Научная статья на тему 'Функционирование экспериментального исламского финансирования в России: основные аспекты и особенности '

Функционирование экспериментального исламского финансирования в России: основные аспекты и особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
партнерское финансирование / исламский банкинг / законопроекты / Центральный банк / инвестиции / специальные требования / partner financing / Islamic banking / bills / Central Bank / investments / special requirements

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муслим Камильевич Гаппаров

В статье рассматривается инициатива по внедрению практики исламского банкинга в России с целью привлечения инвестиций из стран — членов Организации исламского сотрудничества. Обсуждаются два законопроекта, предлагающие проведение эксперимента по созданию специального регулирования для партнерского финансирования в отдельных регионах России. Анализируются ключевые аспекты законопроектов, включая требования к участникам, операции, надзорные функции Центробанка, капитальные требования, территориальные ограничения и запреты на финансирование определенных отраслей. Освещается текущая практика отдельных банков по внедрению исламских финансовых инструментов в рамках существующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functioning of experimental Islamic finance in Russia: main aspects and features

The text discusses an initiative to introduce the practice of Islamic banking in Russia in order to attract investments from the member countries of the Organization of Islamic Cooperation. Two draft laws are being discussed, proposing an experiment to create a special regulation for partner financing in certain regions of Russia. The key aspects of the draft laws are analyzed, including requirements for participants, operations, supervisory functions of the Central Bank, capital requirements, territorial restrictions and prohibitions on financing certain industries. The current practice of individual banks on the introduction of Islamic financial instruments within the framework of existing legislation is highlighted.

Текст научной работы на тему «Функционирование экспериментального исламского финансирования в России: основные аспекты и особенности »

Закон и право. 2024. № 5. С. 320-323. Law and legislation. 2024;(5):320-323.

ТРИБУНА СТУДЕНТА

Научная статья УДК 34.05

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-320-323 EDN: https://elibrary.ru/XUCADC

NIION: 1997-0063-5/24-293 MOSURED: 77/27-001-2024-5-493

Функционирование экспериментального исламского финансирования в России: основные аспекты и особенности

Муслим Камильевич Гаппаров

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, muslimgapparov@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается инициатива по внедрению практики исламского банкинга в России с целью привлечения инвестиций из стран — членов Организации исламского сотрудничества. Обсуждаются два законопроекта, предлагающие проведение эксперимента по созданию специального регулирования для партнерского финансирования в отдельных регионах России. Анализируются ключевые аспекты законопроектов, включая требования к участникам, операции, надзорные функции Центробанка, капитальные требования, территориальные ограничения и запреты на финансирование определенных отраслей. Освещается текущая практика отдельных банков по внедрению исламских финансовых инструментов в рамках существующего законодательства.

Ключевые слова: партнерское финансирование, исламский банкинг, законопроекты, Центральный банк, инвестиции, специальные требования.

Для цитирования: Гаппаров М.К. Функционирование экспериментального исламского финансирования в России: основные аспекты и особенности // Закон и право. 2024. № 5. С. 320—323. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-5-320-323 ББЫ: https://elibrary.ru/XUCADC

Muslim K. Gapparov

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, muslimgapparov@gmail.com

Abstract. The text discusses an initiative to introduce the practice of Islamic banking in Russia in order to attract investments from the member countries of the Organization of Islamic Cooperation. Two draft laws are being discussed, proposing an experiment to create a special regulation for partner financing in certain regions of Russia. The key aspects of the draft laws are analyzed, including requirements for participants, operations, supervisory functions of the Central Bank, capital requirements, territorial restrictions and prohibitions on financing certain industries. The current practice of individual banks on the introduction of Islamic financial instruments within the framework of existing legislation is highlighted.

Keywords: partner financing, Islamic banking, bills, Central Bank, investments, special requirements.

For citation: Gapparov M.K. The functioning of experimental Islamic finance in Russia: main aspects and features // Law and legislation. 2024;(5):320—323. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-320-323 EDN: https://elibrary.ru/XUCADC

© Гаппаров М.К. М., 2024.

TRIBUNE STUDENT

Original article

The functioning of experimental Islamic finance in Russia: main aspects and features

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

В условиях нынешней конъюнктуры финансового и иных секторов в Российской Федерации все больше внимания уделяется новым направлениям сотрудничества как инвестиционного, так и денежно-кредитного характера.

Иными словами, изменяя принципы сотрудничества, а также пересматривая субъекты этого сотрудничества, Россия все больше привлекает международных инвесторов, чья деятельность основана на этических и религиозных аспектах — одними из таких принципов являются нормы шариата, основанные на исламе. Такой подход трактуется как «правильный путь».

