Научная статья на тему 'ПАРТНЕРСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ БЛАГОПРИЯНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ПАРТНЕРСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ БЛАГОПРИЯНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗАЕМ / КРЕДИТ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / УЧАСТИЕ В КАПИТАЛЕ / ЛИЗИНГ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вильданова Марина Михайловна

В статье рассматриваются возможные особенности нового правового регулирования в России финансовой деятельности, при которой запрещено проведение ссудных операций и осуществление своего рода различных финансовых спекулятивных сделок. В частности, описывается пилотный проект, который будет проводиться в Башкирии, Дагестане, Татарстан и Чечне, в котором предполагается создание системы финансирования, аналогичной во многом исламскому банкингу. Рассматриваются также особенности внесенного в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отношении участников специальной военной операции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вильданова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTNER FINANCING A CON DITION FOR THE FAVORABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article discusses the possible features of the new legal regulation in Russia of financial activity, in which it is prohibited to conduct loan operations with interest and making various speculative transactions. In particular, it describes a pilot project to be carried out in Bashkiria, Dagestan, Tatarstan and Chechnya, in which it is supposed to create a financing system similar in many respects to Islamic banking. The article also discusses the features of the draft federal law submitted to the State Duma of the Russian Federation "On conducting an experiment on the establishment of special regulation in order to create the necessary conditions for the implementation of partner financing activities in relation to participants in a special military operation."

Текст научной работы на тему «ПАРТНЕРСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ БЛАГОПРИЯНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

Суд апелляционной инстанции назначенное Кишмахову А.Р. наказание достаточным и соразмерным совершенному преступлению.

Это лишь некоторые особенности пересмотра в апелляционном порядке приговоров.

Литература и источники

1. Машовец А.О. Особенности судебного следствия при апелляционном производстве по уголовному делу// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 4.

2. Палиева О.Н. Апелляционное производство в уголовном процессе России. Дис. ...канд. юрид. Наук. М., 2005.

3. Потапов В.Д. Участие сторон при разбирательстве дела в суде апелляционной инстанции// Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 4.

4. Чурилов Ю.Ю. Актуальные проблемы постановления оправдательного приговора в российском уголовном судопроизводстве /под ред. З.Ф. Ковриги. М: ВолтерсКлувер, 2010 // [электронный ресурс] Доступ из СПС «Консультант Плюс»

References and Sources

1. Mashovec A.O. Osobennosti sudebnogo sledstviya pri apellyacionnom proizvodstve po ugolovnomu delu// Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2013. № 4.

2. Palieva O.N. Apellyacionnoe proizvodstvo v ugolovnom processe Rossii. Dis. ...kand. yurid. Nauk. M., 2005.

3. Potapov V.D. Uchastie storon pri razbiratel'stve dela v sude apellyacionnoj instancii// Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2011. № 4.

4. Churilov Yu.Yu. Aktual'nye problemy postanovleniya opravdatel'nogo prigovora v rossijskom ugolovnom sudoproizvodstve /pod red. Z.F. Kovrigi. M: VoltersKluver, 2010 // [elektronnyj resurs] Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus»

МАКАРОВА КРИСТИНА ВИКТОРОВНА - помощник прокурора города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики; аспирант, Университет прокуратуры Российской Федерации.

MAKAROVA KRISTINA V. - Assistant Prosecutor of the City of Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, Postgraduate student of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation.

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 347.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-101-108

ВИЛЬДАНОВА М.М. ПАРТНЕРСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ БЛАГОПРИЯНОГО

РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Ключевые слова: партнерское финансирование, заем, кредит, малый и средний бизнес, иностранные инвестиции, участие в капитале, лизинг, предоставление поручительства, экспериментальный режим, риски

В статье рассматриваются возможные особенности нового правового регулирования в России финансовой деятельности, при которой запрещено проведение ссудных операций и осуществление своего рода различных финансовых спекулятивных сделок. В частности, описывается пилотный проект, который будет проводиться в Башкирии, Дагестане, Татарстан и Чечне, в котором предполагается создание системы финансирования, аналогичной во многом исламскому банкингу. Рассматриваются также особенности внесенного в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отношении участников специальной военной операции».

