной безопасности ухудшается.
Еще одной немаловажной проблемой российских финансовых рынков является отток капитала, который оказывает значительное влияние на развитие экономики страны. Вместо того, чтобы вкладывать средства в собственную экономику, предприниматели пытаются переместить свои доходы в оффшорные зоны, тем самым стимулируя экономическое развитие стран, в которые поступают эти средства.
На территории Российской Федерации, как и в других странах, оффшорные юрисдикции создают комплекс конфликтов между интересами бизнеса и государства. В результате использования услуг оффшорной зоны страна понесет значительные налоговые убытки, а также риск потери контроля над стратегическими активами. Экономика России теряет значительные ресурсы, которые уходят в иностранные банки. Например, российская компания продает товары (руду, металл, нефть и т. д.) оффшорной компании по низкой цене и, следовательно, платит минимальные государственные налоги. Оффшорная компания продает товары в другую страну по мировым ценам. Большая часть доходов этой компании остается. Таким образом, российская компания платит минимальные налоги российскому государству и большую часть доходов выплачивает от продажи товаров (сырья) за границу. Самое главное, деньги уже принадлежат иностранной компании. И это часто наносит наибольший урон государству.
Заключение.
Подводя итог, можно сказать, что невозможно с уверенностью утверждать о правильности вступления России в ВТО, так как разные отрасли экономики по-разному отреагировали на вступление, многие люди вообще не заметили никаких изменений, но хотелось бы надеяться, что после вступления в ВТО Россия будет развивать экономику внутри страны и в целом.
Библиография:
1. Захарова Е.В., Русакович В.И. Вступление России в ВТО. Ограничения и возможности на современном этапе. М. : Проспект, 2019. 160 c.
2. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М. : Экономика, 2020. 384 c.
3. Стародубцева Е. Банковская система России в условиях вступления в ВТО. М. : Palmarium Academic Publishing, 2020. 144 c.
4. Финансовые рынки и институты: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.В. Чернова [и др.]. М. : Изд-во Юрайт, 2019. 348 с.
5. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения в 3 ч. Ч. 3: Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М. : Изд-во Юрайт, 2019. 362 с.
6. Ажлуни А.М., Кожанчикова Н.Ю., Петрова А.Н. Реформирование институтов развития экономики Российской Федерации с учетом опыта развитых стран // ФЭС: Финансы. Экономика. 2021. Т. 18. № 4. С. 18-24.
7. Управление ликвидностью и краткосрочной процентной ставкой как фактор развития экономики: Монография / А.М. Ажлуни [и др.]. Орел, Изд-во Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, 2021. 50 с.
8. Повышение эффективности реализации стратегии финансовой грамотности на основе методологии сравнительных исследований // А.М. Ажлуни [и др.]. // ФЭС: Финансы. Экономика. 2021. Т. 18. № 2. С. 19-27.
9. Ажлуни А.М., Петрова А.Н., Бирючков Д.Н. Экономико-финансовое и монетарное доминирование США в мировой финансовой системе в условиях спада экономической активности, вызванного короновирусом COVID-19 // ФЭС: Финансы. Экономика. 2020. Т. 17. № 6. С. 11-16.
10. Azhluni A.M., Biryuchkov D.N. Methodological management based of improving the efficiency of agro-industrial multy-level companies in the epidemic COVID-19 // Bulletin of Agrarian Science. 2020. № 6 (87). С. 73-83.