В целях развития финансового сектора государства, а также в аспекте четкой регламентации и регулирования деятельности исламских финансовых институтов, де-факто уже существовавших в России под вывеской некредитных организаций, в Российской Федерации был принят законопроект о введении экспериментального правового режима партнерского финансирования, также называемого исламским финансированием, на территориях отдельных субъектов с преобладанием мусульманского населения, включая Республику Башкортостан, Республику Дагестан, Республику Татарстан и Чеченскую Республику. Этот пилотный проект должен показать, насколько релевантно для российской действительности существование и функционирование исламских финансовых институтов при содействии и регулировании государства.

Успешная реализация данного эксперимента была ключевым фактором для создания благоприятных условий для партнерского финансирования на всей территории России, способствуя таким образом целям экономического развития и привлечению зарубежных инвестиций из стран — членов Организации исламского сотрудничества.

В современных условиях, когда негативное воздействие со стороны определенных государств становится все более ощутимым, создание адекватных условий для реализации данного проекта приобретает актуальное значение.

На данный момент в Государственной Думе РФ готовятся к рассмотрению два законопроекта, направленных на установление взаимодействия между Россией и исламскими странами в области финансирования.

Один из представленных законопроектов — это федеральный закон № 198584-8, предусматривающий проведение эксперимента по установлению специального регулирования для

обеспечения необходимых условий для практики партнерского финансирования в отдельных регионах России [2].

Законодательный проект направлен на установление юридических основ развития партнерских финансовых инструментов на российском финансовом рынке с целью привлечения международных инвесторов, ориентированных на аспекты этики и религии при инвестировании. Основное внимание уделяется развитию исламского банкинга, который отличается отсутствием процентных доходов и запретом на финансирование определенных отраслей, таких, как табачное производство, азартные игры и проч.

Участникам экспериментального правового режима предоставляется возможность осуществления широкого спектра операции и сделок в партнерском финансировании, включая предоставление денежных средств без взимания процентов, заключение партнерских инвестиционных договоров, привлечение капитала через партнерское участие и др.

Практика финансовой деятельности в рамках партнерского финансирования предполагает разделение доходов и рисков между кредитором и заемщиком, что обусловливает установление партнерских отношений.

Согласно предложенному законопроекту принятие решения о включении информации о юридическом лице в реестр участников экспериментального правового режима осуществляется Центральным банком России на основе предоставленных им заявлений и соответствующих документов, отвечающих основным требованиям, которые определяются нормативными актами Центрального банка России.

Как уже отмечалось ранее, участникам экспериментального правового режима предоставляется возможность осуществления широкого спектра операций и сделок в партнерском финансировании, включая предоставление денежных средств без взимания процентов, заключение партнерских инвестиционных договоров, привлечение капитала через партнерское участие, финансирование приобретения недвижимости и движимого имущества, а также участие в уставных капиталах компаний. Предусмотрено и предоставление поручительств и других видов обеспечений исполнения обязательств. Все эти операции и действия должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации [3].

Суть заключается в том, что участник экспериментального правового режима и / или кли-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 05-2024

енты по соглашению партнерского инвестирования приобретают общее право собственности на имущество за счет их финансовых ресурсов.

Законопроект содержит обязательное разделение имущества, привлеченного и размещенного участником экспериментального правового режима, от другого имущества, привлеченного и размещенного в рамках иной деятельности.

Однако представляется, что этого недостаточно. Законопроект устанавливает минимальные требования к размеру собственных средств (капитала) участника экспериментального правового режима, не являющегося кредитной организацией или не кредитной финансовой организацией, на период проведения эксперимента. Нельзя пополнять уставный капитал за счет заимствованных средств и имущества, находящегося под залогом. Также не допускается оплата уставного капитала путем зачета требований.

Предусмотрено одно исключение из указанного положения: возможность внесения денежных требований о выплате установленных дивидендов в денежной форме в уставный капитал. Поскольку лицо, приобретающее статус участника экспериментального правового режима, приобретает статус с правами и обязанностями организации партнерского финансирования, одним из аспектов его обязанностей становится выполнение надзора со стороны регулирующего органа Банка России [4].

Согласно законопроекту Банк России получает полномочия издавать соответствующие нормативные акты, устанавливающие процедуры надзорной деятельности, а также осуществлять сам надзор (включая введение сведений о юридическом лице в реестр участников экспериментального режима, отказ включения в реестр, руководство деятельностью участников экспериментального режима и контроль за соблюдением ими законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России).

С учетом изложенного возникают вопросы не только о применении режима регулирования, но и о режиме надзора, включая использование санкций. Необходимо дополнительно уточнить предусмотренное в законопроекте (ст. 11) действие, заключающееся в вынесении Банком России предписания ограничить деятельность участника экспериментального правового режима. Уточнение содержания такого ограничения и продолжительности его действия следует провести с учетом предшествующих обязательств организации по участию в партнерском финансировании.