VILDANOVA, M.M.

PARTNER FINANCING A CON DITION FOR THE FAVORABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

Key words: partner financing, loan, credit, small and medium- sized businesses, foreign investments, equity participation, leasing, provision of sureties, experimental mode, risks

The article discusses the possible features of the new legal regulation in Russia of financial activity, in which it is prohibited to conduct loan operations with interest and making various speculative transactions. In particular, it describes a pilot project to be carried out in Bashkiria, Dagestan, Tatarstan and Chechnya, in which it is supposed to create a financing system similar in many respects to Islamic banking. The article also discusses the features of the draft federal law submitted to the State Duma of the Russian Federation "On conducting an experiment on the establishment of special regulation in order to create the necessary conditions for the implementation of partner financing activities in relation to participants in a special military operation."

В условиях ухода зарубежных инвесторов из российской экономики, введения санкций недружественных государств и необходимости восстановления рынка капитала в России представляется востребованным создание стимулов и инструментов для направления средств на финансирование проектов, вносящих вклад в процессы трансформации российской экономики.

Особенностью современного этапа эволюции новых подходов к инвестициям заключается в привлечении международных инвесторов, которые уделяют существенное внимание этическим и религиозным аспектам, в частности нормам шариата. Шариат в переводе - это правильный путь.

Как отмечено, главой Комитета Совета Федерации по международным делам Г. Карасиным: «в соответствии с заявлениями международных экспертов сейчас финансовые организации, работающие на принципах исламского банкинга, действуют в 105 странах, а их

совокупный актив составляет более двух триллионов долларов» [1]. Таким образом, исламское право получило широкое распространение.

Согласно общей концепции шариата запрещено финансирование проектов, которые могли бы нанести вред людям и послужить причиной социальной несправедливости. Исламское право направлено на реализацию поддержания реальных отраслей экономики, стабилизацию финансового и товарного рынка и воплощение в жизнь устойчивой и этической модели развития бизнеса. Речь идет, в первую очередь, о возможности предотвращения создания противозаконных деяний, которые порой имеют вид благочестия, но сути являются противоправными. Такие деяния могут быть пресечены в превентивном порядке и это наиболее благородная и важная цель деятельности. Как справедливо указывали И. Тенберг, А.Д. Рудоквас, Д.Я. Примаков: «... в исламском праве основной акцент в регулировании делается не на контроле правомерности действий участников оборота ex post т.е. уже после совершения ими юридически значимых действий, правомерность которых становится предметом судебного разбирательства по инициативе заинтересованного лица, а на их контроле ex ante - еще до их совершения» [2].

В настоящее время речь идет о внедрении в российское законодательство элементов исламского права, в основе которого лежит принцип, заключающийся в запрете ростовщичества, что диктует создание своеобразной системы правоотношений. Для мусульман не приемлемы стандартные кредиты, депозиты и другие банковские продукты, предполагающие получение ссудных процентов.

Исламское право устанавливает ряд принципиальных подходов к финансированию, в частности запретов и ограничений. Так, запрещена выплата процентов по займам, кредитам и депозитам. Установлен запрет на некоторые виды сделок с производными финансовыми инструментами. Например, не допускаются к обороту процентные свопы, которые активно используются в спекулятивных операциях и являются производными финансовыми инструментами в форме соглашения между сторонами об обмене периодическими процентными выплатами по некоторой определенной сумме установленного номинала, называемого условным номиналом. Изначально процентные свопы использовали для хеджирования процентного риска, однако со временем их стали активно использовать и в спекулятивных операциях, что привело к тому, что процентные свопы стали одним из ликвидных и популярных инструментов на мировом финансовом рынке. Но исламский банкинг не допускает использование таких инструментов.

Под запретом также фьючерсы. Финансовые институты инвестируют только в производство реальных продуктов. При этом обязательна идентификация реальных активов, лежащих в основе сделок. Финансирование любой нематериальной продукции запрещено.

Установлен общий запрет на спекуляцию, в том числе с ценными бумагами, что объясняется высоким риском потерять вложения клиентов.

Шариат запрещает финансировать следующие виды деятельности, поскольку они могут причинить вред людям:

- производство оружия и боеприпасов;

- изготовление и сбыт наркотических средств;

- производство и продажа табака и алкогольной продукции;

- предпринимательство в области азартных игр;

- производство продуктов из мяса животных, которые умерли своей смертью, в том числе из свинины.

В финансовом секторе установлен принцип разделения получения прибыли и рисков причинения убытков между финансовой организацией и клиентом по совершаемым сделкам. «.Такую деятельность именуют еще и термином «партнерский банкинг», который представляет собой финансовую деятельность по обслуживанию предпринимательской деятельности, сопряженную с разделением доходов и рисков между кредитором (инвестором) и получателем кредита» [3].

Исламское право позволяет любой финансовой организации заниматься исламским банкингом на следующих условиях:

- управление организации, осуществляющей деятельность, связанную с исламским банкингом, должно быть отделено от обычной управленческой деятельности финансовой организации;

- все финансовые инструменты должны соответствовать принципам шариата;

- бухгалтерский учет должен вестись отдельно от бухгалтерского учета деятельности, не связанной с соблюдением принципов шариата.

Основными институтами финансирования признаются: финансирование плюс затраты -мурабаха (тигаЬаЪа^, лизинг - иджара (1)ага^, партнерское финансирование в совместное предприятие - мушарака (musharakah), трастовое финансирование - мудараба (mudarabah).

Одним из самых древних и исторически сложившихся операций, характерных для исламского права, является мурабаха, суть которой заключается в финансировании торговых операций. По обращению клиента банк осуществляет следующею сделку: приобретает для перепродажи определенный товар, осуществляет организацию продажи и в случае необходимости хранение и/или перевозку. Товар перепродается банком клиенту, а его цена подвергается наценке, которая заранее была оговорена в договоре. В данном случае доходом банка является не процент за пользование деньгами, а наценка. Клиент вправе погасить сумму, оговорённую в договоре, определенными частями постепенно или единовременно в любое время. Данный институт подвергается видоизменениям в зависимости от правовой системы страны, в которой совершается сделка.

Такой инструмент, как иджара, в целом схож с лизингом, существующим в современном бизнесе многих стран. На основании соглашения с клиентом банк покупает необходимое клиенту недвижимое и/или движимое имущество и сдаёт его клиенту в лизинг. Лизинговые платежи, их фиксация, а также продолжительность лизинга согласуются сторонами. Вместе с тем, в стандартной ситуации при лизинге лизингополучатель несёт издержки, связанные со страховкой, амортизацией имущества и налогами. В рассматриваемом соглашении эти издержки несёт лизингодатель. В соглашениях среднесрочного и долгосрочного характера иногда предусмотрена продажа банком клиенту права пользования своей собственностью и доходами от неё.

При использовании инвестиционного инструмента мушарака (совместное предприятие) банк и клиент подписывают соглашения о партнёрстве, согласно которому стороны обязуются совместно финансировать проект. Стороны предусматривают пропорции при распределении полученной прибыли от предпринимательской деятельности, а также оплату возможных потерь. Банк вправе заранее выплатить клиенту часть предполагаемой прибыли. Иногда заключаются многосторонние соглашения и в управлении могут участвовать, как каждая из сторон, так и назначенный управляющий.