Как уже было сказано, на территории Российской Федерации уже осуществляли деятельность исламские кредитные организации еще до обсуждения и принятия законопроекта о введении экспериментального правового режима в соответствии с законодательством РФ. Де-юре эти организации кредитными не являлись, поскольку такой вид банкинга финансовым законодательством в РФ не предусматривался. Организации, осуществлявшие исламский банкинг, получив заявку от потенциального потребителя их услуг, рассматривали ее по аналогии с традиционными банками и, в случае положительного решения, зачастую просто приобретали необходимый потребителю товар и перепродавали ему его в рассрочку без процентов, пени и иных процентных надбавок.

Однако такие операции оказались недостаточно эффективными и не получили широкого распространения из-за повышения стоимости, делая их менее конкурентоспособными по сравнению с обычными банковскими продуктами в России. Следовательно, использование исламских финансовых механизмов в России станет возможным только после внесения соответствующих изменений в законодательство. В соответствии с законопроектом деятельность по партнерскому финансированию предполагает совершение определенных сделок, и участники эксперимента не могут проводить эти сделки за пределами установленной территории эксперимента.

В проекте закона отсутствуют разъяснения по поводу последствий нарушения упомянутого запрета. Вопрос о капиталовложениях участников экспериментального режима обсуждался в Государственной Думе Российской Федерации, представлялись предложения по увеличению минимального размера капитала с 10 млн до 25 млн руб. с 1 января 2024 г., однако сообщения в прессе свидетельствуют о рассмотрении увеличения до 15 млн руб. [1].

Проект законодательного акта предусматривает, что специальный правовой режим для осуществления партнерского финансирования будет действовать на всей территории Российской Федерации. Текст проекта во многом аналогичен законопроекту № 198584-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации», который был принят в первом чтении и предполагает установление специального регулирования для

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

партнерского финансирования в отдельных регионах страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель установления экспериментального правового режима партнерского (исламского) финансирования в России заключается в создании законодательнои базы для функционирования и развития данного вида финансирования в соответствии с принципами исламского банковского дела.

Представленный в данном исследовании режим является одним из шагов на пути к адаптации и интеграции принципов исламского финансирования в россиискую правовую и экономическую систему.

Партнерское (исламское) финансирование представляет собой значимую альтернативу традиционной банковской системе, которая на данном этапе в России переживает упадок на фоне санкционного давления со стороны западных стран, и может способствовать более устойчивой и справедливой экономической системе.

Партнерское (исламское) финансирование отражает ценности сотрудничества, справедливости и социальной ответственности, что делает его привлекательным для тех, кто желает участвовать в финансовых операциях, основанных на принципах солидарности и справедливого распределения доходов.

Список источников

1. Вилъданова М.М. Партнерское финансирование как условие для благоприятного развития

экономики России // Право и практика. 2023. № 2. С. 78-79.

2. Осадчев Д.Н. Исламский банкинг: роль и место в мировой экономике. Потенциал развития в России // Альманах «Крым». 2023. № 36. С. 21-23.

3. Пашков Р.В., Юденков Ю.Н. Перспективы использования инструментов исламского банкинга в российской экономике // Инновации и инвестиции. 2021. № 9. С. 45—48.

4. PlusWorld. Исламский банкинг открывает новые возможности для банков в России // https ://plusworld.ru/journal/2023/plus-9-2023/ islamskiy-banking-otkryvaet-novye-vozmozhnosti-dlya-bankov-v-rossii/ (Дата обращения: 21.02.2024)

References

1. Vildanova M.M. Partner financing as a condition for favorable development of the Russian economy // Law and practice. 2023. № 2. Pp. 78—79.

2. Osadchev D.N. Islamic banking: its role and place in the global economy. The potential of development in Russia // Almanac «Crimea». 2023. № 36. Pp. 21—23.

3. Pashkov R.V., Yudenkov Yu.N. Prospects of using Islamic banking tools in the Russian economy // Innovations and Investments. 2021. № 9. Pp. 45—48.

4. PlusWorld. Islamic banking opens up new opportunities for banks in Russia // https:// plusworld.ru/journal/2023/plus-9-2023/islamskiy-banking-otkryvaet-novye-vozmozhnosti-dlya-bankov-v-rossii / (Accessed: 21.02.2024)

Информация об авторе

Гаппаров М.К. — студент 4-го курса юридического факультета

Статья поступила в редакцию 1 3.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the author

Gapparov M.K. — 4th year student of the Faculty of Law

The article was submitted 13.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.