Мудараба (трастовое финансирование) - это соглашение, в рамках которого одна из сторон полностью осуществляет требуемые денежные инвестиции в проект, а другая - обеспечивает управление путем предоставления своих опыта и знаний, необходимых для реализации управления инвестиционным проектом. В соглашении заранее фиксируются соотношение причитающихся долей при распределении прибыли. По сути это трастовое финансирование. В рамках реализуемого проекта юридическое лицо вправе при наличии разрешения банка направлять полученные от банка денежные средства на цели, не предусмотренные соглашением для реализации проекта, а также привлекать иные источники финансирования.

Если обратиться к опыту правового регулирования исламских финансовых инструментов в зарубежных странах, то безусловно значимым является законодательное регулирование Малайзии, в которой действуют: Закон о финансовых инструментах 2013 г., регулирующий банковскую систему; и Закон об исламских финансовых услугах 2013 г., устанавливающий аналог регламентации применительно к сектору исламских финансовых инструментов. Таким образом, имеет место определенный дуализм финансовой системы, т.е. наряду с традиционной банковской системой работает исламская банковская система.

Заслуживает внимания также опыт ОАЭ, где в основе правового регулирования лежат Федеральный закон от 1985 г. № 5 «О гражданских сделках» (Гражданский кодекс ОАЭ) и Федеральный закон от 2018 г. .№14 «О Центральном банке и организации финансовых учреждений и финансовой деятельности». Согласно Конституции ОАЭ, главный инструментом правового регулирования является шариат.

В европейских странах есть также правовое регулирование исламских финансов. Весьма распространенной является практика их применения во Франции, где с учетом концепции свободы договора не требуется никаких конкретных поправок к французским правовым нормам для учета

исламских сделок. Апеллируя к общим принципам свободы договора «соглашение действительно для тех, кто их заключил». Для осуществления деятельности на территории Франции исламским банкам нужно получить лицензию на банковскую деятельность от Управления по пруденциальному надзору Франции.

Исламские институты реализуются с учетом норм французского законодательства следующим образом:

- мурабаха, финансирование плюс затраты - через существующий во французском праве договор о затратах плюс прибыль, при котором банк приобретает право собственности на актив от третьей стороны, а затем передает право собственности клиенту;

- иджара - через финансирование, при котором сначала клиент приобретает право собственности, а затем (после вступления в финансирование иджара) собственность переходит к банку. По истечение срока аренды право собственности должно вернуться к покупателю (при условии, что контрагент выполнит свои обязательства по иджаре);

- мушарака - через соглашение о совместном предприятии;

- мудараба, трастовое финансирование - через партнерство, разделяющее ответственность за капиталовложения и управление в форме товариществ с ограниченной ответственностью.

Лидером среди членов СНГ по внедрению исламского банкинга стал Казахстан, где операции банкинга были установлены еще в 2009 году. Аналогичные услуги начали предоставляться в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.

Как было указано в документе для общественного обсуждения «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях», подготовленном Банком России (Москва, 2022), «в изменившихся условиях может усилиться роль партнерского финансирования как одного из источников ресурсов для экономического развития». Законодательство Российской Федерации не запрещает предоставление услуг по партнерскому финансированию, но оказание подобных услуг затруднено из-за отсутствия специального законодательного регулирования. Для развития рассматриваемого направления финансовой деятельности сначала планировалось проведение эксперимента в таких регионах Российской Федерации, как Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Татарстан и Чеченская Республика. От успешного проведения указанного эксперимента зависело создание возможно благоприятных условий для партнерского финансирования на всей территории Российской Федерации, что способствовало задачам экономического развития страны и привлечению зарубежных инвестиций из стран, являющихся членами Организации исламского сотрудничества. Создание условий для реализации проекта актуально в условиях возрастающего санкционного давления недружественных государств.

В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации готовятся к рассмотрению два внесенных законопроекта по установлению партнерского взаимодействия между Россией и исламскими странами.

Так, подготовлен проект федерального закона №2 198584-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации» (далее-законопроект). В нем закладываются правовые основы для развития на российском финансовом рынке партнерских финансовых инструментов для международных инвесторов, уделяющих внимание этическим и религиозным аспектам инвестирования. Речь идет, прежде всего, об исламском банкинге, предполагающем отсутствие каких-либо процентных доходов, а также запрет на финансирование определенных секторов экономики: производство и продажа табака и алкогольной продукции, предпринимательство в области азартных игр и др. Осуществление указанной финансовой деятельности по обслуживанию предпринимательства подразумевает разделение доходов и рисков между кредитором и получателем капитала, т.е. установление партнерских отношений.

С учетом существующей банковской системы и всего финансового сектора России и предполагаемой системой, создаваемой на основе исламских правовых, представляется, что в будущем финансовая система будет состоять финансово-кредитного и инвестиционно-доверительного секторов. Законопроектом устанавливаются основные принципы экспериментального правового режима осуществления деятельности по партнерскому финансированию и перечень лиц, которые вправе приобрести статус участника такого режима.

Согласно законопроекту, Банк России принимает решение о внесении сведений о юридическом лице в реестр участников экспериментального правового режима на основании их заявлений и прилагаемых документов, основные требования к которым определяются нормативными актами Банка России.

Совершение следующих операций и сделок предоставляется участникам экспериментального правового режима при осуществлении деятельности по партнерскому финансированию:

- предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам без взимания вознаграждения в виде процентов;

- привлечение денежных средств путем заключения договоров партнерского инвестирования;

- привлечение денежных средств и (или) иного имущества в виде участия в капитале участника экспериментального правового режима;

- финансирование физических и юридических лиц путем заключения договоров купли-продажи движимого и недвижимого имущества с условием о рассрочке платежа или на основе заключенных договоров лизинга;

- финансирование деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и/или на условиях партнерства;

- предоставление поручительств и других видов обеспечения исполнения обязательств;

- иные операции и сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В первую очередь, следует отметить, что в законопроекте не получил регламентации вопрос о содержании договора партнерского инвестирования, связанный, прежде всего, с условиями, обеспечивающими защиту прав лиц, передающих денежные средства участнику экспериментального правового режима, с чем вряд ли можно согласиться.

Правда, подразумевается разделение рисков между финансирующей и принимающей сторонами. При этом участник экспериментального правового режима и (или) клиенты по договору партнерского инвестирования приобретают право общей долевой собственности на имущество, полученное за счет их денежных средств. В законопроекте предусмотрено обязательное обособление имущества, привлеченного и размещенного участником экспериментального правового режима, от иного имущества, привлекаемого и размещаемого в рамках иной деятельности. Однако представляется, что этого недостаточно.

Законопроект устанавливает минимальные требования к размеру собственных средств (капитала) участника экспериментального правового режима, не являющегося кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, на срок проведения эксперимента. Внесение в уставный капитал заемных средств и имущества, находящегося в залоге, запрещена. Не допускается также оплата уставного капитала путем зачета требований. Предусмотрено лишь одно исключение из указанного правила: возможно внесение в уставный капитал денежных требований о выплате объявленных дивидендов в денежной форме.

Поскольку лицо, приобретшее статус участника экспериментального правового режима, становится лицом с правами и обязанностями организации партнерского финансирования, то одной из групп его обязанностей становится обязанность поднадзорного субъекта Банка России.

При этом законопроект наделяет Банк России полномочиями по принятию соответствующих нормативных актов, регламентирующих процедуры надзорной деятельности, а также полномочиями по осуществлению самого надзора (внесение сведений о юридическом лице в реестр участников экспериментального режима, отказ во внесении сведений о юридическом лице в реестр участников экспериментального режима, регулирование деятельности участников экспериментального режима и надзор за соблюдением ими требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России).

На этом основании возникают вопросы не только об использовании режима регулирования, но и режима надзора, включая применение мер воздействия. В частности, требует уточнения предусмотренная в законопроекте (статья 11) мера воздействия, заключающаяся в предписании Банка России об ограничении деятельности участника экспериментального правового режима. Необходимо конкретизировать содержание подобного ограничения и срок его действия с учетом ранее принятых такой организацией обязательств по участию в партнерском финансировании.

При предварительном обсуждении положений законопроекта в различных публикациях по этому поводу в прессе предполагалось, что рассматриваемые услуги будут оказываться некредитными финансовыми организациями. В законопроекте предусмотрено, что статус участника экспериментального правового режима вправе приобрести кредитная организация, некредитная финансовая организация, юридическое лицо, зарегистрированное в форме потребительского общества, фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества. Представляется, что указанная формулировка представляет неоднородное перечисление коммерческих и некоммерческих организационно-правовых форм, а также включение в список юридических лиц в различных сферах деятельности. Полагаем, что целесообразно скорректировать указанный перечень.

Осуществление предусмотренных в законопроекте сделок и операций требуют определенной квалификации работников при создании финансовых инструментов. Предлагаемое законопроектом регулирование предполагает возложение на Банк России дополнительных функций по регулированию и надзору за деятельностью участников эксперимента, что может повлечь возникновение дополнительных кадровых и финансовых издержек. Кроме того, в связи с отсутствием у участников эксперимента компетентных кадров, готовых работать с новыми финансовыми продуктами, нельзя исключить возникновения нарушений законодательства Российской Федерации. В связи с вышеуказанным полагаем, что в период эксперимента следует ограничиться такими участниками экспериментального правового режима, как кредитные организации и некредитные финансовые организации, осуществляющие деятельность на финансовых рынках, регулируемую на протяжении многих лет Банком России.

Несмотря на то, что российское законодательство не запрещает предоставления услуг партнерского финансирования или аналогичных инструментов, но четко описанная терминология отсутствует. В некоторых случаях оказание этих услуг может быть затруднено без специального регулирования.

В законопроекте указано, что финансирование физических и юридических лиц осуществляется путем заключения договоров купли-продажи движимого и недвижимого имущества с условием о рассрочке платежа или договоров лизинга. Поскольку исходя из контекста можно сделать вывод о том, что речь идет о финансировании в качестве торгового посредника, то целесообразно уточнить формулировку. В России есть запрет на осуществление торговой деятельности для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций. Соответственно необходимо внести соответствующие коррективы в законодательство.

В частности, представляется целесообразным внести следующие изменения в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», дополнив его предложением следующего содержания: «Ограничения на занятие торговой деятельностью не распространяется на участников экспериментального правового режима при осуществлении деятельности по партнерскому финансированию в соответствии с федеральными законами.». Далее статью 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» необходимо дополнить новой частью 2 следующего содержания: «Некредитные финансовые организации вправе осуществлять деятельность участника экспериментального правового режима в рамках осуществления деятельности по партнерскому финансированию в соответствии с федеральными законами».

До внесения изменений в банковское законодательство ряд российских банков начал осуществлять в рамках действующей нормативной базы операции, сходные с исламским банкингом. В случае, когда банки стали кредитовать приобретение недвижимости, они действовали через торговые организации. После подачи клиентом заявки на получение кредита и одобрения его предоставления кредитным комитетом банка денежные средства направлялись в торговую организацию, которая выкупала недвижимость у продавца и с наценкой по договору купли-продажи продавала ее клиенту. Но такие операции не получили широкого распространения, так как повлекли за собой их удорожание, а, следовательно, сделали менее конкурентными, чем привычные в России банковские продукты. Из этого следует, что исламские инструменты в России могут быть востребованы только после внесения необходимых изменений в законодательство.

Как указано в части 1 статьи 3 законопроекта, деятельность по партнерскому финансированию состоит в совершении определенных сделок. При этом участники эксперимента

не вправе совершать в рамках осуществления этой деятельности указанные сделки за пределами территории эксперимента (часть 7 статьи 3). Целесообразно было бы уточнить содержание данного запрета (речь идет о заключении таких сделок только на территории проведения эксперимента, должен ли объект сделки находиться на территории эксперимента, могут ли быть участниками сделки только лица, проживающие или находящиеся на территории эксперимента и т.д.). Встает также весьма непростой вопрос о том, что, если финансирование осуществляется через филиал или дополнительный офис московского банка, расположенного допустим в Казани, то можно ли считать, что требования о территории эксперимента соблюдены. В проекте также не определены последствия нарушения такого запрета.

Вопрос о требованиях к капиталу участников экспериментального режима понимался в Государственной Думе Российской Федерации, были предложения увеличить размер капитала с 10 млн. до 25 млн. рублей с 1 января 2024 года, однако по информации в прессе в Государственной Думе Российской Федерации считают целесообразным увеличение до 15 млн. рублей.

Законопроект предусматривает ограничения деятельности участников эксперимента, а именно: им запрещено финансировать производство и реализацию табака, алкогольной продукции, производство оружия и боеприпасов, предпринимательство в области азартных игр. Полный запрет установлен на взимание вознаграждения в виде ссудного процента.

Поскольку Россия - многоконфессиональное светское государство с вековыми собственными традициями, процесс отказа от взимания и выплаты процентов требует времени и комплексного подхода. В связи с этим представляется возможным впоследствии разделить два финансовых сектора: кредитно-расчетный и инвестиционно-доверительный. Но дальней регламентация данного дуализма целесообразна с учетом опыта предполагаемого эксперимента.

В начале декабря 2022 г. продукты, аналогичные исламскому банкингу, уже начали тестироваться в «Сбер», открыв специальный офис в Казани. Как сообщали тогда в кредитной организации, в банке представлены продукты партнерского финансирования: мудараба, халяльные инвестиционные инструменты (высоколиквидные инвестиции в соответствии с нормами шариата), поручительства, а также расчетно-кассовое обслуживание.

Представляется, что вопрос относительно перечня экспериментальных регионов решен не окончательно, поскольку на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится еще один законопроект в области партнерского финансирования: проект федерального закона № 329003-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отношении участников специальной военной операции» (далее - проект), внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым и М.Г. Делягиным. Проектом предлагается установить экспериментальный правовой режим осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отношении лиц, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской области, а также в отношении юридических лиц, совокупная доля названных физических лиц в капитале которых превышает 50%. При этом в проекте указано, что экспериментальный правовой режим осуществления деятельности по партнерскому финансированию устанавливается на всей территории Российской Федерации. Текст проекта во многом аналогичен принятому в первом чтении проекту федерального закона № 198584-8 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации». Если не будет принято решение об объединении двух законопроектов, что было бы логичным, то, целесообразно установление в двух законопроектах определенного единообразия в регулировании территории эксперимента при внедрении принципов партнерского финансирования.

Представляется в целом, что ограничение территории проведения эксперимента вряд ли оправдано. Так, Москва традиционно является участником различного рода проводимых экспериментов, создающих условия развития экономики Российской Федерации. Духовное управление мусульман Российской Федерации находится в Москве, а также Московский исламский институт, осуществляющий обучение по программам высшего образования.

Москва - центр международной торговли и расчетов. Здесь сосредоточены основные элементы инфраструктуры финансового рынка России. Национальный расчетный депозитарий (НРД) расположен в Москве и является инфраструктурной основой экосистемы финансового рынка. Обладая статусом центрального депозитария Российской Федерации, НРД осуществляет обслуживание российских и иностранных ценных бумаг. НРД является активным членом международного сообщества. Интеграция в глобальную финансовую систему, мосты взаимодействия с иностранными депозитариями обеспечат клиентам эффективную работу на зарубежных рынках. Необходимые квалифицированные кадры московских компаний имеют опыт работы со сложными финансовыми инструментами. В период кризисных явлений в экономике наименее затратным представляется привлечение к эксперименту готовых специалистов.

В связи с вышеуказанным предлагается не ограничиваться какими-либо перечнями субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается введение экспериментального правового режима осуществления деятельности по партнерскому финансированию.

Литература и источники

1. Карасин Г.// https://www.pnp.ru/economics/karasin-rasskazal-o-sovokupnom-aktive-organizaciy-islamskogo-bankinga.html

2. Тенберга И., Рудоквас А.Д., Примаков Д.Я. Правовая природа деятельности исламских банков // Закон. 2021. №6.

3. Шахназаров Б.А. Правовое регулирование исламских финансовых инструментов в современных условиях // Банковское право. - 2021. - № 3.

4. Иванов О.М. Регулирование партнерского финансирования: правовой эксперимент и его участники // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2023. №1.

5. Михеева И.Е. Правовые особенности договора мудараба по исламскому праву // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3.

6. В России хотят провести эксперимент по внедрению исламского банкинга в ряде регионов. 26.09.2022 // https:advgazeta./ru/novosti

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Михрина Е. Исламские банки в России: принципы работы, отличия и перспективы развития» // https: vsezaimyonlin.ru/reviews/islamskie-banki.html

8. Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях», документ для общественного обсуждения / Центральный Банк Российской Федерации. М., 2022.

References and Sources

1. Karasin G.// https://www.pnp.ru/economics/karasin-rasskazal-o-sovokupnom-aktive-organizaciy-islamskogo-bankinga.html

2. Tenberga I., Rudokvas A.D., Primakov D.Ya. Pravovaya priroda deyatel'nosti islamskih bankov // Zakon. 2021. №6.

3. Shahnazarov B.A. Pravovoe regulirovanie islamskih finansovyh instrumentov v sovremennyh usloviyah // Bankovskoe pravo. - 2021. - № 3.

4. Ivanov O.M. Regulirovanie partnerskogo finansirovaniya: pravovoj eksperiment i ego uchastniki // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2023. №1.

5. Miheeva I.E. Pravovye osobennosti dogovora mudaraba po islamskomu pravu // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2017. № 3.

6. V Rossii hotyat provesti eksperiment po vnedreniyu islamskogo bankinga v ryade regionov. 26.09.2022 // https:advgazeta./ru/novosti

7. Mihrina E. Islamskie banki v Rossii: principy raboty, otlichiya i perspektivy razvitiya» // https: vsezaimyonlin.ru/reviews/islamskie-banki.html

8. Finansovyj rynok: novye zadachi v sovremennyh usloviyah», dokument dlya obshchestvennogo obsuzhdeniya / Central'nyj Bank Rossijskoj Federacii. M., 2022.

ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАЙЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (vildanovamarina@mail.ru). VILDANOVA MARINA M. - PhD in Law, Lead Researcher, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (vildanovamarina@mail.ru).

УДК 347.45:368.91 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-108-113

ПУСУРМАНОВ Г.В. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОЛЕВОГО

СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ

Ключевые слова: законопроект, долевое страхование жизни, страхование жизни с инвестиционной составляющей.

В статье анализируются проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», которым предусмотрено введение в российское законодательство нового вида страхования - долевое страхование жизни. Обращается внимание на достаточную распространенность данного вида страхования жизни в зарубежных странах и его принципиальные отличия от накопительного страхования жизни и инвестиционного страхования жизни (участия в инвестиционном доходе), которые в настоящее время активно используются российскими страховыми организациями в России. На основе выявленных недостатков законопроекта делается вывод о преждевременности введения такого вида страхования в Российской Федерации.

PUSURMANOV, G.V. LEGAL AND SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF SHARED LIFE INSURANCE

Key words: draft law, shared life insurance, life insurance with an investment component

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.